Политический режим Японии — история последней Империи

  • Политическое устройство Японии: история и современность
  • Политическое положение страны, партии Японии

Политический режим Японии — конституционная монархия. Согласно официально подтвержденным данным японская монархия является самой древней из существующих сейчас монархий мира, династия которой не прерывалась. Сегодняшние правители Японии — это прямые потомки первого Императора с момента образовании государства в 7 веке до нашей эры.
Кроме этого факта, уникальность Японии, как государства, состоит в том, что это единственная страна в мире, которая носит официальный титул Империи.

Политико-государственное устройство Японии

Япония является демократическим унитарным правовым государством при парламентарной монархии как форме правления. В этой стране на данный момент сохраняет действие Конституция 1947 года.
Территория Японии разделена на 47 префектур, которые относятся к четырём типам:

  • то – Токио;
  • фу — Осака, Киото;
  • до – Хоккайдо;
  • кэн — 43 остальные префектуры.

Остров Хоккайдо полностью включается в одноименную префектуру. На острове Хонсю располагаются префектуры: Айти; Акита; Вакаяма; Аомори; Гифу; Ибараки; Гумма; Иси-кава; Иватэ и множество других.

Крупнейшими городами с численностью населения 1 миллион человек и выше являются : Токио – 13,7 млн., Иокогама — 3,4 млн., Осака — 2,6 млн., Нагоя — 2,2 млн., Саппоро — 1,8 млн., Киото — 1,5 млн., Кобэ — 1,4 млн., Кавасаки — 1,3 млн., Фукуока — 1,3 млн, Китакюсю — 1,0 млн., Сэндай — 1,0 млн.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Основные источники права в Японии

Одной из специфических черт традиционной правовой системы Японии является своеобразие системы источников права. Это проявляется в том, что наряду с правовыми нормами, большое значение имеют моральные и религиозные нормы, включая также обычаи и традиции.

Закон. Основными источниками права в Японии являются нормативно-правовые акты (законы), т.е. писаное право. В Японии приняты и действуют Конституция (вторая по счету), различные кодексы (Гражданский, Торговый, Гражданско-процессуальный, Уголовный, Уголовно-процессуальный и др.), специальные законы. При этом, многие японские акты практически в неизменном виде действуют с конца XIX – начала XX века.

Обычай. Обычаи, наряду с писаным правом, также относятся к основным источникам японского права. При этом, по силе и степени юридического авторитета и верховенства в системе права закон и обычай долго соперничали между собой.

Неписаное обычное право Японии своим происхождением, в большинстве случаев, обязано философским концепциям Китая. Большая дань традициям прослеживается в Японии во всех проявлениях функционирования современной правовой системы, включая ментальное восприятие права населением, разрешение различных споров, подготовку и принятие нормативных актов и т.п.

Ритуальные нормы. В Японии есть так называемые ритуальные нормы (яп. рэй;), введенные еще в 604 г. «Конституцией Сётоку». Эти нормы теснейшим образом были связаны с традициями предков и местными обычаями. Ритуал являлся необходимой формой для подчинения населения властям, в котором выражалась заложенная Конфуцием мораль. В Китае ритуальные нормы имели гораздо большее значение и существенную юридическую силу, чем в Японии. В дальнейшем некоторые рэй вошли в систему законодательства, потеряв автономное значение как источника права.

Судебный прецедент. Некоторое значение в правовой системе Японии имеет и прецедент, поскольку суды различных инстанций в большом количестве ссылаются и цитируют конкретные судебные решения.

Политическая система Японии

Демократизация Японии послевоенного периода отразилась, помимо всего прочего, и в образовании системы многопартийного типа. В данный момент самыми значимыми партиями считаются:

  • ЛДП;
  • Демократическая партия Японии (ДПЯ);
  • Новая Комэйто (НК);
  • Консервативная партия (КП);
  • Коммунистическая партия Японии (КПЯ);
  • Социал-демократическая партия (СДП).

