Эстетика японской каллиграфии: кисти, тушь, рисовая бумага, настроение…

Сёдо (書道, «Путь письма») или японская каллиграфия — искусство изящного письма. Как и многие другие японские традиции, сёдо берет свои корни в Китае. Долгое время самым уважаемым каллиграфом в Японии был Ван Сичжи, китайский каллиграф IV века.

Используя только кисти и тушь, эти каллиграфические надписи стали популярными среди высокопоставленных дворян и у самого Императора.

Хорошая каллиграфия считается искусством и требует многолетней самоотверженной практики.

Японские каллиграфы создали несколько новых стилей, которые отличаются гораздо большей простотой и эмоциональностью. В эпоху Эдо (1600—1868) появились такие декоративные стили, как кабуки-модзи и дзё-рури-модзи.

Техники японской каллиграфии

Техники японской каллиграфии

Как мы уже говорили, ранняя японская каллиграфия возникла из китайской каллиграфии, поэтому многие из принципов и методов очень похожи. Основные стили сёдо:

Иероглифы печати Чжуаньшу. Этот стиль письма появился в VIII—III веках до н. э. и стал официальным стилем в царствах Чжоу и Цинь.

Существует два его основных варианта: «большая печать» дачжуань) и «малая печать.

Чжуаньшу — самый часто используемый из архаичных стилей каллиграфии.

Лишу, официальное письмо — стиль китайского письма, иногда этот стиль называют цзошу — деловое письмо.

Этот стиль письма возник во второй половине III века до н. э. в период династий Цинь-Хань. Лишу был гораздо

позволял экономить время.

Данный стиль отличается квадратной конфигурацией иероглифов, характерной жёсткостью структуры иероглифов и строгой перпендикулярностью горизонтальных и вертикальных черт. Также, в связи с экономией места на бамбуковых пластинках, здесь преобладает широта иероглифа над его длиной.

Стиль лишу сыграл немаловажную роль в развитии образования и науки в Китае.

Кайшу (kǎishū), уста́вное письмо. Этот стиль письма возник в эпоху династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) и достиг расцвета в эпоху династии Тан (618—907). Стиль был направлен в сторону более стандартного написания иероглифов.

Благодаря тому, что кайшу был еще более удобным по сравнению с лишу, стиль стал популярен и получил широкое распространение.

Синшу (Xíngshū), «бегущий стиль» — исторический стиль китайской каллиграфии, имеет особенность: черты в этом стиле сливаются друг с другом. Кисть почти не отрывают от бумаги. Это самый молодой из стилей, произошедший из кайшу.

Образованный китаец может прочесть бо́льшую часть написанного синшу.

Цаошу (cǎoshū) «быстрое письмо» — общее название скорописных стилей, применяемых для написания китайских иероглифов.

Этому стилю присущи упрощенность, экономность, плавность, безотрывность и в следствии этого писать становится гораздо быстрее, чем другими стилями. Но такие тексты трудно читать для тех, кто не знаком с цаошу. Данный стиль существует в основном как вид стенографического письма или каллиграфического стиля. Люди, которые могут читать стандартные или печатные формы китайских иероглифов, могут быть не в состоянии понять этот стиль.

Эдомодзи — японский каллиграфический стиль, изобретённый в период Эдо, предназначенный для рекламы и вывесок. Он используется в Китае и Корее для оформления вывесок японских ресторанов.

Напишем иероглиф «один»

Ставим кисть под наклоном в 45 градусов.

Уроки японской каллиграфии. Урок 1. Базовые принципы

Так будет писаться более красиво. Нажимаем кистью диагонально и плавно ведем вправо, в конце снова надавливаем и отпускаем.

Уроки японской каллиграфии. Урок 1. Базовые принципы

Это простой кандзи, но писать его довольно сложно.

Давайте попробуем написать еще раз. Смотрите внимательно! Нажимаем кисть по диагонали. Медленно ведем ведем ведем и надавив в конце, отпускаем. Не очень получилось, давайте попробуем еще раз.

Надавили под углом 45 градусов, очень важно вести кисть медленно.

Уроки японской каллиграфии. Урок 1. Базовые принципы

Надавив в конце, отпускаем. Надеюсь, Вы поняли как писать иероглиф «1».

Уроки японской каллиграфии. Урок 1. Базовые принципы

Переходим к следующему кандзи.

Мы уже говорили о том, как нужно держать кисть.

Инструменты и материалы, используемы в японской каллиграфии

Инструменты и материалы, используемы в японской каллиграфии
В древности люди должны были сами делать свои собственные инструменты, чтобы практиковать Сёдо, но в настоящее время всё изменилось. Сейчас можно найти все необходимые аксессуары в нашем магазине.
Современные технологии позволяют заказать все необходимое онлайн, и через короткий промежуток времени вы можете пробовать свои силы в японской каллиграфии.

Теперь давайте рассмотрим, из чего именно должен состоять набор для каллиграфии Сёдо.

Четыре самых основных инструмента были в совокупности названы четырьмя сокровищами ученого:

Итак, первое сокровище – Кисть — как правило изготавливали из шерсти животных… или из волос маленьких детей (поговаривали, что такие кисти приносили удачу на императорских экзаменах).

Кисть

Современные кисти изготавливаются в основном из шерсти козы, волка, кролика, ласки или комбинируя их.

Волосы кропотливо сортируются по мягкости, твердости, толщине и длине. Настоящие, профессиональные кисти собираются вручную.

Различные кисти используются для разных стилей каллиграфии и письма.

Бумага Васи (和紙, washi) — японская бумага. Изготавливается из волокон коры дерева гампи в течении длительного и сложного процесса. Более дешёвые сорта бумаги могут производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.

