В начале 17 в. в Японии установилось правление самураев, которое продлилось больше 260 лет. Произошло это в 1603 году, когда к власти пришел Токугава Иэясу, получивший от императора титул сёгуна. Токугава в городе Эдо создал новый сёгунат, что привело к свержению императорской власти. Токугава и его преемники правили страной в течение 264 лет, до 1867 г., когда снова была восстановлена власть императора, а правительство самураев ликвидировано.
Для Эдо было характерна стабильность во всех сферах жизни, расцвет культуры, в том числе самурайской, полный запрет на исповедование христианской религии. Но были и негативные явления установления сегуната Токугава. Япония и без того не особо поддерживала внешнеполитические связи, в эпоху Эдо попала в полнейшую изоляцию. В стране были запрещены любые контакты со странами Западной Европы, США. Возможно, такой подход в управлении Японией и создал предпосылки для стабилизации ситуации в политической и экономической сфере, в обществе.
Формирование сегуната Токугава
Столицей нового режима Японии стал город Эдо, который в 17 – середине 19 вв. исполнял роль политического и административного центра государства. Все началось, как уже отмечено выше, с вассала Токугава Иэясу, владевший землями в регионе Канто. Тут располагался замок семьи нового сегуна. Ему удалось в самом начале 17 в. получить помощь и поддержку самурайских семей и домов. Они предоставили ему армию, что помогло Токугаве одержать победу в битве над своими противниками при Сэкигахара. Избавление от оппозиции способствовало получение Иэясу поста сегуна и основаванию нового сегуната Эдо (от города, где он был создан). В течение нескольких лет Токугава занимался чисткой собственных противников, что позволило укрепить ему власть и стать единым правителем в регионе.
В подчинении у сегуна находились вассалы, которых называли гокэнин и хатамото. Они управляли 25% всех земель Японии, что делало Токугаву одним из самых сильных правителей страны. Новое правительство занималось такими делами, как:
- Ведение внешней политики, на которую у него была полная монополия.
- Чеканка собственных монет.
- Формирование аппарата управления.
- Издание законов для самурайских домов.
- Поддержание финансового положения самураев.
В сегунате существовала собственная система иерархии, основанная на степени близости к дому Токугава. Историки выделяют такие социальные группы в японском обществе, существовавшие в период Эдо:
- Родственники сегуна или симпан.
- Древние вассады, которых называли фудай.
- Новые вассалы или тодзама.
Дома самураев, которые имели прибыль с земли, достигающей 10 тыс. коку, стали называть дайме. Они руководствовались специальным законодательством, которое было опубликовано правительством. Среди основных требований сегуна к самураям стоит отметить:
- Запрет строить замки на своих землях без разрешения от высшей власти.
- Запрет на заключение политических браков между разными домами самураев. На это необходимо было получить разрешение от сегуна.
Если дайме нарушали запреты, то у них отбирали все, а потом переводили в удаленные районы страны. Для властей режима Эдо важно было полностью контролировать дайме, поэтому они разработали особую систему наблюдения за ними. Она состояла из нескольких элементов, главными из которых были – финансовый и политический контроль. Каждый дайме обязан был раз в год съездить в командировку, отработать воинскую повинность и принять участие в строительстве различных объектов.
Дайме было сложно, но это не мешало им приносить доход в казну сегуната и обогащаться в индивидуальном порядке.
Одной из проблем внутренней жизни режима Эдо была сильная власть императора и его приближенных. В связи с этим сегун приказал ограничить права двора, взяв под полный контроль систему управления. Император за это получил полную финансовую поддержку от правительства, сидевшего в Эдо. За это правитель отказался от всех своих земельных владений в Японии.
История образования Эдо
Город расположен на острове Хонсю, возле японского залива, впадающего в Тихий Океан. Долго время на этой территории не было каких-либо построек. Данную территорию населяли люди еще в первом веке до нашей эры, это были малоразвитые племена, которые строили только примитивные жилища.
