Япония – страна отважных самураев и смелых сегунов. О доблести и отваге японских воинов известно всему свету. Самураи – это неотъемлемая часть японской культуры, ее отличительный символ. Верности и дисциплинированности самураев смог бы позавидовать любой воин.
Кто же они такие, слуги своего государства, отчаянные воины или хозяева своей земли?
Самурай – в переводе с японского «воин». Еще это слово имеет несколько других значений – «служить», «поддерживать», «слуга», «вассал» и «подчиненный». То есть самурай – это воин, который служит своему государству и яростно его защищает.
Из старинных японских летописей известно, что самурай являлся дворянином (ничего общего с европейскими дворянами). Они занимались не только военными действиями. В мирное время самураи служили высшим князьям и были их телохранителями.
Кто такой самурай
Название война «самурай», появилось как производное от глагола 侍ふ «сабурау», обозначающего действие – «служить», перевод – служилый человек.
Первое упоминание о них появляется в средневековой Японии во время правления сегуна Минамото, в 12 веке. Поскольку эти времена описывались как относительно спокойная эпоха, численность самураев была маленькой, а сами войны больше занимались мирными делами, то есть воспитывали детей и обучали боевым искусствам
Когда к власти пришёл японский клан сегунов Токугава, то положение самураев кардинально изменилось. Их количество увеличилось, у них появился свой Кодекс чести, в котором главное место занимал закон «Бусидо». Следуя которому, самурай должен беспокоиться о жизни и чести своего господина и подчиняться беспрекословно, а также не жалеть свою жизнь ради господина.
Итак, первые самураи были телохранителями и верными слугам. Существует упоминание, что в мирное время заменяли полицейские силы. За честное выполнение обязанностей они получали хорошую оплату и земельные наделы, становясь зажиточными людьми.
К семнадцатому веку сословия самураев оформились и разделились:
Хатамото – вассалы сегуна, привилегированный слой.
Даймё – вассалы князей.
Ронины – войны потерявшие хозяина, но не павшие в бою, становились горожанами и ремесленниками.
Синоби – японский аналог ниндзя, наёмные убийцы.
Но уже в конце 18 века самурайское сословие начало распадаться в результате прогресса японской буржуазии. Большинство превратились в земледельцев, торговцев, некоторые ушли в религиозные культы, малая часть несогласных погибли, как бунтовщики.
Мэйдзи (1868—1912), Тайсё (1912-26) и Сёва (часть в 1926-45, включая Вторую мировую)[править]
Хоть самураи как сословие было расформировано во время революции Мэйдзи, самурайский дух всё ещё живет и вовсю используется в японской пропаганде. Надо ведь воспитывать пушечное мясо, готовое умереть за императора и великую Ямато. В советской пропаганде времен Хасана, Халхин-Гола и Великой Отечественной войны смысл тот же, но только здесь самураи — злобные офицеры, беспрекословно служащие императору-империалисту и буржуинам («В эту ночь решили самураи / Перейти границу у реки…»). А в американской пропаганде тех же лет они вообще кровожадные уроды, которых необходимо
уничтожать. Сами японцы этому образу вполне способствовали.
С другой стороны по крайней мере в отношении Великих Держав (китайцы и корейцы — отдельный разговор) в эпоху Мэйдзи японцы всячески стремились соблюдать политес и общепринятые обычаи — в первую очередь чтобы их сочли цивилизованными людьми европейцы. В Русско-Японскую и Первую Мировую войны японские солдаты напротив считались едва ли не самыми корректными и обходительными в мире. Однако начиная примерно с середины эпохи Тайсё в военной верхушке начало складываться раздуваемое некоторыми националистическими философами мнение, что японцы, как потомки богов, по определению лучше всех, а значит «долой стыд» — и пошла плясать губерния… Впрочем, до Перл-Харбора, когда война шла только в Китае, не затрагивая европейские колонии в Азии, японцы продолжали вести себя с европейцами и американцами подчёркнуто учтиво, не стесняясь в отношении китайцев.
Воспитание и становление самурая
Поскольку самураи в Японии являлись великими и легендарными персонажами, а перед сном родители рассказывали о них сказки и предания, то с малых лет хотели быть на них похожими, такими же смелыми и храбрыми. Дети же самураев гордились отцами и старались вырасти достойными продолжателями рода и традиции.
