Период Нара и «правовое государство» в Древней Японии

Определение 1

Период Нара – это период в истории Японии с 710 по 794 гг., который начался с восстановления столицы (современный город Нара), к особенностям этого периода относится активная китаизация японского населения и расцвет культуры и поэзии.

В 701 году в Японии был разработан первый Кодекс законов Тайхо, вся система управления страной, базирующаяся на нём получила название «правовое государство». Кодекс был составлен по китайскому образцу, но имел и оригинальные японские положения.

Формирование японского государства

Первые упоминания о древней Японии отражены в исторических хрониках 1 века н.э. китайской империи Хань. В хрониках говорится, о том, что древние японцы населяли острова в Восточном море, после чего они наладили отношения с Китаем и присылали ему дань.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Согласно еще одному источнику – своду 3 века китайской империи Вэй, которое получило название «Предание о людях ва», есть упоминание о 30 японских странах, среди которых самой могущественной была Яматай. Говорится, что правительница страны Яматай женщина по имени Химико, долгое время была у власти, используя «чары для одурманивания людей».

В 710 году столицей Японии становится город Хэйдзё, образцом для его возведения также послужил Китай и его столица Чанъань. Властям Хэйдзё подчинялись 66 провинций, которые в свою очередь еще делились на уезды и поселения. Все провинции имели сообщение со столицей через 7 путей, на которых располагались станции.

В период Нара полностью оформилась и расцвела бюрократическая структура, которая так ненавистна современным людям. Появляются министерства, большое количество чинов и постов, которые даже в древние времена доставались благодаря влиятельности семьи и её финансовому состоянию.

Период Дзёмон (неолит).

Период Дзёмон датируется: 13 тыс. лет до н.э.- III в. до н.э. Назван так по типу керамики с веревочным ( сделанном оттиском веревки на глине ) орнаментом (“дзёмон”). Культура Дзёмон была распространена на всей территории архипелага (от Хоккайдо до Рюкю), её представители были оседлым народом занимавшимся собирательством, охотой и рыболовством. Люди культуры дзёмон имели тесные контакты с материком. Имеются два крупных ареала заселения, граница между которыми проходит примерно на широте современного Токио. Земледелие в зачаточном состоянии, религиозные представления примитивны.

Власть императора

Главой государство считался император (тэнно), он заправлял внешними связями и руководил войском, но даже он не был абсолютным монархом, так как помимо императора в Японии действовала «Палата большого государственного совета», которая сдерживала его влияние, частым явлением было, когда при императоре действовал его предшественник.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Период Нара и «правовое государство» в Древней Японии 430 ₽ Реферат Период Нара и «правовое государство» в Древней Японии 240 ₽ Контрольная работа Период Нара и «правовое государство» в Древней Японии 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Положение чиновников определяла системы девяти рангов, которая в свою очередь дробилась на старшие и младшие должности, кроме этого, ранг с четвёртого по девятый делили ещё на верхнюю и нижнюю ступень. Чем выше в этой системе находился чиновник, тем больше он получал за это денег и всяких привилегий, что так похоже на современную ситуацию во всем мире.

Напрямую у императора в подчинении было три органа власти:

  1. Высший политический совет (дадзёкан), в который входили аристократы.
  2. Палата небесных божеств (дзингикан), отвечала за религиозные церемония, как ни странно это звучит, но в период Нара император мог управлять даже богами.
  3. Ведомство, контролирующее исполнение законов (дандзётаё) – их сегодня можно сравнить с современной системой судов и полицией.

Все земли и её жители являлись собственностью государства. Согласно «Закону о выдаче земельных наделов» мужчины и женщины возрастом старше 6 лет могли получить государственный земельный надел, но только на одно поколение, за пользование землей они должны были платить властям Японии налоги урожаем, местными товарами или тканью, помимо этого еще и раз в год выполнять трудовые повинности в размере двух месяцев каждый год.

Взрослые мужчины были военнообязанными. В этот период все население Японии было разделено на «свободных людей» и «подлых людей» (последние были рабами). Население столицы Хэйдзё состояло из 100 тысяч человек, из них 10 тысяч были чиновники, самые высокие чины занимали придворные императора, которых называли кугэ.

