Традиционным японским шлемом принято считать Кабуто. Он, как правило, имел форму полусферы и состоял из нескольких металлических пластин или кожи, а в некоторых случаях шлемы изготавливали из комбинации этих двух материалов. На задней части кабуто крепили соединенные между собой лентами, изогнутые пластины, которые выполняли роль защиты для ушей и шеи. Как и многое японское военное снаряжение, шлем у средневекового японского самурая был предназначен не только для защиты бою, но и для определения статуса воина в обществе.
Древнейшие доспехи
Самурайская броня не могла возникнуть из ниоткуда. У нее был важный предшественник-прообраз – танко, использовавшийся до VIII века. В переводе с японского языка это слово означает «короткий доспех». Основой танко была железная кираса, состоявшая из отдельных металлических полос. Внешне она походила на примитивный корсет из кожи. Танко удерживался на теле воина благодаря характерному сужению в поясной части.
Эта броня воплотила многие идеи, которые были развиты в Средние века в форме классической самурайского доспеха. Но были в танко и примитивные недостатки. Так особенности конструкции не позволяли использовать его в конном бою, так как сидеть на лошади в таком одеянии было крайне неудобно. Кроме того, у этого доспеха отсутствовали поножи.
О-ёрой
Оригинальность, которой отличались доспехи самурая, сложилась по множеству причин. Первостепенная заключалась в изолированности Японии от окружающего мира. Эта цивилизация развивалась достаточно обособлено даже по отношению к своим соседям – Китаю и Корее. Подобная черта японской культуры отразилась на национальном оружии и доспехах.
Классической средневековой броней в Стране восходящего солнца считается о-ёрой. Это название можно перевести как «большой доспех». По своей конструкции он относился к ламеллярному (то есть пластичному типу). В японском языке подобные доспехи в целом называли кодзан-до. Они делались из переплетенных между собой пластинок. В качестве исходного материала использовалась толстая продубленная кожа или железо.
Особенности ламеллярной брони
Пластины были основой почти всех японских доспехов на протяжении очень долгого времени. Правда, этот факт не отменял того, что их производство и некоторые их характеристики менялись в зависимости от даты на календаре. К примеру, во времена классической эпохи Гэмпэй (конец XII века) использовались только крупные пластины. Они представляли собой четырехугольники длиной 6 и шириной 3 сантиметра.
В каждой пластине проделывалось 13 отверстий. Их располагали двумя вертикальными рядами. Количество отверстий в каждом из них отличалось (6 и 7 соответственно), поэтому верхний край имел характерную наклонную форму. В дырочки продевались шнурки. Они соединяли между собой по 20-30 пластинок. С помощью такой нехитрой манипуляции получали гибкие горизонтальные полосы. Их покрывали специальным лаком, производимым из сока растений. Обработка раствором придавала полосам дополнительную гибкость, которой отличались все тогдашние доспехи самурая. Шнурки, соединявшие пластины, по традиции делали разноцветными, благодаря чему броня получала узнаваемый красочный вид.
Кираса
Главной частью доспеха о-ёрой являлась кираса. Ее конструкция отличалась примечательной оригинальностью. Живот самурая по горизонтали закрывался четырьмя рядами пластинок. Эти полосы почти полностью обхватывали тело, оставляя небольшой зазор на спине. Конструкция соединялась с помощью цельнометаллической пластины. Ее пристегивали с помощью застежек.
Верхняя часть спины и грудь воина прикрывались еще несколькими полосами и металлической пластиной с характерным полукруглым вырезом. Он был необходим для свободных поворотов шеи. Отдельно делались кожаные наплечники, прикрепляемые ремнями. Особенное внимание уделялось местам с застежками. Они были самыми уязвимым частями доспеха, поэтому их прикрывали дополнительными пластинами.
