Дом на японском языке
Для использования в других целях, см Минка (значения) .
Gassho-дзукури
-styled
Минка
дом в деревне Сиракава , префектура Гифу
Минка
( ., букв. «Дом народа») — это местные дома, построенные в одном из нескольких традиционных японских строительных стилей . В контексте четырех подразделений общества ,
Минка
были жилища крестьян, ремесленников и торговцев (т.е. три не- самурай каст ). Такой коннотации больше нет в современном японском языке, и любое традиционное жилище в японском стиле подходящего возраста можно было бы назвать
Минка
.
Минка
отличается своей основной структурой, конструкцией крыши и формой крыши.
Минка
развивалась на протяжении всей истории с отличительными стилями, появившимися в период Эдо .
Типы [ править ]
Крыша в стиле гассё Гассё-дзукури в ремонте
Термин минка
буквально означает дома людей. Он охватывает дома, в которых проживали самые разные люди, от фермеров до деревенских старост, торговцев и самураев низкого уровня. [1]
Минка бывает
самых разных стилей и размеров, в основном из-за различных географических и климатических условий, а также образа жизни жителей. Обычно они попадают в одну из четырех классификаций: фермерские дома
нока
(農家), городские дома
мачия
(町 屋) , жилища рыбаков
гёка
(漁家) и горные жилища
санка
(山 家) . [2]
В отличие от других форм японской архитектуры (например, стиля сукия (数 寄 屋) ), для минка первостепенное значение имеет структура, а не план. [3] Минка разделена на основные стойки, которые образуют основной каркас и несут структурную нагрузку здания; второстепенные столбы располагаются в соответствии с функциональным расположением плана. [4]
Несмотря на большое разнообразие норки
, существует восемь основных форм:
- «Перевёрнутая буква U» состоит из двух вертикальных стоек, закрепленных наверху горизонтальной балкой; затем эти блоки можно соединить с помощью боковых балок. Балку можно прикрепить к верхней части стойки либо опираясь на нее, либо через паз и шип . Этот последний метод часто встречается в минке на острове Сикоку . [3]
- «Лестница» имеет стойки и балки, соединенные с балками большего размера, включая балки, расположенные ближе к уровню фундамента . Эта форма конструкции возникла в таунхаусах периода Эдо . Система допускает нерегулярное размещение столбов и, следовательно, обеспечивает гибкость в плане. [3]
- В «зонтичном» стиле от центральной стойки исходят четыре луча. Эти стойки располагаются в центре квадрата, а не в углах. Минка этого типа часто встречается в префектуре Сига . [5]
- «Крест» состоит из двух балок, расположенных под прямым углом друг к другу, со стойками в центре сторон. Он часто используется для очень маленьких норок, у которых нет других столбов, установленных в пространстве, или для больших минков в области с земляным полом. Этот стиль чаще всего встречается в префектурах Сига и Фукуи .
- «Параллельные кресты» встречаются в префектуре Сидзуока и занимают площадь 5 на 10 метров. Эта система удваивает «крестовую» конструкцию с двумя крестами и восемью столбами.
- «Коробчатая» конструкция соединяет четыре или более стоек и балок, образуя коробчатую конструкцию. Он был изобретен в период Эдо и его можно найти в префектурах Тояма и Исикава . [6]
- «Связанную коробку» можно найти в Киото и Осаке .
- «Подъемные балки» — это форма, которая позволяет лучше использовать второй этаж. Он использует балки, которые поднимаются от столбов к второстепенному гребню, который находится ниже гребня, образованного стропилами. [7] Фермерские дома с соломенной крышей, основанные на конструкции «поднимающейся балки», можно разделить на четыре основных типа. Yojiro-гуми
и wagoya (和小屋) встречаются редко. Последний из них,
вагоя
, популярен в домах
мачия
. Гораздо более распространены сасу (扠 首) (также известный как гассё (合掌) ) и типы
одачи
. [8] [9]
В стиле одачи
есть стропила, перекладины и короткие вертикальные стойки для поддержки конька. Исторически сложилось так, что эти столбы простирались до земли, в результате чего ряд столбов тянулся вниз по центру дома и разделял его. Хотя их можно было разместить в планировке главного дома, они были непрактичны в зоне входа с земляным полом, поэтому их не использовали, а вместо них использовали специальную балочную конструкцию. [10] Этот стиль широко использовался до периода Эдо, когда произошел переход к стилю
сасу
(хотя оба типа использовались с исторических времен). [11]
Стиль сасу
— это более простая треугольная форма с парой стропил, соединенных вверху, чтобы поддерживать столб конька. Концы этих стропил были заострены, чтобы входить в отверстия в пазах на обоих концах перекладины. [9] Поскольку эта система не полагается на центральные стойки, она оставляет более свободный план, чем стиль
одачи
. [10]
Храмовая архитектура Японии
Первые японские культовые постройки появляются ещё в древности. В Средние века активно строятся синтоистские и буддийские святилища и монастыри. Большое влияние на храмовую архитектуру Японии оказал Китай.
