3 февраля 1867 года на престол Японии взошел 122-й император Муцухито, правление которого вошло в историю как «эра реформ».
В нашей стране довольно смутное представление о Японии как современной, так и древней. В основном оно основано на различных штампах и клише.
Сегодняшняя Страна Восходящего Солнца вовсе не похожа на государство, которое пережило свою революцию. Причем особенную, в ходе которой монарх не утратил власть, а, наоборот, вновь обрёл её.
На протяжении почти 700 лет японской истории император являлся обожествляемой, но фактически номинальной фигурой. Реальным правителем страны являлся сёгун, что в переводе означает «полководец», «командующий».
Статья по теме
Тяжёлый день Хирохито. Как император Японии становился человеком
Сёгуном становился представитель наиболее влиятельного японского клана. Титул сэйи-тайсёгун был наследственно-родовым, хотя формально и жаловался всегда императором. Чёткого порядка наследования титула не существовало: обычно сёгун назначал преемника из числа своих сыновей, если же их не было, то усыновлял одного из представителей других ветвей рода.
Начиная с 1603 года Японией на протяжении 250 лет правил клан Токугава. Для императора и его приближённых был создан специальный кодекс, предписывавший монарху посвящать своё время изучению науки и искусств.
Императоры почти никогда не покидали территорию дворца Госё в Киото, за исключением случаев, когда император оставлял власть или, в случае пожара, скрывался в убежище храма. Считалось, что главной обязанностью императоров является исполнение ритуалов, направленных на защиту страны от стихийных бедствий.
Токугава Ёсинобу, Осака, 1867 год. Фото: Commons.wikimedia.org
Императорская революция
Вечный, казалось бы, порядок вещей, был поставлен под сомнение в середине XIX века. Япония, как и соседний Китай, жившая в сознательной изоляции, столкнулась с намерением европейцев силой оружия принудить её к заключению торговых договоров.
Отсталая в экономическом, социальном и военном плане Япония не могла сопротивляться внешней экспансии. Правительство сёгуна заключало договоры, которые грозили поставить Японию в положение полуколонии.
Среди японской элиты стало зреть недовольство подобным положением вещей. Выходом из ситуации виделось возвращение реальной власти императору.
Токугава Ёсинобу, последний сёгун из клана Токугава, а также последний сёгун в истории Японии, занявший свой пост в 1866 году, видел выход из кризиса в государственных реформах на европейский манер. Однако времени на их осуществление у сёгуна уже не было. Под давлением политических противников 9 ноября 1867 года Токугава Ёсинобу официально заявляет о возвращении власти императору, которым на тот момент являлся едва справивший своё пятнадцатилетие Муцухито. Под этим именем император известен лишь за рубежом: по традиции после смерти в Японии монарха именуют так же, как и эпоху его правления. Эпоха Муцухито получила название «Мэйдзи», что означает «эпоха реформ».
Формирование антисегунской оппозиции
В этих условиях все больше свою враждебность к сегуну и симпатии к императору стали проявлять князья — высшие представители самурайского сословия. Некоторые из них уже не считались с суровыми указами сегунов о «закрытии» страны и позволяли себе то, чего не могли позволить раньше. Например, втайне от правительства было построено несколько небольших кораблей по европейскому образцу, а также предприятий по производству стекла и железа. Ранее подобные нарушения указа о самоизоляции карались смертной казнью. Теперь же это сходило с рук, потому что сегуны потеряли свое былое влияние и могущество. Многие самураи, в том числе и некоторые князья, все больше задумывались о восстановлении императорской власти и проведении реформ по европейскому образцу. Толчком к их выступлению стало насильственное «открытие» Японии западными державами в 50-х гг. XIX в.
Гражданская война по-японски
Токугава Ёсинобу рассчитывал, что формальное упразднение сёгуната позволит ему одновременно сохранить свой клан у власти. Однако политические соперники оказались сильнее. Новое правительство было сформировано противниками сёгуната. От имени императора оно приняло указ о ликвидации сёгуната и реставрации прямого императорского правления. Новое правительство лишило экс-сёгуна всех титулов и большинства землевладений. В ответ Ёсинобу перебрался из Киото в Осакский замок, где начал подготовку к свержению оппозиции и возвращению власти.
