10 принципов японской архитектуры: дизайн и освещение

Архитектура и дизайн японской культуры отличается от привычной для европейцев. Проектирование формы зданий, планирование интерьера, дизайн, организация освещения создаются с учетом нескольких правил. Следуя им можно создать комфортное пространство для тела и души.

Японский дизайн пространства для жизни представляет собой совокупность принципов. Интерьер в японском стиле на первый взгляд нам кажется простым и незавершенным, но именно в этой простоте заложена глубина. Роль каждого элемента формы, материалов, предметов, узоров и освещения в интерьере важна. Все они взаимосвязаны и представляют единый ансамбль.

Влияние китайской культуры на архитектуру Японии

Первые японские города имели в своей основе прямоугольные схемы, а архитектура построенных храмов была частично заимствована из соседних стран, Китая и Кореи. Но все же незыблемыми оставались национальные традиции возведения культовых ансамблей и отдельных сооружений, в которые входили:

  • семь построек, образующих комплекс;
  • обязательный главный или «золотой» храм и строение для чтения проповедей;
  • наличие башни с колоколами или барабанами;
  • сокровищница и книжное хранилище;
  • многоярусная пагода.


Гармония была главным принципом древних японских строителей и зодчих. Все старинные здания составляли единый ансамбль с окружающей природой. Храмовые комплексы, в зависимости от местности, имели различную планировку. Во двориках находились места для медитаций и каменные сады, которые тоже были частью ландшафта. Храмы строили по законам симметрии, если они возводились на равнине. А если святилища были расположены в горах, то план здания меняли, чтобы добиться наилучшего слияния храма и местности. В таком случае было практически невозможно оставить план постройки прежним, зодчие следовали вековым традициям и изменяли его.

Основная религия Японии синтоизм: вера в ками, гармонию и ответственность за свои поступки

На территории Японии есть представители разных религий, но преобладающая — синтоизм. Довольно сложно отличить чистый синтоизм от смешанного с прочими учениями.

Эта религия за тысячелетия подверглась влиянию разных школ буддизма. Из-за этого в нём много заимствований. Сегодня они уже неотделимы от основной традиции.

Синтоизм не причисляют к язычеству.

Синтоизм похож на типичное язычество: в нём царит политеизм (многобожие). Но языческой эту культуру называть не принято. Такое определение уместно в отношении вымерших религий каких-то древних народов. Синтоизм же отличается такими признаками:

  • он — основная религия одной из самых влиятельных держав;
  • он устоял перед напором христианских и буддийских проповедников;
  • он приветствует научный прогресс и вообще довольно демократичен к нововведениям, из-за чего сложно ассоциировать синтоизм с чем-то отсталым, языческим.

Поэтому язычеством синтоизм никто не называет, хотя формальные признаки такового в нём есть.

Передать всё вероучение практически невозможно, но основные моменты следующие:

У всего в мире есть ками — духовная сущность.

Западному человеку тут же охота повесить ярлык и уточнить: «Что-что есть у каждой травинки? Ками — это душа или бог?». Нет, ками — это ками. Мы можем назвать ками духами, но этим уже исказим первоисточник.

Итак, ками есть даже у камня, у местности, у явления. Пожалуй, нет ничего, что не имело бы ками. Без ками вещь просто не существует. Есть ками у семей, династий и т.д.

Соответственно, если хочется благополучия, нужно обращаться к «фамильным» ками, хочется хорошей погоды, стоит помолиться ками Солнца и т.д.

Ками можно стать. По крайней мере, покровители родов — это духи умерших предков.

Главное — гармония. Нет никакого дьявола или всевышнего добрейшего Бога. Нет злых титанов и положительных олимпийцев. Не бывает зла, возведённого в абсолют. Поступки диктуют обстоятельства. В глобальном же смысле есть только полезные и вредные для мира вещи.

Допустим, если человек загрязняет окружающую среду, это глобальная проблема и неподобающее поведение. А вот если у него вражда с соседом и козни друг другу — это вопросы межличностных отношений, где каждый по-своему прав.

Защищая интересы семьи, ты ущемляешь других людей. Это уже обстоятельства, от них не уйдёшь, для всех хороших не будешь. Что же такое быть хорошим? Иметь следующие качества:

  • искренность;
  • добродушие;
  • дружелюбие;
  • сострадание.

И т.д. А вот плохой человек — это эгоист, злодей, грубиян, тот, кто творит зло не в силу причин, а для собственного удовольствия. В общем, тот, кто разрушает общую гармонию.

