Доминирующая религия Японии – синтоизм. Почти наравне с ней распространен буддизм. Многие японские верующие признают себя последователями этих двух направлений одновременно. В 1886-м синтоизм признали государственной религией, но этот статус утерян с 1947-го. Менее многочисленны общины христиан, мусульман, приверженцев других направлений. В прошлом в стране многие верили в анимизм, тотемизм. Кроме основных религий есть несколько сектантских движений.
Синтоизм – основное религиозное японское учение
Древние религии Японии
Самая ранняя религия у коренных японцев – фетишизм. Ее объектом был камень. Историки связывают это с освоением технологии – люди научились делать орудия из минералов. Галька стала первым религиозным фетишем. Уже в наши дни в старинных храмах найдены расписные гальки, визуально сходные с австралийскими чуринги. И японцы, и австралийцы верили, что в камнях хранятся детские души. Известны легенды о камне у Фунахо – села на Кюсю. Он призывал дождь, помогал зачать ребенка. В Фукуока поклонялись двум камням, похожим на яйца. Верили, что они приманивают успех и упрощают роды.
Еще одно свидетельство религии фетишизма в Японии – святилище Уваппара. В нем сохранились сгруппированные в 3 блока каменные столбы, формирующие круг. К северу от них расположены кучи камней, насыпанные над ямами с углем. Историки предполагают, что вторым фетишем был огонь.
Святилище Уваппара
Тотемизм
Тотемизм – религия древней Японии, объясняющаяся устройством родовой общины. При тотемизме кровные, родственные отношения человека переносятся на природу. Появляются ассоциации с флорой, фауной, от которых сильно зависела жизнь людей в неолите. Сначала появился культ Небесных оленей, лосих. Японцы верили, что именно они – первые представители фауны. Следы этого культа – в старинных ритуалах гадания по лопатке оленя над очагом. Они известны не только японцам, но и монголам. Предположительно, люди провожали души съеденных животных на раковинных кучах. Верили, что так они смогут вернуться, чтобы вновь дать человеку пищу.
Еще одно свидетельство древних японских религий – наименования некоторых областей. Например, префектура Кумамото получила название из-за поклонения общины медведям. Люди верили в происхождение от этого зверя. Эти убеждения были особенно сильны у предков айнов. Известно, что они хоронили медвежьи кости наравне с человеческими.
Традиционная религия Японии содержит отголоски прошлого. И сегодня жители Страны восходящего солнца почитают лис, пресмыкающихся, обезьян. Следы тотемизма есть в сказках – например, про феникса Хоо, объединившего в себе черты птиц, змей, рыб и черепахи.
Почитаемые в тотемизме деревья:
- у айнов – вязы;
- у японцев, монголов, маньчжуров – сосна;
- у японцев – кипарис, дикий апельсин.
Эти деревья считались покровителями общины, поэтому именно под ними организовывали обряды, места для обмена.
Сосна – священное дерево
Анимизм
Анимизм является представлением об устройстве мира, распространенным в первобытном обществе. Древние японцы верили в одухотворенность окружающего мира, существование духов. С эпохи яей появился новый религиозный культ предков, понятия «охараи» (очистительный ритуал), «ками» (бог). Так заложены основы синто.
Центральная идея анимизма – душа как жизненный принцип. Это вероисповедание характерно не только восточным странам – оно встречается в работах Аристотеля, трудах стоиков, у Фалеса Милетского, Лукреция. Этнографический термин для обозначения религии ввел Э. Тайлор, объяснявший зарождение течения рассуждениями некого дикаря-философа, искавшего причины снов и смерти.
Гора Хагуро – центр японского анимизма
Воспевание самураев
В то время самураи еще не стремились к роскоши и изнеженности дворцов. Им приходилось часто вступать в схватки в междоусобицах, отбивать атаки чужестранных племен, поэтому главным для них были воинская доблесть, отвага и честь. Воинскому сословию понятия дзэн-буддизма пришлись по душе, ведь рая можно достигнуть дисциплиной и одной простой молитвой. О воинах слагают повести-гунки, передающие ощущение тревоги, но лишенные пышности интерьеров и напыщенности. Подвиги самураев описываются в свитках, появляется культ меча и брони, возводятся статуи Будды, исполненные со всей строгостью. Сочиняли стихи, как самураи отправляются на охоту, стреляют и упражняются в верховой езде. В особом почете нарское искусство, выраженное в строительстве статуи Будды Камакура. В средневековой Японии начинают реставрировать нарские храмы, разрушенные во время войны или те, что находятся в ветхом состоянии.
