Япония: традиции, революция и реформы, традиционалисты, революционеры и реформаторы (часть 1)

Япония в 19 веке – одно из крупнейших государств, которое находится на территории Восточной Азии и состоит из 4 тысяч мелких островов. На протяжении двухсот лет во время правления династии Токугава страна Восходящего солнца была полностью изолирована он иностранного вмешательства. Это, безусловно, оказало влияние на формирование культуры и дальнейшее развитие Японии в 19 веке.

В начале XIX столетия страна начала ощущать активное влияние Запада. В первой половине Японии 17 в. правительство решило прекратить всяческие контакты с Западом, так как опасались вторжения миссионеров-христиан, которые могли бы привести за собой многочисленную армию. В результате жители Японии не могли покинуть страну, а иностранцы не могли наслаждаться удивительной культурой и природой страны Восходящего Солнца.

Экономическое развитие Японии

Буржуазные преобразования, проведенные в Японии после революции 1867-1868 гг., направили страну по пути капиталистического развития. Японское правительство взяло развитие промышленности под свое покровительство, щедро субсидируя строительство предприятий и железных дорог. Особое внимание правительство уделяло созданию военной индустрии. Расширение промышленности сопровождалось ее концентрацией. Большую роль в Японии стали играть два гигантских концерна:

  1. Мицуи и
  2. Мицубиси,

соперничавшие между собой. Они объединяли банки, угольные копи, фабрики и многие другие предприятия.

Однако в результате незавершенности буржуазной революции в Японии сохранилось множество остатков феодализма. В политической области господствовала абсолютная монархия. В деревне продолжали существовать кабальные условия аренды крестьянами земли у помещиков. Нищенское существование крестьян и крайне низкая (много ниже, чем в Европе) заработная плата рабочих сужали внутренний рынок. Это обстоятельство усиливало стремление японских капиталистов к захватам колониальных владений.

В целях осуществления агрессивной империалистической политики японская крупная буржуазия установила союз с самураями- так называлось японское дворянство и происходившая из его среды военщина.

Сельское хозяйство

С началом мирной жизни японцы активно начали развивать своё сельское хозяйство. По приказу властей расширялись старые и создавались новые заливные поля путём освоения нетронутых ранее целинных земель и проведения крупномасштабных ирригационных работ. За первое столетие существования сёгуната площадь пахотных земель выросла вдвое. Одновременно увеличивалась производительность труда, чему способствовало появление новых орудий — мотыг и тысячезубой молотилки, а также использование удобрений — рапсового масла и сушеных сардин. Широкого размаха достигло выращивание торговых культур — хлопка, конопли, рапса, чая, красителей индиго и сафлора.

Введение конституции в 1889г в Японии

Экономические преобразования в Японии привели к росту и политическому усилению буржуазии которая стала претендовать на руководство в государстве. В стране стало развиваться буржуазно-либеральное движение за введение конституции, ограничивающей самодержавие императора.

Правительство решило пойти на некоторые уступки и в 1889 г. ввело конституцию (см. документ), В стране был создан парламент, состоявший из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата в большей своей части не выбиралась. Она состояла из людей, назначенных императором, и из представителей высшего дворянства, которые получили наследственное право ка участие в верхней палате. Таким образом, последняя напоминала английскую палату лордов.

Нижняя палата была выборной, но избирательным правом пользовались только богатые люди. Власть парламента была невелика, в то время как власть императора даже и после введения конституции осталась огромной. Каждый принятый парламентом закон, чтобы войти в силу, направлялся на утверждение императору. Перед ним, а не перед парламентом нес ответственность кабинет министров. Императору принадлежало право объявления войны и заключения мира. Ему принадлежало верховное командование армией и военным флотом. Очень большую роль в японском правительстве играли военные круги.

Выборы в парламент протекали в атмосфере подкупа и насилий. Власть в Японии после принятия конституции была по-прежнему сосредоточена в руках наиболее реакционной верхушки полуфеодальных помещиков и крупной буржуазии.

