Япония 19 век — наше время. История создания Японской Империи.
Во второй половине 18 столетия в водах вблизи японского архипелага периодически стали появляться суда России, Англии, США и Франции, которые противостояли за контроль над азиатскими колониями.
Правительство Японии продолжало курс изоляции и отвергало создание дипломатических связей с этими государствами. В 1825 году власть выпустила указы, целью которых было укрепление морской охраны, но не смогла долго противиться заграничному влиянию.
Начало новой эры
Япония в начале 19 века начала меняться под постепенно возрастающим влиянием западных держав. Еще в начале 17 столетия на правительственном уровне приняли решение об ограничении международных контактов и запрете христианства с целью сохранения внутренней целостности, культуры страны. Эти запреты сохранялись в первой половине 19 столетия, но ситуация на мировой арене менялась, Японии пришло подстраиваться под новые реалии.
В Стране восходящего солнца в начале 19 столетия отметился экономический рост, обусловленный развитием мануфактур. В первые годы века действовало 90 мануфактур, к середине третьего десятилетия их стало почти 400. Развитие затронуло все сферы промышленности, производство меди, железа, добычу золота. Период сопровождался формированием прогрессивного слоя промышленной буржуазии. Переход из феодального общественного строя в буржуазный подготовила культурная политика последних веков – к началу столетия уровень образования среди населения был одним из высочайших в мире.
Отношение японцев к образованию – особенный вопрос. В Японии действовали самурайские государственные и школы для простого населения. Слушателей учили писать, читать, считать; объясняли положения конфуцианства. Государство поощряло прогрессивную образовательную систему, во многих учреждения преподавали японоведение, изучение Голландии. Важный элемент образовательной политики эпохи – кокугаку, принцип, заложенный Мотоори Норинага, и ориентированный на изучение истории родной страны, развитие японской индивидуальности.
Страна образованных людей
Централизация власти
В 1871 году новое правительство императора Мэйдзи для предотвращения краха своей зарождающейся власти упразднило систему княжеств хан и заменило их префектурами, подчинёнными центру. До этого каждое из примерно 270 княжеств имело собственные вооружённые силы и проявляло политическую волю в условиях децентрализованной структуры власти. Внезапное упразднение этой структуры было практически государственным переворотом. Лидеры Мэйдзи решили, что их правительство должно быть единственной политической властью в стране, чтобы оно могло выполнить неотложную задачу построения современного государства.
Правительство было крайне обеспокоено тем, что Япония может стать колонией под контролем одной из великих держав. Такова была судьба большей части Индии и Юго-Восточной Азии, в то время как Китай был вынужден уступить Гонконг Великобритании в 1842 году после проигрыша Первой опиумной войны.
По мнению правительства, стране было необходимо как можно быстрее модернизироваться, наращивая свою экономическую мощь, чтобы укрепить собственные вооружённые силы и защитить себя от вторжения.
Вот почему многие японские лидеры и другие важные правительственные чиновники отправились с миссией Ивакуры, путешествуя, наблюдая и обучаясь в Соединенных Штатах и Европе, всего через несколько месяцев после революционного перехода к системе префектур. В миссии также было много студентов, и её участники внесли большой вклад в модернизацию страны по возвращении в Японию.
Окончание века
История Страны восходящего солнца во второй половине 19 столетия сочетает традиционализм и нововведения, промышленные прорывы и резкие общественные перемены. Начало им дал 1853-й – год, когда американский президент отправил к восточным островам 4 боевых судна, потребовав установить международные отношения. Американская техника, новое оружие, мощные пароходы восхитили, впечатлили, испугали жителей архипелага так сильно, что сегунат Токугава принял историческое решение – возобновить отношения с западными странами. Через год подписали соглашение, определив регламент взаимодействия стран, начали возведение 2 портов, ориентированных на международные торговые связи.
Постепенно во второй половине столетия Япония подписала торговые соглашения с другими крупными державами: Россией, Великобританией, современными Нидерландами. Хотя власти столкнулись с сильной оппозицией, подверглись остракизму за нестандартные решения, в перспективе открытие границ оказалось своевременным и эффективным решением. Однако внешняя политика – лишь часть истории Страны восходящего солнца в 19 столетии. Внутри державы нарастал конфликт, социальная напряженность увеличивалась.
