Храм Мэйдзи. Синтоистские и буддийские храмы Японии

Синтоистские храмы
Jinja, или храм – место, куда сторонники синтоизма в Японии ( shintô ), идут, чтобы помолиться. Религия shintô – язычество, построенное на отношениях между древними народами и демонами сверхъествественного. Данная религия не имеет никаких “письменных тел”, но является основной в Японии и осуществляется через церемонии и фестивали.
1) 2)

Komainu – каменные собаки, которые встречаются при входе в храм, охраняют окрестности. У одной собаки всегда открытый рот и называется она A (1), у другой всегда закрытый рот и называет она Un (2).

Один из символов храма – ворота, или Torii (mon no ji). Означает разделение между современным миром и миром духов. Стиль Inari.

Chõzuya – маленький павильон с водой и ковшами около главного храма. Люди приезжают сюда, чтобы вымыть руки и прополоскать рот перед входом в главный храм , перед тем как начать молиться.

1. hishaku (ковш) 2. вода

Главное здание Храма Tõshõgū.

Святилище как сакральное пространство

По всей Японии насчитывается более сотни тысяч больших и маленьких святилищ. Они являются местами поклонения божествам синто, автохтонной религии японцев. В синтоизме насчитывается огромное количество, букв. «восемь миллионов», или «мириады» (яоёродзу) божеств, и в каждом святилище почитают божество, имеющее особую связь с местом, где святилище расположено. Самые древние из святилищ основаны более двух тысячелетий назад. Территория святилища является сакральным пространством, в пределах которого находится Главный павильон (хондэн), где хранится объект, являющийся «телом божества», его материальным проявлением. Здесь есть и Павильон поклонения (хайдэн), где посетители совершают поклонение, и другие сооружения и объекты, связанные с почитанием божеств. Рассмотрим же святилище поподробнее.

Синтоистские святыни

Люди посещают святыни, чтобы почтить ками или помолиться за удачу. Святыни также посещают во время проведения специальных мероприятий, таких как Новый год, Сэцубун, Сити-Го-Сан и других фестивалях. Новорожденных традиционно приносят в храм через несколько недель после рождения, а многие пары проводят там свои свадебные церемонии.

Что следует помнить при посещении храмов в Японии

Следующие структуры и объекты обычно можно найти в храме:

Тории

Одни или несколько ворот тории отмечают подход и вход в храм. Они бывают разных цветов и сделаны из разных материалов. Большинство торий, однако, сделаны из дерева и окрашены в оранжевый и черный цвета.

Komainu

Комаину- это пара собак-хранителей или львов, которых часто можно найти с каждой стороны входа в храм. В случае святынь Инари они — лисы (см. Рисунок), а не собаки.

Бассейн для умывания

Вода в водоёмах, корытах, фонтанах используется для очистки. Вы должны ополоснуть руки и прополоскать рот, прежде чем подойти к главному залу (подробнее) зал

Основные помещения

В зависимости от архитектурного стиля храма, главный зал (сопаки) и зал приношений (хайден) представляют собой два отдельных здания или объединённых в одно здание. Центральная комната главного зала содержит священный предмет — святыню, а посетители совершают свои молитвы и подношения в зале подношений (подробнее).

Театр Но.能 Японский драматический театр

Театр

В некоторых святынях можно найти сцены для танцев кагура или театральных представлений ««. Но (能) — это форма театра, включающая музыку, танцы и драму, возникшую в 14 веке. Святыни, храмы и дворянство были одними из первых покровителей театра НО. Соответственно, в некоторых знаменитых святынях и храмах до сих пор существуют красивые открытые НО-сцены.

Эма

Посетители храма пишут свои пожелания на этих деревянных табличках, а затем оставляют их в храме в надежде, что их желания сбудутся. Большинство людей желают крепкого здоровья, успехов в бизнесе, сдачи вступительных экзаменов, любви или богатства.

Глава 5. Синтоизм

Начиная с VI века н. э., когда государственная власть Японии приняла почитание Будды в качестве государственной идеологии, синтоизм отошел на второй план. Он не исчез, однако постоянно находился в жесткой конкурентной борьбе с пришлой верой. Вместе с тем наряду с буддизмом вполне заметным было влияние на жизнь японцев даосизма и конфуцианства.