Япония: традиции, революция и реформы, традиционалисты, революционеры и реформаторы (часть 1)

Квакает жаба, Где оно? Бесследно минуло

Весны цветенье… Сюоси

В истории каждой страны, наверное, имели место события, связанные с иностранными вторжениями, которые иначе как драматическими и не назовешь. Вот флот Бастарда Завоевателя показался у берегов Британии и всем, кто его видел, сразу же стало понятно, что это нашествие, отразить которое будет очень непросто. «Двенадцатого в день форсировали Неман внезапно бонаппартовы войска!» – объявляется на балу в доме у Шурочки Азаровой в кинофильме «Гусарская баллада», и его тут же прекращают, ибо все понимают насколько серьезное испытание им предстоит. Ну, а про 22 июня 1941 года можно и не говорить. О том, что нечто подобное случится обязательно, знали все — кино, радио, газеты, на протяжении многих лет готовили людей к осознанию неизбежности войны и, тем не менее, когда она началась, это восприняли как неожиданность.


Вот такая тихая и размеренная жизнь была у японцев в еще в 1854 году. Сиди себе под деревом и любуйся на Фудзияму. (Художник Утагава Куниеси 1797–1861)

Все то же самое случилось и в Японии 8 июля 1853 года, когда на рейде бухты Суруга, к югу города Эдо (сегодня Токио), вдруг совершенно неожиданно появились корабли американской эскадры коммодора Мэтьюза Перри, среди которых было и два колесных паровых фрегата. Японцы сразу же назвали их «черными кораблями» (корофу-нэ) за черные корпуса и клубы дыма, извергаемые из труб. Ну, а гром орудийных выстрелов сразу же показал им, что настроены воинственные гости очень серьезно.

А теперь давайте себе представим, что это событие означало тогда для Японии, на землю которой более 200 лет иностранцев, можно сказать, допускали… «поштучно». Право посещать эту страну имели только голландские и китайские купцы, да и тем разрешалось открывать свои конторы только на островке Дэсима, расположенном посредине бухты Нагасаки и нигде больше. Япония считалась землей «богов», ее император считался «божественным» от природы. И вдруг к нему прибывают на кораблях какие-то иностранцы и не просят, униженно лежа в пыли, а требуют установить дипломатические отношения с какой-то далекой-далекой страной за океаном, да еще при этом недвусмысленно намекают, что если им скажут «нет», то есть японцы на переговоры не пойдут, ответом пришельцев будет… бомбардировка Эдо!

«Давайте жить дружно!» Поскольку вопрос был исключительной важности, японская сторона попросила время подумать. И коммодор Перри был настолько «великодушен», что дал ей на это не дни, а несколько месяцев до своего следующего визита. А если «нет», то тогда, мол, «заговорят пушки» и пригласил японцев на свой корабль. Показать, какие они у него. А между тем японцам было хорошо известно, чем закончилась для огромного Китая первая «опиумная война» (1840 – 1842) и они понимали, что и с ними «заморские дьяволы» поступят точно так же. Вот почему, когда 13 февраля 1854 года Перри вновь появился у берегов Японии, японское правительство не стало с ним ссориться, а 31 марта Иокогаме подписало с ним Канагавский (по имени княжества) договор о дружбе. Итогом его стал режим наибольшего благоприятствования в торговле для США, причем для американских кораблей в Японии было открыто сразу несколько портов, а в них открыты американские консульства.

Япония: традиции, революция и реформы, традиционалисты, революционеры и реформаторы (часть 1)
И тут вдруг появились вот такие «длинноносые варвары». Японская гравюра с изображением коммодора Перри, 1854 г. (Библиотека Конгресса США)

Естественно, что большая часть японцев это соглашение с «заморскими дьяволами», или «южными варварами», встретила крайне враждебно. Да и могло ли быть иначе, если и воспитание, и «пропаганда» столетиями им внушали, что лишь они живут в «земле богов», что именно им даровано их покровительство, а все остальные… это… «варвары». И к тому же все понимали, что виноват в случившемся не столько император Комэй (поскольку император априори ни в чем виноват быть не может), сколько допустивший это унижение и страны, и ее народа, сёгун Иэсада, ведь это же ему принадлежала реальная власть в Хонтё – в Божественной стране.


