Рёан-дзи
Изящные колонны, вздернутая вверх крыша, увенчанная высоким шпилем, сочные цвета – так в основном выглядят японские храмы. Одним из самых дорогих сердцам японцев является храм, название которому – Рёан-дзи, что в переводе означает «место покоя дракона».
Входящий в список наследия ЮНЕСКО, он расположился в известном городе Киото. Рёан-дзи стал своеобразной визитной карточкой родного города.
Храм был возведен в середине 15-го столетия знаменитым архитектором Хосакавой Кацумото. Его хранителями стал Тоётоми Хидэёси вместе с Токугавой Иэясу.
Сегодня Рёан-дзи относится к школе дзен-буддизма Риндзай-сю. Непростая судьба заставила храм пройти через несколько пожаров, поэтому нынешний фасад сильно отличается от его первозданного вида.
Но самая главная прелесть святыни – ее сад. Тут нет привычного благоухания цветов и даже дикой растительности – это сад камней. Его отцом стал Соами, построивший свое творение, которое также называют «сухим садом», в 1499 году.
Сад камней в храме Рёан-Дзи в Японии
Сад камней небольшой – это прямоугольник длиной в тридцать метров и шириной в десять метров, сплошь усыпанный мелким гравием. Белая каменная насыпь аккуратно обработана специальными граблями, которые оставили за собой борозды. На них же уложены 15 крупных черных камней, которые не подвергались никакой обработке.
Эти черные глыбы как раз и заключают в себе главную тайну. Просматривая сад с веранды храма, из любой ее точки, посетители могут увидеть лишь четырнадцать из камней, в то время как последний всегда остается вне поля зрения.
Согласно преданию храма Рёан-дзы, все пятнадцать камней одновременно способен увидеть лишь тот, кто достиг просветления.
Считается, что созерцание сухого сада помогает достичь гармонии, заглянуть внутрь себя и приблизиться к состоянию блаженства. А «обхитрить» негласные храмовые законы можно, только взглянув на сад сверху – тогда взору предстанут все черные глыбы.
Ансамбль с садом составляет уединенное озеро, через которое переброшены миниатюрные мостики, и небольшая плантация чайных деревьев. Оказавшись здесь, легко отпустить все проблемы и погрузиться в мир спокойной безмятежности.
Христианские храмы в Японии
Главные храмы Японии, как правило, проповедуют буддизм или синтоизм. Однако на территории страны восходящего солнца присутствуют и православные церкви. Они появились благодаря иеромонаху Николаю, который втайне покрестил трех японцев, пожелавших приобщиться к православию. Это случилось во второй половине 19 века. А уже в начале 20 века на территории Японии появились православные общины в количестве 266 штук.
Храм Никорай-до
Японцы переименовали храм. На самом деле его название звучит, как храм святого Николая. Религиозная постройка расположена на станции Отяномидзу. Благодаря особенностям религиозного течения, здание храма значительно отличается от зданий, расположенных в округе. Предстоятелем храма является архиепископ Токийский Икуо Нусиро. Его также называют митрополит всея Японии.
В начале 20 века здание храма было отреставрировано, поскольку оно значительно пострадало после произошедшего землетрясения. На сегодняшний момент Никорай-до является главным представителем православных храмов на территории Японии.
Несмотря на то, что в большинстве своем храм очень похож на православные постройки в России, при ближайшем рассмотрении деталей, становится понятно, что различия все же имеются. В первую очередь, разница заметна в атмосфере, царящей в храме.
Убранство храма содержит в себе массу ярких акцентов, демонстрирующих роскошь и некую напыщенность. Свечи отличаются по своему размеру, и даже аромат от них исходит совершенно иной.
Служба в храме не пропускает ни одного этапа, все происходит по заведенному алгоритму. Однако иногда можно встретить православных женщин, не покрывающих голову или пришедших в брюках.
