Реставрация Мэйдзи: путь к современному государству

Реставрацией Мэйдзи называют глобальную модернизацию, проводившуюся в Японии с 1867 по 1889 год. Официально эра Мэйдзи началась со вступлением на престол нового императора Муцухито, который и сделал «Светлое правление» (а именно так переводится с японского «Мэйдзи») девизом своего царствования. Но предпосылки для реформации возникли раньше – ещё при сёгунате клана Токугава.

Причины реставрации Мэйдзи

Японская государственная идеология во многом строилась на противопоставлении упорядоченного, возвышенного и могущественного восточного мира развращённому и варварскому западному. Но в XIX веке стало очевидно, что очень скоро японцам придётся непосредственно столкнуться с западными варварами и, скорее всего, отказаться от самоизоляции. Перед страной стояла сложная задача: влиться в современный мир, но в то же время сохранить собственную идентичность.

Итак, к причинам начала реформации Мэйдзи можно отнести:

  • Активизацию западных стран (в том числе, и России) в тихоокеанском бассейне: стремительно развивающийся капитализм заставлял правительства искать новые рынки сбыта для своей продукции, многие товары предполагалось реализовывать в Японии. Кроме того, американцы начали налаживать в Тихом океане китобойный промысел и нуждались в открытых японских портах, где можно было бы пополнять запасы питьевой воды, продовольствия и топлива. Вопрос о сотрудничестве с иноземцами расколол японское общество пополам, некоторые противники налаживания связей с чужеземцами даже организовали серию убийств иностранных дипломатов и моряков, а также придворных, приветствовавших общение с пришельцами. Лидером противников иностранного засилья стал сам император Комэй.
  • Необходимость перестройки системы правления. С конца XII века Японией правили военные предводители — сёгуны, а император находился в прямой зависимости от них. Но к середине XIX века ситуация изменилась, клан Токугава, к которому принадлежали все сёгуны с начала XVII века, ослаб. Сёгуны не могли больше противостоять ни западному вторжению, ни внутренней дестабилизации. Против сёгуна и его правительства – бакуфу – стали выступать и крестьяне, и обедневшие самураи, и купечество, и некоторые аристократы. В этой обстановке император Комэй начал предпринимать первые шаги для того, чтобы вернуть себе и своим наследникам всю полноту власти. Его сыну Муцухито удалось завершить этот процесс. Изменение политической обстановки уловили и даймё (главы небольших княжеств, из которых состояла Япония до 1871 года), которые один за другим начали вставать на сторону императора, выступая против семьи Токугава.
  • Отсталость Японии, где даже в XIX веке всё ещё царили феодальные порядки, законсервировавшие общество и не позволявшие развиваться капитализму.
  • Тяжёлую экономическую обстановку. Население Японии часто страдало от неурожаев, голода, стихийных бедствий и злоупотреблений чиновников и ростовщиков. Уровень жизни крестьян был очень низок, в обществе наблюдался сильнейший разрыв между богатыми и бедными. Это часто становилось причиной волнений и массовых беспорядков.

Модернизация армии

Это была одна из ключевых задач правительства в период Мэйдзи. Войска существовавших ранее княжеств состояли из самураев. Однако эти территории были ликвидированы, а армии перешли в подчинение военного министерства. В январе 1873-го по инициативе Ямагаты Аритомо и Омуры Масудзиро правительством была введена всеобщая воинская повинность. С этого момента всем мужчинам, достигшим двадцати лет, надлежало пройти службу в армии вне зависимости от их социального статуса. Освобождение от воинской обязанности получали главы и наследники семей, студенты, чиновники и лица, выплатившие откуп в размере 270 иен. В новую армию шли преимущественно крестьяне.

Революция Мэйдзи сопровождалась не только изменениями в войсках государства. Отдельно от армии были сформированы подразделения полиции. Они находились в подчинении Минюста до 1872 года, а со следующего переходили в ведение МВД. Столичные правоохранительные подразделения были организованы в отдельное Управление полиции Токио.

