Культура Дзёмон, по максимальному счёту, существовала со времени первых глиняных изделий (ок. 16 500 лет назад) до появления заливного рисоводства (между 3000 и 2400 лет назад). Это общее название для ряда культур Японского архипелага, начавших оседлый образ жизни. Основой их жизни была охота, собирательство, рыбная ловля, садоводство, они использовали различных животных и разнообразные растения, создавали керамику и орудия труда из камня. Время формирования такой культуры в японской истории называется периодом Дзёмон.
Сложная общественная структура культуры охотников и собирателей
В период Дзёмон уже использовали шлифованные каменные орудия, и в этом смысле можно считать это время неолитом, но они не занимались земледелием и скотоводством, что отличает их от неолитических культур Европы и Западной Азии. При этом люди обладали изощрённой технологией изготовления керамических изделий, круглый год жили оседло, и иногда встречаются большие поселения в несколько десятков жилищ. Строительные технологии тоже находились на высоком уровне, позволяя возводить крупные сооружения с деревянными столбами, диаметр которых мог достигать одного метра, они культивировали каштаны и лаковое дерево, бобы (сою и адзуки), делали лаковые и плетёные изделия, они обладали прекрасными технологиями ремёсел.
Реконструкция огромной деревянной постройки в преф. Аомори (предоставлено Центром исторического памятника Саннай-Маруяма)
Люди Дзёмон держали собак, и не просто использовали как охотничьих, но после смерти хоронили их. У них была многогранная духовная культура, как можно видеть по кромлехам (кругам из камней) и другим крупным культовым сооружениям, керамическим фигуркам догу, ритуальным шлифованным каменным жезлам, а захоронения и погребальный инвентарь указывает на сложную общественную структуру. Таким образом, люди Дзёмон – не просто народ охотников и собирателей, их следует воспринимать как высокоразвитое общество во многих аспектах, учитывая формы деятельности, социальную структуру и духовную культуру. Настолько развитых на этапе собирательства культур в мире крайне мало. Несмотря на отсутствие земледелия и скотоводства, культуру Дзёмон вполне можно поставить в один ряд с доисторическими культурами других стран, где произошла неолитическая революция, и в этом смысле Япония является по-своему уникальной страной.
Кромлех в Ооюнонакадо г. Кадзуно преф. Акита (предоставлено Ассоциацией образования г. Кадзуно)
Кромлех в виде солнечных часов в Ооюнонакадо г. Кадзуно преф. Акита (предоставлено Ассоциацией образования г. Кадзуно)
Что такое Дзёмон
Само слово «Дзёмон» состоит в японском языке из двух иероглифов – «верёвка» и «узор». Термином этим обозначается особенный, характерный только для Японии, тип керамики, а правильнее сказать – оформления керамики.
Орнамент на изделиях эпохи Дзёмон продавлен непосредственно в незатвердевшей глине. Все предметы лепились руками – гончарного дела в период Дзёмон ещё не существовало.
«Верёвочные узоры» – самое характерное, но не единственное проявление культуры в период Дзёмон. Что характерно, в эту эпоху японцы ещё не были не только японцами, но даже и представителями монголоидной расы. Они занимались собирательством и охотой, не умели сеять рис, жили в примитивных землянках – под крышами из листьев. Кроме того, археологами установлено, что в период Дзёмон уже были приручены собаки.
Что же касается керамики – наиболее характерной её особенностью (кроме уникального рисунка) является нехарактерное для глиняных сосудов других регионов дно – оно было не плоское, а имело конусовидную форму. Такие сосуды гораздо легче лепить, а при использовании их не ставили, а прикапывали в землю. Косвенно это указывает на то, что японские острова населялись в период Дзёмон людьми, не использующими мебель.
Представления о круговороте жизни, смерти и возрождении в керамике Дзёмон
Использовавшиеся в те времена изделия из глины называются керамикой Дзёмон – именно она у многих ассоциируется с культурой Дзёмон. Само название дзёмон, «верёвочный узор», происходит от сделанных оттисками шнура узоров на керамике раковинных куч Оомори в Токио – обнаруживший и исследовавший раковинные кучи Эдвард Морзе (1838-1925) описывал найденную керамику как cord marked pottery, «керамику с оттисками шнура». Керамика Дзёмон очень различается в зависимости от времени и места создания, а особым разнообразием отличается керамика Восточной Японии середины периода Дзёмон, созданная около 5000 лет назад – тогда в повседневной жизни использовали прекрасные и тщательно украшенные сосуды – «пламенеющей» формы, коронообразные, со спиралевидным узором и т. п. На закате периода Дзёмон, около 3000 лет назад, в северо-восточном регионе Тохоку производили т. н. керамику типа Камэгаока – это тонкостенная высококачественная керамика; на этом этапе уже незамысловатую утварь для приготовления пищи и высококачественные ритуальные сосуды делали по-разному.
