Многочисленные войны и конфликты Античности и Средневековья повлияли не только на политическое устройство мира, но и на развитие кузнечного дела. Поскольку сражения нередко решались рукопашными схватками, акцент делался на совершенствовании оружия ближнего боя.
По всей Европе и Азии совершенствовалось искусство ковки, достигая в некоторых регионах значительного прогресса. Многие технологии тех времен позволяли создавать высококачественные мечи, закалка которых превосходит современные промышленные изделия.
Катана — один из японских мечей, славящийся своим качеством. Данному оружию приписывают мифические свойства, оно получило известность во всем мире. Несмотря на невостребованность холодного оружия сегодня, такие мечи продолжают коваться как часть культурного наследия Японии.
История появления меча «Катана»
Катана и ножны на подставке
Ввиду позднего освоения железа в Японии длительное время оружие импортировалось из Китая и Кореи. Лишь к VII веку кузнецы смогли освоить ковку и обработку многослойной стали. Первые японские мечи были прямыми и обоюдоострыми.
В период Хэйан, в IX-XII вв, в контексте ведения конных боев оружие получило выгнутую форму. Многочисленные междоусобные войны образовали целое сословие самураев, для которых меч становился не только оружием, но и символом. Именно в этот период была отточена технология изготовления.
В период Камакура с XII по XIV век улучшились доспехи, что требовало определенных изменений и в холодном оружии. Для повышения ударной силы увеличился вес, изменилась его форма. Применять такие мечи стали преимущественно в пеших поединках из-за сложности фехтования одной рукой. Данный период считается расцветом в развитии японских мечей. Кузнецы применяли уникальные технологии, многие из которых оказались впоследствии утеряны.
В период Муромати с XIV по XVI век появляются различные вариации японских мечей. Многочисленные войны требовали большое количество холодного оружия, его качество заметно снизилось. Не позволяли приобретать дорогое оружие и постоянные разорения.
Именно в данный период получили развитие катаны. Их актуальность возникла на фоне изменения техники поединка, в которой важнее было опередить соперника и нанести первый удар. Появление чуть укороченных мечей ознаменовало конец Эпохи старых мечей.
Период Момояма в XVI веке характеризуется появлением коротких мечей. С этого времени актуальным становится ношение дайсё (большой-малый) — катаны и вакидзаси. Последний больше подходил для тесных помещений.
Данный период ознаменовал начало Эпохи новых мечей. Междоусобные войны стихли, мирное время уже не требовало большого количества холодного оружия. Японские мечи стали частью костюма и символом статуса владельца. Их украшали отделкой и декоративными элементами, нередко в ущерб боевым качествам.
Во второй половине XIX века началась Эпоха современных мечей. Оружие, произведенное после 1868 года, называется гэндай-то. Из-за запрета на его ношение в 1876 многие кузнецы остались невостребованными, что привело к упадку производства. В начале XX века в контексте кампании по возрождению культурного наследия страны кузнецы вновь получили поддержку.
Сколько стоит катана
Сколько стоит катана, зависит от возраста оружия, способа изготовления, особенностей отделки рукояти, ножен, но современный «новодел» хорошего качества может обойтись в 10-60 тыс. р. Изделие уровнем похуже стоит всего 3-4 тыс. р. Настоящая катана из Японии обойдется в 300-500 тыс. р., а иногда и выше, если это экземпляр от известного мастера, имеющий подтверждающие документы. В 1995 г. одну из таких продали за 600 тыс. долларов.
Где купить настоящую из Японии
Купить катану из Японии можно в оружейных магазинах. Там бывают изделия, изготовленные в этой стране в настоящее время, но в соответствии с прежними традициями. Их также заказывают через интернет на международных площадках.
В России и других странах есть частные коллекционеры оружия, тоже иногда расстающиеся с некоторыми его экземплярами. Но нужно помнить: если меч имеет признаки ХО, понадобится разрешение на владение им.