Основные направления реформ

В 1867 году скончался император Комэй и на трон взошёл пятнадцатилетний Муцухито. Несмотря на юный возраст, это был решительный и проницательный правитель. Он продолжил политику своего отца, направленную на укрепление императорской власти. Под давлением даймё юго-западных княжеств и императора последний сёгун Ёсинобу Токугава был вынужден подать прошение об отставке, которое сам он, впрочем, считал формальностью и временным маневром.

В первых числах 1868 года император Муцухито торжественно объявил о «реставрации», то есть, о восстановлении власти императора, ликвидации должности сёгуна и создании нового правительства вместо бакуфу. Ёсинобу Токугава не желал подчиняться и вместе со своими вассалами начал гражданскую войну. Муцухито, опираясь на верных даймё и самураев, которых возглавлял талантливый полководец Такамори Сайго, начал свой победоносный поход против сёгуна. Ёсинобу Токугава бежал после первого же серьёзного сражения, в марте он сдался, ему сохранили жизнь и назначили неплохую пенсию. Какое-то время сопротивление оказывали северные даймё, но в течение года их мятеж был подавлен.

Теперь император Муцухито мог спокойно реализовывать задуманные проекты. Исследователи выделяют несколько основных направлений реформ:

  • мероприятия, направленные на пробуждение национального самосознания и создание прочной государственной идеологии, основанной, в первую очередь, и на почитании императора. Именно с этой целью ещё до окончательной победы в гражданской войне был учреждён Департамент истории. В задачи чиновников Департамента входили поиск, обработка и публикация древних документов и составление исторических хроник. Как можно догадаться, особый акцент при этом делался на роли императора и сторонников дальнейшей изоляции и независимости Японии, сёгуны же в опубликованных работах представали мелочными и коварными. Тогда же появилась государственная символика, в том числе, знаменитый японский флаг – красный круг (символ солнечной богини Аматэрасу) на белом фоне. Столица была перенесена из Киото в Эдо (чуть позже переименованный в Токио). Были унифицированы религиозные обряды, синтоизм был очищен он буддийских вкраплений. Начались гонения на буддизм и христианство. Необходимо отметить, реализуя все эти меры, Муцухито не скатывался в радикализм. Он обменивался с западными правителями посольствами и охотно заимствовал лучшее у чужеземцев, будь то науки, технические достижения, или одежда европейского образца. Кроме того, император искоренил терроризм, жертвами которого часто становились иностранцы.
  • демократизация общества. При Муцухито была запрещена продажа девушек из бедных семей в бордели и была разрушена система гильдий: профессии теперь не передавались по наследству, а свободно выбирались каждым подданным.
  • реформа государственного правления. По образцу западных стран, в Японии появлялось разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
  • образовательная реформа. По указу императора, создавались многочисленные светские школы, где много внимания уделялось «политинформации» — школьников обязательно знакомили со всеми указами императора. Кроме того, стали появляться университеты и институты.
  • упорядочивание судебной системы. В стране появились институт адвокатуры и система надзора за деятельностью судей.
  • создание прочной вертикали власти. В первую очередь, был восстановлен древний обычай, по которому император был собственником всех земель Японии. Княжества были упразднены, вместо них создавались префектуры. Даймё отныне имели статус не самостоятельных князей, а чиновников, управлявших от имени императора на местах. Как ни удивительно, это изменение было совершенно спокойно воспринято самими князьями. Вершиной политических преобразований императора Муцухито стало издание в 1889 году конституции, закреплявшей основы государственного устройства, а также права и обязанности граждан.
  • изменение социальной структуры общества с целью сплочения нации. Конечно же, о полном наделении всех поданных единым набором прав и обязанностей речи быть не могло: всё равно существовали касты высшей знати, самураев и простолюдинов. Но сама социальная структура значительно упростилась и стала демократичнее, например, был ликвидирован класс париев, занимавшихся самой грязной работой. Изменение статуса даймё привело к кризису самурайства: множество самураев, служивших своим князьям, теперь оказались не у дел.
  • ещё одним серьёзным аспектом преобразований стали реформы в экономической сфере. Во-первых, была проведена аграрная реформа. Правительство разрешило куплю-продажу земли и стало признавать право частной собственности, а налоги с крестьянства теперь стали взиматься не продуктами, а деньгами. Именно этот земельный налог стал основным источником пополнения государственного бюджета. Во-вторых, правительство предприняло ряд мер, направленных на развитие капитализма – правительство вкладывало огромные деньги в промышленные предприятия и привлекало иностранные инвестиции.
  • введение всесословной воинской повинности. Если раньше основной боевой силой Японии были самураи, каждый из которых подчинялся лично своему господину, то теперь император мог опираться на однородное войско, комплектовавшееся, преимущественно, из крестьян.
  • ещё одним направлением реформ были изменения в области науки и техники. В 1872 году была открыта первая железная дорога, соединявшая Токио и Иокогаму. Первым пассажиром японского железнодорожного состава стал сам Муцухито. Был позаимствован европейский календарь, в котором год начинался с 1 января; создавались телеграфные и телефонные линии; в пользование вводились бумажные деньги и почтовые марки; появились государственные награды, учреждённые на западный манер.