Воскресенский храм в Хакодатэ
В 1858 году в Хакодатэ было открыто первое Российское консульство. Вместе с этим появился первый Японский православный храм. Архитектором храма стал И. А. Гошкевич, являющийся российским консулом. Он надеялся воскресить в Японии православие, которое когда-то здесь уже было принято обществом. Решено было посвятить новый храм Воскресению Христову.
Воскресенский храм был построен на самом высоком месте в Хакодатэ. Он был выполнен из дерева. Здание имело два этажа, к нему примыкала колокольня. На крыше располагался купол с крестом.
Первая православная община была заложена благодаря Николаю Касаткина, который начал свое служение в храме в 1861 году. При церкви осуществлялась деятельность языково-катехизаторской школы. В 1872 году японцы впервые услышали звон колоколов, который не мог ни привлечь их. Сначала православная церковь не стала приниматься обществом. Людей, проповедующих православие, пытались изгнать из города, типография, осуществлявшая свою работу при храме, была закрыта. Но уже в в 1873 году православие в Японии было разрешено официально.
Воскресенский храм неоднократно претерпевал реставрацию. На данный момент он является одним из главных символов православия в Японии. При храме продолжает функционировать воскресная школа, взрослые могут посетить специальные курсы. В стенах храма все также звучат песни хора. Поддаваясь новомодным тенденциям, стала расти и развиваться приходской сайт.
Преображенский храм в Саппоро
История появления храма на территории города Саппоро началась с приезда Марка Абэ в 1884 году, который открыл свою лавку. Марк был христианином, ранее проживавший в Отару. Сначала был организован молитвенный дом, где собиралась православная община. Чуть позже, в 1894 году было построено отдельное здание для православных обрядов. Возведенный храм был посвящен Преображению Господню.
Храм переживал как трудные годы, так и период расцвета. После русской революции, храм перестал финансироваться со стороны России, полностью перейдя на самообеспечение. После этого православная община стала самостоятельно издавать газету. В конце 20 века местоположение храма изменилось, в связи с началом Олимпийских игр. Церковь была перенесена в другое место. В отличие от других православных храмов в Японии, Преображенский храм увенчан не одним, а шестью куполами. Большая часть икон, расположенных в храме, написаны Ириной Ямасита – известной иконописицей. Считается, что именно храм в Саппоро хранит в себе коллекцию её трудов.
Архитектура храмов чрезвычайно многообразна, несмотря на то, что существуют основы, которых японцы стараются придерживаться. В большинстве случаев, священное сооружение имеет прямоугольную форму, обрамленную крышей с кровлей. Современные храмы изготавливаются из пожароустойчивых материалов, в целях соблюдения безопасности. Основным строительным материалом может выступать армированный железобетон или кирпич. А кровля, чаще всего, изготавливается из различных металлов. Каждый храм, расположенный на территории Японии обладает уникальной историей и заслуживает внимания. Побывав за стенами того или иного храма, есть возможность прикоснуться к необычной японской культуре и познакомиться с незнакомым доселе миром. Японские храмы возводились в гармонии с окружающей природой, каждая деталь сооружения несет в себе определенную смысловую нагрузку, которая вызывает неподдельный интерес у туристов.
Тодай-дзи
Еще один объект под охраной ЮНЕСКО – Тодай-дзи, или Тодайдзи – возможны оба его написания. Это крупнейший деревянный храм, относится он к течению кэгон, находится в городе Нара, а появился здесь неспроста.
Когда на Японию один за другим обрушились разрушения в виде землетрясений и ураганов, правитель Сёму в середине 8-го века призвал местных жителей соорудить изваяние Будды, который охранял бы их от напастей. В строительство были вовлечены больше двух миллионов человек, а возглавил группу Кунинака-но-Мурадзи Кимимаро.
В 745 году был воздвигнут храм Тодайдзи, а спустя еще шесть лет – изваяние Будды Вайрочаны, созданного из бронзы.
Статуя Будды из бронзы в храме Тодайдзи, Япония
Размеры Будды, который был собран по частям, впечатляющие:
- рост (в сидячем положении) – 15 м;
- голова – 5 м;
- веки – 0,5 м;
- нос – 1 м;
- уши – 2,5 м;
- вес – 500 тонн.