Да еще на таких кораблях…

Гибель клана самураев В своем поистине удивительном романе «1984» Джордж Оруэлл очень верно написал о том, что правящая группа социума теряет власть по четырем причинам. Ее может победить внешний враг, или же она правит настолько неумело, что народные массы поднимают в стране восстание. Может случиться и так, что она в силу своей недальновидности позволяет появиться сильной и недовольной группе средних, либо потеряла уверенность в себе и желание править. Все эти причины не изолированы одна от другой; так или иначе, но действуют все четыре. Тот правящий класс, который сможет защитить себя от них, удерживает власть в своих руках навсегда. Однако главным решающим фактором, по мнению Оруэлла, является психическое состояние данного правящего класса. В случае с кланом самураев, который правил Японией с момента прихода установления в стране господства семьи Токугава, все было точно так же, но главной причиной, по которой самураи потеряли власть, явилось их физическое вырождение. Их женщины слишком увлекались косметикой и… белили не только лицо и руки, но и грудь, даже когда кормили младенцев. В результате те слизывали белила, содержащие ртуть. Ртуть накапливалась в их организме, и от поколения к поколению они становились все более слабыми, и теряли свои интеллектуальные способности. А ход наверх представителям других сословий был практически закрыт. Конечно, были исключения. Они всегда есть. Но в целом клан самураев к середине XIX века уже не мог адекватно отвечать на вызовы времени.


И чем было с ними сражаться? Даже пистолеты и те в Японии были фитильные! (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Кроме того, было и еще одно очень важное обстоятельство. С тех пор как с воцарением Токугавы междоусобные войны в Японии прекратились, большая часть самураев, что составляло примерно 5% населения страны, остались не у дел. Кто-то из них начал заниматься торговлей или даже ремеслом, тщательно скрывая, что он самурай, так как занятие трудом считалось для воина позором, многие стали ронинами и бродили по стране, лишившись всех средств к существованию, кроме разве что подаяния. В XVIII века их было уже более 400000. Они разбойничали, сбиваясь в шайки, совершали заказные убийства, становились вожаками крестьянских выступлений – то есть, превратились в аутло – людей вне закона. антисоциальными элемент. То есть налицо было разложение военного сословия, в условиях «вечного мира» ставшего никому не нужным. В результате недовольство в стране стало массовым, довольными были лишь те, кто входил в ближайшее окружение сегуна.

Так возникла и окрепла идея передать власть из рук сегуна в руки микадо, чтобы жизнь вернулась в «старые добрые времена». Этого хотели придворные, этого хотели крестьяне, не желавшие отдавать до 70% урожая, и этого хотели также ростовщики и торговцы, которым принадлежали около 60% богатств страны, но которые никакой власти в ней не имели. Даже крестьяне в иерархии Токугава и те считались выше их по своему социальному статусу, и какому же богачу такое к нему отношение могло понравиться?

«Смерть иноземным варварам!» То есть в середине XIX века в Японии недовольным властями являлся едва ли не каждый третий ее житель и нужен был только повод, чтобы оно проявилось. Таким поводом как раз и стал неравноправный договор с США, который очень многие японцы не приняли. И одновременно в самом факте его заключения люди увидели бессилие сегуната Токугавы, ну а бессильных правителей во все времена и во всех странах было в обычае свергать и прогонять. Потому что народу всегда импонирует действие, а кроме того, ему было просто невозможно объяснить, что сегун Иэсада и глава бакуфу Ии Наосукэ действуют, в общем-то, в его, то есть народа, интересах. Потому что жесткая позиция в отношении Запада означала для Японии истребительную войну, в которой погибли бы не только массы японцев, но и сама страна. Ии Наосукэ это хорошо понимал, но у него в руках не было такой силы, чтобы просветить миллионы глупцов и недовольных. А тем временем бакуфу заключило еще несколько таких же неравноправных договоров, в результате которых оно, например, потеряло даже право судить иностранцев, совершивших преступление на ее территории, по своим законам.

