Период Хэйан в Древней Японии и правление Фудзивара

Определение 1

Период Хэйан – это период в японской истории, который начался в 794 и продолжался до 1185 года. Слово «Хэйан» в переводе означает мир и спокойствие.

Эпоха Хэйан в Японии длилась 4 столетия. Начинается период с того, что имперская столица Нара была по приказу императора была перенесена в другой город — Хэйан-кё (сегодня это мегаполис Киото), а завершается морской битвой при Данноура, в которой род Минамото разбил род Тайра. Хоть и называется этот период «мирным», мирным и спокойным его назвать сложно

Эпоха Хэйан в истории Японии

Этому периоду свойственно проникновение в Японию китайской цивилизации, с приходом которой в Японию пришел не только буддизм, но и китайская литература, архитектура. Даже формы правления вместе с законами были также заимствованы у китайских правителей. Если раньше власть императора была ограничена влиянием буддийских монахов, то после переноса столицы японский император начал воплощать в жизнь знания, полученные из Китая, но не все заимствованные формы правления подходили Японии, многое корректировалось и видоизменялось в соответствии с потребностями государства.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Многие востоковеды характеризуют новую столицу Хэйан, как великий и прекрасный город. Правление в этот период было организовано достаточно сложно, все звенья чиновников переплетались между собой тесными связями.

Несмотря на стремительное развитие Япония оставалась отчужденной от иного мира, чему свидетельствуют литературные источники и архитектура периода. Как раз в этот период Европу охватили кровопролитные войны, были созваны первые крестовые походы, бушевали религиозные разногласия, в Китае разгорелась гражданская война, а Великая Русь и вовсе подвергалась бесконечным набегам орды. На фоне всеобщих войн и конфликтов история Японии того периода выи действительно выглядит относительно мирной.

Следует также сказать и о другой стороне медали – роскошь дворцов и блеск новой столицы периода Хэйан соседствовали с нищим населением и развалившимися лачугами бедноты. Так из более чем пятимиллионного населения Японии прелестями достойной жизни эпохи Хэйан могли насладиться лишь пять с половиной тысяч человек, которые принадлежали к императорскому двору.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Период Хэйан в Древней Японии и правление Фудзивара 420 ₽ Реферат Период Хэйан в Древней Японии и правление Фудзивара 220 ₽ Контрольная работа Период Хэйан в Древней Японии и правление Фудзивара 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Аристократия и местная знать была поделена на пять рангов, которые передавались лишь по наследству и не имели ничего общего с заслугами человека перед государством, одарить человека рангом имел право только сам император. Высота ранга играла важную роль, от него зависело то, в каком доме мог жить человек и его семья и какую одежду ему можно носить.

Экономика

Хотя, с одной стороны, период Хэйан был необычайно долгим периодом мира, можно также утверждать, что этот период ослабил Японию экономически и привел к бедности для всех, кроме крошечного числа ее жителей. Контроль над рисовыми полями был основным источником дохода для таких семей, как Фудзивара, и был фундаментальной основой их власти.[20] Аристократические бенефициары культуры Хэйан, Ryōmin

(良民 «Хорошие люди») насчитывали около пяти тысяч человек на земле с населением около пяти миллионов человек. Одна из причин самурай смогли захватить власть, потому что правящая знать оказалась некомпетентной в управлении Японией и ее провинциями. К 1000 году правительство больше не знало, как выпускать валюту, и деньги постепенно исчезали. Вместо полностью реализованной системы денежного обращения рис был первичной единицей обмена.[20] Отсутствие прочного средства экономического обмена неявно иллюстрируется романами того времени. Например, посланников вознаграждали полезными предметами, например, старым шелком. кимоно, а не заплатили комиссию.

Правители Фудзивары не смогли содержать достаточное количество полицейских сил, что дало грабителям возможность охотиться на путешественников. Это неявно иллюстрируется в романах ужасом того ночного путешествия, вдохновленным главными героями. В сёэн система позволила аристократической элите накапливать богатство; экономический излишек может быть связан с культурным развитием периода Хэйан и «стремлением к искусству».[21] Основные буддийские храмы в Хэйан-кё и Нара также использовали сёэн.[22] Создание филиалов в сельской местности и интеграция некоторых синтоистских святынь в эти храмовые сети отражает больший «организационный динамизм».[22]

Одежда периода Хэйан

Одежда придворной знати периода Хэйан была очень схожа с китайским церемониальным костюмом, цвет одежды соответствовал рангу. Самыми ценными цветами были красный и фиолетовый, после них зеленый. Император носил одежду жёлтого цвета – цвета солнца.

Существовал также и специальный кодекс в котором было регламентировано три варианта одежды:

  • костюм для различных церемоний;
  • костюм для придворной знати;
  • костюм для чиновников.

Одежда для праздников и церемоний изготавливалась из особенно ценного шелка и парчи, одежду на каждый день шили из пенькового волокна или более грубого шелка и полу шелка.

Часто при шитье одежды использовали разноцветные ткани с орнаментом: цветочные композиции, венки, фамильные гербы, пейзажи. Именно в эпоху Хэйан сформировался сохранившийся и до наших дней костюм для проведения торжественных церемоний.

