Обзор аниме Sword Art Online (“Мастера меча онлайн”, SAO)


В качестве темы своего юбилейного, десятого обзора я решил выбрать одно из самых популярных и нашумевших аниме последних лет. Ни одного человека оно не смогло оставить равнодушным: часть – превозносит его до небес, часть – опускает ниже плинтуса. В этот раз я решил описать свои ощущения от просмотра первого сезона аниме Sword Art Online (“Мастера меча онлайн”), или просто – SAO.

Преимущества

Во-первых, это MMORPG составляющая. Сам тот факт, что SAO – это аниме про MMORPG, привлек очень много зрителей, так как аудитория людей, смотрящих аниме, очень сильно пересекается с аудиторией людей, хотя бы раз игравших в MMORPG. Именно поэтому так тщательно была проработана вселенная Айнкрада – мира, в который попали игроки. Пусть сценаристы не привели подробного описания возможных боевых способностей и классов персонажей, однако информации вполне достаточно, чтобы у зрителя сложилась общая картина. Возможно, будь эта информация подробней – это только повредило бы. Сложно сказать наверняка. Тем не менее, зрителям, которые хотя бы раз в жизни играли в MMORPG, будет действительно интересно понаблюдать за миром SAO. Боссы, рейды, подземелья, гильдии – всё это в “Мастерах меча онлайн” есть, и внимание этому уделяется немалое.

Во-вторых, это атмосферность. Чувство, что обычные люди действительно попали в ситуацию, когда их жизнь подвергается постоянной опасности, меня не покидало ни на секунду во время просмотра первых 14 серий. При этом, несмотря на первоначальное замешательство, большинство из них не впали в панику, а стали организованно решать свои проблемы. Произойди подобное в реальности – поведение людей было бы абсолютно таким же. Абсолютно также некоторые не поверили бы, что при смерти в игре человек умирает в реальности, и для испытания острых ощущений начали бы заниматься ПК-шничеством (убийством игроков, player killer). И абсолютно также нашлись бы те, кто сражался на передовой, и те, кто так и остался бы сидеть в начальном городе. Атмосфера мира, полного опасностей, а также поведение людей в этом мире в SAO показаны превосходно.

Несмотря на то, что мир полон опасностей, игроки смогли к нему адаптироваться и стали воспринимать его как реальность. А реальность состоит не только из страдания, но и из радостей. Посиделки в таверне, общение с согильдийцами, взаимовыручка случайно встретившихся людей… В SAO прекрасно показано, что даже в самой темной ситуации есть свои светлые стороны. И Кирито отлично это демонстрирует в сцене рядом с деревом, когда Асуна ругает его за безделье. “Ведь сейчас мы с тобой живем в Айнкраде. Надо получать удовольствие от жизни”.

В-третьих, это рисовка и музыка. Картинка у SAO действительно яркая и запоминающаяся, и музыка идеально с ней гармонирует. Шикарные опенинги и эндинги. Один раз услышав, уже не забудешь.

В-четвертых, это сюжет. SAO было снято по ранобэ, так что материал в основе лежит хороший и проверенный. Сценаристам удалось его не испортить, и передать в достаточной целостности, пусть и выкинув некоторые детали. Если говорить про первые 14 серий – так я вообще не знаю, что можно было бы в них поменять. Каждая серия находится на своем месте. Я жалею, что первая арка продлилась так мало, было бы здорово, если бы сценаристы выделили еще 2-3 серии, так как конец арки выглядит несколько форсировано. Если говорить про вторую часть первого сезона – она вышла намного слабее, хотя оно и понятно: очень много ощущений теряется при отсутствии угрозы жизни протагониста. Уже нет той остроты ощущений от просмотра. По сути, первый сезон можно было смело заканчивать на 14 серии, ничего при этом не потеряв, но даже выиграв.

Еще одним плюсом сюжета является то, что аниме цепляет с первой серии, и не отпускает до самого конца. Хотелось смотреть еще и еще. Я очень не люблю, когда события долго раскачиваются, и сценаристы приберегают интересное на потом. Хорошо, что в SAO они так не поступили.