Войска сёгуната Токугава (1864). Фото: Commons.wikimedia.org
Как часто бывает в истории, за революционной сменой власти последовала гражданская война, в японской истории известная под названием «война Босин».
Вооружённый конфликт, который начался в январе 1868 года, завершился в мае 1869 полным разгромом сторонников сёгуната.
Надо сказать, что война Босин была довольно умеренной по количеству жертв. В конфликте, в который с обеих сторон было вовлечено около 120 000 человек, погибло около 4000 человек.
Для последнего сёгуна это поражение обернулось лишь домашним арестом, из-под которого он был освобождён через сравнительно короткий промежуток времени. Токугаве Ёсинобу был возвращен ряд привилегий, а в 1902 году ему был пожалован титул герцога, его включили в состав новой японской аристократии кадзоку и дали место в Палате пэров имперского парламента Японии. Впрочем, утративший власть сёгун отошёл от политики, посвящая жизнь фотографии, охоте и игре го.
Молодой император Мэйдзи с иностранными представителями в период окончания войны. Фото: Commons.wikimedia.org
«Клятва Пяти пунктов»
Ещё до победы в войне Босин император Муцухито провозгласил программу своего правления в виде так называемой «Клятвы Пяти пунктов»:
1. Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением.
2. Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях.
3. Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудовольствия.
4. Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому Пути Неба и Земли.
5. Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета.
Революционным было и поведение Муцухито. Он покинул императорский дворец, чтобы лично возглавить войска, воюющие со сторонниками сёгуната. Муцухито стал первым императором за многие столетия, которого японцы могли наблюдать вблизи: он совершал поездки по стране с целью ознакомления с положением дел на местах.
Шестнадцатилетний император, двигающийся из Киото в Токио (1868 год). Фото: Commons.wikimedia.org
В сентябре 1868 года Муцухито переименовал город Эдо в Токио. Формальная коронация императора состоялась 15 октября 1868 года. Тогда же монарх и провозгласил начало эры «Мэйдзи».
Перед Японией стояла чрезвычайно трудная задача: в кратчайшие сроки перестроить государство, чтобы оно могло быть конкурентоспособным.
Статья по теме
Сила PR: как один человек победил Японию и США
Новый порядок
Управление государством взял на себя госсовет, составленный из министров. К 1885 году структура правительства максимально приблизилась к европейской, был введён пост премьер-министра. Император принимал участие в заседаниях кабинета министров, однако сам выступал крайне редко.
Была упразднена система, по которой управление на местах было сосредоточено в руках даймё, владетельных князей. Одни даймё передали владения императору добровольно, у других земли были изъяты.
В 1871 году указом императора автономные области были отменены, а страна поделилась на 72 префектуры. Даймё получили высокое денежное вознаграждение, от них потребовалось переехать в новую столицу, Токио. Многие из них оставили политические посты.
В 1868 году было провозглашено уничтожение цехов и гильдий и предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию. Всё японское население получило право беспрепятственного передвижения по стране. Было введено формальное равенство всех сословий перед законом и установлено право частной собственности на землю, установлен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати.
Молодой император Мэйдзи в военной форме (1873 год). Фото: Commons.wikimedia.org
В стране был создан парламент, однако реальной властью он не обладал: в начале этого периода Япония оставалась абсолютной, а не конституционной монархией.
Армия Японии ускоренными темпами начала перестраиваться по европейским канонам. Это происходило ещё в период «войны Босин», а после её окончания процесс приобрёл ещё более масштабный характер.
После ликвидации княжеств их войска, состоявшие из самураев, были переподчинены военному министерству. В 1873 году правительство ввело в стране всеобщую воинскую повинность. Отныне все мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, были обязаны проходить службу в армии, независимо от своего социального происхождения.
Одновременно с военной реформой были созданы отдельные от армии подразделения полиции.
Искусство
«Открытие» Японии с Реставрацией Мейдзи инициировало более предметный интерес европейцев к японской культуре, который воплотился в феномене «японизма» рубежа ХIХ-ХХ веков. В Западной Европе настоящее увлечение Японией началось после Всемирной Парижской выставки (1867), где кроме уже известных широкой публике образцов декоративно-прикладного искусства были показаны шедевры японской графики и живописи.