Убийства «длинноносых» Недовольство в мыслях всегда продолжается недовольством в словах, а слова очень часто приводят к нехорошим последствиям. В Японии стали поджигать дома чиновников бакуфу и тех купцов, которые торговали с иностранцами. Наконец, 24 марта 1860 года прямо у входа в замок сегуна в Эдо самураи княжества Мито совершили нападение Ии Наосукэ и отрубили ему голову. Это был неслыханный скандал, поскольку перед похоронами ее пришлось пришивать к телу, поскольку без головы хоронили только преступников. Дальше – больше. Теперь в Японии стали убивать «длинноносых», то есть европейцев, из-за чего едва не началась война с Англией. А затем дело дошло до того, что в 1862 году в Киото вошел отряд самураев княжества Сацума и потребовал от сегуна передать власть микадо. Но до восстания дело не дошло. Во-первых, сам сегун находился не в Киото, а в Эдо. А во-вторых, император не решился взять на себя ответственность в таком щекотливом деле, как развязывание гражданской войны в своей собственной стране. Делать в столице этим самураям было явно нечего и через какое-то время их просто вывели из города. Но сегун определенные меры принял и усилил свои войска в столице. Поэтому, когда спустя год в Киото прибыл отряд самураев княжества Тё-сю, его встретили выстрелами. Затишье, наступившее после этих событий, длилось три года, вплоть до 1866 года, а все потому, что люди присматривались – хуже им или лучше делается от происходящих в стране изменений.


Ну и как вам такая женщина-американка, проникшая в вашу «Страну Богов»? Художник Утагава Хиросиге II, 1826 – 1869, рис. 1860 г.) (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Положение подогревали многовековые феодальные распри. Ведь самураи южных княжеств Сацумы, Тёсю и Тосы еще со времени поражения в битве при Сэкигахара враждовали с кланом Токугава и не могли простить ему его последствий и своего унижения. Интересно, что деньги на оружие и провиант они получали от торговцев и ростовщиков напрямую, казалось бы, заинтересованных в развитии рыночных отношений в стране. Соответственный задачам восстания был выбран и девиз: «Почитание императора и изгнание варваров!» Однако если с первой его частью были согласны все, то вторая часть, тоже вроде бы никем не оспаривалась, была предметом серьезных разногласий в деталях. И весь спор касался лишь одного: до каких пор можно делать уступки Западу? Интересно, что лидеры восставших точно так же, как и правительство бакуфу хорошо понимали, что дальнейшее продолжение политики изоляционизма погубит их страну, что Японии нужна модернизация, которая без опыта и технологий Запада решительно невозможна. Причем как раз среди самураев к тому времени было уже немало людей с образованием, которые прежде всего интересовались достижениями европейцев в области военного искусства. Они начали создавать отряды кихэйтай («необычных солдат»), набиравшихся из крестьян и горожан, которых они обучали европейской тактике. Именно эти части затем и стали основой для новой японской регулярной армии.

Именно здесь находилось главное гнездо заговорщиков против сегуна. Карта Тайваня и владений даймё Сацумы, 1781 год.

Однако мятежники действовали порознь и армии сегуна справиться с ними не составляло труда. Но когда княжества Сацума и Тёсю договорились о военном союзе, посланные против них войска бакуфу начали терпеть поражение за поражением. И тут ко всему прочему в июле 1866 года сёгун Иэмоти скончался.

«Уступить малое, чтобы выиграть в большом!» Новый сегун Ёсинобу проявил себя человеком прагматичным и ответственным. Чтобы еще больше не подливать масла в костер гражданской войны, он решил договориться с оппозицией и приказал приостановить военные действия. Но оппозиция стояла на своем – вся власть в стране должна принадлежать императору, «двоевластию конец». И вот тогда Ёсинобу 15 октября 1867 года совершил очень дальновидный и мудрый поступок, сохранивший ему впоследствии и жизнь, и уважение со стороны японцев. Он отказался от полномочий сегуна и заявил, что только императорская власть, опирающаяся на волю всего народа, гарантирует Японии возрождение и процветание.