Коронообразный сосуд с исторического памятника Сасаяма в г. Токамати преф. Ниигата, Национальное достояние (предоставлено Историческим музеем г. Токамати)
Глубокий горшок со спиралевидным узором с исторического памятника Цунаги в г. Мориока преф. Иватэ, Важное культурное достояние (предоставлено Музеем изучения исторических памятников г. Мориока)
Керамика Дзёмон использовалась не только для приготовления пищи – иногда в сосудах хоронили младенцев, скончавшихся вскоре после рождения. Встречаются сосуды с изображением родов, где у венчика изображено лицо матери, а на тулове – лицо младенца в момент появления на свет из материнского лона, из чего мы можем предположить, что сосуд уподобляли женщине, и в нём хоронили младенца с надеждой на его возрождение – таким образом, вероятно, в культуре Дзёмон существовали представления о возрождении, круговороте жизни и смерти.
Сосуд с изображением сцены родов с исторического памятника Цуганэгосёмаэ в преф. Яманаси (предоставлено Комитетом по образованию г. Хокуто)
Узоры эпохи Дзёмон
Со временем, дно японской посуды стало плоским, но знаменитый теперь орнамент Дзёмон остался неизменным. Верёвку туго закручивали и ею продавливали узоры в твердеющей глине. Мастера использовали верёвки разной толщины, что позволяло разнообразить орнаменты. Узоры на одном и том же сосуде могли «смотреть» в одну сторону, а могли – в противоположные. Учёные считают, что направление орнамента было лишь своего рода «креативом» художника – эти различия ничего особенного не значили.
Исследователи периода Дзёмон предполагают, что глиняные «колбаски» укладывали внутрь плетёной корзины – по стенкам. Потом глину трамбовали руками, после чего изделие выбивали из формы, украшали верёвочными узорами и отправляли на солнце. Никакой глазурью керамику в период Дзёмон, конечно, не покрывали. На некоторых обнаруженных археологами сосудах были не только орнаменты от верёвок, но и отпечатки ракушек и других предметов, а также нанесённые неким стеком рисунки.
Позже будущие японцы стали активно практиковать всяческие налепы на внешней стороне сосуда, лишая изделие симметрии. Такие сосуды отлично могут использоваться художниками в качестве натуры – они чрезмерно аутентичны.
Моления о плодородии и фигурки догу
Лучше всего показывают такие представления о мире в культуре Дзёмон глиняные фигурки догу. Поначалу они в основном изображали женщин, а впоследствии распространились фигурки в виде беременной женщины непосредственно перед родами. Предполагают, что их использовали в магических ритуалах, связанных с присущей женщине способностью порождать жизнь. Применяя магию силы, дающей жизнь, их могли использовать не только для молений об излечении ран и болезней, но и о плодородии земли.
Фигурка догу, изображающая беременную женщину с исторического памятника Танабатакэ в преф. Нагано, Национальное достояние (предоставлено Археологическим музеем Тогарииси г. Тино)
Люди Дзёмон, похоже, ели практически любые продукты, которые можно было собрать в природе, при этом у них были и любимые блюда, которые они предпочитали другим: каштаны, орехи конского каштана и жёлуди – из ореховых плодов, из животных – оленей и кабанов, из рыбы – пагр (тай), морской судак (судзуки) и лососи. Собираемые продукты они готовили разными способами и сохраняли так, чтобы их можно было использовать круглый год. Они не жили «одним днём», сразу съедая собранное в тот же день, а обрабатывали пищу таким образом, чтобы её можно было готовить в течение года в соответствии с планом потребления, однако, несмотря на это, из-за неблагоприятных погодных условий не всегда удавалось собрать достаточное количество продуктов в окрестностях поселения. Люди Дзёмон прилагали все усилия к сбору пищевых продуктов, а также молились фигуркам догу, воплощавшим для них порождающую жизнь силу, и просили о природном изобилии.
LiveInternetLiveInternet
В результате поражения во Второй Мировой Войне, произошло крушение всей идеологической морали, строившейся вокруг священной фигуры императора. Император Хирохито (Сёва), объявил во всеуслышание о своей человеческой, а не божественной природе. Для японцев, это конечно же было ударом… в некотором роде, потерялась ихняя богоизбранность. Тогда они стали интересоваться археологией и выискивать то, в чем они были бы, опять же таки, впереди планеты всей. И нашли таки…
Этапы периода Дзёмон
1. Прото-Дзёмон (Самый ранний Дзёмон; Со-ки) – 8-5 тыс. лет до н.э.; 2. Ранний Дзёмон (Дзен-ки) – 4 тыс. лет до н.э.; 3. Средний Дзёмон (Тю-ки) – 3 тыс. лет до н.э.; 4. Поздний Дзёмон (Ко-ки) – 2 тыс. лет до н.э.; 5. Заключительный Дзёмон (Самый поздний Дзёмон; Бан-ки) – первая половина первого тысячелетия до н.э.
