Япония на рельсах модернизации: опыт реформирования армии и образования во второй половине XIX века

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1032.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1032.

Япония долгое время оставалась закрытой для остального мира государством но изоляция прекратилась, и Япония стала тесно сотрудничать с ведущими мировыми державами. О том, как происходила модернизация японского общества, узнаем ниже.

Япония на пути модернизации

Япония на всем протяжении своей истории стремилась впитать в себя все лучшее, что имелось у ее соседей. До вторжения американского флота в Японию в 1854 году страна была полностью отделена от цивилизации в экономическом и культурном плане. Страна находилась в феодальном строе. На японский рынок хлынули дешевые американские товары, убивающие отечественную промышленность. Начиная с 1869 года, император Муцухито взял курс на европеизацию японского общества. Начался период глобальных изменений, которые вошли в историю как «реформы Мейдзи».


Рис. 1. Император Муцухито.

Понимая, что для конкурентоспособности с ведущими державами мира нужно иметь одинаковый с ними уровень развития, император сначала объединил всю страну под своей властью, уничтожив феодализм, а затем начал тесное сотрудничество с Британской империей и США, перенимая все лучшее, что имелось у этих стран.

Рассмотрим суть проводимых изменений, сведя их в общую таблицу.

Реформа Содержание Изменения в жизни общества
Административная Уничтожение власти князей Раздел страны на префектуры и губернии во главе с назначаемыми чиновниками
Аграрная Установление частной собственности на землю. Разрешение купли-продажи земельных участков Крестьяне получили землю. Рост богатства у крупных землевладельцев, снижение доходов у части крестьян
Военная Введение всеобщей воинской повинности Самураи лишились привилегии быть замкнутой кастой; армия начала формироваться по европейскому образцу
Государственное управление Принятие Конституции и создание двухпалатного парламента Император имел почти неограниченные права. Избирательное право получил 1% населения. Чиновниками в стране стали самураи


Рис. 2. Портрет Кацумото.
Стоит заметить, что суть реформ Мейдзи было не в полном копировании западного образа жизни, а лишь необходимый опыт. Эта концепция получила название «Вакон Ёсэй» – западная форма и японское содержание.

В начале 20 века в стране наблюдался бурный рост экономики. Япония начинает наращивать свой военный потенциал, развивая и военно-промышленный комплекс, превращаясь в колониальную державу.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Опиумные войны в Китае

Путь модернизации Китая

Аграрная реформа Столыпина кратко

Победа в Северной войне

Япония стремиться сделать своей колонией Корею и Северный Китай, что приводит к столкновению ее интересов с Российской империей. Не в силах договориться дипломатически, Япония вступает в войну и за год выходит из нее победительницей, добиваясь поставленных целей.


Рис. 3. Карта Русско-японской войны.

Победа в войне и существенный культурно-экономический рывок позволил Японии стать ведущей региональной державой, океанической империей, способной на гораздо большее, чем просто лидерство на Тихом океане.

Поезда, корабли и телеграфные провода

Примерно в то же время правительство Мэйдзи сконцентрировало свои усилия на развитии промышленности и внедрении современных форм предпринимательства с целью развития капитализма в Японии. Одним из ранних этапов было уничтожение феодальной системы внутренних контрольно-пропускных пунктов, почтовых станций и торговых гильдий как барьеров для промышленного развития. Новая инфраструктура включала первую телеграфную линию между Токио и Йокогамой в 1869 году. Пять лет спустя телеграфная сеть простиралась от Нагасаки до Хоккайдо, а подводный кабель далее соединял Нагасаки с Шанхаем. В 1871 году современная почтовая служба заменила бывшую курьерскую систему, и по всей стране были созданы почтовые отделения, торгующие марками и открытками по установленным ценам. В 1877 году Япония вступила во Всемирный почтовый союз, связав свою почтовую службу со всем миром, и в том же году импортировала первые телефоны.

Железнодорожное сообщение началось с линии между Токио и Йокогамой в 1872 году. Этот первый проект в значительной степени зависел от британской помощи, а европейские власти предоставили финансирование, железнодорожные вагоны и даже главного инженера-строителя Эдмунда Мореля. В 1874 году новая линия соединила Кобе с Осакой, дойдя далее до Киото в 1877 году. К концу столетия железнодорожная сеть охватила всю Японию. Правительство также инвестировало средства в модернизацию основных дорог страны, чтобы обеспечить более эффективную перевозку грузов с помощью телег и других транспортных средств.


