Скачать большую энциклопедию Японии от А до Я с мультимедиа:


Сёва (1926–1989)

Основные события эпохи Сёва:

Во второй половине 1930-х годов, в условиях усиливающихся агрессивных милитаристских настроений в правительстве и обществе, произошло значительное изменение государственного аппарата Японии.

7 июля 1937 года началась Японо-китайская война, повлекшая за собой многочисленные жертвы среди мирного китайского населения и продлившаяся фактически до 1945 года.

В 1940 году Япония подписала с Германией и Италией Тройственный пакт, предусматривавший разграничение сфер влияния между странами Оси в Европе и Азии, установление нового мирового порядка и военную взаимопомощь. В том же году все японские политические партии были распущены, и на первый план вышла организация «Ассоциация помощи трону».

7 декабря 1941 года Япония нанесла удар по американской военно-морской базе Пёрл-Харбор.

На следующий день, 8 декабря, 13 стран объявили войну Японии. Союзники Японии, Германия и Италия, в свою очередь, объявили войну США. В тот же день японцы блокировали английскую военную базу в Гонконге и начали вторжение в Таиланд, британскую Малайю и на Филиппины. Таиланд после непродолжительного сопротивления согласился на заключение военного союза с Японией и объявил войну США и Великобритании.

18 апреля 1942 года американские бомбардировщики с авианосцев впервые совершили «налёт возмездия» по самому сердцу Японии — Токио, что вызвало шок среди японцев. Японцы посчитали, что самолеты были отправлены с острова Гуадалканал (Соломоновы острова), и разработали операцию по нанесению контрудара по американским военным формированиям в этом районе.

В 1942–43 годах рядом с Гуадалканалом произошло несколько сражений, оказавшихся переломными в ходе войны и обеспечивших значительное стратегическое преимущество американцам.

6 августа 1945 года американская авиация сбросила на город Хиросима атомную бомбу.

8 августа СССР объявил Японии войну.

9 августа американская авиация сбросила вторую атомную бомбу на город Нагасаки. Так, США практически стерли с лица планеты два японских города.

Американское правительство решило сбросить на Японию атомные бомбы, чтобы ускорить окончание Второй мировой войны, а также показать свою мощь Советскому Союзу. 15 августа Япония капитулировала, понеся ужасающие человеческие и материальные потери. История атомной бомбардировки городов Хиросима и Нагасаки — это единственный случай применения ядерного оружия в мировой истории.

2 сентября в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японии. С этого момента началась оккупация страны союзными (а именно американскими) войсками, которая продлилась до 28 апреля 1952 года. Она закончилась только после подписания Сан-Францисского мирного договора (8 сентября 1951).

В 1968 году США вернули Японии острова Огасавара, а в 1972 году — Окинаву.

Начиная с середины 1950-х и до первого «нефтяного шока» 1973 года японская экономика переживала период рекордного роста, который на Западе известен как «Японское экономическое чудо» (в японском варианте — «период высоких темпов экономического роста»). Это позволило Японии в кратчайшие сроки не только полностью восстановиться после поражения в войне, но и выйти на второе место по экономической мощи, последовательно обойдя Францию, Италию, Канаду, Великобританию, ФРГ, СССР и уступая лишь США. Второй экономикой мира Япония числилась с 1968 года, уступив это место Китаю лишь в 2010 году.

7 января 1989 года умер император Сёва. С 8 января на трон вступил император Акихито (р. 1933), и началась эпоха Хэйсэй (1989).

Искусство эпохи Сёва

Период Сёва подарил миру многих писателей, которые внесли значительный вклад в историю мировой литературы. Среди самых известных из них — Эдогава Рампо (1894–1965 гг.), всемирно известный мастер детектива; Мисима Юкио (1925–1970 гг.), продолжатель традиций японского эстетизма, прославившийся не только как писатель, но и как драматург, спортсмен и актер; Абэ Кобо (1924–1993 гг.), писатель, получивший медицинское образование, сценарист, фотограф и изобретатель; Кавабата Ясунари (1899–1972 гг.), воспевавший красоту традиционной Японии; Оэ Кэндзабуро (р. 1935), современный писатель-гуманист, борющийся против войны и насилия во всех его проявлениях.