Использование кожи
Всякая металлическая пластина покрывалась прокопченной толстой кожей. Для каждого обмундирования из нее изготавливалось несколько кусков, самый крупный из которых прикрывал всю переднюю часть туловища воина. Такая мера была необходима для удобства стрельбы. При использовании лука тетива скользила по броне. Кожа не позволяла ей задевать выступающие пластины. Такая случайность могла многого стоить во время сражения.
Куски кожи, которыми покрывались самурайские доспехи, прокрашивались с помощью трафарета. Чаще всего использовались контрастные голубые и красные цвета. В эпоху Хэйан (VIII-XII вв.) рисунки могли изображать геометрические (ромбы) и геральдические (львов) фигуры. Также распространенными были растительные орнаменты. Во времена периодов Камакура (XII-XIV вв.) и Намбокуте (XIV в.) стали появляться буддийские изображения и рисунки драконов. Кроме того, исчезли геометрические фигуры.
Еще одним примером того, как эволюционировали доспехи самурая, могут послужить нагрудные пластины. В период Хэйан их верхний край приобрел элегантную изогнутую форму. Каждая такая металлическая пластина украшалась медными позолоченными накладками разных форм (например, мог быть изображен силуэт хризантемы).
Наплечники и набедренники
Название «большой доспех» закрепилось за самурайской броней о-ёрой благодаря характерным широким наплечникам и набедренникам. Они придавали обмундированию оригинальный, ни с чем не схожий облик. Набедренники делались из все тех же горизонтальных рядов пластин (по пять штук на каждый). Эти элементы доспеха соединялись с нагрудниками с помощью кусков кожи, покрытых узорами. Боковые набедренники лучше всего защищали бедра самурая, сидевшего в седле лошади. Передние и задние же отличались наибольшей подвижностью, так как, в противном случае, они могли мешать при ходьбе.
Самой заметной и экзотической частью японской брони были наплечники. Аналогов им не было нигде, в том числе и в Европе. Историки считают, что наплечники появились в качестве модификации щитов, распространенных в армии государства Ямато (III-VII вв.). У них действительно было немало общих черт. В этом ряду можно выделить значительную ширину и плоскую форму наплечников. Они были достаточно высокими и даже могли поранить человека при активном махании руками. Для исключения подобных случаев края наплечников делались округлыми. Благодаря оригинальным конструкторским решениям эти детали брони были достаточно подвижными несмотря на свой ложный громоздкий вид.
Как становились самураями
Основным аспектом, на который делался акцент в период образования нового сословия, являлось воспитание подрастающего поколения. Для этих целей была создана целенаправленная программа обучения и подготовки, которая включала в себя самые разные дисциплины. Путь самурая начинался с самого детства. Ребенок в знатной семье, по рождению получал высокий титул. Основой воспитания будущего воина являлся этический кодекс бусидо, который получил распространение в XI-XIV веках.
С самого раннего возраста ребенку вручались два деревянных меча, прививая тем самым мальчику уважение к символам касты воинов. На протяжении всего периода взросления делался акцент на военную профессию, поэтому дети самураев с детства были обучены умению владеть мечами, обращаться с копьем и метко стрелять из лука. Верховая езда и приемы рукопашного боя обязательно входили в программу обучения военному ремеслу. Уже в подростковом возрасте юношей обучали военной тактике, вырабатывали способности командовать войсками на поле боя. В каждом доме самурая имелись специально оборудованные помещения для проведения ученых занятий и тренировок.