Государство, поддерживая буддизм административными методами, в то же время стремилось регулировать жизнь синтоизма и использовать его в своих целях.

Так, в VII веке н. э. император принял титул Акицумиками-то амэносита сиросимэсу Яиато-но сумэра-микото

(«Живой ками, властелин мира и император царства Ямато»)256.

На рубеже VII-VIII веков было учреждено специальное ведомство – Департамент по делам синто

. Главы жреческих кланов вошли в его чиновнический аппарат и таким образом получили сановные привилегии, одновременно оказавшись под контролем государственной власти.

Позволяя синтоизму существовать в пределах страны, власть на протяжении многих веков пыталась по мере сил содействовать утверждению буддизма. Одним из ярких примеров этого можно считать издание в 685 году особого повеления: «…в каждом доме следует соорудить буддийский алтарь и поместить в нем изображение Будды и буддийские тексты. У этих алтарей должно совершаться поклонение с предложением подношений в виде пищи»257.

Степень давления на синто со стороны сочувствующей буддизму власти была различна. Тем не менее императорский дом не отказывался от услуг национальной религии, возводившей его напрямую к верховному божеству Аматэрасу.

В XII веке происходит фактическое отстранение официального монарха от реального управления. На практике настоящими правителями Японии становятся сёгуны

– главы наиболее сильных в политическом и военном отношении кланов. Сёгуны еще с бóльшим энтузиазмом и рвением поддерживали буддизм, видя в нем религиозную традицию, равнодушно относящуюся к претензиям на божественные почести удаленного с политической арены императора.

Подобная ситуация продолжалась вплоть до 1868 года, когда после эпохи конфликтов и смут императору Мэйдзи

(1852–1912) удалось вернуть себе настоящую власть. Императором были предприняты широкомасштабные реформы во всех сферах жизни: экономике, военном деле, администрировании и т. д. Япония встала на путь усвоения лучших достижений европейской цивилизации, пытаясь одновременно переосмыслить их применительно к собственной истории и культуре258.

Необходимое при этом возвышение императора, вернувшего себе реальную власть и ставшего вдохновителем реформ, предполагалось осуществить путем возвращения ему божественного достоинства. Для этого синтоизму вернули статус господствующей религии, отведя ему роль носителя идеологии национального возрождения, преображения государства и общества.

Одновременно происходит рост национального самосознания, что ведет к усилению националистических тенденций.

Во внешней политике указанные тенденции привели к захватническим войнам: японско-китайской (1894–1895) и русско-японской (1904–1905), из которых Страна восходящего солнца вышла победительницей. В 1910 году происходит аннексия Кореи.

В 1914 году начинается Первая мировая война, в которую Япония вступает, будучи связанной союзническим договором с Великобританией. Пользуясь благоприятной ситуацией, она занимает все территории, ранее подконтрольные Германии в Китае и в Тихоокеанском регионе. В Версальской конференции, подводившей итоги глобального международного конфликта, Япония участвовала в ранге одной из стран-победительниц.

Победы на полях сражений вдохновили националистические движения на новые свершения. По всей стране началась травля людей, связанных с иностранной культурой или религиозной традицией.

В 30-е годы XX века Япония живет под влиянием идей милитаризма и националистического шовинизма. В 1937–1945 годах идет Вторая японско-китайская война. 7 декабря 1941 года был осуществлен знаменитый налет на Пёрл-Харбор, что фактически стало началом вооруженного противостояния с США и Великобританией в рамках Второй мировой войны. Вместе с тем были завоеваны Гонконг, Филиппины и Малайский полуостров.

Во время военных действий всех поражало мужество и самопожертвование японских солдат, готовых отдать жизнь не только во имя достижения победы, но и ради получения тактического преимущества в ходе военной операции. Создавались специальные отряды смертников – камикадзе259

.

Самые известные из них – летчики, готовившиеся совершить единственный вылет, с тем чтобы по завершении миссии обрушить свой самолет на врага. Для этого изготавливались даже специальные самолеты-снаряды, начиненные взрывчаткой, возвращение которых на авиабазу изначально не предполагалось.