После Всемирной Парижской выставки, Япония продолжает принимать активное участие во всемирных выставках (Венская всемирная выставка — 1873, Всемирная выставка в Филадельфии — 1876), активно популяризируя японское искусство на зарубежном рынке и завоёвывая всё больший успех.
Так, начиная с Парижской выставки, японской гравюрой и графикой заинтересовались знаменитые живописцы Франции — Эдуард Мане, Эдгар Дега, Поль Гоген и Винсент Ван Гог. Большую роль в пропаганде японского искусства на этом этапе сыграли французские писатели и художественные критики братья Гонкур. Японская тема находит специфическое отображение в европейской литературе рубежа столетий, в первую очередь, в новом жанре так называемого колониального или «экзотического» романа.
Затронула она и музыкальное искусство, вдохновив композиторов fin-de-siecle (Джакомо Пуччини, Мориса Равеля) на создание уникальных музыкальных образов, изысканно преломляющих японскую художественную традицию.
С особой яркостью тенденции «японизма» воплотились в творчестве художников Венского Сецессиона Густава Климта и Йозефа Хоффмана, преобразив иконографию австрийского модерна не только орнаментальными мотивами, но и образами, сюжетами, в конечном счете — техникой письма, прежде редко встречавшимися у европейских мастеров.
В связи с возросшим и приобретающим систематический характер интересом к искусству Японии в этот период закладываются основы европейской японистики.
Фарфор
Среди видов японского декоративно-прикладного искусства именно японские керамические изделия получают наибольшую известность на Западе благодаря своей изысканности, колориту, символизму, особой росписи и декоративным элементам, при этом лаконичность выразительных средств традиционной керамики, целостность форм, органичность и живая асимметрия декора соответствовали европейским художественным поискам второй половины XIX века.
Стилем японской керамики следует считать совокупность признаков, характеризующих предметы керамики определенного региона или центра изготовления. Так, с началом периода Мейдзи стиль изделий, изготовленных в окрестностях Имари-Арита, был окончательно назван Арита. Ему присущи роспись синим кобальтом с обильным добавлением красной и золотой эмалей. К основной синей подглазурной росписи, добавлялась роспись золотыми красками.
Однако ведущим стилем керамики в эпоху Мэйдзи являлся стиль Сацума. Для этого стиля характерен молочно-белый оттенок керамической массы, роспись яркими разноцветными эмалями по глазури с кракелюром. Сюжетам присущи изображения животных, птиц, рыб, ракушек, цветов, исторических деятелей, сцены сражений, мифологические персонажи, самураи, гейши, сюжеты литературных произведений, сцены праздников, знаменитых видов древних городов.
Одним из характерных приёмов стиля Сацума является широкое применение ажурной резьбы. Часто применялся рельеф, тиснение, роспись плотными красками, создающими рельефные линии, позолота.
Известными мастерами, работавшими в стиле Сацума являются Кинкодзан Собэй VI (1824—1884), Кинкодзан VII (1867—1927) и Миягава Кодзан (1846—1916), работы которых были широко представлены на зарубежном рынке. Рост спроса на японскую керамику за рубежом породил выпуск керамических и фарфоровых изделий на экспорт в Европу, таких как чайные и кофейные сервизы, парадные блюда, большие напольные вазы и другие.
Изделия из металла
В период Мэйдзи значительные перемены произошли в искусстве японских мастеров, работающих по металлу. В Японии бронзовое литье было связано в основном с потребностями буддизма, а ковка по металлу и гравировка относились более к военным приспособлениям, особенно к изготовлению металлической фурнитуры самурайских мечей.
Однако с началом периода Мейдзи в 1868 году было упразднено самурайское сословие, а в 1876 году вышел декрет о запрете на ношение мечей, что в свою очередь значительно трансформировало работу мастеров по металлу которые должны были соответственно изменять содержание и методы работы. В то же время, существенные изменения в религиозной жизни, такие как сокращение числа синтоистских и буддистских храмов, привели к снижению спроса на храмовые колокола, буддийские статуи и многие другие культовые предметы. В результате, значительное число высококлассных мастеров начали искать новые пути развития искусства и новые области применения профессионального мастерства, адаптировать производство металлических изделий к изменившимся реалиям и сближать его с другими сопутствующими ремеслами.
