Государство, общество и право Японии периода сегуната.


Эпоха воюющих провинций: все против всех

В одной из своих предыдущих статей, посвященных моему знакомству с жанром «souls-like» игр я уже упоминал о том, что одной из моих любимых игр этого жанра стала Nioh от японской студии Team Ninja. Игра зацепила меня не только своим геймплеем и различными интересными игровыми механиками, но и сюжетом, а точнее тем, как умело в нем были переплетены реальные исторические события и личности с японской мифологией.

В этом году, уже совсем скоро, 13 марта, состоится выход долгожданной Nioh 2, которая однако будет не продолжением первой части, а наоборот, приквелом. В этот раз игроки отправятся в феодальную Японию 1555 года, время, когда страну раздирали бесконечные междоусобные войны, и сыграют за героя-полукровку, наемника и известного охотника на екай.

Не будем пока раскрывать подробности сюжета, а остановимся на другом моменте — историческом фоне игры. Попробуем разобраться, чем так интересна эта эпоха истории Японии, которая носит название периода Сэнгоку, и каких исторических персонажей мы наверняка встретим во время прохождения игры.

Итак, на рубеже XV и XVI веков Япония находилась в состоянии глубокого кризиса. Междоусобные феодальные войны, начавшиеся в 60-х годах XV века, так называемые войны годов Онин, были началом почти столетнего периода «Сэнгоку дзидай», когда в стране фактически не было единой власти.

Период Сэнгоку начался потерей сегунами (так в Японии называли крупных военных феодалов, фактически управлявших государством) из династии Асикага контроля над страной, что привело к децентрализации государственной власти в 1467—1477 годах, и завершилось установлением сегуната Токугава в 1603 году.

В 1493 году канрэй (советник сегуна) по имени Хосокава Масамото совершил переворот, сместив сегуна Асикага Есики и посадив на его место Асикага Есидзуми. В 1507 году Масамото был убит своими вассалами, недовольными его политикой. После его смерти в доме Хосокава произошел раскол, часть его членов поддержала нового сегуна, другая группа — старого.

В 1509 году могущественный дайме (крупный феодал) из западных провинций Оути Есиоки во главе большой армии захватил столицу — Киото, и назначил сегуном своего ставленника.

Однако борьба между двумя фракциями дома Хосокава разгорелась с новой силой. Во главе одной фракции стоял Хосокава Такакуни, предводителем другой был Хосокава Харумото. Когда в 1518 г. Оути Есиоки вернулся в свои владения, Такакуни фактически возглавил правительство бакуфу, занимая должности правителя сразу 4-х провинций.

В 1527 г. Такакуни, атакованный войсками Хосокава Харумото, бежал из Киото, и через четыре года покончил с собой. Главой военного правительства стал Хосокава Харумото. Но в 1543 г. в борьбу с ним вступил Хосокава Удзицуна, объявивший себя преемником Такакуни.

На сторону Удзицуна перешел один из самых могущественных вассалов Харумото — Миеси Нагаеси. В 1548 г. он изгнал из столицы сегуна Есихару и Хосокава Харумото. В итоге Миеси Нагаеси превратился в самого сильного князя центральных провинций Японии. Но легитимность его власти была слабой и Нагаеси вынужден был постоянно отражать атаки врагов.

В 1564 г. Нагаеси умер. Правящий на тот момент сегун, Асикага Еситэру был сильной личностью и вступил в конфликт с фактическим наследникам Нагаеси, которые составили группу, называемую «Миеси саннинсю». Первоначально в тесном союзе с ними и состоял Мацунага Хисахидэ, один из вассалов Нагаеси. В 1565 г. сегун был убит напавшими на него воинами Миеси саннинсю.

Уже в следующем году разгорелся конфликт между бывшими союзниками: Мацунага Хисахидэ вступил в войну с Миеси саннинсю. За это время на троне успело смениться несколько сегунов. А в 1568 г. 15-м и последним сегуном из клана Асикага, при поддержке дайме из провинции Овари Ода Нобунага, стал Есиаки.

В то время, когда сильные князья по своей воле сменяли сегунов, на периферии Японии возникли многочисленные княжества, основанные так называемыми сэнгоку дайме. Эти местные князьки происходили от прежних военных наместников — сюго, или же были выходцами из рядов провинциальных магнатов. Некоторые сэнгоку дайме даже имели неблагородное происхождение. Эти князья, бывшие фактически независимыми от сегуна правителями своих земель, вели между собой нескончаемые войны за территорию.

Несмотря на постоянные междоусобицы, период Сэнгоку, по сравнению с предшествующими столетиями, стал временем наиболее активных отношений Японии с внешним миром. Если прежде японцам были известны лишь Индия, Китай, Корея и страны Южных морей, то в середине XVI века они узнали, что мир намного обширнее. К 1543 году относится появление на японской земле первых европейцев: во время тайфуна китайский парусник вынужден был пристать к небольшому острову Танэгасима у южного побережья Кюсю. Среди его пассажиров находились трое португальцев.