Интересно, что
для изготовления бронзовой статуи Будды использовалась почти вся бронза, добытая в Японии в те времена.
За свою многовековую историю храм претерпевал бедствия в виде пожаров, землетрясений и неоднократно менял свой облик. В том варианте, в котором монастырь предстает перед посетителями сейчас, он был оформлен в начале 18-го века.
Сейчас это довольно большой храмовый комплекс. Главные его ворота явно уступают по своему величию 25-метровому южному входу, богато усыпанному искусной резьбой и деревянными фигурками.
Храм Тодайдзи, Япония
Здесь же находится курильня, где можно утонуть в клубах дыма. Говорят, что они очищают физическое тело, разум, мысли и душу.
За стенами одного их зданий хранятся настоящие сокровища, которые таят в себе историческую ценность: древние реликвии, священные рукописи. Невероятные ценности были найдены здесь только столетие назад, замурованные в пол под статуей Будды – это мечи Ёхокэн и Инхокэн. Более тысячи лет они считались утерянными, пока в 1907 году исследователи не нашли покрытые золотым, серебряным драгоценным покрытием священные мечи с гравировкой.
В комплексе Тодайдзи есть много зданий, например, павильон февраля – Нигацудо – и марта – Сангацудо. Но главное достояние прихрамовой территории, способное привести всех посетителей в умиление – парк оленей. Звери спокойно бродят по территории – они считаются священными, поэтому многие хотят погладить их и накормить.
Интересно, что
снизу, где расположены колонны главного здания, имеются небольшие отверстия. Есть мнение, что тот, кому удастся пролезть в этот проход, будет наделен просветлением. Малыши проходят там с легкостью, а вот взрослый, застрявший в этом проходе – зрелище нередкое.
Храм Юдоносан (префектура Ямагата)
Немногие места в Японии могут соперничать с храмом Юдоносан по своей духовной значимости. Данный храм является последней остановкой в монашеском путешествии, которое называется паломничество возрождения. Паломники проходят по трём священным горам, известным как Дэва Санзан, и достигают святилища Юдоносан, в котором, кстати, нет центрального здания. Вместо этого есть ворота и веревки, которые держат священный предмет. Чтобы войти, посетители должны снять обувь. А ещё здесь запрещено фотографировать.
Хонмон-дзи
Это еще один интересный храм, который также называется Икэгами Хондмонзи. Своим появлением он обязан видному деятелю-проповеднику Нитирэну, который даже основал собственную школу буддизма.
Изображение Нитирэна
Его жизнь была полна ярких событий, преданных учеников и непрестанного поиска истины. Но однажды Нитирэн заболел и решил отправиться на лечение горячими источниками. По пути он остановился у одного из своих последователей.
Здесь же болезнь его одолела. Поняв, что умирает, по совету своего ученика Нитирэн решил основать монастырь. Спустя три недели учитель умер, а на этом месте появился храм, ставший памятником его жизни и учению.
Строительству храма помогал Икэгами, который предоставил свою землю и курировал возведение стен. Позже, во время Второй мировой войны, храм из-за бомбардировок подвергся существенным разрушениям, но все же сумел выстоять.
Сегодня здесь все так же, еще несколько веков до этого, стоят красивые ворота и пагода красного цвета, которая состоит из пяти уровней и способна выдержать даже 7-балльные землетрясения. Именно в этой пагоде после смерти была проведена кремация тела Нитирэна.
Храм Хонмон, Токио, Япония
Рядом стоит мавзолей, который был воздвигнут на семисотую годовщину кончины учителя. Он примечателен тем, что его целиком соорудили из кипарисового дерева. А каждый год, в памятную дату смерти основоположника храма, здесь загораются тысячи фонарей.
Храм Идзумо Тайся (префектура Симанэ)
Идзумо Тайся — одна из старейших святынь во всей Японии. Считается, что в этой святыне заключено божество Окунинуси, которое спасло белого зайца Инабы. Наверное, именно поэтому храм усеян красивыми статуями кроликов. Но самым запоминающимся элементом является огромная веревка из рисовой соломы, которая украшает вход.