Важная страница в истории страны открылась в 1868-м вместе со свержением власти клана Токугава. Революционеры передали бразды правления императору Муцухито; новое правительство начало серию реформ. Власти учли веяния времени: интерес к западным странам, стремление применять новинки на практике, страсть к познанию иной жизни. Преимущественно в нововведениях ориентировались на буржуазию, помещиков, чтобы сделать страну независимой, поставить на капиталистический путь.
Конец 19 века Япония встретила развитой промышленной державой с сильным культурным потенциалом и высоким уровнем образования. Она стала первой в мире в своем роде, гармонично соединив специфику западного развития и традиционные восточные ценности. На волне успеха страна начала боевые действия, развязав в войну с Китаем, затем Россией.
Единение восточного и западного
Падение сёгуната
В июне 1853 года к японским берегам подошел военный флот США под руководством Мэттью Перри, который принудил японцев получить послание президента США с призывом начать торговые отношения. Руководитель правительства Японии Абэ Масахиро гарантировал ответить через год и собрал для обсуждения этого требования совет аристократии. Однако к общему мнению по данному вомросу они не пришли, а то, что они были созваны, поколебало авторитет сёгуната. В январе 1854 года Перри снова приплыл к Японским островам и, запугивая вторжением, достиг принятия Японией условий США. В соответствии с договором, Япония раскрывала для американских кораблей два порта, и кроме того, разрешала создавать в них американские представительства и поселения. Спустя короткое время такие же соглашения были составлены с русскими (Симодский трактат), британцами и французами. В 1858 году правительство Японии вновь уступило европейским странам и подписало неравные контракты Ансэй, снимавшие с этой восточной страны таможенный суверенитет.
Гравюра с изображением Перри (в центре)
Вследствие политических поражений и инфляции в Японии образовалось протестное общественное объединение «Да здравствует Император, долой варваров!». Его руководство подверглось гонениям со стороны сегуната. Среди репрессированных были философы Ёсида Сёин и Токугава Нариаки. В отместку в 1860 году оппозиционеры убили начальника правительства, зачинщика репрессий, из-за чего авторитет сёгуната вновь упал.
Очагами выступлений против правительства являлись западные провинции Тёсю-хан и Сацума-хан. На фоне ксенофобских убеждений в 1863 году они начали симоносекскую и сацумско-британскую войны, но были разгромлены. Поняв, что Япония сильно отстает от Европы и США в техническом плане и, осмыслив угрозу колонизации, провинции принялись модернизировать войска и вести переговоры с домом императора. В 1864 году, для усмирения восставших, сёгунат предпринял первую карательную экспедицию против Тёсю и поменял его начальство. Но через год в провинции произошла революция, и оппозиционеры снова взяли власть в свои руки. В 1866 году, при поддержке Сакамото Рёма, Тёсю и Сацума создали тайную коалицию, задачей которой было свержения сёгуната и возрождение правления императора. Это помогло разгромить вторую карательную экспедицию, направленную сёгуном в Тёсю.
В 1866 году титул сегуна принял неопытный Токугава Ёсинобу. Вместе с тем после смерти императора Комэя на престол взошел его четырнадцатилетний отпрыск Мэйдзи. Сёгун стремился основать вместо сёгуната новое правительство, в котором состояла бы киотоская знать и провинциальные владыки, в котором сам стал бы премьер-министром. Для этого он отказался от титула сёгуна и 9 ноября 1867 года возвратил всю полноту правления Императору. Это использовал в своих целях анитисёгунатский союз, и 3 ноября 1868 года в одностороннем порядке создал новое руководство и от лица императора издал постановление о воссоздании правления императора. Сегунат Токугава был уничтожен, а экс-сёгун потерял власть и земли. Этим переворотом закончился период Эдо и пятисотлетнее главенствование самураев в японском правительстве.
Симоносекская война
Отречение Ёсинобу
Результаты для Японии
19 век дал Стране восходящего солнца:
- сильную промышленность;
- капиталистическое направление дальнейшего развития;
- социальные перемены;
- новую власть;
- усиление и без того мощного института образования;
- новые возможности для граждан вне зависимости от социального слоя;
- международные отношения;
- бурный экономический рост.
