Что такое синтоизм
Культура синтоизма берет свое начало тысячи лет назад – при наступлении новой эры. В каком-то смысле её можно назвать древнейшей известной нам религией, имеющей своих адептов в современности.
Сложившийся на основе анимистических древних верований, синтоизм и сейчас сохранил многие характерные для первобытных обществ особенности. Это отличает его от других культур, где анимистическая стадия была пройдена и забыта давным-давно.
Впитав некоторые знания из соседних религий, синтоизм окончательно утвердился к VIII в. Главной характеристикой религии можно назвать ее учение о духовной природе всего сущего.
Название «синтоизм» происходит от слова «синто», что означает «священный путь» или «путь богов» («путь ками»). Примечательно, что для восточных религий характерна метафора пути. К этому символу обращаются также буддизм, даосизм.
Синтоизм — древняя японская религия. Её название происходит от слова «Синто» 神道 — «Путь Богов». В основе Синто лежит поклонение всевозможным ками 神 — сверхъестественным существам или духам. Основные виды ками — это:
- Боги-создатели (Идзанами и Идзанаги, Аматэрасу, Сусаноо)
- Духи природы (ками гор, рек, ветра, дождя)
- Необычные сверхестественные явления (дерево, которому несколько тысяч лет)
- Незаурядные личности, объявленные ками (Хатиман, Инари, Тэндзин)
- Божества, заимствованные из других верований в силу своей «полезности» (Дайкоку, Эбису, Дзидзо)
- Силы и способности, заключенные в людях и природе (скажем, ками роста или репродукции)
- Духи умерших.
В Японии поклоняются бесчисленному количеству божеств, в каждой деревне существует местный ками-покровитель. Никакого особенного разделения между духами и обычными людьми нет, напротив, есть множество мифов и легенд о браках людей и ками. Важным моментом является то, что люди (и не только люди) были не сотворены богами, а рождены от ками. Смерть — это переход в мир духов, а ребенок считается воплощением ками-предка удзигами 氏神, поэтому в Японии с большим уважением относятся к маленьким детям и до пятилетнего возраста разрешают им практически всё (правда затем сильно «закручивают гайки»).
Ками делятся на Фуку-но-ками 福の神 («добрые духи») и Магацу-ками 擬つ神 («злые духи»). Задача человека — призвать побольше добрых духов и, по возможности, примириться со злыми. В принципе, и добрые духи могут стать злыми, если с ними обращаться недолжным образом, не проявляя уважения. Поэтому на островах во множестве храмов и часовен прихожане и священники приносят богам жертвы и молятся о помощи и поддержке. Вообще, все происходящее в мире в синтоизме объясняется индивидуальной волей ками, а не какими-либо законами природы или Судьбой.
Слово «синто» 神道 составлено из двух иероглифов: син 神, символизирующего ками, и то 道, что значит путь. Соответствующее китайское слово «шэньдао» в конфуцианском контексте использовалось при описании мистических законов природы и дороги, ведущей к смерти. В даосской традиции оно означало магические силы. В китайских буддийских текстах словом шэньдао названо в одном случае учение Гаутамы, в другом случае этот термин подразумевает мистическую концепцию души.
В японском буддизме шэньдао использовалось значительно шире — для обозначения местных божеств ками 神 и их царства, причем под ками подразумевались существа-призраки более низкого порядка, чем будды хотокэ 仏. В основном именно в этом смысле слово «синто» употреблялось в японской литературе на протяжении столетий, последовавших за Нихон сёки. И наконец, начиная примерно с XIII века словом синто именуют религию ками, чтобы отличать её от буддизма и конфуцианства, широко распространившихся в стране.
В отличие от буддизма, христианства и ислама, у синтоизма нет основоположника, такого, как просветленный Гаутама, пророк Мухаммед или мессия Иисус. Нет в нем и священных текстов, таких, как Сутры, Коран или Библия. Тем не менее, есть считающиеся авторитетными источниками древние тексты, в которых изложены исторические и духовные основы синтоизма.
Самый древний сохранившийся памятник японской письменности — Кодзики 古事記 («Записи о деяниях древности») или Фурукотофуми ふることふみ датируется 712 годом нашей эры. В нем описаны события вплоть до 628 года. Текст написан китайскими иероглифами, но слог письма — древний разговорный японский, благодаря чему можно узнать о стиле бытовавшей ранее и передававшейся от поколения к поколению устной речи.
В другом тексте под названием «Нихон сёки» 日本書紀 («Записанные кистью анналы Японии») или «Нихонги» 日本紀 («Анналы Японии»), который появился спустя восемь лет, в 720 году, рассказывается о событиях, происходивших до 697 года. Он написан на китайском языке и другим стилем. В этой рукописи, в отличие от Кодзики, больше деталей. Некоторые события имеют мифологические объяснения и трактовки.
