Кто такие самураи: 20 интересных фактов о жизни легендарных воинов


Япония — удивительная страна с прекрасной историей. Когда мы слышим о стране восходящего солнца, на ум сразу приходят мысли о самураях. Это неудивительно, ведь подобного явления не было в других странах. Самураи отличались от средневековых рыцарей. Они стали уникальным слоем общества, существовавшим долгие века и прошедшим путь от охраны императора до представителей военного правительства страны. Внешний вид этих воинов также заслуживает внимания. Броня самурая не имела аналогов и до сих пор изучается востоковедами.

В этой статье мы расскажем о наиболее значимых эпохах в истории страны, о становлении самураев и о том, как менялся облик японского воина из века в век.

Древние воины эпохи Яёй

Жители японских островов в новокаменном веке жили, промышляя охотой и рыболовством, и этого хватало для пропитания. Орудия изготавливали из костей животных и камня. Это время называлось Дзёмон. Но жизнь древних японцев переменилась в начале 300-х гг. до н.э., когда на территорию переселяли другие племена с Корейского полуострова. Эти люди были более приспособлены, выращивали рис, занимались гончарным делом и могли делать орудия из металла. Слияние двух общин проходило не без вооруженных столкновений. Это было начало бронзового века или эпохи Яёй.

Яёй — период в Японии примерно с 300-400 г. до н.э. и по 300 г. н.э. Общество разделилось на слои, появились рабы, вследствие переселения новых племен на острова. Именно тогда можно найти первые упоминания и копьях и мечах.

О воинах тех времен известно очень мало. В качестве оружия они использовали луки и стрелы, прямые обоюдоострые китайские мечи, и копья хоко. В основном вооружение делали из бронзы. Снаряжение предков самураев, появившихся веками позднее, выглядело как панцирь из кожи или дерева на лямках и надевалось на рубашку. В холодное время носили медвежьи шкуры. В кожаной кирасе плечи закрывались дополнительными полосами кожи, а в деревянных наспинная часть выступала над уровнем плеч. Хоронили воинов вместе с их оружием и амуницией.

Воины эпохи Ямато и эпохи Хэйан

Вслед за периодом Яёй наступает эпоха Ямато, длившаяся с 300 г. н. э. по 710 г. н. э. В это время в Японию из Кореи проникает буддизм и становится официальной религией. Этот факт поначалу вызывал множество конфликтов, так как более низкие слои населения не желали признавать новую сложную религию. Но постепенно ситуация сгладилась, и разногласия были исчерпаны. Также из Китая в 5 в. японцы заимствовали письменность.

Изменения коснулись не только религиозной и культурной сфер, в военной области тоже появились новшества. Впервые в Японии возникла конница, и внешний вид претерпел изменения. На замену неудобных для езды верхом танко использовали кейко. Железные элементы в них были скреплены между собой кожаными шнурами, что делало всадников более подвижными. Латы знати были позолоченными. Руки защищали нарукавниками из кожи. В сражениях конница применяла мечи, но уже не обоюдоострые, а заточенные с одной стороны, а также большие луки и стрелы с наконечниками из железа.

В середине 7 в. в стране вводится воинская повинность — с достижением двадцатилетнего возраста каждый юноша должен был отслужить 3 года. Создавались войска для охраны императора — эдзи, а также для охраны границ от вторжения — сакимори. Но набеги на страну продолжались, и знать понимала, что воинов императора недостаточно для обороны. Поэтому высшее сословие предпочитало иметь собственную охрану, их называли буси, что значит боец. В дальнейшем именно они станут первыми самураями.

Далее наступает период Нара, длившийся до 794 года и ознаменовавшийся расцветом буддизма.

После того как столица государства была перенесена в город Хэйан в 794 г., начался одноименный период. Он продлился до 1185 г. Это время принято называть золотым веком японской культуры. Именно тогда-то и появляются самураи, о которых впоследствии будет говорить весь мир. Как было сказано выше, официально они считались императорскими воинами, однако на деле было не так-то просто их подчинить. У них сформировался собственный кодекс чести, которому они следовали несмотря ни на что. Управлять таким войском удавалось лишь самурайским генералам.

Основным оружием бойцов того времени был не меч, как мы привыкли думать, а лук и стрелы. Это было удобнее, так как воевали они верхом. Самурайская броня в 9-10 вв. — кожаные о-ёрои. Это были пластинчатые кирасы, соединенные между собой шелковыми шнурами. Пластинчатая конструкция была прикреплена к металлической пластине (цубо-ита) для более надежной защиты живота бойца. Грудь и часть спины были защищены тремя рядами полос татэагэ, которые также были усилены пластиной из металла. Обязательными элементами брони были наплечники содэ и набедренники. Это были уникальные детали доспехов, не встречающиеся у соседних народов. Содэ состояли из пластин, как и все облачение воина. По краям они имели окантовку из шнура контрастного цвета. Набедренники кусадзури крепились к доспехам и защищали ноги самурая в седле. Поверх доспехов накидывали кожу. К о-ёрой обязательно прилагался шлем с характерным наконечником и отверстием для волос.

Сшиваем хакама

Если материал «сыпется», то его следует оверлочить. Нужно попарно сшить элементы передних и задних половин хакама. У вас должно выйти четыре детали.

Возьмите передние элементы и стачайте их вместе по среднему шву, отступив от верхнего края 30 см. Обрабатываем внешний верхний край: на изнанку нужно отогнуть треугольник размером 10 см с одной стороны и 20 см с другой. Лишнюю материю обрезать. Не забудьте оставить припуск на шов.

