Японцы все делают лучше: 10 отличных японских метал-групп

С лучшей метал-бандой мы уже определились, но это вовсе не значит, что в Японии нет других достойных групп. Даже наоборот – метал-сцена в Японии очень разнообразна и качеством западной не уступает совсем. Наша подборка из десяти групп это докажет. Но цели вспомнить вообще все крутые японские группы у нас нет – этому можно посвятить отдельный сайт. Так что обязательно делитесь своими любимыми метал-группами из Японии в комментариях!

X Japan (エックス・ジャパン)

В Японии все отлично не только с авангардной музыкой, но и с классическим металом. Музыканты основанной в Тибе группы X Japan – одни из пионеров хэви, пауэр, симфоник и спид-метала в стране. Настоящие революционеры своего времени. Многие относят X Japan еще и к глэму, называя группу предтечами направления вижуал-кей. Сам термин, к слову, придумал Ёсики – барабанщик и клавишник банды.

Несмотря на то, что группа основана аж в 1982 году, она выпустила всего пять полноформатников. Зато все отличные! Песни X Japan – ультимативные метал-гимны и баллады, под которые хоть в последний бой со слезами на глазах. Их восприятию даже языковой барьер не мешает. Жаль только, что с 1996 года новых пластинок банда не выпускала.

X Japan всем фанатам классического метала нужно слушать, конечно же, обязательно. В 2021 году вышел посвященный истории группы документальный фильм We Are X – можно и его посмотреть. Респекты там, среди прочих, выражает Мэрлин Мэнсон, Джин Симонс из Kiss и Ричард Фортус из Guns’n’Roses.

Boris (ボリス)

Токийские короли дроуна, постоянно пересобирающие свой звук. С 1992 года Boris выпустили более двадцати альбомов и попробовали себя едва ли не во всех жанрах музыки вообще. Группа настолько экспериментальная, что сложно сказать, фанатам чего конкретно ее можно советовать.

Все что Boris делают в рамках дроуна, сладжа и стонера – особенно хорошо. Но есть у них и эмбиент, и постметал, и дичайший нойз, и панк-хэви, и джей-поп. И нигде группа откровенно не проваливается. Сегодня пишем дрим-поп, завтра коллабимся с Merzbow и Sunn O))) – в этом и есть Boris. Группу совершенно точно стоит рекомендовать любителям «атмосферной» музыки, фанатам тягучих получасовых (а то и часовых) опусов. В целом же, можно ставить на шаффл полную дискографию Boris и просто открывать для себя новые направления тяжелой (и не очень) музыки.

Японская поп-музыка

Популярная и эстрадная музыка страны восходящего Солнца сокращенно обозначается термином J-pop, от словосочетания «Japanese pop». Это название впервые было употреблено на радио J-Wave для того, чтобы подчеркнуть отличия японской популярной музыки от эстрадных песен остального мира. Но термином J-pop японцы нередко называют и другие музыкальные жанры – японский рэп, ска, соул, танцевальную и электронную музыку. Среди певцов выделяются сэйю — актеры, занимающиеся озвучкой персонажей аниме.

J-pop — неотделимая составляющая современной культуры Японии. Эта музыка нашла свое место во всех сферах развлечений и общественной жизни: в предпринимательстве, кинематографе, радиовещании, телевидении, компьютерных играх, аниме. Большинство японских ТВ-шоу ставят J-pop в титры. Темп J-pop нередко чрезвычайно быстр, поэтому некоторые люди плохо воспринимают его. Музыка, которая играет в аниме и ТВ-шоу, постоянно меняется от сезона к сезону.

Японская музыка в современной обработке

Масса вышедших в свет музыкальных композиций делают японскую поп-музыку очень изменчивой. Большинство музыкальных коллективов представляют слушателям всего один альбом и серию синглов, потом прекращают свое существование и становятся забытыми. Немногим группам удается взойти на пьедестал почета и быть известными в течение десятилетий. Southern All Stars, Chage & Aska, B’z, Tube , the pillows, и Dreams Come True приобрели огромную популярность не только в Японии, но и за ее пределами.