Гравюра, изображающая начало железнодорожного сообщения в Японии от токийской станции Симбаси до Йокогамы в 1872 году (Утагава Хиросигэ III, 1872, предоставлена Краеведческим музеем города Минато)

Сильная государственная поддержка частной обеспечила японским грузоперевозчикам способность конкурировать с западными компаниями. Предоставление особых привилегий конкретным организациям было одним из способов, которыми лидеры Мэйдзи стремились развивать современную промышленность. Такие и «Оно» также получали значительную помощь.

Правительство также создало многие заводы и учреждения в таких областях, как лёгкая промышленность и сельское хозяйство, чтобы стимулировать развитие частной промышленности. В промышленном секторе это были стекольный , прядильная фабрика «Айти», цементный и пивоваренный . Самой известной, пожалуй, является шёлковая фабрика Томиока в префектуре Гумма, которая в настоящее время является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она была построена в 1872 году, на ней были установлены 300 новейших шёлковых мотальных машин, импортированных из Франции. Поль Брюна возглавил коллектив французского технического персонала, в основном женщин, которые следили за работой на машинах и обучали японских рабочих, а те, в свою очередь, делились полученными знаниями на заводах по всей стране.


Гравюра, изображающая шёлковую фабрику в Томиоке преф. Гумма (Утагава Кунитэру II, 1873, предоставлена Библиотекой парламента Японии)

Тест по теме

  1. /5
    Вопрос 1 из 5

    В каком году корабли американского флота получили право заходить в порты Японии?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Что мы узнали?

Из статьи по истории (8 класс) мы узнали кратко о Японии на пути модернизации. Важно отметить, что это был один из немногих примеров в мировой истории, когда за небольшой промежуток времени государство сокращало на несколько столетий отставание от ведущих европейских держав, доказывая свою состоятельность миру.

Предыдущая

Всемирная историяПуть модернизации Китая – реформирование

Следующая

Всемирная историяВерсальско-вашингтонская система международных отношений – кратко в таблице (9 класс, история)

Аграрная и земельно-налоговая реформы

Аграрная реформа 1872-1873 гг., закрепляла поземельные отношения привела к искоренению феодальных прав на землю. Земля стала капиталистической собственностью, облагаемой единым поземельным налогом.

Начиная с 1871 года на государственном уровне разрешалась купля-продажа земли.

Именно в период Мэйдзи крестьяне начали выплачивать налог не рисом, а деньгами.

Наблюдался рост урбанизации и мануфактурного производства.

Изменению в системе образования, подверглись японские школы, открывшие возможность изучения, достижений иностранной науки.

Период реформ Мэйдзи – эпоха, подарившая нам современную свободную Японию с ее передовыми технологиями. Ведь всем нам известные марки Тойота, Митсубиси и т.д. берут начало именно тогда, а освобождение страны из-под гнета запада, в какой-то степени помогло другим Азиатским странам добиться независимости!

На этом спешу попрощаться с вами, подписывайтесь на обновления моего блога и рекомендуйте его друзьям. До скорого!

Кстати, у меня появился канал в Телеграм! Теперь вы сможете узнавать интересные и полезные вещи, самыми первыми. Присоединяйтесь в Телеграм: @japantouch!

Лика Райдо

Период Камакура (1185 – 1333)

В 1192 году, после нейтрализации всех своих потенциальных противников, включая некоторых членов семьи, Ёритомо был провозглашен сёгуном (военным правителем). Новое правительство было основано в его родном городе Камакура. Сёгунат был организован проще, чем правительство по китайскому образцу, а потому работал намного эффективнее.

Со смертью Ёритомо в 1199 году начались войны между сёгунатом Камакура и императорским двором в Киото. Эта борьба за власть прекратилась только во время смуты Дзёкю 1221 года, когда войска сёгуна наголову разбили армию императора.

Правители (сиккэн) из клана Ходзё в Камакуре взяли Японию под свой контроль. Перераспределяя земли, захваченные во время переворота, они заручились расположением всех влиятельных людей страны. Император и остатки правительства в Киото полностью потеряли власть над Японией.

Влияние Китая сохранялось и в период Камакура. Появились новые буддийские течения: учение Дзэн (привезено из Китая в 1191 году) приобрело большое число последователей среди самураев, лидирующего класса того времени. Другая буддийская школа – радикальная и нетерпимая секта Лотосовой Сутры – была основана монахом Нитирэном в 1253 году. Впоследствии ее переименовали в секту Нитирэн. Ее отличали враждебное отношение к другим буддийским учениям и ярко выраженный национализм.

В 1232 году был принят “Дзёэй Сикимоку” (“Свод законов”). Он установил особую значимость верности господину и предназначался для борьбы с падением нравственности и дисциплины. Клан Ходзё контролировал всю страну, и любая попытка мятежа немедленно пресекалась.