Эти два документа синтоисты ценят особенно высоко, поскольку в них содержатся единственные дошедшие до нас древнейшие сведения об императорской семье и нескольких родах, давших начало японской нации. В текстах говорится о происхождении императорского престола, о родословных некоторых кланов и о многом другом из того, что легло в основу общественного строя и традиций страны. Кроме того, в этих источниках содержится богатая информация о древних синтоистских ритуалах и обычаях, а также об обязанностях и незыблемых правах отдельных родов в том, что касается их участия в религиозных обрядах. В этих обязанностях и правах выразились особые притязания некоторых кланов на роль в социальной структуре Японии, без которых сама система родов почти неизбежно бы разрушилась.
Кудзики 旧事紀 или Сэндай Кудзи Хонги 先代旧事本紀 («Хроники Древних Событий»), Когосюи 古語拾遺 — («Избранные Истории из Древности») и Энгисики 延喜式 — («Уложения эры Энги») также считаются достоверными источниками. Считается, что Кудзики были написаны примерно в 620 году, то есть на сто лет раньше появления Нихонги, однако древнейшая сохранившаяся версия этой книги почти наверняка не является подлинной. Когосюи, написанные в 807 году, дополняют информацию о раннем синтоизме. Опубликованные в 927 году Энгисики являются фундаментальным источником знаний о раннем синтоизме, церемониях, молитвах, ритуалах и о методах управления церковными делами.
Следует подчеркнуть, что, в отличие от христианства и ислама, ни одна из перечисленных выше рукописей не считается священным текстом и в первую очередь это исторические записи, которые, вдобавок к своему политическому и династическому значению, раскрывают древние формы веры.
В широком понимании, синтоизм есть нечто большее, чем просто религия. Это соединение воззрений, идей и духовных методов, которые за два с лишним тысячелетия стали неотъемлемой частью пути японского народа. Синто — это и личная вера в ками, и соответствующий общественный уклад жизни. Синтоизм сформировался в течение многих столетий под влиянием различных слившихся воедино этнических и культурных традиций, как коренных, так и чужеземных, и благодаря ему страна достигла единства под управлением императорской семьи.
В синтоизме не возникло канонического свода религиозных правил, поскольку поначалу храмы были лишь ритуальными посредниками между людьми и божествами ками, а позднее, когда эти храмы стали восприниматься как символы веры определенного сообщества людей, не было необходимости создавать какие-то доктрины и инструкции.
Архитектура синтоистских храмов отличается разнообразием стилей. Чаще всего в ней отражены определенная эпоха или место, где возведен храм, а иногда — исторические периоды, ставшие вехами для святилища. Конструкции многих храмов испытали континентальное влияние, однако есть два очень древних исконно японских стиля, которые считаются наиболее типичными в синтоизме. Первый из них получил название «синмэй» 神明, что буквально означает «божественное сияние», он также известен как тэнти конгэн 天地根源, то есть «небо, сошедшее на землю». Наилучшим образом этот стиль представлен в архитектуре Храма Исэ 伊勢神宮. Второй стиль называется «тайся» 大社, его типичным образцом является здание Храма Идзумо 出雲大社.
Древние храмы сооружали из кипариса и крыли тростником мискантуса или кипарисовой корой. В наше время в целях пожарной безопасности здания храмов в городах возводят из армированного бетона, а кровли делают из черепицы или медных листов. Крайне редко можно увидеть храм, сложенный из природного камня. Разного рода украшения зданий указывают на значительное влияние континентального зодчества.
Традиционный синтоистский храм состоит из двух помещений — молельного зала хайдэн 拝殿 и комнаты хондэн 本殿, в которой находится предмет, связанный с соответствующим ками. Важной частью храма являются тории 鳥居 — П-образные ворота, которые служат символической границей между миром людей и миром ками. Часто строятся маленькие святилища на исторических и легендарных местах, оборудуются места поклонения у больших древних деревьев, которые также считаются жилищами ками.
В синтоистских храмах, как правило, нет изображений или предметов, предназначенных для поклонения – с этой целью используются лишь символические объекты, которые хранятся в святая святых храма. Никому не позволено видеть их. Таким образом, по сравнению с буддизмом и индуизмом, в синтоизме сравнительно мало произведений изобразительного искусства. Тем не менее, синтоизм тоже внес в искусство свой вклад. В храмах издавна ставили изображения животных-стражей, в строительстве и украшении святилищ участвовали искусные художники и зодчие, вокруг устраивались красивые сады, а дикая первозданная природа неподалеку от храмов тщательно оберегалась.