Сегун Ёсинобу в парадном одеянии. Фотография тех лет. (Библиотека Конгресса США)

3 февраля 1868 года его отречение утвердил император, издавший «Манифест о реставрации императорской власти». Но последнему сегуну оставили всего его земли и уполномочили руководить правительством в переходный период. Естественно, что многих радикалов такой поворот событий не устроил. Им, как это бывает очень часто, хотелось всего много и сразу, а последовательные шаги казались им слишком уж медленными. В результате в Киото собралась целая армия недовольных во главе с Сайго Такамори, известного своей непримиримой позицией в отношении ликвидации сегуната Токугава. Они требовали лишить бывшего сегуна даже призрака власти, передать императору все земли клана Токугава и казну бакуфу. Ёсинобу был вынужден уехать из города, перебраться в Осаку, после чего, дождавшись весны, он двинул свою армию на столицу. Решающая битва произошла неподалеку от Осаки и длилась целых четыре дня. Силы сегуна по численности в три раза превосходили своей численностью сторонников императора, и тем не менее опальный сегун потерпел сокрушительное поражение. Что не удивительно, ведь его воины имели старые фитильные ружья, заряжавшиеся с дула, скорострельность которых не шла ни в какое сравнение со скорострельностью патронных винтовок Спенсера, которые использовали солдаты императорской армии. Ёсинобу отступил в Эдо, но потом все равно сдался, так как иного выбора, кроме разве что самоубийства, у него не было. В итоге широкомасштабная гражданская война в Японии так и не началась!


«Новые ружья». Художник Цукиока Еситоси, 1839 – 1892) (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Бывшего сегуна сначала сослали в родовой замок Сидзуока на востоке Японии, покидать который ему было запрещено. Но потом запрет сняли, вернули небольшую часть его земель, так что доход у него был вполне приличный. Оставшуюся жизнь он провел в маленьком городке Нумадзу, расположенном на побережье залива Суруга, где занимался тем, что выращивал чай, охотился на кабанов и… занимался фотографией.


Император Муцухито.

Уже к маю 1869 года власть императора признали по всей стране, а последние очаги мятежа были подавлены. Что касается самих событий 1867 – 1869 гг., то они получили в истории Японии название Мэйдзи исин (реставрация Мэйдзи). Слово Мэйдзи («просвещенное правление») стало девизом правления юного императора Муцухито, который занял трон в 1867 году и на долю которого выпала тяжелая задача по модернизации страны.

Продолжение следует…

Агрессивная внешняя политика Японии

Быстрый рост японского капитализма сопровождался захватническими войнами. Географическая близость огромного, но слабого Китая и отдаленность крупных соперников давали известное преимущество японскому капитализму. Японским империалистам было особенно легко и удобно грабить китайский народ.

В результате японо-китайской войны 1894-1895 гг. Япония разбила и основательно ограбила Китай. Однако, не довольствуясь этим, японские империалисты стали готовиться к войне с Россией за передел сфер влияния на Дальнем Востоке. Япония стремилась захватить в Китае

  1. северо-восточные провинции (Маньчжурию) и
  2. Корею.

Японские империалисты мечтали также о захвате русских земель — острова Сахалин и даже всего русского Дальнего Востока. Готовясь к войне с Россией, Япония в 1902 г. заключила союз с Англией.

Японские шпионы и разведчики, пользуясь беспечностью царского правительства, наводнили дальневосточные районы России. Под видом торговцев, парикмахеров, прачек и т. п. они проникали в укрепленные районы, выведывали расположение воинских частей, их передвижение и боевую готовность.

Япония хорошо подготовилась к войне. Ей была обеспечена английская и американская поддержка.

Окончание века

История Страны восходящего солнца во второй половине 19 столетия сочетает традиционализм и нововведения, промышленные прорывы и резкие общественные перемены. Начало им дал 1853-й – год, когда американский президент отправил к восточным островам 4 боевых судна, потребовав установить международные отношения. Американская техника, новое оружие, мощные пароходы восхитили, впечатлили, испугали жителей архипелага так сильно, что сегунат Токугава принял историческое решение – возобновить отношения с западными странами. Через год подписали соглашение, определив регламент взаимодействия стран, начали возведение 2 портов, ориентированных на международные торговые связи.

Постепенно во второй половине столетия Япония подписала торговые соглашения с другими крупными державами: Россией, Великобританией, современными Нидерландами. Хотя власти столкнулись с сильной оппозицией, подверглись остракизму за нестандартные решения, в перспективе открытие границ оказалось своевременным и эффективным решением. Однако внешняя политика – лишь часть истории Страны восходящего солнца в 19 столетии. Внутри державы нарастал конфликт, социальная напряженность увеличивалась.