Все перечисленные выше меры позитивно сказались на развитии страны. Однако любая революция порождает и противодействие.

Сопротивление

В конце января сторонниками бывшего сёгуната была предпринята попытка захватить Киото, чтобы восстановить свое правление. Против них вышли немногочисленные, но модернизированные силы императора. 27-30 января 1868 года восставшие были разбиты в сражении при Тоба-Фусими. Императорская армия двинулась к северо-востоку. В мае 1868-го капитулировал Эдо. На протяжении лета-осени войска сражались в северной части государства против Северного союза, который также выступал на стороне бывшего сёгуната. Но в ноябре армия сопротивления была окончательно разбита с капитуляцией замка Айдзу-Вакамацу.

После свержения Ёсинобу большая часть государства признала императорскую власть. Однако ядро сторонников бывшего сёгуната, которым руководил клан Айдзу, продолжало активное сопротивление. Состоялось сражение, которое длилось месяц. В результате 23 сентября 1868 года Айдзу признал поражение, после которого большинство молодых самураев отряда «Белый тигр» совершили самоубийство. Спустя месяц Эдо переименовали в Токио. С этого момента началась история Мэйдзи.

Японская оппозиция в эпоху Мэйдзи

С середины 1870-х годов в стране стала оформляться оппозиция, недовольная некоторыми преобразованиями. Различные высказывания о дальнейшем пути Японии появлялись на страницах газет, число которых тоже резко выросло. Хотя большая часть населения всё ещё оставалась пассивной, благодаря прессе, простые японцы начали знакомиться с политической обстановкой и составлять собственное мнение о происходивших в стране процессах.

Японская оппозиция того времени представляла собой два лагеря: тех, кто считал, что демократические преобразования недостаточны, и тех, кто считал, что реформы уже зашли слишком далеко. В 1874 году возникла первая японская политическая партия – Движение за свободу и народные права, выражавшая взгляды первого лагеря. В основном, туда входили мелкие помещики и буржуа, не получившие от правительства таких огромных дотаций, как крупные капиталисты. Основным их требованием было создание парламента. Но очень скоро в рамках партии возникло радикальное крыло, требовавшее общих для всего населения гражданских прав и свобод, и отстаивавшее, в первую очередь, интересы крестьянства.

Ядром консервативно настроенной оппозиции стали самураи, большинство из которых так и не сумели вписаться в новое капиталистическое общество. Помимо потери своего статуса, их беспокоил отказ правительства от завоевания Кореи. Оппозиционеры считали, что это унизительно для Японии. Лидером недовольных стал «последний самурай» — знаменитый Такамори Сайго. Он также считал, что Япония должна вести агрессивную внешнюю политику, однако, его политические и философские взгляды этим не исчерпывались. Сайго находил вдохновение в учении бусидо и романтических идеалах ушедшей эпохи самурайства. Удалившись в свою родную префектуру Кагосима, Сайго открыл школу для «настоящих самураев» — там он воспитывал курсантов в соответствии со своей собственной философией.