Более того, в храмах прихожан всегда поощряли преподносить ками изящные изделия, что вдохновляло ремесленников демонстрировать высочайшее мастерство, достигавшее порой совершенства. Таким образом храмы сыграли свою роль в том, что на протяжении уже более тысячи лет сохраняются древние ремесла и промыслы. И хотя нельзя сказать, что существует истинно синтоистская литература, тем не менее многие поэты преподносили ками свои литературные шедевры. То же касается каллиграфов, художников и скульпторов. Следует также отметить, что храмы внесли свой вклад и в другие виды искусств: благодаря им сохранились до наших дней священные танцы — кагура 神楽 («Божественная радость»), классическая музыка — гагаку 雅楽 (буквально: «изысканная музыка»), придворные танцы — бугаку 舞楽 (дословно: «танцевальный театр» или «танец и музыка»), драма — но 能 («мастерство, умение, талант») и такой редкий жанр народного творчества, как сельская драма — сато кагура 里神楽.
С развитием имперской системы возникло представление о верховной ками — богине Аматэрасу 天照皇大神. Соответственно, возник и культ самого императора. Мифы и легенды об Аматэрасу и её семье многие годы, вплоть до середины XX века, официально считались началом истории Японии. С момента прихода на острова буддизма начинается процесс взаимовлияния и взаимопроникновения этих религий. Происходит одновременное поклонение и ками, и буддам.
В мифологическую эпоху, называемую ещё Эпохой Ками, установился синтоистский образ повседневной жизни и отправления культа. Имена мифологических богов ками и порядок их появления отличаются в разных письменных источниках, например, согласно тексту Кодзики, первым появился ками центра небес Аме-но-минака-нуси-но-ками и лишь затем — ками рождения и развития Така-мимусуби-но-микото и Ками-мусуби-но-микото. Однако собственно мифология ками начинается лишь с появлением созидательной четы — Идзанаги-но-микото и Идзанами-но-микото. Эти два божества, спустившись с Высших Небесных Долин, дали начало Восьми Великим Островам, то есть Японии, и всему сущему, включая многих ками. Трое из божеств ками были наиболее почитаемыми: Богиня Солнца Аматэрасу-о-миками — ками Высшей Небесной Долины, её брат Сусаноо-но-микото, управлявший Землей, и Бог Луны Цукуёми-но-микото (Цукиёми-но-микото), который был ками Царства Тьмы.
Согласно Кодзики, Сусаноо-но-микото вел себя так скверно и совершил так много безрассудств, что Богиня Солнца впала в ярость и спряталась в небесной пещере, из-за чего небеса и земля погрузились во тьму. Пораженные таким поворотом событий, небесные ками устроили развлечение с танцами, которое заставило её покинуть пещеру; и таким образом свет вновь вернулся в мир. В наказание за свои проступки Сусаноо-но-микото был низвергнут в низший мир, где хорошим поведением вернул расположение других ками, а его потомок, ками Идзумо (Окунинуси-но-ками), стал очень доброжелательным божеством, управляющим Восемью Великими Островами и приносящим счастье людям. О ками Луны в мифах сказано очень немного.
Впоследствии внук Богини Солнца, Ниниги-но-микото, получил знания, благодаря которым он пришел в Японию и стал править ею. В качестве символов власти ему были дарованы три великих сокровища: зеркало, меч и драгоценное ожерелье. Более того, в путешествии его сопровождал ками, принимавший участие в танцах перед небесной пещерой. Тем не менее для завершения миссии Ниниги-но-микото пришлось вступить в переговоры с ками Идзумо, который после недолгого обсуждения согласился передать ему видимый мир, оставляя за собой мир незримый. При этом ками Идзумо дал обещание охранять небесного внука. Император Дзимму, великий внук Ниниги-но-микото, стал первым человеком — правителем Японии.
Этот очень простой по своей структуре миф объяснял древним японцам их происхождение и основу социального устройства страны. Анализируя его, можно проследить эволюцию японской мысли о природе нации: рождении ками и всего сущего из хаоса, разделении вещей и возникновении всеобщего порядка и гармонии. В некотором смысле данный миф можно рассматривать как простейшую конституцию страны, однако в древних текстах можно встретить несколько версий описанных событий, которые противоречат друг другу, поскольку они складывались и сохранялись в разных кланах, где их считали в некотором смысле единственно верными.
Современный синтоизм это продолжение веры, возникшей в мифологическую эпоху. Его ритуалы и культовые принадлежности в наши дни во многом схожи с теми, что использовались в древности. Храм в Исэ 伊勢神宮 (Исэ дзингу) — один из самых прекрасных архитектурных ансамблей в нынешней Японии — возведен в стиле архаических ритуальных построек. Храмовый синтоизм, подобно бутону цветка, распустившемуся в давние времена, и поныне продолжает обогащать жизнь японцев.