Переходим к закладыванию складок. Впереди их должно быть 6 штук (можно сделать три). Они должны быть развернуты к центру. Жестко загладьте складки, здесь не может быть мягкой драпировки. Теперь стачайте бока от разрезов до нижнего края и подшейте брюки.

Пошить костюм самурая можно из хлопчатобумажной ткани, плотного шторного материала.

Кимоно можно украсить вышивкой. Костюм самурая на Новый год можно изготовить из искусственного шелка.

Воины эпохи Камакура

Следующий временной отрезок с 1185 по 1333 гг. назван эпохой Камакура, в честь города, ставшего центром первого сёгуната (военного правительства) в стране. Его создание повлекло за собой обострение междоусобных войн. Камакура запомнилась тем, что именно это время стало расцветом самураев, они оказались у власти. Образ самурая стал идеализироваться, это был храбрый боец, человек чести, мужчина, который под страхом смерти не сойдет со своего пути. Так же как и прежде у каждого воина должна была быть лошадь, пешими были лишь крестьяне.

Доспехи оставались сборными, имели небольшой вес, чтобы обеспечить легкость движений, а декоративная шнуровка окрашивала их в разные цвета.

В эту эпоху усложняются рисунки на доспехах, и вместо геометрических появляются более замысловатые орнаменты и гравировки. Покрывались доспехи чаще всего шкурами оленей. На шлемах стали делать металлические забрала для усиления защиты.

По всей Японии появилось множество кузниц, изготовление мечей стало искусством. Самураи носили изогнутые мечи длиной около 80 сантиметров, а также часто у них за поясом были небольшие мечи косигатана. Чаще использовались копья, ножи и кинжалы.

В 1274 и 1281 гг. внук Чингисхана предпринял попытки захватить страну, но оба раза потерпел поражение. Монголы были недостаточно подготовлены к морским сражениям, да и погодные условия оказались не на их стороне. Эти события укрепил национальный дух и придали образу японского воина еще больше героизма.

Японская одежда от средневековья до нового времени

С приходом к власти самурайского сословия (XII в.) покрой одежды претерпел разительные перемены. На смену вычурной моде аристократов пришел военный стиль: «каригину» и «хакама» — для самураев, формальный «сокутай» — для чиновников, «хакама» и «косодэ» (кимоно с короткими, более узкими рукавами) — для женщин.

Сначала японки носили «косодэ» как нижнее белье, надевая сверху длинное «утикакэ». Но в жаркие месяцы «утикакэ» приходилось сбрасывать с плеч, закрепляя рукавами на поясе, тем самым зрительно расширяя нижнюю часть туловища. Так «косодэ» становилось стандартным выходным нарядом для женщин любого сословия, хотя интерес к «утикакэ» каждый год возрождался в холодный зимний период. (Сочетание «косодэ» и «утикакэ» сохранилось до наших дней в свадебном наряде невесты.)

Со временем менялись формы накидок, вспыхивал и притухал декор, но одежда по-прежнему оставалась практичной, функциональной, вместо шелка в дело шли дешевые ткани и кожа.

Самураи постепенно стали отказываться от традиционной «каригину» и перешли на кимоно, на которое сверху надевали накидку-безрукавку «катагину» (или «камисимо»). У «камисимо», которую носили в комплекте со свободными штанами «хакама», выделялись жесткие крылышки-надплечья, придававшие мужественный облик даже субтильному мужчине.

В период Эдо у самураев популярной стала свободная, до бедра накидка «хаори» в сочетании с «хакама» длиной до щиколотки. На «хаори» наносились родовые гербы самураев — на спину, рукава и грудь. Этот набор практически без изменений сохранился до середины XIX века как типичная одежда обеспеченных людей.

С наступлением периода Эдо (1600–1868) в стране прекратились кровавые междоусобицы. Наступили мирные годы, принесшие с собой расцвет ремесел, искусства, культуры. Появились новые методы крашения тканей — «юдзэн» и «сибори», что позволило превращать шелковые и хлопчатобумажные отрезы для «косодэ» в настоящие произведения искусства.

К тому времени сколь-нибудь ощутимое влияние зарубежной моды — китайской или даже европейской — было аннулировано. Страна добровольно погрузилась в самоизоляцию, контакты с иностранцами были запрещены под страхом смертной казни. Тон в модных покроях и расцветках одежды стали задавать артисты театра Кабуки и обитательницы «веселых кварталов». Представители нарождающейся буржуазии копировали одежду своих любимцев, и улицы городов расцвели яркими красками нарядов и украшений.

Но так продолжалось недолго. Очевидно, это раздражало находившихся на верхней ступени сословной лестницы самураев, исповедовавших в соответствии с дзэнскими принципами простоту в быту и одежде. Сёгунское правительство вынуждено было ужесточить ранее существовавшие ограничения и предписания, строго определявшие, какую одежду, из какого материала, какой расцветки следовало носить представителям каждого сословия. Вынужденное подчиниться этим предписаниям купечество старалось хитростью обойти запреты.

Кимоно простолюдина оставалось одноцветным, в полоску, крапинку или горошек, но подкладку такого внешне малопривлекательного ситцевого кимоно делали из шелка. Проблеск дорогой ткани, на мгновение открывавшейся взору при ходьбе, говорил о высоком имущественном положении представителя (или представительницы) малопочтенного торгового сословия. Скромность платья компенсировали вычурные прическа и украшения.