Современный религиозный состав страны
Современный религиозный мир Японии преимущественно подчинен законам синто, буддизма. Отдельные опросы показывают, что до 84-96% верующего населения страны придерживаются этих течений. Державе характерен синкретизм, то есть многие граждане следуют сразу двум доктринам. Сложность подсчета связана с ассоциациями населения с конкретными храмами. По оценкам некоторых исследователей только каждый третий японец считает себя верующим.
Доминирующие в Японии верования обусловлены не только внутренним развитием общества, но и внешним влиянием, в частности, китайским, распространять которое помогали образованные знатные круги. Путь Дао, учение Конфуция, буддизм пришел в Страну восходящего солнца от материкового соседа. Это влияние сложилось с внутренними религиозными практиками, но не заместило их, поэтому современные японцы практикуют ритуалы синто, но нередко заключают браки в христианских храмах, а похороны организуют в буддистских. XIX век стал новой вехой в истории религии Японии – появились секты. Большинство неизвестно за пределами страны, но некоторые из-за активной деятельности прогремели в новостях по всему миру.
Особенность верований в Японии – синкретизм
Синтоисты
Говоря о японских религиях, обычно представляют синтоистские святилища. Синтоизм – национальное традиционное вероисповедание. У него нет первоисточника или основателя, нет священных книг. Синто – путь поклонения природным явлениям, душам предков. Высшее существо – Аматэрасу Омиками, солнечная богиня, прародительница императорского рода. Синтоизм – национальное мировоззрение, сформировавшее уникальность японцев. Это основное религиозное направление, название которого состоит из слов «бог» и «путь». Это символичное наименование, отражающее представление о наличии духа у каждого предмета. Считается, что эти души охраняют, оберегают, помогают людям.
В Японии действует около 80 000 храмов; 27 000 священнослужителей. Храмы разделены на две зоны: молельный зал и ходэн, где хранят священный предмет. Обряды проводят в храмах и дома. Перед ритуалом тщательно моют руки, ополаскивают рот. Заканчивая, выпивают глоток саке – символ божественного дара.
Основная идея синтоизма – гармония человека с природой. Она связана с японской философией, обычаями и культурой страны. Многие воспринимают синто элементом специфической национальной культуры.
Святилище Фусими Инари
Буддисты
Религиозное учение происходит из Индии, а в Японию пришло из Китая ориентировочно в VI столетии. Некоторые источники указывают иные сроки – IV, V век. Первое время вероисповедание не привлекло внимания общества. Перелом произошел в VI веке, когда буддизм приняли знатные особы в столице Асука. Род Сога выбрал новую религию и победил в противостоянии с Минонобэ, поддерживавшими прежний религиозный строй. Для простых японцев Будда был иностранным ками. Проповедники не боролись с прежними учениями, но использовали их в своих интересах. Известно, что буддийские храмы возводились лишь после согласия синтоистских божеств. Сами здания создавали по китайским прообразам. Оттуда же доставляли священную утварь.
В современной Японии выделяют традиционный и необуддизм. Первый – это сформировавшие за многие века школы. Все традиционные организации объединены Всеяпонской буддийской ассоциацией, включающей порядка 60 групп. Самая крупная группа – Сото-сю. Ей принадлежит около 14 700 храмов. Духовенство этих школ редко интересуется социальными, политическими проблемами. Преимущественно это консерваторы, поддерживающие текущий строй.
Будда в Камакура
Христиане
Опросы показывают, что среди японцев чуть менее 2 миллионов христиан. Основная часть приходится на западные регионы. 60% признающих себя христианами – жители столицы и Канагава. Это объясняется историческим контекстом: порт Йокогама был доступен иностранцам.
Японское христианство ведет историю с 1549-го, когда на Кагошиму прибыл Франциск Ксавье. В качестве миссионера он начал работать на юге, крестил нескольких крупных феодалов. Власти не одобрили новое движение, религию запретили. Это привело к формированию скрытых христиан, тайно следовавших выбранному учению.
Первое время христиане подвергались гонениям
Конфуцианцы
Тенденция заимствований из Китая, повлиявшая на все сферы культурной и социальной жизни японцев, сказалась на религии. Одним из следствий стало распространение учения Конфуция. Оно получило в Японии известность уже на раннем этапе развития благодаря корейцам, китайцам, мигрировавшим на острова. Пришельцы привезли с собой священные тексты, устои и образ жизни, повлиявшие на коренное население. В XVII веке церковь стала инструментом, помогающим сохранять повиновение граждан. Эта обстановка оказалась благоприятной для учения Конфуция. В форме неоконфуцианства религия распространилась по всей стране.
