Храм Тодайдзи — священное место и самое большое деревянное сооружение в мире

В небольшом японском городке Нара расположен необычный буддистский храм, построенный из чистого дерева. Священное место японцев – Тодайдзи.

Тодайдзи – это единственный деревянный храм во всем мире. Его огромные размеры впечатляют и удивляют туристов. По сей день, в храме проводятся религиозные ритуалы. Здесь коротают свои дни монахи-буддисты.

Паломники со всего света приезжают в Тодайдзи, чтобы преклонить свои головы перед огромной статуей Будды.

Тодайдзи привлекает не только паломников, но и многочисленных туристов. С каждым годом их число продолжает неуклонно расти.

Храм Тодайдзи — история

Как уже говорилось немного выше, строительство храма началось в VIII веке нашей эры. Благодаря тому, что японцы на протяжении большей части своей истории вели летописи, можно с уверенностью утверждать, что возведение Тодайдзи стартовало в 743-м году. Правивший в те далекие времена японский император по имени Сёму издал документ, в котором обратился к народу с просьбой (!), а не приказом, построить храм и отлить огромную статую Будды. Дело все в том, что в середине восьмого века Япония переживала, пожалуй, самые трудные времена за всю свою историю.

Вид храма от Великих Южных ворот

Постоянные войны между кланами, воинствующие самураи, пытавшиеся доказать свое право управлять отдельной территорией и эпидемии, уносившие миллионы жизней, словно ураган обрушились на Страну восходящего солнца. Император Сёму решил, что постройка храма, а главное, отливка огромной статуи Будды, наконец-то спасут империю от навалившихся бед.

Народ Японии полностью поддержал своего императора (а иначе в Японии, даже в наши дни, быть не может), и строительство храма Тодайдзи практически сразу же стартовало после выхода соответствующего указа. Время сохранило до наших дней даже имя архитектора, который разработал проект Тодайдзи и придумал, как отлить и собрать по частям статую Будды Дайнити: талантливого японца звали Кунинака-но-Мурадзи Кимимаро. В строительстве храма и отливки статуи Будды, которая, кстати, считается одной из самых больших на всей нашей планете, приняли участие почти 2 500 000 (!) человек. Стоит только представить себе масштабы работ, в которых в древние времена было занято столько людей: таким населением может в наши дни «похвастаться» только крупный промышленный мегаполис. При таком огромном количестве рабочей силы храм Тодайдзи был завершен в рекордно короткие сроки – уже спустя два года после начала его строительства

. Главная трудность заключалась в том, как отлить статую Будды, трон для нее, и как собрать по частям массивные части в единое целое. После завершения всех работ храм был освящен в соответствии со всеми традициями буддистского учения. На торжественной церемонии освящения храма присутствовал лично император и его супруга.

Вид на вход в храм

В XII веке в Японии разразилась война между кланами. В результате боевых действий, которые охватили всю страну, храм Тодайдзи сгорел. Главную святыню Японии восстановили, однако в 1567-м году главное святилище буддизма снова сгорело: как уже говорилось выше, построено оно было полностью из дерева.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Марина_Ушакова

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Тодай-дзи — самое большое деревянное сооружение в мире

Одним из древнейших буддийских храмов Японии является Тодай-дзи, в городе Наре. В первую очередь этот храм известен, как самое большое деревянное сооружение в мире. Кроме того, в стенах храма находится огромная бронзовая статуя Будды, которая была выплавлена более тысячи лет тому назад! Строительство храма началось в середине VIII века. Именно в это время в стране Восходящего Солнца широкое распространение получил буддизм. Новая религия оказала сильное воздействие на искусство и архитектуру страны.