Dir En Grey (ディル・アン・グレイ)

Одна из самых известных японских групп, которую вы точно знаете. Но не включить их в подборку было бы несправедливо. Dir En Grey образовалась в Осаке в 1997 году и с тех пор состав банды не менялся. Как и в случае с Boris, однозначно определить жанр группы невозможно. Слишком много абсолютно полярных экспериментов – от джей-попа до едва слушабельного грайндкора (в рамках жанра это комплимент). Где-то посередине затесался и ню-метал – группа даже в тур Family Values вместе с Korn каталась. Чаще всего Dir En Grey помечают как авангардный метал, либо записывают в прогрессив.

Группа выстрелила во многом благодаря Ёсики из X Japan. Он продюсировал и наставлял Dir En Grey еще в 90-х. Причин любить музыку банды миллион, но самая заметная ее особенность – вокал Кё. У него внушительный диапазон в пять октав, плюс совершенно безумные экстрим-техники. Кё может не только в скримы и гроулы, но и в совсем уж экстремально-низкий гутторал, с которого легко переходит хоть на пиг-сквил. И на все это накладывается легко считываемый японский колорит и даже этника. Ну и клипы у Dir En Grey бывают взрывные.

Первая половина 70-ых. Японская Новая Волна.

В 1970-ых на западе началась эпоха Новой Волны. Японцы копировали звучание и стилистику британских и американских групп, таких как This Heat, Talking Heads, New Order и многих других. В то же время привносили собственный колорит и перерабатывали её по-своему.

The Plastics

Графический дизайнер из Токио Тосио Наканиси разработал и отослал дизайн промо-книги тура Talking Heads их лидеру Дэвиду Бирну. Вместе с книгой он отправил несколько демо-записей своей группы The Plastics. Записи заинтересовали Бирна, и он передал их менеджеру the B-52’S, который впоследствии предложил Наканиси раскручивать the Plastics. Своё имя группа получила из-за расхожего мнения западного мира о «пластиковых», то есть некачественных японских товарах, которые считались низкопробной подделкой действительно хороших американских продуктов. The Plastics не отрицали американского влияния и часто иронизировали на этот счёт. Они копировали стиль и подачу западных исполнителей, однако на выходе выдавали собственный японизированный продукт. По словам Бирна, в эксцентричной музыке пионеров японской Новой Волны был заложен серьёзный смысл, спрятанный за внешней дурачливостью и несерьёзным поведением на сцене. Коллектив строил свою музыку вокруг симбиоза электрогитары и синтезатора, аккомпонирующих двум перекликающимся голосам мужчины и женщины, одетых в пиджаки, рубашки и галстуки. В начале 80-х группа распалась. Несколько её участников создали группу Melon, которая также играла new wave, но уже с элементами R’n’B, глэма и не стесняла себя рамками жанров.

Yellow Magic Orchestra

Ещё до создания группы все участники имели большой опыт выступлений и разносторонний репертуар. Они выступали во множестве коллективов, где играли классику, техно, джи-поп и этническую фолк-музыку. А лидер группы Хосоно Харуми начал экспериментировать с электронными устройствами ещё в начале 70-х во время учёбы в Токийском университете искусств. Результаты своих экспериментов он использовал при создании первого японского техно-альбома. В 1978 коллектив выпустил одноимённый группе альбом, который выиграл премию «Лучший альбом года Японии» и сделал YMO самой популярной группой в стране. Yellow Magic Orchestra исполняли танцевальный электропоп и энергичный синти-поп. Темы киберпанка и компьютеризации в текстах песен, аккомпанировались секвенсорами, драм-машинами и множеством электронных устройств. После выхода альбома ими заинтересовались западные исполнители, в том числе Майкл Джексон, который записал кавер на песню Solid State Survivor. В 1980 YMO поехали в тур по США и Великобритании, где собирали полные залы, а билеты на их концерты быстро раскупались.

Gotsu-Totsu-Kotsu (兀突骨)

Почти неизвестные за пределами Японии адепты самурай-метала из Кавагоэ. Группа была основана в 2000 году и с тех пор играет очень бодрый дэт-метал с грохочущим слэп-басом. Тексты (кто их поймет?) в основном посвящены самурайской чести и доблести – поэтому банда и определяет себя как самурай-метал. Насколько все это всерьез – вопрос.