Ту же цель преследовало изменение формы пояса у «косодэ». Раньше женщины перепоясывались тонкой полоской из той же ткани, что и кимоно. Теперь мягкий поясок уступил место широкому (до 30 см) парчовому поясу с богатой вышивкой, который к тому же стали завязывать на спине пышными декоративными узлами и бантами.


Японская традиционная одежда времен господства военной аристократии (сегуната)

Доспехи до-мару, харамаки-до и хараатэ

Еще в эпоху Камакура японцы начали понимать, что необходимо создавать более простые варианты одежды, не каждый воин имел возможность облачаться в дорогостоящие, богато украшенные доспехи, стоимость которых приравнивалась к цене за стадо коров. Простые самураи носили до-мару, в переводе “вокруг тела”, тоже состоявшие из пластинок, но представлявшие собой более упрощенный вариант с завязками на боку справа. Облачаться в них было проще и быстрее. Вместо громоздких наплечников содэ использовали тонкие пластинки с короткими шнурами для крепления к плечам. Набедренную “юбку” кусадзури также облегчили и оставили 7-8 пластин, чтобы боец мог быстрее двигаться. До-мару — это облегченный вариант о-ёрой, созданный для пехотинцев. Вскоре знать стала использовать такие доспехи. Спустя какое-то время оружейники сделали возможным разбирать до-мару на несколько частей для удобства их хранения, а для чистки не было необходимости развязывать все шнуры.

В 15 в. появляются харамаки-до, что переводится как “намотка вокруг живота”. Принципиальных отличий от до-мару у этих доспехов не было, они тоже не имели сплошных металлических частей, однако застегивались уже не на боку, а на спине, где между пластинками оставалась щель. Ее закрывали специальной пластиной сэита. И как в случае с до-мару, эти доспехи простых пехотинцев позже облюбовала самурайская знать, добавив к ним наплечники от о-ёрой и красивую шнуровку.

Самой простой самурайской броней стала хараатэ — “защита живота”. Это самое дешевое облачение воина пехотинца. Один или два ряда верхних пластин защищали грудь, а более удлиненные ряды предназначались для защиты боков и живота. Вместо дорогой шелковой шнуровки использовали обычную тканевую. Спина оставалась незащищенной. Набедренные кусадзури были максимально укорочены. Такие доспехи давали слабую защиту, но для небогатых пехотинцев это было лучше, чем ничего. Кстати, богатые самураи тоже часто надевали хараатэ, но носили их под обычной одеждой в мирное время для защиты от внезапных нападений.

Пошив кимоно

Обработайте края ткани оверлоком. В первую очередь нужно соединить два элемента спинки. Теперь можно вырезать горловину. При разметке не забудьте про припуск на шов.

По плечам стачайте перед и зад. Не забудьте пристрочить надставки к правой и левой полочкам.

Рукава сложите в два раза. Ориентируйтесь на пунктирную линию. Стачайте ткань от плеча до запястья. У вас получится две трубы. Втачайте рукава. Для этого нужно соединить середину с плечевым швом. Сострочите бока.

Наденьте кимоно на модель. Расправьте изделие на плечах и спинке. Запахните стилизованный халат. Теперь на полочках нужно отогнуть треугольники для воротника. Он будет начинаться от затылочной части горловины до низа (уровень установите по собственному желанию). Снимите костюм с модели и закрепите элементы шитья булавками. Три части ворота стачайте в одну полосу. Сверните ее вдоль и сшейте. Далее ее нужно вывернуть и прогладить. Вы получите ленту, ширина которой равняется 5 см.

Пришейте воротник, все лишнее отрежьте. Теперь нужно подрубить все изделие по низу. По этой выкройке вы можете сшить как костюм самурая для мальчика, так и красивое кимоно для девушки или женщины. Мамы могут изготовить себе по этому шаблону нежный, женственный халат. Кимоно можно использовать как новогодний костюм самурая для детского утренника в детском саду или карнавала в школе.

«Современные доспехи» XVI-XIX вв.

В 16 в. Япония стала налаживать связи с Европой, и постепенно появлялись новые тенденции. К середине столетия в стране появилось огнестрельное оружие, и необходимо было усовершенствовать броню. Предком современных доспехов стали тосэй-гусоку, грудь и спина в них состояла из цельных полос металла с кожаной подкладкой. Позже возникла броня окегава-до, где пластины соединялись не шнуровкой, а металлическими заклепками. Доспехи делали с вертикальными (татэхагиокэгава-до) и горизонтальными (ёкохаги-окегава-до) пластинками.

Доспехи намбан-до и хатамуне-до создавались похожими на европейские — они состояли из сплошного панциря и традиционной юбки кусадзури.

Более дешевой разновидностью являлись татами-до и кавара-татами-до из тканевой или основы, на которую нашивали либо сталь, либо кожу.

Шнуровка и ее цвета

Пластины японских доспехов соединялись друг с другом шнурами из кожи, шелка или ткани. В Хэйан на кожаных шнурах часто отпечатывался рисунок цветущей сакуры. На желто-оранжевом или белом фоне красовались алые или черные цветы. Более дорогим считался такой узор, при котором каждая последующая полоска была более темной, чем предыдущая. Часто использовалось плетение в шахматном порядке. При желании на шнуровке изображали фамильные знаки владельца доспехов. Фантазия мастеров страны восходящего солнца была неиссякаемой.

Для окрашивания шнуров использовали натуральные стойкие красители. Самыми распространенными были оттенки красного, синего, а также зеленый, оранжевый, белый и коричневый цвета. Часто снаряжение самурая выглядело как настоящее произведение искусства.