Наряду со становлением политической и экономической систем Японии велась работа по созданию истории страны. В 712 году увидели свет «Записки дел древности», через шесть лет был написан труд «Анналы Японии», «Записки краевых обычаев». Эти произведения составлялись с целью доказать древнейшее происхождение монархии в стране, чтобы в дальнейшем выстраивать равные отношения с Китаем.

Успешные преобразования способствовали увеличению населения, что впоследствии послужило к истощению земельного фонда Японии, также уменьшилась площадь наделов. Для того, чтобы решить эту проблему император Сёму издает «Законы о вечной приватизации земель», данный закон поддерживал подданных к освоению земель и поощрял приобретение частной собственности, но при условии уплаты налогов государству, данный закон послужил развитию экономики страны, но в то же время он противоречил «правовому государству», которое основывалось на собственности государства.

Нара — колыбель японской государственности

Период в истории Японии, начинающийся с 710 года (перенос столицы в нынешний город Нара) и заканчивающийся 794 годом (перенос столицы в Киото), получил название «эпоха Нара». В эту эпоху Япония заимствовала у Китая правовую систему «РИЦУРЁ» (см. комментарии) и наконец-то приобрела форму централизованного государства. Именно в эпоху Нара возникло и название страны «НИППОН» и титул императора «ТЭННО».

До этой эпохи Япония не являлась отдельно взятым государством. С середины 3-го века здесь понемногу начинает устанавливаться «историческая эпоха» — когда основные события не передавались только устно, а начинались записываться. Основными историческими фигурами этого времени являлись влиятельные местные кланы, которые проводили коалиционную политику управления до 7-го века. Одним из таких кланов являлся и клан Ямато – предки современной императорской семьи – который постепенно приобретал власть и влияние, и затем в 5-6 веках «пустил корни» в районе Кансай (где расположены современные города Нара и Осака). С конца 6-го века клан Ямато окончательно основывается в провинции Асука (центральный район нынешней префектуры Нара) и постепенно осваивает и завоёвывает основную территорию японских островов. Период в 100-150 лет до наступления «эпохи Нара» называется «эпоха Асука», — в это время в Японию через Корейский полуостров приходит буддизм, а из Китая – продвинутая материковая культура. В тот момент (конец 6-го века) Китай после более чем 400-летней смуты объединяется династией Суй, после чего следующая династия Тан (618-907 гг) образовывает могущественную империю, которая простиралась от Восточно-Китайского моря до среднеазиатской пустыни и фактически видоизменила геополитическую карту Восточной Азии. Столица империи, Чанган (нынешний город Сиан), на тот момент являлась одним из самых крупных международных городов мира. Под влиянием материковой культуры из Китая и религиозных новшеств, пришедших через Корею, в Японии в «эпоху Асука» начинается бурное развитие буддийской культуры.

Столица Японии в это время «гуляла» по району Кансай с неимоверной скоростью, — со сменой императора (в это время императоры назывались «дай-о» или «о-кими») столица меняло свое место, — за 100 лет она была перенесена более 10 раз. Хотя благодаря подобному «кочеванию», в самых различных уголках района остались величайшие памятники культуры (как например храм Хорюдзи в местечке Асука, — храм представляет из себя древнейшее в мире деревянное сооружение).

В «эпоху Асука» влияние местных кланов еще сохранялось, однако постепенно все они были подчинены и влиты в состав одного централизованного государства, которое окончательно было закреплено двумя событиями – выпуском первого в Японии свода законов под названием «Тайхо» и переносом столицы в город «Хэйдзё» (нынешняя Нара). Таким образом город Нара является своего рода родиной японской государственности.

Император являлся действительным правителем страны всего-лишь несколько сотен лет, — именно в эпохи «Асука» и «Нара», после чего придворная аристократия, а в последствии военное самурайское сословие, прибрали к себе фактическую власть, оставив императору лишь символические обязанности.

С начала 7-го и по конец 9-го века (эпохи «Асука» и «Нара), в течение около 250 лет Япония постоянно отправляла в Китай миссии, которые перенимали материковую культуру и активно внедряли ее у себя на родине. Сначала это были миссии в Китай династии Суй, а затем – в имперский Тан. Таким образом столица Нара, куда и привозились все новинки с материка, являлась как бы заканчивающим восточным звеном шелкового пути, который соединял Европу и Азию. В Нара в ту эпоху привозилось много самых разнообразных предметов быта и шедевров культуры из Индии, Персии, европейских государств, что делало город первым «международным центром» страны. Именно в «эпоху Нара» начала бурно процветать «культура Тэнпё» — оригинальная культурная эпоха, сочетающая в себе элементы традиционной японской и материковой культур.