Боги синтоизма (некоторые из множества):
Аматэрасу о-миками 天照大神 — «Великая Богиня, Освещающая Землю» — Богиня Солнца. Считается священным предком японских императоров (прапрабабушкой первого императора Дзимму 神武天皇) и верховным божеством синтоизма 神道. Возможно, первоначально почиталась как существо мужского пола «Аматэру митама» 天照御霊 — «Дух, сияющий в небе». Мифы о ней являются основой японской мифологии, отраженной в древнейших летописных сводах VII века — «Кодзики» 古事記 и «Нихон сёки» 日本書紀. Её главное святилище Исэ дзингу 伊勢神宮 основано в самом начале истории страны в провинции Исэ 伊勢. Верховной жрицей культа Аматэрасу всегда становится одна из дочерей императора.
Сусаноо-но-микото 須佐之男命 — Бог ураганов, Подземного Царства, вод, сельского хозяйства и болезней. Eго имя переводится как «Порывистый 荒む молодец». Младший брат богини Аматэрасу 天照. За ссору с сестрой и прочими членами семьи он был сослан на Землю из Небесного Царства (которое называется Такамагахара 高天原) и совершил здесь множество подвигов, в частности, убил восьмиглавого дракона Ямато-но-Ороти 大和の大蛇, и из его хвоста достал три символа императорской власти — меч Кусанаги, зеркало и яшму. Потом, чтобы примириться с сестрой, он отдал ей эти регалии. Впоследствии стал править Подземным Царством. Его главное святилище находится в провинции Идзумо 出雲.
Цукуёми-но-микото 月読命 или 月読尊 — Бог Луны, младший брат богини Аматэрасу 天照. После того, как он убил за непочтительность богиню еды и посевов Укэ-моти 受持ち, Аматэрасу не хотела его больше видеть. Поэтому Солнце и Луна никогда не встречаются на небе.
Ниниги-но-микото 瓊瓊杵尊 — внук японской богини Солнца Аматэрасу, японский бог. Играет важную роль в ключевом мифе о схождении сонма богов с Небес на Землю, предводительствуя упомянутым действием по указанию своей бабушки. Во время нисхождения Ниниги привел с собой не только множество богов японского пантеона, но и персонажей, затем ставших родоначальниками крупных родов, действовавших в историческое время и чтивших каждый своего «божественного» предка. Сам Ниниги стал по легенде предком императоров Японии.
Идзанами イザナミ и Идзанаги イザナギ — первые люди и, одновременно, первые ками. Брат и сестра, муж и жена. Породили все живое и существующее. Аматэрасу 天照, Сусаноо-но-Микото и Цукиёми 月夜見 — дети, порожденные из головы бога Идзанаги после ухода богини Идзанами в Подземное Царство и их ссоры. Сейчас Идзанами почитается как Богиня Смерти.
Царь Эмма 閻魔 — санскритское имя — Яма — Бог Загробного Мира, решающий судьбу всех существ после их смерти. Путь в его царство лежит либо «через горы», либо «вверх, в небеса». В его подчинении находятся армии духов, одна из задач которых — приходить за людьми после смерти.
Бог Райдзин 雷神 — Бог Грома и Молнии. Обычно изображается окруженным барабанами тайко 太鼓 и бьющим в них. Таким образом он создает гром. Иногда он также изображается в облике ребенка или змеи. Кроме грома, Райдзин также отвечает за дождь.
Бог Фудзин 風神 — Бог Ветра. Обычно изображается с большим мешком, в котором он носит ураганы.
Бог Суйдзин 水神 — Бог Воды. Обычно изображается в облике змеи, угря, каппы или водяного духа. Поскольку вода считается женским символом, женщины всегда играли главную роль в почитании Суйдзина.
Бог Тэндзин 天神 — Бог Учения. Изначально почитался как бог неба, но в настоящее время почитается как дух ученого по имени Сугавара Митидзанэ 管家 (845-943 годы). По вине придворных интриганов он впал в немилость и был удален от дворца. В изгнании он продолжал писать стихи, в которых уверял в своей невиновности. После смерти его разгневанный дух сочли ответственным за целый ряд несчастий и катастроф. Чтобы успокоить разбушевавшегося ками, Сугавара был посмертно прощен, повышен в придворном звании и обожествлен. Тэдзин особо почитается в святилище Дадзайфу 太宰府 Тэммангу в префектуре Фукуока 福岡県, а также в своих храмах по всей Японии. Также называют Амацуками 天神.
Бог Тосигами 年神 — Бог Года. В некоторых местах почитается также как бог урожая и вообще сельского хозяйства. Тосигами может принимать вид старика и старухи. Молитвы Тосигами возносятся в канун Нового Года.
Бог Хатиман 八幡 — (дословно: «Восемь стягов») — Бог Военного Дела. Под этим именем почитается и обожественный император Одзин и известный оракул. Хатиман особо почитается в святилище Уса Натимангу в префектуре Оита 大分県, а также в своих храмах по всей Японии.