Сёгуны оставались в Камакуре и не имели особой власти, а их представители находились в Киото и Западной Японии. Губернаторы и полиция жестко держали в руках власть в провинции. Регенты клана Ходзё смогли обеспечить несколько десятилетий мира и экономического процветания, пока Японии не начали угрожать внешние враги.

В 1259 году монголы завоевали Китай и начали “интересоваться” Японией. Они послали правительству Камакура несколько письменных ультиматумов, но японцы не были намерены сдаваться без боя.

В 1274 году монголы предприняли первую попытку завоевать остров Кюсю. Однако после нескольких часов боя флотилия была вынуждена отступить – начался сильнейший шторм. Эта буря спасла Японию, так как у японцев не было шансов против огромной и хорошо вооруженной монгольской армии.

После основательных приготовлений японцы были способны противостоять второй интервенции монголов в 1281 году. Однако снова захватчики были вынуждены отступить из-за плохой погоды. Остров Кюсю готовился и к третьему нападению, но у монголов к тому времени появилось слишком много проблем на континенте, чтобы продолжать думать о завоевании Японии.

Результаты многолетних военных приготовлений были губительны для правительства Камакура, так как не приносили прибыли и требовали больших расходов. Сражавшиеся за регентов влиятельные военачальники ждали наград и пожалований, но казна была пуста. Именно финансовые проблемы и снижение доверия со стороны власть имущих стали важнейшими из причин падения правительства Камакура.

Начало японской территориальной экспансии

Экономическая слабость Японии обусловила ее территориальную экспансию. Внешнеполитическая экспансия со временем приобрела значение национальной, определив путь модернизации общества.

Первой «жертвой» японской экспансии стала Корея, которой в 1876 г. был навязан неравноправный договор. В 1910 г. Корея стала колонией Японии.

Дальнейшая экспансия привела к японско-китайской войне 1894-1895 гг. По Симоносекскому договору Япония получила Тайвань и Пескадорские острова, право на строительство предприятий в Китае, который также платил большую контрибуцию.

Экспансия в Китай обострила российско-японские отношения, которые впоследствии обусловили войну 1904-1905 гг. Россия в ней потерпела поражение. По Портсмутскому договору — Порт-Артур, железная дорога в Южной Маньчжурии, южная часть острова Сахалин передавались Японии.

Период Кофун

К концу III века нашей эры практически завершилось объединение мелких государств в некое федеративное образование под властью императора, который жил вместе со своим двором в столице. Каждый новый император переезжал в новую столицу, поскольку обычай не разрешал ему жить в месте, где осталась могила предшественника. И только в 710 году была основана постоянная столица государства город Хэйдзё-кё (современная Нара), а всего за 9 лет до этого был составлен первый законодательный свод, который формально действовал до принятия Конституции в 1889 году.

Примерно в середине VI века началось распространение буддизма. Несмотря на противодействие синтоистских жрецов, которое привело к конфликтам и нескольким войнам, со временем учение обрело популярность в высших слоях аристократического общества и стало государственной религией. Однако низшие слои общества продолжали исповедовать синтоизм.

В 645 году к власти пришел аристократический клан Фудзивара, который сосредоточил фактическую власть в своих руках, в то время как императору оставалась лишь роль верховного жреца.

Развитие культуры и науки

Япония

Сёгун Ёсимунэ не оставил без внимания и науку. Он всячески способствовал ее развитию. Например, в 1742 году он разрешил ввозить в Японию европейские книги по естественным и прикладным наукам. В столицу – город Эдо сегун приглашал европейцев (преимущественно голландцев), которые интересовались культурой и историей Японии. Кроме этого, при дворе он организовал центры культурных обменов между японцами и иностранцами. Японские ученые быстро освоили английский язык и начали подымать отечественные знания с математики, астрономии и медицины. Стоит отметить, что в остальных сферах культура Японии оставалась консервативной.

Таким образом, культурная история Японии 18 век оставалась на том же уровне, что и в 17 веке – продолжалась усовершенствоваться национальная идея, укреплялся буддизм и синтоизм. Иностранная культура и обычаи воспринимались рядовыми японцами как чужие и странные. Японская культура обозначенного периода оставалась глубоко консервативной в театре, музыке, рисовании и философии. В культуре продолжали использовать старые мотивы, стили и схемы.