Особенность конфуцианства – единение этических норм, правил поведения в обществе, практик управления населением. Нередко говорят, что конфуцианство нельзя назвать религией, поскольку по своим признакам это скорее моральное учение.
Конфуций с учениками
Сектанты
Лишь немногие японские религиозные секты известны за пределами страны. Последователи даже крупнейших сект – граждане Японии; число иностранцев среди учеников исчезающе мало.
Самые известные:
- Аум Синрике;
- Сока Гаккай;
- Рэй Ю Кай.
Точной информации о количестве сект, числе последователей нет. Все организации разделены на группы:
- неоконфуцианство;
- неосинтоизм;
- метабуддизм;
- религиозное согласие.
Большинство сект – необуддийские, связанные с нитирэнизмом. Японцы именуют их новыми религиями. Некоторые исследователи считают, что в 80-х годах прошлого века в Стране восходящего солнца было более 20 необуддийских направлений, а их последователи исчислялись миллионами.
Большинство японских сект официально представляются мирскими сообществами. Они считаются неотъемлемой частью жизни общества, влияют на политику, экономику. Синкретические секты появились недавно как эксперимент объединения буддизма, христианства, философских течений.
Мемориальный токийский холл Сока Гаккай
Верующие других религий
Ислам в Японии преимущественно характерен эмигрантам. Основная доля – татары, пакистанцы. Впервые мечеть возвели в 1905-м в Осаке. Мусульманское токийское общество основано башкиром Курбангалиевым. Мусульманская японская школа открылась в 1927-м, годом позднее впервые проведен Всеяпонский мусульманский съезд. Еще через 10 лет открыта токийская мечеть. Ислам как действующая религия признана в стране в 1939-м. Число последователей – несколько сотен тысяч человек.
Другие религиозные общины:
- индуисты (менее 30 000 верующих);
- бахаи (около 15 000 последователей);
- сикхи (порядка 2 000 человек);
- джайны (чуть более 1 500 членов);
- иудеи (около 1 500 сторонников).
Около 10 000 японцев объявляют себя последователями первобытных религиозных направлений.
Представительницы японского мусульманского общества
Атеисты
Атеизм распространяется по всему миру. Этот рост особенно заменен по итогам социологических исследований, проведенных в США. Многие утверждают, что не верят в Бога, но не называют себя атеистами. Лишь каждый четвертый неверующий причисляет себя к этому сообществу.
Статистические исследования показывают, что Япония уступает только Китаю по нерелигиозности. В среднем 47% китайцев – убежденные атеисты; в Японии к таковым себя относят 31%.
Опрос для оценки нерелигиозности показал, что Япония занимает 2 место в мире, уступая только Китаю. Около 16% населения страны признают себя верующими (на 2% больше, чем характерно Китаю).
Светское строительство
С 16 века строились феодальные замки, способные за своими надежными стенами сдерживать атаки вражеских армий. Эти многоярусные сооружения возводили из дерева, а в основе закладывали каменные фундаменты. Вокруг дополнительно строили бастионы и низкие стены, а по периметру замок окружали рвы. Самым впечатляющим замком того времени является Химедзи близ Кобе, состоящий из 80 различного вида построек.
Эпоха Эдо привнесла затишье после разрушительных междоусобных войн. Вместо замков разворачивается строительство дворцов. Они являются одноэтажными постройками, хотя самые первые еще имеют систему укреплений, но далее уже строят подобно садово-парковому ансамблю. По традиции дворцовые стены не обладают конструктивными функциями, поэтому заменяются проемами или съемными перегородками. Строители пытались достигнуть максимальной естественности и единства с природой.
Буддизм в Японии
В нескольких исторических китайских документах упоминаются 5 монахов, отправившихся в плавание на острова. Они везли с собой религиозные изображения, сутры. Высадившиеся в Японии просветители рассказали населению о новом учении, призвали оставить страсти и привязанности, поставив на первое место покой души. Японские хроники связывают появление буддизма с корейскими просветителями.