Конструкция меча
Конструкция катаны имеет множество элементов
Катана принадлежит к сложносоставным мечам, изготавливаемым из нескольких металлов. Часто берется два сплава — мягкий для сердцевины и твердый для внешней стороны. Итоговая конструкция оружия подразделяется на множество элементов, определяющих качество меча.
Общий вид катаны имеет слегка изогнутую форму. Образуемая дуга имеет больший радиус, нежели у предшественника — тати. Изгиб меча (сори) — следствие эволюции японского оружия и техники боя. Длительное время в данном направлении велись эксперименты, пока не была достигнута текущая вариация.
Лезвие
Составные элементы лезвия катаны
Совмещение мягкой (вязкой) сердцевины и твердой (жесткой) оболочки обеспечивает оружию долговременную остроту и вязкость. В ином случае твердая сталь была бы хрупкой, а мягкая быстро стачивалась бы.
Лезвие катаны затачивается только с одной внешней стороны. Многочисленные мифы приписывают самурайским мечам феноменальные способности вплоть разрубания железа и камня. Тщательно обработанное и закаленное лезвие катаны действительно отличается высокой прочностью, однако его свойства часто преувеличены.
Катана не имеет четко выраженных стандартов по изгибу, сечению, толщине и прочим элементам. Они отличаются в зависимости от мастера, кузнечной школы и назначения клинка. К примеру, против лат меч делался тяжелее с клинообразным сечением, а против незащищенных доспехами противников подходил тонкий клинок.
Рукоять
Элементы рукояти
Изготовление рукояти считается завершающим этапом создания меча и следует после шлифовки клинка. Крепление рукоятки на хвостовике производится посредством конического бамбукового клина. Несмотря на внешнюю простоту конструкции, выделяют несколько составных элементов рукояти:
- хабаки — муфта, фиксирующая положение меча;
- цуба — гарда;
- сэппа — шайбы над и под гардой;
- фути — муфта между гардой и рукоятью;
- самэгава — покрытие рукояти;
- цуко-ито — тесьма оплетения;
- мэнуки — декоративные вставки;
- касира — колпачок на конце рукояти.
Первичное покрытие рукояти выполняется из кожи ската или иного морского животного. В качестве тесьмы используется шелк или кожа, для декоративных украшений — шерсть. Современные мечи отделывают искусственным шелком. Все украшения и декоративные элементы выполняют в одном стиле.
Заточка
Заточка катаны производится вместе со шлифовкой, нередко этот процесс осуществляет другой мастер — тогиси. Сперва он полирует и точит клинок оружия грубыми камнями, постепенно переходит к более тонким. Данная процедура занимает около 120 часов.
По мере заточки мастер определяет структуру металла и технику ковки. На данном этапе устраняются мелкие недочеты, возникшие в процессе изготовления. Важным аспектом в работе выделяют сохранение стиля кузнеца, изготовившего клинок. Особенно это должно учитываться в декорировании оружия и его эстетической красоте.
Гравировки
Гравировки наносится мастером после шлифовки на незакаленные участки меча. Данный элемент считается декоративным, боевые катаны редко украшаются. На современном оружии гравировку выполняют преимущественно на буддийские тематики.
Габариты и вес
Сравнение размеров японского оружия
Катана не имеет точных стандартизированных габаритов и веса. Ручное изготовление оружия подразумевает индивидуальность каждого меча. Однако имеются определенные рамки, по которым катаны выделяют среди других видов японского оружия.
Длина клинка варьируется от 60 до 75 см (2-2,5 сяку). Полная длина с рукоятью составляет от 85 до 105 см. Если длина меньше установленного размера — это вакидзаси. Если больше — о-катана. При наличии большего изгиба и размера меч классифицируется уже как тати.
В зависимости от мастера и традиции изготовления катаны отличается и вес оружия. Примерный диапазон составляет 0,7-1 кг. Масса отличается не только от размера, но и от использованного металла и техники его обработки.