Непосредственно в звуке ничего не выдает в Gotsu-Totsu-Kotsu японцев. Никаких диких экспериментов в их музыке тоже нет. Это просто очень крутой дэт-метал, который благодаря фанковому базу качает особенно сильно.

Maximum the Hormone (マキシマム ザ ホルモン)

Классики японского ню-метала из Хатиодзи. Группа основана в 1998 году и неплохо известна на западе. Ню-метал – очень общее описание звука Maximum the Hormone, если раскладывать его на составляющие, то там найдется и хэви, и хардкор, и постхардкор, и поп-панк и, конечно же, поп. Мелодические поп-вставки, прерывающие очень быстрые жесткие риффы и агрессивный гроул-речитатив – главная фишка группы. При этом настрой песен плавает от по-блэкерски мрачного до совершенно солнечного и юмористического, бывает, что и в пределах одного трека.

Чаще всего Maximum the Hormone сравнивают с System of a Down – и местами (очень часто) их песни действительно звучат как японские каверы на неизданные треки «Системы». Похож и вокал, и аранжировки. Даже похожие на армянские напевы внезапно проскакивают. Это, разумеется, хорошо, учитывая, что Танкян с друзьями ничего нового уже не выпустит.

Maximum the Hormone коммерчески успешная группа, не в последнюю очередь благодаря своему саундтреку к аниме «Тетрадь смерти».

Вторая половина 70-ых. Протестная музыка и осознание проблем.

В 1978 в Англии появились Sex Pistols с нонконформистской повесткой и стали кумирами для молодых людей по всему миру. Большинство японских групп копировали стиль и подачу британцев, однако были те, кто пытался создать собственные, непохожий на западный проекты.

Friction

Friction появились одними из первых на зарождавшейся рок-сцене Японии. Перед созданием группы «Reck» и Тацуя Накамура несколько лет прожили в США, где играли в группах Лидии Линч и Джеймса Ченса. Позже они вернулись в Японию и создали первый панк-рок коллектив в стране. В 1978 году к ним присоединился гитарист Цунемацу Масатоси. Первый альбом команды «Atsureki» (с японского Трение) спродюсировал клавишник Yellow Magic Orchestra Рюити Сакамото. Friction копировали стиль американских панков, однако в отличие американцев японцы делали технически качественную музыку. Они умели играть на инструментах, качество звука и сведение были на более высоком уровне, а сами музыканты на сцене вели себя достаточно сдержанно. И выглядели скорее как рокнролльщики 60-х – разноцветные рубашки с воротником, брюки и зачёсанные назад волосы.

Inu

Проект Inu (с японского собака) просуществовал несколько лет и выпустил только два альбома. Первый альбом—Ushiwokamaru Name Tottarado Tsuitaru Zo! был записан во время полугаражных выступлений. Лидер группы Мачизу Мачида отмечал в интервью, что критики считали «сырой» и «грязный» звук альбома авангардистским экспериментом, хотя на самом деле музыкантам просто недоставало навыков игры на музыкальных инструментах. Типичный панк-рок западного образца – нечленораздельные крики, расстроенные гитары и низкое качество звука дополнялись необычными для жанра инструментами – гармоникой, волынками и электронной аппаратурой, на которой чаще записывали техно. Мачида вставлял в записи различные эффекты—марш солдат, выстрелы ружей, стоны и случайные реплики из фильмов, а также запикивал отдельные слова. Через несколько лет после первого вышел единственный студийный альбом группы Mushi Kuuna! В этот раз музыканты ответственно подошли к записи и сведению альбома. Звук стал намного чище, у песен появились ритм и тема. Несмотря на панк-направленность, альбом был неоднороден. Если в первых песнях чётко слышны цепляющий поп-мотив, энергичные перкуссия и ритм-секция, то в середине музыка замедляется, гитары начинают скрежетать, дисторшн заглушает выкрики Мачиды, а барабаны монотонно отбивают один и тот же ритм. К концу альбома энергичный, более чистый звук возвращается, бит ускоряется, а вокал превращается в несвязный гул.