Лишь в XII веке на эти территории обратили внимание. На них прибыл Таро Сигэнада – культовый воин, занимающий в истории Японии почетное место. Он заметил, что в данном месте у острова находится залив. Возле него Таро построил форт, который приобрел военное назначение.
Поскольку постройка принадлежала ему, со временем он получил имя Эдо, что означает “вход в бухту” (по давней японской традиции имя получали по месту проживания). В течение трех веков постройка контролировала залив, из-за чего обращала на себя внимание правителей.
Токио на карте
Ситуация внутри страны во времена Токугава
Правительство Эдо старалось максимальное внимание уделять различным сферам экономической жизни. В частности, поддерживалась торговля. Все торговцы, работающие за границей, были наделены грамотами с официальными печатями. Это не только активизировало международную торговлю, но и подняло международный авторитет Японии. Корабли государства перестали путать с пиратскими, для них стали открывать свои порты Макао, Тайвань и другие страны Юго-Восточной Азии.
Благодаря торговле японцы стали создавать первые иностранные колонии и города, в которых проживали торговцы, купцы, чиновники. Уже в начале 17 в. количество японцев, переехавших жить в колонии, достигло 10 тыс.
Несмотря на успехи в торговой сфере, сегунат был вынужден ограничить торговлю. Причиной такой политики стало разворачивание противостояния борьбы между европейскими странами на японских рынках. Англия обвиняла Португалию, Голландия – Испанию. При этом каждая из стран предпринимала попытки захватить Страну Восходящего Солнца. Это привело к таким последствиям, как:
- Выросло количество христиан среди коренных японцев.
- Сегунат запретил исповедование христианства.
- Был выдан специальный запрет на вхождение кораблей Испании в японские порты.
- Японские лодки, которые занимались торговлей, стали все реже выходить из гаваней.
- К середине 1630-х гг. правительство вообще запретило японцам, выехавшим за рубеж, возвращаться домой. Другие японцы не могли выехать из страны.
Подобные меры вызвали полнейшую изоляцию Японии от внешнего мира. Прекратились регулярные поступления в казну, стали быстро сокращаться объемы внутренней и внешней торговли, крестьяне оказались в сложном экономическом положении. Чтобы исправить ситуацию и наполнить казну, власти увеличили размеры налогов и количество поборов. Это вызвало волну народных восстаний, среди которых самым крупным был бунт, охвативший полуостров Симабара и остров Кюсю. Восстание возглавил самурай А. Токисада, которому на 1637 г. было всего 15 лет. Под его руководством восставшие быстро захватывали населенные пункты, сжигали дома знати, отказывались выполнять ее требования. Бунт принимал угрожающие размеры, что заставило правительство отправить против Токисада 120-титысячную армию. Остановить восставших удалось только через год. Последствия выступления были ужасными:
- Восставших казнили.
- Поборы снова выросли.
- Активизироваась политика на уничтожение всего христианского в Японии.
- Проведена перепись населения, чтобы заставить японцев ходить в буддистские храмы и регистрироваться в специальных журналах об обновлении веры.
- Дайме во время командировок и путешествий должны были отправляться в региональные храмы и там получать документ о том, что они были в буддийской общине.
Подобная антихристианская политика сегуната и усиление контроля за верой не нравилась японцам, но восстания теперь поднимались все реже. На каждое выступление правительство быстро реагировало – высылалась армия, с бунтовщиками жестоко расправлялись, усиливалось экономическое давление.
Пожары – проклятие Эдо
С быстрым ростом населения Эдо плотность населения в Нижнем городе, ситамати, становилась неимоверно высокой. Простые деревянные одноэтажные «длинные дома» нагая заполняли тесные городские пространства, и малейшая оплошность в обращении с огнём или поджог приводили к тому, что выгорали целые кварталы, и в среднем большие пожары случались каждые несколько лет. Пожары считались своего рода аттракционом, достопримечательностью Эдо, что проявилось в поговорке «Цветы Эдо – пожары да драки».