Поэтому в синтоизме нет места присущим христианству общим оценкам. Все случаи индивидуальны. Убил — почему? Ограбил — зачем? Вдруг, был уважительный мотив.

Души сами определяют себе место в мире.

В синтоизме нет идеи спасителя или кары за грехи. Поступки человека сами определяют его будущее. Чем ты руководствовался вчера, то и повлияет на твоё будущее завтра. Ты рождён там и тем, кем достоин в силу прошлого опыта своей души.

Искреннему доброму человеку бояться нечего.

Зарождение японского архитектурного стиля

Радикальный комплекс реформ всех сфер жизни, осуществленный в Японии, за период с 1868 по 1889 годы, изменил модель управления и способствовал ускоренному развитию страны. Это так называемое Обновление Мэйдзи, возвратившее власть императору.

Прекращение самоизоляции страны, активное ведение международной торговли, способствовали возведению в портовых городах западных кварталов, дома в которых соответствовали европейскому образу жизни. Началось строительство зданий из камня и кирпича, на улицах крупных городов установили газовые фонари, появились рикши.

Офисы, мануфактуры и заводы создавались в западном стиле. В Японии работали талантливые инженеры, приглашенные из стран Европы и США. Токийский технологический колледж в 1879 году выпустил первых специалистов и стал основной базой подготовки японских архитекторов, которые с конца XIX века возглавили строительную отрасль. В западном стиле построено здание Банка Японии и Токийский вокзал, главный транспортный узел страны, находящийся в бизнес-квартале Маруноути. Автор проектов — архитектор Тацуно Кинго. Не менее известен и Императорский дворец Акасака, архитектора Катаяма Токума.

Известные японские синтоистские храмы: 3 примера

Мэйдзи Дзингу — крупнейший синтоисткий храм в Японии. Создан относительно недавно — в 1920 году. Имеет огромную прилегающую территорию — 708200 м²


Мэйдзи Дзингу — крупнейший синтоисткий храм в Японии

Ицукусима — один из самых популярных храмов Японии. Расположен на одноимённом острове. Отличительная черта храма — ворота, которые во время приливов затапливает.


Затопленные ворота храма Ицукусима

Никко Тосё-гу — основан в 1617 году. Восемь из его зданий признаны национальными сокровищами Японии.


Никко Тосё-гу

Современная японская архитектура

Страшное землетрясение 1923 года в Токио разрушило большинство каменных и кирпичных строений, построенных по обычным технологиям, без учета повышенной сейсмоактивности района. В последующие годы в стране были разработаны новые методы ведения строительства, значительно повышающие надежность зданий, появились многоэтажные дома из железобетона.

Японская архитектура не разделяет внешнее пространство, которое окружает строение и внутреннее. Для японской философии они едины, так как взаимосвязаны. Между этими понятиями отсутствует четкая граница. Для более полного понимания этой концепции можно привести пример с верандой традиционного дома, которая называется энгава.


Энгава — это пространство, расположенное между жилыми помещениями и улицей. Отделка и декор энгавы тоже соответствующий. Это уже не улица, но еще и не комната. Напольные покрытия есть, но их обработка более грубая, чем в помещении. Декор тоже может присутствовать. Резные элементы и детали колонн, оформление входной двери, все это лишь подчеркивает промежуточную функцию японской веранды. Материалом для веранды обычно служит современный дерево композитный материал.

Японский дизайн. Особенности освещения:

— светильники минималистичные, простых форм, из натуральных материалов (вполне подойдут варианты в стиле лофт)

светильники в японском дизайне

— свет мягкий, локальный; переходы освещенных мест и тени

— преобладает теплый свет (цветовая температура 3000-4000К)

— светильники используются незаметные (встраиваемые, контурный свет, закарнизная подсветка, профильные системы, компактные подвесные светильники простых форм)

светильники в японском дизайне

— светильник выполняет скорее функциональную задачу, а не декоративную

— с помощью света выделяется фактура,важные зоны, а также значимые предметы с помощью акцентного света

10 принципов японской архитектуры: освещение

— ритм в интерьере подчеркивается светом

Характерные черты фасадов японских домов


В настоящее время стало модным строить дома в японском стиле. Популярность этих проектов основана на их рационализме и практичности. Небольшое количество декора и дополнительных деталей во внешнем оформлении лишь подчеркивает выбор качественных материалов, характерных для фасадов японских домов:

  • для создания оригинальной поверхности используют фиброцементные плиты, изготовленные в Японии, при помощи которых можно создать имитацию природных материалов;
  • применение керамического сайдинга из обожженной глины препятствует любому воздействию влаги и ее проникновению в помещение;
  • установка панелей «в замок» позволяет их быстро и легко монтировать;
  • в некоторых случаях фиброцементные панели оборудованы скрытым кляммером.