С того времени португальцы стали регулярно посещать Японию как на китайских, так и на собственных кораблях. Вслед за купцами, как это обычно было в те времена, появились и католические миссионеры. В 1549 году на остров Кюсю прибыли иезуиты, которые начали активную проповедь христианства. Нужно отметить, что деятельность миссионеров в Японии была весьма успешна. Желая привлечь в порты, расположенные на их территории, португальские корабли, многие крупные дайме перешли в христианство.

В условиях постоянных феодальных войн особый интерес вызвало огнестрельное оружие — мушкеты и аркебузы, носившие в Японии название танэгасима, по наименованию острова, куда впервые прибыли европейцы. Воевавшие друг с другом дайме жадно скупали новое оружие, а вскоре наладили и собственное его производство.

Впервые аркебузы китайского производства были применены воинами Мураками Есикие в сражении при Уэдахара в 1548 году. Португальские аркебузы были опробованы на деле Симадзу Такахиса при штурме замка Кадзики в провинции Осуми в 1549 году.

Не меньший интерес у японцев вызвали оснащенные пушками португальские корабли. Позднее, при помощи европейских специалистов японцы построили немало собственных боевых кораблей. Помощь европейцев использовалась и при возведении замков, а также в промышленности.

Что же касается императоров — тэнно, то после укрепления власти сегунов Асикага в XV веке, от их былой политической власти и экономического могущества почти ничего не осталось. Однако они продолжали сохранять важный символический и религиозный статус.

Начало объединения Японии тесно связано с именем Ода Нобунага, небогатого феодала из провинции Овари в центральной части острова Хонсю. Этот поистине легендарный персонаж уже появлялся в первой части Nioh, и достоверно известно, что он появится и во второй. Поэтому нелишним будет сказать пару слов о нем.

О первых годах жизни Нобунага известно совсем немного, лишь то, что родился он в 1534 г. Борьбу за объединение провинции Овари начал еще его отец — Нобухидэ. Он был способным человеком и сумел привлечь на свою сторону много союзников. Но в 1551 г. он скоропостижно скончался, и главой дома Ода стал его сын, Нобунага.

Овари была большой провинцией со сложной политической ситуацией. Ее удобное расположение привлекало внимание могущественных соседей, которые стремились прибрать ее к рукам. Наибольшая опасность угрожала с востока и севера. На востоке врагом Ода был могущественный дайме Имагава Есимото, принадлежавший к дому сегунов Асикага. На севере независимости провинции Овари угрожал Сайто Досан. прозванный за свое вероломство «гадюкой».

С самого начала действия молодого Ода Нобунага отличались твердостью и необычайной жестокостью в реализации планов по быстрому захвату всей провинции, где дому Ода изначально принадлежала только западная часть. Утверждать свое лидерство как в провинции, так и в семье, ему приходилось при помощи силы и дипломатии, заключая разного рода союзы, распадавшиеся как только надобность в них отпадала.

Первым шагом на пути объединения провинции стала военная кампания против дайме Сайто Досан. Это был самый отъявленный негодяй даже среди сэнгоку дайме. Ода Нобунага захватил его хорошо укрепленный замок Инабадзе, расположенный в западной части провинции Мино.

Следующая, еще более значительная кампания была проведена Ода Нобунага против одного из крупнейших феодальных домов Имагава, владевшего провинциями Микава, Тотоми и Суруга.

Объединившись со своим родственником, крупным феодалом и известным полководцем Такэда Сингэн, Имагава двинул 25-тысячную армию на владения Ода. В тяжелейшей битве при Окэхадзама в мае 1560 г. Ода Нобунага, командуя значительно меньшими силами, нанес армии Имагава Есимото сокрушительное поражение.

Военные успехи Ода Нобунага, чей возраст едва достигал 25 лет, произвели ошеломляющее впечатление на феодальные семейства соседних провинций центральной части Хонсю. Необычайная активность и стремительность в подготовке и осуществлении все новых походов привела Ода и его сподвижников на поля сражений с крупнейшими феодалами — Такэда, Асаи, Китабатакэ, Асакура и другими.

Ода Нобунага одержал победы и над ними, причем не за счет каких-то случайных факторов. Непрерывные войны, которые он вел буквально с первых дней получения власти над родовым имением, раскрыли в нем черты незаурядного полководца. Его войско, созданное из мелких самураев и крестьян, отличалось дисциплиной, высокой профессиональной подготовкой и разнообразными нововведениями, повышавшими его боевую мощь.

Прежде всего, войска Ода Нобунага, в отличие от других феодалов, были оснащены огнестрельным оружием. Определенным нововведением было и создание отрядов пехоты — асигару. Подобные подразделения уже имелись в армиях некоторых феодалов, но Ода Нобунага изменил способ их боевого применения. В его войсках отряды асигару, созданные из крестьян, ставших профессиональными воинами, дополняли самурайские отряды, тогда как в военной практике других феодальных домов асигару применялись лишь в качестве вспомогательных частей.