На протяжении 38 лет ЛДП, являющаяся партией умеренного консерватизма, сохраняла монополию власти, но позже чрезмерно тесное сращиваниееё деятелей с деловыми и бюрократическими кругами стало источником коррупции. Партия не могла более инициировать и приводить в жизнь важные для государства политические, политические и социальные реформы и в результате этого лишилась поддержки множества избирателей, что теперь вынуждает её образовывать коалиционные правительства

Нет доверия электората и к оппозиционным партиям, которые часто демонстрируют собственную неспособность успеха регулярной сменяемости власти. Расхождения идеологии меж ними являются настолько сильными, что образование одного фронта не представляется возможным. А любая из них отдельно безнадёжно слаба, а потому не в состоянии осуществлять борьбу за власть единолично.

Кризис ЛДН

После того, как несколько депутатов покинули партию, мотивируя это дряхлостью и упадком партии, был создан Новый либеральный клуб, который кратко именовался НЛК. Говоря о клубе, необходимо было сказать, что он был достаточно популярен. Коммунистическая партия никогда не имела особого авторитета в Японии, а с распадом Советского Союза ее деятельность и вовсе сошла на нет.

Важную роль в отношении политической ситуации в стране сыграла также экономическая и культурная ситуация в стране. Успех Японии был обусловлен в данной сфере сразу несколькими факторами: бурным развитием промышленности, рост производительности, задействованием населения в труде и т.д. Демонстрировались высокие темпы в развитии и производстве, однако отсутствовало решение проблем в сфере экологии, социальной сфере, которые стали особенно заметными в последние годы.

Политические партии Японии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Политические партии Японии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности уголовного права Японии

Уголовный кодекс Японии был принят еще в 1907 г., и с изменениями действует по настоящее время. Кроме этого, приняты специальные уголовные законы (например, Закон о малозначительных преступлениях 1948 г., Закон о несовершеннолетних 1948 г.).

В уголовном праве Японии сформулированы основные принципы: принцип законности, принцип равенства перед законом (ст. 14 Конституции Японии), территориальный принцип. В частности, если граждане Японии совершат преступления за пределами своей страны, то они подпадают под юрисдикцию Уголовного кодекса Японии в соответствии с принципом гражданства (ст. 3 Конституции Японии). Но это распространяется на виновных, совершивших тяжкие преступления.

В соответствии с принципом защиты, если виновный посягнул на важные блага Японии за ее пределами, он также подпадает под юрисдикцию Японии, вне зависимости от его гражданства.

В ст. 39 Конституции Японии установлен традиционный принцип закона обратной силы, который находит регламентацию в уголовном законодательстве Японии (ст. 6 УК Японии).

Особенность японского уголовного закона – в нем нет классификации преступлений по характеру и степени общественной опасности или по степени тяжести. УК Японии не содержит такой ведущий принцип, так как «нет преступления и нет наказания без указания в законе».

Несмотря на то, что всем хорошо известна японская якудза (традиционная мафия в Японии), в уголовном праве Японии не содержится четкого определения организованной преступности, как и уголовно-правовых последствий участия в ней.

Элементы состава преступления в японском уголовном законодательстве также имеют свои отличия, в частности, от российского уголовного закона они отличаются тем, что могут выделяться не все четыре элемента, а только два – объективная и субъективная сторона преступления, при этом, субъект и объект преступления включаются в объективную сторону преступления.

Особенность уголовной политики Японии проявляется в наличии системы «защитного надзора». Оступившееся лицо, нарушившее уголовный закон, получает «второй шанс», оставаясь на воле и продолжая жить привычной жизнью. Если оно ведет себя добропорядочно – то не отбывает назначенное наказание, если нет – отправляется в место исполнения приговора.

Воспользоваться «вторым шансом» могут не все, а только пять категорий лиц:

  • 1) несовершеннолетние, осужденные по решению семейного суда;
  • 2) несовершеннолетние, условно освобожденные от содержания в исправительно-воспитательном учреждении;
  • 3) условно-досрочно освобожденные из тюрем;
  • 4) осужденные условно с постановкой под защитный надзор;
  • 5) женщины, условно освобожденные от содержания в воспитательном учреждении (лица, занимающиеся проституцией и т. п.).

Такая форма возможной реабилитации лица перед обществом имеет важное значение, особенно в случаях, когда речь идет о несовершеннолетних.