Фиброцемент представляет собой смесь кварца и цемента с добавлением целлюлозы. Он прочный и легкий. Срок эксплуатации панелей около 30 лет. Панели, покрытые фотокерамикой, сохраняют свою яркость на протяжении десятилетий.

Более современными для отделки считаются металлические плиты, которые изготавливаются на основе композитных технологий. Такой сайдинг отличается большим разнообразием текстур и устойчивостью к воздействию влаги и ультрафиолетовых лучей. Резкий перепад температур не оказывает на такие панели заметного воздействия.

Рекомендации по оформлению фасадов

Для создания фасада дома в японском стиле лучше всего оборудовать террасу с настилом из досок. Но под навесом будет находиться лишь ее часть. Террасу можно украсить, используя для этого контейнерное озеленение. Подойдут карликовые сосны или бамбук. В принципе, любой европейский дом можно оформить в японском стиле, достаточно при строительстве добавить соответствующие элементы декора. Нужно подобрать отделочные материалы, цветовая гамма которых характерна для восточного стиля. Например, сочетание светлых молочных и бежевых оттенков с темно-коричневыми или даже черными. Можно соорудить сад камней или установить раздвижные двери.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения EIVA26

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Самобытный стиль японского зодчества.

Архитектура Японии

В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов. Для традиционной японской архитектуры вплоть до периода Мэйдзи основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления. Кроме того, деревянные конструкции лучше подходили для японского климата, позволяли обеспечить естественную вентиляцию помещений, а также позволяли легко переместить сооружение, разобрав его и собрав на новом месте. Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка, максимально приспособлены к климату страны. Одно- или двухэтажная минка имеет прочную каркасную конструкцию из толстых балок с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. Стены не являются несущими, внутреннее пространство делится на отдельные помещения с помощью передвижных ширм. В таких домах жили крестьяне, ремесленники и торговцы. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности. Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV века практически отсутствуют. Сведений об архитектуре этого периода в древних японских текстах «Кодзики» и «Нихон сёки» очень мало. Внешний вид строений ранней Японии обычно воссоздают по найденым глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах. Раскопки и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками. Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён. В третьем веке н. э. с наступлением периода Кофун в районах Осаки и Нары в большом количестве сооружались огромные курганы, служившие гробницами для правителей и местной знати. В настоящее время в Японии обнаружено более 10 тыс. курганов. Эти сооружения имели круглую форму, позднее — форму замочной скважины и часто окружались рвами с водой по периметру. Один из самых известных сохранившихся курганов находится в городе Сакаи, префектура Осака, считается что это усыпальница императора Нинтоку. Это самый крупный курган в Японии, его размеры составляют 486 метров в длину и 305 метров в ширину. В I—III веках складывается традиция сооружения синтоистских святилищ, представляющих собой комплекс симметрично расположенных строений. Собственно синтоистский храм представляет собой деревянное неокрашеное сооружение прямоугольной формы на сваях с массивной двускатной крышей. Стили — симмэй (Исэ), тайся (Идзумо) и сумиёси (Сумиёси). Особенностью синтоистских храмов являются ворота тории при входе в храм. Тории не имеют створок, по форме напоминают букву «П» с двумя верхними перекладинами. Перед святилищем могут быть расположены одни или двое ворот тории. В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, основная синтоистская святыня Японии, посвященное богине Аматэрасу, полностью перестраивается каждые 20 лет. Начиная с середины VI века в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в расчёт бралась больше совместимость с природой. Влияние буддизма на архитектуру синтоистских храмов выразилось в увеличении декоративных элементов, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями.
.

Дома в японском стиле – фото

Японцы также исповедуют буддизм — веру в избавление от страданий через Просветление

Ещё одна влиятельная религия в Японии — буддизм. О нём сложно говорить в целом, потому что это не единое течение, а ряд школ с часто противоречивыми взглядами. Например, в буддизме, как известно, нет бога. Но есть направления, в которых почитаются божественные существа.

