Япония 17-19 век. История «Мирного государства» эпохи Эдо


Археологи и историки располагают сведениями о развитии Японии с периода 40 тысячелетия до начала текущей эры. Первым письменным источником информации о стране на архипелаге являются записанные в первом веке нашей эры «Двадцать четыре истории», созданные китайскими историками. О том, какова была Япония в 18 веке, известно гораздо больше, нежели о древнейших этапах развития державы, а насыщенность той эпохи событиями оставляет историкам огромное поле деятельности – возможности для изучения и уточнения безграничны.

Страна восходящего солнца

Начало 18 века

Япония в начале 18 века управлялась из Эдо, хотя статус столицы в тот момент принадлежал Киото. Крупнейшим центром экономики выступала Осака. Правлением занимался род Токугава – Токугава Иэясу еще в 1603 получил от императора статус сегуна. Клан сохранял главенство за собой на протяжении веков – эпоха Токугава длилась в период 17-19 вв. В исторических анналах ее именуют эпохой Эдо.

С началом 18 столетия Страна восходящего солнца оказалась в сложной экономической ситуации. Разразился кризис, охвативший все острова, поскольку натуральная экономика рухнула под влиянием денежных отношений, распространившихся в деревню. Экономический кризис определился снижением цены на рис, дефицитом местного бюджета, недобором в казну. Учтя опыт XVI столетия, кризисы других эпох, держащий бразды правления Токугава Есимунэ определил направление на реформы. Новая политика началась в 1716-м под девизом «Реформы Кехо». Токугава призвал чиновников к бережливости, крестьян – к освоению новых земель; одновременно увеличилась налоговая ставка и появились «Положения о судопроизводстве», регламентирующие судебные дела и позволяющие простым людям жаловаться на недобросовестных управленцев.


Эдо в 18 веке

Первые годы реформы оказались непростыми. Со временем идеи сегуна развил родзю Танума Окицугу. Он предложил акцентировать внимание на купеческих корпорациях, предоставил им права монопольной торговли, попытался развить денежные отношения на островах. Результат оказался неожиданным: вместе с купцами в политические круги пришли взятки, страна еще больше потеряла. Потерпев крах, Танума Окицугу подал в отставку, его работу по изменению экономической модели взял на себя Мацудайра Саданобу, провозгласивший девиз «Реформы Кансэй». Это время назвали эпохой «обогащения сбережением». Решить проблемы полностью не удалось – лишь в XIX веке некоторые начинания 18-го столетия дали плоды. Следующим реформатором после Мацудайры стал Токугава Иэнари, сместивший акценты на городское процветание и развитие торговли.

Период Муромати

Период Муромати

В 1333 году раскол между императором Годайго и его бывшим сподвижником Асикага Такаудзи выливается в открытое военное противостояние. Победа остается за Такаудзи, и императору приходится спасаться бегством. Он выбирает своей новой резиденцией Ёсино и основывает Южный двор. В то же время в Киото на трон восходит другой император, которого поддерживает клан Асикага. Район Муромати, где располагались правительственные здания, дал название этому периоду истории страны. До 1392 года в Японии параллельно существуют два императора, и два двора – Северный и Южный, каждый из которых назначал своих сёгунов.

Однако ни клан Асикага, ни предшествовавшая им династия сёгунов Минамото не обладали всей полнотой власти – провинциальные военные дома вели постоянное соперничество за должности и протекцию правящего дома. Естественно, кто-то оставался обделенным, что и вылилось со временем в вооруженное противостояние. В результате десятилетнего военного конфликта 1467-1477 была разрушена столица Киото, а сёгунат Асикага лишился власти. Потеря центрального управления привела к усилению провинциальных военных кланов, каждый из которых начал издавать собственные законы внутри своих владений. Япония вступила в период феодальной раздробленности, который продлился более 100 лет.

Именно в это время на территорию страны попадают первые европейцы, оказавшиеся купцами, которые помимо прочих товаров привезли с собой мушкеты. На основе купленных образцов японцы налаживают собственно изготовление огнестрельного оружия. Вслед за торговцами прибывают миссионеры, которые обращают в христианство некоторых японских феодалов. Веротерпимость японцев вполне допускала исповедование нескольких религий одновременно, принятие христианства не означало отказ от веры предков, зато способствовало налаживанию прочных контактов с европейцами.