Синтоизм
Синтоизм – традиционная древняя японская религия, основанная на поклонении духам умерших. Для постройки культовых сооружений – ворот, небольших храмов – использовались природные материалы: необработанное неокрашенное дерево (чаще всего кипарис) для стен, трава для крыши. Часовни-синто приподняты над землёй, закреплены на врытых в землю сваях. Двухскатная плоская крыша выходит за периметр здания. Вокруг главного помещения расположены веранды. Синтоистские монастыри – комплекс симметрично расположенных построек.
В синтоистском святилище обязательно выделяют следующие детали:
- Тории – бесстворчатые П-образные ворота оранжевого или красного цвета. Они символизируют переход между миром людей и духов.
- Комаину – охранные статуи стилизованных львов или собак по бокам от входа.
- Источник с очищающей водой для мытья рук и полоскания рта перед входом в часовню.
- Главный зал со святыней, зал для молитв и подношений.
- Сцена для спектаклей театра но.
Самый старый из синтоистских храмов находится в Исэ на острове Хонсю. Он посвящён богине Солнца.
Храм Исэ-дзингу
Буддизм
Буддизм приходит в Японию из Китая примерно в VI–VII вв. н. э. и приносит новые архитектурные формы:
- каменный фундамент;
- выгнутые крыши с поднятыми углами;
- яркие цвета;
- декоративные детали: резьба, росписи, лакировка, позолота.
Для буддийского храма главное – не симметрия, а слияние с природой. На это нацелены легкие, плавные линии, водоемы, сады камней и т. д. Обычно в храмовый комплекс входят:
- ограда с воротами;
- главный храм;
- помещение для проповедей;
- колокольная башня;
- сокровищница;
- книгохранилище;
- многоярусная сужающаяся пагода в 3–5 этажей.
Монастыри Тодай-дзи (VIII в. н. э.) и Хорю-дзи (VII в. н. э.) – самые известные буддийские храмовые сооружения.
Монастырь Тодай-дзи
Дизайн плана этажа [ править ]
Декоративные выступы на коньке соломенной крыши
Было два основных метода разметки плана минки. В методе кёма (京 間) используется татами (畳) стандартного размера , в то время как метод инакама (田 舎 間) основан на расстоянии между столбцами. [12]
Метод кёма
хорошо
подходит
для минка без центральных колонн, поскольку циновки и раздвижные перегородки ( фусума (襖) и сёдзи (障 子) ) могут быть основаны на стандартном размере. В основном он использовался в производстве минка на востоке Японии. [13] Этот метод имеет свои недостатки при использовании со стойками, потому что вариации в ширине стойки могут затруднить предварительное изготовление раздвижных перегородок. [12]
Метод инакама
основан на расстоянии между центром одного столба и центром столба, прилегающего к нему, и в основном он использовался на восточной стороне Японии. [13]
Общая конструкция [ править ]
Черепичный удацу,
выступающий над крышей
Размер, конструкция и украшение норки зависели от ее местоположения, климата и социального статуса ее владельца. [14]
Минка находилась под влиянием местных строительных технологий и была построена из материалов, которые были в изобилии в непосредственной близости. Например, минка в Сидзуока использовала обильное количество бамбука для крыш, карнизов, дверей и полов. Когда тростник мискантуса было трудно достать для соломенных крыш, вместо него использовалась черепица; в вулканических районах вместо глины для стен использовали камыш или доски. [15]
Климат оказал влияние на строительство: в Киото в поздние периоды Хэйан и Муромати крыши были покрыты тонкой деревянной черепицей, поэтому владельцы кладут сверху камни, чтобы черепица не улетела ветром. [16]
О социальном статусе хозяина минки говорили
размеры и сложность постройки. Для соломенной крыши
Минка
количество скрещенных деревянных элементов (umanori (馬乗り) ) или пучки мискантус камыша вдоль хребта являются хорошим показателем важности статуса владельца в деревне. [17] Что касается мачия, присутствие и сложность (удацу (卯 立) ) — стены, которая выступает над линией крыши — имеет аналогичный статус.