В 1877 году Муцухито окончательно отменил привилегии самураев. Число учеников Такамори Сайго на тот момент достигло 10 тысяч. Это было полноценное воинское подразделение, ответившее на действия правительства захватом арсенала и началом похода на Токио. Противостояние правительственных войск и людей Сайго продолжалось несколько месяцев, в одном из сражений глава повстанцев был ранен, после чего он покончил с собой. Вскоре восстание было подавлено. Несмотря на то, что Сайго был лидером мятежа, население относилось к нему почтительно. Даже сам император Муцухито до последнего не хотел лишать своего полководца всех званий и объявлять его вне закона.

Сословия

Революция Мэйдзи коснулась и населения государства. К концу июня 1869 года правительством были сформированы 2 привилегированных дворянских сословия: кадзоку (титулованное) и сидзоку (нетитулованное). К первому относились непосредственно столичные аристократы вместе с даймё ликвидированных княжеств-ханов. В нетитулованное дворянство входило мелкое и среднее самурайство. Сословная реставрация Мэйдзи была направлена на устранение вечного противостояния между аристократами и самураями. Правительство стремилось устранить разделение в обществе и ликвидировать средневековую модель построения отношений «господин — слуга». Вместе с этим сословная реставрация Мэйдзи сопровождалась провозглашением равенства крестьян, купцов и ремесленников, вне зависимости от их должностей и рода деятельности. Все они стали именоваться хэймин (простонародьем). В это же сословие в 1871 году вошли парии, подвергавшиеся дискриминации в период Эдо. Все простонародье должно было иметь фамилии (раньше их носили только самураи). Нетитулованная и титулованная знать получила право на межсословные браки. Реставрация Мэйдзи предусматривала также отмену ограничений на смену профессии и поездки. В начале апреля 1871 года правительством был издан закон о регистрации граждан. В следующем году они были занесены в регистровые посемейные книги в соответствии с сословием.

социально экономические реформы

Итоги

Революция Мэйдзи привела к росту военной и промышленной мощи Японии. Теперь государство, которое ещё недавно рассматривалось западными державами как потенциальный сырьевой придаток или поставщик дешёвой рабочей силы, само включилось в борьбу за колониальный передел мира. Несмотря на изначальный отказ от завоевания Кореи, который привёл к мятежу Такамори Сайго, амбиции японской знати росли. В Японии стал складываться милитаристский режим, во главе которого стоял абсолютный монарх. Возможно, демократическое зерно, содержавшееся в реформах, позже выросло бы в конституционную монархию по образцу Великобритании, но эти процессы были прерваны двумя мировыми войнами.

Развитие капитализма также было дуалистическим. С одной стороны, процветали огромные монополии, строились военные предприятия и железные дороги, а с другой, усиливалась эксплуатация крестьян и рабочих. Промышленность обеспечивала рост военного потенциала, но не обеспечивала население товарами широкого потребления и продуктами, что привело в 1918 году к «рисовым бунтам».

Но даже эти противоречия не отменяют того факта, что для Японии революция Мэйдзи была колоссальным прорывом, поставившим её в число ведущих мировых держав.

Административные изменения

В качестве одного из условий формирования унитарного государства выступала ликвидация прежнего устройства. Административно-территориальными единицами были автономные княжества, которые управлялись даймё. В процессе гражданской войны правительством были конфискованы владения сёгуната и разделены на префектуры. Вместе с этим остались территории, которые прямо не контролировал император.

Мэйдзи-правление предложило монарху переподчинить четыре княжества-хана. Даймё из Сацумы, Хидзэна, Тёсю и Тосы согласились на это. Они вернули свои земли вместе с людьми государству. Теперь ими владел император. Мэйдзи-правительство отдало приказ сделать то же самое и другим княжествам. В большинстве случаев передача владений государству состоялась быстро и добровольно. Сопротивление оказали только 12 князей. Однако они были вынуждены передать реестры земель и население по приказу. В обмен на это даймё стали главами в региональных представительствах и начали получать государственное жалование.