Население страны восприняло новое учение благосклонно, хотя не удалось избежать отдельных конфликтов. Постепенно ситуация накалялась и выразилась противостоянием двух крупных кланов, стремившихся к безраздельной власти над страной. Формальным поводом для вооруженного противоборства стала религия. Победа осталась за родом, пропагандировавшим буддизм. С этого момента течение получило официальное признание.
Правители страны поддерживали новую религию. Принц Сетоку оставил личные заметки к сутрам и способствовал возведению первых храмов, а император Сему ввел статус государственной религии. Развитие буддизма привело к выделению 6 нарских школ, чья идеология сводилась к следующему:
- мир нереален, следует из индивидуального восприятия;
- жизнь – страдание в силу причины, которую можно найти и устранить;
- золотая середина – путь адепта;
- пустота, отсутствие собственной природы – мировая основа.
Буддизм в Японии впитал местные обычаи, поэтому сильно отличается от китайского. Он развивался в условиях изоляции, поэтому древние положения сохранились в лучшей форме. Японские адепты вправе сами судить о мудром и вечном, а китайское учение считается лишь с коллективом и непререкаемым авторитетом учителя.
Японский буддизм слился с синтоизмом. Это привело к появлению двойного пути духов – рэбу синто. Сильное влияние оказала секта Сингон, пропагандировавшая культ Будды Вайрочана – символа Вселенной. Синтоистские ками воспринимались как Будды, Аматэрасу – Вайрочаном.
С течением веков роль духовенства становилась больше, влияние на власть – сильнее. Основными привилегиями обладала секта Тэндай. Сначала ее использовали императоры, затем – сегунат. Политические перемены привели к религиозным изменениям, развитию дзен-буддизма. Дзен распространился в самурайской среде, среди элиты общества. Ритуалы и духовные практики той эпохи стали основой развития всех областей общественной жизни – от чайной церемонии до искусства.
Тодай-дзи в Нара
Исторические сведения
Как рассказывает история средневековой Японии, самые первые упоминания о правителях страны относятся к VII веку до н. э. Хотя ученые утверждают, что первое государство возникло здесь только в III–IV веке на территории племени ямато. Вожди ямато за последующие три столетия смогли завоевать племена, проживающие на островах Хонсю и Кусю, также известны их атаки на земли Кореи.
Местные жители до сих пор уверены в божественном происхождении императорской династии. По легенде, богиня солнца вручила знаки власти первому императору. Хотя правитель пользуется безграничным почтением, но реальной власти почти никогда не имел.
Как рассказывает история, средневековая Япония всегда управлялась представителями нескольких самых богатых и уважаемых семей, передававших власть из поколения в поколение. С 645 года сторонники императора устроили переворот, в результате которого был устранен от правления род Сога. Такой шаг должен быть укрепить государственную власть, чтобы все жители подчинялись одним законам, а местные власти безоговорочно исполняли приказания императора.
Особенности конфуцианства в Японии
Конфуцианство – этическое, философское течение, появившееся 2,5 тысячелетия назад в Китае. В Японии оно претерпело изменения, поскольку развивалось вне условий китайского конформизма. Распространение учения Конфуция в Стране восходящего солнца обусловлено близостью его положений традиционному культу предков.
Конфуцианство появилось в Японии позднее буддизма, поэтому проповедники нового пути встретили настороженное отношение. Оно объединяет в себе учение, религию; направлено на моральное поучение молодежи, проявление почтительности к старшим, человеколюбие.
Конфуцианство в Японии связано с политикой сегуната Токугава в XVII столетии. Движение по централизации власти превратило церковь в инструмент, обеспечивающий повиновение обывателей. Неоконфуцианство, пропагандируемое сегунами, казалось источником власти благодаря идеалам преданности учителю, старшему. Его основная идея – разделение общества на ничтожных и благородных, которым присущи 5 черт:
- гуманизм;
- учтивость;
- ум и образованность;
- чувство долга;
- верность.
Не менее важна в конфуцианстве сыновья почтительность – одна из основных добродетелей человека. В Средневековье в Японии сформировалось конфуцианская литература назидательного характера. Сам Конфуций для японских последователей из китайского мудреца стал представителем восточной мудрости, которую со временем познает весь мир.
