Сёва (1926–1989)
Основные события эпохи Сёва:
Во второй половине 1930-х годов, в условиях усиливающихся агрессивных милитаристских настроений в правительстве и обществе, произошло значительное изменение государственного аппарата Японии.
7 июля 1937 года началась Японо-китайская война, повлекшая за собой многочисленные жертвы среди мирного китайского населения и продлившаяся фактически до 1945 года.
В 1940 году Япония подписала с Германией и Италией Тройственный пакт, предусматривавший разграничение сфер влияния между странами Оси в Европе и Азии, установление нового мирового порядка и военную взаимопомощь. В том же году все японские политические партии были распущены, и на первый план вышла организация «Ассоциация помощи трону».
7 декабря 1941 года Япония нанесла удар по американской военно-морской базе Пёрл-Харбор.
На следующий день, 8 декабря, 13 стран объявили войну Японии. Союзники Японии, Германия и Италия, в свою очередь, объявили войну США. В тот же день японцы блокировали английскую военную базу в Гонконге и начали вторжение в Таиланд, британскую Малайю и на Филиппины. Таиланд после непродолжительного сопротивления согласился на заключение военного союза с Японией и объявил войну США и Великобритании.
18 апреля 1942 года американские бомбардировщики с авианосцев впервые совершили «налёт возмездия» по самому сердцу Японии — Токио, что вызвало шок среди японцев. Японцы посчитали, что самолеты были отправлены с острова Гуадалканал (Соломоновы острова), и разработали операцию по нанесению контрудара по американским военным формированиям в этом районе.
В 1942–43 годах рядом с Гуадалканалом произошло несколько сражений, оказавшихся переломными в ходе войны и обеспечивших значительное стратегическое преимущество американцам.
6 августа 1945 года американская авиация сбросила на город Хиросима атомную бомбу.
8 августа СССР объявил Японии войну.
9 августа американская авиация сбросила вторую атомную бомбу на город Нагасаки. Так, США практически стерли с лица планеты два японских города.
Американское правительство решило сбросить на Японию атомные бомбы, чтобы ускорить окончание Второй мировой войны, а также показать свою мощь Советскому Союзу. 15 августа Япония капитулировала, понеся ужасающие человеческие и материальные потери. История атомной бомбардировки городов Хиросима и Нагасаки — это единственный случай применения ядерного оружия в мировой истории.
2 сентября в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японии. С этого момента началась оккупация страны союзными (а именно американскими) войсками, которая продлилась до 28 апреля 1952 года. Она закончилась только после подписания Сан-Францисского мирного договора (8 сентября 1951).
В 1968 году США вернули Японии острова Огасавара, а в 1972 году — Окинаву.
Начиная с середины 1950-х и до первого «нефтяного шока» 1973 года японская экономика переживала период рекордного роста, который на Западе известен как «Японское экономическое чудо» (в японском варианте — «период высоких темпов экономического роста»). Это позволило Японии в кратчайшие сроки не только полностью восстановиться после поражения в войне, но и выйти на второе место по экономической мощи, последовательно обойдя Францию, Италию, Канаду, Великобританию, ФРГ, СССР и уступая лишь США. Второй экономикой мира Япония числилась с 1968 года, уступив это место Китаю лишь в 2010 году.
7 января 1989 года умер император Сёва. С 8 января на трон вступил император Акихито (р. 1933), и началась эпоха Хэйсэй (1989).
Искусство эпохи Сёва
Период Сёва подарил миру многих писателей, которые внесли значительный вклад в историю мировой литературы. Среди самых известных из них — Эдогава Рампо (1894–1965 гг.), всемирно известный мастер детектива; Мисима Юкио (1925–1970 гг.), продолжатель традиций японского эстетизма, прославившийся не только как писатель, но и как драматург, спортсмен и актер; Абэ Кобо (1924–1993 гг.), писатель, получивший медицинское образование, сценарист, фотограф и изобретатель; Кавабата Ясунари (1899–1972 гг.), воспевавший красоту традиционной Японии; Оэ Кэндзабуро (р. 1935), современный писатель-гуманист, борющийся против войны и насилия во всех его проявлениях.