В истории послевоенной живописи одними из самых известных художников были Окумура Тогю (1889–1990 гг.), прославившийся изображением ста видов горы Фудзи, а также Хигасияма Кайи (1908–1999 гг.), ставший известным, в частности, благодаря тому, что создал и отреставрировал стенные росписи многих японских дворцов и храмов (Императорского дворца, храма Тосёдайдзи и т. д.). В живописи на западный манер наиболее известным художником является Хаяси Такэси (1896–1975 гг.), в чьих работах можно проследить сильное влияние Сезанна, Пикассо, Модильяни.

Кимоно эпохи Сёва

Итак, 20 век. Япония и Запад. На этот раз не только запад вновь открыл для себя Японию, но и Япония, не в силах больше держать страну закрытой для иностранного влияния, открылась, открылась полностью, едва ли не отрекаясь от всего — традиций, национальной одежды, стандартов красоты. Но… С тех пор прошло почти столетие — и запад по-прежнему очарован Японией, ее одеждой, ее тканями. Что до Японии, воспринимая чужие влияния, она сумела и сохранить свои глубокие корни.

Но мы посмотрим пока только на кимоно эпохи Сёва (1926-1989), когда кросс-культурный обмен между Японией и Западом уже шел полным ходом. К началу периода Сёва на кимоно появляются яркие и динамичные рисунки, вдохновленные такими направлениями искусства, как арт-деко, сюрреализм и абстрактный экспрессионизм.

Узоры имеют яркие цвета фовизма и смелые геометрические узоры ар-деко. Но это не просто заимствование, это попытки усвоения западных способов создания искусства, западного понимания прекрасного, чтобы соответствовать отчетливо японской форме. Получившаяся одежда — это одновременно и артефакты своего времени и удивительно современные вещи. Удивительно вот что — пытаясь перенять западное искусство, японские художники обращаются к самому молодому, самому актуальному в нем, выбирают самое «живое» — в плане «энергичное», «заметное», «требующее внимания». Получившиеся кимоно выглядят непривычно, но не отталкивающе. Они невероятно современны (сто лет спустя!) и невероятно жизнелюбивы, оптимистичны! Согласно этимологии, слово «кимоно» означает «одежда для жизни» — так вот такая одежда может быть только для жизни.

Кимоно с изогнутыми вертикальными линиями Japan (c 1950), орнамент нанесен по трафарету, шелк мейсен. Собрание музея Costume Council Fund

Легкое кимоно без подкладки (c 1940), орнамент нанесен по трафарету, шелк мейсен.

Кимоно с горным пейзажем (c 1950), орнамент нанесен по трафарету, шелк мейсен.

Женское кимоно с горным пейзажем сильно отличается от традиционного ландшафта, который часто изображается на японской одежде. Вместо изящных строений, тонких линий и легкой ностальгии по плывущему миру — этот ярко окрашенный пейзаж, полыхающие краски и эстетика, вдохновленную художественными движениями Запада 20-го века, такими как фовизм, стиль, который предпочитал яркие, смелые цвета натуралистическим оттенкам.

Кимоно с геометрическим узором Geometric Pattern (c 1940), шелковый креп, орнамент нанесен по трафарету.

Звездообразный геометрический узор на женском кимоно с абстрактным узором напоминает традиционный абстрактный узор из листьев конопли (asa no ha), часто встречающийся на одежде в качестве благопожелательного символа (означающим энергию и устойчивость). Но яркие основные цвета и сильные черные линии модернизируют традиционный узор, превращая его в драматическую геометрическую композицию с трехмерным эффектом. Заметьте, энергию и устойчивость этот узор транслирует в полной мере, несмотря на такую трансформацию.

В то же время звездообразный узор на кимоно напоминает красные солнечные лучи, изображенные на «флагах восходящего солнца» , которые символизировали удачу в период Эдо (1615-1868). Этот мотив был принят в качестве национального флага Японии в 1870 году

Кимоно без подкладки (hitoe) с волнами и точками (c 1935), шелковый креп с вискозными и металлизированными нитями, орнамент нанесен по трафарету.