Сооружение храма Тодайдзи относится к середине VIII века, когда буддизм, двумя веками ранее проникший в Японию, уже успел стать государственной религией и оказать значительное влияние на искусство и архитектуру этой страны. В ту эпоху столицей японского государства был город Нара. Ныне Нара принадлежит к числу самых почитаемых святых мест Страны восходящего солнца, куда ежегодно приезжает около 3 млн паломников. Здесь, на территории площадью около 525 гектаров, располагаются несколько буддийских и синтоистских храмов и кумирен, имеющих многовековую историю.

Храм Тодайдзи занимает центральное место среди святилищ Нары. Длительное время он был главной государственной святыней страны, а само название «Тодайдзи» буквально означает «Великий восточный храм». Храм Тодайдзи широко известен по хранящейся в нем бронзовой скульптуре Будды Дайнити (Дайбуцу), являющейся самым большим изваянием Будды в Японии и одним из крупнейших в мире. Ее изваял в 749 году корейский скульптор, которого японцы называют Кимимаро. Для изготовления гигантской статуи потребовалось 437 тонн бронзы, 150 килограммов золота, 7 тонн воска, 70 килограммов ртути и несколько тысяч тонн древесного угля.

По преданию, на отливку статуи были израсходованы все запасы бронзы в Японии. Работы велись на протяжении двух лет и технологически были чрезвычайно сложны. Трудности вызывал не только сам процесс литья, но и монтаж, и установка статуи на постамент (с учетом тогдашнего уровня техники!). Ведь это феноменальное древнее сооружение весит в два раза больше, чем статуя Свободы в Нью-Йорке, которая была изготовлена одиннадцать веков спустя. Как мастеру удалось преодолеть все технические препятствия? Это остается загадкой, и секрет изготовления этого уникального памятника литейного искусства древности не раскрыт до сих пор.

Из старинных японских источников известно, что работы по отливке статуи Великого Будды были завершены только после семи неудачных попыток. Голова и шея Будды были отлиты в одной опоке, а торс и трон-лотос изготовлены в отдельных формах, а затем спаяны вместе и позолочены. Статуя Великого Будды в Тодайдзи олицетворяет собой «благословение, всемогущество и вездесущность». Будда восседает, поджав под себя ноги, в умиротворенной позе на троне в виде колоссального цветка распустившегося лотоса с 56 лепестками. Лотос выступает здесь как символ душевного целомудрия, непорочности и чистоты, необходимых для погружения в нирвану, обретения блаженства, достигаемого в результате преодоления «страсти и жажды жизни». Правая рука Будды с раскрытой ладонью вытянута вперед в благословляющем жесте. Волосы Будды синего цвета — это символизирует его пребывание в заоблачном небесном мире. Волосы разделены на 966 завитков. На лбу — шишкообразный выступ: символ величия и недосягаемости.

Великий Будда входит в число самых известных достопримечательностей Японии. Высота статуи с пьедесталом составляет 22 м. Высота самой сидящей фигуры Будды — 16 м. Лицо имеет длину 5 м, ширину — 3 м. Через глазницы свободно может пролезть человек — их длина составляет 1 м. Диаметр трона-лотоса — более 20 м, высота каждого лепестка — 3 м. Громадная статуя внутри полая. В ее недрах создана сложная система деревянных конструкций, поддерживающих всю фигуру. Раз в год Великого Будду чистят, при этом снимая с него несколько ведер пыли.

Вся поверхность трона-лотоса покрыта бесчисленными изображениями религиозного и мифологического характера, тысячами иероглифических надписей. За спиной гигантской статуи находится деревянный позолоченный ореол, на котором установлены еще 16 фигур Будды размером приблизительно в рост человека, изображающие его предыдущие воплощения. Рядом со статуей расположены две скульптурные фигуры святых — бодхисатв. Японская традиция отождествляет их с тысячерукой богиней милосердия Каннон и богиней счастья. Их размер в два раза меньше статуи Великого Будды. Справа за фигурой Будды находится деревянная колонна с небольшим отверстием. Существует поверье, что человеку, сумеющему пролезть через него, прощаются все грехи. Тодайдзи — действующий храм, и перед статуей Великого Будды ежедневно совершается служба, возжигается огонь и курятся благовония, монахи и паломники читают буддийские молитвы — сутры.