Страна-исключение
Японское население второй половины XIX века по мемуарам и трудам русских путешественников
Вторая половина XIX столетия ознаменовалась рядом важных перемен во внутриполитическом и международном положении Японии. Кризис страны привел к насильственному «открытию» Японии для торговых и дипломатических контактов. В 1853 году были установлены постоянные дипломатические отношения между Россией и Японией, которые оказали определенное влияние на дальнейшее развитие обоих государств. Попытки России установить отношения с Японией имели место еще с XVII века, но не увенчались успехом из-за политики самоизоляции Японии. В отличие от западных держав (США, Англия, Франция) Россия старалась мирным путем добиться открытия японских портов и не вмешивалась в ее внутренние дела. Ввиду усиления контактов России и Японии во второй половине XIX страну посещали многие путешественники, торговцы, дипломаты, которые оставили многочисленные путевые заметки, письма, описания Японии и ее населения. В связи с этим актуальным представляется изучение образа японского населения второй половины XIX века в трудах и описаниях россиян.
Корпус источников достаточно велик, в данной работе были использованы источники личного происхождения и материалы периодической печати. Среди источников личного происхождения – «Путевые заметки протоиерея В. Махова», «Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания» А. В. Вышеславцева, Венюков М. И. «Очерки Японии», «Из воспоминаний о двухлетней службе в Японии» М. И. Мечникова, «Из воспоминаний о Японии» А. Черевковой, мемуары великого князя Александра Михайловича и многие другие. В источниках содержится самая разнообразная информация о японском населении – черты характера и менталитета, сведения о торговле, ремесленном производстве, состоянии армии, флота, повседневной жизни; характерной чертой является то, что авторы мало внимания уделяли политической стороне жизни Японии.
Авторы достаточно большое внимание уделяют раскрытию внутренних качеств японского населения, причем у большинства мемуаристов они примерно совпадают; практически все называют такие качества как аккуратность, вежливость, скромность, трудолюбие, любознательность. Одной из самых важных черт авторы считают сильное чувство патриотизма и любви к родине, например, русский миссионер архимандрит Андроник пишет, что ««всякий японец в детстве усвоил убеждение, что его страна занимает первое место в свете.» [1, с. 46]. Из отрицательных качеств авторы отмечают скрытность, хитрость, неискренность.
Все россияне, посещавшие Японию, крайне подробно описывают повседневную жизнь японского населения, причем за вторую половину XIX века характер описаний не претерпел существенных изменений. Во всех источниках уделено внимание описаниям жилищ японцев, внутреннего обустройство их домов, рациона питания, одежды и т.д. Подробно описывается японская семья, положение женщины в семье, детей и т.д.
Подробно описан быт и повседневная жизнь японцев в воспоминаниях протоиерея В. Махова, который посетил одним из первых россиян посетил Японию в 1853 году.
Особенности климата и высокая сейсмичность обусловили специфику построек – дома в Японии были деревянные, одноэтажные, каждый дом имел сад или палисадник, оконные проемы закрывались ширмами, которые также служат в качестве стен между комнатами. Такой тип жилища позволял им быстро восстанавливать постройки после разрушительных землетрясений и ураганов. Дома простых жителей располагались вплотную друг к другу ввиду густонаселенности городов и страны в целом. В домах отсутствовала мебель, ее заменяли матрацы и циновки, отапливались дома очагом в . [6, с. 62]. И жилые, и хозяйственные постройки строились по одному образцу, от них отличались своей красотой храмы. Важен тот факт, что в городе Эдо – столице Японии в эпоху сёгуната Токугава – по свидетельству Махова постройки были хуже, чем в портах Симода и Хакодатэ, что свидетельствует о более высоком уровне их развития по сравнению со столицей.
Многие авторы отмечают подобное внутренне устройство домов; большое значение в домах придавалось очагу, который непрерывно горел. Он играл важнейшую роль в жизни простого населения и служил не только для приготовления пищи и обогрева, но и для сплочения семьи, укрепления психологических связей между членами семьи. А. А. Черевкова в книге «Воспоминания о Японии» отмечала, что дома японцев ничем не отапливались ничем, кроме горящих углей и в зимнее время в них было достаточно холодно; можно сделать вывод о том, что японцы таким образом достаточно легко переносили холод, что отмечено в источнике: «…японцы продолжали разгуливать в своих кимоно, развевающиеся полы которых открывают совершенно голые ноги в деревянных сандалиях, надетых на тонкие носки. А ребятишки, одетые самым легкомысленным образом, носились по улицам, не обращая никакого внимания на снег.» [10].