Развитие культуры и науки

Начало 18 века в культурной истории восточного архипелага отмечено именами Мабути, Ихара, Тикамацу, Хисикава. Центром культуры наравне со столичным Киото становится Осака. В истории это время окрестили Гэнроку в противопоставление Кассе – эпохе, когда доминировали влияния из Эдо. В период Гэнроку появилась укие-дхоси – новая литература, которой были характерны короткие иллюстрированные рассказы, посвященные городской повседневности и быту простых людей.

Культурная история 18 века на Японском архипелаге также отмечена формированием укие-бон. Так назвали современные книги про жизнь обычных горожан.

Активно развивается кукольный театр нинге-дзюрури. Особенный вклад внес Тикамацу Мондзаэмон. Под влиянием Хисикава Моронобу появились гравюры укие-э. Все чаще внимание артистов привлекала жизнь простолюдинов. В конце 18 столетия получили популярность гедонистические учения.


Культурный расцвет 18 столетия

Активно влиял на современную культуру Мабути Камо, почувствовавший, что в условиях изоляции стране необходимо акцентировать внимание на корнях. Он понял, что ушло время подражания, пора перестать столь тщательно подчиняться положениям конфуцианства, но нужно идти собственным уникальным путем. Он призвал современников изучить древнюю историю родных мест, вспомнить синтоизм и развивать культуру в этом направлении. Художники, поэты, драматурги прониклись его идеями, обратили внимание на быт простого населения, а торговцы приняли активное участие в культурной жизни городов. Гэнроку – период расцвета театров но, бунраку, кабуки.

Для 18 столетия характерен интерес к естественным дисциплинам. В центре внимания научного сообщества – агрономия, математика. Простолюдины посещали общественные школы, для самурайского сословия работали правительственные. В учреждениях преподавали письмо, чтение, арифметику, японоведение, изучение Голландии, конфуцианство.

Социальное развитие японского общества в XVII – XIX вв.

В Японии существовало в указанный период четыре основных класса:

  • Воины-самураи.
  • Торговцы.
  • Ремесленники.
  • Крестьяне.

Все ключевые должности в стране занимали только представители самурайских родов. Другие классы к управлению сегунатом не допускались.

Отдельно существовали парии, которых не включали в социальную структуру общества. В их обязанности входило:

  • Во-первых, утилизация отходов.
  • Во-вторых, несение службы в тюрьмах.
  • В-третьих, уборка помещений, улиц, дворцов.

Общество функционировало по законам двух основных религий – синтоизма и буддизма. При этом официальной государственной религией было неоконфуцианство. Его основы преподавали в школах и высших учебных заведениях. В национальной академии под влиянием неоконфуцианства был разработан особый кодекс самураев бусидо.

Христианство полностью запретили к середине 1640-х гг., все общины, исповедовавшие эту религию, вынуждены были уйти в подполье и скрываться.

Монастыри стали важными религиозными, политическими, культурными и духовными центрами. Например, они обязаны были выдавать справки о том, что человек состоит в буддийской общине.

Падение экономики

18 век – период экономических преобразований, среди которых были как удачные, так и откровенно неэффективные. На фоне пережитого голода в 30-х годах расширили рисовые поля, сократили расходы на содержание двора и чиновников, а за взятничество назначили наказанием смертную казнь. Крестьяне жили в подчинении феодалов и не могли менять хозяина; их повинности включали ремонтные, строительные работы, поставку лошадей, носильщиков.

Экономический кризис начался уже во втором десятилетии века, усилился к середине столетия. Правительство запретило вывозить из державы то, что потреблялось внутри страны; в 1752-м ввели запрет на вывоз золота. Во второй половине века на архипелаг обрушились природные катастрофы – засухи, ураганы, землетрясения. Нехваткой продовольствия, голодом спровоцированы бунты. В 1772-м случился большой пожар; годом позднее страну охватил тиф. Новые природные бедствия, болезни и голод начались сразу после эпидемии, а правительство, оставшись без денег, попыталось увеличить налоги. В 1787-м случился крупнейший «рисовый бунт» в Эдо. Повстанцы разграбили купеческие дома, рисовые склады в городе. Казалось, мир в стране никогда не настанет.


Токугава Иэнари

Чайные традиции Японии

Чаепитие у японцев — это специально подготовленная и последовательная встреча хозяина (гуру чая) и его гостей с целью приятного времяпрепровождения. Церемония проводится в глубине сада — чайном домике, включает несколько действий, которые обязательно соблюдаются владельцем дома.

Согласно чайным традициям Японии, используются специальные предметы, составляющие гармоничный набор. Сюда входят: шкатулка для хранения чая, чайник для воды, большая чаша для совместного питья и чашки для гостей, в том числе ложка для насыпания чая, мешалка, которые применяет только хозяин.