Зал храма Тодайдзи, в котором находится скульптура Будды, носит название Дайбуцудэн — Зал Великого Будды. Некогда Тодайдзи был главным храмом буддийской секты кэгон, учение которой в VIII веке проникло в Японию из Китая. Строительство храма Тодайдзи началось на рубеже 20—30-х годов VIII века и продолжалось двадцать лет. Оно было объявлено общенациональным делом, потребовавшим мобилизации всех ресурсов страны. Храм был освящен в 752 году в присутствии императора и императрицы, двора, священнослужителей и представителей всех провинций Японии, а также посольств из Китая и Кореи. В XII столетии, во время гражданской войны, огромный храм сгорел. Во время пожара пострадала голова Будды, и ее пришлось заменить новой. Сегодня можно заметить, что голова Будды более темного цвета, чем торс. По другим сведениям, вся скульптура Будды сильно пострадала от пожара и в XVIII столетии подверглась замене многих элементов, так что ее нельзя считать целиком подлинной.

В 1567 году храм вновь сгорел, и Великий Будда простоял под открытым небом более ста лет. Только в 1699 году начались восстановительные работы, но через три года, возведя храм только наполовину, строительство снова забросили. В таком виде он простоял около двухсот лет и в результате совершенно развалился. Строительство было возобновлено только в 1903 году и продолжалось десять лет. К 1913 году храм был восстановлен в первоначальном виде. Его высота составляет 50 м, длина — около 57 м, ширина — более 50 м. Это самое большое деревянное здание в мире, а для своего времени оно было просто чудом строительного искусства. В огражденный стеной храм можно войти через Великие Южные ворота — Нандаймон, с двухъярусной крышей и пятью пролетами, которые были заново выстроены в 1199 году и поддерживаются восемнадцатью деревянными колоннами.

В качестве колонн использованы цельные стволы гигантских деревьев высотой 21 м. По обеим сторонам ворот возвышаются колоссальные статуи фантастических стражей-чудовищ Нё. Массивные входные двери храма Тодайдзи выполнены в старинной манере японской храмовой архитектуры. Монументальная арка над входом под шатровой крышей с характерными для японского зодчества изгибами придает сооружению торжественность и величественность. Стены храма украшают великолепные деревянные резные рельефы, лаковая роспись, эмаль, исполненные с истинно японским вкусом и совершенством форм.

В храмовой сокровищнице хранятся многие древние предметы: старинные буддийские и традиционные японские одеяния, священные сосуды, ювелирные изделия, драгоценности, предметы традиционного японского искусства из бумаги и шелка. Благодаря изучению записей на старинных свитках исследователям удалось узнать, что отливка статуи Будды завершилась только после семи неудачных попыток. Огромная фигура божества состояла из нескольких частей, каждая из которых была отлита в отдельной форме. Позже все они были спаяны между собой и позолочены. Высота собранной фигуры с пьедесталом составила 22 метра, а без пьедестала – 16 метров. Лицо Будды в длину достигает 5 метров, а в ширину 3-х. Через глазницы Будды спокойно может пролезть взрослый человек, так как их длина составляет около метра. Фигура божества на самом деле внутри полая, и раз в год Будду чистят, снимая с него несколько вёдер пыли!

Тодайдзи (743-752, XII, XVII и XVIII вв.) ансамбль деревянных зданий, имел симметричную планировку по образцу китайских монастырей эпохи Тан), Хоккедо (основан около 746-748, зал богослужений 1190) Попасть в храм Тодай-дзи можно через Великие Южные ворота с двухъярусной крышей и пятью пролётами. Всю эту конструкцию поддерживают 18 деревянных колонн, а по обеим сторонам ворот установлены огромные статуи стражей.

