Сёдо (書道, «Путь письма») или японская каллиграфия — искусство изящного письма. Как и многие другие японские традиции, сёдо берет свои корни в Китае. Долгое время самым уважаемым каллиграфом в Японии был Ван Сичжи, китайский каллиграф IV века.
Используя только кисти и тушь, эти каллиграфические надписи стали популярными среди высокопоставленных дворян и у самого Императора.
Хорошая каллиграфия считается искусством и требует многолетней самоотверженной практики.
Японские каллиграфы создали несколько новых стилей, которые отличаются гораздо большей простотой и эмоциональностью. В эпоху Эдо (1600—1868) появились такие декоративные стили, как кабуки-модзи и дзё-рури-модзи.
Техники японской каллиграфии
Как мы уже говорили, ранняя японская каллиграфия возникла из китайской каллиграфии, поэтому многие из принципов и методов очень похожи. Основные стили сёдо:
Иероглифы печати Чжуаньшу. Этот стиль письма появился в VIII—III веках до н. э. и стал официальным стилем в царствах Чжоу и Цинь.
Существует два его основных варианта: «большая печать» дачжуань) и «малая печать.
Чжуаньшу — самый часто используемый из архаичных стилей каллиграфии.
Лишу, официальное письмо — стиль китайского письма, иногда этот стиль называют цзошу — деловое письмо.
Этот стиль письма возник во второй половине III века до н. э. в период династий Цинь-Хань. Лишу был гораздо
позволял экономить время.
Данный стиль отличается квадратной конфигурацией иероглифов, характерной жёсткостью структуры иероглифов и строгой перпендикулярностью горизонтальных и вертикальных черт. Также, в связи с экономией места на бамбуковых пластинках, здесь преобладает широта иероглифа над его длиной.
Стиль лишу сыграл немаловажную роль в развитии образования и науки в Китае.
Кайшу (kǎishū), уста́вное письмо. Этот стиль письма возник в эпоху династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) и достиг расцвета в эпоху династии Тан (618—907). Стиль был направлен в сторону более стандартного написания иероглифов.
Благодаря тому, что кайшу был еще более удобным по сравнению с лишу, стиль стал популярен и получил широкое распространение.
Синшу (Xíngshū), «бегущий стиль» — исторический стиль китайской каллиграфии, имеет особенность: черты в этом стиле сливаются друг с другом. Кисть почти не отрывают от бумаги. Это самый молодой из стилей, произошедший из кайшу.
Образованный китаец может прочесть бо́льшую часть написанного синшу.
Цаошу (cǎoshū) «быстрое письмо» — общее название скорописных стилей, применяемых для написания китайских иероглифов.
Этому стилю присущи упрощенность, экономность, плавность, безотрывность и в следствии этого писать становится гораздо быстрее, чем другими стилями. Но такие тексты трудно читать для тех, кто не знаком с цаошу. Данный стиль существует в основном как вид стенографического письма или каллиграфического стиля. Люди, которые могут читать стандартные или печатные формы китайских иероглифов, могут быть не в состоянии понять этот стиль.
Эдомодзи — японский каллиграфический стиль, изобретённый в период Эдо, предназначенный для рекламы и вывесок. Он используется в Китае и Корее для оформления вывесок японских ресторанов.
Напишем иероглиф «один»
Ставим кисть под наклоном в 45 градусов.
Так будет писаться более красиво. Нажимаем кистью диагонально и плавно ведем вправо, в конце снова надавливаем и отпускаем.
Это простой кандзи, но писать его довольно сложно.
Давайте попробуем написать еще раз. Смотрите внимательно! Нажимаем кисть по диагонали. Медленно ведем ведем ведем и надавив в конце, отпускаем. Не очень получилось, давайте попробуем еще раз.
Надавили под углом 45 градусов, очень важно вести кисть медленно.
Надавив в конце, отпускаем. Надеюсь, Вы поняли как писать иероглиф «1».
Переходим к следующему кандзи.
Мы уже говорили о том, как нужно держать кисть.
Инструменты и материалы, используемы в японской каллиграфии
В древности люди должны были сами делать свои собственные инструменты, чтобы практиковать Сёдо, но в настоящее время всё изменилось. Сейчас можно найти все необходимые аксессуары в нашем магазине.
Современные технологии позволяют заказать все необходимое онлайн, и через короткий промежуток времени вы можете пробовать свои силы в японской каллиграфии.
Теперь давайте рассмотрим, из чего именно должен состоять набор для каллиграфии Сёдо.
Четыре самых основных инструмента были в совокупности названы четырьмя сокровищами ученого:
Итак, первое сокровище – Кисть — как правило изготавливали из шерсти животных… или из волос маленьких детей (поговаривали, что такие кисти приносили удачу на императорских экзаменах).
Современные кисти изготавливаются в основном из шерсти козы, волка, кролика, ласки или комбинируя их.
Волосы кропотливо сортируются по мягкости, твердости, толщине и длине. Настоящие, профессиональные кисти собираются вручную.
Различные кисти используются для разных стилей каллиграфии и письма.
Бумага Васи (和紙, washi) — японская бумага. Изготавливается из волокон коры дерева гампи в течении длительного и сложного процесса. Более дешёвые сорта бумаги могут производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.