ПРИМЕЧАНИЯ:

Правовая система «РИЦУРЁ». Система управления централизованным государством, характерная для стран древней Восточной Азии. В основе системы лежит идея полного подчинения императору всей территории и населения государства. Император «наделял» своей землёй население и в качестве «арендной платы» взимал налоги, рабочие и военные повинности. Для окончательного и неопровержимого закрепления этой системы и был создан систематический свод законов «РИЦУРЁ», который подлежал обязательному исполнению всеми «госслужащими» того времени. В переводе на современные реалии – «РИЦУ» включал в себя административное и уголовное законодательство, а «РЁ» — гражданское право.

Дипломатические миссии в СУЙ и ТАН. Первая миссия в Китай династии СУЙ была послана в 607 году. После развала СУЙ и зарождения китайской империи династии ТАН, в ТАН было отправлено 12-15 дипмисий (с 630-го года на протяжении около 200 лет). Каждая миссия состояла из 2-4 кораблей, на которых помещалось несколько сотен учёных, религиозных и государственных деятелей, а также студентов. По возвращению в Японию они привозили с собой огромное количество буддийских сутр, книг, предметов искусства, а также всевозможные новейшие технологии материка. Тем не менее, из-за морских штормов и непогоды в Японию обратно добиралось лишь очень небольшое количество посланников, так что подобные миссии сопровождались очень сильным риском для жизни.

Международные отношения

Японские императоры активно импортировали китайский опыт управления государством через своих послов и стажеров в империи Тан. Японские студенты, среди которых преобладали буддистские монахи, учились в городах Чанъань и Лоян. Один из стажеров, Абэ-но Накамаро, смог сдать сложные экзамены по китайской классике и занять государственный пост в Китае. Он служил главой завоёванного региона Аннам (современный север Вьетнама) с 761 по 767 годы. Однако большинство стажеров возвращались домой, занимая высокие должности при японском дворе.

Несмотря на нормализацию отношений с китайским Тан после конфликта в середине VII века, отношения японцев с корейским государством Силла оставались напряженными. Способствовало этому создание на территории современной Манчжурии государства Бохай (698—926), наследника уничтоженного силланскими войсками северо-корейского государства Когурё. Япония и Бохай пребывали в союзе против Силла, однако тесные отношения последней с Тан мешали прямой агрессии союзников.

В целом внешняя политика японцев периода Нара активной не была.

При этом нельзя забывать о том, что нарская Япония была гораздо меньше современной страны восходящего солнца по территории: неподконтрольны власти тэнно были племена юга острова Кюсю и прилегающих к нему островов («южные варвары» — хаято), а также народы севера острова Хонсю. Последние именовались в источниках «креветочные восточные варвары» (эмиси), которых считают предками айну.

Война с эмиси проходила непросто. Продолжавшаяся в VIII веке экспансия японцев на север Хонсю встречала ожесточенное сопротивление эмиси. В 720 году была образована провинция Дэва. В 709 и 720 годах произошли восстания эмиси против пришельцев, которые, однако, были подавлены. В 724. на северных рубежах японской обороны против «варваров», в провинции Муцу была основана крепость Тага. В 733 на севере была создана цепь оборонительных сооружений для отражения набегов эмиси Дэва ноки. Производились масштабные депортации покоренных эмиси в другие провинции Японии. При Фудзивара-но Накамаро, который на короткое время в середине VIII века оказался наиболее влиятельным сановником при дворе, в 757 году наместником Муцу был назначен его сын Фудзивара-но Асакари. Были построены две новые крепости для обороны от «варваров», правда в 774 одна из них была разрушена эмиси. Помимо борьбы с эмиси Фудзивара-но Накамаро планировал покорить Силла: отправить туда на 394 кораблях 47 тыс. пехотинцев и 17360 матросов. Претворить этот грандиозный план в жизнь помешало отстранение Накамаро от власти.