Существовала религиозная концепция, согласно которой Аматэрасу возложила на летчиков особую миссию по охране Японии. Погибшие прославлялись как герои, объявлялись ками

, в их честь воздвигались храмы, а семьи пользовались огромным уважением соотечественников. Молодых людей, желающих отдать свою жизнь за императора и страну, находилось гораздо больше, чем самолетов, годных для этой цели.

6 и 9 августа 1945 года авиация США нанесла атомные бомбовые удары по городам Хиросима и Нагасаки. 9 августа СССР вступает в войну с Японией. В результате этих событий 2 сентября 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии.

В декабре 1945 года издается приказ о религиозных объединениях, дававший религиям свободу действий. Синто было лишено своего привилегированного статуса национальной религии и идеологии. Уже в феврале 1946 года создается Дзиндзя хонте

(букв. «Центральное храмовое бюро») –
Ассоциация синтоистских храмов
, объединившая 80 000 из 100 000 синтоистских святилищ. В 1947 году Япония приняла новую секулярную конституцию.

Сегодня бóльшая часть японцев, являясь на практике малорелигиозными людьми, вместе с тем считает себя принадлежащими одновременно к буддистской и синтоистской религиозной традиции. «В настоящее время человек женится в синтоистском храме, проживает свою жизнь согласно конфуцианским социальным наставлениям, придерживается некоторых даосских верований в “счастье” или “несчастье”, участвует в народных фестивалях, а хоронят его в буддийском храме»260.

А стоит ли?

Очаровываясь загадочностью, красотой и необычностью традиций этой далекой страны, мы забываем о политической роли синтоизма в истории Японской Империи, когда было провозглашено превосходство божественного духа японского народа перед всеми остальными, а также объявлено об особой роли Японии — страны богов — в этом мире, где она должна занимать центральное место среди склонившихся перед ней остальных стран. Когда умереть как камикадзе — «ветер богов» — было скорейшим способом стать ками. С поражением во Второй мировой войне синтоистское государство отошло в прошлое, но националистические идеи «божественной земли» и «божественной нации» не исчезли, а только видоизменились.

Сегодня количество верующих в Японии в два раза превышает количество населения этой страны, что легко объяснимо: синтоизм не возражает против одновременного исповедования любой другой религии в то время, как каждый японец, исповедующий буддизм, христианство или другую религию, считает себя синтоистом. Ведь быть синтоистом для них просто означает быть японцем.

Поэтому, с точки зрения японца, иностранец, совершающий синтоистские обряды, выглядит, мягко говоря, нелепо, ведь ему не с кем общаться, божественных предков у него нет. Хотя вежливый японец по этому поводу и слова не скажет.

В широком понимании синтоизм для японцев — нечто большее, чем просто религия, это соответствующий общественный уклад жизни. Синто для японца — это и история, и традиция, и сама жизнь. И здесь есть чему поучиться, не заимствуя чужие традиции, но оберегая и свято чтя свои.

Теги: японцы, Восток, традиции, храм, религия, Япония, синтоизм

Буддийские храмы Японии

Буддизм в Японии стал не просто новой идеологией, которая во многом коснулась и образа жизни общества, но и положил начало новым архитектурным формам и дополнительным техникам в сфере строительства. Буддийский храм в Японии, как правило, имеет массивную крышу, на которой красуется длинный, устремляющийся в небо, шпиль. Архитектура буддийских храмов в Японии основывается на наличии четырех основных элементов – колонны, крыши с наклоном, перекладинами и замысловатой кровле.

Храм Энряку-дзи

Этот буддийский храм располагается на горе Хиэй, которая находится недалеко от города Киото. Сооружение было построено в начале VIII, буддистом по имени Сайтё. Достаточно продолжительное время, вплоть до сегодняшнего дня, на территории храма осуществляется деятельность школы Тэндай. Также, Энряку-дзи содержит в себе течение таких школ, как Нитирэн, школа Чистых Земель и Дзен. На сегодняшний день, храм можно считать одним из самых популярных буддийских храмов.