В-пятых, это боевая составляющая. Бои получились на редкость динамичными. Сражения с боссами просто шикарны, очень жаль, что в сюжете не так много рейдов на боссов.

В-шестых, это романтическая линия. Кирито и Асуна смотрятся гармонично, им хочется сопереживать и радоваться вместе с ними. Некоторые вообще считают их лучшей аниме-парой, когда-либо появлявшейся на свет. Я побоюсь подобных заявлений, но тем не менее соглашусь с тем, что романтическая линия сделана добротно. Те, кто любят романтику, разочарованы вряд ли будут. Если бы герои не начали играть в семейку с компьютерной девочкой-дочкой, то всё было бы вообще замечательно.

Минутка рассуждений

В кругах “продвинутых” анимешников считается хорошим тоном ругать популярные аниме. SAO – это самый яркий пример подобного поведения. Тут и там на форумах можно найти огромные манускрипты, в которых в самых гневных формах изливается критика. Ведь это так важно – показать, что ты не такой как все, что ты не входишь в 90% других, обычных людей, которым аниме понравилось. Я не знаю, зачем некоторые это делают, и вряд ли когда-либо пойму. Возможно, это такая форма самоутверждения – сравнить всех со стадом, и доказать самому себе и окружающим, что ты не такой. На мой взгляд, это глупо и нелепо. Если миллионы людей нашли в этом аниме что-то хорошее – возможно, это хорошее в нем действительно есть? Какой смысл это отрицать? И наибольшее число гневных отзывов я видел именно по отношению к Sword Art Online (с этим посоперничать может только второй сезон Токийского Гуля, но об этом как-нибудь в другой раз). Некоторые просто потеряли способность получать от просмотра аниме удовольствие, и это не может не печалить…

Что же пошло не так?

Бои с боссами из SAO в дополненной реальности! Среди обычных людей! Виртуальным оружием!

Да как это работает-то вообще?! А как же ощущения от соприкосновения оружия и цели? Ведь его нет, а значит, и о реальных ощущениях речи быть не может. Как это может конкурировать с виртуальной реальностью?

Дальше – боссы вертки и быстры. А вы думаете, геймеры способны за ними поспеть на своих двух? Они геймеры, а не настоящие бойцы! Кстати, это адекватно показано лишь на примере самого Кирито. Да и то, лишь в начале фильма.

Сюжетные спойлеры!

Зачем им все игроки SAO? Разве не хватило бы лишь знавших её лично? Шумихи было бы меньше, был бы шанс провернуть всё незаметно.

Зачем забирать воспоминания? Их невозможно скопировать?

Почему Кирито до середины фильма игнорирует, что блондинка ему тыкает пальцем во вполне однозначном направлении? А потом его вдруг озаряет!

[свернуть]

Недостатки

Во-первых, это гарем. Ну очень я не люблю, когда в аниме пытаются впихнуть гарем. Это автоматически добавляет некую второсортность даже в хорошее произведение. В первом сезоне есть как минимум 5 кандидатов в гарем имени Кирито, и это раздражает и совершенно ни к месту.

Во-вторых, это вторая арка, про Alfheim online. Она получилась намного слабее по озвученной ранее причине – главному герою ничего не угрожает. К тому же, она и начинается с какого-то бреда: каким-то образом какие-то игроки в Alfheim online воспользовались багом, сделали снимки, и каким-то образом Эгиль заметил эти снимки и показал Кирито. Извините, но это редкостный бред, в который может поверить только совсем непритязательный зритель. К тому же, сценаристы начали прибегать к использованию штампов, чего в первой арке за ними не замечалось.