Ножны катаны
Ножны катаны, или сая, делают из магнолии по размеру клинка. В поперечном сечении они могут быть овальными, в виде эллипса или восьмиугольника с острыми либо скругленными краями. Сая покрывают лаком, иногда делают орнамент, как на рукояти и гарде, или обтягивают рыбьей кожей.
Вход в ножны украшают декором из рога и кости. Но если оставить их без всяких украшений, это не будет ошибкой. Именно такими сая стали в период запрета ношения катаны императором страны. В настоящее время ножны делают и металлическими, но внутренний слой должен состоять из дерева.
Боевые характеристики мечей
Боевые характеристики японских мечей во многом преувеличены. Экзотичность культуры и воинские традиции создали немало мифов вокруг могущества данного оружия. На практике после ряда экспертиз, проведенных также и японскими экспертами, выяснено, что средневековые европейские кузнецы нередко добивались того же качества, что и японские.
Ключевая особенность японского меча — техника фехтования. Катана используется и как двуручное, и как одноручное оружие. Основное назначение — нанесение режущих ударов, в редких случаях колющих.
Удар обеспечивается за счет движения меча вдоль плоскости продольной оси. Изогнутая форма оружия позволяет наносить быстрые разрезы. При достаточном весе оружия такие удары могли прорезать традиционные японские доспехи. Однако мифы о том, что катаны с легкостью разрубают железо и иные материалы не имеют практического подтверждения.
Кусанаги-но цуруги
Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. — «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги — «меч, собирающий облака рая».
Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.
Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз — даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.
Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.
Другие средневековые японские мечи
Сочетание твердых и мягких металлов в конструкции катаны могло иметь разные вариации
Вопрос о том, как называется меч самурая, не всегда имеет один ответ. С учетом длительной эволюции японского оружия сложилось несколько типов, различаемых как по размерам, так и по применению. Нередко катаной называют любой японский клинок, однако подобное определение не совсем верно. Каждый тип оружия имеет свое назначение и традицию применения.
Танто
Танто — вспомогательный нож или кинжал, длиной до 30 см. Применялся воинами для отрезания голов или для совершения харакири.
Вакидзаси
Вакидзаси — укороченная катана с длиной клинка от 30 до 60 см. Данный меч применялся в тесных помещениях как самостоятельное оружие. Некоторые техники фехтования предусматривают одновременное применение катаны и вакидзаси. Оба оружия стали непременными атрибутами традиционного костюма самурая. При этом вакидзаси могли носить и воины, не принадлежащие к самурайскому сословию.
Тати
Тати — длинный меч с размером клинка от 75 см. По сути именно данное оружие стало первым японским мечом, применяемым в конных сражениях. В зависимости от размеров выделяют несколько подвидов тати. Самые длинные — о-дати с клинком в 2,25 м.
Ниндзя-то
Ниндзя-то также назывался синоби-гатана. По своей конструкции он похож на обычную катану, но его лезвие короче, а ножны толще. Делалось это для удобства скрытного передвижения, в ножнах при этом хранились вспомогательные инструменты для шпионских операций.
Цуруги
Цуруги — первые японские мечи, применявшиеся до X века. Их ключевая особенность — прямой обоюдоострый клинок. Нередко данным термином называют любые древние мечи.
Гун-то
Гун-то — промышленные мечи, которые изготавливались потоковым производством в первой половине XX века. Делались для армии и флота.
Боккен
Боккен — деревянный меч для тренировок. Пользовался не меньшим уважением, чем боевое оружие.
Нагината
Нагината в японской классификации считается мечом, хотя на практике это оружие ближе к древковому и напоминает европейскую глефу. Чуть загнутый клинок насаживался на двухметровое древко. Данный тип оружия имеет собственные техники фехтования, бои по которым проходят и в настоящее время.
Разновидности
Существуют разные виды японских мечей. Несмотря на общие черты, присущие всем разновидностям, они различаются размерами, внешним видом, назначением и боевыми характеристиками. Все эти нюансы необходимо знать ценителям коллекционных изделий.