Гребни волн с точками, изображающими морскую пену, появились в японской живописи 17 — го и 18-го веков, гравюрах на дереве, текстиле и декоративном искусстве. Такой графичный вариант в равной степени принадлежит и искусству японской гравюры, и европейскому искусству конца 19 — начала 20 века, увлеченному Японией.

Кимоно с большими точками (c 1935), шелк, орнамент нанесен по трафарету.

Кимоно с диагональными и вертикальными полосами (c 1950), шелк, шелк, орнамент нанесен по трафарету.

Кимоно с абстрактным орнаментом (c 1950), шелк, орнамент нанесен по трафарету.

Сосна в японской живописи

Период Хэйан (794—1185)

Как и многие другие японские темы, мотивы и предметы живописи, тема сосен, была заимствована из китайской традиции. И одними из ранних сохранившихся в Японии образцов живописи с изображением сосен могут служить работы китайских художников — декоративные росписи ширм в стиле кара-э из коллекции субхрама Сёсо-ин (正倉院) в монастыре Тодай-дзи (東大寺) в Нара (картины с изображением женщин под деревьями).
Ширма из храма Сёсо-ин


Ширма из храма Сёсо-ин VIII век

Сосны были любимым мотивом в живописи ямато-э (やまと絵) периода Хэйан. Для художников ямато-э было характерно стилизованное изображение сосен, как и других элементов пейзажа в целом. Наиболее ранний из сохранившихся пейзажей того периода — «Сансуй Бёбу» (山水屏風) из коллекции Национального музея Киото, ранее принадлежавшей киотоскому храму Тодзи (東寺). На многостворчатой ширме изображён популярный поэт китайской династии Тан в своем любимом горном убежище. Пейзаж состоит из невысоких, покатых холмов и широкого водного пространства, которые напоминают пейзажи из района Киото.

Пейзаж


Роспись ширмы (бёбу) «Пейзаж». Поздний период Хэйан

Исторические документы свидетельствуют о том, что на «картинах с известными видами» (名所絵, мэйсё-э) периода Хэйан иногда изображался морской берег с соснами (см. «Песчаный берег и сосны», хамамацу-дзу, 浜松図), например, побережье Суминоэ (住之江, Осака), Исэ (伊勢, префектура Миэ) или Сэтцу (摂津, префектура Хёго). Представляется вероятным, что в прибрежных пейзажах, изображённых на этих хэйанских картинах с известными видами, было мало отличий, потому что ни одна из них не была написана с натуры.

Период Камакура (1185—1333)

Фрагмент свитка «Легенды храма Дзинъо-дзи»


«Легенды храма Дзинъо-дзи». (фрагмент)

Представленная выше картина относится к заключительной части двух рукописных свитков (эмакимоно) четырнадцатого века, повествующих о легендах храма Дзинъо-дзи. Согласно преданию, японский горный отшельник Эн-но Гёдзя отправился в Корею просить божество Хосё Гонген приехать в Японию, чтобы защитить место будущего Дзинъо-дзи. Хосё Гонген согласился, и храм был основан в 684. Дзинъо-дзи, расположенный в городке Кисивада (современная префектура Осака), в настоящее время представляет собой небольшой храм, принадлежащий школе японского буддизма Тэндай. Сцена из свитка изображает паломников, очищающих себя в реке перед входом в храм. На берегу реки, под двумя деревьями, связанными вместе священной верёвкой сименава, синтоистский священник использует гохэй (ритуальный деревянный посох с бумажными полосками) для очищения буддийского монаха.

Период Муромати (1336-1573)

Сосновая роща


Тоса Мицунобу (1434-1525). «Сосновая роща»

Песчаный берег и сосны


Неизвестный автор. «Песчаный берег и сосны» конец 15 века

В творчестве художников, работавших в стиле «кара-э» или «канга», изображения сосен были более натуралистичными и часто следовали манере Ма Юаня и Ся Гуя и южнокитайской школы живописи.