Для того, чтобы воспитать такого воина потребовалось разработать многоуровневый процесс, начинающийся с самых ранних лет.
Почитая самурайский кодекс, детей воспитывали в беспрекословном повиновении старшему и полной уверенности, что мужчина единственный глава семьи. Кроме того изучалась техника Иэмото, сплетенная из строгих правил дисциплины и поведения, которые нельзя было нарушать.
История сохранила описание того, как маленьких самураев приучали к будущим суровым испытаниям. Кроме обязательного овладения различными боевыми искусствами, считалось необходимым полностью владеть собственным телом и духом. Воины должны терпеть боль, не выдавая чувства стонами или иными признаками. Так же требовалось спокойно и достойно подчиняться приказу старшего.
В средние века мальчикам устраивали проверку на выносливость, например, несколько дней они сидели в холодной комнате в темноте и голоде, но не позволяли себе ни одной жалобы. Некоторые отцы могли заставить сыновей проводить ночи на кладбище, не спать, ходить без обуви в холодную погоду или выполнять сложную работу.
Важнейшим возрастом, когда ребёнок уже считался будущим воином, является 5 лет, после того как был подарен меч самурая Боккэн. С этого момента начинаются активные тренировки по фехтованию и самообороне, а также освоение умений плавать и держаться в седле. Поскольку самурай находится рядом со своим господином, он должен быть грамотным, красиво и правильно писать, знать историю своей страны и литературу, чтобы поддержать любой диалог. Также желательно разбираться в музыке, философии и владеть каким-либо ремеслом, чтобы прокормить себя и семью.
Пройдя этот длинный путь, в 15 лет мальчик становился воином, то есть самураем.
Образ самурая
Ключевая черта костюма самурая, его удостоверение – дайсё. Это два изогнутых железных меча. Поскольку мечи являлись сакральными, то есть священными предметами, к ним относились с огромным почтением, ежедневно ухаживали за ним и берегли как часть себя. Ложась спать, меч помещали в изголовье, а днём хранили на специальной деревянной подставке, при которой стоял слуга.
Дополнительно у каждого воина присутствовала катана, напоминающая саблю длиной около 75 см.
Самурай должен уметь стрелять из лука юми, который почитали так же как мечи и считали одушевлённым предметом, наделенным великой силой. Он достигать длины 2 метра.
Самурайские доспехи представляли собой костюм из металлических пластин, оклеенных кожей и соединенных шнуровкой, весом около 15 кг.
Восхваление простоты
Важные чертами образа самурая являлись его простота, искренность и природная естественность. Герой ранних гунки — человек прямой, что не всегда бывало хорошо, но при этом неизменно искренний и честный. Очарования «дикарской» простоты и правдивости самурайства не избегли даже аристократы. Кроме того, внешняя аскетичность и нетребовательность в быту и жизни стали идеалом самурайской культуры задолго до начала доминирования принципов «ваби-саби» в японской эстетике. В попытках сохранения единства хрупкого изменчивого мира средневекового самурайства политические лидеры военного сословия фактически первым шагом провозглашали возврат к образу жизни времен, когда в походе воин спал на земле, ел простую пищу, а под голову клал не подушку а собственный шлем или руку.
Кроме того, в ранних повестях самураи начинают проявлять черты мощного коллективизма, но при этом коллективизм опирается не на кровные узы (которые очень быстро теряют значение в контексте институциональной истории самураев), а на экономико-географические связи. Такой подход усиливал трагизм повествования, так как представители одной семьи часто вынуждены были сражаться друг с другом. Между собой самураев объединяла приверженность к определенному образу жизни и строгое подчинение специфическим нормам, правилам и обычаям конкретного военного дома. В текстах часто подчеркивается личная верность господину, при этом самурай мог быть не предан общему делу, но преданность своему сюзерену считалась обязательной. Превалирование личных связей над коллективными интересами — еще одна неотъемлемая черта самурая в ранних военных повестях.