Бумага васи характеризуется неровной структурой и белым цветом.
Так же эта бумага настолько прочная, что ее использовали для изготовления различных предметов повседневного обихода, таких как одежда, предметов домашнего обихода, игрушек, а также одеяний и ритуальных предметов для священников и статуй Будды. А во время Второй Мировой Войны из бумаги васи изготовлялись оболочки аэростатов-бомбардировщиков, запускаемых через Тихий Океан на территорию США.
Сейчас васи используется, в основном, для японской каллиграфии.
Третья драгоценность ученого – Тушь. В японской каллиграфии и живописи традиционно используют твердую сухую тушь.
Тушь изготавливают в основном из сажи и животного клея, иногда с добавлением благовоний.
Для того чтобы сделать тушь, необходимо растереть тушечный брусочек, смешать с небольшим количеством воды, чтобы получилась темная жидкость. Художники и каллиграфы могут варьировать концентрацию полученной туши в зависимости от своих предпочтений путем уменьшения или увеличения количества сухой туши или воды.
Тушечный камень (тушечница) — четвертая драгоценность ученого, его используют для растирания твердой туши.
Несмотря на название «тушечный камень» , тушечницы могут быть изготовлены из материалов, отличных от камня, таких как фарфор, металл, дерево и т.д. В знатных домах можно было встретить очень дорогие приборы, сделанные из хрусталя, нефрита, различных драгоценных камней, золота и серебра.
Японские прописи: Катакана
Считается, что, в отличие от хираганы, эта азбука запоминается тяжелее. Это может быть связано с тем, что она используется реже. Также в ней много похожих между собой, почти одинаковых, букв: ソ (со), ン (н), シ (си) и ツ (цу). Поэтому нужно уделять особое внимание направлению и порядку нанесения штрихов.
Как и в первой азбуке, сначала надо разобраться в последовательности черт. Для этого лучше использовать простые прописи. В закреплении полученных знаний помогут практические листы с обведением линий. Затем можно перейти к детским прописям со словами.
Как только основы будут выучены, надо начать практику по более серьезным прописям на катакане.
Дополнительные тетради для прописи по катакане для печати вы найдете тут.
С прописями придется сталкиваться часто на всем пути обучения. В японском языке есть целых три вида письменности — хирагана, катакана, кандзи — и каждый символ в них пишется в определенной последовательности. Как только с двумя слоговыми азбуками будет покончено, можно приступать к изучению иероглифов.
Скачайте себе специальную тетрадь для японского языка с пустыми клеточками
, представленную ниже. Так по ходу знакомства с новыми словами и грамматикой вы сможете сразу отрабатывать правописание.
Сёдо и Дзэн-буддизм
Японская каллиграфия испытала большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма. Она основана на принципах, которые подчеркивают связь с духовным, а не с физическим. В дзэн она является и средством медитации. Поэтому сёдо часто используют в дзенских монастырях.
Тот, кто практикует японскую каллиграфию, знает, что вертикальность кисти, положение рук, подготовка туши работа кистью и концентрация на том, что рождается на бумаге, являются ключевыми элементами в написании хорошей каллиграфии.
Чтобы писать дзэнскую каллиграфию мастерски, нужно очистить свой ум и позволить иероглифам течь из себя, а не практиковать и прилагать огромные усилия. Японский философ Нисида Китаро назвал это состояние Мушин (без ума).
Следующий иероглиф: «Человек»
Далее также, нажимаем под углом 45 градусов и плавно ведем наискось.
Следующая черта: делаем нажим и ведем в другую сторону, здесь останавливаемся, делаем нажим и медленно отпускаем, ведя вправо. Это был иероглиф человек.
Т.е. делаем нажим в 3 местах.
Давайте попробуем еще раз!
Записывая предыдущие кандзи «один» и «человек» мы прошли 2 базовых движения: томэ (один) и хараи (человек).
Японская каллиграфия сегодня
Сегодня одним из ведущих объединений в области японской каллиграфии является Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая была создана в 1948 году.
В современной Японии, сёдо является популярным классом для начальной школы. Многие родители считают, что целеустремленность и неподвижность детей во время занятий каллиграфией вырабатывают полезные навыки. В средней школе каллиграфия является одним из предметов искусств, наряду с музыкой или живописью.
Некоторые университеты, такие как Университет Цукуба, Токийский университет Гакугеи и Университет образования Фукуока, имеют специальные кафедры каллиграфии, которые акцентируют внимание на педагогических программах по каллиграфии сёдо.
Современный Музей Каллиграфии
Музей Каллиграфии расположен в Сокольническом парке в Москве. В музее каллиграфии представлены произведения искусства каллиграфов из 40 стран. В их числе уникальные образцы письма, также среди экспонатов присутствуют мировые шедевры, написанные известными каллиграфами.
Современный музей каллиграфии
В музее каллиграфии представлены изысканные экспонаты европейского и славянского письма, работы арабской и еврейской школ каллиграфии, строгие черты японской каллиграфии, примеры китайской письменности древности,которые раскрывают историю возникновения искусства каллиграфии; также зарубежные и отечественные книги по каллиграфии; редкие рукописные издания, выпущенные единичными тиражами; письменные приборы настоящего и прошлого.