События

  • 784: Император Канму переносит столицу в Нагаока-кё (Киото)
  • 794: Император Канму переносит столицу в Хэйан-кё (Киото)
  • 804: Буддийский монах Сайчо (Денгё Дайши) представляет школу Тендай
  • 806: Монах Кукай (Kōb-Daishi) представляет Шингон (Тантрическая) школа
  • 819: Кукай основывает монастырь Гора Кая, в северо-восточной части современной Префектура Вакаяма
  • 858: Император Сэйва начинает правило Клан Фудзивара[23]
  • 895: Сугавара-но Митизане остановил имперские посольства в Китае
  • 990: Сэй Сёнагон пишет Подушка Книга
    эссе
  • 1000–1008: Мурасаки Сикибу пишет Сказка о Гэндзи роман
  • 1050: Повышение военного класса (самураи)[нужна цитата
    ]
  • 1052: The Храм Byōd-in (недалеко от Киото) построен Fujiwara no Yorimichi[24]
  • 1068: Император Го-Сандзё свергает Клан Фудзивара
  • 1087: Император Сиракава отрекается от престола и становится буддийским монахом, первым из «замкнутых императоров» (инсей)
  • 1156: Тайра-но Киёмори побеждает Клан Минамото и захватывает власть, тем самым положив конец эре «инси»[25]
  • 1180 (июнь): столица перенесена в Фукухара-кё (Кобе)
  • 1180 (ноябрь): столица переносится обратно в Хэйан-кё (Киото).
  • 1185: Тайра побеждена (Генпэйская война) и Минамото-но Ёритомо при поддержке (поддержке) клана Ходзё захватывает власть, став первым сёгун
    Японии, а император (или «микадо») становится номинальным

Правление рода Фудзивара

После того как столица государства была перенесена власть императора снова окрепла, уменьшилось влияние буддистских монахов, но увеличилась роль советников императора, должности которых удерживал род Фудзивара, который сумел отстранить от государственной политики все другие влиятельные роды, они же поставляли императору жен, тем самым породнились с ним. Род Фудзивара взял практически всю власть в свои руки, они правили советниками и регентами от лица императора, при этом род владел большим количеством имений в Японии.

В начале X века проявляется нехватка государственной земли, в результате исполнение «Закона о выдаче земли» замедляется. Императорский двор меняет систему сбора налогов и переводит сбор налогов на провинции, которые получив такой источник обогащения, начали назначать своих губернаторов в регионах. Наряду с тем, состоятельные крестьяне стали отказываться от государственной земли и поднимать целинные земли, чтобы в последствии превратить их в частные имения. С таких самостоятельно освоенных земель государство брало высокий налог, так владельцы земель начали дарить свою собственность аристократии, а те в свою очередь назначали дарителей управляющими в своих новых имениях, так начал формироваться региональный слой знати, состоящий из крестьянства.

В середине XI века на трон взошёл император Го-Сандзё, который не являлся родственником рода Фудзивара и поэтому начал восстанавливать абсолютную власть одного императора. Эти реформы поддержал и следующий император – Сиракава, он снизил влияние регентов и передал трон своему сыну и стал его главным советником

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ ЯПОНИИ В ЭПОХУ ХЭЙАН

СТОЛИЦА ХЭЙАН [53]

ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЦОВЫЙ КОМПЛЕКС

Ампукудэн (дворец Спокойного счастья) — здание близ главных внутренних ворот Семэймон в западной части дворцового комплекса. Здесь помещалась придворные лекари.

Анкимон (ворота Спокойной радости) — внутренние ворота северо-восточного дворцового комплекса.

Бутокумон (ворота Доблестной добродетели) — внутренние западные ворота дворцового комплекса.

Гёкася (покои Застывших цветов) — находятся в северо-западной части дворцового комплекса. Обычно там жили придворные дамы. У входа росли красная и белая сливы, поэтому иначе это здание называли Умэцубо — Сливовый павильон.

Гиёдэн (дворец Благодатного света) — расположен с восточной стороны от дворца Сисиндэн (главного здания дворцового комплекса). [54]

В Гиёдэн хранились фамильные ценности императорского семейства, там же проходили обсуждения важных государственных цел. Дворец Гиёдэн соединялся галереей с северной частью дворца Сюнкёдэн. Галерея носила название Сакон-но дзин (Левая караульня), там помещались воины из Левой личной императорской охраны.

Гэнкимон (ворота Таинственного блеска) — северные внутренние ворота дворцового комплекса.

Дзёгандэн (дворец Созерцания истинной чистоты) — находится в северной части дворцового комплекса. Его занимали чиновники, ведавшие делами женских покоев дворца. Там же находились покои Высочайшего ларца (Микусигэдоно), где шились и хранились наряды для императорского семейства.