Богиня Инари 稲荷 — Богиня Изобилия, риса и вообще злаковых культур. Часто почитается в облике лисицы. Инари особо почитается в святилище Фусими Инари Тайся 伏見稲荷大社, а также в своих храмах по всей Японии. Иногда Инари также почитается в мужском варианте, в облике старика.
Дзидзо 地蔵 — Сокровищница Земли — покровитель детей и страх на границе с потустороннем миром. Монах с посохом и драгоценным камнем. В храме Хасэ-дэра в Камакуре находится сто тысяч маленьких статуэток в память об умерших детях.
Семь богов Удачи Ситифуку-дзин — 七福神 — Семь Божественных существ, приносящих Удачу. Их имена:
- Эбису 恵比寿 — покровитель рыболовов и торговцев, бог удачи и трудолюбия, изображается сидящим в придворном костюме с удочкой в правой руке и рыбиной в левой
- Дайкоку 大黒 — покровитель крестьян, бог богатства, изображается толстяком с колотушкой, исполняющей желания, и огромным мешком риса
- Дзюродзин 寿老人 — бог долголетия, изображается в виде лысого бородатого старика с удлиненной головой и с посохом-сяку, к которому прикреплен свиток мудрости, и журавлем, черепахой или оленем, иногда изображается пьющим сакэ
- Фукурокудзин 福禄寿 — бог долголетия и мудрых поступков, изображается в виде старика-даоса с огромной остроконечной головой с посохом и веером
- Хотэй 布袋 — бог сострадания и добродушия, изображается в виде полулежачего старика с большим животом, посохом и полотняным мешком для подаяний
- Бисямон 毘沙門 — бог богатства и процветания, изображается в виде могучего воина с копьем и в полном самурайском доспехе
- Бэнтэн 弁天 или Бэндзайтэн 弁財天 — богиня удачи (особенно на море), мудрости, искусств, любви и тяги к знаниям, изображается в виде пышнотелой обнаженной девушки с бива 琵琶- национальным японским инструментом).
Иногда к ним причисляют и Кисидзётэн 吉祥天 — сестру Бисямона, изображаемую с бриллиантом в левой руке. Почитаются как все вместе, так и по отдельности. Перемещаются они на чудесном Корабле Сокровищ — Такарабунэ 宝船, доверху наполненном всякими богатствами. Их культ очень важен в повседневной жизни японцев.
Четыре Небесных Царя Си-Тэнно 四天王 — четыре божества, охраняющие стороны света от вторжения демонов. Они живут во дворцах, расположенных в горах на краях Земли. На востоке — Дзикокутэн 持國天 или 治國天 («Управляющий Землёй» или «Смотритель земли»), на западе — Комукутэн 廣目天 («Всевидящий»), на юге — Дзотётэн 増長天 («Выращивающий» или «Покровитель роста») и на севере – Тамонтэн 多聞天 («Всеслышащий») или Бисямон 毘沙門 — один из семи богов Удачи.
Повелитель Драконов Риндзин 龍神 — самый сильный и богатый из всех драконов, живет в огромном хрустальном дворце на дне океана, наполненном всяческими богатствами. Он — самое богатое существо в мире. Риндзин почитается как бог морей и океанов под именем Уми но Ками 海の神. Есть легенды о том, что Риндзин часто посещал мир людей в человеческом облике, оставив после себя множество детей — прекрасных юношей и девушек с зелеными глазами, длинными черными волосами и способностями к магии.
Оокунинуси 大国主 — «Великий Хозяин Страны», в Японии почитается как главный над земными богами и противопоставляется Аматэрасу — главной небесной богине. Хотя согласно государственному мифу Оокунинуси добровольно уступил власть на земле потомкам небесных богов, он остаётся «вторым», альтернативным главным богом на протяжении всей японской истории, и при этом несколько раз меняет свои функции. Это можно проследить, сравнивая образы Оокунинуси в разных святилищах. Первая загадка этого бога — как его, собственно, зовут, какое из имён исходное, а какие — заместительные величания. Возможно, самое древнее имя — Оонамоти (Оонамути), «Обладатель Великого Имени» или «…многих имен». Самое частое имя — Оокунинуси, а ещё есть Оокунитама, «Великий Дух Страны», Уцуси-кунитама, «Дух Всех Видимых Земель», Оомононуси, «Великий Хозяин Всех Вещей» (или «…всех духов»), Асихарасикоо-но ками, «Безобразный Бог с Тростниковой Равнины».