Для посещений доступно только одно из зданий, но живописная территория храма и красивая архитектура делают его более чем достойным местом для посещения. Японцы верят, что каждый октябрь все синтоистские божества собираются здесь, чтобы обсудить события, произошедшие в мире смертных.
Кинкаку-дзи
Кинкаку-дзи больше известен как Золотой павильон. Изначально, в 1397 году, он был построен в городе Киото как дом для отдыха сёгуна Асикага. Когда правитель умер, его сын превратил это место в буддийский храм.
Над названием не пришлось долго думать – верхний ярус интерьера, фасада, а также крыша полностью покрыты листами чистого золота. Храм стал хранилищем священных мощей Будды – так называемым сяридэном. На крыше красуется фигурка феникса.
Золотой павильон, Киото
Неотъемлемая часть комплекса – его сад, который создавался чуть позже самого храма. Великолепие фасада и окружающей зелени отражается в большом и глубоком озере Кёкоти, название которого так и переводится – «озеро-зеркало». Среди озерной глади можно различить два острова – черепахи и журавля, которые являют собой символ долгой жизни.
Кинкаку-дзи, как и многие другие монастыри, был подвержен испытанием в виде природных катаклизмов, воин, бомбардировок. Но в 1950 году произошло нечто странное – религиозный фанатик с претензией на сумасшествие поджег здание, и в результате немалая его часть была разрушена.
Потребовалось пять лет, чтобы восстановить былую красоту. Об этом повествует писатель Юкио Мисима в одноименном произведении «Золотой храм», которое даже было переведено на русский язык.
В конце прошлого столетия провели полную реставрацию Кинкаку-дзи, заменили золотые листы на новые, еще толще и прочнее. Сегодня он прямо-таки блистает, оправдывая свое звание и унося в эпоху времен Асикага.
Храм Омива (префектура Нара)
Храм Омива, укрывшийся в красивом зеленом лесу, является еще одной древней святыней с интересной историей. В соответствии со своим названием, которое содержит кандзи трёх колец, храм украшен сложенными Борромейскими кольцами, а также тройными ториями, что редко встречается в синтоистских святынях.
Другая особенность этого места заключается в отсутствие здания для поклонения божеству. Связано это с тем, что храм был построен в честь горы Мива, которая расположена за храмом.
Дзисё-дзи
Внук сёгуна Асикага, построившего Золотой павильон, был под таким впечатлением от творения дедушки, что тоже захотел возвести себе резиденцию по ее образу и подобию. Так в 1784 году в том же Киото был построен Серебряный павильон – Дзисё-дзи.
Асикага Ёсимацу хотел покрыть стены чистым серебром, но обрушившиеся войны и разорение не позволили этого сделать. Сам правитель стал монахом дзен, а потому решил превратить дворец в буддистский монастырь. Главным зданием стал храм богини Каннон.
Храм Дзисё-дзи, Киото
К нынешнему моменту это и есть единственное здание, сохранившееся в комплексе. Оно окружено скромным, но чудесным садом, атмосфера которого располагает к размышлениям и созерцанию своего внутреннего пространства.
Как посетить храм
Веди себя спокойно и уважительно. Покажите свое уважение, бросив монетку в ящик для подношений. Затем прочитайте (сделайте вид) короткую молитву перед священным объектом.
В некоторых храмах посетители сжигают благовония (Осенко)в больших курильницах. Купите пачку, зажгите их, дайте им гореть в течение нескольких секунд, а затем потушите пламя, взмахнув рукой, а не задувая его. Наконец, положите ладан в курильницу и поднесите немного дыма к себе, так как считается, что дым обладает целебной силой. Например, если у вас повреждено плечо, поднесите немного дыма к своему плечу.