Тренировки самурая
Вместе с тем, у будущего самурая вырабатывались необходимые для будущего воина качества. Бесстрашие, пренебрежение к смерти, хладнокровие и полный контроль над собственными эмоциями должны были стать постоянными чертами характера юного самурая. Помимо учебных занятий, у ребенка развивали упорство, стойкость и выносливость. Будущего воина принуждали выполнять тяжелую домашнюю работу. Тренировки голодом, закаливание холодом и ограниченный сон способствовали развитию у ребенка стойкости к тяготам и лишениям. Однако не только физическая подготовка и обучение военному ремеслу являлись главными аспектами взращивания нового члена элитного сословия. Немало времени уделялось психологическому воспитанию молодого человека. Кодекс бусидо во многом отражал идеи конфуцианства, поэтому параллельно с физическими упражнениями с малых лет детям прививались основные положения этого учения, которые включали в себя:
- беспрекословное подчинение воли родителей;
- почитание родителей и своего учителя;
- преданность лицу, представляющему высшую власть в стране (сёгун, император, сюзерен);
- авторитет родителей, учителя и господина непререкаем.
Вместе с тем самураи старались привить своим детям тягу к научным знаниям, к литературе и к искусству. Будущий воин должен был помимо военного ремесла прекрасно разбираться в деталях светской жизни и в системе государственного управления. Для самураев создавалась своя программа обучения. Обычные школы самураи игнорировали, считая обучение в них несовместимым со своим положением в общественной иерархии. Про самураев всегда говорили: «Способен без тени колебания убить врага, может один сразиться с дюжиной врагов, пройти десятки километров по горам и лесам, однако всегда рядом с ним будет находиться книга или палочки для рисования».
Мечи самурая
Совершеннолетие в самураев наступало с 15 лет. Считалось что в этом возрасте молодой человек уже готов стать полноправным членом элитного сословия. Молодому человеку вручались настоящие мечи – катана и вакидзаси, являющиеся настоящими символами принадлежности к военной касте. Мечи становились постоянными спутниками самурая в течение всей жизни. Женщины-самураи в знак принятия титула получали кайкэн – короткий нож в форме кинжала. Вместе с вручением боевого оружия, новый член касты воинов обязательно получал новую прическу, которая являлась отличительной чертой образа самурая. Образ воина довершала высокая шляпа, считающаяся обязательным атрибутом мужского костюма.
Обряд посвящения в самураи проводился как среди знати, так и в семьях бедных дворян. Разница заключалась только в символах. У бедных семей порой не хватало денег на дорогие мечи и шикарные костюмы. Новый член военной касты должен был иметь своего покровителя и опекуна. Как правило – это мог быть зажиточный феодал или лицо, состоящее на государственной службе, открывающее путь самурая во взрослую жизнь.
Кабуто
Японские шлемы назывались кабуто. Его характерными особенностями были крупные заклепки и полусфеерическая форма колпака. Самурайские доспехи не только защищали своего владельца, они еще и обладали декоративным значением. Шлем в этом смысле не был исключением. На его задней поверхности располагалось медное кольцо, к которому подвешивался бант из шелка. Довольно долгое время этот аксессуар выполнял функцию опознавательного знака на поле боя. В XVI веке появилось знамя, прикрепляемое к спине.
К кольцу на шлеме мог присоединяться и плащ. При быстрой езде на лошади эта накидка развевалась как парус. Делали ее из ткани нарочито ярких цветов. Для того чтобы шлем надежно держался на голове, японцы использовали специальные подбородочные ремни.
Виды кабуто
Существует большое количество разновидностей японских шлемов, частично отличающихся друг от друга:
- Хоси-кабуто
- Кавари-кабуто
- Дзунари-кабуто
- Сайка-кабуто
- Намбан-кабуто
Хоси-кабуто был создан в период Момояма и считается, что это самый ранний самурайский шлем. Носили его в комплекте с доспехами о-ёрой и состоял он из 12 сегментов, которые скреплялись выступающими декоративными заклепками.
Кавари-кабуто. Самым выделяющимся видом японского шлема за счет своей сложности и уникальности считается кавари-кабуто, который переводится как «фигурный» шлем. Практически все кавари-кабуто делались на заказ в одном экземпляре за счет его считались эксклюзивными и крайне редкими образцами. Позволить себе такой шлем могли только высокопоставленные лица, чаще всего это были военные командных чинов. Но и обычные солдаты могли носить подвиды кавари-кабуто: монари-кабуто- «шлем персик» и сиинари-кабуто — «шлем желудь».