Знаете ли вы, что…[править]

  • Суровый нрав нижних чинов японской полиции (городовых) вошёл в поговорку во многих языках мира, включая русский и албанский.
  • Из бумажных салфеток, потребляемых японцами за год для изготовления оригами, можно было бы изготовить более 75000 тонн варёной колбасы.
  • Самое дорогое в мире вино — «Сакэ д’Икэм» (яп. コカコーラ), бутылка которого была продана с аукциона Сотбис за 90000 убитых енотов — изготовлено из риса, выращенного на личной плантации Императора Японии.
  • Горные лыжи были изобретены жителями предгорий горы Фудзияма. Этот вид спорта так популярен среди японцев, что даже английское слово «ski» («лыжи») произошло от искажённого японского «суки» (яп. 好き; букв. «любовь», «симпатия»
    ).
  • В древности, как подтверждение невинности невесты перед свадьбой, мужья после первой брачной ночи должны были гордо вывешивать на крыше государственный японский флаг.
  • Раньше около Японии не было моря, но японские повара настолько суровы, что сделали его из суши.
  • Японцы умирают только ото двух вещей — от харакири и от умиления.

Информация о системе получения знаний

Получение образования для японца является целью его жизни. Благодаря этому есть возможность обеспечить себе будущее. Уже с первых лет появления ребенка на свет идет его обучение навыкам чтения и счета.

Кратко система образования в Японии состоит из периодов:

  1. Дошкольное воспитание.
  2. Начальная школа.
  3. Среднее обучение.
  4. Старшее учреждение.
  5. Высшее образование.

Учеба начинается с апреля месяца. Образовательный год состоит из 3 семестров:

  1. Весеннего. Он продолжается с апреля до середины июля.
  2. Летнего. Он длится с сентября до середины декабря.
  3. Зимнего. Он начинается с января и заканчивается в последних числах марта.

Между семестрами проходят каникулы. Самые длительные из них летние, которые длятся 30 дней. В конце учебного года учащимися сдаются экзамены.

Дошкольное воспитание

Пока ребенку не исполнилось 3 года, дошкольное образование не является обязательным. Просто часто родителям не с кем бывает оставить малыша в рабочее время. До 6 лет японские дети посещают следующие заведения:

  1. Ясли. Здесь учебная подготовка не ведется. Ребенок сюда ходит до 3 лет.
  2. Детский сад. Это место, где ребенок обучается чтению и счету до 6-летнего возраста.

Попасть в ясли могут дети только малообеспеченных родителей. При этом мать и отец должны работать не меньше 4 часов в день. В детских садах ребенок находится до 14−00 часов дня. Здесь, кроме процесса обучения, много внимания уделяется развитию коммуникативных способностей детей.

Начальная школа

Японская система образования предусматривает поступление детей с 6 лет в начальную школу. Если она относится к государственному заведению, то обучение в ней бесплатное. Существуют и частные школы, где плата за учебу довольно высокая.

Обучение в таких школах продолжается в течение 6 лет. В начальные годы закладывается база основных наук, таких как японский язык, математика, музыка. Затем вводятся дополнительные дисциплины. Это, могут быть, научные и гуманитарные предметы.

На этом этапе обучения школьная форма еще не вводится. Однако во время прогулок обязательно должны присутствовать желтого цвета панамы, зонтики и дождевики. С их помощью дети не потеряются на улице.

Среднее обучение

На следующем этапе получение среднего неполного образования является обязательным. Получить его можно бесплатно в государственных и частных заведениях. Продолжается оно в течение 3 лет. В школах ведется изучение государственного языка, естественных и гуманитарных наук. Кроме того, добавляется иностранный язык, труд, музыка и физкультура.

В середине семестров ведется тестирование по некоторым наукам, а после их окончания учащиеся сдают экзамены, касающиеся всех основных дисциплин.

Старшее учреждение

Получив среднее образование, японцы могут на этом остановиться. Однако статистика показывает, что 95% человек желают продолжать получение образования. На этом этапе посещение учебных заведений уже платное, но, не продолжив учебы, невозможно поступить в вуз.

Теперь, кроме основных наук, изучаются еще и специализированные дисциплины. В течение учебного года учениками 5 раз сдаются экзамены. После окончания школы проводится тестирование для желающих поступать в вуз.

Вместо посещения старших школ можно поступать в профессионально-технические колледжи. Срок обучения в них составляет 5 лет. После их окончания человек сразу же получает специальность.

Высшее образование

В Японии насчитывается порядка 730 высших учебных заведений. Большинство японцев стремятся получить в них образование. Здесь учеба состоит из этапов:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • аспирантура.

Сначала идет изучение основных наук, а затем к ним добавляются профессиональные дисциплины. В качестве нормативных единиц выступают баллы. На первом этапе их количество должно составить интервал 124−150.

На втором этапе учебы в магистратуре нужно набрать 30 баллов. Кроме того, здесь сдаются экзамены, и выполняется дипломная работа. На основании полученных результатов студенту присваивается степень.

Все высшие учебные заведения в Японии платные. Только самым одаренным студентам удается получать стипендии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]