Многие авторы отмечали явную скудность рациона японцев – они употребляли в пищу овощи, крупу, рыбу, зелень, морскую капусту, рис; предпочтение отдавалось горячей пище и напиткам. В. Махов пишет: «Холодного питья, невареного чего либо, совершенно не употребляют; дрова постоянно горят под очагом, чайник медный с водою и чаем день и ночь висит над огнем. К беспрестанному питью чая и курению табака как мужчины, так женщины, даже нередко дети, страшные охотники.» [6, с. 64]. Мясной пищи японцы практически не употребляли, о чем упоминается и в других источниках, к примеру, архимандрит Андроник в своих воспоминаниях утверждал, что причина этому – отсутствие у японцев скота и пастбищ. А. А. Черевкова отмечала, что многим европейцам не нравится японская пища, т.к. рыбные и растительные блюда кажутся им пресными и недостаточно питательными. [10].
Одеждой японцев были широкие халаты (кимоно) из хлопчатобумажной ткани и шелка разных цветов. В холодную погоду число халатов могло достигать нескольких десятков. Одежда японцев на протяжении веков оставалась неизменной, и лишь в конце XIX века, уже в эпоху Мэйдзи, претерпела определенные изменения, что было связано с желанием императора изменить одежду на европейский лад. В результате некоторые состоятельные японцы стали носить европейскую одежду, однако большая часть населения продолжала пользоваться привычной одеждой. [9, с. 220].
А. В. Вышеславцев в своей книге «Очерки пером и карандашом из кругосветного путешествия» приводит интересное замечание о том, что даже японские бедняки имели склонность к комфортной жизни, этим объясняется их крайняя чистоплотность и хорошие манеры. Большое внимание он уделяет описанию японской семьи. В брак японцы вступали в молодости, стремились избегать неравных браков. Женщина, в знак любви к избраннику и демонстрации того, что она не желает больше привлекать других мужчин, красила зубы в черный цвет: «Когда невесту вводят в дом жениха, она покрывается белым покрывалом, в знак того, что она умерла для своего семейства, и должна жить только для мужа.» [4, с. 340]. Несмотря на это, женщина в Японии, в отличие от женщин других азиатских стран того же периода времени, пользовалась уважением в обществе и определенной свободой: «Положение женщин, хотя они и подчинены мужьям, сноснее здесь нежели где-нибудь в Азии; они занимают место в обществе и разделяют все удовольствия с своими мужьями, братьями и отцами; вообще они пользуются известною свободой, и редко употребляют ее во зло.» [4, с. 342]. Женщины могли покидать дом, отправляться на прогулку или в гости. Кроме того, не были запрещены разводы; женщины могли повторно выйти замуж (однако это не распространялось на тех женщин, которые были уличены в измене супругу). Тем не менее, о таком положении женщин можно говорить лишь в городах; крестьянки же всецело зависели от мужчин и подчинялись им. Женщины, наряду с мужчинами, получали элементарное образование: учились считать, писать и изучали историю Японии. В этом положение японской женщины коренным образом отличалось от положения женщин в других странах. Женщины в Японии предпочитали яркие наряды, украшения; особо автор отмечает пристрастие японок к использованию косметики, и замечает, что это лишь портит их лица. [4, с. 345].
О свободе нравов в отношении японских женщин свидетельствует такой источник как «Книга воспоминаний» великого князя Александра Михайловича Романова. Два года он провел в Японии, и описал в мемуарах традицию русских офицеров «брать в жены» японок на время их пребывания в японских городах. «Браки» не сопровождались официальными церемониями и заключались на срок от одного до трех лет, затем женщина могла вновь выйти замуж либо вернуться в семью. Среди японцев такая практика считалась нормальной и даже поощрялась: «Их сородичи не только не подвергали их остракизму за их связи с иностранцами, но считали их образ жизни одною из форм общественной деятельности, открытою для их пола.» [2, с. 71].