Деятельность монахов на территории монастыря началась в 807 году под руководством основателя. Его поддерживал император Камму, который находился в тот момент у власти. Обучение длилось двенадцать лет. В процесс обучения участвовало сто учеников. Все время, отведенное на приобретение навыков, монахи проводили в медитациях, изучая основы буддизма. В монастыре царила строгая дисциплина, которая помогала ученикам достичь определенных высот. Самые лучшие из монахов продолжали служить в Энряку-дзи, другие находили себя в правительственных должностях. Со временем храм разрастался, в самый пик расцвета, он представлял собой целый комплекс, в который входило 3000 храмов. При монастыре имелось собственное войско, которое нередко участвовало в кровопролитных войнах, отстаивая интересы храма.

На сегодняшний день храмовый комплекс содержит в себе три части. В восточном зале, который носит название Тодо, когда-то давно находился главный деятель монастыря. Западный зал храм называется Сайто, он выполняет аналогичную предыдущему залу функцию. Третья часть храмового комплекса получила название – Ёкава.

Храм Рёан-дзи

Храм расположен в Киото. На сегодняшний день он несколько отличается от своего изначального состояния, поскольку неоднократные пожары способствовали реконструкциям его стен. Рёан-дзи обладает высокой значимостью для японского народа, он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Главная отличительная особенность храма – это сад камней, расположенный на его территории. Он считается основным символом Киото. Примечательно, что в этом саду совершенно нет растительности. Он предстает перед туристами именно в таком виде, каким был создан изначально. Автором этого культурного наследия является Соами – мастер, имеющий внушительную репутацию. Сад камней привлекает даже людей, далеких от буддизма, поскольку его созерцание заставляет задуматься о глубоких вещах и познать самого себя.

Помимо сада камней, на территории храмового комплекса можно обнаружить живописное озеро, через которое проходят небольшие мостики. Имеется также и чайный сад, попасть в который может далеко не каждый. Вдоль озера проходит прогулочная дорожка.

Храм Тодай-дзи

Данный представитель буддийских храмов охраняется особым образом, поскольку является объектом ЮНЕСКО. Тодай-дзи расположился в Наре. Его называется самым большим храмом, который построен из дерева. Храм не только олицетворяет религиозность, но и является чрезвычайно красивым памятником японской культуры. Территория комплекса достаточно большая, он сосредоточен в самом сердце города. Визитной карточкой сооружения можно считать южные ворота, которые в высоту достигают 25 метров. Рядом с ними можно увидеть множественные фигуры из дерева, которые привлекают своим мастерским выполнением.

Помимо южных ворот, имеются и другие, в том числе – центральные. В непосредственной близости с ними располагается курильница. Проходя мимо неё, некоторые туристы стремятся на некоторое время попасть в клубни дыма. Такая традиция является характерной для буддийских храмов. Она совершается для того, чтобы очистить свое тело и душу.

На территории Тодай-дзи расположен олений парк, где можно встретить оленей, находящихся в свободном выгуле. Другой особенность храмового комплекса считается статуя Будды, выполненная из бронзы. Пол зала, где она располагается, вымощен плитами из камня. Будда запечатлен на листьях лотоса, которые также как основная фигура, изготовлены из бронзы. Изображение Будды выглядит очень реалистично, как и было задумано великими мастерами

Храм Кофуку-дзи

Если перечислять храмы древней Японии, пользующиеся особой популярностью, то Кофуку-дзи, несомненно, будет занимать почетное место в этом списке. Чтобы его увидеть, достаточно посетить город Нара.

Изначально Кофуку-дзи располагался в Киото, а затем был переправлен в Нару. На данный момент он причисляется к объектам, охраняемым ЮНЕСКО, и считается одним из семи самых крупных сооружений юга страны.

Основателем храма стал клан Фудзивара. За время его существования, храм переживал как упадок, так и период расцвета. В средние века Кофуку-дзи выделялся наличием профессионального войска. Это и стало причиной участия в жестокой войне, которая не принесла храму ничего хорошего. После её окончания Кофуку-дзи переживал не лучшие времена.

