Игра престолом Роскошь и скромность: как живут японские императоры


Клан (род) Минамото (源氏)


Клан Минамото (源氏)
У японских простолюдинов не было официальных фамилий вплоть до Реставрации Мэйдзи (1868 г.), а это значит, что в древней Японии получение фамилии было признаком высокого статуса.

Фамилия Минамото была дарована разжалованным (переведённых в ранг подданных) членам императорской семьи, начиная с Императора Саги, 52-го императора Японии. Он жил с 786 по 842 год и, по слухам, имел около 49 детей, которым было отказано в статусе принцев, что привело к понижению в положении некоторых из его потомков, что облегчило финансовое бремя императорского двора.

Подобная практика императорского правительства, привела к появлению 21 рода Минамото. Фамилия Минамото, используя кандзи 源, или» происхождение», указывала на их предпочтительный статус и близость к императорской линии.

Знаменитые члены клана Минамото, или Минамото-Ши (源氏), включают знаменитого самурая Минамото-но Есицунэ и его старшего сводного брата Минамото-но Еритомо, который основал сегунат Камакура в 1185 году. Минамото-но Тору, (源融; 822 — 21 сентября 895) — японский поэт и государственный деятель из клана Сана Гэндзи; внук императора Сага. Тору считается образцом для Хикару Гэндзи, развратного главного героя произведения XI века «Сказание о Гэндзи» или Гэндзи Моногатари (源氏物語).

Мифы о самурайских мечах. Ч.3

Клан (род) Тайра (平 氏)


Тайра (яп. 平, известен также под названием Хэйси, 平氏, клан Тайра или Хэйкэ, 平家, семья Тайра)
Тайра — еще одна наследственная фамилия, дарованная пониженным в званиях детям императоров периода Хэйан. Император Канму, отец Императора Саги, как полагают, около 825 года дал имя некоторым из своих внуков. 平 氏 можно читать как Тайра-удзи или Хэй-си, в то время как клан также упоминается как 平 家, или Хэйке, что буквально означает Дом Тайра.

Большинство семей клана происходило от принца Кацуравара, сына императора Камму. Сильным соперником Тайра был род Минамото, с которым Тайра приходилось вести упорную борьбу из-за влияния на государственные дела. Между ними разразилась война с 1180 по 1185 год. Война Гэнпэй (源 平 合 戦 Genpei Gassen) в конечном итоге привела к поражению клана Тайра и учреждение сёгуната Камакура, при котором император превратился в номинальное лицо.В 1192 году Минамото-но Ёритомо получил титул сёгуна и создал первое бакуфу в Камакура (префектура Канагава).

О борьбе кланов рассказывается в эпической поэме «Повесть о Гэндзи» (平 家 物語 ・Genji Monogatari), которая, как полагают, была составлен где-то до 1309 года.

Клан (род) Фудзивара (藤原 氏)

Клан Фудзивара на самом деле предшествовал как Минамото, так и Тайра, вплоть до периода Асука (592-710).

В противовес растущему влиянию буддизма в Японии в 645 году Накатоми-но Каматари (614-669) инициировал государственный переворот, который привел к приходу на престол императора Котоко, который сделал Каматари своим внутренним министром, вторым человеком в стране. Каматари немедленно возглавил Реформы Тайки (大化 の 改 新, Taika no Kaishin), консолидирующие имперскую власть. Он получил высшее звание Тайсокан (大 織 冠) и новое имя, когда Император Тэндзи вступил на престол, таким образом основав клан Фудзивара (藤原 氏 ・ Fujiwara-uji / Фудзивара-ши) как Фудзивара-но Каматари в 668 году. Фудзивара по-японски — «Поле глициний».

Хотя Дом Фудзивара не имел прямого отношения к имперской линии, он сохранял свое господство, монополизировав ключевые придворные должности и выдавая замуж дочерей клана за японских императоров, сделав их фактическими посредниками власти в период Хэйан.

С подъемом сёгуната Камакура власть семьи уменьшилась,но она по-прежнему оставалась влиятельной спустя столетия, поскольку многие важные фигуры, стоящие за сёгунатом Токугава (1603-1868), были по-разному связаны с Фудзивара.

Ода Нобунага, первый из Трех Великих Объединителей Японии, был потомком как Фудзивара, так и Тиары, в то время как его преемник, Тоётоми Хидэёси, был связан с Фудзивара браком, как и Токугава Иэясу, первый сёгун Токугава. Даже клан Датэ заявляет о своем происхождении от Фудзивара, включая могущественного самурая Дате Масамунэ, который сражался на стороне Иэясу.

Фумимаро Коноэ, премьер-министр Японии накануне Второй мировой войны, также был потомком Фудзивара, а его внук, Морихиро Хосокава, был премьер-министром с 1993 по 1994 год.

Воспитание и кодекс самураев

Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину. Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение. Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.

Порой отец приказывал будущему воину для того, чтобы он стал смелее, отправиться в одиночку на кладбище или в другое «нехорошее» место. Практиковалось посещение подростками публичных казней, также их отправляли на осмотр тел и голов мёртвых преступников. Причём юноша, будущий самурай, обязан был оставить специальный знак, который доказывал бы, что он не отлынивал, а реально был здесь. Нередко будущих самураев заставляли выполнять тяжёлые работы, проводить бессонные ночи, ходить зимой босиком и т. д.


