Харакири (сэппуку) – ритуальное самоубийство самураев

Японская культура разительно не похожа на привычные нам европейские. Отличия касаются таких важных вопросов, как нравственность, достоинство и смерть. Особенно наглядно различия предстают в отношении к самоубийству. Европейцы издавна считали самоубийство грехом и недостойным поступком, в то время как японцы превратили его в ритуал, возможный, а иногда и необходимый для честного человека.

Понятие чести у японской аристократии опирается на две важные доктрины: в любой момент умереть за своего господина и сохранить свое лицо и доброе имя семьи перед окружающими. В случае, если о позоре воина становилось известно, то ему предоставлялась возможность показать твёрдость духа и чистоту помыслов путем ритуального самоубийства. В Древней Японии воины прибегали к самосожжению или повешению. Лишь с 1156 года обряд «вспарывания живота» стал популяризироваться в Японии. Первым совершившим сэппуку стал даймё Минамото но-Тамэмото чтобы избежать пленения в результате жестокой войны кланов.

Отличие харакири от сэппуку

Отличие харакири от сэппуку проявляется в написании и их прочтении. Сами слова состоят из двух одинаковых иероглифов «вспарывать» и «живот». Только запись харакири (腹切り) на первое место ставит «живот» использует «кунное» японское чтение, а запись сэппуку (切腹) начинается со слова «резать» и читается «онным» китайско-японским чтением.

Есть мнение, что харакири встречается в разговорной речи, тогда как сэппуку чаще можно увидеть в официальных документах. На самом деле сами японцы используют оба термина как синонимы одного и того же ритуального действия.

Сэппуку как смертная казнь

Наиболее распространенной формой сэппуку было обязательное сэппуку, которое использовалось как форма высшей меры наказания для опальных самураев, особенно для тех, кто совершил серьезное преступление, такое как неспровоцированное убийство, грабеж, коррупция или измена.

Самураям обычно рассказывали об их преступлении в полном объеме и давали определенное время для совершения сэппуку, обычно до захода солнца в определенный день. Если осужденный отказывался от сотрудничества, его насильно обезглавливали, сохраняя только атрибуты сэппуку, например короткий меч, выложенный перед преступником, можно было заменить веером. В отличие от добровольного сэппуку, сэппуку, проводимое в качестве смертной казни, необязательно освобождало семью преступника от наказания. В зависимости от тяжести преступления половина или все имущество умершего могло быть конфисковано, а семья лишена звания.

Совершение ритуального самоубийства

Среди самураев было принято носить два меча: длинным мечом, «катаной», сражались, а коротким, «вакидзаси», обезглавливали жертв. Именно коротким клинком и совершается харакири, хотя на рисунках можно встретить самураев, вспарывающих себе живот длинным мечом. Такие изображения датируются ранним периодом, когда правила совершения сэппуку не были детально прописаны. Существует вариант использования клинка без рукоятки. В этом случае лезвие для удобства оборачивалось несколькими слоями бумаги.

Традиционно место совершения харакири застилалось белой тканью. Белое кимоно одевал и сам будущий самоубийца. Данный цвет выражает траур и скорбь у японцев. Если сэппуку совершалось на природе, то небольшой участок земли засыпался песком и разравнивался. По краю устанавливались колышки-ограждения.

В обрядовом действии принимали участие двое: самурай, решившийся на харакири, и кайсаку, обезглавливающий жертву. Последнего выбирали из числа близких друзей. Только человек испытывающий искренние чувства к самоубийце способен одним взмахом длинного меча отсечь голову и избавить умирающего от мучений. Особым искусством было перерезать шею так, чтобы спереди оставалась тонкая полоска кожи. В этом случае голова совершившего сэппуку склонялась на грудь, а вытекающая кровь не обагряла зрителей.

Ритуал сэппуку

Ритуал сеппуку значительно менялся за прошедшие столетия. Харакири (как и владению оружием) самураи начинали обучаться с детства. Опытные наставники в специальных школах объясняли юношам, как надо начинать и довести до конца сэппуку, сохранив при этом собственное достоинство и проявив умение владеть собой до последнего момента жизни. Это обучение, огромная популярность, распространение и прославление харакири в феодальном обществе Японии давали свои результаты: дети самураев часто прибегали к совершению обряда вскрытия живота.

В феодальное время самоубийство посредством вскрытия живота стало настолько распространённым, что превратилось по существу в настоящий культ харакири, почти манию, и причиной для его совершения мог стать совершенно ничтожный повод.