По мифологическим сводам VIII века, Оокунинуси — потомок бога Сусаноо, изгнанного с неба на землю, и земной богини Кусинада-химэ, которую Сусаноо спас от восьмиглавого змея: по «Нихон сёки» — сын, а по «Кодзики» — потомок в шестом колене. Место рождения Оокунинуси — страна Идзумо на западном побережье острова Хонсю, по другим источникам — другие земли на Японских островах или даже на Корейском полуострове. Не вполне понятно, точно ли под именем Оокунинуси в мифах всякий раз появляется один и тот же бог. Например, Оокунинуси из Идзумо и Оокунинуси с горы Оомива могут быть разными божествами; однако отождествлять разных Оокунинуси, Оомононуси и Оокунитама японские жрецы и толкователи преданий о богах начали достаточно рано. Всех их объединяет функция могущественного земного, «местного» бога, куницу-ками. Вообще вопрос о единстве земель — самый важный для государственного мифа, и решается он двумя способами. Или дикие, тёмные земные боги живут все врозь, и объединяют их потомки небесных богов (Ниниги, Дзимму, Одзин, да по сути, каждый государь этим занимается). Или же на земле божества уже светлы и склонны к порядку, а потому стягиваются вместе, объединяются под властью верховного земного бога, а тот уже уступает власть божеству с неба. Ни одно из этих решений не вытесняет другого, что и понятно: ведь у каждого бога есть буйная душа и мягкая душа, весь обряд построен на том, что душ всегда две.
Основы синтоизма
В основе синтоизма лежит представление о «ками». Оно центральное во всей религии, поэтому нередко синтоизм называют «религия ками». Ками – это душа, духовная сущность объекта. Дух ками может быть не только у живых существ или частично примыкающих к ним растений, но и у прочих предметов, явлений.
Ками бывают добрыми и злыми. У добрых просят защиты, от злых пытаются защититься с помощью амулетов. Тотемизм – одна из характерных особенностей синтоизма, наряду со множественными магическими практиками.
Понятия о добре и зле в японском веровании сильно отличаются от европейских, не имея однозначного характера. Универсальных определений богоугодных поступков не существует, исходить следует из собственной морали. Главное благо – умение жить в гармонии с собой и окружающим миром.
При этом важно заметить, что изначально плохого не существует. Мир априори создан идеальным, а люди безгрешными. Но злые духи приносят разлад как в сердца, так и в течение жизни.
Окружающий мир населен духами – ками, которые наряду с людьми полноправные члены жизни. Они воплощают собой души умерших предков, которые все время находятся рядом со своими потомками, наблюдают за ними, оценивают их поступки. Последователь синтоизма должен противостоять демоническим силам, искать защиты у мудрых ками и не нарушать ход жизни, задуманный природой.
Для молитвы синтоисты ходят в храмы, хотя это не обязательно. Считается, что в каждом доме живет ками – люди сооружают маленький алтарь этому духу и приносят ему подношения, чтобы он хранил семью.
Можно найти алтари некоторым ками, которые не обслуживаются жрецами, но люди сами о них заботятся. Например, часто встречается алтарь Инари, покровительницы дома и ремесел. Его можно узнать по изображению лисы, которая символизирует данную богиню.
Алтарь Инари
Важно перед обращением к богам пройти обряд очищения. Он включает в себя умывание, смену одежды, мытье рук, полоскание рта. Человека, который недавно касался чего-то запретного (крови, трупа) или даже видел это – к алтарю не допускают.
Понятия чистого и нечистого имеют в синтоизме огромное значение, также синтоисты регулярно проходят обрядовое очищение у жреца – таким образом от скверны освобождается их внутренний мир.
Синтоистские святыни
Синтоистские святыни — это места поклонения и дома ками. Большинство святилищ регулярно празднуют праздники (Мацури), чтобы показать ками внешний мир. Синтоистские священники выполняют синтоистские ритуалы и часто живут на территории святилища. Мужчины и женщины могут стать священниками, им разрешено жениться и иметь детей. Жрецам помогают молодые женщины (Мико) во время ритуалов и в святилищах. Мико носят белое кимоно, должны быть, не замужем и часто бывают дочерью священника.
Поскольку в буддизме есть храмы, у синтоистов есть святыни, иногда не больше, чем деревянный ящик со статуей в нем, где-то на обочине дороги. Но также и большие ворота (Торрии), такие как Фусими Инари-Тайша в Киото и Храм Мэйдзи в центре Токио. Здесь вы найдете алтари, здания, пруды и сады, которые находятся в гармонии для поклонения Пути Богов.
Важными чертами синтоистского искусства являются архитектура храмов и культивирование и сохранение древних форм искусства, таких как «Театр Но», каллиграфия и придворная музыка (гагаку), древняя танцевальная музыка, которая возникла при дворах Танского Китая (618-907).
