Религия в Японии. Обычаи и традиции, отраженные в быту

Синтоизм

Синтоизм, в отличие от других основных религий, не имеет основателя, а также священных писаний или текстов. На коллективном уровне синтоизм — это термин, обозначающий все вероисповедания, однако на личном уровне синтоизм подразумевает веру в божество (ками), включающий духовный разум ками через поклонение и общение. Синтоизм возник с появлением японской цивилизации и постепенно развивался на протяжении веков до наших дней. Слово синто впервые появляется в Нихонсёки (Хроники Японии) в начале 8 века с намерением отличить эту местную веру от недавно появившихся религий буддизма, конфуцианства и даосизма. Слово синто («Путь богов») было заимствовано из письменного китайского (shén dào), объединяющего два китайских иероглифа: «син», что означает «ками т.е. божество «; и «tō» или «мити т.е путь» означает философский путь или изучение.

Японца арестовывают за кражу 30 иен (18 р.) из синтоистской святыни

Секты

Уже в середине XIX века в Японии начался постепенный кризис традиционных религий. Синтоизм и буддизм перестают отвечать насущным религиозным потребностям многих (особенно молодых) японцев. Поэтому на сцену начали выходить разнообразные “новые секты” разной степени радикализма. Для них характерны безусловный культ Учителей – руководителей сект, упрощение богослужения и вероучения, готовность верующих отдать все, что у них есть (включая жизнь), на благо секты, фанатизм, нетерпимость к другим религиям, вера в скорый Конец Света.

Наиболее известной сейчас такой сектой является Аум Синрикё, основанная Асахарой Сёко. Впрочем, обычно секты не занимаются терроризмом и не особенно мешают жить тем, кто в них не входит.

Концепция ками

Чтобы понять концепцию ками, важно стереть предубеждение, вызванное словом бог, ограниченным переводом, который часто используется для слова ками. В синтоизме нет веры в концепцию абсолютного бога, который является создателем как людей, так и природы. Лучше всего было бы процитировать мнение Норинаги Мотоори, ученого конца 18 века, который писал: «Все, что казалось поразительно впечатляющим, обладало качествами совершенства и добродетели и внушало чувство благоговения, называлось ками». Здесь «качество совершенства» относится к огромной силе, которая имеет большое влияние на многие вещи. Оно находится за пределами человеческих сил или человеческих возможностей и приносит человеку удачу и счастье, но в то же время может принести несчастье или зло.

Предпосылки возникновения

На территории японских островов, помимо местного населения, проживают эмигранты из материковой части Китая, Дальнего Востока, Кореи. На «новой родине» переселенцы столкнулись не только с замечательной природой и плодородной почвой, но и с дрожащей поверхностью земли, а также огромными волнами, возникающими без видимых причин. Их беспокоил постоянный шорох и шевеление, который производят крупные субтропические насекомые в кустах и кронах деревьев. Поэтому люди придумали объяснение природным процессам, наделив окружающие предметы и явления собственным сознанием – духами ками.

Впервые слово «синто» встречается в «Нихонги» – каноническом тексте, при упоминании императора Ёмэй.

В основе синтоизма лежит понимание, что окружающий мир (в том числе и сам человек) относится к ками. Термин «синто» буквально можно перевести как «путь богов».

Данная религия в корне отличается от европейских верований. Человек – это не специально созданный высшим разумом конструкт, а естественная часть реального мира. Поклонение волшебным объектам представляет собой «задабривание» обозленных сильных духовных сущностей.

Японские верования

Древние японцы никогда не разделяли духовное и материальное существование, но считали, что оба они неразделимы, рассматривая все в духовном смысле. Другими словами, они не проводили границы между определенным объектом и работой этого объекта. Согласно синтоистской космологии, мир создается с появлением единственного ками, представляющего вселенную, а затем появляются ками рождения и роста. С неба, самец Ками и самка Ками появляются, которые рожают различным божествам, землю Японии и ее природы, а также ее народа. Вера синтоизма начинается с веры в эту мифологию. Таким образом, синтоизм не признает разницу или прекращение использования ками., природа или люди.

Буддизм и синтоизм

Буддизм появился в Японии в VI веке и вскоре стал проникать в жизнь японцев. Поскольку между буддизмом и синтоизмом не было конфликта, они слились друг с другом, образуя уникальное слияние. Даже в Императорском дворце Император Японии (Тэнно) почитал Будду и поклонялся ему, а также синтоистским ками. Это слияние ками и Будды называется «Син-Буцу-Шугоу», и это состояние продолжалось до конца 19 века. Это основная причина, по которой многие японцы не проводят четкого различия между буддийскими храмами и синтоистскими святилищами или между Буддой и ками. Другими словами, они оба являются уважаемыми сущностями, которым поклоняются японцы. Подсчитать количество официальных последователей синтоизма в Японии — непростая задача. По статистике, на данный момент у него 119 миллионов официальных подписчиков. В Японии принято, что событиями «жизни» занимается синтоизм, а событиями «смерти» или «загробной жизни» — буддизм. В этом смысле считается, что большинство японцев, которые принимают участие в синтоистских ритуалах, также принимают участие в буддийском поклонении предкам.

Что следует помнить при посещении храмов в Японии

Синтоизм и Императорская Семья

В синтоизме император Японии ( Тэнно ) считается потомком Аматэрасу-Омиками (богини Солнца), которая хранится в Великом святилище Исэ. С момента основания нации Тэнно сам проводил синтоистские ритуалы в Императорском дворце, чтобы молиться божествам, сосредоточенным на Аматэрасу-Омиками, за счастье людей, за долгое существование нации и за мир во всем мире. В святилищах Императорского дворца есть священнослужители и женщины, которые помогают Тэнно выполнять обряды. Тэнно выполняет эти обряды около 40 раз в год. Возможно, поэтому некоторые ученые называют Тэнно «высшим жрецом» синтоизма.