Защита рук и ног

Помимо туловища латы призваны защищать конечности воина. Однако первые котэ — наручи, появились в 12 в., и то лишь для левой руки, в которой был лук. Это был специальный нарукавник, покрытый снаружи металлическим панцирем, к руке он крепился петлями к среднему и большому пальцам. В 13 в. котэ начали носить и на правой руке, так как помимо лука воины чаще использовали копья, ножи и короткие мечи.

Существенной защиты ног воинов до 12 в. не было — их лишь плотно обматывали, что было малоэффективно. Позже появились поножи сунеатэ, которые представляли собой три кожаные или металлические пластины. Сначала ноги обматывали тканью, затем надевали сунеатэ и завязывали их на шнуровку сзади, а обувь носили из шкуры медведя. В 14 в. в дополнение к сунеатэ стали использовать пластинчатые наколенники.

Как одевались самураи?

Надеть все элементы амуниции было непростой задачей для самурая, в этом ему помогали слуги или жена. Одежда японцев была многослойной. Сначала мужчина надевал набедренную повязку (фундоси), после нее длинную рубашку ситаги. Затем он подпоясывался поясом оби и надевал широкие штаны. Под доспехами носили куртку из парчи, а на рукава надевали защитные котэ. Ноги защищали сунеатэ, обувь была отделана медвежьим мехом. Пах и бедра закрывали пластины кусадзури.

После этого слуга помогал самураю надеть все оставшиеся части брони и закрепить шнуровку. Поверх лат повязывали дополнительный пояс, за которым носили мечи. Колчан тоже прикрепляли к этому поясу при помощи шелкового шнура. В последнюю очередь лицо закрывали маской, а голову оберегал шлем. После всех этих манипуляций можно было отправляться в бой.

Самурайские воины были уникальным и самобытным явлением в истории Японии. У них были свои законы, свой кодекс чести, следовать которому нужно было неукоснительно. Броня самурая также не имела аналогов, и значительно отличалась от европейской амуниции, даже спустя столетия.

ПЛАТЬЕ И ЭКИПИРОВКА: САМУРАИ

  • Мирное время
  • Война
  • Форма одежды, которую надевал самурай, если только не готовился к сражению, то есть, если не облачался в доспехи, зависела от степени торжественности события. Основным мужским платьем было кимоно, длинное одеяние с широкими рукавами, закрывающее колени, которое иногда надевалось поверх белого нижнего белья того же покроя. Кимоно перехватывалось длинным поясом, который дважды или трижды оборачивался вокруг талии и завязывался спереди. За этим поясом самурай носил мечи.

    Самурай надевал кимоно, если собирался пойти куда-нибудь развлечься летним вечером, и единственное, что он мог надеть под кимоно, была фундоси, или набедренная повязка. В других обстоятельствах он мог дополнить этот костюм широкими штанами хакама. Хакама больше напоминали раздвоенную юбку. Они были жестко накрахмаленными, имели широкие разрезы по бокам и подвязывались двумя комплектами шнуров спереди и сзади, которые затем обматывались вокруг талии. Хакама доставали до лодыжек, и когда самурай их надевал, то мечи засовывал за пояс кимоно, но поверх хакама.

    Дайсё (два меча) были визитной карточкой самурая. Длинный, именуемый катана, представлял собой стандартный боевой меч; катана преуспевающего самурая отличался исключительной отделкой и зачастую являлся фамильной ценностью, передаваемой по наследству. Лезвие меча было слегка изогнутым, что усиливало его режущие свойства и делало идеальным оружием для рукопашного боя. Вдоль лезвия шла волнистая линия соединения закаленной, режущей части клинка и более мягкой полосы меча — такая комбинация сообщала ему твердость и упругость. Деревянная рукоять меча покрывалась самэ, кожей гигантского ската, а затем плотно обкручивалась темно-синим шелковым шнуром, чтобы не соскальзывала рука. Небольшая круглая цуба, или гарда, крепилась на месте соединения лезвия с рукоятью. Ножны могли покрываться лаком и крепко привязывались к поясу при помощи сагэо, шелкового шнура, пропускаемого через небольшие выступы на ножнах.

    Короткий меч (вакидзаси) выполнялся в идентичном стиле. Оба меча носились режущей кромкой вверх, так что смертельный удар мог наноситься прямо из ножен.

    Самурай был готов отразить нападение в любой момент, и когда такая угроза возникала, он быстро оправлял свою широкую и неудобную одежду, чтобы она не мешала в бою. Хакама подтягивались вверх и подтыкались изнутри за пояс, а рукава подвязывались при помощи тасуки, узкого кушака, который протягивался спереди через рукава и соединялся на спине. Опытный самурай мог проделать обе операции в считанные секунды.

    На ноги самурай мог надевать носки с отделенными большими пальцами, называемые таби, которые будут описаны в разделе, посвященном доспеху. Таби в «гражданской форме одежды» были, как правило, белого цвета; летом их могли вообще не надевать, но самурай никогда не выходил босиком на улицу. Он обычно обувался в соломенные сандалии, или даже в гэта, деревянные башмаки на высокой платформе. Гэта никогда не надевались, если существовала угроза опасности, так как были очень неудобными и не давали быстро двигаться.

    В более формальной обстановке, при несении караульной службы, например, самурай мог облачаться в хакама с катагину — такая комбинация называлась ками-симо (высокое-низкое). Катагину представляла собой любопытную разновидность безрукавки, плечи и спина которой были простеганы и накрахмалены, отчего торчали наподобие крыльев. Катагину была того же цвета и с тем же рисунком, что и хакама. Декоративным элементом ками-симо являлся мон — геральдический значок господина, который располагался на передних отворотах катагину, посередине спины, на рукавах кимоно, если оно надевалось под ками-симо, и на верху задней части хакама.