Главное здание храма считается самым большим деревянным сооружением в мире! Его длина составляет 57 метров, а высота и ширина по 50 метров! Это настоящее чудо строительного искусства! На территории храма помимо главного здания находится ещё несколько уникальных пагод и храмов меньшего размера. Сама территория храма представляет собой олений парк. Здесь бродит множество оленей, которых с удовольствием подкармливают туристы.

Будда из храма Тодай-Дзи. Большой Будда

Это пост — дополнение к рассказу о самом храме Тодай-Дзи. Здесь — о Будде, который восседает там уже с первого века нашей эры.

Перед посещением храма надо войти в облако дыма от благовоний, чтобы очиститься от нехороших мыслей и настроиться на нужный лад. Но так как народу много ритуал сокращается до зачерпывания и намахивания на себя этого дыма.

История такова: в 743 году император Shōmu издал указ о создании гигантской статуи Будды, он намеревался сделать Todai-ji главным буддийским святилищем Земли. Вся добываемая в стране бронза за несколько лет уходила на строительство фигуры. Статуя пострадала от землетрясения в 855 году, у нее отвалилась голова. Целостность была восстановлена только через шесть лет. Потом во время гражданских войн статуя дважды плавилась от пожаров. Окончательно Будда обрел покой с 1692 года. Сам храм был тоже перестроен, раньше сооружение было большего размера.

Размеры статуи: высота 15 метров, лицо более 5 метров, глаза по 1 метру, нос 0.5 метра, уши 2.5 метра, вес 500 тонн. Будда сидит на лепестке лотоса.

Храм Тодайдзи — подвиг во имя буддизма

Перед тем, как более подробно рассказать, как именно отливалась и устанавливалась статуя Будды в храме Тодайдзи, следует уточнить ее размеры и вес. С троном высота статуи немного превышает 22 метра, только уши Будды имеют длину в 2,5 метра. Чтобы человек, который планирует поездку в Японию и посещение самого «Великого восточного храма», составил представление о трудностях, которые возникли перед древними строителями, можно провести сравнение: Статуя Свободы в Нью-Йорке весит 31 тонну, а вот вес статуи Будды в Тодайдзи превышает 500 тонн! При уровне развития технологий в середине VIII века отлить и установить Будду Дайнити, казалось невыполнимой задачей. Но только казалось. Японцы, которые всем сердцем желали, чтобы несчастья, обрушившиеся на их страну, остались в прошлом, совершили самый настоящий подвиг. Правда, для этих целей им пришлось использовать практически все запасы бронзы целой страны!

Бронзовый фонарь перед входом в зал Великого Будды

Существуют древние японские летописи, в которых указывается, что установить Будду в храме Тодайдзи удалось только с восьмой попытки

. Во время работ по отливке под массивными частями статуи часто гибли люди. Современные специалисты провели определенные исследования, результаты которых показали, что во время отливки Будды мастерами было использовано около 10 000 тонн (!) древесного угля для печей, 440 тонн бронзы, около 70-ти килограммов ртути (даже этот ядовитый химический элемент пошел в дело), 150 килограммов чистейшего золота и 7,5 тонн пчелиного воска.

Как удалось в те далекие времена воплотить этот фантастический замысел в жизнь, и какие при этом использовались технологии, так до сих пор и остается тайной. Есть лишь доказательства, что трон и туловище Будды отливались отдельно от головы с шеей. После того, как трон в виде лотоса и туловище было установлено на отведенное место, к ним прикрепили голову с шеей. После этого еще пришлось залить бронзой место соединения и покрыть всю статую золотом.

Статуя Будды Вайрочаны

Удивительно и необъяснимо! Точно также необъяснимо, как и строительство египетских пирамид. Да, в работах участвовало огромное количество людей, да, многие из них отдавали жизнь под тяжелыми частями или умирали от ядовитых испарений ртути, но как были отлиты цельными такие две огромные части, объяснить не возьмется даже самый авторитетный современный скульптор. Кроме этого, не стоит забывать, что работы велись не сейчас, когда существуют огромные доменные печи и краны, способные переносить тяжелейшие блоки, а в VIII веке….