Phew

Одна из ключевых фигур японской авангардной сцены – Phew. Исполнительница начала свою карьеру в 1978 году в Aunt Sally, группе игравшей смесь панк-рока и психоделики. Aunt Sally просуществовала всего два года, успев поработать с известными экспериментальными коллективами из Германии — D.A.F, Einstürzende Neubauten и Can. Ритмичный, монотонный вокал и мелодичные «детские» звуки клавесина с вступавшим барабанным маршем сменялись на быстрый цикличный мотив, чем-то напоминавший ранних Pink Floyd, а затем переходил в авангардную какофонию с рваным ритмом и срывающимся на крик вокалом. В 1981 году Phew начала сольную карьеру и в том же году выпустила импровизационный альбом Phew. В создании участвовали Хольгер Шукай и Яки Либецай из немецкой Can. А записывался и сводился альбом в студии известного продюсера Конрада Планка в Кёльне. Получился минималистичный пост-панк альбом с обилием скрипучих электронных звуков, простых перкуссионных партий с тягучим монотонным вокалом. Как и многие альбомы того времени, Phew был переоткрыт относительно недавно и получил высокие оценки у современных критиков.

Jun Togawa

Дзюн Тогава родилась в стране, чьё общество отвергало прошлое и не давало открыто обсуждать проблемы настоящего. С помощью музыки Тогава привлекала внимание аудитории к двум главным запретным темам в Японии: историческому ревизионизму и сексизму. Она начала заниматься музыкой, когда стало понятно, что в японском обществе ожидаются перемены — здоровье императора Хирохито ухудшалось, эпоха Шова подходила к концу, а на смену модерну в японской культуре приходил пост-модерн.

В 1981 году Дзюн присоединилась к Guernica — авангардной электро-кабаре группе. Участники группы одевались в соответствии с модой 40-ых годов: зачёсанные набок волосы, изящные костюмы у мужчин и женственные платья, украшения и аккуратные укладки у Дзюн. Обложки альбомов напоминали пропагандистские плакаты 30-х годов — влюблённые пары стоят на фоне крупных заводов и смотрят в чистое синее небо, мечтая о сильной модернизированной Японии. Музыка Герники обращалась к ностальгии о предвоенных временах и при этом сочетала в себе элементы популярной немецкой музыки первой половины XX-го века.

Guernica критиковала попытки государства переписать историю. Новая государственная идея о том, что «добро победило зло» — новая демократия поборола военный милитаризм и обновила Японию, должна была заменить утопию мощной модернизированной империи. С помощью пропаганды государство пыталось навязать новые идеи национальной идентичности и научить японцев воспринимать прошлое, как случайное недоразумение, которое теперь должно быть забыто.

В 80-х начался «Золотой век» японской поп-музыки. Наиболее коммерчески успешными проектами были исполнительницы kawai shojo (с японского «милая девушка») —сексуализированный образ инфантильной девушки, которым часто пользовались «айдору» — поп-идолы того времени. Сама Дзюн считала себя антиподом этого образа. Лёгкая воодушевляющая мелодия накладывалась на мрачный нигилистичный текст — неравенство полов, менструация, насилие над детьми и жестокость были лейтмотивом песен Тогавы. Сама исполнительница часто использовала образ насекомого, пела на сцене в костюме стрекозы и отмечала в интервью свою любовь к паразитам и червям, которые олицетворяли для неё свободу от человеческого влияния.

Her Name in Blood (ハー・ネーム・イン・ブラッド)

Токийская англоязычная банда прямиком из 2007-го с очень фактурным качком на вокале. На западе группа известна мало и выстреливала только с металкор-кавером на Pretty Fly от Offspring. В подборке же банда отдувается за модерн-метал и металкор.

Раннее творчество Her Name in Blood – максимально классический мелодик-металкор в духе As I Lay Dying. Не очень качественно записанный, но душевный. Перезаписанные песни той эпохи можно послушать на свежем сборнике Bloodline. C 2021 года группа осовременилась, ушла от наивной романтики 2007-го, разбавила свой звук постгранжем, хэви-металом и поп-роком. Но дух андеграунда, вместе с сырым вокалом, вкраплениями джентухи и грайндкора остался на месте.