Дзекёдэн (дворец Одаривающий ароматами) — здание, расположенное в центре дворцового комплекса, севернее Дзидзюдэн. Здесь устраивались пиршества, проводились поэтические турниры и музицирования

Дзёнэйдэн (дворец Извечного покоя) — находится в северной части дворцового комплекса. В Дзёнэидэн жили императрицы и наложницы высших рангов. Как правило, именно там устраивались танцы «пяти танцовщиц» («госэти»), поэтому дворец называли также дворцом Пяти танцовщиц — Госэтидэн.

Дзидзюдэн (дворец Добродетельной старости) — здание в центральной части дворцового комплекса, севернее Сисиндэн. Сначала в этом дворце жил сам император, позже, когда местом постоянного пребывания высочайшей особы стал дворец Сэйредэн, здесь стали устраивать торжественные пиршества, проводить соревнования по сумо, игры в мяч и пр.

Иммэймон (ворота Сокрытого света) — внутренние дворцовые ворота. Находятся с западной стороны комплекса.

Каёмон (ворота Радостного света) — внутренние дворцовые ворота. Находятся с восточной стороны комплекса, недалеко от покоев Сёёся.

Кёсёдэн (Архивный дворец) — находится с западной стороны от Сисиндэн, напротив Гиёдэн. Здесь размещался Императорский архив Курододокоро. В юго-западной части дворца располагались мастерские (цукумодокоро), где изготовлялась утварь для высочайшего семейства.

Кианмон (ворота Увенчанного покоя) внутренние северо-западные ворота дворцового комплекса.

Кокидэн (дворец Щедрых наград) — находится в северо-западной части дворцового комплекса, непосредственно за Дзёкёдэн. Как правило в Кокидэн жили самые влиятельные наложницы.

Корёдэн (дворец Грядущей прохлады) — расположен к западу от Сэйрёдэн. Обычно здесь жили наложницы высших рангов.

Рёкидэн (дворец Узорчатых шелков) — расположен к северо-востоку от Сисиндэн. В Рёкидэн хранилась утварь и одеяния для синтоистских ритуалов.

Рэйкэидэн (дворец Живописных видов) — находится в северо-восточной части дворцового комплекса. Здесь жили императрицы или наложницы высших рангов.

Сёёся (покои Отраженного света) — находятся в восточной части дворцового комплекса и состоят из Северного и Южного строений. [55]

Южное называется также Грушевым павильоном (Насицубо), поскольку перед ним растет груша. В покоях Отраженного света жили императорские наложницы, часто здесь размещался и наследный принц.

Сёмэймон (ворота Одаривающие светом) — центральные ворота дворца.

Сигэйса (покои Светлых пейзажей) — находятся в северо-восточной части дворцового комплекса. Южное строение называется также павильоном Павлоний (Кирицубо), поскольку перед входом растет павлония. Здесь жили менее влиятельные наложницы.

Сисиндэн (дворец Пурпурных покоев) — главное здание дворцового комплекса. Находится в южной его части, поэтому иногда называется также Южным дворцом (Надэн). У входа с восточной стороны растет вишня, с западной — померанец.

Сихося (покои Внезапных ароматов) — находятся в северо-западной части дворцового комплекса. Обычно здесь жили придворные дамы, а также размещался глава Правой личной императорской охраны (Удайсё), когда оставался на ночь во дворце. Недалеко от входа в покои Внезапных ароматов находилось сожженное молнией дерево, поэтому это здание называли Грозовым павильоном (Каннарицубо).

Сэйрёдэн (дворец Чистой прохлады) — расположен к северо-западу от Сисиндэн. Здесь обычно жил сам император, а также устраивались некоторые церемонии (Утреннее поздравление в первый день года и пр.).

В восточном саду дворца — ручей, образующий небольшой (высотой примерно 20 см) водопад. Около этого водопада постоянно дежурил кто-нибудь из придворных (так называемый страж Водопада).

Сэнъёдэн (дворец Явленного блеска) — расположен в северной части дворцового комплекса. В Сэнъёдэн жили императорские наложницы.

Сэнъёмон (ворота Явленного света) — восточные внутренние дворцовые ворота.

Сюнкёдэн (дворец Весенней радости) — расположен к юго-востоку от Сисиндэн. Здесь хранилось оружие и амуниция.

Тёракумон (ворота Долгой радости) — внутренние дворцовые ворота. Находятся с юго-восточной стороны комплекса.

Токадэн (дворец Восхождения к цветам) — расположен в северной части дворцового комплекса. Здесь жили императрицы и наложницы высших рангов.

Уммэйдэн (дворец Теплого света) — находится с восточной стороны от Сисиндэн. В покоях этого дворца хранились регалии императорской власти — зеркало, яшма и меч.

Хигёся (покои Летящих ароматов) расположены с северо-западной стороны от Сэйрёдэн. Это здание называют также павильоном Глициний (Фудзицубо), потому что перед входом растут глицинии. В Хигёся жили императрицы и императорские наложницы.

Эйаммон (ворота Вечного покоя) — внутренние дворцовые ворота (юго-западные).

Энсэймон (ворота Утверждения порядка) — внутренние дворцовые ворота (юго-восточные).