Важная страница в истории страны открылась в 1868-м вместе со свержением власти клана Токугава. Революционеры передали бразды правления императору Муцухито; новое правительство начало серию реформ. Власти учли веяния времени: интерес к западным странам, стремление применять новинки на практике, страсть к познанию иной жизни. Преимущественно в нововведениях ориентировались на буржуазию, помещиков, чтобы сделать страну независимой, поставить на капиталистический путь.

Конец 19 века Япония встретила развитой промышленной державой с сильным культурным потенциалом и высоким уровнем образования. Она стала первой в мире в своем роде, гармонично соединив специфику западного развития и традиционные восточные ценности. На волне успеха страна начала боевые действия, развязав в войну с Китаем, затем Россией.


Единение восточного и западного

Русско-японская война


В начале 1904 г. японский военно-морской флот без объявления войны напал в Порт-Артуре на русский флот и потопил несколько военных кораблей. В результате внезапного нападения Япония добилась преобладания на море. Пользуясь этим, она морским путем перебросила в Маньчжурию значительную армию, хорошо вооруженную при помощи Англии, и начала теснить царские войска.

Россия по вине царского правительства была совершенно не подготовлена к большой войне на отдаленном фронте. Несмотря на героизм русских солдат и матросов, царская армия и флот потерпели поражение. Не Россия и не русский народ были разбиты в этой войне. Разбит был царский режим, преступно ввергнувший народ в чуждую ему империалистическую войну и притом не подготовившийся к ней.


Потерпев поражение, царское самодержавие, напуганное ростом революционного движения в стране, поспешило заключить мир с Японией. По заключенному в 1905 г. в Портсмуте (США) мирному договору Япония захватила южную половину острова Сахалин, г. Порт-Артур и Дальний на Ляодунском полуострове, ранее арендованном Россией у Китая. Россия признала преобладающее влияние Японии в Корее и Южной Маньчжурии. Мало того, напуганный царь отдал Японии исконную русскую землю -.

Русско-японская война была одной из первых империалистических войн за территориальный передел земли крупнейшими капиталистическими державами.

Влияние западной культуры

В эпоху Мэйдзи произошли перемены не только в области экономики и политики, но и культурной жизни. В 1871 г. был провозглашен курс на преодоление феодальной отсталости, на создание в стране «просвещенной цивилизации». Японцы настойчиво заимствовали достижения западной культуры, науки и техники. Молодежь направлялась на учебу в Европу, Соединенные Штаты Америки. И наоборот, иностранные специалисты широко привлекались в Японию. Профессорами японских университетов были англичане, американцы, французы и русские. Некоторые поклонники всего европейского даже предлагали принять английский язык в качестве национального.

«Виды варварских стран» — название гравюры.
«Виды варварских стран» — название гравюры. На ней изображен Лондонский порт таким, каким его увидел известный японский художник Ёситоро

Составной частью преобразований стала школьная реформа. В стране открывались начальные и средние школы, университеты. По закону 1872 г. четырехлетнее образование стало обязательным. Уже в начале 80-х гг. среди молодых японцев трудно было встретить неграмотного.

К концу XIX в. японцам становятся известны лучшие произведения западноевропейской и русской литературы. Японские писатели создавали новую литературу, отличавшуюся от средневековой. Все больше изображались реальная жизнь и внутренний мир человека. Особую популярность приобретает жанр романа. Крупнейшим писателем того времени был Рока Токутоми, находившийся под влиянием Л. Толстого. Известность ему принес роман «Куросиво», переведенный на русский язык. В 1896 г. в Японию было завезено кино, а через 3 года появились фильмы японского производства.

Обложка «Дон Кихота», изданного на японском языке в 1914 г.
Обложка «Дон Кихота», изданного на японском языке в 1914 г.

Рабочее движение в Японии

В самой Японии положение рабочих в XX в. по-прежнему было весьма тяжелым. Рабочие жили в бараках и казармах, где царили тюремные порядки. Нередко рабочих держали в бараках взаперти. Был случай, когда в одном таком бараке случился пожар, из 50 запертых в нем девушек-работниц 31 погибла в пламени. Рабочие получали нищенскую заработную плату, работали по 12- 14 часов в сутки. Никакого законодательства о защите прав рабочих в стране не существовало.