И всё же, можно обозначить нечто общее для всего буддизма. Мы называем его религией, хотя это от непонимания. В действительности это учение, путь. Буддизм — наука о том, как достичь просветления. В нём почти нет места обрядам и поклонениям, только практики саморазвития и философия.

Буддизм — это не религия, а учение.

Буддисты считают, что материальный мир — это ловушка. Он никогда не принесёт человеку удовлетворения. Истинная духовная природа лежит по ту сторону, в Нирване. Но попасть туда просто так невозможно.

Необходимо достичь особого состояния — Просветления, осознать свою духовную природу.

Для этого есть множество инструментов — от морально-этических правил до медитаций. При этом человеку нужно выдерживать золотую середину между крайним аскетизмом и жизнью в изобилии.

До 1873 года в Японии был запрет христианства, сегодня христиан 2,5 млн

Христианство слабо представлено в Японии — 2,5 миллиона человек. Преимущественно это протестанты. В XVI веке христианские миссионеры проповедовали в Японии без особого успеха, так как пренебрежительно относились к японской вере и традициям.

Обвинение их предков в язычестве стало роковой ошибкой миссионеров, так как японцы не хотели принимать идею, что их прадедушки томятся в аду.

И всё же незначительное количество японцев удалось обратить в христианство. Власть некоторое время равнодушно относилась к проповедям, но к 1639 году когда началась политика изоляции от Запада, христиан к тому времени либо казнили, либо насильно обратили в буддизм.

Лишь в 1873 году Японские власти нехотя сняли запрет на проповедь под давлением извне. До этого ещё немало «подпольных» христиан подверглись казни в Стране Восходящего Солнца.

0,03 %

от общего населения Японии, составляют православные

Православные составляют 0,03 % от общего населения Японии и входят в состав Японской православной Церкви. О сложностях существования православной церкви в Японии рассказывает православный японец Одера Хироси:

«В традиционных японских религиях все гораздо проще: подойдешь к храму, кинешь монетку в жертвенник, поклонишься — и дело сделано.

Во-вторых, очень трудно понимать язык богослужения. Опять нужно предпринимать усилия, вдумываться или специально сидеть и разбираться в тексте.

Кроме того, многим непонятно, почему в таком красивом храме нельзя просто так обвенчаться, если невеста православная, а жених, к примеру, буддист или синтоист.

Что в этом плохого? Зачем ему обязательно становиться православным?

В католических церквях и у протестантов это не проблема — женись на здоровье. Сами подумайте: не проще ли японцу, для которого конфессиональная разница неочевидна, пойти более простым путем?»

И всё же в 2006 году в Японии даже смогли основать Монастырь Святого Николая Японского.


Небольшое здание монастыря Святого Николая Японского

Православные храмы в Японии

Воскресенский собор (Никорай-до) — памятник культуры Японского государства. Исполнен в русско-византийском стиле. Последняя реставрация произошла в 1988 году. В оформлении иконостаса использовано золото и платина.

Имеет статус кафедрального собора Японской автономной православной Церкви и собственное печатное издание.


Воскресенский собор (Никорай-до), православный храм в Японии

Официальный сайт Церкви Воскресения Христова (Хакодате)

Церковь Воскресения Христова (Хакодате) основана в 1859 году. Это один из главных символов православия в Японии. Имеется воскресная школа, есть официальный сайт церкви.


Церковь Воскресения Христова (Хакодате)

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Разновидности

Конструкция японской кровли имеет 3 основные особенности: загнутые вверх края, несколько ярусов и специфическую конструкцию стропильного каркаса. Еще одной особенностью японского стиля в архитектуре является преимущественное использование натурального материала. Древесина, солома и тростник – природное, растительное сырье, которое не оказывает негативного влияния на здоровье человека и окружающую среду. Различают следующие разновидности японских крыш:

  1. Остроконечные двухскатные, покрытые дранкой или деревянными плитками.
  2. Четырёхскатные, перекрытые соломой или тростником.
  3. Крыши с несколькими фронтонами, сложной формой и кровельным покрытием из растительного сырья.

Учтите, что часто японские крыши имеют двухслойное покрытие. Из-за порывистого ветра солома, используемая для перекрытия, может разлетаться, поэтому поверх нее укладывают керамическую черепицу с s-образным профилем. Иногда даже черепицу укладывали на раствор, который надежно сцепляет слои кровельного пирога.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]