Катана
Самый известный вариант длинного японского меча. Длина лезвия — 60–75 см. Форма слегка изогнутая. Обычно изготавливают катану из двух разных сплавов. Более мягкий — для сердцевины клинка, более твердый — для внешней части. Это делает конструкцию одновременно жесткой, острой, но гибкой.
Лезвие заточено с одной стороны. По толщине, сечению, изгибу жестких стандартов нет. Поэтому вес оружия также различается — от 0,7 до 1 кг в среднем. В зависимости от конструкции катана больше подходит для боя с противником в латах или без, как одноручный или двуручный меч и так далее. Рукоять по форме простая для удобного положения в руке.
Танто
Это небольшой кинжал с длиной лезвия до 30 см. Обычно не использовался в бою. Его применяли для добивания, отрезания головы у признавшего поражение противника, а также для совершения харакири. Чаще всего это односторонний нож, реже — обоюдоострый, со съемной рукояткой.
Вакидзаси
Короткий самурайский меч, который обычно носили в паре с катаной на поясе. Длина клинка варьировалась от 30 до 60 см. Внешне это оружие похоже на уменьшенную копию катаны. Слегка изогнутое лезвие, заточенное с одной стороны, классическая рукоять.
В бою пора короткого меча наступала тогда, когда катану использовать по каким-то причинам было невозможно. А иногда ими фехтовали одновременно. Тогда как большой меч носили только самурая, маленький можно было носить ремесленникам, купцам для самозащиты.
Ниндзя-то
Так называется меч ниндзя, который предназначен как для режущих, так и для колющих ударов. Сделан он гораздо проще, нежели катана. Чаще всего по размеру несколько меньше, чем последняя. Однако существовало множество форм и размеров этого оружия. Часто его маскировали под вакидзаси, чтобы усыпить бдительность противника. Иногда ниндзя-то перековывали из захваченного оружия самураев.
Тати
Это название длинного меча самурая (клинок 70–90 см). Представляет собой двуручную изогнутую саблю. Использовался исключительно как часть военных доспехов, носился подвешенным к поясу. Тогда как катану чаще затыкали за пояс и носили в повседневности. В паре с этим мечом носили танто.
Кодачи — дословно «маленький тати». Похож на вакидзаси длиною и техникой использования, но несколько шире. Его применяли в качестве самостоятельного оружия, а не в паре с чем-то.
Еще одна разновидность — одати. Длинный меч с клинком свыше 90 см. Использовался как боевое оружие либо в ритуальных целях, как символ. Этот меч требовал особо тщательной технологии изготовления. Из-за размеров его носили либо за спиной, либо просто в руке.
Цуруги
Прямой японский меч, заостренный с обеих сторон лезвия. Как боевой применялся до 10 века. С появлением тати стал использоваться исключительно в религиозных целях — для проведения церемоний.
Нагината
Необычный по конструкции большой японский меч. Его особенность в очень длинной рукояти — около 2 м, которая сопряжена с лезвием 30–50 см. Со временем появились более короткие облегченные варианты. Они использовались не только мужчинами в бою, но и женщинами при обороне жилища.
Гун-то
Современные мечи, изготовленные промышленными способами. По форме и внешнему виду похожи на тати. В первой половине 20 века (в частности — в годы Второй мировой войны) их изготавливали для поднятия боевого духа в армии, возрождения традиций.
Боккен
Это деревянные макеты, копирующие разные типы боевых японских мечей. Их делают из твердых сортов древесины, часто лакируют, декорируют. Используют для тренировок, отработки боевых навыков в айкидо.
Кай-гунто
Дословно это название переводится как «морской военный меч». Их ввели накануне Второй мировой войны как оружие офицеров императорского флота. От обычных гун-то такой меч отличался всегда деревянными ножнами, некоторыми особенностями отделки рукояти. В остальном также практически копировал тати.