Статуя

Чтобы вы могли приблизительно представить масштабы скульптуры, приведем краткое описание в цифрах:

  • тело – 15 м;
  • пьедестал – 17 м;
  • голова – 5,5 м;
  • нос – 50 сантиметров;
  • уши – 2,5 м;
  • глаз – 1 м;
  • губы – 1,3 м;
  • точка на лбу – 30 сантиметров;
  • прядей волос – 966.

Чтобы было нагляднее, можно сравнить высоту Будды с пятиэтажным домом – статуя будет выше.

Известная всем Статуя Свободы в США весит тридцать тонн. Для сравнения: вес Будды Тодайдзи – пятьсот тонн.

Сооружение полое изнутри и держится на особой конструкции из дерева. Хранится изваяние в отдельном помещении храма – в зале Великого Будды, по-японски известного как Дайбуцудэн. Изначально он возвышался на сто метров, но со временем, после нескольких пожаров и стихий, уменьшился в два раза. Сейчас он высится на 50 метров, в ширину достигает столько же, а в длину – почти 60 метров.

Удивительно, с каким вниманием к деталям и воодушевлением мастера подходили к своей работе. Каждая линия, каждая черточка на лице, формирующая его выражение, продумана до деталей.

Вайрочана восседает в падамасане – позе лотоса – на красивейшем троне из раскрытого лотосного бутона, олицетворяющего открытость, свежесть, чистые намерения. Всего насчитывается пятьдесят шесть лепестков, и на каждый нанесены японские символы – вместе они составляют мантры, направленные божеству.

Левая рука Будды расслабленно покоится на колене, а правая тянется вперед. В этот жест вложен особый смысл – божество как бы благославляет государство и стремится принести жителям благость и счастье.

Лицо спокойное и расслабленное, вокруг головы прослеживается ореол святости, а синий цвет волос символизирует нирвану. Точка на лбу тоже указывает на присутствие высших сил.

Главное изваяние охраняют другие шестнадцать скульптур. Они не такие величественные и выполнены в полный человеческий рост, но именно этим восходят к шестнадцати воплощениям, в которых был Будда в мире людей в прошлом. Также среди скульптур можно заметить богиню счастья и богиню милосердия.

Каждый год около 100-200 монахов с помощью особых средств и веревок спускаются к статуе и проводят генеральную очистку от грязи и пыли.

Великий Будда из храма Тодайдзи

Современный турист, приехавший посмотреть на одну из самых огромных скульптур Будды в мире, сможет заметить, что кроме отливки массивных частей, древними мастерами было уделено огромное внимание мельчайшим деталям. Будда Дайнити сидит на троне. Этот трон представляет собой популярный в буддизме распустившийся цветок лотоса. Количество лепестков цветка, который символизирует духовную чистоту божества, его душевное спокойствие и равновесие, так необходимые для путешествия в нирвану, составляет 56. К слову, все эти лепестки испещрены многочисленными иероглифами. Это молитвы японского народа, возносимые к Будде.

Одна из двух статуй святых — бодхисатв

Гигантская статуя Будды мирно восседает на этом огромном цветке, а ее лицо выражает умиротворение. Монахи храма Тодайдзи расскажут любому туристу, что скульптура была сделана для того, чтобы символизировать собой могущество высших добрых сил в Японии, присутствие Будды в любом месте. У божества, которое весит более 500 тонн, вперед вытянута рука. Сделано это древними мастерами было с определенной целью: таким образом Будда благословляет всю Страну восходящего солнца и тем самым приносит мир и благодать.