… керамика… периода Дземон (палеолит)… этот период означает «след от веревки» если переводить дословно… На раскопках начали находить керамическую утварь, украшенную веревочным узором, так называемый классический вариант, но были также найдены и сосуды, на которые наносился узор бамбуковыми палочками, или даже пальцами. Все же культовые принадлежности еще более отличались еще большим изыском — «змеиными» мотивами и пластическими изображениями голов животных, «вмонтированных» в венчик.
Собственно, одной из причин оседлости, кочевых племен, стало производство керамики… Но не в этом суть, до сих пор, большинство японских ученых солидарно считают, что самая первая керамика пошла от протояпонцев, хотя, большинство археологов по другую сторону Японии, считают, что тогдашнее население было весьма затруднительно назвать протояпонцами… Но, насколько я понимаю, это вечно открытая тема )))…
Вот такое вот большое предисловие к основным моментам
… глиняные статуэтки догу высотой от 3 до 30 см… мало о них можно чего написать, но еще до того, как я приступила к прочтению книги «История Древней Японии» А. Мещеряков и М. Грачёв, в разнообразных поисках чего бы то ни было о Японии, я уже находила по крупицам информацию об этих куклах… собственно… мало описаний о том, для каких целей их делали, но то, что они являлись культовым предметом отмечалось везде. Многие из них найдены в хорошем состоянии, однако же, встречались при этом всем, куклы без каких-либо частей тела. А вот тут и становится интересным то, что в настоящее время считается, что эти куклы были созданы, для того, чтобы быть уничтоженными. Естественно, речь о ритуальных обрядах. Предполагается, что статуэтки использовались в обряде лечения больных иди раненых людей. И разбивалась та часть статуэтки, которую предполагалось вылечить у человека. Также есть предположения, что статуэтки догу служили для связи со сверхъестественными силами других миров. Ну а в качестве обрядов для исцеления, соответственно, для женщин использовалась фигурка женская, для мужчин мужская… но встречались и такие среди этих кукол фигурки, которых вообще нельзя определить ни к какому виду чего-либо сущего ))) В конечном итоге… все это исключительно предположения и достоверно не известно, надеюсь, что пока о том, для чего все же использовались эти фигурки догу.
Яёй — период от 500 г. до н.э. до 300 г. н.э. (бронзово-железный век) тут можно говорить о многом, о возникновении новых предметов орудий труда, о постройках жилищ и т.д., но меня все же интересуют и всегда интересовали культовые принадлежности. Моя чудесная книжка показывает погребальный инвентарь: бронзовые погребальные широколезвийные мечи и бронзовые колокола — дотаку. Фотографии найти разнообразные весьма сложно, т.к. в настоящее время найдено около 500 этих колоколов. Их размеры от 20 до 130 см. При том, сначала дотаку был музыкальным инструментом, а потом получил новую жизнь — став культовым. В пример приводится Корейский полуостров, где такими же колоколами пользовались. Многие колокола украшены изображениями животных и сценами охоты. Опять же точного их предназначения не известно, но есть предположение, что они были связаны с культом земледелия.
Условия находок заставляют предположить, что, по всей вероятности, как мечи, так и колокола в обычное время хранились закопанными в земле и были предъявляемы общине только во время некоего обрядового действа. Эта модель поведения входит в тот религиозный комплекс, который стали называть синтоизмом: храмовая святыня (синтай) м.б. предъявляема верующим лишь во время исполнения ритуального действа; в обычное же время, она покоится за плотно закрытыми дверями синтоистского храма. Существуют также храмы, в которых синтай не может быть показан вообще.