Рыцари и самураи: сравнение феодальных структур Японии и Европы

Накануне исполнения обряда, если осуждённому было разрешено делать сэппуку в собственном доме, самурай приглашал к себе близких друзей, пил с ними сакэ, ел пряности и свои любимые блюда, шутил о непрочности земного счастья, подчёркивая тем самым, что буси не боится смерти и харакири для него — заурядное явление. Именно этого — полного самообладания и достоинства перед и во время обряда самоубийства — и ждали все присутствующие. В большинстве случаев самурай принимал ванну, одевался в белые одежды символизирующие духовную чистоту. При харакири самурая из их собственного клана — только кимоно и хакама. Хакама (яп. 袴) — традиционные японские длинные широкие штаны в складку, похожие на юбку — шаровары или подрясник, первоначально носимые мужчинами.

После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.
Открытка, изображающая реконструированный ритуал сэппуку (смерть лорда Асано, за которого позже отомстили 47 ронинов)

Накануне церемонии харакири составлялся список лиц, которые, согласно правилам, должны были присутствовать на месте совершения сэппуку. Это были 1 — 2 главных советника даймё (каро), 2 — 3 второстепенных советника (ёнин), 2 — 3 моногасира — приближённых 4-й степени, заведующий дворцом (русуи, или русубан), 6 прислужников 5 — 6 ранга (если осуждённый вверялся надзору князя), 4 самурая низшего ранга, которые приводили в порядок место исполнения сэппуку и погребали тело (если просьба родственников осуждённого о выдаче им останков была отклонена). Число прислужников зависело от ранга приговорённого. В случае совершения харакири в пределах клана (т.е. если самурай осуждался на харакири не правительством сёгуна, а собственным господином — феодальным князем) осуждённому помогали 2 — 3 прислужника, присутствовали жрец синто и писцы.

Церемониально одетый самурай, с мечом, помещенным перед ним готовился к смерти, написав предсмертную поэму. Ритуал проходил либо в поместье самурая, перед местным святилищем синто (но не на священной земле), либо при дворе местного дайме. Известны редкие случаи, когда сэппуку происходило внутри помещения на специальных татами с белыми кантами, которые выбрасывались после кремации самурая.

Огата Корин яркий художник в эпохе Токугава. (1658–1716)

Способ вскрытия живота зависел в основном от самого самурая, от степени его самообладания, терпеливости и выносливости. Одним из важнейших институтов сэппуку был второй участник — Кайсяку (介錯人 kaishakunin). Это был пытный фехтовальщик, который отрубал самураю голову, помогая совершить сэппуку, чтобы ускорить смерть, и тем самым избавить его от дальнейшей ненужной боли или «некрасивой смерти» (с выражением страдания, падения на спину, с криками, страхом на лице и т.д.) и спасти от позора имя самоубийцы. Выбор ассистента производился согласно рангу самурая, совершающего сэппуку. Поэтому для самураев было принято выбирать и назначать кайсякой лучшего друга, ученика или родственника который в совершенстве мог владеть мечом.

Последние минуты самурая

Совершение харакири требовало особого мужества от человека. За ритуальным действием часто наблюдали зрители. Самоубийца выходил в центр площадки и садился, сложив колени и оголив верхнюю часть туловища. Иногда кимоно оставалось на плечах, а рукава закладывались под колени. Таким образом одежда мешала телу умирающего откинуться назад.

Обычно перед самураем клали стопку рисовой бумаги, перо и чернильницу с тушью. По другую сторону ставили пиалу с сакэ. Традиционно перед сэппуку выпивался алкогольный напиток, писались напутственные слова, и лишь затем в руки брался ритуальный нож. Разрез живота выполнялся в горизонтальной и вертикальной плоскостях, образуя прямой угол. Самой сложной техникой считалась дзюмондзи гири, когда два движения изображали крест на животе или японскую цифру 10 – «дзю». Если болевые ощущения позволяли, то самурай последним движением перерезал себе сонную артерию. Для умирающего важно было не показать своих страданий, и он до последнего старался сохранить прямое положение тела. Когда туловище начинало наклоняться вперёд, кайсаку завершал одним взмахом обряд.

Поминовение по наложившему на себя руки проводили сразу после совершения ритуала. Хозяин провожал зрителей в отдельные покои, угощал чаем и сладостями.

Основные направления при вспарывании живота

Если во время путешествия в церемонии сэппуку ассистировал незнакомый самурай, то они обменивались несколькими словами и сообщали друг другу свой статус, имена и школу боевых искусств, в которых они обучались. «Ассистент», выбранный осуждённым, обязан был поблагодарить его за оказанное доверие и высокую честь. Кайсяку не должен был употреблять в ходе совершения сэппуку собственного меча, а брал его у осуждённого, если тот об этом просил, или у своего даймё, так как в случае неудачного удара вина за это ложилась на меч владельца.