Дзунри-кабуто в переводе звучит как «шлем, повторяющий форму головы» был очень распространен в период Эдо. В его состав входила пластина, идущая спереди назад, которая прикреплялась к ободу. В промежутках между креплениями располагались еще две пластины. Свою популярность он получит благодаря дешевой цене и простому дизайну.
Сайка-кабуто был назван так в честь города, в котором и был изобретен. Отличительной чертой этого шлема была восьми частная тулья, напоминающая конус. Снизу находился широкий венец, к которому крепились пластины. Чаще всего сайка-кабуто делали без козырька.
Намбан-кабуто был сделан по прототипу европейских шлемов, из-за чего и получил название «шлем южных варваров». Выглядел он как испанский кабассет, но декорированный и доработанный на азиатский лад японскими мастерами.
Одежда под доспехом
Под доспехом воины традиционно носили костюм хитатарэ. Это походное платье состояло из двух частей – широких шаровар и куртки с длинными рукавами. У одежды не было застежек, ее подвязывали с помощью шнурков. Ноги ниже колен закрывались гетрами. Делали их из кусков ткани прямоугольной формы, сшитых по задней поверхности. Одежда обязательно украшалась изображениями птиц, цветов и насекомых.
По бокам костюм имел широкие разрезы, необходимые для свободного движения. Самой нижней одеждой было кимоно из подштанников и куртки. Как и в случае брони, эта часть гардероба демонстрировала социальный статус. У богатых феодалов было шелковое кимоно, в то время как менее знатные воины обходились кимоно из хлопчатобумажной ткани.
Экипировка самурая
Японская культура всегда была самобытна и колоритна. Особенности японской ментальности наложили отпечаток на образ жизни различных сословий. Самураи всегда старались использовать любые способы и средства для того, чтобы выделиться своим внешним видом среди окружающих. К мечам, которые самураи носили постоянно, в боевых условиях добавлялись шлем и доспехи. Если доспехи действительно выполняли в бою защитную роль, защищая воина от вражеских стрел и копий, то шлем самурая – это отдельная история.
Шлем Кабуто
Для всех наций и народов шлем воина являлся обязательным элементов военной экипировки. Основное назначение этого головного убора – защита головы воина. Однако в Японии самурайский шлем выполняет не только защитную функцию. Этот предмет больше напоминает произведение искусства. Кабуто, который стал использоваться в качестве военного снаряжения еще в V веке, всегда отличался своей оригинальностью. Ни один шлем не похож на другой. Их изготавливали мастера специально под заказ для каждого самурая. Мастер уделял больше внимания не столько защитным функциям головного убора, сколько его внешнему виду. На воинских головных уборах можно было увидеть различные украшения. Как правило, для этой цели использовались рога, которые могли быть настоящими или изготовленными из металла. Форма и расположение рогов всегда менялись в соответствии с модой, которая четко следовало политическим настроениям в японском обществе.
На шлемах было принято носить эмблему или герб господина. На тыльной части обычно крепились специальные ленты и хвосты, служащие отличительной отметкой для воинов одного клана во время боевых столкновений. Шлем самурая выглядел скорее как психологическое оружие. Про самураев, которые надевали свои шлемы во время боя, говорили, что в таком одеянии самураи были схожи на демонов. Потерять шлем в бою, значит потерять голову.