«История Древней Японии» А. Мещеряков и М. Грачёв
Еще одним предметом, носившим культовое значение, были бронзовые зеркала. Их находят в погребениях и считается, что их целью было освещать дорогу похороненному человеку в загробном мире, т.к. они считались заместителем солнца. В поздний период Яёй зеркала также перестают носить функции только погребального инвентаря, но также стали использовать в культах, призванных обеспечить благополучие живых. К сожалению, фотографий не нашла (((
Но в любом случае, пока что я заканчиваю этот пост… мне было интересно его создавать, надеюсь, что из моих ПЧ также кому-то станет интересно )))
«История Древней Японии» А. Мещеряков и М. Грачёв
а также фотографии с просторов яндекса
и любимый сайт: https://leit.ru/
Серия сообщений «История и праздники»:
Часть 1 — 29 апреля: День Сёва в Японии Часть 2 — Панорама Киото 16в. Часть 3 — Русские самураи. Часть 4 — Культовые принадлежности др. Японии. Периоды Дзёмон и Яёй. Часть 5 — Зеркала в Японии всегда имели прочные связи с синтоизмом Часть 6 — Синтоизм и буддизм в Японии. Немного истории. … Часть 9 — Япония 1865 года Часть 10 — Магатама — японский оберег и талисман Часть 11 — В Японии нашли остатки сооружений VII века
Связи между поселениями
Ценное природное сырьё, такое как нефрит и янтарь, обсидиан, битум, можно было добывать лишь в определённых местах, и люди Дзёмон транспортировали его в далёкие местности для торгового обмена. Кроме того, они несли заготовленных сушёных моллюсков и сушёную рыбу, соль и другие продукты в поселения материковой части, обменивая там на другие вещи. Предметами обмена были также орудия труда – каменные наконечники стрел, топоры из шлифованного камня, украшения – перламутровые браслеты и керамические серьги, а также лаковые изделия и многое другое. Предполагают, что такой обмен стал возможен благодаря существованию широкой эффективной торговой сети между поселениями.
Нефритовые украшения с исторического памятника Сакаи-А преф. Тояма (предоставлено Центром ископаемого культурного достояния преф. Тояма)
Таким образом, торговая сеть между поселениями помогала обществу людей Дзёмон, а для её обновления и поддержания практиковались экзогамные браки, то есть браки между представителями разных общин, которые становились посредниками между двумя разными общинами. Люди Дзёмон заключали такие браки с представителями ближних и дальних общин и поселений, что позволяло им обмениваться материальными и человеческими ресурсами и людьми. В некоторых регионах появляется и общественное расслоение, как на юге Хоккайдо, где нефрит, янтарь, лаковые украшения и другие знаки статуса концентрируются в определённой семье или у отдельного человека.
Лаковые украшения на историческом памятнике Хоккайдо-Каримба (погребение 119) (предоставлено музеем г. Энива)
Что ещё известно про период Дзёмон
Период Дзёмон – один из самых неоднозначных в истории Японии, ведь никаких письменных источников не сохранилось, а свои представления о жизни людей 12,5 тысяч лет назад учёные формируют в буквальном смысле по осколкам. Археология стала для японцев одним из основных способов познания истории народа в конце двадцатого века.
Предметы эпохи Дзёмон слишком декоративны, чтобы использоваться в быту. Однако, по всей видимости, именно в тот период японской истории сформировалась страсть японцев к украшению и преобразованию внешнего вида предметов. Эта тенденция стала знаковой для всего искусства Японии.
Около 12% генома современных японцев происходит от людей Дзёмон
На территории современного Японского архипелага люди (Homo sapiens) появились в палеолите, около 38 000 лет назад. После этого Япония заселялась несколько раз – по Северному пути, через Приморье, Сахалин и Хоккайдо, по Западному пути – из материкового Китая через Корейский полуостров и север Кюсю, а также по Южному пути – через острова Нансэй.
Люди Дзёмон – в основном потомки людей, пришедших сюда в палеолите, но при этом установлено, что геном современных японцев на 12% происходит от генома людей Дзёмон. Исследования по биологической антропологии также говорят о том, что эти люди – одни из прямых предков современных японцев.
Более того, разработанные людьми Дзёмон способы сбора пищевых продуктов, использования фауны и флоры, ремесленные технологии продолжали существовать долгое время после того, как около 3000 лет назад с материка пришло ирригационное заливное рисосеяние и начался период Яёй. Кое-что из технологий Дзёмон используется в традиционной культуре и поныне. Таким образом, можно сказать, что культура Дзёмон стоит у истоков японской культуры, а антропологически и культурно люди Дзёмон помогают лучше понять происхождение современных японцев.
Фотография к заголовку: «Пламенеющие» и коронообразные сосуды с исторического памятника Сасаяма в г. Токамати преф. Ниигата, Национальное достояние (предоставлено Историческим музеем г. Токамати)
Хосоно Хитоми: Дзёмон в современном искусстве
Сосуды эпохи Дзёмон – бесконечный источник вдохновения для современных людей искусства. Среди них и японская художница Хосоно Хитоми, проживающая в Лондоне, но родившаяся в префектуре Гифу.
Хосоно Хитоми, в отличие от пращуров современных японцев, для создания сосуда использует гончарный круг, а уже потом украшает изделие, используя в том числе и техники, популярные в период Дзёмон. Обычно Хитоми творит при помощи пальцев или зубочисток. Получается здорово.