Особенности изготовления японского меча своими руками
Современные японские мечи — предмет искусства
Процесс изготовления катаны японскими кузнецами отличался своей сложностью. Традиции подразумевали не только техническую последовательность действий, но и определенные ритуалы. Общая продолжительность работы над одним мечом занимала несколько месяцев.
Изготовление японского меча мастер начинал с духовной подготовки. Для этого он молился, проводил время в медитации, постился. Нередко одевалась церемониальная придворная или синтоистская одежда. Кузницы тщательно убирались, приводился в порядок инструмент. Вывешивались обереги, рассчитанные на отпугивание злых духов и привлечение добрых.
На время изготовления меча в мастерскую мог заходить только кузнец и его помощник. Ограничивалось употребление пищи, не допускалась еда животного происхождения, алкогольные напитки и половые контакты.
В наше время уделяют внимание лишь техническим аспектам изготовления катаны. На первом этапе проводят очищение кусков стали от шлаков. Для этого их складывают вместе, заливают глиняным раствором и посыпают золой. В процессе переплавки шлак удаляется, впитываясь в покрытие. Данный процесс неактуален, если за основу берется уже очищенный материал.
Полученный металл объединяют в один блок, расплющивают и складывают. Процесс повторяется несколько раз, что приводит к созданию многослойной стали. Это позволяет равномерно распределять углерод по заготовке, повышая ее прочность по всей длине.
Дальше заготовки нескольких металлов объединяются. Компоновка может быть различной в зависимости от мастера и кузнечной школы. Минимальным считается объединение двух металлов — вязкого в качестве сердцевины и твердого для внешней оболочки. На этом этапе мечу придается базовая форма.
Для предотвращения перегрева и окисления на заготовку наносят слой жидкой глины. В процессе закалки между твердым и мягким металлом формируется узорчатый рисунок, проявляющийся в процессе полировки. Сам процесс закалки заключается в нагреве металла до определенной температуры в зависимости от выбранного металла и последующего быстрого охлаждения.
После закалки клинку придается окончательная форма и мастер приступает к шлифовке и заточке. Процедура начинается с крупных грубых камней. Постепенно шлифовщик переходит на небольшие пластинки, удерживаемые двумя пальцами или дощечками.
На завершающем этапе изготавливается рукоять оружия и ножны. Данные элементы нередко украшаются или стилизуются в зависимости от назначения меча. В настоящее время больше внимания уделяется именно эстетической красоте оружия.
Встречающиеся дефекты самурайской катаны
Самурайская катана получается в результате сложного технологического процесса, ошибки в котором могут привести к появлению дефектов, имеющих определенные названия:
- Карасунокути – повреждения клинка. Если трещина пронизывает закаленную и незакаленную части, меч исправить нельзя, он непригоден.
- Синаэ – поперечные трещинки на участках изгибов. Возникают из-за «усталости» материала, не препятствуют использованию орудия.
- Фукурэ – кусочки окалины либо угля, сохранившиеся в процессе складывания стали. Недостаток портит внешний вид, так как обнажается после полировки. К тому же он снижает прочность меча.
- Кирикомэ – неровности на задней части орудия. Они образуются в результате использования меча, но с проблемой справляются полировкой или совсем не борются, поскольку она не считается серьезной.
- Умэганэ – заплатка, скрывающая иной дефект. Ее ставит кузнец, желая исправить ошибки в своей работе или сделать невидимой проступивший внутренний слой стали.
- Хагирэ – трещина на линии закалки (хамоне). Если она образовалась из-за зазубрины, то не опасна. А когда причиной становится слишком сильный изгиб клинка, он непригоден к использованию.
- Хакоборэ – большая зазубрина на лезвии и хамоне. Может способствовать дальнейшему разрушению стали.
- Хадзими – тусклые участки на клинке, образующиеся при частом затачивании. Могут означать, что меч старый. Но бывают также свидетельством того, что он сделан из плохой стали, которая быстро затупляется.