Дети занимали важнейшее место в жизни японской семьи. М. И. Венюков в своем исследовании Японии XIX века привел подробное описание жизни одного японского жителя с рождения до смерти. Маленьких детей японцы никогда не оставляли в одиночество, их всегда носили либо матери, либо старшие братья или сестры на спине, так они не мешали работать. В пятилетнем возрасте начиналось обучение ребенка. В состоятельных семьях дети учились до 15 лет. Важной чертой японцев, по мнению Венюкова, является их грамотность и образованность. Автор отмечает, что в Японии, в отличие от Европы, «нет ни одного безграмотного». [3, с. 204]. Согласно приведенным в источнике данным, в 18-20 лет многие молодые люди вступали в брак, девушки – в 14-15 лет. В ранних браках автор видит как положительные, так и отрицательные стороны. Ранний брак способствовал повышению нравов японского общества, избавлял молодежь от многих пороков. С другой стороны, как пишет автор, он способствует недостатку роста и физической силы у японцев, а также преждевременному старению женщин. Данный факт приводится и в других источниках, в частности, в воспоминаниях Л. И. Мечникова: «Трудно встретить женщину старше 30-ти лет, которая не была бы совсем уродливою старухою. Ранний выход замуж и привычка носить детей на особых помочах за спиною рано портят стан японки и ведут к частым искривлениям хребта». [7, с. 85].
Повседневные занятия японцев – ведение хозяйства и служба; досугом их был отдых у домашнего очага, в кругу семьи. Авторы отмечают большую любовь японцев к развлечениям, к посещениям гостей. Летом они совершали загородные прогулки с целью созерцания природы; большую любовь они испытывали к катанию на лодках, танцам и музыке, причем танцевать позволялось лишь женщинам. В источниках отмечается пристрастие японцев к театральным зрелищам. А. А. Черевкова подробно описывает свое посещение японского театра. Роли исполняли исключительно мужчины, представления могли длиться весь день. [10].
У бедняков большой популярностью пользовались уличные зрелища – представления акробатов, фокусников, бродячих музыкантов. Японское население имело пристрастие к различным праздникам, увеселениям, однако в источниках указывается, что в обществе иностранцев они чувствовали себя достаточно скованно.
Таким образом, в источниках затрагиваются многие аспекты повседневной жизни японского населения, что свидетельствует об определенном интересе авторов к этой стороне японского бытия. В целом можно заключить, что основное внимание русские авторы, писавшие о Японии, уделяли личным качествам японского населения, описанию их образа жизни и быта, городов и их достопримечательностей, взаимоотношений между японцами. Образ, который создается на страницах источников, достаточно стабилен и не претерпел существенных изменений на протяжении пятидесяти лет.
Реформы в Японии в 19 веке
Для обретения независимости, стабилизации экономики, развития капитализма в 19 столетии в Стране восходящего солнца:
- сформировали регулярную армию;
- заменили княжества на подчиняющиеся централизованной власти префектуры;
- отказались от касты неприкасаемых;
- дали самураям право выбора профессии;
- ввели йену;
- определили свободную торговлю;
- перенесли столицу в Токио;
- открыли Токийский университет;
- отказались от княжеской, самурайской собственности;
- разрешили сделки с землей;
- оплачивали строительство промышленных предприятий из казенных средств;
- приняли Конституцию.
Японо-китайская война (1894-1895 годы)
В 1876 г. Япония положила начало «открытию» Кореи примерно так же, как американцы «открыли» саму Японию. В Корее она вступила в острый конфликт с Китаем, который привёл в 1894-1895 гг. к Японо-китайской войне. Схватка двух крупнейших дальневосточных государств завершилась решительной победой Японии, которая превратилась отныне в ведущую региональную державу.
Япония захватила Тайвань, получила свою «зону влияния» в Китае и вынудила его отказаться от всех прав на Корею. Огромная контрибуция, полученная от Китая, ускорила индустриализацию Японии и развитие её военной промышленности. Одновременно начался пересмотр старых неравноправных договоров, благодаря чему Япония вскоре обрела равные с западными державами права в международных отношениях и в мировой торговле.
Сельское хозяйство и промышленность.
Аграрная реформа, произведенная в 72-73 годах девятнадцатого века, была достаточно радикальна. Благодаря этому появилась частная собственность на землю. Земельные участки получили те, кто на момент реформы реально ими владел. Это были, в основном, обеспеченные крестьяне. Многие владельцы земли утратили свои права, так как не могли заплатить налог и не имели средств для выкупа. Очень многие крестьяне получили ничтожно маленькие участки земли. Им ничего не оставалось, как становиться наемными работниками и арендаторами, некоторые направлялись в города.