В истории послевоенной живописи одними из самых известных художников были Окумура Тогю (1889–1990 гг.), прославившийся изображением ста видов горы Фудзи, а также Хигасияма Кайи (1908–1999 гг.), ставший известным, в частности, благодаря тому, что создал и отреставрировал стенные росписи многих японских дворцов и храмов (Императорского дворца, храма Тосёдайдзи и т. д.). В живописи на западный манер наиболее известным художником является Хаяси Такэси (1896–1975 гг.), в чьих работах можно проследить сильное влияние Сезанна, Пикассо, Модильяни.
Кимоно эпохи Сёва
Итак, 20 век. Япония и Запад. На этот раз не только запад вновь открыл для себя Японию, но и Япония, не в силах больше держать страну закрытой для иностранного влияния, открылась, открылась полностью, едва ли не отрекаясь от всего — традиций, национальной одежды, стандартов красоты. Но… С тех пор прошло почти столетие — и запад по-прежнему очарован Японией, ее одеждой, ее тканями. Что до Японии, воспринимая чужие влияния, она сумела и сохранить свои глубокие корни.
Но мы посмотрим пока только на кимоно эпохи Сёва (1926-1989), когда кросс-культурный обмен между Японией и Западом уже шел полным ходом. К началу периода Сёва на кимоно появляются яркие и динамичные рисунки, вдохновленные такими направлениями искусства, как арт-деко, сюрреализм и абстрактный экспрессионизм.
Узоры имеют яркие цвета фовизма и смелые геометрические узоры ар-деко. Но это не просто заимствование, это попытки усвоения западных способов создания искусства, западного понимания прекрасного, чтобы соответствовать отчетливо японской форме. Получившаяся одежда — это одновременно и артефакты своего времени и удивительно современные вещи. Удивительно вот что — пытаясь перенять западное искусство, японские художники обращаются к самому молодому, самому актуальному в нем, выбирают самое «живое» — в плане «энергичное», «заметное», «требующее внимания». Получившиеся кимоно выглядят непривычно, но не отталкивающе. Они невероятно современны (сто лет спустя!) и невероятно жизнелюбивы, оптимистичны! Согласно этимологии, слово «кимоно» означает «одежда для жизни» — так вот такая одежда может быть только для жизни.
Кимоно с изогнутыми вертикальными линиями Japan (c 1950), орнамент нанесен по трафарету, шелк мейсен. Собрание музея Costume Council Fund
Легкое кимоно без подкладки (c 1940), орнамент нанесен по трафарету, шелк мейсен.
Кимоно с горным пейзажем (c 1950), орнамент нанесен по трафарету, шелк мейсен.
Женское кимоно с горным пейзажем сильно отличается от традиционного ландшафта, который часто изображается на японской одежде. Вместо изящных строений, тонких линий и легкой ностальгии по плывущему миру — этот ярко окрашенный пейзаж, полыхающие краски и эстетика, вдохновленную художественными движениями Запада 20-го века, такими как фовизм, стиль, который предпочитал яркие, смелые цвета натуралистическим оттенкам.
Кимоно с геометрическим узором Geometric Pattern (c 1940), шелковый креп, орнамент нанесен по трафарету.
Звездообразный геометрический узор на женском кимоно с абстрактным узором напоминает традиционный абстрактный узор из листьев конопли (asa no ha), часто встречающийся на одежде в качестве благопожелательного символа (означающим энергию и устойчивость). Но яркие основные цвета и сильные черные линии модернизируют традиционный узор, превращая его в драматическую геометрическую композицию с трехмерным эффектом. Заметьте, энергию и устойчивость этот узор транслирует в полной мере, несмотря на такую трансформацию.
В то же время звездообразный узор на кимоно напоминает красные солнечные лучи, изображенные на «флагах восходящего солнца» , которые символизировали удачу в период Эдо (1615-1868). Этот мотив был принят в качестве национального флага Японии в 1870 году
Кимоно без подкладки (hitoe) с волнами и точками (c 1935), шелковый креп с вискозными и металлизированными нитями, орнамент нанесен по трафарету.
Гребни волн с точками, изображающими морскую пену, появились в японской живописи 17 — го и 18-го веков, гравюрах на дереве, текстиле и декоративном искусстве. Такой графичный вариант в равной степени принадлежит и искусству японской гравюры, и европейскому искусству конца 19 — начала 20 века, увлеченному Японией.