Югимон (ворота Торжествующей справедливости) — внутренние Дворцовые ворота (западные). [56]

АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ УСАДЬБА В ЭПОХУ ХЭЙАН

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЭПОХУ ХЭЙАН

Государственный совет (Дайдзёкан) (табл. 1)

Высший административный орган. Главой Государственного совета был Великий министр (дайдзёдайдзин).

В начале эпохи Хэйан великими министрами становились, как правило, принцы крови, но к концу X в. это звание перешло к регентам и канцлерам. Должность чисто номинальная.

Левый министр (садайдзин)

— фактически основная фигура в Государственном совете, занимавшаяся делами правления.

Правый министр (удайдзин)

замещал левого министра в его отсутствие. Ведал подготовкой и проведением различных придворных церемоний.

Министр двора (найдайдзин)

— должность, не предусмотренная кодексом Тайхорё. Министр двора непосредственно занимался делами императорского семейства и замещал левого и правого министров в их отсутствие.

Первым министром двора был Фудзивара Каматари (614-669) — один из высших сановников при дворе имп. Тэнти (626-671), основатель рода Фудзивара. После него министры двора не назначались, и только в конце VIII в. эта должность была восстановлена, хотя бывали периоды, когда во главе Государственного совета стояли только три министра — великий, левый и правый.

Старший советник министра (дайнагон)

непосредственно подчинялся великому министру. Ведал всеми делами в случае отсутствия министров. Кодекс Тайхорё предусматривал наличие четырех дайнагонов, но вскоре их число сократилось до двух. При императоре Уда (887-897) была учреждена должность заместителя старшего советника
(гон-дайнагон),
в результате чего старших советников стало трое. Впоследствии число заместителей увеличилось, и соответственно увеличилось число старших советников (их стало сначала восемь, затем шесть).
Гон-даинагон
со временем становился обычно
дайнагоном.
Второй советник министра (тюнагон)

— должность, не предусмотренная кодексом Тайхорё. Возникла, когда число старших советников
(дайнагонов)
сократилось до двух. В 756 г. была введена должность заместителя второго советника
(гон-тюнагон).
Заместитель второго советника со временем, как правило, становился вторым советником. Выполнял те же функции, что и старший советник.

Младший советник министра (сёнагон).

Основной обязанностью младшего советника была передача императорских указов. У него хранились императорская печать, печать Государственного совета и «колокольчик императорского посланца» (который вручался каждому придворному, отправлявшемуся куда-то по распоряжению императора). По звону этого колокольчика придворного должны были обеспечивать на станциях всем необходимым для дальнейшего передвижения. Кроме того, младший советник должен был переписывать набело основные Указы и постановления.
[58]
Государственный совет (Дайдзёкан) (табл. 1)

[59]

После того как в 810 г. был учрежден Императорский архив
(Курододокоро),
многие функции младших советников перешли к архивариусам
(куродо),
и в их ведении остались только колокольчик и печати.

Левая и Правая ревизионные канцелярии (Сабэнкан, Убэнкан) —

подчинялись непосредственно Государственному совету. Ревизоры осуществляли контроль за восемью ведомствами. Каждая канцелярия надзирала за деятельностью четырех ведомств (табл. 2), имея в своем распоряжении всю их документацию. Ревизоры, как правило, назначались из среды ученых.

Государственные советники (санги, сайсё)

— должность, не предусмотренная кодексом Тайхорё. Советники входили в состав Государственного совета и привлекались к обсуждению важнейших государственных дел наравне с министрами и их советниками (дайнагонами). Обычно на эту должность назначали людей, известных своей ученостью. Советники, как правило, одновременно занимали ведущие места в других ведомствах.

Вице-советники (хисанги)

— лица Четвертого ранга (а не Третьего, необходимого для того, чтобы стать советником), по ряду причин допускаемые до участия в обсуждении государственных дел наравне с советниками.

Восемь ведомств (табл. 2)

1. Ведомство дворцовых служб (Накацукасасё)

— ведало внутренними делами императорского дворца. Главой ведомства (Накацукасакё) становилось лицо Четвертого ранга, как правило принц крови. Одной из значительнейших должностей в Ведомстве дворцовых служб являлась должность близкоприслуживающего
(дзидзю).
На эту должность обычно назначались юноши из знатнейших столичных семейств, имеющие Пятый ранг и недавно начавшие служить во дворце.
Дзидзю
должен был постоянно находиться при императоре, опекать его, следить за исполнением его желаний, наблюдать за точным следованием этикету. Нередко
дзидзю
имел также должность в Государственном совете, являясь советником министра
(дайнагоном
или
тюнагоном)
или государственным советником
(санги).
Ведомство дворцовых служб имело в своем подчинении шесть управлений (рё

или
цукаса)
и Службу срединных покоев
(Тюгусики).
Начальниками управлений (то)

назначались чиновники Пятого ранга. Главой Службы срединных покоев
(дайбу)
был чиновник Четвертого ранга.

2. Церемониальное ведомство (Сикибусё, Нори-но цукаса)

— ведало проведением всех дворцовых церемоний и их подготовкой, занималось вопросами образования и контролировало деятельность гражданских чиновников.