Пейзаж в стиле Ся Гуя


Сюбун Тэнсё. «Пейзаж в стиле Ся Гуя»

Четыре сезонаСэссю. «Четыре сезона: Осень, Зима»

Четыре сезонаСэссю. «Четыре сезона: Осень, Зима»

Длинный свиток пейзажей


Сэссю Тойо. «Длинный свиток пейзажей» (фрагмент)

Длинный свиток пейзажей


Сэссю Тойо. «Длинный свиток пейзажей» (фрагмент)

Пейзажи с соснами


Кано Мотонобу. Пейзажи с соснами Япония, период Муромати

Период Адзути-Момояма (1573—1603)

В период Адзути-Момояма были созданы знаменитые ширмы Хасэгава Тохаку «Cосновый лес», которые сейчас находятся в собрании Токийского национального музея и причислены к Национальным сокровищам Японии.

Cосновый лес


Хасэгава Тохаку. «Cосновый лес». Период Адзути-Момояма Токийский национальный музей

Период Эдо (1603-1868)

Цветы и птицы четырёх сезонов


Школа Тоса. «Цветы и птицы четырёх сезонов» Пара шестистворчатых ширм. Япония, период Эдо, 17 век

Сосны четырёх сезоновКано Танъю. «Сосны четырёх сезонов», стиль ямато-э Япония, период Эдо

Учёный муж, созерцающий озеро


Кано Танъю. «Учёный муж, созерцающий озеро», стиль канга Япония, период Эдо

Птица на сосне


Неизвестный автор. «Птица на сосне»

Три друга зимы и птицы


Неизвестный автор. «Три друга зимы и птицы»

Сосна на берегу


Неизвестный автор. «Сосна на берегу»

Дикие гуси и заснеженные сосны


Огата Корин. «Дикие гуси и заснеженные сосны»

Сосна, цветы и травы четырёх сезонов


Огата Корин. «Сосна, цветы и травы четырёх сезонов»

Заснеженная ветка сосны


Огата Кэндзан (1663—1743). «Заснеженная ветка сосны»

Особого внимания заслуживают «золотые» ширмы Маруяма Окё «Заснеженные сосны», причисленные в наше время к Национальным сокровищам Японии. Считается, что Окё одним из первых японских художников стал сдвигаться от глубины и символизма восточной живописи в сторону натурализма западной живописи.

Заснеженные сосны


Маруяма Окё. «Заснеженные сосны»

Период Мэйдзи (1868-1912)

Две сосны


Судзуки Сонэн (1848-1918). «Две сосны»

Река Ходзу


Такэути Сэйхо (1864-1942) . «Река Ходзу». 1888 г.

Сосны


Уэнака Тёкусай (1885-1977). «Сосны». 1910 г.

Заснеженные сосны

Ямамото Сюнкё (1872-1933). «Заснеженные сосны». 1908 г.

Дух ястребов на заснеженных соснах


Ямамото Сюнкё (1872-1933). «Дух ястребов на заснеженных соснах». 1912 г.

Весна в горах | Сосны под снегомЯмамото Сюнкё (1872-1933). «Весна в горах» (слева) Ямамото Сюнкё (1872-1933). «Сосны под снегом» (справа)

Период Тайсё (1912-1926)

Сосна и восходящее солнце


Хироси Ёсида (1876-1950). «Сосна и восходящее солнце»

Период Сёва (1926-1989)

Сосны и поэзия


Фукуда Кододзин (1865 — 1944). «Сосны и поэзия». 1932 г.

Луна и сосна | Утёсы и сосна | Солнце и соснаФукуда Кододзин (1865 — 1944) «Луна и сосна» (слева) «Утёсы, сосна и восходящее солнце» (в (справа)

Соответствие годов[ | ]

25 декабря 1926 года — 7 января 1989 года
Год Сёва12345678910
Григорианский календарь1926192719281929193019311932193319341935
Год Сёва11121314151617181920
Григорианский календарь1936193719381939194019411942194319441945
Год Сёва21222324252627282930
Григорианский календарь1946194719481949195019511952195319541955
Год Сёва31323334353637383940
Григорианский календарь1956195719581959196019611962196319641965
Год Сёва41424344454647484950
Григорианский календарь1966196719681969197019711972197319741975
Год Сёва51525354555657585960
Григорианский календарь1976197719781979198019811982198319841985
Год Сёва61626364
Григорианский календарь1986198719881989
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]