Тренировка будущего самурая (кадр из фильма «Последний самурай» 2003 года)

Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.

Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века. Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия. В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.


Многие самураи активно использовали буддистские практики медитации

Ещё один интересный факт: согласно «Бусидо» приказы своего господина самурай был обязан выполнять беспрекословно. И даже если тот прикажет покончить с собой либо пойти отрядом из десяти человек против тысячной армии, это должно было быть выполнено. Кстати, феодалы порой отдавали приказ самураю идти на верную гибель, на битву с превосходящим по численности противником, просто чтобы избавиться от него. Но не надо думать, что самураи никогда не переходили от господина к господину. Такое случалось нередко в ходе стычек между мелкими феодалами.

Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.

Одной из самых шокирующих вещей, связанных с самураями — это ритуал харакири или сэппуку. Самурай должен был покончить с собой, если оказался не способен следовать «Бусидо» или был пленён врагами. И ритуал сэппуку рассматривался как почётный способ смерти. Интересно, что составными частями этого ритуала были торжественное купание, трапеза с самой любимой едой, написание последнего стихотворения — танку. И рядом с самураем, выполняющим ритуал, всегда присутствовал верный товарищ, который в определённый момент должен был отрубить ему голову, дабы прекратить мучения.

Клан (род) Татибана (橘 氏)


Tachibana Clan (橘氏)
Клан Татибана (橘 氏 ・ Tachibana-shi), (橘氏, Татибана-Удзи, Татибана-ши ) Клан Татибана (куге) — самый маленький из четырех могущественных кланов периода Хэйан, хотя он второй по возрасту после Фудзивары. Он был основан Агатой Инукай-но Мичиё (655? -733), придворной дамой, сначала вышедшей замуж за второстепенного императорского принца, а затем, после его смерти, за Фудзивара-но-Фухито, второго сына Фудзивара-но Каматари. Их дочь в конечном итоге выйдет замуж за императора Сёму и станет императрицей Комио.

Члены семьи Татибана часто занимали посты в высшем суде в Дайдзё-кан (государственном министерстве), чаще всего Садайдзин (левый министр). В 684 году клан Мичие получил от императрицы Генмей почетное имя Татибана, а дети Мичие от первого брака приняли фамилию в 736 году, когда они отказались от членства в императорской семье. Несмотря на то, что между Тачибаной, Фудзиварой и императорской семьей было много браков по договоренности, Тачибана и Фудзивара продолжали бороться за власть, за господство в придворной политике и, таким образом, по существу за контроль над нацией. Одним из таких конфликтов было восстание Фудзивара-но Сумитомо в 939–941 гг. Хотя восстание Тайра и Фудзивара было в конечном итоге подавлено, семья Татибана ослабла, уменьшилась во время войн и потеряла большую часть своей власти.

Другая ветвь семьи возникла в провинции Иё, ставшая известной как семья Иё Татибана. Татибана Тоясу, который казнил Фудзивара-но Сумитомо, был прародителем этой ветви; Кусуноки Масасигэ, знаменитый проимперский полководец XIV века, заявил о своем происхождении от Тоясу.

Просмотры: 4 646

Поделиться ссылкой:

  • Tweet
  • WhatsApp
  • Поделиться записями на Tumblr
  • Telegram
  • Ещё
  • по электронной почте
  • Pocket
  • Печать

Внешний вид, оружие и доспехи самурая

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.


На этом фото хорошо видны традиционные причёски самураев

Что касается оружия, то на протяжении долгой истории самураи пользовались разными его видами. Первоначально основным оружием был тонкий короткий меч, называющийся тёкуто. Потом самураи перешли на изогнутые мечи, которые в итоге трансформировались в известные сегодня во всём мире катаны. В кодексе «Бусидо» было сказано, что душа самурая заключена в его катане. И не удивительно, что этот меч считался важнейшим атрибутом воина. Как правило, катаны использовались в паре с дайсё, короткой копией основного меча (дайсё, кстати, имели право носить только самураи — то есть это был элемент статуса).

Помимо мечей, использовались самураями и луки, поскольку с развитием военного дела личная храбрость, умение сражаться с врагом в ближнем бою, стали значить гораздо меньше. А когда в XVI веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, популярны в эпоху Эдо были кремниевые ружья, называемые танэгасима.


Самурай с ружьём

На поле боя самураи облачались в специальные доспехи — в броню. Эта броня была роскошно украшена, выглядела несколько нелепо, но при этом каждая её часть имела свою конкретную функцию. Доспехи была одновременно прочными и гибкими, что позволяло их владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шёлковыми шнурками. Руки были защищены наплечными щитами прямоугольной формы и бронированными рукавами. Иногда на правую руку такой рукав не надевали, чтобы сражаться было легче.

Неотъемлемым элементом брони был шлем Кабуто. Его чашевидная часть была сделана из металлических пластин, соединённых заклёпками. Интересной особенностью этого шлема является наличие подшлемника (точь-в-точь как у Дарта Вейдера из «Звёздных войн»). Он защищал шею владельца от возможных ударов мечей и стрел. Вместе со шлемами самураи порой надевали и мрачные маски Менгу — для устрашения противника.


Самурай в доспехах

В целом это боевое облачение было очень эффективным, и армия Соединённых Штатов, как говорят специалисты, создавала первые бронежилеты как раз на основе средневековых японских доспехов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]