Главой ведомства мог быть только принц крови не ниже Четвертого ранга. Глава ведомства (сикибукё)

имел в своем распоряжении Двух помощников, назначаемых из числа чиновников Пятого ранга. Старший помощник обычно являлся наставником императора.
[60]
Восемь ведомств (табл. 2)

[62] Церемониальному ведомству подчинялась Палата наук и образования (Дайгакурё),

непосредственно занимавшаяся подготовкой и обучением государственных чиновников. Глава Палаты наук
(го)
обычно определял порядок проведения больших праздников, руководил их подготовкой.

3. Ведомство упорядочения и установлений (Дзибусё, Осамуру-цукаса)

— занималось различными тяжбами, ведало вопросами родословных, в семьях выше Пятого ранга разрешало споры о наследстве, браках, об установлении старшинства среди членов рода, руководило проведением похорон, подготовкой к государственным дням скорби, ведало монастырями и приемом иностранных послов.

Главой ведомства (дзибукё)

могло быть лицо не ниже Четвертого ранга.

Ведомству подчинялось три управления, начальниками которых (го)

назначались чиновники Пятого ранга.

Музыкальная палата (Гагакурё)

— осуществляла подготовку танцоров и музыкантов для дворцовых празднеств, занималась обучением юношей из аристократических семейств танцам, пению и музыке.

Палата посольств и монастырей (Гэмбарё)

— занималась отправлением послов в другие страны и приемом чужеземных посольств, ведала делами монастырей.

Управление императорских гробниц (Сёрёрё)

— ведало организацией похорон для членов императорского семейства, осуществляло контроль над состоянием гробниц.

4. Налоговое ведомство (Мимбусё)

— ведало учетом населения, сбором налогов и назначением трудовых повинностей.

Главой ведомства (мимбукё)

могло быть лицо не ниже Четвертого ранга.

Ведомству подчинялись два управления: Управление финансов (Кадзуэ-но цукаса),

ведавшее учетом населения и контролировавшее финансовое состояние страны, и Налоговое управление
(Тикара-но цукаса),
ведавшее непосредственным сбором налогов и назначением трудовых повинностей.

Начальниками управлений (го)

назначались чиновники Пятого ранга.

5. Военное ведомство (Хёбусё, Цувамоно-но цукаса)

— занималось обучением воинов, подготовкой и формированием военных отрядов, ведало военной амуницией, конюшнями и пр.

Главой ведомства (хёбукё)

назначался принц крови не ниже Четвертого ранга.

Военному ведомству первоначально подчинялось пять управлений: кавалерийское, строительное, военно-музыкальное, флота, охотничье. Позже управления были частично объединены, частично ликвидированы, и в непосредственном подчинении Военного ведомства осталось только одно Отделение надзора за охраной дворцовых ворот (Хаято-но цукаса),

которое контролировало деятельность дворцовой охраны.

Главой Отделения надзора (ками)

был чиновник Шестого ранга.

6. Судебное ведомство (Гёбусё)

— занималось рассмотрением прошений и назначением наказаний за провинности.

Главой ведомства (гёбукё)

могло быть лицо не ниже Четвертого ранга.
[63]
Ведомству подчинялось Отделение тюрем (Хитоя-но цукаса),

ведавшее вопросами содержания заключенных.

Глава Отделения (коми)

назначался из числа чиновников Шестого ранга.

7. Ведомство по делам казны (Оокурасё)

— учитывало и распределяло поступавшие из провинции доходы, устанавливало цены, ведало хранением золота, серебра, драгоценных камней.

Главой ведомства (окуракё)

назначалось лицо не ниже Четвертого ранга.

Сначала ведомство имело в своем распоряжении пять управлений: металлической утвари, лаковых изделий, швейное, ткачества, дворцового убранства. Затем управления объединились или были ликвидированы, и осталось одно Отделение ткачества (Орибэ-но цукаса),

глава которого
(коми)
имел, как правило, Шестой ранг.

8. Ведомство внутридворцовых дел (Кунайсё)

— ведало всеми службами, связанными с внутренней жизнью дворца.

Глава ведомства (кунайкё)

имел обычно Четвертый ранг.

Ведомству подчинялись: Служба императорских трапез (Даидзэн-сики)

во главе с
дайбу,
который назначался из чиновников Пятого разряда; пять управлений
(рё
или
цукаса)
во главе с
го,
назначавшимися из чиновников Пятого ранга, и пять отделений
(цукаса)
во главе с
сё,
имевшими, как правило, Шестой ранг.

Шесть служб сторожевой охраны (табл. 3)

1. Левая и Правая личные императорские охраны (Саконоэфу, Уконоэфу)

— охраняли императорский дворец, сопровождали императора при выездах.

Во главе охраны стоял старший военачальник (дайсё),

имевший Третий ранг. В середине эпохи Хэйан
дайсё,
как правило, одновременно являлся министром или советником министра
(дайнагоном
или
тюнагоном).
В подчинении у старшего военачальника находился второй военачальник (тюдзё). Тюдзё

имел, как правило, Четвертый ранг и одновременно мог быть назначен государственным советником
(сайсё-но тюдзё)
или главным архивариусом
(то-но тюдзё).
В составе Личной императорской охраны было обычно два или четыре военачальника.