Так, некоторые мастера, специализировавшиеся на создании оправы мечей, начали делать гарды (цуба) как отдельное произведение декоративно-прикладного искусства. Такие цуба или целые комплекты фурнитуры для ножен — без самих клинков — стали объектом коллекционирования как в Японии, так и на Западе. Другие художники искали новые сферы применения техник декора металла. В Японии были открыты крупные мастерские и торговые компании, специализировавшиеся на вазах, курильницах, шкатулках, портсигарах и декоративной пластике из металла; в их декоре широко использовались традиционные техники и сюжеты. Японские мастера, создававшие детали монтировки меча, использовали большое разнообразие сплавов, в качестве основы которых применялись в основном золото, серебро, железо и медь. Для получения разнообразных цветов в сплавы добавляли олово, цинк, свинец — всего известно не менее восьми основных металлов и сплавов.
Наиболее часто употреблялись сплавы сибуити (сплав серебра и меди) и сякудо (сплав золота и меди), дававшие широкую палитру цветов — от глубокого серого с оливковым оттенком до чёрного с фиолетовым отливом, в зависимости от пропорций металлов в сплаве. Среди знаменитых мастеров эпохи Мэйдзи — Исигуро Корэцунэ, Миякэ Тэрумицу, Накамура Икко Цунэтика, Кобаяси Тикамицу, Когёкусая Иккю, Кадзимы Иккоку, Акасофу Гёко, Ёсимицу, Гэнрюсай Сэйа, Осима Дзёун, Дзёми Эйсукэ II, Судзуки Тёкити, Сёами Кацуёси, Кано Нацуо, Унно Сёмин, Отаке Норикуни, Намэкава Садакацу.
Успешное участие Японии во всемирных выставках послужило толчком для превращения производства декоративно-прикладных изделий в прибыльную экспортную отрасль. Было организовано Выставочное бюро, функционировавшее под контролем Министерства внутренних дел Японии, следящее за качеством выпускаемой продукции и помогающее выдающимся мастерам в их творческой деятельности; создана торговая , выступавшая в качестве государственного экспортера произведений японского декоративно-прикладного искусства.
Эмали
Период Мейдзи — время «Золотого века» японской эмали. Эмали в Японии называют сиппо, что в переводе с японского означает «семь сокровищ»: золото, серебро, изумруд, коралл, алмаз, агат и жемчуг. Позднее термин сиппо стал использоваться японцами для обозначения произведений с эмалевым декором.
Основной техникой, в которой декорировали эмалевые произведения, стала техника юсэн-сиппо (техника перегородчатой эмали клуазоне). На основу из медного сплава или бронзы наносился рисунок, затем тонкой металлической полоской обводился его контур, в получившиеся между полосками-перегородками ячейки заливалась глазурь, затем производился обжиг и полировка. Перегородки выполняли двойную функцию: они могли быть частью композиции как декоративный элемент, в то же время не допуская растекания расплавленной эмали в смежные зоны композиции.
Перегородчатая эмаль встречается в разных вариантах техник. Техника мусэн, при которой перегородки убирались; техника сёсэн — при которой часть перегородок оставалась на виду, а часть скрывалась. Использовалась также и техника мориагэ, при которой создавался эффект рельефного выпуклого изображения из слоёв эмали.
Среди крупнейших мастеров-эмальеров того времени — однофамильцы Намикава Сосукэ и Намикава Ясуюкэ. Оба принадлежали к кругу элитных художников, особо отмеченных императорским двором.
Японские мастера активно участвуют в международных выставках и перегородчатые эмали становятся одним из важных произведений декоративно-прикладного искусства. В целом эмали эпохи Мэйдзи пользовались колоссальным спросом на европейских и американских рынках и изготавливались больше на экспорт.
Лакированные изделия
Экономические трудности периода Эдо привели к снижению спроса на лакированные изделия, украшенные золотом или серебром. В эпоху Мэйдзи возобновился интерес к лаку, поскольку художники разрабатывали новые дизайны и экспериментировали с новыми текстурами и отделкой.
Первым из них был Сибата Дзэсин, которого называли «величайшим мастером лакированных изделий Японии». Привлекательность его оригинального стиля заключалась в выборе мотивов и сюжетов, а не в использовании золота и серебра. Он помещал в рамы лаковые панно, имитируя западные картины маслом. Среди других известных мастеров этого периода — Накаяма Комин и Сираяма Сёсай, которые придерживались классического стиля, во многом обязанного японскому и китайскому пейзажному искусству.