Мифология синтоизма
Мифы, демонстрирующие идеи синтоизма, содержатся в сборниках «Нихонги» и «Кодзики». Возникновение синтоизма описано в них наряду с описаниями жизни двух эпох. Первая из них это так называемая «Эра Богов», затем – время правления императора, на котором сборники заканчивают повествование.
Нигде не упоминается о том, сколько времени длилась эра богов. Известно только, что она началась с сотворением мира и продолжалась до тех пор, пока боги не передали власть своим потомкам – императорам.
Согласно синтоистской мифологии, возникновению мира предшествовал хаос. Он содержал в себе все сущее, но в бесформенном, беспорядочном виде. Постепенно он разделился на равнину и острова. Затем возникли боги, которые быстро создали пары. От брачных союзов рождались новые природные объекты и явления, а также ками – их души.
Наиболее известная мифическая божественная пара – боги Идзанаги и Идзанами. Именно от их союза произошли острова, позже заселенные людьми. От них же появились другие боги. Отдельно возникновение людей в синтоистских мифах не оговаривается. Особой разницы между живыми людьми и ками японцы не видят, их существование всегда было параллельным. Из мифов происходят истоки многих обрядов, который по сей день строго соблюдаются.
Миф о Сусаноо положил начало обрядам жертвоприношения. Сусаноо – бог ветра, однажды серьезно обидел свою сестру Аматэрасу недостойным поведением. Чтобы заслужить прощение, он принес ей в дар тысячи столов с самыми изысканными яствами.
С тех пор накрытие богатого стола для милости богов – одна из традиций. Жертвенная пища должна относиться к разным категориям, быть как приготовленной, так и подаренной живыми существами (икра, яйца). Японцы даже закапывают угощения в землю, полагая, что там ими угощаются ками, или же выставляют перед храмами. Духи обитают везде, и пищу им подносят тоже повсюду.
Более поздние мифы повествуют о борьбе богов и ками между собой за власть над территориями. Оттуда же мы узнаем про бога Ниниги, который первый спустился на землю, чтобы править людьми. Именно от него пошел род императоров. В некоторых легендах есть информация еще о пяти правящих на земле богах, которые положили начало другим императорским кланам.
Взаимоотношения с другими религиями
Синтоизм не несет в себе цель противоречить иным верованиям и никогда не говорит об их ложности. В его недрах свободно существуют проявления многих религиозных учений.
Синтоизм и буддизм
Для Японии характерен религиозный синкретизм (явление, при котором люди исповедуют сразу несколько религий). Поэтому наряду с синтоизмом подавляющее число японцев исповедуют также и буддизм. Это проявляется в соблюдении обрядов двух религий одновременно. Подавляющая часть японцев празднует синтоистские традиционные свадьбы, а похороны проводят по требованиям буддийского учения.
Буддизм, пришедший в Японию из соседнего Китая, привнес свои черты и сам позаимствовал некоторые нормы у синтоизма. Он отвел внимание от культа мертвых предков, переключив его на более прагматичные вещи. Вместе с буддизмом пришли представления о государственности и общественном порядке.
Учитывая, что истоки синтоизма в его нынешнем виде во многом происходят из буддизма, эти две религии имеют немало общих черт.
- религии объединены темой «Пути». В первом случае это путь Будды, во втором – путь ками;
- наличие храмом и жрецов, похожее стилистически оформление молитвенных мест;
- общие боги и обряды, перекочевавшие из одной религии в другую в результате смешения.
Но у двух религий остаются различия:
- синтоизм не имеет основателя и более того – невозможно достоверно вычислить даже век его появления. В то время как эра буддизма начинается с просветления Будды;
- буддизм не приемлет культа душ умерших предков;
- несмотря на признание некоторых синтоистских богов, почитание не распространяется на священные для синтоистов неодушевленные предметы.
Было немало попыток препятствовать смешению синтоизма и буддизма – синкретизм не устраивал то одну, то другую сторону. Но ассимиляция все равно произошла. Сейчас людям, исповедующим обе религии, уже невозможно сделать выбор в пользу лишь одной из них.
Синтоизм и христианство
На первый взгляд эти две религии не имеют ничего общего. Их невозможно объединить ни в одну категорию. Общее у них лишь массовость последователей. Хотя христианство в данном отношении выигрывает, тем более, что для него характерны разные формы и общность для множества людей на разных континентах.
Синтоизм тоже имеет несколько течений, но сосредоточены они, в основном, в одной стране. Также он не монотеистичен – нет создателя и начинателя религии. Кроме того, синтоизм предполагает наделение духовностью неодушевленных предметов, что христианство считает страшных грехом.
Но все же некоторые общие черты выделить можно. В первую очередь обе религии говорят о душе и считают важным заботу о ней. Также поощряется скромность, стремление не осуждать окружающих, быть щедрыми и бескорыстными. В храмах проходят обрядовые очищения, которые имеют общие черты. Похожий символизм характерен для многих религий.