Младшие военачальники (сёсё)

назначались из лиц Пятого ранга. Нередко они служили еще и в Ревизионной канцелярии
(бэн-но сёсё)
или в Императорском архиве
(куродо-но сёсё).
В составе Личной императорской охраны обычно бывало четыре младших военачальника.

Военачальники (дайсё, тюдзё

и
сёсё)
обычно сопровождали императора при выездах и во время особенно торжественных церемоний с луком и стрелами в руках.

Старшие стражники (сёгэндзё

или
дзо)
постоянно находились при императорской особе. Обычно они имели Шестой ранг и служили одновременно в Императорском архиве
(куродо-но дзо).[64]
Шесть служб сторожевой охраны (табл. 3)

[65] Младшие стражники (сёсо) и

служители
(тонэри)
выполняли различные несложные обязанности во время обрядов и церемоний, из них формировалась охрана императорского дворца, они же совершали ежедневные ночные обходы.

2. Левая и Правая привратные охраны (Саэмонфу, Уэмонфу) —

в отличие от Личной императорской охраны, которая охраняла непосредственно императорские покои, контролировали внешние подступы к императорскому дворцу.

Начальником привратной охраны (эмон-но ками)

назначалось лицо Четвертого ранга, часто имевшее также звание советника министра или государственного советника.

Начальнику подчинялись помощник (эмон-но сукэ)

и стражники
(дзо, сакан).
Стражник дзо

именовался также
югэй-но цукаса
(несущий колчан), ибо обычно в руках у него был лук, а за спиной — колчан со стрелами.

3. Левая и Правая дворцовые охраны (сахёэфу, ухёэфу)

охраняли ворота императорского дворца, наблюдали за порядком во дворце, сопровождали членов императорского семейства во время торжественных выездов.

Звания те же, что и в Привратной охране.

Императорский архив (Курододокоро, табл. 4)

Императорский архив не был предусмотрен кодексом Тайхорё, его учредили в начале IX в. Первоначально в ведении служителей Императорского архива находились самые ценные рукописи и императорские рескрипты, но очень скоро он стал ведать всеми дворцовыми делами. Архивариусы (куродо)

всегда находились в покоях императора, передавали его поручения, распоряжались проведением церемоний. В их ведение постепенно попали гардероб и стол императора. Архивариусами обычно назначались юноши из знатных семейств, эта должность для многих становилась началом придворной карьеры. (Все самые могущественные особы из рода Фудзивара — Мититака, Корэтика, Митинага — начинали свою придворную службу с Императорского архива.)

Главой Императорского архива (бэтто)

назначалось лицо Второго Ранга, как правило левый или правый министр, реже — старший советник министра
(дайнагон).
Под началом у главы архива (должность чисто номинальная) были двa главных архивариуса (куродо-но го),

ведавшие различными сторонами дворцовой жизни. Они назначались из лиц Четвертого ранга, причем, как правило, один из них служил одновременно в Ревизионной канцелярии
(то-но бэн),
а второй — в личной императорской охране
(го-но тюдзё).
В распоряжении главных архивариусов были три хранителя Пятого Ранга (гои-но куродо)

и четыре хранителя Шестого ранга
(рокуи-но куродо),
выполнявшие мелкие поручения императора, прислуживавшие три высочайших трапезах. Хранители часто служили в Личной императорской охране
(Коноэфу)
или в Привратной охране
(Эмонфу).
Императорские мастерские (Сурисики, табл. 5)

[66]

Императорские мастерские занимались ремонтом и изготовлением утвари для императорского дворца. Учреждение, не предусмотренное кодексом Тайхорё. Глава мастерских
(дайбу)
имел Четвертый ранг.

Задние (женские) покои дворца (Кокю, табл. 6)

Кодекс Тайхорё предусматривал наличие определенного числа наложниц разных категорий в женских покоях дворца.

Наложниц высшей категории (следующих по значительности своего положения за императрицами) (хи)

— две.
Хи
выбирались среди принцесс крови.

Наложниц средней категории (фудзин)

— три.
Фудзин
выбирались из числа дочерей вельмож Третьего ранга.

Наложниц низшей категории (химэ)

— четыре.
Химэ
выбирались из числа дочерей чиновников не ниже Пятого ранга.

В конце VIII — начале IX в. возникло новое звание — высочайшая наложница (нёго),

которое вытеснило все прежние. Сначала
нёго
выбирались среди дочерей придворных сравнительно невысоких рангов (Четвертого или Пятого) и, в сущности, ничем не отличались от
химэ,
но к концу IX в. авторитет
нёго
значительно возрос, их стали выбирать среди дочерей вельмож не ниже Третьего ранга (как правило, они были принцессами крови или же дочерьми принцев крови, великих министров). При благоприятном стечении обстоятельств (чаще всего при наличии могущественного покровителя в лице отца, брата или дяди)
нёго
могла стать императрицей-супругой (особенно если у нее рождался сын).
[67]
Задние (женские) покои дворца (Кокю, табл. 6)

[68]

Следующим по значительности званием после
нёго
стало звание сменяющей платье
(кои).
Первоначально
кои
распоряжались гардеробом императора и выполняли его мелкие поручения, позже стали прислуживать и в его опочивальне, заняв в женских покоях следующее за нёго положение.
Кои
выбирались из числа дочерей советников министра Четвертого ранга и ниже.