Набор должен быть простым по виду. Посуда для чаепития передается из поколения в поколение. Для чайной церемонии выбирается определенный сорт порошкового чая местного производства — маття. Его получают измельчением обычного крупнолистого чая. Заварку не выбрасывают, а съедают.

По традиции на чайную церемонию гости приходят голодными, а закуска подается символически. Функция еды состоит в усладе зрения, но не насыщении желудка. Маття — японский напиток нежного зеленого тона.

Ритуал чаепития проходит поэтапно: гости перед трапезой рассматривают картины, предметы интерьера, занимают свое место за столом, которое соответствует положению каждого из присутствующих. Трапеза длится 2-3 часа. После приготовления густого напитка маття в чаше, она передается по кругу.

Чай пьют маленькими глотками. Потом гости пробуют светлый чай. Он более жидкий и подается каждому гостю в отдельной чаше. Вся утварь, предметы интерьера должны соответствовать сезону. Кимоно на гостях также должны подходить времени года.

Вторая половина 18 века

Во второй половине 18 столетия главнейшими действующими лицами в аппарате чиновников стали выходцы из простых самурайских родов Тадамицу Оока, Окинугу Танума. Окинугу, интересовавшийся ремеслами, оказался особенно полезным для державы. Он установил контроль над тратами и поступлениями в казну и оценил важность торговли, одобрил формирование купеческих гильдий, которые превратились в монополии. Окинугу предложил усовершенствование ирригационных систем для повышения урожайности полей, активизировал заселение Хоккайдо и сделал разработку новых полей выгоднее для населения.

Следующим шагом выхода из кризиса стали реформы Кансэй Саданобу Мацудайра. Он дополнительно урезал финансовое обеспечение чиновников, ввел налоги для крупных землевладельцев, обязал феодалов запасать рис на случай голода, уменьшил трудовые повинности крестьян.

Конец 18 столетия отмечен контактом с Россией: в 1792-м направлено посольство под управлением Лаксмана. Хотя судну разрешили пристать в Нагасаки, переговоры оказались неудачными, разрешения на торговлю прибывшие не получили.


Нагасаки сегодня

Общественная жизнь

По традиции в общественной жизни Японии все не так просто. Рабочий день каждого жителя начинается с 9 утра и длится 12 часов. Это настоящие трудоголики, которые ответственно относятся к своим обязанностям. Если поставлена цель к продвижению по карьере, то сотрудник компании должен задерживаться на работе, уходить после шефа.

Японцы не любят активных и амбициозных работников, проявляющих лидерские качества. Существуют фирмы, в которых сотрудники уходят на обед после уборки рабочего места. Отпуски берут в редких случаях и на непродолжительный период. Работники предпочитают уходить на отдых всем коллективом.

Во время отпуска японцы обязательно куда-то едут. Они постоянно перемещаются, даже в отеле не остаются более чем на 1 ночь, любят посещать все достопримечательности, фотографируются, с большим вниманием слушают экскурсовода.

Молодежь отличается вызывающим видом. Подростки ходят по городу в странной одежде, с ярко выкрашенными волосами. Однако парни и девушки так ведут себя до момента поступления на работу. Потом начинается другой этап — однообразная рабочая жизнь в костюмах серого цвета, белых сорочках.

Восстановление (американская модель)

Восстановление экономики пришлось на 20 столетие. Япония, воодушевленная американской победой, выбрала западную модель развития. Император отрекся от связи с богами, профсоюзы подняли голову, женщины получили социальные права, в обществе заговорили о свободе вероисповедания и политических мировоззрений. Социалисты, коммунисты и прочие оппозиционеры получили возможность высказаться. В 1947-м приняли конституцию, ориентированную на идеи свободы и пацифизма, провели земельную реформу, искоренившую крупное землевладение. Крестьяне наконец стали собственниками земель.

Под влиянием Джозефа Доджа, предложившего план экономической стабилизации «шоковой терапией» проведена налоговая реформа, правительство поддержало банки, ответственность за кредиты перешла на частные финансовые учреждения. Итогом стала стабилизация внутренней валюты одновременно с устранением дефицита бюджета и активизацией внешней торговли.


Экономика восстанавливалась под американским влиянием

Страна в Средневековье

Страна всегда развивалась обособленно, ведь располагалась на периферии остального мира. Ученые считают, что становление Японии отдельно от китайской цивилизации началось около 100-400 годов, поэтому культуру средневековой Японии можно отнести к островной форме культуры Китая. Японцы переняли многое от китайской цивилизации – религию, письменность, буддизм, ритуалы, искусство, церемонии. Уже немного позже японская цивилизация стала отличаться. Она настолько органично смогла сочетать традиции Китая со своими приобретениями, что становится отдельной самобытной культурой.