Среди множества случавшихся в Эдо пожаров по масштабам разрушений особенно выделяется один, случившийся зимой 3 года Мэйрэки (1657). О точных границах распространения пламени существуют различные версии, но выгорело 60% тогдашнего города, в основном на территории современных токийских районов Тиёда, Тюо и Бункё. Кроме участка Нисиномару сгорел и замок Эдо, огонь уничтожил 550 усадеб даймё, 770 усадеб ближних вассалов дома Токугава (хатамото), 350 храмов и святилищ, 60 мостов и другие постройки.
После этого пожара сёгунское правительство решило переселить за пределы замка живших там даймё и три семейства Токугава (Овари, Кии и Мито), а на месте их усадеб устроить ристалища и плантации лекарственных растений, создав противопожарную полосу, чтобы отгородить постройки замка от возможных пожаров. Пожар также послужил причиной массового переноса усадеб, святилищ и храмов, для которых за рекой Сумида благоустраивались районы Хондзё, Фукагава, а горожане-погорельцы массово селились в районах Тама и Митака, что послужило и их развитию. Таким образом, в ходе восстановления после каждого большого пожара город постепенно расширялся. Таким образом за неполные 100 лет после приезда Токугавы Иэясу маленькая деревня у залива превратилась в огромный город, который называли «Великий Эдо 808 кварталов» (Ооэдо хаппякуятё).
«Закрытые двери» Японии
После Испании вход в порты Страны Восходящего Солнца был полностью закрыт Португалии. Голландии удалось избежать подобной участи, поскольку она предоставила военную помощь (флот) для подавления восстания христиан на Симабара. Только голландцам было предоставлено правило эксклюзивной торговли с Японией. Торговую факторию Голландии с Хирадо переместили на остров-резервацию искусственного происхождения Дедзима.
Подобные действия самурайского правительства в историографии называются политикой Сакоку, т.е. закрытых дверей. Сегунат преследовал такие цели:
- Избавиться от христианства.
- Стабилизировать власть самураев.
- Частично изолировать страну от негативного влияния Западной Европы.
Торговля с Голландией осталась, как и со многими азиатскими странами. Но вся монополия на торговлю принадлежала государству.
Голландия была нужна Стране Восходящего Солнца, чтобы постоянно привозить сюда шелка, ткани, китайские книги, европейские часы, учебники. На экспорт японцы отправляли керамику, медь, серебро. В голландскую торговую факторию часто приезжали европейские и китайские торговцы.
Еще при первом сегуне режима Эдо Япония стала налаживать отношения с Кореей. Между странами начался активный обмен посольствами, чтобы японцы знакомились с культурой и историей Кореи. Были созданы торговые фактории – на острове Цусима существовала общая колония, а в городе Пусан (Корея) существовала японская фактория.
Внешняя политика Эдо касалась не только торговли и дипломатических отношений. Успешно проводились и завоевания. В частности, было захвачено королевство Рюкю, которое признало вассалитет Токугава. Государство стало посредническим центром в торговле Японии и Китая. Захватили японцы и остров Хоккайдо, где находились владения Мацумаэ-хана. Здесь проживали коренные айны, участвовавшие в торговле с северо-восточными регионами Китая. Айны поставляли японцам китайские товары – ткани, одежду, морепродукты, кожи животных.
Итак, основными торговыми партнерами Японии во времена режима Эдо были следующие страны:
- Корея.
- Китай.
- Рюкю.
- Голландия.
Торговые отношения осуществлялись в колониях-факториях, расположенных на юге острова Хоккайдо, Сацуме, Цусиме, Дедзиме. Такое положение дел сложилось в начале 17 века и сохранялось до второй половине 19 в., когда режим Эдо был ликвидирован. Для сегуната было важно, чтобы Япония находилась в изоляции во внешней политике, но при этом могла выбирать государства, которые способствовали наполнению казны и стабильному развитию экономики. Поэтому из портов и факторий были убраны Португалия и Испания, которые способствовали распространению христианства в Японии. Этот факт, по мнению сегуната, мешал идентичности японцев и приносил элементы нестабильности в японское общество. Поэтому и была разработана политика «закрытых дверей», которая превратила Страну Восходящего Солнца в изолированное государство. Тем не менее, сегуны делали все, чтобы оставаться активным игроком международной политики. Основные внешнеполитические связи были налажены с государствами Юго-Восточной Азии, из европейских контактов сохранились только голландские связи.