Маска самурая
Считалось, что такой шлем служит больше для украшения воина в бою. Однако не стоит приуменьшать боевого значения этого элемента военного костюма. Изготовленные из тонкой листовой стали, шлемы прекрасно защищали голову и главное, шею самурая от ударов противника. В бою самураю было важным защитить свою голову. Раны в шею и в голову считались для самурая самыми опасными, поэтому к декоративным элементам, которыми украшался шлем, следует добавить и прочность самой конструкции. Единственным недостатком японских шлемов считалось отсутствие забрала. Открытое лицо воина в бою всегда считалось самым уязвимым местом, но японцы не были бы японцами, если бы не придумали что другое, способное прикрыть лицо от вражеских копий и стрел. В дополнение к кабуто, каждый самурая имел защитную маску. Хаппури или хоатэ использовались вместе со шлемами. Маска самурая могла закрывать лицо полностью, либо прикрывать только нижнюю часть лица. Каждая маска была неповторима своим внешним видом. Воин, облаченный в доспехи, со шлемом на голове и с маской на лице был достаточно хорошо защищен в бою. Внешний вид самурая в полном боевом облачении вызывал у противника трепет и страх. Искусное владение верховой ездой только усиливало психологический эффект.
Оценивая экипировку самураев можно утверждать, что в большей степени техническое оснащение воинов носило презентационный характер. В бою было важно подчеркнуть принадлежность воина к высшей касте. Вычурность элементов костюма, яркая расцветка одеяния самурая, форма шлема и маска указывали на высокое положение воина. Как и в средневековой Европе, где рыцарские доспехи были непременным атрибутом воинской доблести, так и в Японии доспехи и костюм самурая олицетворяли собой мужество и воинскую доблесть.
Пешая броня
Если о-ёрой предназначался в основном для конного боя, то другой тип брони, до-мару, использовался пехотой. В отличие от большего аналога его можно было надевать в одиночку, обходясь без посторонней помощи. Первоначально до-мару появился как доспех, используемый слугами феодала. Когда в японской армии появились пешие самураи, они переняли этот тип брони.
До-мару выделялся менее жестким плетением пластин. Скромнее сделались и размеры его наплечников. Его застегивали на правом боку, обходясь без дополнительной пластины (ранее крайне распространенной). Так как этот доспех использовала пехота, важной его частью стала комфортная для бега юбка.
Японские доспехи позднего средневековья
В XIV веке роль кавалерии, сражающей врагов стрелами, стала в Японии ослабевать. И вызвано это было кровопролитной борьбой между Северным и Южным дворами за обладание столицей и троном (1337-1392). Сражения с открытых полей переместились в леса и горы, где тяжелой коннице было очень трудно маневрировать, но еще труднее — стрелять по удаленным мишеням. Чтобы приспособиться к новым условиям, бронированные всадники сменили луки на копья, а потом и вовсе вынуждены были спешиться.
Ударной силой стали пешие воины, для которых броня ёрои стала просто неподъемной. Вскоре “монументальный” доспех ёрои был вытеснен более легким и подвижным вариантом — до-мару. Прогресс технологии металлообработки позволил заметно снизить вес употребляемых для доспехов защитных пластин, не в ущерб их прочности. Основным видом оружия самурая отныне стал не лук, а меч.
Соответственно, пришлось вносить и некоторые коррективы в костюм, закрывая руки и бедра от рубящих ударов. Чтобы не утратить столь необходимую в пешем бою гибкость, до-мару стали в определенных местах укреплять кольчугой. Однако, в отличие от западноевропейской и русской практики, кольчужное плетение гусари закрывало не целиком торс и бедра, а лишь отдельные уязвимые участки.
Нельзя сказать, что отказ от богато орнаментированного японского “полного доспеха” типа ёрои произошел быстро и повсеместно. Даже в XV веке этот набор доспехов и изготовляли и носили. Правда, выполнял он скорее не боевые, а декоративные и церемониальные функции. В полевых же условиях военные предпочитали более легкий и удобный до-мару.
Были сделаны попытки вовсе отказаться от шнуровки и ещё более упростить конструкцию доспеха. На тканевую рубашку нашивали металлические пластины, а щели между ними закрывали полосками кольчуги. Это позволяло аккуратно складывать подобные доспехи, называвшиеся кусари до-мару, в небольшие сумки или коробки для транспортировки и хранения. Но, чаще всего эти бедно орнаментированные (и уж конечно значительно уступающие по прочности до-мару) доспехи предназначались для рядовых солдат.