Период с 774 по 811 год известен в японской историографии как «тридцативосьмилетняя война», когда империя стремилась подчинить эмиси. В 776 году для подавления выступления эмиси в деревне Сива (провинция Дэва) были посланы войска, но в 777 они были разгромлены «варварами». Между тем, в 780 году во главе очередного восстания эмиси встал талантливый вождь Корэхари-но Адзамару, который смог захватить твердыню Тага-но дзё. В 780 году Фудзивара-но Огуромаро был назначен посланцем-усмирителем Востока. Император Камму организовал три похода против эмиси (789, 794, 801). В 788 великим полководцем-усмирителем Востока был назначен аристократ Ки-но Косами. Он выступил в поход для усмирения эмиси, который однако закончился бесславно. В битве при Субусэ в 789 году с военачальником эмиси Атэруи армия тэнно потеряла убитыми более тысячи человек (предположительно 6 тыс. солдатам империи противостояло 1500 эмиси, которым удалось заманить врагов в ловушку). Борьба империи и эмиси продолжилась в эпоху Хэйан.

Основные события

  • 701 — Создание законодательного свода «Тайхорё»;
  • 710 — Перенесение столицы страны в Хэйдзё-кё (современный город Нара);
  • 712 — Написание исторической хроники «Кодзики»;
  • 718 — Создание законодательного свода «Ёро рицурё»;
  • 720 — Написание исторической хроники «Нихон Сёки»;
  • 743 — Основание храма Тодай-дзи императором Сёму;
  • 759 — Составление поэтического сборника «Манъёсю»;
  • 784 — Перенесение столицы в Нагаока-кё;
  • 788 — Основание монахом Сайтё монастыря Энрякудзи на горе Хиэй.

Источник: Википедия

Период Мэйдзи (1868-1911 г.г.).

Период Мэйдзи назван так по девизу правления императора Муцухито — “светлое правление”. Не в силах противостоять нараставшему военно-политическому давлению западных держав, Япония была вынуждена провести широкомасштабные реформы, имевшие своей целью создание современного индустриального государства. Реформы, носившие революционный характер, были облечены в идеологическую оболочку возврата к традиционным ценностям, к правопорядку древности, т. е. “реставрации” власти императора, отодвинутого на второй план при сёгунах.

Бурное промышленное развитие, широкое заимствование достижений западной цивилизации, при котором, однако, удалось сохранить национальную идентичность. Начало внешней экспансии.

Ссылки [ править ]

  1. Долан, Рональд Э. и Уорден, Роберт Л., изд. (1994) «Периоды Нара и Хэйан, 710–1185 гг. Н. Э.» Япония: исследование страны
    . Библиотека Конгресса , Федеральное исследовательское управление.
  2. Перейти
    ↑ Ellington, Lucien (2009).
    Япония
    . Санта-Барбара: ABC-CLIO. п. . ISBN 978-1-59884-162-6 .
  3. Шуичи Като; Дон Сандерсон (15 апреля 2013 г.). История японской литературы: от Маньошу до наших дней
    . Рутледж. С. 12–13. ISBN 978-1-136-61368-5 .
  4. Шуичи Като; Дон Сандерсон (15 апреля 2013 г.). История японской литературы: от Маньошу до наших дней
    . Рутледж. п. 24. ISBN 978-1-136-61368-5 .
  5. Бьярка Frellesvig (29 июля 2010). История японского языка
    . Издательство Кембриджского университета. С. 14–15. ISBN 978-1-139-48880-8 .
  6. См. Wybe Kuitert, Два ранних японских сада 1991
  7. Lockard, Craig A. (2009). Сети обществ и переходы: Том B с 600 по 1750 год
    . Уодсворт. С. 290–291. ISBN 978-1-4390-8540-0 .
  8. Уильям Джордж Астон говорит об этом в своей заметке, см. « Нихонги: Хроники Японии с древнейших времен до 697 г. н.э.»
    , переведенные с оригинального китайского и японского
    языков
    Уильямом Джорджем Астоном . Книга II, примечание 1, страница 100. Tuttle Publishing. Издание Tra (июль 2005 г.). Первое издание опубликовано в 1972 году. ISBN 978-0-8048-3674-6.
  9. Kakubayashi, Фумио. 1998. 人: オ ー ス ト ロ ネ シ ア 系 古代 日本 部族 ‘ Хаято: австронезийское говорящее племя в южной Японии
    . ‘.
    Бюллетень Института японской культуры Университета Киото Сангё
    , 3, стр.15-31 ISSN 1341-7207 .
  10. Танец Хаято появляется несколько раз в Кодзики, Nihon Shoki и Сёка Нихонгах, исполненный по случаю отдать должное суда и в интересы иностранных гостей.
  11. Перейти
    ↑ Suzuki, Akihito (июль 2011 г.). «Оспа и эпидемиологическое наследие современной Японии: на пути к полной истории» .
    История болезни
    .
    55
    (3): 313–318. DOI : 10.1017 / S0025727300005329 . PMC 3143877 . PMID 21792253 .
  12. Фаррис, Уильям Уэйн (2017). Историческая демография Японии до 1700 года (Справочник Рутледжа по досовременной японской истории)
    . Абингдон, Великобритания: Рутледж. С. 252–253. ISBN 978-0415707022 .
  13. Кон, Джордж К. (2002). Энциклопедия чумы и эпидемий: от древних времен до наших дней
    . Принстон, Нью-Джерси: Checkmark Books. п. 213. ISBN 978-0816048939 .
  14. Jannetta, Энн Боумэн (2014). Эпидемии и смертность в ранней современной Японии
    . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Принстонского университета. С. 65 = 67. ISBN 978-0816048939 .