Что касается отношению синтоистов к христианству, то оно всегда было настороженным. Необходимость служить лишь одному богу с точки зрения монотеистов кажется предательством по отношению ко всем остальным богам. Поскольку синтоизм – больше чем религия (это мировоззрение, часть культуры), христианство на японской земле не прижилось.
Синтоизм тогда и сейчас
Синто, «Путь богов
С появлением буддизма в 6 веке последовало несколько конфликтов, однако вскоре две религии смогли сосуществовать и даже дополнять друг друга. Многие буддисты рассматривали ками как проявления Будды.
Помимо этой практики, синтоизм также развивался как организованная религия; между 1868 и 1945 годами это была государственная религия. Синтоистские священники стали государственными чиновниками, важные святыни получают государственное финансирование, мифы о создании Японии использовались для укрепления национальной идентичности с Императором в его центре, и были предприняты усилия, чтобы отделить и освободить синто от буддизма. После Второй мировой войны синтоизм и государство были разделены.
Люди ищут поддержки у синтоистов, молясь у домашнего алтаря или посещая святыни. Целый ряд талисманов доступен на святынях для безопасности движения, хорошего здоровья, успеха в бизнесе, безопасных родов, хороших результатов экзаменов, как руководство, которое очень много значит в боевых искусствах, и многого другого.
Большое количество свадебных церемоний проводится в синтоистском стиле. Смерть, однако, считается источником нечистоты и оставлена на усмотрение буддизма. Следовательно, синтоистских кладбищ практически нет, и большинство похорон проводятся в буддийском стиле.
Конфуцианство
Существует семь различных типов синтоистских святынь, а именно имперские святыни, святыни Инари, святыни Хатиман, святыни Тенджини, святыни Сенген и местные святыни.
Очистительный бассейн рядом с синтоистским храмом.
Из чего состоит типичный синтоистский храм
- Торрис — Красные ворота, которые обычно стоят у входа или прохода в синтоистский храм
- Komainu — Пара сторожевых собак или львов, охраняющих вход.
- Место умывания — прежде чем вы сможете войти в храм, вы должны сначала прополоскать руки и рот.
- Главный зал для подношений — «Сопаки», также называемые главным залом, и «Хайден» для подношений предлагают цену в центре храма.
- Ема — посетители пишут свои пожелания здесь на деревянных досках в надежде, что они сбудутся. Обычно речь идет о достижении успеха или здоровье других
- Омикудзи — Омикудзи — это предсказывающие будущее документы, которые можно нарисовать наугад. Они обычно предсказывают часть вашего будущего.
- Shimenawa — веревка с зигзагообразными бумажными полосами, которые обозначают святыню. Вы обычно найдете их у входа в районе Торриса или на старых деревьях или алтарях городов.
Синтоистские святыни.
Просмотры: 4 484
Поделиться ссылкой:
- Tweet
- Поделиться записями на Tumblr
- Telegram
- Ещё
- по электронной почте
- Печать
Современный синтоизм
В настоящее время синтоизм продолжает играть важнейшую роль в духовной жизни Японии. По всей стране находятся десятки тысяч храмов, два университета обучают синтоистское духовенство. В храмах регулярно совершаются традиционные обряды, широко празднуются религиозные праздники.
Но традиции соблюдаются не только в храмах. Синтоистские обряды прочно вошли в жизнь современного японца, и он им следует. Примечательно, что даже та часть людей, которая не считает себя синтоистами, не может избежать того, чтобы не выполнять традиционные обряды: очищение дома, завершение сделок громким хлопком в ладони и пр.
Несмотря на высокую развитость Страны восходящего солнца, более 90% формально выполняют все требования синтоизма. Это во многом связано с тем, что синтоизм не препятствует развитию высоких технологий и не выдвигает никаких запретов общественной жизни. Данная религия – сугубо индивидуальная вера, которая обращается к личной моральной составляющей человека.
Более того, даже отрицая свою религиозность – невозможно отрицать культуру и не выполнять те культурные требования, которые были впитаны с детства. Именно поэтому настоящим синтоистом может быть лишь воспитанный характерной средой человек.
Ранги ками
В прошлом часть ками, имела ранги аналогичные тем, что действовали при императорском дворе. Данные ранги присваивались самим императором и во многом влияли на ранг соответствующего ками святилища дзиндзя. Если чиновники имели 13 разрядов «бун», то у ками их было 15. Число же разрядов «кун» и «хин» у людей и ками совпадало — 12 и 4 соответственно. В данном случае имела место попытка перенести в Японию китайскую религиозную модель, в которой внутренняя организация богов повторяла государственную организацию. Тем не менее, бюрократизация ками не удалась, и они так и не стали полноценными двойниками государственных чиновников[5].