Вскоре после битвы при Окэхадзама в замке Киесу произошла встреча Ода Нобунага с Токугава Иэясу, ставшая знаменательной не только для них, но и для судьбы всей страны. Весной 1561 г. они заключили союз и, чтобы закрепить его, договорились о женитьбе своих детей.

В итоге было принято решение, что Токугава Иэясу будет вести боевые действия на севере — в провинциях Тотоми и Суруга, а Ода Нобунага и Тоетоми Хидэеси обратят свои силы на расширение территориальных захватов в центре страны.

Таким образом возник прочный и действенный союз трех феодалов, который сделал возможной реализацию идеи объединения страны и восстановления в Японии централизованного государства.

В 1568 году Ода Нобунага захватил Киото, тем самым, казалось бы, завершив процесс объединения страны. Но в 1582 году произошел инцидент в храме Хоннодзи, во время которого Акэти Мицухидэ, один из вассалов Нобунага, предал своего господина и убил его.

После смерти Нобунаги начались споры между видными военачальниками за пост правителя объединенной страны. Победителем из этого спора вышел Тоетоми Хидэеси, который продолжил процесс объединения Японии. И наконец, после смерти Хидэеси, установился сегунат Токугава. Эти события уже были показаны в оригинальной Nioh.

Таким образом, в Nioh 2, мы, глазами нашего героя, скорее всего увидим процесс становления Ода Нобунага как великого военачальника и объединителя страны. Ну и заодно сразимся с ордами демонов, куда же без этого.

Источники

  • Леман, Жан-Пьер. «Корни современной Японии». Бейзингсток, Великобритания: Макмиллан, 1982.
  • Перес, Луи Г. «Япония на войне: энциклопедия». Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2013.

Просмотры: 3 047

Поделиться ссылкой:

  • Tweet
  • WhatsApp
  • Поделиться записями на Tumblr
  • Telegram
  • Ещё
  • по электронной почте
  • Pocket
  • Печать

Конец правления династии Токугава

Династия Токугава будет держаться достаточно долго. Фактически 250 с лишним лет они правили Японией. Однако, со временем все исчезает. И уже в XIV веке происходит знаменитая революция Мэйдзи, в ходе которой власть в Японии снова вернулась в руки императоров. Мэйдзи сделал очень много важных нововведений. Так он снова открыл Японию для внешней торговли. При нем снова стали появляться иностранцы на японских островах. Мэйдзи повел Японию по пути модернизации. Япония вновь вышла на мировую арену.

Запрет на въезд в Японию иностранцам

Наконец, во второй половине XVII века закономерным итогом данной политики стал запрет под страхом смертной казни иностранцам бывать на территориях Японии.

Страна была полностью отгорожена от возможности контактов с западным миром. Подобная политика привела к противоречивым результатам. С одной стороны, Япония смогла достаточно успешно защищаться от европейского влияния. Доминирующими направлениями религиозными в стране были буддизм и синтоизм. А с другой стороны, Япония не могла таким образом познавать те научные достижения, которые привнесла Европа на территорию Азии. В исторической науке есть разные оценки закрытия Японии.

Однако, в любом случае для нас важно то, что Япония смогла выйти из периода XVII — XIV веков страной со своей традицией, со своей культурой и со своим видением внешней политики.

Особую популярность в Японии времен Токугава будут иметь те религиозные направления, учения, которые будут поддерживать власть сёгуна, соответственно. Так известно было учение Чжу Си. Это учение отстаивало идеалы подчинения младших старшим, незыблемость традиций и так далее. Подобные учения способствовали нарастанию националистической атмосферы в стране. Японцы провозглашались ведущей нацией и говорилось, что именно их путь есть наиболее верный во всем мире.

Отношение японцев к европейцам

Как и другим народам тихоокеанского региона в XVII — XIV веках японцам пришлось столкнуться с возросшей активностью европейцев в данном регионе. Изначально первый сёгун Иэясу Токугава относился к иностранцам с подозрением, но все же позволял торговать и селиться на территории Японских островов. Однако, чем дальше, тем сильнее ухудшались отношения между японцами и европейцами. Причиной этого является во многом то, что восстания, которые поднимались против сёгунов Токугава, зачастую имели именно христианский характер. Причем неважно были это крестьянские выступления или выступление феодалов, знати.

Со временем, а именно в 1612 году выходит указ, который запрещает поданным Токугава принимать христианство. Более того сёгуны потребовали, чтобы все их подданные отреклись от этой религии. Вскоре начнутся репрессии против христиан на островах, а торговля с западными державами начнет резко сворачиваться. В 1635 году вышел указ, запрещавший японцам покидать территорию государства. Более того, тем японцам, которые находились до издания указа за пределами страны, было запрещено возвращение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]