- Ниои гирэ – отсутствие границы между участками закаленной и незакаленной стали там, где она должна проходить. Может означать, что этап закалки был проведен неверно, то есть меч негодный. Но то же бывает, если граница между упомянутыми участками нечеткая, тогда это исправляется шлифовкой.
- Мидзукагэ – темное пятно на режущей части лезвия. Может образоваться в результате повторной закалки или охлаждения.
- Синтэцу – проступание нижних слоев стали на поверхность. Возникает при слишком усердной полировке или от возраста орудия.
- Цукарэ – истончение оружия. Причиной может быть его возраст, то есть и регулярное затачивание, полировка.
Дефекты катана
Отличие японской катаны от европейских аналогов
Дайсё — сочетание большого и малого клинка
Культурные традиции и способы ведения боя особенно проявляются в изготавливаемом оружии. Ключевые отличия европейских и японских мечей заключаются во внешнем виде и их назначении.
Полуторные мечи Европы, которым катана больше соответствует по габаритам, наносили рубящие удары. Данное оружие считалось основным и определяло превосходство воина в бою.
Самурайский меч нередко считался вспомогательным оружием к луку. Им наносили режущие удары, поединок был рассчитан на скорость и главенство первого удара. В прямом столкновении с европейским полуторным мечом катана проигрывает — он тяжелее, шире, а качество стали не уступало японскому оружию.
Много мифов связано с технологией изготовления самурайских мечей, на основе которых катанам приписывают фантастические свойства. Особенно эта тема и мифы популяризируются в массовой культуре.
Чередование многослойности твердых и вязких сортов металла было известно в Европе уже III веке до нашей эры. Помимо этого, в Европе уже в XIV изобретена и доменная печь, позволявшая лучше очищать сырье от примесей. В данном контексте качество европейского оружия не уступало японскому.
Для японских мастеров основная сложность изготовления заключалась в получении очищенного металла. С XVI века кузнецы стали использовать европейскую импортированную сталь, что значительно облегчило изготовление самурайских клинков.
Многие строят выводы о качестве японских мечей по количеству сохраненных образцов. В Европе нет большого количества оружия, сохранившегося в хорошем состоянии до наших дней. Из-за этого ошибочно делается вывод о его низком качестве.
Сохранность японских клинков обусловлена традициями и тщательным уходом за оружием, передававшимся из поколения в поколение. Меч становился достоянием семьи, имел свою историю. По преданиям, в нем заключались духи всех прежних владельцев.
В Европе подобное отношение к оружию проявилось в меньшей степени. В определенной степени это объясняется доступностью ресурсов для изготовления новых клинков. Сам процесс ввиду лучшего технического развития также отличался большей простотой и меньшим количеством времени.
Хондзё Масамунэ
В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию.
Конечно, это чистейшей воды вымысел — Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса. Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.
Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ, был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.
Достоинства и недостатки
Рукояти современных изделий богато декорируются в заданной стилистике
Если исключить все мифы, насаженные кино и играми, катана остается качественным, но обычным оружием. Клинок учитывал технику боя японских воинов и эволюционировал в соответствии с ней.
К достоинствам катаны относят ее легкость и изогнутую форму, позволяющую наносить быстрые режущие удары. Оружие применялось как двуручное или одноручное в паре с коротким клинком. Отлично подходило для борьбы с незащищенными доспехами противниками.
Недостатком катаны выделяют длительный период ковки и сложность изготовления. Качественные мечи делались для самураев, однако и они отличались определенными недочетами. Тонкость лезвия и заточка делала клинок уязвимым к неправильным ударам о твердую поверхность. Многие сохранившиеся клинки имеют сколы и зазубрины, свидетельствующие об ограниченности использования катаны.
Катана также не выдерживает и сравнение со своим европейским современником — полуторным мечом. Многие считают японский меч более легким и быстрым, однако подобный вопрос остается спорным. Полуторный клинок тяжелее всего на 300-400 грамм, отличается сбалансированностью и маневренностью.