Crossfaith (クロスフェイス)

Англоязычная транскор-группа из Осаки. Играют с 2006 года, но на западе заметно засветились только ближе к середине десятых. Crossfaith мало того, что одна из немногих групп, которые до сих пор делают транскор (в очень общем смысле – смесь металкора и электроники), так еще и звучит он у них не пошло. Не как привет из 2007-го.

Международную фанбазу Crossfaith расширили, грамотно скорешевшись с бандами вроде Bring me the Horizon, Of Mice and Men и Enter Shikari. Группа ездила по миру, разогревала знаковые хардкор-банды и в конечном итоге в «тусовке» стала своей. Впрочем, свои они и среди фанатов ню-метала – его влияние в музыке Crossfaith тоже слышно отчетливо. И это логично, ведь вокалист группы Кента Койе начинал с каверов на Linkin Park и Limp Bizkit. На последнем альбоме банды EX_MACHINA даже есть шикарный кавер-версия Faint. И стоит отдать Crossfaith должное – живые выступления у них очень крутые.

90-ые. Новое поколение экспериментаторов.

Tujiko Noriko

Норико часто сравнивают с Бьорк. Обе любят экспериментировать и выстраивать тягучие пространные композиции с элементами эмбиента. Но японка не стремится создать образ неземной дивы, поющей о неравноправии, виктимности и душевных терзаниях. Её музыка более «детская», не несёт сильной смысловой нагрузки и не назидает. Сама Норико описывает свою работу как «небольшой выход за рамки законов жанра». Она добавляет в поп-мелодию электронные эффекты, глитч и «пульсирующий» бас, которые в итоге сливаются в гул и шум, из которого трудно вычленить даже партии синтезаторов и ударных. С годами музыка исполнительницы, которая в начале звучала по-детски наивно, становится более мрачной и меланхоличной.

Supercar

Состав Supercar был набран в 1995 году по объявлению, которое в местной газете оставила Мики Фурукава, басистка и вокалистка группы. В первых альбомах музыканты играли смесь шугейза и инди-рока, но со временем погрузились в эксперименты с электронным звуком. Если первые релизы Three Out Change и Jump Up соединяли лёгкие поп мелодии с незамысловатым текстом, дисторшн западных My Bloody Valentine и Ride и нетипичный для японских рок-групп ревёрб, то после третьего альбома Futurama акцент был сделан на экспериментах с электронными девайсами. На смену резкому звучанию шугейза пришёл мягкий и структурно более сложный синти-поп. Гитары, как основной инструмент, заменили на синтезаторы, а текст стал меланхоличным и поэтичным. В последних альбомах Supercar много экспериментировали и добавляли различные инструменты – скрипки, перкуссию и сирены.

OOIOO

OOIOO появились как сайд-проект барабанщицы Boredoms Йосимио в 1996 году. Каждый альбом проекта можно поделить на секции, между которыми нет никакой связи. В музыке квартета постоянно ломается ритм и меняется обработка голоса. Мелодия может неожиданно прерваться и возобновиться уже в совсем другом виде. Группа концентрируется на импровизации и эклектичности в студии, а во время выступлений эпатируют звуком и держат слушателя в напряжении — непонятно в каком направлении будет развиваться мелодия и чем она закончится. Медленный погружающий в транс «грув» с обилием барабанов может резко перейти в психоделический хаос звуков, а энергичная ритуальная мелодия смениться грубым нойзом. Кажется, что музыка создаётся хаотично, а музыканты хотят удивить слушателя непредсказуемостью. Но это не так. В своих интервью Йосимио рассказывает, что песни создаются в результате перебора различных инструментов и техник. Она серьёзно подходит к работе над треками. В студии группа играет так, как играла бы в живую. Затем Йосимио перерабатывает запись и добавляет собственные партии, в которых чаще всего играет на инструментах, которые группа ещё не использовала.