Конфуцианские идеи пронизали японское общество с периода правления Токугава. Они определили следование канонам, покорность, почтительность, отношения в обществе, великодушие, мир и согласие, экономию и умеренность в жизни. Эти каноны определили важность земледелия и изготовления шелка – направлений, обеспечивавших население одеждой, продуктами. Важные конфуцианские догмы:
- для человека принципиально значимо обучение;
- допустимо следование лишь истинному пути;
- важно пояснять законы всем и каждому;
- выбрав дело, необходимо усердно трудиться;
- для защиты подрастающего поколения от дурных дел достаточно нравоучений и поучений;
- ложные обвинения недопустимы;
- укрывательство беглецов противозаконно;
- подати необходимо платить полностью;
- для борьбы с преступлениями необходимо объединить усилия общины;
- подавление гнева возвышает личность.
Эти постулаты повлияли на общественное сознание, стали базисом формирования поведенческих стереотипов. Для современного японца эти догмы потеряли значимость, характерную средневековым жителям, но продолжают во многом регулировать социальные процессы.
Конфуцианство пришло в Японию позднее буддизма
Концепция права
Известна самая первая конституция Сётоку-тайси, относящаяся к ранней эпохе Тайка 604 года. Концепция права в то время слабо очерчена, можно сказать разве что о нормах наказаний, обозначенных понятиями кары или божьего гнева. Нужно было следовать определенным нормам поведения, называемых гири. В стране существовало несколько гири: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены. Также выделялись гири, не связанные с семейными отношениями, то есть между торговцами и покупателями, хозяина и подчиненного и подобное. Им следовали как неписанным законам, с учетом осуждения в случае плохого или некорректного отношения к близким людям или подчиненным.
Собственное обычное право (букэ-хо) было обозначено в военной касте (букэ или самураи). Внутри военного сообщества существовал свой кодекс правил, основанный на исключительной верности подчиненного своему сюзерену. Если последний проявлял излишнюю жестокость, то вассал не имел никаких прав на защиту, всецело зависел от воли своего господина. Немного позже против произвола сюзеренов составили специальный Сборник обычаев военной касты, в котором указывались нормы уголовного права и кодекс чести для военных.
В средневековой Японии право предписывало только одно – подчинение низших слоев населения вышестоящим по иерархии господам. В государстве для каждой социальной группы существовали четко обозначенные функции, уточнение обязанностей описывалось в сборниках рицу-рё. Термином «рицу» указывались репрессивные нормы, а термином «рё» – административно-применительные.
Преобладающая религия
Исследования для определения доминирующей религии и количества верующих организованы японским Агентством по делам культуры. Опросы показали, что число верующих – более 180 миллионов. Эта цифра заметно больше официального количества граждан Японии, поскольку многие придерживаются нескольких направлений одновременно. Среди опрошенных большинство заявило о приверженности буддизму – почти 88 миллионов. Синтоизм как религиозное учение упомянули около 85 миллионов.
Синкретизм, характерный японцам, не позволяет строго выделить единую доминирующую религию. И синтоизм, и буддизм в равной степени почитаемы и уважаемы, а большинство верующих японцев придерживаются обоих направлений одновременно.
В Японии нет предубеждений против праздников, пришедших из других религий. Многие граждане отмечают последний день года в буддистском святилище, перед этим отпраздновав христианское Рождество или Хэллоуин. В первый день Нового года принято совершать паломничество в синтоистское святилище. В домах ставят буддистские, синтоистские уголки для молений.
Синкретизм – особенность Японии
Политический уклад
С 12 века укрепилась феодальная иерархия. Ввиду феодальной раздробленности страна пребывает в состоянии постоянных междоусобных разборок. Даже после установления верховной власти сёгунов стычки между мелкими феодалами не прекращаются. Среди таких условий создается мировоззрение самурая, готового принести себя в жертву своему сюзерену. Самурай становится образчиком мужества, чести и верности.
После появления больших феодальных хозяйств начинается образование и рост городов. Около замка властителя начинал строиться город, где преобладало торговое и ремесленное население. На смену частным землевладениям приходят крупные латифундии.
Магия и религия Японии
Синто – древний религиозный путь японцев. Национальная религия гласит: император – внук Солнца. В синто есть понятие рисового человека (бога Пищи), а также божеств Воды, Огня, детородного члена. Особенно японцы верят в силу демонической лисы Инари. Истории, сказания гласят о ее способностях видоизменять окружающий мир и себя.
Современная повседневная японская магия:
- желающие привлечь богатство обзаводятся деревянным амулетом в виде коршуна;
- веер, украшенный пламенными языками и мудрыми словами, защищает от пожара;
- приобретенное у священника предсказание сбудется, если привязать его к ветви дерева;
- три обезьяны из Никко, изготовленные из дерева, отгонят демонов и болезни.
