Японский сад камней — вот он сад храма Рёандзи в Киото!
Согласитесь, что Япония не всегда была так известна и популярна в нашей стране, как сейчас. В период СССР человеком, который рассказывал о культуре и обычаях Японии был известный телевизионный обозреватель, востоковед, человек, проживший в Японии 8 лет — Владимир Цветов. Именно он был первым человеком, благодаря которому я узнала, что есть удивительная страна Япония и благодаря ему я знала, что существует пятнадцатый камень сада Реандзи. Уже позже я прочитала его одноименную книгу. Она и сейчас у меня перед глазами уже немного потрепанная, издания 1987 года. Недавно перечитав её, меня немного «напрягло», что она очень политизирована и пронизана неприятием к капитализму и казалось бы вечные ценности, такие как культура, тоже рассматриваются через призму негативности к капитализму. Но если не замечать однополярности суждений и видеть то, что и есть японская жизнь, то получается ценный исторический материал.
Пятнадцатый камень сада Реандзи
Владимир Цветов так писал о своём посещении сада камней в Японии:
«Сад камней», «Философский сад», «Сад Рёандзи»… Десятки имён у главной достопримечательности японского города Киото и, вероятно, самой большой его ценности, и десятки толкований сути, какую вложил столетия назад мудрый монах Соами в пятнадцать чёрных необработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку.
Я сказал «пятнадцать камней», потому что столько указано в путеводителе. На самом деле замечаешь лишь четырнадцать. Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг по деревянной галерее… — и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый — тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень. Ещё шаг по галерее, и гениально спланированный хаос предстаёт опять в иной композиции, состоящей из всё тех же пятнадцати камней, из которых один — невидим.
И вот я в этом знаменитом саду камней!
То, что когда-то рисовалось перед глазами я вижу воочию. Прошло уже время и чувство, которое я испытала сидя на веранде храма Рёан-дзи я сейчас описать не могу. Но до сих пор помню, что это было необъяснимое спокойствие и отрешенность. Рядом так же сидели люди, но все вели себя очень тихо глядя на камни и гравий, каждый думал о своём. Через какое-то время всё же вопросы, ради которых приходят туристы в японский сад камней, стали обсуждаться. Как же увидеть этот загадочный пятнадцатый камень и есть ли он здесь?
Да в саду пятнадцать камней. Они расположены в пять групп, в самой большой группе 5 камней, в двух других по 3 камня и ещё в двух группах камней по два.
Сначала мы пересчитали все камни с того места, где первоначально расположились, предполагая за какой горкой спрятался невидимый пятнадцатый камень сада Реандзи. Затем встали и прошлись по всей деревянной галереи , рассматривая каждую группу камней с новой позиции.
Сад камней фото
Если уж быть честным, то туристы приходят в японский сад камней Рёан-дзи не просветление получить и возвысившись над суетой увидеть все пятнадцать камней, да и для медитации время выбирается другое. Надо быть хотя бы монахом, чтобы рано утром сесть перед камнями и раствориться, созерцая картину.
Эта композиция олицетворяет тигра. А что видите вы?
Поэтому наша цель была увидеть и запечатлеть. Насколько интересны такие сады европейскому человеку? С целью знакомства с традициями школы дзен-буддизма, да, интересны. Но получить истинное удовольствие может только подготовленный человек.
Сад из камня не предполагает визуального эстетического удовольствия, хотя и это имеет место быть. Недаром одно из его названий — это Философский сад. Это место, где можно созерцая созданную неизвестным мастером картину из камней и гравия, отпустить течение мысли, не контролировать себя, без слов, без желания сформулировать мысль просто сидеть и смотреть, а огромная безмолвная пустота обволакивая тебя сама создаёт образы.
Буддизм — это религия Востока, но благодаря японскому философу и известному буддологу Дайсэцу Судзуки в 60-х годах XIX века буддизм начал быстро распространяться по всему миру. Дайсэцу Судзуки предложил западному читателю свою концепцию дзен-буддизма В своих работах он стремился к сближению западной и восточной философии и психологии. На фоне бума увлечения восточной философией возник интерес западного человека к первоисточникам.