    Самурай в оборонительном комплекте, типичном для периода Момояма.

    Стандартный боевой меч, или катана.

    По особо торжественным случаям в период Эдо, таким, как представление сегуну, высокопоставленные самураи надевали нага-хакама, очень длинные штаны, которые волочились по полу за самураем и полностью закрывали его ступни. Обладатель таких штанов должен был отличаться незаурядной ловкостью и прекрасной координацией. Считалось, что в таких штанах невозможно совершить убийство или, по крайней мере, сбежать после такового.

    Воин, облаченный в ками-симо, комбинацию хакама (штанов) и катагину (безрукавки).

    Самурай менял свое платье, когда отправлялся в путешествие, например, в одну из регулярных поездок в Эдо на аудиенцию к сегуну, которые стали традиционными в начале периода Эдо. Хакама идеально подходили для верховой езды, чего нельзя было сказать о катагину, вместо которой надевалась хаори, куртка для верховой езды. Те, кто путешествовал пешком, надевали хаори поверх других штанов, которые были поуже хакама и заправлялись в гетры. Пола хаори оборачивалась вокруг ножен, что придавало фигуре идущего самурая характерные очертания.

    Головной убор состоял из большой соломенной шляпы, называемой каса, похожей на ту, что носят современные японские крестьяне, которая служила защитой от солнца и дождя. Другая разновидность этой шляпы полностью закрывала всю голову, только впереди была щель, через которую можно было смотреть. Это была полезная вещь для того, кто хотел остаться неузнанным, например, во время тайного посещения одного из веселых кварталов Эдо. На голову также могла надеваться повязка или капюшон, незаменимый в холодное время.

    Самурай, который лишался имущественных прав в случае смерти или разорения своего хозяина, назывался «ронин», что означает «человек волн», поскольку такие люди переходили с места на место в поисках работы для своих мечей. Тысячи ронинов защищали стены замка Осака во время великой осады 1614–1615 гг., надеясь отомстить Токугава за своих бывших хозяев. В знаменитом фильме А. Куросавы «Семь самураев» все главные персонажи — ронины.

    Ниндзя, специально тренированные шпионы и убийцы, использовавшиеся даймё, обычно с ног до головы закутывались в черное. Куртка напоминала покроем куртку современного дзюдоиста, а черный капюшон полностью закрывал голову, оставляя только щель для глаз. Узкие штаны заправлялись в гетры поверх черных носков, и даже соломенные сандалии были черного цвета со специальными мягкими подошвами, не издающими шума при ходьбе.

    Важнейшим элементом внешнего вида любого самурая была его прическа, уходу за которой уделялось много внимания. Даже ронин мог испытывать определенную гордость по поводу этой части своего туалета, а для обыкновенного самурая считалось позором, если хотя бы одна прядь его волос не была месте. В начале XVI в. у самураев появился обычай выбривать переднюю часть головы. Изначально это делалось для того, чтобы волосы не мешали носить шлем, но к периоду Момояма такая прическа стала просто модной. Выбритая часть головы называлась сакаяки, а оставшиеся волосы заплетались в косичку (мотодори). Было два способа плетения косы. Один назывался тасэн-гами, поскольку такая коса напоминала бамбуковый веничек для чая, используемый в японской чайной церемонии. Этот способ заключался в том, что нижняя часть мотодори обматывалась бечевкой до тех пор, пока он не становился похожим на помазок для бритья. Другой способ, более простой, состоял в том, что намасленные волосы собирали в длинную узкую косу на затылке, сгибали ее вперед, затем назад и связывали. Этот способ, называемый мицу-ори, или тройной, был весьма популярен в период Момояма.

    Воин, одетый в ками-симо и вооруженный двумя мечами.

    Разновидность этого стиля называлась футацу-ори, когда коса укладывалась только вперед на сакаяки. Однако кончик косы всегда аккуратно обрабатывали бритвой.

    Самурайские прически с мотодори — с выбритой передней частью головы (сакаяку) и не выбритой.

    Молодые самураи, тем не менее, не выбривали голову. Волосы на этом месте образовывали треугольную челку, что в среде молодых самураев считалось особым шиком. На рисунке на стр. 25 показан Хонда Тадакуцу (1548–1610 гг.) в юном возрасте, причесанный в этом стиле.

    Некоторые самураи вообще не брили голову, а зачесывали волосы назад и заплетали их в косу. Токугава Иэясу был яростным противником подобной практики, так как считал, что такая прическа не придаст хорошего вида голове, если она будет отрублена. Иэясу был большим специалистом по отрубленным головам и заставлял своих людей перед сражением окуривать волосы благовониями.

    Когда доспех был надет, коса развязывалась и волосы зачесывались назад: на романтических гравюрах XIX в. самураи изображаются с развевающимися по ветру волосами.

    Самураи, которые были одновременно буддистскими монахами, полностью обривали свои головы.

    Основным самурайским костюмом во время войны, которая охватывала большую часть периода Момояма, был оборонительный доспех. Поскольку это была эпоха, когда характер войны стремительно менялся, менялись также устройство, дизайн и качественные параметры оборонительных цоспехов.

