История Богов #1 | Идзанаги и Идзанами


Миф о сотворении Японии

В японской мифологии существуют два божества Идзанаги и Идзанами. Они являются создателями Японии и ее богов. Идзанаги и Идзанами известны благодаря «Кодзики» («Записки о древних делах») и «Нихонги» («Хроники Японии»).

Первые боги Kunitokotachi и Amenominakanushi дали жизнь двум божественным существам — Идзанаги и Идзанами и поручили им создать первую землю. Чтобы помочь им сделать это, Идзанаги и Идзанами получили копье, украшенное драгоценностями, названное Аме-но-нубоко (небесное копье). Затем эти два божества пошли на мост между небом и землей, Аме-но-укихаши «плавающий мост небес» и окунули копье в море. Когда с копья упали капли соленой воды, был создан остров Оногоросима. Они спустились с небесного моста и отправились на этот остров и стали мужем и женой.

Они были единственными божества из семи божественных поколений, которые были наделены способностью рождать новых богов. По легенде Идзанаги и Идзанами, поставив небесный столп под названием Аме-но-михашира обошли его в противоположных направлениях для обряда бракосочетания, и когда они встретились на другой стороне, Изанами сказала первая приветствия. После чего у них родились двое хилых и больных детей: Хируко (пиявка) и Авашима (слабый остров), они не считались божествами, а относились к испорченным дьяволом детьми. Они посадили детей в лодку и отправили их в море, а затем обратились к богам с просьбой дать им совет, что они сделали не так. Им было сказано, что сначала мужское божество должно первое заговорить во время церемонии бракосочетания. Итак, Идзанаги и Идзанами снова обошли столб, на этот раз Изанаги, когда они встретились, впервые произнес слово, и их брак был, наконец, успешным и плодовитым.

Идзанами вскоре родила восемь прекрасных детей, которые стали островами Японии. Идзанаги и Идзанами создали множество богов и богинь, горы, долины, водопады, ручьи, ветры и другие природные явления Японии. Однако, во время рождения Кагуцути, бога огня, Идзанами была опалена его пламенем, ослабла и сильно заболела. Когда она лежала, она продолжала плодить богов и богинь, а из слез охваченной горем Изанаги выходили другие божества. Вскоре Идзанами покинула его. В гневе Идзанаги разделил Кагуцути на восемь частей, которые в последствии стали восемью огненными вулканами.

Изнывая в тоске по жене, он спускается в Yomi-но-куни (подземный мир) в надежде на спасения жены. Сначала Идзанаги не мог ее видеть, потому что тени скрывали ее внешность. Он попросил ее вернуться с ним. Но было слишком поздно, она вкусила пищи, приготовленной в печи Преисподней, что делало ее возвращение невозможно. При встрече Идзанами заклинала его не смотреть на неё и не зажигать огонь, но Идзанаги полный желания увидеть жену, нарушил её завет, пока Идзанами спала, он взял расческу, которая была привязана к её длинным волосам и поджёг их как факел. Под внезапным всплеском света он увидел жуткую картину. Теперь перед ним предстало чудовище в адском состояние с уродливым, гнилым лицом. С личинами пожирающими её некогда красивое тело. Ужасно закричав Идзанаги не смог сдерживать свой страх и начал бежать, намереваясь вернуться к жизни и бросить свою убитую смертью жену.

Идзанами проснулась, вскрикнула и разъярилась от предательства мужа. Желая отомстить за свой позор, она отправила за ним в погоню бога молнии Райдзин и ужасных восемь ведьм Йомоцу-шикоме — обитателей подземного мира. Когда Идзанаги понял, что ему не спастись, он сбросил свой черный головной убор, который превратился в виноград, твари начали пожирать его и замедлили погоню, затем он отломал зубья своего священного гребня Юцу-цума-гуши и бросил их, сломанные зубцы превратились в побеги бамбука, и заставили злых Шикоме остановиться и съесть зелень, что позволило Идзанаги спастись, но теперь к ведьмам присоединилась большая армия, насчитывающая 1500 тварей, во главе с восемью божествами-громами. Идзанаги изо всех сил отбивался своей саблей Тоцука-но-Цуруги, но все же они преследовали его, пока он не поднялся на вершину у входа в подземный мир, и бросил три персика, в результате чего преследователи отступили. После этого сама Идзанами кинулась в погоню, но Идзанаги успел вырвался из входа и толкнул валун в устье Йомосухирасака, пещеру, которая была входом в царство мертвых Йоми. В гневе Идзанами выкрикнула из-за этого непроходимого плена Изанаги, что, если он оставит ее, она будет уничтожать 1000 живущих каждый день. На что он гордо ответил, что спасёт 1500 рожденных на земле каждый день. И попросил простить его и расторгнуть их брак. Так на землю пришла жизнь и смерть.

Вскоре Идзанаги почувствовал себя усталым и нечистым после освобождения из подземного мира и общения с мертвыми, и он принял ванну, чтобы очиститься. Множество богов и богинь, как добрых, так и злых, вышло из отброшенной одежды, когда Идзанаги купался. Из левого глаза появилась богиня солнца Аматерасу, из правого глаза появился бог луны Цуки-йоми, и бог ветра Сусано-ё вышел из его носа. Гордясь этими тремя благородными детьми, Изанаги разделил между ними свое царство живых.

Истоки

Мифология любой страны связана с ее историей, географическим положением, религиозным разнообразием и культурными ценностями. Япония долгое время оставалась закрытой территорией, которая соприкасалась разве что с близкой соседкой – Китаем, а потому обладает совершенно уникальной, самобытной мифологией.

Кроме того, Японию всегда поджидали серьезные катаклизмы — извержения вулканов, землетрясения, цунами, тайфуны, а потому существование этих явлений связывалось с какими-то высшими силами или демонами.