Нёго или кои,

имеющих детей или пользующихся особенным расположением императора, называли обычно служительницами императорской опочивальни
(миясудокоро),
так же называли наложниц наследного принца.

Мёбу — общее название для дам Четвертого или Пятого ранга.

Из наложниц категории нёго

выбиралась императрица-супруга
(тюгу).
Помимо императрицы-супруги существовали еще императрица-мать
(котайго)
— мать правящего императора и великая императрица-мать
(тайкотайго)
— мать предыдущего императора. Первоначально императрица-супруга называлась
кого,
а слово
тюгу
(срединные покои) обозначало всех трех императриц. Кодекс Тайхорё предусматривал Службу срединных покоев
(Тюгусики),
которая занималась делами всех трех императриц. Однако при императоре Итидзё (991—1010) регент Фудзивара Митинага сумел добиться звания императрицы-супруги для своей дочери Сёси, игнорируя тот факт, что при императоре уже была одна императрица-супруга. В результате Тэйси, сохранив за собой звание
кого,
покинула дворец, а Сёси воцарилась в императорских покоях, получив новое звание
тюгу.
С тех пор супругу правящего императора стали называть
тюгу,
а супругу отрекшегося императора —
кого.
Императорским наложницам и императрицам прислуживали придворные дамы (нёбо).

Существовало три разряда придворных дам — высший
(дзёро),
средний
(тюро)
и низший
(гэро).
Так же назывались дамы, находящиеся в услужении у дочери или супруги знатного сановника.

Одним из самых почитаемых женских придворных званий было звание хранительницы Высочайшего ларца (микусигэдоно-но бэтто).

Хранительница Высочайшего ларца возглавляла мастерские, расположенные в покоях Высочайшего ларца дворца Дзёгандэн, где шились и хранились наряды императорского семейства. Это звание получали, как правило, придворные дамы
(нёбо)
высших разрядов. Иногда девицы из знатных семейств поступали на службу во дворец хранительницами Высочайшего ларца, а через некоторое время удостаивались звания
нёго.
Кодекс Тайхорё предусматривал двенадцать служб, ведавших различными сторонами жизни женских покоев.

Важнейшим среди них было Отделение дворцовых прислужниц (найси-но цукаса).

Дамы, в него входившие, прислуживали в высочайших покоях, передавали повеления императора, выполняли его поручения, обучали служанок и надзирали за ними, сопровождали императриц при выездах, следили за соблюдением правил этикета в женских покоях.

Во главе Отделения стояли две главные распорядительницы (найси-но ками),

которые выбирались из числа дочерей сановников Третьего ранга, часто на эту должность назначались дочери великих министров.
[69]
Найси-но ками

находились постоянно в императорских покоях и передавали указания императора остальным служительницам.

Найси-но ками подчинялись четыре распорядительницы (найси-но сукэ)

и четыре младшие распорядительницы
(найси-но дзё),
которые выбирались из числа дочерей чиновников соответственно Четвертого и Пятого рангов. Помимо распорядительниц в Отделении дворцовых прислужниц было около ста служительниц
(нёдзю).
Местные власти

В каждую провинцию (а их в древней Японии было 74) назначался правитель (ками)

сроком на четыре года.

Провинции делились на разряды (дайкоку, дзёкоку, тюгоку

и
гэкоку).
Самым выгодным считалось назначение в
дайкоку
— великие провинции. В провинции Хитати, Кадзуса, Кодзукэ правителями назначались только принцы крови. Неблагоприятным для карьеры считалось назначение в провинцию низшего разряда —
гэкоку.
Часто правители сами в провинции не ездили и, оставаясь в столице, посылали туда своих помощников (сукэ).

Правители, уезжавшие из столицы и поселявшиеся в своей провинции, назывались наместниками (дзурё).

Наместники постепенно становились значительной силой на местах, сплачивая вокруг себя местную знать.

Контроль над местными властями осуществляли особые надзиратели (адзэти),

подчинявшиеся Государственному совету. В эпоху Хэйан эта должность стала чисто номинальной, как правило, на нее назначались советники министра
(адзэти-но, дайнагон, адзэти-но тюнагон),
Управление Западных земель (Дадзайфу)

(табл. 7) ведало провинциями на острове Цукуси (современный Кюсю) и прилегавшими к нему мелкими островами. В обязанности Дадзайфу входили охрана этих земель, сбор налогов с местного населения, поддерживание дипломатических отношений с западными соседями, контроль над частными владениями и монастырями. Главой управления
(соти)
назначалось лицо Третьего ранга, часто принц крови.