    Вплоть до XIII в. существовало два вида оборонительного доспеха: ёрой, тяжелый, похожий на коробку, богато орнаментированный доспех, предназначенный для конного самурая, и до-мару, оборонительный доспех пешего воина, который оборачивался вокруг тела и застегивался сбоку. Оба состояли из небольших металлических пластинок, называемых кодзанэ, которые соединялись посредством кожаного ремешка. Образующиеся таким образом пластинчатые полосы покрывались лаком для защиты от ржавчины и сошнуровывались шелковыми лентами, образуя легкую, но устойчивую оборонительную секцию. До-мару вполне мог состоять из одной такой большой секции, раздвоенной юбки (кусадзури) и поддерживающих всю конструкцию шнуров, пропускавшихся над плечами.

    В течение XIV в. самураи столкнулись с необходимостью защиты передовых постов, а военные действия приобрели такой характер, когда лошади требовались только в качестве транспортного средства, поэтому все начали переходить на более легкие и более удобные оборонительные доспехи, предпочитая их тяжелому и неуклюжему ёрою. Таким образом, до-мару стал одновременно самурайским доспехом, и появилась его разновидность, называемая хара-маки, с разрезом сзади.

    В течение XV — начала XVI вв. военные действия начинают приобретать все более затяжной характер, поэтому самураи были вынуждены носить доспехи в течение очень длинных отрезков времени без перерыва. Тогда мастера-оружейники при изготовлении доспехов начинают обращать особое внимание на такое немаловажное качество, как удобство, которое напрямую зависело от более равномерного распределения веса доспеха, поскольку до-мару, хотя и был легче ёроя, имел существенный недостаток — вся его тяжесть держалась на плечах. Конфигурация доспеха модифицировалась путем сужения его по направлению к талии, и основной вес теперь ложился на бедра, а не на плечи. Доспех в стиле тати-до снискал широкую популярность в период Момояма.

    Юный воин с модной прической

    Затем мастера-оружейники задумались об изменениях в самой конструкции доспеха. Стиль кодзанэ, при котором горизонтальные полосы собирались из множества маленьких пластин, обладал одним серьезным недостатком — каждая пластина имела не менее четырнадцати отверстий, что приводило к ослаблению металла. Также и сама система шнуровки горизонтальных полос, называемая кэбики-одо-си, имела несколько недостатков, проявлявшихся на полях сражений. В дождливую погоду шелковая шнуровка впитывала воду, что значительно увеличивало вес доспеха. В зимнее время влажный до-мару замерзал, превращаясь в ледяной каркас, а во время длительных летних походов шнуровка становилась грязной, дурно пахла и привлекала мириады муравьев и блох, что отрицательно сказывалось на здоровье его владельца. Наконец, в обильной шнуровке до (до — общее обозначение корпуса доспеха) застревали наконечники вражеских копий, вместо того, чтобы соскальзывать с пластинок, не причиняя вреда.

    Доспех в стиле харамаки (с разрезом сзади)

    Ответом оружейников на вышеуказанные недостатки явилась разработка различных стилей доспеха, которые широко использовались в период Момояма. Во-первых, многочисленные пластинки были заменены цельными полосами, каждая из которых состояла либо из отдельного куска металла, либо из пластинок, только склепанных, а не сошнурованных. Также значительно уменьшилось количество поддерживающих шнуров, что привело к появлению стиля, известного как сугакэ-одо-си, когда поддерживающие шнуры располагались попарно, или еще более простого стиля хиси-нуи, когда горизонтальные пластины соединялись посредством перекрестной шнуровки. Кусадзури (короткие пластины) также уменьшились в размере и в новых стилях располагались вокруг талии симметрично с корпусом до, нижняя окружность кусадзури была идентичной верхней окружности до.

    Два стиля этого тосэй-гусоку (современного доспеха) назывались нуинобэ-до и могами-до. Нуинобэ-до состоял из двух частей (передней и задней), которые застегивались слева, и горизонтальных пластинок с закругленными верхними краями. Популярной разновидностью являлся могами-до. Это была многопластинчатая конструкция со шнуровкой в стиле сугакэ-одоси, характеризующаяся наличием выступов на краях горизонтальных пластинок. Секции крепились друг с другом посредством шарниров.

    Кэбики-одоси не была окончательно забыта и применялась в ограниченном количестве для украшения. Необычными «смешанными» стилями шнуровки отличался дангаэ-до, состоящий наполовину из до, а наполовину — из кэбики и нуинобэ.

    Как только в Японии распространяется огнестрельное оружие, перед оружейниками встает очередная задача. В результате, появляется окэгава-до. Этот доспех, отчасти напоминающий европейский, включал цельнометаллический до. Горизонтальные пластины склепывались, а не сошнуровывались, с верхними и нижними пластинами, образуя поверхность, которая, как полагали, могла выдержать прямое попадание аркебузной пули и стрелы. Существовали две основные разновидности доспеха, в зависимости от способа крепления отдельных пластин — горизонтального (ёкохаги-до) или вертикального (татэ-хаги-до). Лучшими татэхаги-до были доспехи, изобретенные Мётин Хисаиэ (1573–1615 гг.), который жил в Юкиноси-та, откуда этот стиль заимствовал свое название. Юкиносита-до имел гладкую поверхность без шнуровки, идеально отражающую пули и стрелы. Изготовители доспеха настолько были уверены в его надежности, что позволяли стрелять по ним из аркебуз, дабы покупатели сами могли убедиться в его защитных свойствах. Лучшим подтверждением высокого качества юкиносита-до стало указание Датэ Маса-мунэ (1566–1636 гг.) изготовить для всей его армии доспехи именно такого типа — единственным отличием между доспехами для высокопоставленных самураев и рядовых асигару была степень их отделки и комплектации.