Как уже упоминалось, древние скульпторы уделили внимание даже самым мельчайшим деталям: только на голове Будды 966 завитков из его волос, они выкрашены в ярчайший синий цвет, что тоже не случайно, синие волосы божества в буддизме символизируют его постоянное пребывание в нирване на небесах. На лбу у статуи можно увидеть шишку – в буддизме она является символом высших сил, величия и превосходства над простыми смертными. Интересно то, что многие уфологии утверждают, что Будда – это представитель инопланетной цивилизации, которая в древние времена посетила нашу планету. Именно по этой причине у него есть нарост на лбу. Мнение спорное, но и оно, как и множество других, имеет свое право на жизнь.

Статуя Бисямонтэна — один из двух охранников Тодайдзи

В храме Тодайдзи находится не один Будда, за его спиной можно нас

Внутреннее убранство храма

Заходить в храм следует через главные ворота на юге, именуемые Найдамон. В последнем году 12 столетия была вновь отстроена крыша в 2 яруса и 5 пролетов. Вся конструкция поддерживается 18 колоннами из дерева. Для их установки использовались цельные стволы мощных деревьев высотой свыше двух десятков метров.


Ворота в храм Тодайдзи

Интересно, что внутри колонн есть небольшой проход, по размерам схожий с ноздрями медного Будды. Считается, что тот, кто сможет пройти сквозь них, получит счастье и скорое просветление. Дети, подростки и миниатюрные японцы проделывают этот трюк без труда, а взрослые из числа иностранцев нередко застревают.

Ворота охраняют два создания довольно страшного вида. Двери отличаются массивностью в духе каноничной японской архитектуры средневековья. А над крышей-шатром растянулся арочный свод, делающий обстановку еще более торжественной.


Стражник ворот Тодайдзи

Входные двери ведут в зал, где можно зажечь благовония – фимиам, поставить их в специальную чашу и насладиться настенной росписью. Шедевры зодчества, искусные барельефы, картины, написанные эмалью и повторяющие японские и буддийские мотивы – все это воплощено в стенах храма. Затем посетители попадают в зал, где Будда восседает на своем лотосном троне.

Еще одно важное строение в святыне – сокровищница Сесоин. Здесь хранится с древних времен множество артефактов, в том числе национальная одежда давних эпох, посуда, украшения, шелковые изделия, драгоценности, важнейшие рукописи, благодаря которым историки восстанавливали события давно минувших лет.

Но главные ценности Сесоина – церемониальные мечи Ехокэн и Инхокэн. Их пожертвовала в середине 8 столетия принцесса Коме, но почти все время они считались утерянными. В итоге мечи, усыпанные золотом, серебром и глазурью с гравировкой были найдены в подполе у изваяния Вайрочаны.

Храм Тодайдзи в наше время

Тот внешний вид храм Тодайдзи, которым в наши дни может наслаждаться современный гость Японии, приобрел только после 1913-года. Дело все в том, что после пожара 1567-го года святое место было восстановлено лишь частично. Масштабная реконструкция одной из главных достопримечательностей страны была предпринята властями только в 1903-м году. Чтобы полностью восстановить самый большой в мире деревянный храм понадобилось 10 лет! И это при том, что в восьмом веке его построили всего за два. Кстати, голова 500-ста тонного Будды тоже «ненастоящая». Точнее говоря, не та, которая была прикреплена к торсу во время ее возведения. Во время гражданской войны ее повредили в одной из многочисленных битв. Правда, практически сразу же отлили новую голову буддистского божества. Именно по этой причине в наши дни она отличается по цвету от торса и трона, на котором сидит Будда.

Внутри храма

Войти в храм, окруженный от суетного мира стеной, в 21-м веке паломники, исповедующие буддизм и гости города Наре, который ранее был столицей (!) Страны восходящего солнца, могут через Южные ворота. Вход в храм, где на своем троне восседает Будда Дайнити, охраняют два чудовища Нё. Бояться их не стоит, они, как и многие архитектурные элементы храма, выполнены древними мастерами и наводят ужас только своим внешним видом. Кстати, у этих ворот довольно часто многочисленные туристы делают фото храма Тодайдзи.