Бумага

Бумага васи характеризуется неровной структурой и белым цветом.

Так же эта бумага настолько прочная, что ее использовали для изготовления различных предметов повседневного обихода, таких как одежда, предметов домашнего обихода, игрушек, а также одеяний и ритуальных предметов для священников и статуй Будды. А во время Второй Мировой Войны из бумаги васи изготовлялись оболочки аэростатов-бомбардировщиков, запускаемых через Тихий Океан на территорию США.

Сейчас васи используется, в основном, для японской каллиграфии.

Третья драгоценность ученого – Тушь. В японской каллиграфии и живописи традиционно используют твердую сухую тушь.

Тушь

Тушь изготавливают в основном из сажи и животного клея, иногда с добавлением благовоний.

Для того чтобы сделать тушь, необходимо растереть тушечный брусочек, смешать с небольшим количеством воды, чтобы получилась темная жидкость. Художники и каллиграфы могут варьировать концентрацию полученной туши в зависимости от своих предпочтений путем уменьшения или увеличения количества сухой туши или воды.

Тушечный камень (тушечница) — четвертая драгоценность ученого, его используют для растирания твердой туши.

Тушечный камень

Несмотря на название «тушечный камень» , тушечницы могут быть изготовлены из материалов, отличных от камня, таких как фарфор, металл, дерево и т.д. В знатных домах можно было встретить очень дорогие приборы, сделанные из хрусталя, нефрита, различных драгоценных камней, золота и серебра.

Японские прописи: Катакана

Считается, что, в отличие от хираганы, эта азбука запоминается тяжелее. Это может быть связано с тем, что она используется реже. Также в ней много похожих между собой, почти одинаковых, букв: ソ (со), ン (н), シ (си) и ツ (цу). Поэтому нужно уделять особое внимание направлению и порядку нанесения штрихов.

Как и в первой азбуке, сначала надо разобраться в последовательности черт. Для этого лучше использовать простые прописи. В закреплении полученных знаний помогут практические листы с обведением линий. Затем можно перейти к детским прописям со словами.

Как только основы будут выучены, надо начать практику по более серьезным прописям на катакане.

Дополнительные тетради для прописи по катакане для печати вы найдете тут.

как пишется катакана

С прописями придется сталкиваться часто на всем пути обучения. В японском языке есть целых три вида письменности — хирагана, катакана, кандзи — и каждый символ в них пишется в определенной последовательности. Как только с двумя слоговыми азбуками будет покончено, можно приступать к изучению иероглифов.

Скачайте себе специальную тетрадь для японского языка с пустыми клеточками

, представленную ниже. Так по ходу знакомства с новыми словами и грамматикой вы сможете сразу отрабатывать правописание.

японские прописи

Сёдо и Дзэн-буддизм

Сёдо и Дзэн-буддизм

Японская каллиграфия испытала большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма. Она основана на принципах, которые подчеркивают связь с духовным, а не с физическим. В дзэн она является и средством медитации. Поэтому сёдо часто используют в дзенских монастырях.

Тот, кто практикует японскую каллиграфию, знает, что вертикальность кисти, положение рук, подготовка туши работа кистью и концентрация на том, что рождается на бумаге, являются ключевыми элементами в написании хорошей каллиграфии.

Чтобы писать дзэнскую каллиграфию мастерски, нужно очистить свой ум и позволить иероглифам течь из себя, а не практиковать и прилагать огромные усилия. Японский философ Нисида Китаро назвал это состояние Мушин (без ума).

Следующий иероглиф: «Человек»

Далее также, нажимаем под углом 45 градусов и плавно ведем наискось.

Уроки японской каллиграфии. Урок 1. Базовые принципы

Следующая черта: делаем нажим и ведем в другую сторону, здесь останавливаемся, делаем нажим и медленно отпускаем, ведя вправо. Это был иероглиф человек.

Уроки японской каллиграфии. Урок 1. Базовые принципы

Т.е. делаем нажим в 3 местах.

Давайте попробуем еще раз!

Записывая предыдущие кандзи «один» и «человек» мы прошли 2 базовых движения: томэ (один) и хараи (человек).

Японская каллиграфия сегодня

Японская каллиграфия сегодня

Сегодня одним из ведущих объединений в области японской каллиграфии является Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая была создана в 1948 году.

В современной Японии, сёдо является популярным классом для начальной школы. Многие родители считают, что целеустремленность и неподвижность детей во время занятий каллиграфией вырабатывают полезные навыки. В средней школе каллиграфия является одним из предметов искусств, наряду с музыкой или живописью.

Некоторые университеты, такие как Университет Цукуба, Токийский университет Гакугеи и Университет образования Фукуока, имеют специальные кафедры каллиграфии, которые акцентируют внимание на педагогических программах по каллиграфии сёдо.

Современный Музей Каллиграфии

Музей Каллиграфии расположен в Сокольническом парке в Москве. В музее каллиграфии представлены произведения искусства каллиграфов из 40 стран. В их числе уникальные образцы письма, также среди экспонатов присутствуют мировые шедевры, написанные известными каллиграфами.

Современный музей каллиграфии
Современный музей каллиграфии

В музее каллиграфии представлены изысканные экспонаты европейского и славянского письма, работы арабской и еврейской школ каллиграфии, строгие черты японской каллиграфии, примеры китайской письменности древности,которые раскрывают историю возникновения искусства каллиграфии; также зарубежные и отечественные книги по каллиграфии; редкие рукописные издания, выпущенные единичными тиражами; письменные приборы настоящего и прошлого.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]