Кимоно с большими точками (c 1935), шелк, орнамент нанесен по трафарету.
Кимоно с диагональными и вертикальными полосами (c 1950), шелк, шелк, орнамент нанесен по трафарету.
Кимоно с абстрактным орнаментом (c 1950), шелк, орнамент нанесен по трафарету.
Сосна в японской живописи
Период Хэйан (794—1185)
Как и многие другие японские темы, мотивы и предметы живописи, тема сосен, была заимствована из китайской традиции. И одними из ранних сохранившихся в Японии образцов живописи с изображением сосен могут служить работы китайских художников — декоративные росписи ширм в стиле кара-э из коллекции субхрама Сёсо-ин (正倉院) в монастыре Тодай-дзи (東大寺) в Нара (картины с изображением женщин под деревьями).
Ширма из храма Сёсо-ин
Ширма из храма Сёсо-ин VIII век
Сосны были любимым мотивом в живописи ямато-э (やまと絵) периода Хэйан. Для художников ямато-э было характерно стилизованное изображение сосен, как и других элементов пейзажа в целом. Наиболее ранний из сохранившихся пейзажей того периода — «Сансуй Бёбу» (山水屏風) из коллекции Национального музея Киото, ранее принадлежавшей киотоскому храму Тодзи (東寺). На многостворчатой ширме изображён популярный поэт китайской династии Тан в своем любимом горном убежище. Пейзаж состоит из невысоких, покатых холмов и широкого водного пространства, которые напоминают пейзажи из района Киото.
Пейзаж
Роспись ширмы (бёбу) «Пейзаж». Поздний период Хэйан
Исторические документы свидетельствуют о том, что на «картинах с известными видами» (名所絵, мэйсё-э) периода Хэйан иногда изображался морской берег с соснами (см. «Песчаный берег и сосны», хамамацу-дзу, 浜松図), например, побережье Суминоэ (住之江, Осака), Исэ (伊勢, префектура Миэ) или Сэтцу (摂津, префектура Хёго). Представляется вероятным, что в прибрежных пейзажах, изображённых на этих хэйанских картинах с известными видами, было мало отличий, потому что ни одна из них не была написана с натуры.
Период Камакура (1185—1333)
Фрагмент свитка «Легенды храма Дзинъо-дзи»
«Легенды храма Дзинъо-дзи». (фрагмент)
Представленная выше картина относится к заключительной части двух рукописных свитков (эмакимоно) четырнадцатого века, повествующих о легендах храма Дзинъо-дзи. Согласно преданию, японский горный отшельник Эн-но Гёдзя отправился в Корею просить божество Хосё Гонген приехать в Японию, чтобы защитить место будущего Дзинъо-дзи. Хосё Гонген согласился, и храм был основан в 684. Дзинъо-дзи, расположенный в городке Кисивада (современная префектура Осака), в настоящее время представляет собой небольшой храм, принадлежащий школе японского буддизма Тэндай. Сцена из свитка изображает паломников, очищающих себя в реке перед входом в храм. На берегу реки, под двумя деревьями, связанными вместе священной верёвкой сименава, синтоистский священник использует гохэй (ритуальный деревянный посох с бумажными полосками) для очищения буддийского монаха.
Период Муромати (1336-1573)
Сосновая роща
Тоса Мицунобу (1434-1525). «Сосновая роща»
Песчаный берег и сосны
Неизвестный автор. «Песчаный берег и сосны» конец 15 века
В творчестве художников, работавших в стиле «кара-э» или «канга», изображения сосен были более натуралистичными и часто следовали манере Ма Юаня и Ся Гуя и южнокитайской школы живописи.
Пейзаж в стиле Ся Гуя
Сюбун Тэнсё. «Пейзаж в стиле Ся Гуя»
Четыре сезонаСэссю. «Четыре сезона: Осень, Зима»
Четыре сезонаСэссю. «Четыре сезона: Осень, Зима»
Длинный свиток пейзажей
Сэссю Тойо. «Длинный свиток пейзажей» (фрагмент)
Длинный свиток пейзажей
Сэссю Тойо. «Длинный свиток пейзажей» (фрагмент)
Пейзажи с соснами
Кано Мотонобу. Пейзажи с соснами Япония, период Муромати
Период Адзути-Момояма (1573—1603)
В период Адзути-Момояма были созданы знаменитые ширмы Хасэгава Тохаку «Cосновый лес», которые сейчас находятся в собрании Токийского национального музея и причислены к Национальным сокровищам Японии.