Masakatsu Takagi

В начале 2000-х Масакацу Такаги работал художником и видеографом. Он много путешествовал по миру и снимал на камеру посещаемые места. Попутно записывал местную музыку и необычные звуки. В результате поездок японец набрал множество семплов. Он скомпилировал их, а затем добавил к ним партии пианино и секвенсора. Так получился его первый альбом Pia, записанный в США в 2001 году. Позже музыкант переехал в гористую местность в префектуре Хиого. Жизнь среди гор сильно повлияла на музыку Такаги. Он начал записывать звуки природы, доносящиеся из окна, голоса проходящих людей и пролетающих птиц. Музыка Такаги стала известна в творческих кругах Японии. Композитору посыпались предложения о сотрудничестве от театральных режиссёров и мультипликаторов, которые хотели, чтобы он написал музыку для их работ. Среди них студия Гибли и режиссёр Мамору Хосода.

Концерты Такаги состоят из театрального представления, для которого исполняет музыку оркестр традиционных и классических инструментов, перкуссии и духовых. Актёры и музыканты постоянно меняются. Меняется и ритм, настроение и визуальное оформление, которому музыкант уделяет особое внимание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

искусствокультурамузыка

Crystal Lake (クリスタル・レイク)

Еще одна англоязычная группа из Токио. Crystal Lake собрались в 2002 году – сейчас они играют модный металкор в духе Architects. С этим направлением на японской сцене тоже порядок. Идеальный английский, идеальное сведение, идеальной баланс между джентовой тяжестью, мелодичными соляками и припопсованным вокалом на припевах. Неудивительно, что на металкор и прогрессив-сцене группа хорошо известна.

Если же вдруг захочется чего-то в духе, но с более заметным перекосом именно в поп – можно послушать Coldrain. Они тоже японцы и дружат с Crystal Lake и Crossfaith.

Ladybaby (レディベイビー)

Babymetal фактически основали жанр кавай-метал, но сегодня это не единственная группа в нем выступающая. Очень часто к кавай-металу относят полностью женские банды вроде Doll$Boxx, даже если ничего от айдол-культуры в их музыке нет. В этом плане Ladybaby к канону куда ближе. В группе поют и танцуют четыре девочки, попса с металом в звуке замешаны грамотно – вот это настоящий кавай-метал.

Группа существует с 2013 года, но завирусилась она в 2015-м – с клипом Nippon manju. Тогда в составе Ladybaby вместе с двумя школьницами гроулил одетый в платье австралийский рестлер и каскадер Ледибиард. Это, конечно, было золотое для банды время. В 2016 году он покинул группу и с тех пор в составе Ladybaby пели уже четыре девушки – на одну из них, кстати, выпала задача гроулить.

С творчеством Ladybaby лучше знакомиться по клипам, но и звучат они отлично. Жаль, материала у группы не так много, а в январе 2020 она будет распущена.

WagakkiBand (和楽器バンド)

Токийская группа, основанная в 2013 году. Коллектив играет довольно мягкий рок с женским вокалом, тяготеющий к классическому хэви-металу. Главная особенность группы отражена в ее названии – музыканты используют традиционные японские инструменты. Вокальные партии тоже часто опираются на этнические мелодии. Среди всех банд в подборке эта – самая аутентичная. Частенько она совсем уходит от метала, полностью погружаясь в японский фолк. В такие моменты WagakkiBand, пожалуй, как раз звучит лучше всего.

С известностью у группы тоже все в порядке – их клипы отлично вирусятся на «Ютубе» и заслуженно собирают десятки миллионов просмотров. Благодаря этому WagakkiBand хорошо известна на западе.

КТО ТАКИЕ BABYMETAL

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Японская народная музыка – это довольно самобытное явление благодаря изолированности островов Восходящего Солнца и бережному отношению населяющего их народа к своей культуре.

Рассмотрим сначала некоторые японские народные музыкальные инструменты, а затем характерные для музыкальной культуры этой страны жанры.

Японские народные музыкальные инструменты

Сямисен является одним из наиболее известных музыкальных инструментов Японии, это один из аналогов лютни. Сямисен представляет собой щипковый трехструнный инструмент. Возник он из сансина, который в свою очередь произошел от китайского сансяня (и происхождение интересное, и этимология названий занимательная).