Udatsu
унаследовал функцию перерыва огня, но изначально это был метод установления степени владения в длинных террасах рядных домов. [18]
В ходе эволюции минка таунхаусы мачия
постепенно меняли свою конструкцию ,
переходя
от скоропортящихся и легковоспламеняющихся материалов к более прочным. Соломенные крыши заменили черепицей, а открытые бревна покрыли слоями глиняной штукатурки. [19]
Минка, принадлежащая людям с более высоким социальным статусом, стала включать элементы стиля сёин , особенно в жилых комнатах. Типы включенных элементов были ограничены законами о роскоши, чтобы сохранить строгие классовые различия. [1]
Японское традиционное деревенское жилище
Традиционно в Японии минка – это жилище крестьян и ремесленников. То есть, это жилище не очень богатой части японского общества. А когда нет денег, то из чего строить своё жильё? Понятно, что из подручных материалов, которые можно было добыть поблизости.
Климат Японии, находящейся на островах, довольно мягкий. Влияние муссонов делает его тёплым и влажным. Исключение составляет лишь остров Хоккайдо, самый северный из четырёх крупнейших островов японского архипелага. На нём зимой выпадает снег и иногда лежит довольно продолжительное время.
В центральной и южной Японии температура даже зимой очень редко бывает ниже нуля. А снег, если и выпадает, то тут же тает. Летом же температура достигает 28 – 30 градусов по Цельсию. В сочетании с высокой влажностью бывает довольно душно.
И ещё один значимый фактор повлиял на жилище японцев. Японские острова находятся в очень активной тектонической зоне. Океаническая плита подползает под материковую как раз в зоне японского архипелага. Поэтому здесь часты землетрясения и разрушения.
Вот в таких условиях и появился минка. Он отвечал всем перечисленным требованиям основного жителя Японии – крестьянина и ремесленника. Зимой не очень холодно — не нужно сильно обогревать. Летом душно – нужно часто проветривать.
Материалов на строительство необходимо минимум и не очень дорогие, местного происхождения. В случае разрушения землетрясением, дом можно легко восстановить. В конце концов и появился дом минка. Как и традиционные жилища других народов, он соответствовал условиям окружающей природы.
Кровля [ править ]
Дома минка
гассё-дзукури в Гокаяме, окруженные снегом.
Для норки можно выделить четыре типа формы крыши. У большинства мачия
есть остроконечные
крыши киризума
(切 妻) , покрытые гонтом или черепицей и наклоненные вниз по обе стороны от дома. У большинства
нока
есть либо соломенные шатровые крыши в стиле
ёсемунэ
(寄 せ 棟) , которые наклонены вниз с четырех сторон, либо более сложная
крыша иримоя
(入 母 屋) с несколькими фронтонами и комбинацией соломенных секций и секций,
покрытых галькой
. Наконец,
hogyo
(方形) также наклоняется в четырех направлениях, но имеет более пирамидальную форму. [20]
Основной целью придания формы крышам из норки
было приспособление к обильным осадкам, выпадающим во многих частях Японии. Круто остроконечная крыша позволяет дождю и снегу падать прямо, предотвращая попадание воды через крышу в дом и, в меньшей степени, не дает соломе намокнуть и начать гнить. [20] [21]
На пике и других местах, где сходились секции крыши, были добавлены украшения. Соломенные крыши имели бы обрезанные или поперечные слои соломы, бамбуковых шестов или деревянных досок. [20] Черепичные крыши имеют множество декоративных пластин на концах конька, например, сачи
(鯱) (рыба). [22] У них также были круглые пластины на концах плитки у карниза, называемые
гато
(瓦当), которые помогали отводить дождь. [23]
Интерьер фермы [ править ]
Ирори
(囲 炉 裏)
Jizai каги
очаг крюк с рыбой образного противовесом
Глубокий карниз крыши фермерского дома помог защитить интерьер от проливного дождя. Они не дают солнцу проникать внутрь летом, а низкие солнечные лучи согревают дом зимой. Часто есть веранда с деревянным полом ( энгава
(縁 側 или 掾 側) ) вокруг дома под карнизом и защищенная снаружи штормовыми ставнями. В местах с сильным снегопадом за верандой может быть заниженная земляная площадка, дополнительно защищенная ставнями, которые помогают предотвратить попадание снега внутрь. [24]
Внутри минка
обычно делится на две части: пол из уплотненной земли, называемый
домом
(土 間) (предшественник
генкан
), и фальшпол (обычно на
высоте
около 20 дюймов (50 см) над уровнем
дома.