Свободное плавание

К завершению оккупационного режима экономика восстановилась, страна перешла на средний уровень развития. Делегации предпринимателей, ученых из Страны восходящего солнца стали желанными гостями на мировых конференциях, курсах, выставках. Удалось реконструировать все промышленные сферы, сместить акцент с легкой промышленности на тяжелую и наукоемкую. Активный импорт технологий, агрегатов позволил сэкономить время и деньги, создать универсальную промышленную структуру с использованием передовых разработок.

Религия

Религия представлена буддизмом и синтоизмом. Многие верующие страны причисляют себя к обоим направлениям одновременно. В конце 19 века синтоизм был единственной и обязательной религией. По окончании Второй мировой войны после приема новой конституции синтоизм потерял свою значимость. Японская религия направлена к синкретизму — смешению разных религиозных практик. Родители и дети справляют ритуалы синто, учащиеся школ молятся перед экзаменами. По свадебным традициям Японии жених с невестой венчаются в христианской церкви.

Сельское хозяйство

Мирная эпоха Гэнроку позволила крестьянам, прежде участвовавшим в боевых действиях в качестве пехотинцев, сконцентрироваться на сельском хозяйстве. Мелкие феодалы, прежде привлекаемые к войнам в обязательном порядке, бросили все силы на развитие земель. 18 столетие в Японии отмечено значительным расширением ирригационных систем, распахиванием целины. Особенно активно выращивались торговые культуры – чай, хлопок, сафлора. По всей стране появились рапсовые, конопляные поля и плантации индиго.


Период Гэнроку – эпоха развития сельского хозяйства

Период Камакура

Начиная с XII века, все большее влияние на политическую жизнь государства начинают оказывать провинциальные военные кланы. Главное соперничество разворачивается между кланами Тайра и Минамото. Более удачливые Тайра, установившие связи с императорской династией, вызывали недовольство и зависть своих соперников, что привело к затяжной войне, в которой побеждают последние. Представитель клана Минамото Ёритомо, последовательно устранивший всех конкурентов, получает от императора должность сэйи тайсёгуна и в Японии на долгие века устанавливается фактическое двоевластие. За императорским домом остается отправление внешних ритуалов, а вся реальная власть принадлежит военным правителям сёгунам. Новое правительство (сёгунат) было основано в родном городе Ёритомо – Камакуре.

В 1274 году монголы, завоевавшие Китай, отправляются покорять Японию. 30-тысячный флот, предварительно разграбив острова Ики и Цусима, направляется в залив Хаката. Японские войска, уступавшие монголам и в численности и в вооружении, были обречены на поражение, однако налетевший тайфун разметал флот противника, и до прямого столкновения дело не дошло. Повторная попытка, предпринятая монголами в 1281 году, закончилась с тем же результатом – налетевший шторм похоронил большую часть монгольских кораблей. Именно тогда, судя по всему, и зародилось понятие «камикадзе», что буквально переводится как «божественный ветер», уничтожающий врагов.

Результаты за 18 век

Эпоха Гэнроку оказалась периодом значимых перемен в японской истории. Держава стала заметно стабильнее, нежели в годы Сэнгоку. Все чаще у власти оказывались талантливые люди из низов – из числа небогатых самураев и даже простолюдинов. Хотя период был откровенно непростой из-за природных катастроф и ряда неудачных реформ, изменения политической, экономической модели, характерные Гэнроку, стали базисом для дальнейшего роста, показав, какие пути бесперспективны, а какие подходят Японии и могут привести к успеху. Опыт этих лет позволил прийти к тому высокому уровню развития, который характерен архипелагу сегодня.

Сексуальные традиции Японии

О сексуальных традициях Японии можно говорить бесконечно. Согласно синтоизму (доминирующая религия), половой акт между мужчиной и женщиной не считался грехом, напротив — приветствовался.

Издревле целомудрие девушки не являлось обязательным условием для замужества. Среди простого населения особенно распространялись добрачные половые отношения. К вопросу целомудрия японские аристократы проявляли необычное отношение. Они не осуждали свою жену, если она имела сексуальный опыт с представителем высшего чина.

Только среди военных девственность девушки считалась обязательным условием для удачного замужества. Иначе позор ложился на всю семью, особенно осуждали мать, которая не смогла должным образом воспитать дочь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]