Японские рабочие начали выступать против произвола хозяев и правительства. Уже в 80-х годах они пытались организовать профессиональные союзы, а в 90-х годах по стране прокатилась волна стачек и демонстраций.

В эти же годы японский революционер Сен Катаяма начал вести пропаганду социализма. В 1901 г. при ближайшем участии Катаямы в Японии была организована социалистическая партия. Однако японское правительство вскоре издало закон о ее роспуске. Члены социалистической партии были подвергнуты репрессиям.

Возникали и другие рабочие организации, не взирая на то, что правительство сажало в тюрьмы всех заподозренных в принадлежности к ним.

В рабочем классе росли революционные настроения. Во время русско-японской войны передовые японские рабочие прислали русским рабочим письмо, в котором осуждали империалистическую войну. На конгрессе II Интернационала в Амстердаме в 1904 г. Катаяма заявил о полной солидарности японского пролетариата с русским. Он демонстративно обменялся рукопожатием с представителем русского рабочего движения Г. В. Плехановым. Под влиянием русской революции в Японии в 1906 г. вновь была организована социалистическая партия. Одним из ее видных деятелей был Котоку, который резко критиковал соглашателей-реформистов. Правда, ведя революционную борьбу, он сам допускал ошибки анархистского характера.

Чтобы избавиться от Котоку, пользовавшегося большой популярностью среди рабочих, правительство обвинило его в заговоре против императора. Котоку, его жена и ближайшие товарищи были схвачены и посажены в тюрьму. Там их постигла страшная участь: их задушили.

В тюрьму было брошено большинство активных участников социалистического движения. Полицейские репрессии нанесли такой сильный удар по рабочему движению, что оно временно заглохло. Вновь оживилось оно уже под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции.

Новое в образе жизни японского общества

Под влиянием Запада в образ жизни японцев входили разнообразные новшества. Вместо традиционного лунного календаря вводился общеевропейский григорианский. Воскресенье было объявлено выходным днем. Появились железнодорожное сообщение и телеграфная связь, издательства и типографии. В городах строились большие кирпичные дома и магазины в европейском стиле.

Перемены коснулись и внешнего облика японцев. Правительство хотело, чтобы в глазах европейцев японцы выглядели цивилизованными людьми. В 1872 г. император и его окружение облачились в европейскую одежду. После этого она стала распространяться среди городского населения и значительно медленнее — среди сельского. Но нередко можно было видеть человека в кимоно и брюках. Особенно трудным был переход на европейскую обувь, которая отличалась от традиционной японской.

Старое и новое тесно переплетаются на улицах японских городов конца XIX — начала XX в.
Старое и новое тесно переплетаются на улицах японских городов конца XIX — начала XX в.

Старые обычаи были запрещены лишь потому, что европейцы их считали варварскими. Например, общие публичные бани, татуировки и другие.

В моду постепенно входили европейские прически. Вместо традиционной японской (длинные волосы, закрученные в пучок на макушке) вводилась обязательная короткая стрижка. Правительство считало, что она больше подходит для граждан обновленной Японии. Военные первыми расстались с пучками и надели форменные уборы. Однако гражданские лица не спешили. И только после того, как в 1873 г. волосы остриг император, три четверти мужского населения Токио последовали его примеру.

Японцы позаимствовали у европейцев и практику употребления в пищу мясных продуктов, от которых они традиционно воздерживались. Но все изменилось после того, как распространилось мнение, что европейцы добились больших успехов благодаря калорийности мясной пищи.

Заимствование западной культуры иногда перерастало в отрицательное отношение к собственной — национальной. Были случаи разрушения исторических памятников и сожжения древних храмов. Но увлечение всем европейским в Японии было недолгим.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ — ИЗ КОНСТИТУЦИИ 1889 ГОДА