Считается, что известность и популярность японский сад камней храма Рёан-дзи получил после визита английской королевы Елизаветы II в Японию в 1975 году. До её посещения бóльшей популярностью, чем сад камней, пользовалось тысячелетнее озеро, расположенное на территории храма, с цветами лотоса, обрамленное по берегам деревьями сакуры и клёна. Визит Елизаветы II в храм покоящегося дракона сделал известным и популярным сад камней храма Рёан-дзи.
По образу и подобию
Возможно, кто-то из наших читателей захочет создать подобие японского сада у себя на дачном участке. Дело это только на первый взгляд может показаться простым. Ведь ни одна из воображаемых линий, соединяющих два предмета, не должна быть такой же длины, как другая, эти две воображаемые линии не должны быть параллельны, а два предмета не могут быть одного размера.
Главное же, что надо помнить, задумывая свой сад: задача заключается не в том, чтобы наполнить его даже самыми замечательными растениями и предметами, но напротив, «отсечь» все лишнее, ведь сад – это модель мира, а каким вы хотите видеть ваш мир, решать именно вам.
– Увы, мне не довелось посетить сад камней. А вот моя мама видела такой в Японии и вспоминала о нем, как о месте необычайной красоты и гармонии. Сад камней, по словам моей мамы, не производит впечатления искусственно созданного человеком, он кажется уголком естественной природы.
— Анна Китаева
Храм Рёандзи
Реандзи небольшой храм, на его посещение потребуется не больше часа. Это буддийский храм, его название означает «храм покоящегося/миролюбивого дракона». Рисунки дракона украшают главный павильон храма.
На территории сегодняшнего храмового комплекса, в XI был построен первый храм с расположившимся неподалёку красивым прудом, который существует до сих пор. В 1450 году Хосокава Кацумото выкупил поместье и построил там свою резиденцию, впоследствии ставшей храмом школы дзен-буддизма. Возникновение буддийского храма Реандзи связано с именем буддийского монаха Гитен Генсё.
Рёан-дзи с момента своего основания сразу стал известным храмом школы дзен. Говорят, что это был великий храм, который имел 21 сооружение на своей территории. Но в период гражданской войны он был разрушен. Вскоре после войны в 1499 году храм был восстановлен и перестроен сыном Кацумото — Масаюки Хосокава. В настоящее время на территории комплекса имеется три здания. Покровителями храма были такие известные государственные и военные деятели того времени как Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу (о моём посещение храмового комплекса, в котором покоится Токугава Иэясу, могущественный сёгун Японии, можно почитать здесь)
Главное здание храма — зал медитации (ходжо), устланный татами, раздвижными дверями и маленьким буддийским алтарем. Он выходит на веранду, выходящую на сад камней.
На территории храма есть жилые помещения, кури, высотой 22 метра, это один из самых высоких храмов Японии, высота храма свидетельствует о высоком статусе Рёан-дзи.
Так же в храме есть мавзолей для усопших императоров Японии. Мавзолей известен как «Семь императорских гробниц», он долгое время был в запустении и реконструирован в период Мэйдзи, после свержения правления сёгуната и восстановления имперского правления.
На территории храма расположено красивое озеро и сад. Как уже говорилось выше, что эти природные памятники сохранились с XI века. Озеро очень красиво, так как часть его застлана лотосами, а в весенее время здесь необычайно красиво цветет сакура. Осенью же кленовые листья своим ярко красным цветом радуют посетителей парка. К центру озера на островок есть дорожка, желающие могут преподнести дары богине Бэндзайтэн. Помимо того, что она богиня удачи, любви, мудрости и искусства, она ещё и богиня воды. Она одна из любимых ками (божеств) японского народа в списки семи богов счастья Японии.
А пруд очень любят японцы потому что здесь живут мандариновые утки и храм часто называют как храм мандариновой утки/ Oshidori-ike.
Полезная информация
Существует несколько способов, как добраться до Реандзи из Киото.
1. От станции «Киото» на 101-м или 205-м автобусе до Золотого Павильона – Кинкакудзи, а затем 15 минут пешком или в три раза быстрее на автобусе. Так можно осмотреть Реандзи и Золотой Павильон за один раз.