), называемый
хирома
(広 間) , а в более крупных и богатых домах — область или набор комнат, покрытых татами или циновками
муширо
, называемыми
дзасики
(座 敷) . [25] В больших фермерских домах иногда была приподнятая внутренняя веранда с деревянным полом (
хиросики
(広 敷)), разделявшие
зону дома
и
татами
. [1] В старых домах, таких как дом Ёсимура 17-го века, эта разделительная зона была шириной до 2,5 м, и, по-видимому, в ней спали слуги. [26]
Фальшпол часто включал в себя встроенный очаг, называемый ирори (囲 炉 裏) . Над заполненным золой очагом висел чайник, подвешенный к потолку на регулируемом крючке для очага, сделанном из дерева, металла и бамбука. Этот дзидзай каги
(自在 鈎) можно было поднимать или опускать в зависимости от количества необходимого тепла, и он часто имел форму декоративных рыб или лезвий. [27] В доме не было трубы, и дым от
ирори
поднимался через крышу,
сушил
тростник и отпугивал насекомых.
irori
был центром общения в доме, где собиралась семья, чтобы поболтать и поесть, и это было уютное место, где можно было спать. [28]
Хотя существует много возможного расположения комнат в доме, одна из наиболее распространенных, называется yomadori
(四間取り) , состоят из четырех комнат в фальшполе части дома, примыкающих к
Doma
. [25] Планировка и размер этих комнат были сделаны более гибкими с использованием раздвижных перегородок
фусума
и
сёдзи
. [29]
Социальный статус владельца дома определял условности их социальных отношений в доме. Например, люди с самым низким рейтингом будут сидеть на земном полу, в то время как те, кто выше них, будут сидеть на хиросики,
а те, кто выше них, — на
татами,покрытых
полом внутренних комнат. Почетные гости садились рядом, спиной к токономе (床 の 間) . [30] Требования общественного этикета распространялись и на семью, и вокруг очага были предусмотрены определенные места для сидения (
ёкоза
(横 座) ). [31]
Японский стиль
Конечно, время и технический прогресс изменили жизненный уклад и устройство жилища в Японии. Классические в полном понимании этого слова японские дома сейчас остались лишь в сельской местности. Но каждый японец старается сохранить в своем жилище дух национальных традиций. Практически в любой японской квартире, даже в самом современном и “европейском” многоквартирном доме, есть хотя бы одна комната в традиционном стиле. И это не дань моде, а нечто естественное и логичное, без чего японец не может представить свой дом.
Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье – он как нельзя лучше соответствует условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженной стрессами жизни мегаполисов. Отношение к своему пространству, к жилой территории в перенаселенной Японии трепетное, ведь из семи тысяч островов под японским флагом лишь 25% земли пригодно для проживания.
Японский дизайн интерьеров за многие века не утратил актуальности, и это подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировки квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства ширмами, этажерками, рисунком пола или рельефом потолка.