Мифология строилась на буддийских воззрениях, пришедших из Поднебесной, исконно японской религии синто и верованиях простого народа. Таким образом, синтоистские традиции, где присутствует огромное количество разных духов, так называемых ками, смешались с персонажами и божествами из пантеона учения Будды, а также героями народных легенд – так появилась единая система мифов, порой странная и непонятная для западных людей.


Японские боги синтоизма

Мифы сохранились и в письменном виде – так, существует несколько литературных источников, из которых можно узнать интереснейшие легенды и сложить общую мифическую картину:

  • «Кодзики» – древнее произведение, также известное как «Записки о событиях в древности», содержит свод мифов, сказаний, песен о богах.
  • «Синтосю» – произведение XIV столетия, где со стороны буддизма и синто приводится объяснение того, как возникли разные боги.
  • «Хоцума Цутаэ» – поэма-эпос, где приводятся легенды, рассмотренные с иной, нетрадиционной точки зрения.
  • «Нихон секи» – письменный памятник, датированный 720 годом, подробно отражающий жизнь страны и императоров.

К слову, император очень почитался в Японии еще с древних времен, поэтому неудивительно, что он и члены его семьи становились героями легенд и былин. Более того, тэнно – а именно так в Японии зовется император – переводится как «божий правитель» или «повелитель с небес». Считалось, что предки всех императоров – первые боги.


Нарухито — император Японии в настоящее время

Популярная культура

Несомненно, сказка о Идзанаги хорошо известна, и он часто появляется в популярной культуре:

  • Идзанаги — тезка древней тектонической плиты, которая была смещена около 60 миллионов лет назад в Тихом океане;
  • Изанаги — это название гендзюцу, которое предотвращает травмы в манге / аниме Наруто. В конце концов, его использование в плохих целях приводит к уничтожению клана Учида;
  • Изанаги кажется относительно неизменным по сравнению с его мифическим происхождением на страницах комиксов Marvel ;
  • Идзанаги — демон из серии видеоигр Megami Tensei, наиболее заметно появляющийся в Persona 4;
  • В игре Destiny 2 Бремя Изанаги — мощная снайперская винтовка.

Семья

Идзанаги и его сестра-жена Идзанами — седьмое поколение Камионанайо и дети Омодару и Кашико-нэ. Вместе с Идзанами Идзанаги нарисовал острова Японии с моря; Таким образом, два божества фактически породили острова, которые, в свою очередь, считаются их детьми. Острова в этом мифе о творении обычно считаются Кюсю, Сикоку и Хонсю, а также меньшими островами, которые их окружают. Затем Идзанаги породил первое великое поколение ками , кульминацией которого стало рождение бога огня Кагуцучи, убившего Идзанами.

Очищаясь после этой трагедии, Идзанаги породил Аматерасу, Цукуёми и Сусаноо , трех самых важных богов в японском пантеоне. Через Аматэрасу он является предком японской императорской семьи.

Легенда об Аматэрасу и Сусаноо

Существует два практически противоположных мифа об этих божествах, которые приходились друг другу братом и сестрой. Согласно одному из них, Сусаноо очень плохо относился к своему отцу Идзанаги, и за это верховные боги решили его отправить в царство Ёми.

Сусаноо согласился с неохотой, но сначала хотел проститься с сестрой, с которой он всегда враждовал. Аматэрасу усомнилась в чистоте его намерений и вызвала на сражение.


Японская богиня солнца Аматэрасу

В ходе битвы они должны были создать божеств. Выигрыш должен был принадлежать тому, кто создаст существ, наделенных наибольшим благородством. Богиня создала трех женщин, а Сусаноо – пятерых мужчин из сестриного колье.

Но так как колье принадлежало Аматэрасу, она объявила, что мужчины должны относиться к ее творениям, а мужчины – к творениям Сусаноо. Брат рассердился и в гневе совершил множество грехов, среди которых – растерзание коня со снятием шкуры с живой плоти.

Аматэрасу была оскорблена таким поступком, укрылась в пещере, и тогда всю планету накрыла непроглядная темнота. За это высшие силы отослали Сусаноо в царство мертвых, а богиня увеселений Амэ-но Удзуме смогла развлечь девушку и вывести ее из укрытия. С тех пор свет вновь вернулся в мир, а Амэ-но Удзуме стала покровительницей зари.

Согласно другому сказанию, Аматэрасу и Сусаноо были не просто братом и сестрой, а супругами, и никакой вражды между ними не было. Но однажды молодой человек затосковал по матери, которая находилась в Ёми, и захотел отправиться к ней. Для этого он начал насылать беды на людей, чтобы остальные предали его смерти.


Японский бог стихий Сусаноо

В конце концов девушка опечалилась, скрылась в пещере, а вместе с ней исчез свет. Боги забеспокоились, но смогли развеселить ее и вернуть к нормальной жизни.

Сама Аматэрасу считается матерью императорской династии. Ее полное имя – Аматэрасу Омиками, что значит «величественное божество, которое озаряет небо». Также существует легенда, что именно она научила жителей Японии выращивать рис и получать шелк, работая на ткацком станке.

Богиня творения

Кунитокотачи и Амэноминакануси, первые боги, вызвали к жизни Идзанаги и Идзанами. Этим двум вновь вызванным божественным существам было поручено создать первую землю. Им дали особое копье, украшенное драгоценными камнями, которое называлось Амэ-но-нухоко. Идзанаги и Идзанами оба пошли к мосту между землей и небом, Амэ-но-укихаси. Там они взбивали копьем море. Оногорошима («самоформирующаяся земля») была создана из капель соленой воды, которые падали с копья при взбалтывании моря. Затем они сделали этот остров своим домом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]