Социально-экономическая структура

90 % населения нарской Японии составляли свободные крестьяне. Вся земля изначально была объявлена государственной собственностью. Все поля общегосударственного земельного фонда делились на находящиеся в государственной собственности и переданные в частное пользование (наградные поля чиновников, участки крестьян, поднятая новь и другие). Предусматривался регулярный, раз в шесть лет, передел наделов, предоставленных крестьянам.

Экономика периода Нара была государственно-плановой[источник не указан 101 день]. Для повышения эффективности сбора налогов была проложена сеть дорог, которые вели в столицу. При дворе чеканили медную и серебряную монету, которая имела больше символическое, чем утилитарное значение. Первые японские монеты появились в 708 году. Всего в 708—958 годах было проведено 12 выпусков монет. Деньги использовались для выплаты жалованья чиновникам и работникам. Основная часть японцев оставалась вне сферы товарно-денежного обращения. Экономика носила натуральный характер. В столице уровень хозяйственной активности был самым высоким, в то время как экономика регионов оставалась на примитивном уровне периода Кофун.

В середине VIII века появляется важный экономический институт — поместья сёэн, которые с упадком государственного хозяйства постепенно становятся частными владениями аристократов и храмов. Их появление связано со стремлением центральной власти рационально использовать земли страны. Налаживание экономической системы привело к самодостаточности региональных администраций.

Для увеличения доходов государство стимулировало разработку целинных земель, которые указом 723 года обещало отдать на три поколения в частную собственность тем, кто их поднял, создав при этом новую ирригационную систему. Те же, кто освоил целинные земли, использовав старые ирригационные сооружения, получал их в пожизненное владение. Однако уже в 743 году вышел указ, вводивший правило «вечного частного владения освоенной целиной», отменивший закон 723 года «три поколения — одна жизнь». Этим сразу воспользовались знатные роды и влиятельные буддистские монастыри, которые создали на необработанных землях мощную экономическую базу. Появление частного сектора, который государство не контролировало, ослабило позиции центральной власти. При этом государство пыталось без особого успеха бороться с ростом частных вотчин. В 765 году был издан указ, запрещавший знати использовать в своих частных владениях принудительный крестьянский труд. Работая на аристократов, крестьяне меньше времени уделяли обработке своих наделов, что уменьшало налоговые поступления в казну. Но уже в 772 году этот указ был аннулирован. Создание частного землевладения стало важнейшим, хотя и не единственным фактором, который привел к трансформации «рицурё кокка». Вместе с тем, появление первых сёэн не привело к дезорганизации японского государства или его распаду.

В целом, основные принципы китайской политической и социально-экономической модели не прижились в Японии. При восприятии китайских образцов осуществлялся жёсткий отбор. Изначально не была принята японцами китайская концепция «мандата неба», предусматривавшая возможность смены неправедной династии. Но даже многие отобранные идеи подверглись переосмыслению или были отброшены. Строго централизованное государство по китайской модели уже в период Нара претерпело глубокие изменения, а в эпоху Хэйан фактически перестало существовать в прежнем виде. Это однако вовсе не означало исчезновения единого государства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]