Золотой Павильон
2. На поезде до остановки «Реандзи-мити», а потом 5 минут пешком.
3. На такси от Киото прямиком до конечной точки – такой способ самый удобный, но в то же время самый затратный.
Сад камней Реандзи, история создания
История создания сада камней в храме Рёандзи не однозначная. Когда Владимир Цветов писал свою книгу, он написал, что создателем сада считался Соами, японский художник-пейзажист, дата рождения неизвестна, умер в 1525. Но на протяжении веков, помимо Соами, рассматривалось много версий и авторство доподлинно не установлено.
Как варианты предлагаются следующие лица: Хосокава Кацумото (государственный и военный деятель, 1442—1473) — создатель храма Рёан-дзи, ещё называют имя его сына Хосокава Масамото и дату создания сада — 1488, некоторые авторы считают, что сад был создан гораздо позже и разбег дат определяется от первой половины XVI века до 1680 года. Существует версия, что сад не был создан монахами, а построен профессиональными садоводами — каварамоно (переводится как работники берега реки, низший социальный класс в период Камакура и Муромати).
Как бы то ни было, сад камней создан и производит спустя столько столетий всё тот же эффект: растворение в пространстве, покой и умиротворение. А может быть наоборот море вопросов, что есть сад камней? Модель мира?, основа мироздания?, понимание, что в мире всё не так, как мы видим и что истина находится где-то за 15 камнем? Конечно же это просто вопросы, не имеющие никакого отношения к школе дзен. Да, есть общеизвестная трактовка идеи сада, что «только достигнув просветления можно увидеть все 15 камней». Но есть и другое мнение, что камни, расположенные в саду ничего не означают и были просто расположены так, как мы видим сейчас. А всё остальное это игры воображения и выдумки.
И всё же мне ближе вариант, что постичь суть каменного хаоса, сотворенного человеческим разумом, возможно лишь очистившись от привычных стереотипов, предвзятости и высокомерной уверенности, что нет вопросов, на которые ещё не найден ответ.
Японский сад камней
Сад камней на японском языке звучит как карэсансуй 枯れ山水 и означает «сухие горы и воды».
Сад представляет собой прямоугольник 30 метров с востока на запад и 10 метров с юга на север. По поверхности на разном расстоянии расположены пять групп камней. Обычных необработанных камней разной величины. Вся растительность «сада» представляет собой мох, обрамляющий камни. Весь прямоугольник засыпан мелким белым гравием, который аккуратно «расчёсывается» монахами каждый день. Гравий символизирует собой воду, а камни — горный ручей.
В стиле храма Рёан простота просматривается во всём, поэтому в композициях используются простые однотонные цвета, в основном белый и черный. Ему (стилю) присуща японское мировоззрение ваби-саби: идея о том, что простота и несовершенство представляет собой истинную красоту. Помещения храма, сад камней является тому подтверждением.
Три стороны сада камней окружены невысокой глиняной стеной, за которой растут деревья.
Осматривать сад камней Реандзи можно только, находясь на деревянной галереи со стороны монастыря. И как известно с этой стороны всегда остаётся невидимым 15 камень. На одном из японских блогов прочитала, что «есть только одно место (немного западнее центра), с которого можно увидеть все 15 камней». Достоверность информации не проверяла, возможно это и так, но тогда как же вся философия сада?
Существует несколько теорий о том, что представляет собой этот, казалось бы, простой сад:
- некоторые люди представляют себе горы, поднимающиеся над облаками.
- Другие воображают острова в море.
- Одна увлекательная теория утверждает, что каждая из пяти групп пород имеет особое значение:
- самая восточная группа, начиная с главного зала поклонения, представляет Будду и означает «совершенство».
- Следующая группа, видимая справа, — кит и означает «самый большой».
- Центральная группа — тигр и означает «сильнейший».
- Следующая группа — черепаха и означает «долговечность».
- И последняя группа — водяная птица и означает «всемогущий», потому что такие птицы могут жить как на суше, так и на воде.
Тем не менее, вам решать, что представляют собой камни в Рёандзи. Если есть возможность обязательно посетите сад в будний день по утру, чтобы была возможность получить удовольствие от созерцания сада камней.