Cосновый лес
Хасэгава Тохаку. «Cосновый лес». Период Адзути-Момояма Токийский национальный музей
Период Эдо (1603-1868)
Цветы и птицы четырёх сезонов
Школа Тоса. «Цветы и птицы четырёх сезонов» Пара шестистворчатых ширм. Япония, период Эдо, 17 век
Сосны четырёх сезоновКано Танъю. «Сосны четырёх сезонов», стиль ямато-э Япония, период Эдо
Учёный муж, созерцающий озеро
Кано Танъю. «Учёный муж, созерцающий озеро», стиль канга Япония, период Эдо
Птица на сосне
Неизвестный автор. «Птица на сосне»
Три друга зимы и птицы
Неизвестный автор. «Три друга зимы и птицы»
Сосна на берегу
Неизвестный автор. «Сосна на берегу»
Дикие гуси и заснеженные сосны
Огата Корин. «Дикие гуси и заснеженные сосны»
Сосна, цветы и травы четырёх сезонов
Огата Корин. «Сосна, цветы и травы четырёх сезонов»
Заснеженная ветка сосны
Огата Кэндзан (1663—1743). «Заснеженная ветка сосны»
Особого внимания заслуживают «золотые» ширмы Маруяма Окё «Заснеженные сосны», причисленные в наше время к Национальным сокровищам Японии. Считается, что Окё одним из первых японских художников стал сдвигаться от глубины и символизма восточной живописи в сторону натурализма западной живописи.
Заснеженные сосны
Маруяма Окё. «Заснеженные сосны»
Период Мэйдзи (1868-1912)
Две сосны
Судзуки Сонэн (1848-1918). «Две сосны»
Река Ходзу
Такэути Сэйхо (1864-1942) . «Река Ходзу». 1888 г.
Сосны
Уэнака Тёкусай (1885-1977). «Сосны». 1910 г.
Заснеженные сосны
Ямамото Сюнкё (1872-1933). «Заснеженные сосны». 1908 г.Дух ястребов на заснеженных соснах
Ямамото Сюнкё (1872-1933). «Дух ястребов на заснеженных соснах». 1912 г.
Весна в горах | Сосны под снегомЯмамото Сюнкё (1872-1933). «Весна в горах» (слева) Ямамото Сюнкё (1872-1933). «Сосны под снегом» (справа)
Период Тайсё (1912-1926)
Сосна и восходящее солнце
Хироси Ёсида (1876-1950). «Сосна и восходящее солнце»
Период Сёва (1926-1989)
Сосны и поэзия
Фукуда Кододзин (1865 — 1944). «Сосны и поэзия». 1932 г.
Луна и сосна | Утёсы и сосна | Солнце и соснаФукуда Кододзин (1865 — 1944) «Луна и сосна» (слева) «Утёсы, сосна и восходящее солнце» (в (справа)
Соответствие годов[ | ]
25 декабря 1926 года — 7 января 1989 года |
Год Сёва | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Григорианский календарь | 1926 | 1927 | 1928 | 1929 | 1930 | 1931 | 1932 | 1933 | 1934 | 1935 |
Год Сёва | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Григорианский календарь | 1936 | 1937 | 1938 | 1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 |
Год Сёва | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Григорианский календарь | 1946 | 1947 | 1948 | 1949 | 1950 | 1951 | 1952 | 1953 | 1954 | 1955 |
Год Сёва | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
Григорианский календарь | 1956 | 1957 | 1958 | 1959 | 1960 | 1961 | 1962 | 1963 | 1964 | 1965 |
Год Сёва | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
Григорианский календарь | 1966 | 1967 | 1968 | 1969 | 1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 |
Год Сёва | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
Григорианский календарь | 1976 | 1977 | 1978 | 1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 |
Год Сёва | 61 | 62 | 63 | 64 | ||||||
Григорианский календарь | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 |