Кроме статуи Будды, к которому поклониться идут миллионы паломников, огромный интерес в храме вызывает и его внутренний интерьер. Довольно интересна роспись стен и потолков, по которым можно без особого труда определить, что ты находишься не в Китае, а в Стране восходящего солнца. Особого внимания заслуживает коллекция сокровищ храма Тодайдзи: вот здесь действительно можно увидеть редчайшие и не имеющие цены предметы

, датируемые еще началом нашей эры, и которые проливают свет на непростую историю Японии и становлению в ней буддизма. Гости храма, которые внимательно прочитали туристические проспекты по Тодайдзи, которые выдают абсолютно бесплатно всем своим клиентам отели Японии, после ознакомления с 500-ста тонным Буддой, направляются к двум древним самурайским мечам.

Вид на потолок храма

Через пять лет после окончания строительства статуи Будды императрица по имени Комё, в качестве дара преподнесла монахам храма два самурайских меча. Кстати, об их существовании знали из древних летописей, но найти их удалось только в 1907-м году. Оказывается, по приказу императрицы, рабочие спрятали эти реликвии под полом прямо у трона Будды. Таким образом, Комё хотела убедиться, что эти бесценные мечи останутся в храме Тодайдзи навечно. В 1930-м году два самурайских меча, которые выполнены по особой технологии и украшены благородными металлами, были внесены в список национальных сокровищ Японии. В тот самый список, в который входит и легендарный замок Мацумото. Кстати, ученые нашли на рукоятках иероглифы, по которым удалось узнать имена мечей (в Японии каждый меч, который делался на протяжении десятилетий, и, принадлежавший самураю, одушевлен и имеет свое имя). Посмотреть на Инкэн и Ёкэн (такие имена носят два самурайских меча) можно в специальном помещении храма Тодайдзи. Несмотря на то, что им, по меньшей мере, более 1 200 лет, они сохранились в прекрасном состоянии, а их лезвия способны разрезать практически невесомый шелковый платок.

Кроме статуи Будды, скульптур его перевоплощений, уникальной росписи стен и потолков, мечей Инкэн и Ёкэн, туристы смогут увидеть в сокровищнице Тодайдзи огромное количество предметов и украшений из благородных металлов, украшенных драгоценными камнями, которые в свое время принадлежали японским императорам.

Отверстие в колонне храма

Всем гостям храма Тодайдзи следует обратить свое внимание и на несущие колонны, точнее, на проход между ними

. Интересно то, что по своему диаметру он идентичен ноздрям гигантской скульптуры Будды. Существует древнейшая легенда, что тот, кто пройдет по этому проходу, станет счастливым человеком и на него снизойдет просветление. Строился храм для японцев, а они, как известно, не отличаются высоким ростом. Поэтому через этот проход легко могут пройти только дети или подростки. Многие туристы, которые не смогли трезво соотнести свое телосложение с диаметром прохода, попадают в него, а выбраться самостоятельно не могут. Практически каждый день монахи и смотрители монастыря сталкиваются с определенной трудностью, которая заключается в том, чтобы достать упитанного путешественника из прохода между несущими колоннами.

Рейтинг достопримечательности

Рейтинг 5.00 [4 Голоса (ов)]

← Азия Япония

Что посмотреть

Вход на территорию храма отмечают массивные ворота – Нандаймон. 18 колонн из цельных стволов огромных деревьев поддерживают в двухъярусную кровлю, а проход охраняется парой мифических чудовищ Нё. Здание самого храма выдержано в лучших традициях японской архитектуры – плавные изгибы крыш, замысловатая резьба и лаковая роспись – мастерски выполненная богатая отделка храма говорит о его важнейшем религиозном статусе в Стране восходящего солнца.