    Одной из разновидностей окэгава-до, также снискавшей широкую популярность, был хотокэ-до. Здесь места стыковок между пластинами были закрыты или полностью исключены за счет использования одной большой пластины, образующей совершенно гладкую, округлую поверхность.

    Гладкая поверхность хотокэ-до служила отличным местом приложения художественных способностей оружейника, декорировавшего ее рисунками или чеканкой.

    Два стиля тосэй-гусоку (современного доспеха): тати-до и могами-до.

    Последняя (утидаси-до) выполнялась с необходимой осторожностью, так как чеканка приводила к ослаблению металлических компонентов доспеха, о чем свидетельствует горделивая надпись на сохранившемся экземпляре доспеха, датируемом 1681 г.:

    «не из тонкого металла… тщательно сработанный с применением божественного способа ковки против стрел и пуль, которые его не пробьют. Вот почему он является сокровищем для храбрых воинов из самурайского клана».

    Период Момояма характеризовался укреплением торговых связей с Европой. Особенно оживленная торговля велась с португальцами, и не удивительно, что ввозимый в Японию европейский доспех приобретал черты японских стилей. Медиальное ребро европейского доспеха вдохновило японцев на создание хатомунэ-до, или до с «голубиной грудью». Некоторые образцы японского доспеха включали в себя детали настоящего европейского обронительного костюма или настолько хорошо копировали их, что совершенно от них не отличались. Так, острогрудая испанская кираса могла комплектоваться с кусадзури, а сопровождающий ее шлем морион дополнялся элементами защиты шеи и навершием довольно оригинальной формы.

    Доспех в стиле нуинобэ-до.

    Весьма необычно выглядели доспехи, выполненные на основе хотокэ-до (состоящего из задней и передней пластин) в виде обнаженного человеческого торса с выпирающими ребрами и дряблой грудью горного отшельника.

    Доспех периода Момояма выглядел не менее красочно, чем древние доспехи, главным образом благодаря цветной шнуровке в стиле кэбики-одоси. Сам доспех обычно покрывался черным или коричневым лаком и отделывался железом красноватого цвета (образующегося в результате контролируемого процесса коррозии). Реже использовался лак красного и желтого цвета. Последний применялся главным образом для отделки доспехов самурайского клана Ни, которые предпочитали яркие, кирпично-красные цвета с глубокой, насыщенной лакировкой. Шнуровка зачастую была темно-синего или василькового цвета, иногда она дополнялась разноцветной шнуровкой по белому в крайних рядах шеврона и называлась такая шнуровка «нитью дятла». Отделанный красным лаком доспех мог иметь шнуровку цвета охры и золота с белым.

    Оборонительный доспех периода Момояма был, таким образом, очень практичным. Он был надежным, легким и несложным по устройству; можно сказать, что в период Момояма мастерство оружейников достигло своего апогея в деле обеспечения самураев оборонительными доспехами, позволявшими им двигаться совершенно свободно и максимально защищавшими их от пули, клинка и стрелы.

    Оборонительный костюм самурая состоял из защиты туловища (до и кусадзури, описанных выше) и ряда других элементов, обеспечивающих защиту других частей тела. Все вместе они составляли оборонительный комплект, который, где это было возможно, отличался единством стиля и цвета всех его отдельных компонентов. На иллюстрациях на стр. 25–27 показан самурай периода Момояма, надевающий оборонительный костюм. Он начинает с фундоси, или набедренной повязки. Лучшим материалом для нее служила белая льняная или хлопчатобумажная ткань, зимняя фундоси была на подкладке. Затем он надевает ситаги, или рубашку. Ситаги была похожа на обычное кимоно в гражданском платье, только короче. Она застегивалась на груди и перехватывалась на талии оби (поясом). Он оборачивался дважды вокруг талии и завязывался спереди.

    Надевание доспеха — от набедренной повязки до сунэатэ (поножей).

    Надевание доспеха — от хайдатэ (защиты бедер) до ува-оби (пояса).

    Надевание доспеха — от содэ (наплечников) до кабуто (шлема).

    Пара хайдатэ (защиты бедер) и одна сунэатэ (потока) — крепежные шнуры на последней отсутствуют.

    Кобакама, как явствует из названия, были укороченные штаны хакама, которые носились под доспехом. Они были уже хакама и короче — опускались примерно на 12 см ниже колен. Сперва самурай надевал левую штанину, затем стягивал последовательно задние и передние шнуры, завязывая обе штанины спереди.

    Теперь показанный на иллюстрации самурай присел, чтобы надеть таби, пару носков с отделенными большими пальцами, какие в Японии носят и по сей день. Затем вокруг лодыжек оборачивались кя-хан (гетры), в которые заправлялись штанины кобакама. Становится ясно, почему самурай надел носки с отделенными большими пальцами, когда мы видим, как он приступает к следующему элементу экипировки — варадзи, или соломенным сандалиям. У сандалий плетеные подошвы и два фиксированных шнура, которые проходят между большим и следующим пальцами. По периметру подошвы располагаются петли, через которые шнуры пропускаются и завязываются. Дополнительно сандалии рекомендовалось подвязывать с внутренней стороны ступни во время перехода по гористой местности, заснеженным или грязным дорогам или при форсировании болот и рек. Самурай всегда должен был иметь при себе пару запасных сандалий или человека, который бы их нес.