Несмотря на формальную передачу земли правительству, сами ханы не были ликвидированы. Их даймё сохранили право собирать налоги, образовывать войска на вверенных им территориях. Таким образом, эти административные территории оставались полуавтономными.

Однако такие половинчатые реформы Мэйдзи вызвали недовольство в народе. Для окончательного перехода к унитарной форме устройства в конце августа 1871 года правительство провозгласило повсеместную ликвидацию ханов и учреждение префектур. Бывшие даймё были переведены в Токио. На их место правительство назначило губернаторов префектур, зависимых от центра. До 1888 года число регионов сократилось с 306 до 47. В качестве особого округа был определен Хоккайдо. К префектурам были приравнены и крупные города: Осака, Киото и Токио.

дальнейшее чтение

  • Акамацу, Пол (1972). Мэйдзи 1868: революция и контрреволюция в Японии
    . Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 1247.
  • Бизли, Уильям Г., . (1972). Реставрация Мэйдзи
    . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.CS1 maint: числовые имена: список авторов (связь)
  • Бисли, Уильям Г. (1995). Возвышение современной Японии: политические, экономические и социальные перемены с 1850 г.
    . Нью-Йорк: Издательство Св. Мартина.
  • Крейг, Альберт М. (1961). Чошу в Реставрации Мэйдзи
    . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
  • Янсен, Мариус Б.; Гилберт Розман, ред. (1986). Япония в переходный период: от Токугавы до Мэйдзи
    . Принстон: Princeton University Press.
  • Янсен, Мариус Б. (2000). Создание современной Японии
    . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
  • Макаливи, Генри. «Создание современной Японии» История сегодня
    (Май 1959) 9 # 5 стр 297-30
  • Мерфи, Роудс (1997). Восточная Азия: новая история
    . Нью-Йорк: Эддисон Уэсли Лонгман.
  • Сатов, Эрнест Мейсон. Дипломат в Японии
    . ISBN 4-925080-28-8 .
  • Уолл, Рэйчел Ф. (1971). Век Японии: интерпретация истории Японии с 1850-х годов
    . Лондон: Историческая ассоциация.
  • Брин, Джон, «Императорская клятва апреля 1868 года: ритуал, власть и политика в восстановлении Японии», Monumenta Nipponica, 51,4 (1996)
  • Гарри Д. Арутюнян, К восстановлению
    (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1970), «Введение», стр. 1 — 46; о Ёсиде: глава IV «Культура действия — Ёсида Шоин», стр. 184 — 219.
  • Макаливи, Генри. «Реставрация Мэйдзи» История сегодня
    (Сентябрь 1958 г.) 8 # 9, с. 634-645
  • Наджита Тецуо, Интеллектуальные основы современной японской политики (Чикаго и Лондон: University of Chicago Press), глава 3: «Реставрационизм в позднем Токугаве», стр. 43–68.
  • Дэвид М. Эрл, Император и нация в Японии
    (Сиэтл: University of Washington Press, 1972), о Йошиде: «Отношение к императору / нации», стр. 161–192. Также стр. 82–105.
  • Мариус Б. Янсен, Сакамото Рёма и Реставрация Мэйдзи
    (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1994), особенно глава VIII: «Реставрация», стр. 312 — 346.
  • Конрад То, в: Т. Наджита и В. Дж. Кошманн, Конфликт в современной японской истории (Нью-Джерси: Princeton University Press, 1988), стр. 62–80.
  • Янсен, Мариус Б.: Реставрация Мэйдзи, в: Янсен, Мариус Б. (ред.): Кембриджская история Японии, Том 5: Девятнадцатый век (Нью-Йорк: Cambridge UP, 1989), стр. 308–366.
  • Роберт В. Страйер, Пути мира с источниками Vol. 2 (2-е изд.), Стр 950 (2013)
  • Карубе, Тадаши (2019). К революции Мэйдзи: поиски «цивилизации» в Японии девятнадцатого века. Токио: Фонд культуры Японии издательской индустрии.