Самой распространенной техникой лакированных изделий была техника маки-э, для которой характерно использование золотого и серебряного порошка, посыпанного на незасохший лак.
Богато украшенные лаковые изделия оригинального дизайна были популярны как внутри страны, так и за рубежом. А японские лаки получили всемирную известность благодаря своему высочайшему качеству и особой технике изготовления.
Текстиль и одежда
Модернизация эпохи Мэйдзи коренным образом изменила технологию изготовления и познакомила страну с новыми видами тканей. Шерстяное сукно, настолько необходимое армии и флоту, в Японии не производилось вовсе. Модернизацию отрасли начали с крупнейших фабрик.
Компания Нисидзин, главный производитель шелковых тканей в стране переориентировалась на промышленный выпуск тканей. Однако продолжали работать и домашние мастерские, где сохранялись традиции ткачества парчи и узорчатых шелков по старинным образцам.
При этом каждый регион, каждый населённый пункт, каждый ткач хранил семейные ремесленные тайны изготовления тканей. Хлопчатобумажными славились префектуры Хёго, Айти, шёлком хабутаэ — префектура Фукуи, шёлковым крепом (тидзими) — префектура Ниигата, шёлковыми тканями — префектуры Гумма, Тотиги и Токио, тканями хисидзаси с вышивкой белой нитью — префектуры Аомори и Иватэ.
В эпоху Мэйдзи появились два термина: вафуку (японская одежда) и ёфуку (костюм европейского стиля). Предметы японского и западного гардероба смешивались, рождая порой причудливые сочетания.
Развитие кимоно в этот период было тесно связано с внедрением новых технологий нанесения узора на ткань и окрашивания материалов различными видами красителей. Многие виды окрашивания стали производить машинным способом с применением трафаретов. Технический прогресс расширил возможности художников по текстилю для создания поразительно новых узоров, удовлетворяющих современные вкусы.
Первую железную дорогу в Японии император испытал на себе
В 1876 году правительство Японии приняло решение начать практику начисления пенсий дворянам. На государственное обеспечение этого сословия уходило до трети государственного бюджета. Оставшиеся без средств дворяне вынуждены были перейти на государственную службу либо заниматься предпринимательством.
Статья по теме
Секс-рабыни для солдат императора. Как Япония платит за старые грехи Были проведены масштабные земельная и налоговая реформы. В 1872 году был отменён запрет на продажу земли и признано существование частной собственности. Вместо ранее существовавшего натурального оброка государство стало получать денежный налог от землевладельцев в размере 3% от стоимости земельного участка.
В 1871 году было создано Министерство культуры, центральное учреждение, отвечавшее за образовательную политику. В 1872 году оно издало постановление о системе государственного образования по французскому образцу. Впрочем, вскоре власти пришли к выводу, что создание системы образования по образцу Франции слишком сложно, и в 1879 году был издан указ «Об образовании», по которому обязательное государственное образование ограничивалось лишь начальной школой немецкого образца. Впервые появились государственные учебные заведения, где мальчики и девочки учились вместе.
Школа Кайти — старейшая начальная школа в Японии. Фото: Commons.wikimedia.org
В 1877 году был основан Токийский университет, в префектурах активно создавались педагогические институты и высшие учебные заведения для женщин.
С помощью европейцев и американцев стал осуществляться масштабный проект индустриализации страны. В 1872 году под управлением европейских инженеров была открыта первая железная дорога, соединившая Токио с Иокогамой. Паровозы доставили из Европы, а здание вокзала было спроектировано в США. Первым пассажиром стал сам император.
В 1877 и 1881 годах в стране состоялись промышленные выставки для знакомства с перспективными мировыми технологиями в промышленности и в сельском хозяйстве. В 1877 году Александр Белл провёл телефонную линию между Токио и Иокогамой.
Статья по теме
Русский апостол Японии. Как отец Николай японцев в православие обращал
На смену традиционной для Японии деревянной застройке приходили добротные каменные дома.