После эры ДСП, пластика и ядовитых красителей мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплу натуральных мате риалов и естественным цветам – к тому, от чего никогда не уходили японские традиции обустройства дома. Главное в японском интерьере (как классическом, так и в современном) – это компактность, удобство и экологическая чистота. Передвижные стены, строгий декор, загадочные икебаны – во всем этом есть непостижимое для современного потребительского сознания стремление сделать простое многофункциональным и при этом еще более простым. Эдакий минимализм материального мира, оставляющий пространство для созерцания, размышления, любования духовным.
По большому счету, для японца не существует деления его существования на внутренний и внешний мир. Есть единое целое, неделимое ни стенами, ни понятиями. Дом для японца – часть природы, ее продолжение, поэтому он должен иметь схожую с природой энергетику и ауру. И это обеспечит естественную гармонию жизни его обитателей.
Типичные фермерские дома периода Эдо [ править ]
Дом в
стиле
Хонмунэ
с птичьим убранством на фронтоне
Многие стили фермерских домов достигли зрелости в период Эдо; Ниже приведены некоторые типичные примеры.
Гасшоу [ править ]
Минка в стиле гассё-дзукури (合掌 造) имеет огромные крыши, которые представляют собой большую форму структурной системы сасу
. Их название происходит от схожести формы крыши с двумя руками в молитве. Их часто можно найти в префектуре Гифу. [32] Верхние этажи двух- и трехэтажных домов используются для шелководства , здесь есть места для хранения лотков с шелковичными червями и листьями шелковицы. [33]
Хонмуне [ править ]
Хонмунэ-дзукури (本 棟 造) буквально означает «настоящий гребень»: этот стиль имеет почти квадратный план с остроконечной крышей, покрытой доской. Фронтон дома особенно впечатляет своей композицией из балок, карнизов и распорок. Фронтон увенчан птичьим орнаментом, который называется судзумэ-одори (雀 踊 り) . [32] Дома этого типа можно найти в префектурах Гунма, Нара, Ямагути и Коучи. [34]
Известные архитекторы Японии
Японская национальная архитектурная школа существует чуть больше 100 лет. В 1873 году в Токио открылся Императорский технический колледж, где стали готовить архитекторов. Многие выпускники получили всемирное признание: Тацуно Кинго (Банк Японии, Токийский вокзал), Катаяма Токума (дворец Акасака, резиденция Дзинпукаку).
Архитектор Тадао Андо грамотно сочетал традиционные черты архитектуры Японии с современными технологиями. Основные работы: дом Адзума (Осака), жилой комплекс Рокко (Кобэ), Музей современного искусства на Наосиме и т. д.
Известные современные архитекторы:
- Кэнго Кума (Музей искусств Сантори, Пластмассовый дом в Токио);
- Сигэру Бан (Павильон Японии на EXPO 2000, Картонный собор в Крайстчерче);
- Тойо Ито (центр Mikimoto House в Токио, павильон галереи Серпентайн в Лондоне).
Современная японская архитектура не стоит на месте, а продолжает развиваться. Она использует лучшие мировые достижения, не теряя традиционные черты и уникальность.
Сохранение [ править ]
Гассё-дзукури
, деревня Огимати
Минка
обычно считается историческими достопримечательностями , и многие из них были сохранены муниципалитетами или национальным правительством. Огромные региональные вариации
минка
также сохранились в музеях под открытым небом, таких как Nihon Minka-en в Кавасаки , где выставлены образцы со всей Японии. [35] Минка также использовалась как отели и рестораны, которые нужно сохранить.
Особого внимания заслуживает гассё-дзукури
(合掌 造 り, буквально «со сложенными руками» ) , который сохранился в двух деревнях в центральной Японии — Сиракава в префектуре Гифу и Гокаяма в префектуре Тояма, которые вместе были внесены в список Всемирного наследия. от ЮНЕСКО . [36]
В 1997 году была создана Японская ассоциация по повторному использованию и переработке норки (JMRA) для пропаганды преимуществ и сохранения норки
. Одна
минка
, принадлежавшая семье Ёнедзу, была приобретена JMRA и передана в дар садам Кью в рамках фестиваля «Япония 2001». Деревянная конструкция была разобрана, отправлена и повторно собрана в Кью с новыми стенами и соломенной крышей. [37]
Сноски [ править ]
- ^ abc
Ниси и Ходзуми (1996), стр. - «Минка» . ЯАН . Проверено 9 ноября 2013 .