Философия

В этой сфере в качестве господствующих идеологий начали выступать западный индивидуализм и либерализм. Традиционные морально-этические принципы, основывающиеся на конфуцианстве, стали считаться устаревшими. В литературе начали появляться переводы трудов Дарвина, Спенсера, Руссо, Гегеля. На основании этих работ мыслители Японии стали развивать концепцию о естественных правах на счастье, свободу, равенство. Эти идеи распространяли Накамура Масанао и Фукудзава Юкити. Труды, созданные этими авторами, стали бестселлерами. Их работы способствовали разрушению традиционного мировоззрения и формированию нового национального сознания.

Рекомендации

  1. Хант, Линн, Томас Р. Мартин, Барбара Х. Розенвейн, Р. По-чиа Сиа и др. Создание Запада, народов и культур. Vol. С. 3-е изд. Бостон: Бедфорд / Сент-Мартинс, 2009. 712-13.
  2. ^ аб
    Генри Киссинджер о Китае. 2011 стр.79
  3. Хант, Линн, Томас Р. Мартин, Барбара Х. Розенвейн, Р. По-чиа Сиа и др. Создание Запада, народов и культур. Vol. С. 3-е изд. Бостон: Бедфорд / Сент-Мартинс, 2009. 712-13.
    • Генри Киссинджер о Китае. 2011 стр.79
  4. «Реставрация и модернизация Мэйдзи». Азия для преподавателей, Колумбийский университет
    . Колумбийский университет. Получено 7 мая 2021.
  5. «ТОКУГАВСКИЙ ПЕРИОД И ВОССТАНОВЛЕНИЕ МЭЙДЗИ». History.com. Получено 2 марта 2021.
  6. «Реставрация Мэйдзи | Определение, история и факты». Энциклопедия Британника
    . Получено 2017-08-21.
  7. «Восстановление имперского правления можно датировать указом 3 г. Январь 1868 г. «Янсен (2000), стр. 334.
  8. Цитируется и переведено на Дипломат в Японии
    , Сэр Эрнест Сатоу, п. 353, ISBN 978-1-933330-16-7
  9. Дэвид «Race» Бэннон, «Переосмысление традиционной феодальной этики в Японии во время Реставрации Мэйдзи», Asian Pacific Quarterly, Vol. 26, № 1 (1994): 27-35.
  10. ^ аб
    Гордон, Эндрю (2003).
    Современная история Японии от времен Токугава до наших дней
    . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр.–62. ISBN 9780198027089 .
  11. Бестор, Теодор К. «Япония». Страны и их культуры. Ред. Мелвин Эмбер и Кэрол Эмбер. Vol. 2. Нью-Йорк: Справочник Macmillan USA, 2001. 1140–1158. 4 тт. Виртуальная справочная библиотека Гейла. Гейл. Университет Пеппердайн SCELC. 23 ноября 2009 г. [1].
  12. Ши, Чжи-ю (весна 2011 г.). «Неизвестный рост: новое открытие Китая в Восточной Азии Японии». Обзор Китая
    . Издательство Китайского университета.
    11
    (1): 2. JSTOR 23462195.
  13. «Реставрация и модернизация Мэйдзи | Азия для педагогов | Колумбийский университет». afe.easia.columbia.edu
    . Получено 2019-05-21.
  14. Циммерманн, Эрих В. (1951). Мировые ресурсы и отрасли
    . Нью-Йорк: Харпер и Роу. С. 462, 525, 718.
  15. Ямамура, Кодзо (1977). «Незаконный успех? Роль милитаризма Мэйдзи в техническом прогрессе Японии». Журнал экономической истории
    . Издательство Кембриджского университета.
    37
    (1). JSTOR 2119450.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]