При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать.
При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать.

Затем самурай снимал с груди свое кимоно, брал в руки свой танто (нож) или вакидзаси (脇 差, короткий меч), ​​который держал за лезвие с куском ткани, обернутым вокруг лезвия (чтобы не порезаться руку и не потерять хватку) и вонзал его себе в живот, делая разрез слева направо. Затем кайсякунин выполнял кайсяку — удар, которым воина обезглавливали. Удар мечом должен был быть выполнен в манере дакикуби (抱 き 首, букв. «обнятая голова»). В результате него остается небольшая полоса плоти, прикрепляющая голову к телу, так что она висит на груди между рук, как если бы ее обнимали. После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.

Харакири выполнялось разными способами и средствами, что зависело от методики, выработанной различными школами. Самурай, погружая оружие в брюшную полость, должен был разрезать её так, чтобы окружающие могли увидеть внутренности делающего сэппуку и тем самым «чистоту помыслов» воина.

К середине периода Токугавы для кайсякунина стало обычным делом обезглавливать человека в тот момент, когда он начал наносить удары ножом в живот, чтобы избавить его от длительной и ненужной боли. Иногда белый веер использовался как «символ» вместо меча для сэппуку. В тот момент, когда самурай поднимал веер, второй моментально обезглавливал человека мастерским ударом.

Танто (短刀)

Специализированная форма сэппуку в феодальные времена была известна как канши (諫 死, «смертельное возражение» или «смертельный протест»), в котором слуга совершает самоубийство в знак протеста против решения лорда. Слуга делал ему один глубокий горизонтальный разрез в животе, а затем быстро перевязывал рану. После этого человек должен был предстать перед своим господином, произнести речь, в которой он объявлял протест против действий господина, а затем раскрыл свою смертельную рану. Это не следует путать с фунши (憤 死, смерть от негодования), что означает любое самоубийство, совершенное для выражения возмущения, недовольства или протеста. Некоторые самураи предпочли выполнить значительно более сложную форму сэппуку, известную как дзюмондзи гири (十 文字 切 り, «крестообразный разрез»), в которой нет кайсякунина, который мог бы быстро положить конец страданию самурая. Это второй, более болезненный вертикальный разрез на животе. Самурай выполняющий jumonji giri, должен был спокойно переносить свои страдания, пока не погибнет от потери крови, закрыв лицо руками.

Дзигай и женщины из самурайского сословия

В Японии жена и дочери самурая в обязательном порядке обучались навыкам владения оружием. Поскольку самураем может быть только мужчина, женщину-воина именовали онна-бугэйся. В отличие от букэ-но-онна (женщина из сословия буси), которая присматривала за детьми и могла защитить при необходимости свой дом, женщина-воин на равных правах могла участвовать в клановых войнах. В них воспитывалась абсолютная преданность начальнику.

На совершеннолетие (12 лет) онна-бугэйся получала короткий кинжал «кайкэн». Его она носила в складках одежды или рукаве. Им же женщина-воин совершала ритуальное самоубийство. В общих чертах дзигай и харакири схожи. Только разрез совершался не вдоль живота, а через гортань. Перед самим ритуалом дамы связывали себе лодыжки, чтобы после смерти не предстать перед зрителями в неудобной позе.

Женский ритуал самоубийства

Женский ритуал самоубийства
Ксилография с изображением жены Онодеры Джунаи, одного из сорока семи ронинов. Она готовится последовать за своим мужем до смерти.
У женщин был свой ритуал самоубийства. Некоторые женщины, принадлежащие к самурайским семьям, совершали самоубийство, перерезая яремную вену ножом, таким как танто (“короткий меч”, см. изображение выше) или кайкэн («короткий кинжал»). Главной целью было добиться быстрой и верной смерти, чтобы избежать плена. Прежде чем покончить с собой, женщина часто связывала колени вместе, чтобы ее тело было найдено в достойной позе, несмотря на судороги смерти. Дзигай, однако, не относится исключительно к этому конкретному способу самоубийства. Джигай часто делали, чтобы сохранить честь, если военное поражение было неминуемо, чтобы предотвратить изнасилование. Вторгшиеся армии часто входили в дома и находили хозяйку дома сидящей в одиночестве, отвернувшись от двери. Приблизившись к ней, они видели, что она закончила свою жизнь задолго до того, как они добрались до нее.