эта композиция предположительно олицетворяет Будду
А это тигр, черепаха и птица.
Нандзэндзи
Нандзэндзи — комплекс из нескольких храмов, крупный центр буддизма. Тут мы впервые встретились с садом камней. Но это не совсем сухой сад, тут камни соседствуют с деревьями. Если приглядеться, то в очертаниях камней можно угадать группу тигров с тигрятами, переплывающих реку.
Очень хороши росписи раздвижных перегородок. Это копии 2002 года, но очень хорошие, и они повторяют росписи императорских покоев.
Ещё одна достопримечательность Нандзэндзи — акведук в западном стиле, построенный в конце 19 века.
Цукубай
Далее обойдя храм по деревянной дорожке (кстати обувь свою мы оставили прежде чем зайти) глаз с монотонной картины гравия и камней переключается на бурную растительность сада. И самое интересное с этой стороны — Цукубай — уникальный каменный умывальник, пожертвованный Тоётоми Хидэёси. Есть и другие варианты, происхождения цукубая — его пожертвовал храму знаменитый Токугава Мицукуни (1628—1700), глава самурайского клана Мито, потомок сёгуна Токугава Иэясу.
Цукубай это небольшой каменный бассейн, в котором омывают руки перед чайной церемонией. Само его название 蹲い переводится как склоняться, сидеть на корточках.
Цукубай важная часть храма, на нём высечены четыре иероглифа, которые выражают суть учения дзен, 吾, 唯, 足, 知 . Каждый из знаков сам по себе не полный без знака 口, который является составляющей частью каждого из перечисленных кандзи. Центральное отверстие цукубая в форме квадрата обеспечивает этот знак. Надпись на цукубае гласит «Я научился быть довольным» или с учетом буддийских учений можно перевести как “Каждый уже имеет все, в чем нуждается”.
Человек, который научился быть довольным тем, что имеет — духовно богат и наоборот тот, кто не учится быть довольным, духовно беден несмотря на материальные богатства. Начертанное на цукубае заставляет задуматься о жизни, о своих целях. Нужно ли и дальше стремиться к достижению задуманного, невзирая ни на что. Или надо учиться другому восприятию мира и своего места в нём? Фраза начертанная на стенках цукубая заставляет задуматься и взглянуть в глубь себя.
Дзэн – это религия, исповедуя которую, говорят: “Я знаю лишь необходимое”.
И с этой стороны сада сидели посетители созерцая окружающее и впитывая энергетику храма. Хотя нет, они, наверное, поклоняются другому богу — айфону.
Иногда думаешь, почему я не буддийский монах? Для чего мы постоянно мчимся вперед, не осознавая происходящее. Не ценим (вернее не успеваем или не задумываемся) то, что с нами происходит в настоящий момент. Возможно если чаще останавливаться, думая о том, «что я доволен тем, что имею» жизнь будет не такой скоротечной?
Пробыв в храме Рёан-дзи не больше часа, окунувшись в философию дзен буддизма, испытав на себе магнетизм сада камней Рёан-дзи и Цукубая, мы двинулись дальше, навстречу новым приключениям.
Особенности
Лишь на первый взгляд кажется, что каменные глыбы расположены беспорядочно и находятся в хаосе. В действительности же, если углубиться в искусство сэкитэй, можно понять всю сложность такой минималистичной композиции, которая требует соблюдения особых правил.
Главное правило композиции – с какого ракурса на нее ни посмотришь, можно увидеть равное количество камней. Лучшей для наблюдения называют северную часть – даже находясь в зените, солнце не слепит и не мешает правильному восприятию.
Назовем основные особенности устройства сэкитэй:
- Соблюдается ассиметричное расположение камней – они не должны находится параллельно друг другу, должны иметь разные размеры, форму, горизонтальную или вертикальную ориентацию.
- Свободные и загроможденные части уравновешивают друг друга.
- Камни принято выкладывать на пересечении линий семиугольника для достижения наибольшей гармонии.
- Высеченные вокруг камней круги символизируют неровную поверхность воды.
- Крупнейшие камни олицетворяют священную для буддистов гору Меру, откуда берет начало мироздание, или самого Учителя Шакьямуни.