Конституция империи
Как грибы после дождя основывались промышленные предприятия. В ещё недавно закрытой Японии появилась мода на европейскую одежду и европейский стиль жизни. Правда, многие полагали, что это наносит ущерб традиционным ценностям, и такие опасения не были лишены основания.
В 1872 году Япония перешла на григорианский календарь, в столице стали выходить газеты и журналы. В Токио принимали иностранные делегации, и для встреч гостей с императором был разработан специальный церемониал, который, подчёркивая значимость фигуры монарха, должен был одновременно не задевать достоинство иностранцев.
Император Японии принимает французскую военную делегацию в Императорском дворце Киото. Фото: Commons.wikimedia.org
На международной арене Япония стремилась к пересмотру кабальных торговых соглашений, к равноправному партнёрству.
В 1889 году была представлена Конституция Японской империи. Помимо определения основ правового статуса императора и органов исполнительной власти, она устанавливала перечень основополагающих прав и свобод японских подданных, вводила в систему государственных органов обладавший законодательной властью парламент, нижняя палата которого избиралась населением, а также учреждала независимый суд. Конституция в вступила в силу в 1890 году.
Император Мэйдзи в 1890 году. Фото: Commons.wikimedia.org
Окончание изоляции
С 1639 года Япония волей правящего сегуната Токугава держалась в относительной закрытости от внешнего мира. Она поддерживала некоторые связи с Китаем, Кореей и Голландией, но с Францией, Россией и Великобританией категорически отказывалась вести любые переговоры.
В 1850-х гг в Японию пробились американцы. Для них это островное государство было важным перевалочным пунктом во время европейского кризиса на Дальнем Востоке и базой для укрепления позиций США в Китае. Кроме того развитие китобойного промысла требовало обустройства отдаленных портов. В 1853 году американские торговые и военные корабли подошли к японским берегам и под угрозой обстрела столицы Эдо заставили сегуна заключить договор, позволявший американцам заходить в два японских порта.
Вскоре аналогичные договора были заключены с Россией, Голландией, Францией и Великобританией, а в 1858 году США заставили Японию подписать кабальный договор об ограничении ее таможенной, международной, торговой автономии. И вновь примеру США последовали другие страны.
Великий перелом
Эра Мэйдзи стала переломной для Японии. Страна за пару десятилетий из отсталого феодального государства превратилась в передовую капиталистическую державу, которая стала бросать вызовы соседям. Не все оказались к этому готовы: для России горьким откровением стало поражение в русско-японской войне 1904-1905 годов.
Амбиции японской элиты стали расти как на дрожжах. Обратной стороной прогресса эпохи Мэйдзи стали планы масштабной колониальной экспансии и рост японского милитаризма. Эти процессы достигнут своего пика в период Второй мировой войны.
Это, впрочем, уже не относится к истории Муцухито, 122-го императора Японии, который покинул этот мир еще до начала Первой мировой: 30 июля 1912 года.
Газета «Нью-Йорк Таймс», описывая церемонию прощания с императором, писала так: «Контраст между тем, что шло впереди похоронной повозки, и тем, что шло позади неё, был действительно поразительным. Перед ней шла старая Япония, за ней — новая Япония».
Итоги
Революция Мэйдзи привела к росту военной и промышленной мощи Японии. Теперь государство, которое ещё недавно рассматривалось западными державами как потенциальный сырьевой придаток или поставщик дешёвой рабочей силы, само включилось в борьбу за колониальный передел мира. Несмотря на изначальный отказ от завоевания Кореи, который привёл к мятежу Такамори Сайго, амбиции японской знати росли. В Японии стал складываться милитаристский режим, во главе которого стоял абсолютный монарх. Возможно, демократическое зерно, содержавшееся в реформах, позже выросло бы в конституционную монархию по образцу Великобритании, но эти процессы были прерваны двумя мировыми войнами.
Развитие капитализма также было дуалистическим. С одной стороны, процветали огромные монополии, строились военные предприятия и железные дороги, а с другой, усиливалась эксплуатация крестьян и рабочих. Промышленность обеспечивала рост военного потенциала, но не обеспечивала население товарами широкого потребления и продуктами, что привело в 1918 году к «рисовым бунтам».
Но даже эти противоречия не отменяют того факта, что для Японии революция Мэйдзи была колоссальным прорывом, поставившим её в число ведущих мировых держав.