Если главой Управления был принц крови, то его обязанности выполняли либо заместитель (гон-но соти),

либо старший управляющий
(дайни),
назначаемые из числа чиновников Пятого ранга.
Гон-но соти
и
дайни
— взаимозаменяемые должности. При наличии в Дадзайфу
гон-но соти дайни
отсутствовал, и наоборот. На более низкие должности
(дайгэн, сёгэн)
назначались местные жители.

Духовенство

Уже в начале VII в. светскими властями была предпринята попытка навести порядок среди священнослужителей, распределив их по иерархическому принципу.

Высшим духовным саном стал сан содзё,

по значению соответствующий Второму рангу придворного.
[70]
Позже возникли звания дайсодзё, содзё

и
гон-содзё.
Содзу — сан, следующий за содзё

(позже возникли
дайсодзу. гон-дайсодзу, сёсодзу, гон-сёсодзу).
Соответствовал Пятому рангу придворного.

Рисси — младший из трех главных духовных санов, соответствующий Пятому рангу. В обязанности рисси

входило принятие обета у вступающих в монашество.

Дзасу — первоначально настоятель любого монастыря, позже так стали называть только настоятелей монастыря Энрякудзи на горе Хиэ (секта Тэндаи).

Хидзири — так называли монахов-отшельников, живущих вне монастыря, в хижинах.

Адзари (санскр. акарья)

— монах высшего класса, имеющий учеников. По значению в иерархической системе следовал за
рисси.
Текст воспроизведен по изданию: Мурасаки-сикибу. Повесть о Гэндзи (Гэндзи-моногатари). Приложение. М. Наука. 1992

© текст — Соколова-Делюсина Т. Л. 1992 © сетевая версия — Тhietmar. 2013 © OCR — Николаева Е. В. 2013 © дизайн — Войтехович А. 2001 © Наука. 1992

использованная литература

  1. Британская энциклопедия
    .
  2. ^ аб
    Печать.
  3. Шивли и Маккалоу, 1999.
  4. Древняя Япония
    .
  5. Херст 2007 стр. 32
  6. Такей и Кин 2001 стр. 10.
  7. Херст 2007 стр. 34.
  8. Херст 2007 стр. 35.
  9. Мейер П. 44.
  10. Пятница 1988, стр. 155–170.
  11. Китагава 1966 стр. 60.
  12. Китагава 1966 стр. 61.
  13. Китагава 1966 стр. 65.
  14. Вайнштейн 1999.
  15. Китагава 1966 стр. 59.
  16. Моррис 1964, с. 180, 182.
  17. Моррис, 1964, с. 183–184.
  18. Моррис 1964 стр. xiv.
  19. Тоби 2009 стр. 31.
  20. ^ аб
    Моррис 1964 стр. 73.
  21. Моррис 1964 стр. 79.
  22. ^ аб
    Коллинз 1997 стр. 851.
  23. Понсонби-Фейн, 1962, стр. 203–204; также известен как Фудзивара дзидай
    .
  24. Британика Кокусай Дай-Хяккаджитен
    .
  25. Понсонби-Фейн 1962 стр. 204.
  26. Fallingstar 2009.
  27. Fallingstar 2011.

Современные изображения

Иконография периода Хэйан широко известна в Японии и изображается в различных средствах массовой информации, от традиционных фестивалей до аниме. в манга и сериал Hikaru no Go, главный герой Хикару Шиндо посещает призрак идти гений периода Хэйан и его ведущий клан, Fujiwara no Sai.

На различных фестивалях представлена ​​одежда Хэйан, в первую очередь Хинамацури (фестиваль кукол), где куклы носят платье Хэйан, а также множество других фестивалей, таких как Аой Мацури в Киото (Май) и Сайо Мацури в Мейва, Миэ (Июнь), оба из которых включают Юнихито 12-слойное платье. Традиционная конная стрельба из лука (ябусамэ) фестивали, которые проводятся с начала периода Камакура (сразу после периода Хэйан), имеют похожую одежду.

Литература

Двухтомный исторический роман-сага Белый как кость, красный как кровь: Лисица-волшебница

(2009),[26] и
Белый как кость, красный как кровь: Бог бури
(2011)[27] подробно изобразить ключевые годы 1160–1185 в Японии глазами главного героя Сейко Фудзивара. Обе книги написаны Cerridwen Fallingstar.

Игры

Игра Total War: Shogun 2

имеет
Восстание самураев
пакет расширения в виде загружаемой кампании. Это позволяет игроку создавать свою собственную версию Генпэйская война что произошло в период Хэйан. Игрок может выбрать одну из самых могущественных семей Японии того времени — Тайра, Минамото или Фудзивара; каждая семья имеет две ветви, всего шесть игровых кланов. Пакет расширения включает другой набор наземных юнитов, кораблей и зданий, а также доступен в многопользовательских режимах.

Космология Киото

— японская видеоигра, действие которой происходит в Японии 10-11 веков. Это приключенческая игра в жанре «укажи и щелкни», изображающая Хэйан-кё, включая религиозные верования, фольклор и сказки о привидениях того времени. Кинокритик похвалил Роджер Эберт.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]