Период реформирования, Япония 18, 19 век
В начале 18 столетия экономика Японии была охвачена кризисом. Он появился вследствие разорения натурального хозяйства из-за того, что в сёлах распространились денежные отношения. Стоимость риса резко снизилась, что вызвало нехватку бюджетных средств столичного и регионального правительств, которые находились в зависимости от натуральных налогов. Вследствие этого в 1716 году сёгун Токугава Ёсимунэ принялся проводить общеяпонские преобразования, которые были названы «реформы Кёхо». Их основными принципами были пробуждение в чиновниках экономии, распашка целинных земель и повышение налогов.
Кроме того сёгун утвердил «Положения о судопроизводстве», в которых указал правила проведения судебных тяжб и разрешил простолюдинам подавать жалобы на управленцев. Его реформы поддержал родзю Танума Окицугу. Он стремился справиться с кризисом с помощью совершенствования товарно-денежных отношений, одобрял образование монопольных торговых объединений. Но впутывание торговцев в политику привело к росту коррупции, и преобразователь был вынужден покинуть свой пост.
В 1787 году экономические реформы подхватил Мацудайра Саданобу. Его политика была названа «реформы Кансэй», основной целью которой стало «обогащение через экономию». Несмотря на это общественно-экономические трудности не были преодолены. После смерти Мацудайры проблемами государства занялся сёгун Токугава Иэнари. Он продолжил политику по поддержке торговли и развитию городов.
Кобан, японская валюта
В начале 19 столетия Японский архипелаг потряс сильный голод, обусловленный постоянными неурожаями. Вместо того, чтобы помочь населению, власть принялась закупать рис в провинциях и посылать его в резиденцию правительства. Такой курс привел к вооруженным восстаниям не только простолюдинов, но и регионального самурайства, которое было опорой сегуната. Для разрядки ситуации правительство в 1841 году принялось проводить «реформы Тэмпо» под начальством Мидзуно Тадакуни. Их задачей было возобновление традиционных способов хозяйствования: консервация села и сдерживание торговых отношений. Но преобразования были непопулярными, что снова понизило авторитет правительства.
Одновременно власть восточнояпонских обособленных провинций Тёсю-хан и Сацума-хан преодолела экономические трудности своими силами. Они привлекли к руководству одаренных самураев из низов и энергично поддерживали торговлю. В течение короткого времени обе провинции приобрели достаточную силу, чтобы соперничать с сёгунатом.
Культура эпохи Эдо, Япония 17-19 век
В 17-19 столетии традиционная культура Японии окончательно сформировалась. В конце 17 — начале 18 века общеяпонскими центрами культуры и науки являлись Осака и Киото, а во второй половине 18 столетия эти функции исполнял город Эдо. Культуру эпохи киотско-осацкого преобладания называют культурой Гэнроку, а культуру времен Эдо — культурой Кассё. Они так названы в честь соответствующих лозунгов властвования Императоров.
Отличительной особенностью культуры Гэнроку было создание иллюстрированных «современных сказаний» (яп. укиё-дзоси) — стиля японской литературы, вариации рассказов с картинками второй половины 17 — начала 18 столетия. Другой жанр — укиё-бон (яп. «современные книги»), рассказывал о ежедневной жизни горожан. Танец Кабуки преобразовался в театр. Большую популярность набрала поэзия в лице Мацуо Басё, который поднял искусство стихов хайку до новых высот.
Театр кукол нингё-дзюрури распространился благодаря поэтическим постановкам драматурга Тикамацу Мондзаэмона. В художественном искусстве энергично творили художники школ Кано, Рин и Тоса. Одновременно был создан новый стиль гравюр укиё-э, родоначальником которого стал Хисикава Моронобу. Кроме того развивались точные и естественные науки, в особенности агрономия и математика.