В прежние времена в Японии существовали анмийоджи – маги и советники правителей.
Главное современное магическое действо – начертание. Особенное волшебное влияние присуще заключенной в круг пятиконечной звезде. Для написания использовали специальную бумагу, которую затем складывали по строго определенным линиям. Бумага – второй магический объект. Третий – звук. Главное японское заклинание – человеческое имя. Волшебная сила в представлении японцев кроется в сердце.
Три обезьяны из Никко
Архитектурные предпочтения
Чем особенна архитектура средневековой Японии? В 12 веке буддийские храмы стали возводить среди живописной природы. Природу считали божеством, поэтому архитектурные сооружения должны были гармонично вписываться в окружающий пейзаж. Усадьбы и дворцы строились в виде прямоугольника, обращенного южной стороной к площади, обрамленной с двух сторон галереями с флигелями. С южной части здания всегда старались обустроить пейзажный сад, состоящий из озер, скал, мостов и островов. Сады должны навевать мысли об уединении, настраивать на тишину и спокойный лад. Вместо бурного потока водопада предпочитали сооружать пруды со стоячей водой, а на поверхности должны покачиваться утонченные цветы лотосов. Прелесть уединенного сада создавали в хэйанских парках, когда за каждым поворотом тропинки ожидала перемена пейзажа. Вместо воздушных мостов появились гладкие камни, которые создавали мозаичные картины. Пользуются успехом у знати сады, декоративные все четыре времени года.
Наиболее излюбленными в то время становятся дворцы, замки и домики для проведения чайных церемоний. Наблюдается стремление к простым архитектурным линиям. Деревянные сооружения не всегда покрывались краской. Сучки на поверхности древесины обыгрывались в качестве декоративных элементов. Постройки возводились в виде прямоугольного павильона, окруженного галереей, а крыша должна иметь изогнутую форму. Строятся многоярусные пагоды, хотя и небольшого размера. Если здание окрашивается, то не используется больше одного-двух цветов. В Японии самыми первыми священными храмами считались кладовые, где хранились запасы риса. Кладовые возвышались на высоких столбах, чтобы влага не испортила рис. Первые храмы строились по типу кладовых для зерна. Климат в Японии достаточно влажный, но деревянные храмы сохранились до наших дней. Этим долголетием они обязаны обычаю японцев каждые 20 лет разбирать священные храмы, а на том месте возводить новые из другого материала.
Что такое синтоизм
Культура синтоизма берет свое начало тысячи лет назад – при наступлении новой эры. В каком-то смысле её можно назвать древнейшей известной нам религией, имеющей своих адептов в современности.
Сложившийся на основе анимистических древних верований, синтоизм и сейчас сохранил многие характерные для первобытных обществ особенности. Это отличает его от других культур, где анимистическая стадия была пройдена и забыта давным-давно.
Впитав некоторые знания из соседних религий, синтоизм окончательно утвердился к VIII в. Главной характеристикой религии можно назвать ее учение о духовной природе всего сущего.
Название «синтоизм» происходит от слова «синто», что означает «священный путь» или «путь богов» («путь ками»). Примечательно, что для восточных религий характерна метафора пути. К этому символу обращаются также буддизм, даосизм.
Живопись
Начиная с 7 века, живопись средневековой Японии остается очень простой. Об уровне мастерства можно судить по росписи, украшающей ковчег Тамамуси из храма Хорюдзи. Автор разрисовал ковчег желтой, красной и зеленой краской по черному основанию. По мере распространения буддизма появляется все больше культовых сооружений, поэтому появился спрос на высококвалифицированных художников. Теперь мастера совокупно работали над одним рисунком соответственно своей специализации. Один художник только делал набросок, второй занимался раскрашиванием, а третий обводил контур готовой картины. На полотнищах эмакимоно в 8 веке рисунки имеют символический характер, здесь отсутствует динамика. Начинает развиваться пейзажная и жанровая живопись. Ярким примером служит раскрашенная ширма «Женщина с птичьими перьями», где линии уже становятся более плавными и легкими, создается выразительное изображение. С 9 века развивается буддийская живопись, для которой характерно изображать мандалу. Чтобы нарисовать мандалу, применяли более дорогие материалы, например, серебро и золото.
В конце 16 века появляется ряд школ живописи: Тоса, Сога, Кано, Кайхо, Ункоку. В этот период создано много уникальных картин, принадлежащих не только известным мастерам, но и неизвестным художникам.