Лезвие полуторника толще, заточка не такая острая, однако, более надежная для длительного боя и ударов о доспехи и щиты. Это упрощает и освоение европейского меча, не требующего от новичка концентрации на точности удара.
В данном контексте катана — прекрасное оружие, ставшее востребованным в многочисленных междоусобных войнах японских феодалов. Однако разговоры об его исключительности перед любым другим холодным оружием — не более чем миф, созданный массовой культурой. В большинстве случаев достоинства и недостатки оружия определяются его применением и мастерством владельца.
Кровожадные клинки Мурамасы
Мурамаса — знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.
Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.
Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса — это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы, чаще других одерживали победы.
Эфесы мечей могут быть не менее ценны, чем лезвия
Цуба с инкрустацией из золота, примерно 1750-1800 годы. /Фото: ncjsc.org
Цубы – аналог гарды у японских мечей, могут иметь не меньшую ценность для коллекционера, чем само лезвие. Изначально этот элемент имел только функциональное значение, но со временем приобрел и декоративную функцию. Кодекс самурая не поощрял ношение украшений, поэтому воины принялись декорировать гарды, чтобы продемонстрировать свой вкус и богатство.
Для оформления цуб стали использовать драгоценные металлы и камни. Со временем изготовление гард стало настоящим искусством, породившим династии мастеров цубако. Цубы сами по себе могут стоить тысячи долларов и есть коллекционеры, которые охотятся именно за этой деталью.
По рисунку хамона можно узнать кузнечную школу
Choji Hamon с необычным хаотичным дизайном. /Фото: katanasforsale.com
Хамон – это одна из характеристик, по которой можно отличить настоящий японский меч от прочих изделий. Так называют линию на лезвии, особо ярко заметную, когда лучи солнца падают на клинок под определенным углом. Она показывает границу зонной закалки и может иметь разный рисунок с любым количеством фигур.
На протяжении всей истории японские мастера отличали свою работу от других замысловатыми узорами, и по хамону можно определить кузнечную школу, которой выкован меч.
Из каких частей состоит самурайский меч
Любой самурайский меч, вне зависимости от размеров, состоит из следующих частей:
- Непосредственно сам клинок катаны, который вставляется и вынимается из рукояти при помощи специальных бамбуковых клиньев;
- Рукоять, размеры которой зависят от вида самурайского меча и личных предпочтений владельца;
- Гарда, она же цуба, несущая больше декоративную роль, чем защитную;
- Оплётка рукояти. Для этого использовали шёлковый шнур, который наматывался на рукоять по особой схеме;
- Для фиксации меча в ножнах служила муфта хабаки.
Устройство меча достаточно простое, но требует очень тщательной подгонки деталей.
Как держать и носить
Благодаря длинной рукояти меч удобен для маневрирования. Классический хват: правой рукой сжать рукоять у гарды, левой – так, чтобы конец рукояти приходился на середину ладони. При синхронизации движений увеличивается амплитуда взмаха, причем движение не требует большой силы.
При использовании японского одностороннего оружия преимущественно наносятся вертикальные удары, в том числе по мечу, рукам противника, тем самым расчищая траекторию для дальнейшей атаки.
Оружие носят на левом боку в заправленных за пояс сая. При посещении дома длинный меч достают, оставляют у порога. Если воин показывает недоверие к собеседнику, он держит клинок левой рукой; символ мирных намерений – хват правой рукой.
Существовал этикет ношения катаны
Причины популярности
В прошлом актуальность двуручного меча объяснялась его удобством, практичностью, долговечностью. Со временем клинок стал частью философии воинов, символом души своего хозяина.
В современности оружие популярно в широких массах благодаря мифам, распространенным через СМИ, кино –считается, что клинок прорезает любой материал, даже самый прочный. Кроме того, многие уверены, что катану нельзя сломать.
Коллекционеры ценят изготовленные в прошлом боевые клинки как самобытные, красивые изделия с интересной историей.
Японское оружие ценится коллекционерами