Культура Касей характеризуется развитием субкультуры простолюдинов и популяризацией гедонистических учений. Население Эдо читало комедийные истории «На своих двоих по Токайдоскому пути» Дзиппэнся Икку, «Современные бани» Сикитея Самбы, и фантастической литературой наподобие «Истории о восьми собаках Сатоми из Южной Авы» Кёкутея Бакина. Известными поэтами были Ёса Бусон и Кобаяси Исса. Театр находился на вершине своей славы. Большую популярность приобрели дома куртизанок. Гравюры укиё-э нашли новое рождение благодаря портретистам Китагаве Утамаро и Тосюсаю Сяраку, пейзажистам Кацусике Хокусаю и Хиросигэ Утагава. В самурайском сословии была в моде традиционная живопись художников Икэ-но Тайга и Урагами Гёкудо.
В 18 — 19 столетии степень образования в Японии была одной из самых высоких в мире. Кроме государственных школ для самураев, создавались теракоя для простых людей. Основными предметами были письмо, чтение, счетоводство и сущность конфуцианства. Кроме того преподавались новые науки, например «изучение Голландии» рангаку и «японоведение» кокугаку. Принципы когутаку основал Мотоори Норинага, который стремился доказать японскую индивидуальность. Поводы для создания рангаку стали переводы научных трудов из Европы Маэно Рётаку и Сугитой Гэмпаку. Они помогали устанавливанию западного академизма в Японии. В завершении эпохи Эдо произошел рост увлечения японской историей, чему содействовало написание «Неофициальной истории Японии» Рая Санъё.
Три красавицы (1793)
Брама Никко, святилища Иэясу
Социальное развитие японского общества в XVII – XIX вв.
В Японии существовало в указанный период четыре основных класса:
- Воины-самураи.
- Торговцы.
- Ремесленники.
- Крестьяне.
Все ключевые должности в стране занимали только представители самурайских родов. Другие классы к управлению сегунатом не допускались.
Отдельно существовали парии, которых не включали в социальную структуру общества. В их обязанности входило:
- Во-первых, утилизация отходов.
- Во-вторых, несение службы в тюрьмах.
- В-третьих, уборка помещений, улиц, дворцов.
Общество функционировало по законам двух основных религий – синтоизма и буддизма. При этом официальной государственной религией было неоконфуцианство. Его основы преподавали в школах и высших учебных заведениях. В национальной академии под влиянием неоконфуцианства был разработан особый кодекс самураев бусидо.
Христианство полностью запретили к середине 1640-х гг., все общины, исповедовавшие эту религию, вынуждены были уйти в подполье и скрываться.
Монастыри стали важными религиозными, политическими, культурными и духовными центрами. Например, они обязаны были выдавать справки о том, что человек состоит в буддийской общине.
Православие в Токио
В 1871 году, по указанию равноапостольного Николая Японского, в Токио побывал первый обращенный им японец, Павел Савабэ, который оценил ситуацию в столице как весьма благоприятную для начала проповеди Православия. В следующем году сам святой Николай переехал в Токио и начал обустраивать новую штаб-квартиру Японской Миссии на Суругадайском холме. Вскоре здесь были открыты первый в столице православный храм — Рождественская крестовая церковь — и первая православная школа, преобразованная в 1875 году в духовную семинарию. Равноапостольный Николай уделял большое внимание проповеди в новой столице — в разных частях города были устроены дома для проповеди, вокруг которых быстро стали вырастать первые общины верующих. В 1884-1891 году, на средства пожертвованные из России, на миссийском участке был возведён Токийский Воскресенский собор (в японском обиходе — «Никорай-до»), который стал символом Православия не только в столице, но и в Японии. С 1906 года зарождающаяся Японская Православная Церковь была организована как Токийская епархия с кафедрой в Воскресенском соборе. При этом в годы святительства Николая Японского ведущие токийские приходы могли сравниться с соборным и по численности и по оживлённости. В пике миссионерской активности в Токио насчитывалось более десятка православных общин — так, в 1911 году действовали соборный приход, Вознесенский приход в Канда, Крещенский приход в Коодзимати, Троицкий приход в Ситая, Преображенский приход в Асакуса, Петропавловский приход в Хондзё, приход в Хонгоо, приход в Кёобаси-Нихонбаси, приход в Синагава, приход в Фукагава, приход в Хори-но-Ути-Оодзи, приход в Сэндзю-Микавадзима [8].