Размеры Дайбуцу-дэн впечатляют – его высота составляет около 50 м, длина – 57 м, а общая площадь почти 3000 кв. м. Даже сейчас это мощное деревянное строение поражает своими габаритами повидавших многое туристов, а в 8 веке считалось настоящим божественным чудом и вершиной строительного искусства.

Внутри павильона установлена знаменитая 500-тонная статуя Будды Вайрочаны. Тодай-дзи относится к буддийской секте кэгон – школе Величия Цветка Закона, и до сих пор является действующим храмом: здесь ежедневно проводится служба, монахи читают священные сутры и возжигают ритуальный огонь.

Осматривая статую Большого Будды, попытайтесь представить, с каким трепетом смотрели жители древней столицы на бронзового гиганта: золотой трон в форме цветка лотоса, испещрённый священными текстами, поддерживает массивную фигуру; огромная ладонь, в два раза больше человеческого роста, сложена в благословляющем жесте, а полускрытые веками глаза спокойно взирают на мир с 20-метровой высоты.

Изваяние представляет собой полую структуру, поддерживаемую изнутри деревянным каркасом. Ежегодно скульптуру очищают от налёта копоти и грязи, снимая при этом по несколько вёдер пыли. Кстати, можно заметить, что голова и шея Будды несколько отличаются по цвету от торса – это результат неоднократных реставраций.

За спиной Будды установлено ещё 16 статуй ростом с человека — они символизируют предыдущие воплощения божества. Также в павильоне расположены изваяния Каннон – богини милосердия. А особой популярностью у туристов пользуется колонна, у основания которой есть лаз, называемый «ноздря Будды». Согласно поверью, тот, кто сможет пролезть сквозь отверстие, освободится от грехов и привлечёт удачу.

На территории Тодай-дзи расположен музейный павильон Сёссо-ин, чья коллекция произведений искусства считается старейшей в мире. Простая бревенчатая конструкция, сооружённая в 8 веке, была наилучшим образом приспособлена для хранения храмовых реликвий в сложных условиях японского климата благодаря оригинальным решениям древних строителей.

В Сёссо-ин сегодня представлено обширное собрание рукописей, буддийских реликвий, музыкальных инструментов, одежды, оружия и предметов ремёсел. Особый интерес представляет пара богато украшенных ритуальных мечей – Ёкохэн и Инкохэн. Только в 2010 году сотрудники музея подтвердили, что это именно тот легендарный дар императрицы Комё, который считался утраченным более 1250 лет назад.

Стоит осмотреть также павильоны Нигацу-до и Сангацу-до – их названия переводятся соответственно как Зал второго и Зал третьего месяца. Февральский павильон получил своё название от священного ритуала Сюниэ, проводимого здесь ежегодно с самого дня основания святилища. Две недели монахи храма молятся Одиннадцатиликой Каннон об искуплении грехов человечества, а затем символически сжигают всю скверну в пламени огромных факелов – после чего милостью богини в мире вновь наступает весна.

Мартовский зал также известен как Зал Лотоса – каждой весной монахи зачитывают здесь священные буддийские сутры. В павильоне собрано множество ритуальных свитков и изображений, а также установлена богато украшенная статуя бодхисаттвы милосердия Фукукэндзяку Каннон.

Храм Тодайдзи на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

Достопримечательности Чехии: список, описание, фото

Европа

25-главая деревянная Покровская церковь: описание

Европа

Аббатство Паннонхальма: история, описание

Европа

Авраамиев Богоявленский монастырь: описание

Европа

Автодром имени Жиля Вильнёва: история, особенности

Северная Америка

Азимовская мечеть в Казани: история, описание

Европа

Аквапарк КВА-КВА парк в Москве: описание, фото

Европа

Акведук Пон-дю-Гар во Франции: история, описание

Европа

Акрополь Линдоса в Греции: история, описание, фото

Европа

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]