Синтоистские святилища

По всей Японии расположено множество синтоистских святилищ. Дзиндзя (神社) — синтоистское святилище, вместе с территорией вокруг. Чаще под «дзиндзя» понимают только само святилище. Каждая святыня почиталась жителями области с момента ее основания и поддерживала тесные контакты с местным сообществом посредством религиозных мероприятий и фестивалей.

Будучи глубоко в долгу перед природой, японский народ признал ее духовные силы, которые принесли жизнь, плодородие и процветание. Божественные духи обитают во всей природе и приносят радость и щедрость в нашу жизнь. Горы, глубокие долины и бескрайний океан рассматриваются как жилища божественного. Другие природные объекты, такие как величественные деревья и особые скалы, также считаются символами божественных духов. Благодаря этому близкому контакту с природой и божественным, японский народ продолжает уважать и черпать вдохновение в ее духовной красоте. В то же время японцы издавна почитали своих предков, которые внесли огромный вклад в благо общества.

Главные достопримечательности Киото. Топ 5

В древние времена обряды совершались преимущественно на открытом воздухе. Таинственные, необычные и поражающие своей красотой места считались местом обитания ками. Домовые постройки в качестве места для проведения обрядов были довольно редки. Предполагалось, что ками не находится в месте для молений постоянно, но может сойти туда, если сочтёт нужным выслушать просьбы людей. Так как ками бестелесны, для контакта с людьми они нуждаются в предмете, который станет их физическим воплощением. Подобные предметы именуются синтай. Первоначально в роли синтай служили такие приметные объекты, как старые деревья сакаки и скалы «ивакура».

Культ предков в Японии

Считается, что дух бессмертен. Когда он переходит из одной формы в другую, то «загрязняется», и становится злым, растерянным. Ведь люди, в большинстве своем, не виноваты в смерти, причине перемещения.

Соответственно, чтобы смягчить гнев усопшего, живые показывают любовь и внимание, оставляют подношения (рис и саке) исполняют определенные ритуалы. Считается, что после смерти ками проходит очищение в долине желтых источников, и только через тридцать три года восстанавливает утраченную гармонию. Тогда же он встречается с духами друзей, которых знал при жизни, также успевших умереть и сменить духовную форму.

Страх загрязниться от мертвого у японцев настолько высок, что они переселяются с места, где кто-то умер. Японцы переносили даже столицы государства после смерти очередного императора.

Обряды

Со временем у места схождения ками стали появляться конкретные границы. Данные границы могут обозначаться высаженными по периметру деревьями, называемыми химороги. Также границы могут выкладываться камнем или огораживать канатом. В таком случае они называются ивасака. Оба слова могут выступать также и синонимом святилища как такового. Вместе с границами появились и проходы в них, обозначаемые с помощью тории. Позднее в качестве синтай стали использоваться и вкопанные в землю столбы михасира.


Тории

Однако, когда в Японии появился буддизм, люди начали поклоняться изображениям Будды, помещенным в зданиях. Считается, что синтоизм, находясь под влиянием этого стиля, начал воплощать дух ками в здании, и со временем это стало популярным обычаем.

Укрепление императорской власти и расширение влияния культа Аматэрасу привело к тому, что популярными синтай стали зеркала. Зеркало вешалось перед помещением с телом бога, как внешний символ святости. С конца XIX века оно уже стало таким же символом синтоизма, как и крест для христианства. Также получили популярность другие два символа императорской семьи — меч и яшмовые бусы.

В различные поворотные моменты в жизни японцы часто совершаются посещения святынь, чтобы помолиться о божественной защите и поблагодарить божеств за помощь. Эти обряды посвящения для японцев начинаются с обряда хацумия. Это церемония празднования первого визита новорожденного ребенка в храм, которого местное божество должно признать новым членом общины. Далее идет фестиваль под названием сичи-го-сан. Мальчики в пять лет и девочки на третьем и седьмом году жизни посещают святыню, чтобы сообщить о своем здоровом развитии и получить божественные благословения.

Особые обряды очищения и благословения также требуются, когда молодой человек достигает своей зрелости. Однако самым ярким событием в жизни является церемония бракосочетания, когда жених и невеста обмениваются ритуальными чашками саке перед божеством и дают клятву мужа и жены. Обряды очищения и молитвы проводятся и во многих других случаях. Повторяя такие обряды жизненного цикла, японцы ищут образ жизни, полный мира и радости в общении с божественным.

Просмотры: 2 449

Поделиться ссылкой:

  • Tweet
  • WhatsApp
  • Поделиться записями на Tumblr
  • Telegram
  • Ещё
  • по электронной почте
  • Pocket
  • Печать

Христианство

Христианство пришло в Японию в середине XVI века, вместе с католическими миссионерами Франсиско Хавьера. Знаменитый японский военачальник и князь Ода Нобунага поддержал христиан и сам принял эту веру, так как нашел в них материальную опору (поставки огнестрельного оружия) для борьбы со своими врагами.

После прихода к власти клана Токугава с христианами стали безжалостно бороться. Христианство было запрещено до Реставрации Мэйдзи в 1867 году, когда была объявлена свобода совести.

В настоящее время около одного процента населения Японии считают себя христианами. Тем не менее, такой атрибут христианства как “венчание” становится сейчас все более и более популярен, так как оказывается намного дешевле свадьбы по традиционному обряду. Многих из участвующих в христианских обрядах привлекает не религиозная, а эстетическая сторона богослужения. Поэтому неожиданно значительной популярностью в Японии пользуется православие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]