Сямисен почитается и в нынешнее время на Японских островах: например, игра на этом инструменте часто используется в традиционном японском театре – Бунраку и Кабуки. Обучение игре на сямисене включено в майко – программу обучения искусству быть гейшей.

Фуэ – это семейство японских флейт с высоким звучанием (чаще всего), которые обычно делают из бамбука. Возникла эта флейта из китайской свирели «пайсяо». Самая известная из фуэ – сякухати, инструмент дзен-буддийских монахов. Считается, что сякухати изобрел один крестьянин, когда вез бамбук и услышал, как ветер выдувает мелодию в полых стеблях.

Часто фуэ, как и сямисен, используются для музыкального аккомпанемента к действиям театра Банраку или Кабуки, а также в различных ансамблях. Кроме того, некоторые из фуэ, настроенные на западный лад (как хроматические инструменты), могут быть солирующими. Изначально же игра на фуэ была только прерогативой бродячих японских монахов.

Суйкинкуцу – инструмент в виде перевернутого кувшина, над которым течет вода, попадая внутрь через отверстия, она заставляет его звучать. Звук суйкинкуцу чем-то похож на колокольчик.

Этот интересный инструмент часто используют как атрибут японского сада, играют на нем перед проведением чайной церемонии (которая может проходить в японском саду). Все дело в том, что звук данного инструмента очень медитативный и создает созерцательное настроение, которое идеально подходит для погружения в дзен, ведь пребывание в саду и чайная церемония являются частью дзен-традици.

Тайко – в переводе с японского на русский это слово означает «барабан». Точно так же, как и аналоги барабана в других странах, тайко был незаменим в военном деле. По крайней мере, так гласят хроники Гундзи Есю: если было девять по девять ударов, то это означало призыв союзника в бой, а девять по три знаменовало то, что врага нужно активно преследовать.

Важно: во время выступлений барабанщиков обращается внимание на эстетику самого представления. Внешний вид музыкального выступления в Японии не менее важен, чем составляющая мелодии или ритма.

Музыкальные жанры страны Восходящего Солнца

Японская народная музыка прошла несколько этапов своего развития: изначально это были музыка и песни магического характера (как и у всех народов), потом на становление музыкальных жанров повлияло буддийское и конфуцианское учение. Во многом традиционная японская музыка связана с обрядовыми действами, праздниками, театральными представлениями.

Из наиболее древних форм японской национальной музыки известны два жанра – это сёмё (буддийские песнопения) и гагаку (придворная оркестровая музыка). А музыкальные жанры, которые не имеют корней в древности, это ясуги буси и энка.

Ясуги буси – один из самых распространенных жанров народной песни в Японии. Он назван в честь города Ясуги, где был создан в середине XIX века. Основной тематикой ясуги буси считают ключевые моменты местной древней истории, и мифопоэтические сказания о временах богов.

«Ясуги буси» – это и танец «додзё сукуи» (где в шуточной форме показана ловля рыбешек в иле), и искусство музыкального жонглирования «дзени дайко», где в качестве инструмента используются полые стебли бамбука, наполненные монетами.

Энка – это жанр, который зародился относительно недавно, всего-то в послевоенное время. В энке японские народные инструменты часто вплетаются в джазовую или блюзовую музыку (получается необычный микст), а ещё в ней происходит сочетание японской пентатоники с европейским минором.

Особенности японской народной музыки и ее отличие от музыки других стран

В японской национальной музыке есть свои особенности, которые отличают ее от музыкальных культур других народов. Например, есть японские народные музыкальные инструменты – поющие колодцы (суйкинкуцу). Такое вы едва ли встретите где-то ещё, правда музыкальные чаши есть и на Тибете, а больше?

В японской музыке может постоянно меняться ритм и темп, а также отсутствовать размер. В народной музыке страны Восходящего Солнца совершенно иные понятия интервалов, они необычны для европейского слуха.

Для японской народной музыки характерна максимальная приближенность к звукам природы, стремление к простоте и чистоте. Это не случайно: японцы умеют показать прекрасное в обычных вещах.

Автор – Артур Витер

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]