Известные японцы, совершившие харакири

В 1868 году проведение сэппуку попало под запрет. Последним случаем считается харакири, совершённое генералом Японской империи Ноги Марэсукэ после смерти императора Мэйдзи. Он не только вспорол себе крестообразно живот, но и перерезал себе гортань. Вслед за ним совершила дзигай его жена.

47 ронинов

История 47 ронинов – это известное каждому японцу предание XVII века, ставшее основой для многих других произведений. В нем говорится, что господин Асано-Такуми-но-Ками был спровоцирован на конфликт при дворе и приговорён к сэппуку. Чтобы отстоять честь покойного, 47 его верных самураев стали ронинами (воинами без хозяина), расправились с виновным в смерти их господина придворным, после чего совершили харакири. Сейчас их останки покоятся в монастыре Сэнгаку-дзи и являются объектом поклонения.

Юкио Мисима (урождённый Кимитакэ Хираока)

Японский писатель послевоенного времени трижды номинировался на Нобелевскую премию по литературе. Его роман «Золотой храм» считается самым читаемым японским произведением в мире. Юкио совершил самоубийство 25 ноября 1970 года после неудачной попытки государственного переворота на военной базе в Итигае. Его друг Масакацу Морита не смог с нескольких попыток обезглавить тело, передал меч другому члену «Общества щита» и только тогда писатель был избавлен от мучений.

Отмена сэппуку

В 1873 году судебное сэппуку было официально отменено администрацией Мэйдзи, но случаи добровольного сэппуку продолжали иметь место. Несмотря на отмену, многие японцы после капитуляции японской императорской армии 15 августа 1945 года опасались, что император Хирохито может попросить военных совершить сэппуку из-за их поражения, но этот приказ так и не был отдан. Однако высокопоставленные офицеры и члены генерального штаба, такие как военный министр Анами Коречика (阿南 惟 幾), совершили добровольное сэппуку в день капитуляции.

Самые последние известные случаи добровольного сэппуку связаны с известным японским писателем Мисимой Юкио (三島 由 紀 夫, 1925-1970), который покончил жизнь самоубийством в штабе Сил самообороны Японии и дзюдоиста Инокумы Исао (猪 熊 功, 1938-2001).

Просмотры: 9 491

Поделиться ссылкой:

  • Tweet
  • WhatsApp
  • Поделиться записями на Tumblr
  • Telegram
  • Ещё
  • по электронной почте
  • Pocket
  • Печать

Харакири как эстетический ритуал

С 1600 года был создан ритуал вокруг сеппуку. Традиционное самоубийство стало почетной смертной казнью и было структурировано и систематизировано. Помимо прочего, был введен помощник, который должен был нанести финальный удар.

Харакири как эстетический ритуал

Самурай, которому предстояло совершить сэппуку, был одет в белое кимоно. Он получил последнюю трапезу и двойную порцию саке. Часто он писал так называемые предсмертные стихи. После этого самурай обнажал живот и складывал кусок ткани вокруг середины Лезвия своего ножа танто. Затем вонзал нож в живот и разрезал слева направо.

Также рекомендуем прочитать: Немного из истории Петербурга

После этого он сгибал шею, и секундант наносил точный удар катаной в шею. Искусство состояло в том, чтобы попытаться оставить небольшой кусочек кожи. Чтобы голова не отвалилась полностью, а упала в руки мертвеца. Таким образом, вонзание ножа в живот стало скорее символическим актом.

Сеппуку превратилось в эстетический ритуал с длительной церемонией. Вот мертвец в центре, одетый в белое кимоно, с ножом танто на столе перед ним и вторым в черном позади него.

Что такое харакири и зачем его совершали?

Харакири, иначе говоря сэппуку – ритуальное самоубийство посредством вспарывания живота, совершаемое самураем согласно древнему японскому кодексу чести бусидо. Оно представляло собой сложный обряд, во время которого самураи демонстрировали смелость смотреть в глаза смерти и мужество игнорировать боль, а также чистоту помыслов перед богами-ками и людьми. Самураи совершали сэппуку с целью искупить вину, смыть позор и ради спасения жизни своей семьи и вассалов. Это было и видом казни: приговорённый к смерти был обязан собственноручно лишить себя жизни, что считалось более почётным, чем повешение или обезглавливание руками палача. Также сэппуку совершали после смерти господина в знак безграничной верности и преданности ему (т.н. дзюнси), чтобы продолжить нести ему службу и в другом миру.

Картина Татьяны Басовой «Самурай. Череп»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]