До-мару – облегченный вариант «тяжелого» доспеха оёрой
Новые веяния
Во второй половине XV века в истории Японии началась новая эпоха – период Сэнгоку. В это время, как никогда, кардинально менялся уклад жизни самураев. Нововведения не могли не затронуть и броню. Сперва появился ее переходный вариант – могами-до. Он вобрал в себя особенности, свойственные прежним до-мару, но отличался от них большей жесткостью конструкции.
Дальнейший прогресс в военном деле привел к тому, что самурайские доспехи эпохи Сэнгоку в очередной раз повысили планку качества и надежности брони. После появления нового типа мару-до прежний до-мару быстро перестал быть популярным и получил клеймо бесполезной безделушки.
Мару-до
В 1542 году японцы познакомились с огнестрельным оружием. Вскоре началось его массовое производство. Новое оружие показало свою крайнюю эффективность в важной для истории Японии битве при Нагасино в 1575 году. Выстрелы аркебузов толпами разили самураев, одетых в ламеллярные доспехи из мелких пластинок. Именно тогда появилась необходимость в принципиально новой броне.
Вскоре появившийся мару-до согласно европейской классификации принадлежал к ламинарным доспехам. В отличие от ламеллярных конкурентов он изготавливался из крупных поперечных твердых полос. Новый доспех не только увеличил уровень надежности, но и сохранил столь важную в бою подвижность.
Секрет успех мару-до заключался в том, что японским мастерам удалось добиться эффекта распределения веса брони. Теперь она не сдавливала плечи. Часть веса ложилась на бедра, что позволяло чувствовать себя в ламинарной броне непривычно комфортно. Были улучшены кираса, шлем и наплечники. Верхняя часть груди получила усиленную защиту. Внешне мару-до имитировал ламеллярный доспех, то есть выглядел как изготовленный из пластинок.
Немного истории о тех, кому обязан своим появлением кодекс чести самурая
В средневековой Японии, которая долгое время была закрытым от внешнего влияния государством, сформировались свои определенные классовые различия. Феодалы – землевладельцы, знатные особы дворянского происхождения создали свое отдельное общество – касту, в котором существовали свои собственные принципы, законы и порядки. В отсутствии сильной центральной власти именно самураи Японии положили начало организованной системе управления в стране, где каждый слой общества занимал свое определенное место. Как и во всем остальном мире, военный человек всегда был на особом счету. Заниматься военным ремеслом означало причислять себя к высшей касте. В отличие от простых ремесленников и крестьян, составлявших основу ополчения в военное время, Япония имела немногочисленную прослойку общества, состоявшую из профессиональных военных. Быть самураем означало состоять на службе.
Учеба самураев
Значение слова самурай буквально переводится как «служилый человек». Это могли быть люди как самого высокого ранка в иерархии феодальной знати, так и мелкие дворяне, состоявшие на службе у императора или у своего сюзерена. Основной род деятельности членов касты – военная служба, однако в мирное время самураи становились телохранителями высоких господ, состояли на административной и гражданской службе в качестве наемных служащих.
Расцвет эпохи самураев пришелся на период междоусобицы X-XII века, когда в стране за центральную власть вели борьбу сразу несколько кланов. Возник спрос на профессиональных военных, которые были обучены военному ремеслу и пользовались уважением в гражданском обществе. С этого момента начинается выделение людей, объединенных по военному признаку в особое сословие. Завершение военных действий привело к тому, что новое сословие стало считаться военной элитой государства. Были придуманы свои правила посвящения в члены сословия, определены морально-этические критерии для членства в касте, очерчен круг прав и политических свобод. Небольшая численность самураев, постоянная служба и высокие должности обеспечивали им высокий уровень жизни. Про самураев тогда говорили, что это люди, которые живут только во время войны и их смысл жизни заключается только в том, чтобы добывать славу на поле боя.