При входе в храмовые здания вам может потребоваться снять обувь. Оставьте свои туфли на полках у входа, если боитесь за сохранность, возьмите их с собой в пластиковом пакете, предоставляемым в некоторых храмах. Одевайте красивые и целые носки. Снимите головной убор.
Фотография обычно разрешается на территории храма, но часто запрещается внутри зданий. Следите за поясняющими знаками.
Просмотры: 2 463
Поделиться ссылкой:
- Tweet
- Поделиться записями на Tumblr
- Telegram
- Ещё
- по электронной почте
- Печать
Почему именно в Цуругаока Хатимангу?
Как уже было сказано, святилищ по всей Японии немало. Цуругаока Хатимангу же является главным местом поклонения синто старинной столицы самураев. Исторически сложилось так, что воины предпочитали буддийскую традицию ветви Дзэн. Но религиозным центром своей столицы они сделали святилище древнеяпонской веры, и, несмотря на множество противоречий, оба вероисповедания сплелись повсеместно по всей Японии. Продолжают сосуществовать они и сейчас, когда от самураев не осталось и следа. Свидетельством этого является священное место под покровительством бога войны Хатимана.
В Японии очень просто определить, что вы находитесь перед святилищем. Обычно главный вход оснащен красными ториями, синтоистскими воротами. В Цуругаока Хатимангу прямо за ними расположен круглый императорский мостик. А дальше будут попадаться по пути озера, торговцы сладостями и белки. Еще вы увидите несколько малых святилищ и зал для свадебных церемоний. Он размещен прямо под открытым небом, и посмотреть на традиционную церемонию могут все.
Когда же вы доберетесь по лестнице до главного здания, поищите в своем кошельке монетку в 10 йен. Бросив ее в коробку для пожертвований, поклонитесь два раза алтарю, хлопните дважды в ладоши и застыньте ненадолго, закрыв глаза. Прислушайтесь к себе… После всего этого можно отправляться дальше познавать Японию.
Как добраться до храма Кийомидзудера
Адрес: 605-0862, Kyoto, Kyoto Prefecture, Higashiyama Ward, Kiyomizu 1-chome, 294
Телефон: 075-551-1234
Пешком можно добраться за 10 минут от остановки Хигасияма-Годзе (Higashiyama-Gojo). А также у вас всегда есть возможность путешествовать по Японии с комфортом на арендованном автомобиле. Выбрать и заказать подходящую машину можно по этой ссылке.
Часы работы: с 6:00 до 18:00, ежедневно.
Цена билета: взрослым 300 йен, школьникам 200 йен (кроме старшеклассников).
Водопад Отова-но таки
Рядом с главным зданием храма располагается так называемый водопад Отова-но таки (японское название 音羽の滝, что буквально означает «водопад звука крыльев»). Вода из водопада по трем водосточным желобам (японское название 筧 / かけい) ниспадает в пруд. Посетители храма набирают металлическими черпаками (японское название 柄杓 / ひしゃく) струящуюся воду и пьют её для здоровья, долголетия и мудрости. Полагается, что каждый может выпить только из двух источников. Проявлять жадность и напиваться из трех источников воспрещается. Кстати, вода из горного источника струилась здесь с момента основания храма. Собственно, наличие горного источника и дало название самому храму. А сам горный источник нашел основатель храма Киёмидзу-дэра монах Энтин, которому однажды во сне явилась богиня милосердия Каннон, сказав обосноваться рядом с водопадом.
Где увидеть традиции синто?
В Токио вы найдете немало религиозных достопримечательностей. Часто святилища синто оказываются на территории буддийских храмовых комплексов, как в случае с Дзисюдзиндзя, расположенном в Кийомидзудера. Но, если время вам позволяет, отправляйтесь в Камакуру (Kamakura) в Цуругаока Хатимангу (Tsurugaoka Hachimangu). Познакомьтесь с одним из самых знаковых памятников местной религии, которого также не обошло буддийское влияние. А если повезет, то вы даже сможете увидеть настоящую традиционную японскую свадьбу. После насыщенного дня в Камакуре остановитесь на отдых в одном из местных отелей.
Камакура: выберите отель