Император[ | ]

Парадный каменный мост Токийского Императорского дворца.
Основная статья: Император Японии

Согласно действующей Конституции, Император является «символом японского государства и единства японской нации». Он выполняет функции формального главы государства, хотя этот статус за ним юридически не закреплён. В отличие от времён Японской империи, Император лишён права управлять государством. Он выполняет только церемониальные функции и все свои действия в политической сфере обязан согласовывать с Кабинетом министров страны[2].

По совету и одобрению Кабинета, император производит следующие действия (ст. 7

)[2]:

  1. Опубликование поправок к Конституции, законов, правительственных указов и международных договоров;
  2. Созыв Парламента;
  3. Роспуск Палаты представителей;
  4. Объявление всеобщих парламентских выборов;
  5. Подтверждение назначений и отставок государственных министров и других предусмотренных законом государственных служб в соответствии с законом, а также полномочий, мандатов и верительных грамот послов и посланников;
  6. Подтверждение амнистий и помилований, смягчений наказаний, освобождений от исполнения приговоров и восстановление в правах;
  7. Пожалование наград;
  8. Подтверждение ратификационных грамот и других предусмотренных законом дипломатических документов;
  9. Приём иностранных послов и посланников;
  10. Отправление церемоний.

Согласно Статье 8, «Никакое имущество не может быть передано Императорской фамилии, получено ею или принесено ею в дар кому-либо, иначе как в соответствии с резолюцией Парламента».

Император и Императорский дом ограничены в своих имущественных правах. Они не имеют права принимать или дарить имущество без разрешения Парламента. По действующему закону об императорском доме от 1947 года Император выполняет свои обязанности пожизненно. Его преемник избирается из числа мужчин по мужской линии основной ветки Императорского рода. В случае болезни или несовершеннолетия Императора предусматривается институт регентства. Всеми делами Императора и Императорского дома занимается Управление Императорского двора при Кабинете министров Японии[8][9].

С 1 мая 2021 года императором Японии является Его Величество Император Нарухито [9].

Источники и литература[ | ]

Законы[ | ]

В Викитеке есть тексты по теме: «Конституция Японии
»
  • (яп.) Конституция Великой Японской Империи // Национальная парламентская библиотека Японии
  • (яп.) Конституция Японии // Национальная парламентская библиотека Японии
  • (яп.) «Законы Японии» // База данных Министерства внутренних дел и коммуникаций. (яп.) № 3 от 16 января 1947 года «Об Императорском доме» // Законы Японии
  • (яп.) № 5 от 16 января 1947 года «О Кабинете министров» // Законы Японии
  • (яп.) № 59 от 16 апреля 1947 года «О судах» // Законы Японии
  • (яп.) № 67 от 17 апреля 1947 года «О местном самоуправлении» // Законы Японии
  • (яп.) № 79 от 30 апреля 1947 года «О Парламенте» // Законы Японии
  • (яп.) № 100 от 15 апреля 1950 года «Об избрании на общественные должности» // Законы Японии

Энциклопедии[ | ]

  • Политическая система Японии // Энциклопедия Ниппоника: в 26 т. 2-е издание. — Токио: Сёгаккан, 1994—1997.

Прочее[ | ]

  • Политическая система современной Японии [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям) «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение» / [П. А. Калмычек и др.]; под ред. Д. В. Стрельцова ; Ассоц. японоведов, Московский гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России, Ин-т востоковедения РАН. — Москва : Аспект Пресс, 2013. — 381 с. — ISBN 978-5-7567-0682-6

Содержание

  • 1 Конституция 1.1 Старая конституция
  • 1.2 Новая конституция
  • 2 Права человека
  • 3 Политическая жизнь
      3.1 Выборы
  • 3.2 Политические партии
  • 4 Император
  • 5 Парламент
      5.1 Статус
  • 5.2 Сессии. Роспуск
  • 5.3 Обязанности. Принятие законов
  • 6 Кабинет министров
  • 7 Суды
  • 8 Местное самоуправление
  • 9 Примечания
  • 10 Источники и литература
      10.1 Законы
  • 10.2 Энциклопедии
  • 10.3 Прочее
  • 11 Ссылки
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]