- ^ абв
Ито (1979), стр. 44 - Ито (1979), p43
- Ито (1979), p45
- Ито (1979), p46
- Ито (1979), p47
- Ито (1979), p81
- ^ аб
«сасу» . ЯАН . Проверено 9 ноября 2013 . - ^ аб
Ито (1979), p110 - Ито (1979), p84
- ^ аб
Энгель (1980), стр. 78-81 - ^ аб
Ито (1979), стр.112 - Ито (1979), p70-72
- Ито (1979), P118
- Ито (1979), P124
- Ито (1979), p120
- Ито (1979), P122
- «мачия» . ЯАН . Проверено 9 ноября 2013 .
- ^ abc
Фар-Беккер (2001), p196 - «Каябуки» . ЯАН . Проверено 10 ноября 2013 .
- «шачи» . ЯАН . Проверено 10 ноября 2013 .
- «гату» . ЯАН . Проверено 10 ноября 2013 .
- Ито (1979), p66-68
- ^ аб
«минька» . ЯАН . Проверено 10 ноября 2013 . - «хирошики» . ЯАН . Проверено 10 ноября 2013 .
- Fahr-Becker (2001), P191
- Fahr-Becker (2001), P193
- Ито (1979), p27
- Ито (1979), p72
- «ёкоза» . ЯАН . Проверено 10 ноября 2013 .
- ^ аб
Ито (1979), стр.150 - Fahr-Becker (2001), Р194
- «Сузумеодори» . ЯАН . Проверено 10 ноября 2013 .
- «Нихон Минкаэн» . Японский народный музей под открытым небом. Архивировано из оригинала на 2013-11-10 . Проверено 9 ноября 2013 .
- «Исторические деревни Сиракава-го и Гокаяма» . ЮНЕСКО . Проверено 9 ноября 2013 .
- «Японская Минка» . Королевский ботанический сад Кью . Проверено 9 ноября 2013 .
Ссылки [ править ]
- Фар-Беккер, Габриэле (2001) [2000]. Рёкан — японская традиция
. Кельн: Könemann Verlagsgesellschaft mbH. ISBN 3-8290-4829-7 . - Энгель, Генрих (1980) [1964]. Японский дом — традиция современной архитектуры
. Ратленд / Токио: Чарльз Э. Таттл. ISBN 0-8048-0304-8 . - Ито, Тейджи (1979) [1972]. Традиционная бытовая архитектура Японии
. Нью-Йорк / Токио: Уэтерхилл / Хейбонша. ISBN 0-8348-1004-2 . - Япония в прямом эфире. (2020). Komika. 2-е изд.
- Ниси, Кадзуо; Кадзуо Ходзуми (1996). Что такое японская архитектура — обзор традиционной японской архитектуры
. Токио: Международный Конданша. ISBN 978-4-7700-1992-9 .
Новое время и современность
Вступив на путь модернизации к середине XIX в., японские архитекторы освоили западные технологии, новые материалы, но, в то же время, сохранили самобытность. К концу XIX века начинают развиваться неостили, эклектика. Основные достижения архитектуры Японии в это время:
- использование кирпича, камня при строительстве государственных зданий и учреждений;
- формирование западных кварталов в портовых городах;
- применение железобетонных перекрытий;
- разработка проектов сейсмоустойчивых типов зданий.
После II Мировой войны для строительства японских домов начинают применять бетон и сталь. Страна постепенно становится лидером по архитектурным технологиям.
В 1950-70-е годы в Японии зарождается и развивается архитектурное направление метаболизм. Его главный принцип – незавершенность, недосказанность. Самый яркий пример – башня-капсула «Накагин» (Токио).
Башня-капсула Накагин
Сейчас японские дома в основном возводят на сваях. При этом используют маятники, амортизаторы, стальные каркасы и рельсовые платформы для защиты от землетрясений. Высокотехнологичные материалы грамотно сочетаются с природными элементами: садами камней, прудами, мостиками, зелеными зонами и т.д.
Самые необычные современные японские здания:
- 634-метровый токийский небоскреб Skytree;
- стеклянная школа в Канагаве;
- дом-занавес в Токио;
- музей науки в Нагое.
Музей науки в Нагое