  • Ст. 1. Японская империя управляется непрерывной на вечные времени императорской династией…
  • Ст. 5. Император осуществляет законодательную власть в согласии с имперским парламентом…
  • Ст. Ю. Император устанавливает организацию различных отраслей государственного управления, назначает и увольняет всех гражданских и военных чиновников и определяет их оклады…
  • Ст. 11. Император является верховным командующим армией и флотом…
  • Ст, 13. Император объявляет войну, устанавливает мир и заключает договоры…
  • Ст. 33. Имперский парламент состоит из двух палат: палаты пэров и
  • палаты депутатов.,.
  • Ст. 34. Палата пэров состоит из членов императорской фамилии, из носителей дворянских титулов и из лиц, назначенных в нее императором…
  • Ст. 55. Каждый из государственных министров дает свои советы императору и ответствен перед ним за них.
  • Все законы, императорские указы и акты всякого рода, касающиеся государственных дел, должны быть скреплены государственным министром.
  • Ст. 56. Тайный совет обсуждает, согласно постановлениям, касающимся организации тайного совета, важнейшие государственные дела, когда император запрашивает его..:
  • «Конституции и законодательные акты буржуазных государств», т. I, М., 1938, стр. 190-197.

Даты для запоминания

  • 1904-1905 — Русско-японская война,
  • < РЕВОЛЮЦИИ В ИРАНЕ И ТУРЦИИ В НАЧАЛЕ XX В
  • -> ФОТОГРАФИИ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ., В ОКРАШЕННЫМ И ОЦИФРОВАННЫМ В ЦВЕТЕ 1860 ПО 1918 ГГ ( РАБОТА ЯПОНЦА ИРООТОКО) >

Сёла

Японская экономика эпохи Эдо имела полунатуральный характер и зависела от рисовых поставок дани. Её сбор проводился в селах местными чиновниками — сельскими головами нануси или сёя, главами пятёрок и крестьянскими делегатами, контролировавшими общинные пахотные земли, горы и воды, а также выполнявшими разные управленческие функции. Решения принимались коллегиально. Жители сел делились на пятёрки, их члены находились в круговой поруке, платя совместно дань и предотвращая совершение преступлений. В одном селе между пятёрками существовали обычаи взаимопомощи.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Социально-экономическое развитие Японии XVIII-XIX вв 420 ₽ Реферат Социально-экономическое развитие Японии XVIII-XIX вв 250 ₽ Контрольная работа Социально-экономическое развитие Японии XVIII-XIX вв 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Для того, чтобы стабилизировать поставки дани рисом, сёгунат запретил продажу земли и ограничил крестьян, сосредоточивая их исключительно на полевых работах и разных повинностях. Большинство сёл выплачивали налоги своевременно, считая делом государственной важности. Однако иногда непомерные поборы вынуждали крестьян жаловаться даймё или непосредственно сёгуну, или, в крайних случаях, поднимать крестьянские восстания.

Кризис сегуната Токугава

В первой половине XIX в. многие государства Европы встали на путь промышленного развития. Япония в отличие от них оставалась отсталой феодальной страной. Верховная власть по-прежнему была в руках военных правителей — сегунов из княжеского рода Токугава. Императорская семья находилась под их контролем и не принимала участия в управлении государством. По-прежнему проводилась политика «закрытия» страны, или изоляции от внешнего мира. Европейские корабли уже давно бороздили моря и океаны, заплывая в самые отдаленные уголки Земли. Японцы же не имели своего флота и располагали лишь небольшими рыбацкими лодками.

Экономическое положение страны с ее 30-миллионным населением было очень тяжелым. Площадь обрабатываемых земель не расширялась, оставаясь такой же, какой была в начале XVIII в. Сбор риса, основного продукта питания, не увеличивался. Рождаемость превышала смертность всего на один процент в год. Страшной трагедией для японцев обернулся неурожай 30-х гг. XIX в.

Феодальная Япония, которая вскоре исчезнет
Феодальная Япония, которая вскоре исчезнет

В результате голода умерло около 1 млн человек. Неудивительно, что крестьянские и городские восстания буквально сотрясали токугавскую Японию. Всего их в первой половине XIX в. произошло около одной тысячи. Народные массы по-своему, по-плебейски, добивались справедливости и лучшей жизни. Разорялись и представители самурайского сословия, в особенности те, которые получали от сегуна и князей мизерные пайки риса за военную службу. Не находя себе применения, самураи бродили по стране в поисках средств к жизни.

При этом они нередко возглавляли выступления крестьянской и городской бедноты. Где, в истории какой еще страны можно встретить подобное?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]