Храм выделяется от аналогичных сооружений пагодой, которая составляет 50,8 метров в высоту и имеет пять этажей. Со временем она реконструировалась и менялась. Другая, не менее красивая пагода, содержит в себе три этажа. Она считается самой древнейшей. В 1180 году она пережила глобальный пожар, но вскоре была восстановлена.

Храм Котоку-ин

Храм выделяется статуей Будды, которая поражает туристов своим масштабом. Она является не просто изюминкой и обязательным атрибутом храма, но и настоящей достопримечательностью всего города Камакуры, в котором и располагается храм.

Минамото-но-Ёритомо был первый, кто предложил создать столь величественную статую Будды на территории храма. Однако осуществить свою затею он не успел, так как скоропостижно скончался. После его смерти воплощать замысел в жизнь стала Инада. Средствами, на которые была возведена статуя, стали пожертвования людей со всей округи.

Котоку-ин переживал сильнейшие повреждения во время масштабного землетрясения. После него статуя долгое время находилась в плачевном состоянии. Позже удалось собрать деньги на её реконструкцию. Однако Будда предстает на сегодняшний день не в том виде, в каком он был изначально. Ранее он был покрыт позолотой полностью, а сейчас она осталась лишь на ушах статуи.

Omikuji

Омикудзи — это гадательные бумажки, находящиеся во многих святилищах и храмах. Случайно нарисованные, они содержат предсказания, начиная от Дайкити («большая удача»), до дайке («большая неудача»). Привязав листок бумаги к ветке дерева, удача сбудется, а неудачу можно предотвратить. Их обычно получают, делая небольшое пожертвование (как правило, монету в пять иен, поскольку это считается удачей) и случайным образом выбирая одну из коробки, надеясь, что полученная удача будет хорошей.

Санпай

Помните, что дзиндзя — это место поклонения, поэтому вы должны быть одеты соответствующим образом и уважать принятые обычаи. Особенно при входе в главное здание храма сядэн (社殿) или в какое-то особенное место в пределах дзиндзя, мужчины должны быть одеты в костюм с галстуком, а женщины — в костюм или платье. Сам акт поклонения или паломничества называется санпай (参拝).

Правила посещения святилища

  1. Поклонитесь один раз перед тем, как пройти через тории. Помните, что вы входите в священное место.
  2. Очиститесь водой в chozuya (手水舎), которое иногда называют chozusha/ temizuya/temizusha. Зачерпните воды специальным черпаком hishaku (柄杓) правой рукой и вылейте на левую. Поменяйте стороны и наберите воду левой рукой, выливая на правую. Снова возьмите черпак в правую руку, налейте воду на ладонь левой руки и поднесите ко рту для полоскания. Снова очистите левую руку правой, затем поверните черпак, чтобы остатки воды стекли на ручку, а после верните его на место, лицевой стороной вниз.
  3. Идите по дороге к храму (sando, 参道) прямо к алтарю.
  4. Поклонитесь сайсен-бако (賽銭箱) и бросьте свое подношение в ящик. Вы можете положить любую сумму, но говорят, что монеты номиналом 10 иен и 500 иен бросать к неудаче. С другой стороны, считается, что 5-йеновые монеты приносят удачу, потому что goen (五円), или 5 иен, звучит как гоэн (ご縁) — судьба. Если вы используете бумажные деньги, то это должны быть новые купюры, помещенные в белый конверт с вашим именем и адресом.
  5. Потяните за веревку, чтобы позвонить в колокол для изгнания зла. Если в святилище много людей, можно пропустить этот шаг.
  6. Дважды поклонитесь, дважды хлопните, помолитесь и еще один раз поклонитесь. Это называется nirei-nihakushu-ichirei (二礼二拍手 
一礼). Вам нужно дважды глубоко поклониться, затем сложить ладони перед грудью в позу для молитвы, развести их на ширине плеч и хлопнуть дважды, затем, удерживая руки перед грудью в молитвенном положении, тихо помолиться, опустить руки по бокам и еще раз глубоко поклониться.
  7. Спуститесь обратно вниз по лестнице. После молитвы можно купить омикудзи (おみくじ), омамори (お守り), повесить эма (絵馬, вотивная табличка, подносимая по обету в храм) или прогуляться по остальной части святилища.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]