Самурай и его слуга
Отличались самураи и своим военным снаряжением, маска самурая вместе с его шлемом составляли обязательный атрибут военной экипировки. Помимо виртуозного владения мечами, самурай должен был превосходно владеть копьем и шестами. Воины-профессионалы прекрасно владели приемами рукопашного боя, в совершенстве знали военную тактику. Были обучены верховой езде и стрельбе из лука.
На самом деле так было далеко не всегда. В мирные периоды, большая часть самураев была вынуждена искать средства для существования. Представители знати уходили в политику, старались занять важные военные и административные посты. Бедные дворяне, вернувшись в провинцию, сводили концы с концами, становясь ремесленниками и рыбаками. Большой удачей было наняться к какому-то господину на службу в качестве охраны или занять мелкий административный пост. Образование самураев и их уровень подготовки позволяли им успешно заниматься подобной деятельностью. Ввиду того, что японская знать самого высокого уровня была представлена выходцами из самурайского клана, дух самурая проник во все сферы гражданского общества. Быть причисленным к клану самураев становится модным. В сословных титулах становится обязательной принадлежность к высшей военно-феодальной касте.
Однако каста воинов не была чисто мужским клубом. Ведя свою родословную с давних времен, многие знатные роды в Японии имели женщин, состоящих в элитном сословии. Женщины-самураи вели светский образ жизни и были освобождены от воинских и административных обязанностей. При желании любая из женщин клана могла получить определенную должность, заниматься административной работой.
С точки зрения морали самураи могли иметь продолжительные отношения с женщинами. Самурай не был склонен заводить семью, поэтому браки, особенно в эпоху феодальных войн и междоусобиц были не популярны. Бытует мнение, что среди элитного сословия нередко практиковались гомосексуальные связи. Частые военные походы и постоянная смена места жительства только способствовали этому. Про самураев принято говорить только в превосходной степени, поэтому подобные факты историей умалчиваются и не афишируются в японском обществе.
Наручи и поножи
Основная броня как в позднее, так и в раннее Средневековье дополнялась мелкими деталями. В первую очередь это были наручи, закрывавшие руку самурая от плеча до основания пальцев. Делались они из толстой ткани, на которую нашивались черные металлические пластины. В области плеча и предплечья они обладали продолговатой формой, а в области запястья их делали округлыми.
Интересно, что во времена использования доспеха о-ёрой наручи носились только на левой руке, в то время как правая оставалась свободной для более удобной стрельбы из лука. С появлением огнестрельного оружия такая необходимость отпала. Наручи плотно шнуровались с внутренней стороны.
Поножи закрывали лишь переднюю часть голени. Сзади нога при этом оставалась открытой. Поножи состояли из одной металлической пластины изогнутой формы. Как и прочие части экипировки они украшались узорами. Обычно использовалась позолоченная краска, с помощью которой рисовались горизонтальные полосы или хризантемы. Японские поножи отличались короткой длиной. Они доходили лишь до нижнего края колена. На ноге эти детали доспеха удерживались двумя завязанными широкими лентами.
Японские доспехи в древности
О том, как выглядел японский воинский наряд в древности, можно только догадываться. Отдельные детали доспехов, найденные археологами в могилах знатных воинов, позволяют сделать вывод о заимствовании их внешнего вида и технологии изготовления из Китая. Об этом свидетельствуют и терракотовые фигурки ханива, устанавливавшиеся в те времена на могилах знатных людей. Глиняные фигурки изображают воинов в шлемах и доспехах, напоминающих китайские (провинция Сычуань).