В-третьих, невнятная концовка. Последняя серия просто ужасна и мне категорически не понравилась. Неужели нельзя было завершить сезон на предпоследней серии, когда Кирито приходит к Асуне, и дать зрителю возможность додумать дальнейшее самому? По-моему, лучшего момента завершить сезон придумать нельзя…

Понравилось

– Кирито и новые персонажи. Пожалуй, единственный из всех уже знакомых героев, который приятно удивил и понравился – это Кирито. Во-первых, он перестал быть рубящим направо и налево задротом, на которого вешаются девушки. Во-вторых, он принимает неожиданно взвешенные решения и вообще оказывается умным парнем. В-третьих, он готовит макарошки! И, наконец, он даже в рамках фильма успевает получить какое-никакое, но все же развитие. Лично я ожидал увидеть что-то наподобие Кирито из второго сезона, но на деле всё оказалось значительно лучше. Думаю, этих причин достаточно, чтобы назвать Кирито удачным героем. Кроме того, удачными получились и новые герои вроде фансервисной, однако приятной певицы Юны (Yuna) или второго по силе игрока в «Порядковый ранг» Эйджи Ночизава (Eiji Nochizawa). Ничего особенного, однако они играют важную сюжетную роль и имеют значимую причину для всех своих действий.

– Структура сюжета. Пускай я не могу назвать сюжетную линию в Sword Art Online Movie: Ordinal Scale оригинальной или непредсказуемой, однако глупо отрицать тот факт, что структура сюжета в фильме была выдержана восхитительно. Здесь есть ярко выраженная завязка, развитие действия, кульминация и развязка. И каждая из этих частей выполняет четко отведенную ей роль. Так, завязка мягко и ненавязчиво знакомит зрителя с героями (если он, конечно, успел их забыть), со вселенной игр дополненной реальности и её мгновенной интеграцией в повседневную жизнь общества. Развитие действия нагнетает тайну и увеличивает давление, оказываемое на героев. Кульминация, предсказуемо происходящая на концерте, вновь оживляет те ощущения, которые ты испытываешь при первом просмотре первой арки SAO. И, затем, закономерная концовка, подводящая итоги и отвечающая на большинство актуальных вопросов. Происходящее не стоит на месте ни в одной из частей Sword Art Online Movie: Ordinal Scale. А также стоит отметить гармонично выдержанный баланс между комедией, драмой и романтикой. Четко, логично, и вполне динамично. В этом плане формат фильма пошел SAO на пользу.

– Экшн, рисовка и музыка. Вот в чем в чем, а в этом у вселенной SAO никогда проблем не было, и Sword Art Online Movie: Ordinal Scale успешно вывел эти составляющие на новый уровень. Потрясающая рисовка, отражающая лучшие возможности студии A-1 Pictures; великолепное музыкальное сопровождение, сочетающее в себе как старые, так и новые композиции – столь опытный композитор, как Yuki Kajiura, не могла себе позволить создать нечто посредственное; и, наконец, роскошный экшн, который благодаря великолепной анимации сражений и бодрой музыке раскрывает себя во всей красе. Вот, что я ожидаю увидеть в SAO! Вот, что я хочу увидеть от этой вселенной! И фильм смог утолить мой голод по классному экшну – особенно последние полчаса. Сражения выглядят ярко и сочно.

Pokemon GO. Сама по себе идея Ordinal Scale сильно напомнила мне Pokemon GO. Все же помнят, какой ажиотаж подняла по всему миру столь простая, но безумно затягивающая в себя игра? Тут и там можно было заметить людей, уставившихся в телефон в попытке поймать редкого покемона, а в Японии волна до сих пор полностью не сошла. Так что я совершенно не буду удивлен, если концепция, похожая на Ordinal Scale, через несколько лет появится и станет очередной игровой эпидемией, в которой я непременно приму участие!

Оценки

Персонажи – 7.0. Кирито и Асуна – пристойные герои, второстепенные персонажи более шаблонны но тоже неплохи.

Сюжет – первая арка 9.0, вторая 3.0. Слишком уж нелогично выглядит завязка у второй арки, да и в происходящее в ней что-то не очень верится. Слишком много случайностей.

Рисовка – 9.0. Отличная визуальная составляющая, четко прорисованные персонажи, фоны, яркая картинка. Что еще можно желать?

Музыка – 10.0. Как я уже упоминал, опенинги и эндинги шикарны. Да и в целом музыка на очень высоком уровне.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]