Знаменитые самураи в истории
Сегодня кажется, что самураи – это персонажи из далёких сказок, но в Японии помнят и чтят знаменитых воинов:
Тайра-но Киёмори (1118 – 1181) создатель первой управленческой системы и при этом был воином политиком, который смог подавить восстание, встать во главе 2 кланов воинов в Киото. В дальнейшем смог породниться с императором Такакуром и активно участвовать в передаче трона внуку.
Бэнкэй (1155 – 1189) любимец детей и герой японского фольклора, в котором он описывается ребёнком демона или даже Бога. В истории описывает как двухметровый и непобедимый воин, который во время каждого боя совершал нечто невообразимое. Героическая смерть самурая после того как он остался, даже мёртвый, стоять весь в ранах и стрелах получила историческое название “Стоячая смерть Бэнкэя.”
Хаттори Хандзо (1542 – 1596) известнейший ниндзя. Впервые ощутил вкус победы в 16 лет, а враги его боялись, потому что верили, что он способен исчезать, предвидеть будущее и воздействовать на психику своих врагов. В старости ушел в монахи.
Тоётоми Хидэёси (1536 – 1598) прошел путь от простого крестьянина до второго великого объединителя Японии. Потребовал запретить мирным людям носить оружие, построил множество храмов и активно боролся с христианством.
Ода Нобунага (1534 – 1582) Изменил военное искусство, внедрив использование огнестрельного оружия и длинных пик, а также изменил классовую систему воинов так, чтобы она основывалась исключительно на способностях.
Миямото Мусаси (1584 – 1685) считается величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Основал собственную технику искусства боя на двух мечах, а также написал множество книг по философии войн, стратегии и тактике. За свою жизнь ни разу не был побеждён в поединке.
Восточные варвары
К первым произведениям, в которых дано описание характера и образа жизни самураев, можно отнести гунки («военные повести»), появившиеся в XII-XIV веках. Гунки писали аристократы, так как на ранних этапах своего развития самурайство было слабо образовано, и самурай в силу своей специфической профессиональной деятельности отводил наукам и искусству незначительную роль. Самураи противопоставили закостеневшему куртуазному, женственному, чувственному миру Хэйанской аристократии динамичную культуру, основанную на брутальности и маскулинности.
При дворе самураев зачастую называли «восточные варвары», так как большая их часть пришла с равнины Канто, расположенной на востоке страны. Самураи, не умеющие слагать стихи и тонко чувствовать окружающий мир, занимали в глазах аристократов очень низкое положение, они были грубыми, необразованными людьми, больше приспособленными к тому, чтобы проливать кровь, нежели поддерживать приятную беседу. Самураи с равнины Канто занимались сельским хозяйством (низшие ранги) и обеспечением безопасности обширных феодальных владений. Немного лучше аристократы относились к самураям, пришедшим с западных земель Японии. Западные самураи были вовлечены в торговые отношения между Японией и Китаем, вели более спокойный образ жизни, позволяющий им уделять наукам и искусству больше времени.
В тексте Хэйкэ-моногатари («Повести о доме Тайра») один из героев описывает разницу между восточными и западными самураями. «Сражаться с восточными самураями будет сложно, — говорит герой повествования, — потому что, если во время битвы между западными самураями погибает сын, битва останавливается на день, если отец — на неделю, пока не будут справлены все траурные церемонии, самураи же востока сражаются до конца и только потом придаются печали и трауру. Если заканчивается провизия, то западные самураи приостанавливают военную компанию, пока не будет собран новый урожай. Восточные же самураи ведут войну несмотря ни на что, ограничивая свои потребности и тем самым достигая победы». Конечно, это несколько идеализированное представление самураев XIII в. о самих себе. Но оно очень хорошо передаёт восприятие различий в мировоззрении и образе жизни воинов Канто и Кансай.
Самураи в современной культуре
Самураи в Японии и сегодня остаются образцом уникальной личности, соединившей черты отважного воина, утонченного поэта и вдохновенного художника, который не боялся умереть в бою и способен был оставить великолепное предсмертное стихотворение, совершая ритуальное самоубийство.
Активное проникновение восточной культуры в западный мир, позволило поместить этот образ на страницы книг, в фильмы и конечно отразилось в культуре аниме, породив различные манга, мультфильмы и воплотившись в стилизованных костюмах.