Изготавливались эти доспехи из сыромятной кожи, на которую нашивали пластины из железа, меди, а то и древесной коры. Со временем рубашку из сыромятной кожи стали заменять комбинацией ремней, на которых и крепились защитные пластины. Они либо скреплялись между собой, либо образовывали чешуйчатое покрытие, верхние ряды которого частично перекрывали нижние (как рыбья чешуя). Это не только придавало подвижность доспехам, но и позволяло подгонять их по фигуре. В любом случае доспехи оставались крайне тяжелыми, и надевать их без посторонней помощи было крайне затруднительно.
Для японских воинских доспехов было характерным большое количество отдельных деталей, пристегивавшихся или привязывавшихся поверх основной брони для защиты конкретных уязвимых мест — горла, плеча, подмышек и т.д.
Танко – хотя и короткий, но в то же время весьма «капитальный» японский доспех
Влажный японский климат наложил свой отпечаток на внешний вид доспехов.
- Во-первых, их пришлось делать сборными, с огромным количеством маленьких дырочек и прикрытых металлом отверстий, обеспечивавших вентиляцию разгоряченного боем тела.
- А во-вторых, чтобы уберечь защитные металлические пластины от ржавчины, их приходилось покрывать лаком, черным, красным или коричневым, что сразу же стало придавать броне нарядный вид.
Так, например, выглядели наиболее старые из дошедших до наших дней доспехов: танко — прочная, но жесткая конструкция из склепанных металлических полос, укрывавшая корпус до бедер, и постепенно вытеснившая ее кэйко — подвижная, но чрезвычайно тяжелая броня, сделанная из кусков железа или бронзы, скрепленных между собой кожаными шнурами.
Кэйко – обеспечивает воину очень хорошую защиту, однако для пешего боя годится мало – слишком тяжел
Меч самурая
Клинковое оружие японских воинов эволюционировало параллельно с доспехами. Первым его воплощением был тати. Он подвешивался на поясе. Для большей сохранности тати обматывался специальной тканью. Длина его клинка составляла 75 сантиметров. Этот самурайский меч отличался изогнутой формой.
В ходе постепенной эволюции тати в XV веке появилась катана. Ее использовали вплоть до XIX столетия. Примечательной особенностью катаны была характерная линия закалки, которая появлялась вследствие использования уникальной японской методики ковки. Для обтягивания рукояти этого меча использовали кожу ската. Сверху ее обвивали лентой из шелка. По форме катана напоминала европейскую шашку, но при этом отличалась прямой и длинной рукоятью, удобной для двуручного хвата. Острый конец клинка позволял наносить им не только режущие, но и колющие удары. В умелых руках такой самурайский меч был грозным оружием.
История самурайского шлема
Первый шлем самурая имел название сакаку-цуки кабуто, что переводится как «шлем бодающийся баран», который традиционно носили с доспехами танко. Его отличительной чертой является полоса, чем-то напоминающая гребень и протягивающаяся до лба, где в итоге она принимала форму клюва. В его состав входили две полосы согнутые в кольца, межу промежутками которых крепились прямоугольные, а иногда и треугольные пластины. На задней части шлема крепилась защиты для шеи.
После того как появился новый вид доспехов — кэйко, начали создавать другие типы шлемов, имеющие более округлую форму — мабидзаси-цуки кабуто ( в переводе означает «шлем с козырьком»), которые были в обиходе с 5 по 10 век. Форма мабидзаси-цуки была скопирована с Китайских и Корейских шлемов. В нем не было гребневидной полосы, а вместо этого присутствовал горизонтальный козырек. На макушке находилась трубка, которая, скорее всего, выполняла роль украшения и крепилась к круглой пластине.
Войны из знатного рода, обычно украшали свой шлем позолоченными металлическими рогами. Такая традиция появилась в конце 12 века, и со временем размер таких рогов стал увеличиваться. Однако в их функции входило не только украшение шлема, но и устрашение врагов, а в промежутке между ними часто изображали гербы кланов или даже лица демонов.