Потрясения пережитые Японской Церковью в веке — прекращение помощи из России после Октябрьской революции, Великое Кантоское землятрясение разрушившее полгорода и сильно повредившее собор в 1923 году, бомбардировки Второй мировой войны, политизированные нестроения в годы Холодной войны — привели к схлопыванию миссионерской активности и постепенному исчезновению большинства токийских приходов. После Второй мировой войны в столице уцелели только два православных храма — Воскресенский собор и Никольский храм на соборном участке, поэтому жизнь всех православных христиан города сосредоточилась тут. Единственным из исторических приходов который смог восстановить собственный храм стал приход Коодимати-Ёцуя, который с 1954 года обосновался при новом храме в Яматэ. Остальные старые японские православные общины столицы одна за другой были слиты в единый приход Воскресенского собора — процесс который был завершен при митрополите Токийском Феодосии. При этом прихожане образованного после войны Японского патриаршего благочиния (с 1970 года — патриаршего подворья), в значительной части состоявшего из русских, поддерживали обособленную богослужебную жизнь в Никольском домовом храме.
Возрождение и укрепление Русской Православной Церкви с конца века, а также волна эмиграции из стран бывшего СССР после его распада отразились и в церковной жизни и в Токио. В частности, в 2005 году было положено начало Никольскому монастырю на соборном участке, а в 2008 году Японское подворье Русской Церкви отстроило новый Александро-Невский храм в Мэгуро.
Святые
- Равноап. Николай (Касаткин) (+ 1912) — просветитель Японии, архиеп. Токийский
Монастыри
- Николая Японского (мужской)
Храмы
- Александра Невского в Мэгуро при подворье Русской Православной Церкви
- Богоявления в Ёцуя (разрушен в 1945, замещён Рождественским храмом в Яматэ)
- Воскресения Христова, кафедральный собор
- Николая Мирликийского, домовой, при подворье Русской Православной Церкви
- Николая Мирликийского, «малый храм» (разобран в 1962)
- Николая Японского, часовня (приспособлена под храм Никольского монастыря)
- «Никорай-до» (см. Токийский Воскресенский собор)
- Рождества Христова, крестовый (разобран в нач. 1880-х, замещён Воскресенским собором)
- Рождества Христова в Яматэ
- Крещения Господня в Коодзимати (разобран ок. 1911, замещён Рождественским храмом в Яматэ)
- храм при Российском посольстве (упразднен в 1920-х)
Учебные заведения
- Токийская духовная семинария
- Токийское катехизаторское училище (недейств.)
- Токийское женское училище (недейств.)
Экономическое развитие
Несмотря на активное развитие внешней и внутренней торговли, Япония продолжала оставаться аграрной страной. Вся экономика строилась на натуральном хозяйстве. В обороте ходили монеты, отчеканенные из золота и серебра. Дань, различные виды налогов, заработную плату принимали только рисом.
Выращивание риса было основой аграрного сектора. Населенные пункты, которые занимались выращиванием и поставкой риса, имели особый статус в государстве. Высокое положение занимали те, кто выплачивали дань рисом.
Интересной была система управления в сельской местности. Села возглавляли головы, а решения принимали все члены населенного пункта. Крестьянам нельзя было оставлять села, продавать свои земельные наделы, переезжать на работу в город. В результате чего, произошло расширение площадей пахотных земель. На них выращивали такие технические культуры:
- Чай.
- Рапс.
- Конопля.
- Хлопок.
- Красители.
Вместе с развитием сельского хозяйство активно развивались сельские ремесла и создавались новые орудия труда, необходимые для обработки земли.
Огромную роль в процветании сельского хозяйства и аграрного сектора сыграли транспорт и промышленность. В Японии постоянно развивалось изготовление глиняных изделий, солеварений, лесное хозяйство, производство товаров, которые нужны были населению сегуната.