    Надев сандалии, самурай, в том же положении сидя, надевает первый элемент собственно оборонительного комплекта — сунэатэ, или поножи. На стр. 28 показаны наиболее распространенные в то время сунэатэ. Они состояли из вертикальных пластин, соединенных шарнирами или кольчугой на тканевой основе. У поножей имелась специальная кожаная защита, крепившаяся в местах соприкосновения ноги со стременем.

    Для защиты бедер использовался хайдатэ. Хайдатэ сильно смахивал на раздвоенный матерчатый передник, нижняя часть которого была обшита перекрывающими друг друга металлическими или кожаными пластинами. Они крепились на талии, а некоторые разновидности имели дополнительные крепления с двумя задними секциями, не позволяющими им подниматься. Поскольку хайдатэ предназначался в основном для защиты в конном строю, в пешем строю его иногда снимали, особенно перед началом ожесточенного рукопашного боя. Он также доставлял неудобства при переходе через болото, поэтому во время марша его надевали, но не затягивали при этом крепежные шнуры, чтобы в случае необходимости легко и быстро снять.

    Югакэ (перчатки) делались из дубленой кожи, иногда украшенной узорами. Сначала всегда надевалась правая перчатка.

    Существовало множество разновидностей котэ, или наручей, но все они изготавливались из плотной ткани, на которую нашивались кольчуга или небольшие металлические пластинки. Кольчуга неизменно покрывалась черным лаком, а металлические пластинки покрывались лаком того же цвета, что и остальные элементы доспеха. Длинный крепежный шнур пропускался изнутри через рукава котэ. У некоторых котэ рукава соединялись, у других крепились к петлям на до, а у третьих связывались на груди. Иногда они составляли единое целое с ваки-бики — матерчатой или кольчужной защитой подмышек.

    Теперь самурай должен надеть основной элемент доспеха — до с дополняющей его кусадзури. Какого бы стиля ни был до, крепился он всегда одинаково — посредством внутренних поддерживающих шнуров, пропускаемых поверх кохирэ, или маленьких наплечников в виде шестиугольных подушечек, смягчавших давление шнуров на плечевые кости — и застегивался на правом боку, или, если это был харамаки, — за спиной. Основная тяжесть кирасы ложилась на бедра и смягчалась уже упоминавшимся поясом. Убедившись, что до сидит надлежащим образом, самурай плотно оборачивал вокруг талии ува-оби.

    Теперь самурай был полностью экипирован от ступней до шеи. На этой стадии он должен был надеть содэ, или наплечники, если таковые входили в его оборонительный комплект. Усовершенствованные типы до и котэ вообще не нуждались в содэ. В комплект юкиносита-до, например, входили две металлические полукруглые пластины, которые защищали верхние части котэ. Если содэ входили в оборонительный комплект, то они обычно были небольшими и слегка изогнутыми и имели с внутренней стороны матерчатую подкладку, доходящую до уровня нижней пластины.

    Пара котэ (наручей) с крепежными шнурами.

    Прежде чем надеть элементы защиты шеи и головы, самурай должен прицепить свое оружие, которое обычно состояло из меча (катана) и кинжала (танто). Облаченные в доспех самураи никогда не носили короткого меча. Существовали различные способы крепления меча — он или затыкался за пояс, или подвязывался за ножны посредством шелкового шнура, или подвешивался к поясу (в стиле тати) режущей кромкой вниз.

    Доспех в стиле нуинобэ-до со шлемом в стиле дзуна-ри с богатым налобным украшением.

    Для защиты шеи служила нодова, или латное ожерелье, состоявшее из нескольких металлических пластинок, соединенных шнурами. Прежде чем надеть маску для защиты лица, или мэмпо, самурай оборачивал свою голову повязкой, или хатимаки, которая служила в качестве внутренней подкладки для шлема. Она обычно достигала в длину пяти футов и была традиционно белого цвета. Чтобы надеть хатимаки, самурай должен был развязать свои волосы, зачесать их назад и, приложив хатимаки к затылку, обмотать вокруг головы и подоткнуть ее концы спереди.

    Маска для защиты лица (мэмпо) является наиболее узнаваемым компонентом японского оборонительного доспеха. Имелись различные разновидности мэмпо — от простой металлической пластины, закрывающей подбородок (хоатэ), до настоящей маски, закрывающей все лицо (сомэн). Наиболее популярной разновидностью была полумаска, закрывающая подбородок и щеки, иногда с элементом защиты носа, и с отверстием для рта. Маска традиционно покрывалась изнутри красным лаком и имела небольшое вентиляционное отверстие. Поскольку маска служила также для поддержания шлема, она снабжалась крючками, через которые пропускались его крепежные шнуры. Маске зачастую придавались черты человеческого лица с усами.

    Если доспех периода Момояма отличался довольно скромной отделкой, то в шлеме, по крайней мере, самурай вполне мог выразить свою индивидуальность.

    Словно в насмешку над однообразными стилями до, шлемы того периода представляли собой нередко странные и удивительные творения человеческой фантазии. Основной шлем (кабуто) состоял из тульи (хати) с прикрепленным к ней элементом защиты шеи (сикоро), который выполнялся в том же стиле, что и остальные пластины доспеха. Сама тулья имела множество разновидностей. Простой и распространенной версией была дзунари — круглая, крепкая с хорошей отражающей поверхностью. Изнутри тулья покрывалась красным лаком, блики которого на лице самурая придавали ему еще более устрашающий вид.

    Экстравагантные очертания шлемы стали приобретать за счет дополнительных элементов из дерева и бумаги. Отличным примером может служить нага-эбоси-но-кабуто Като Киёмаса, тулья которого, покрытая серебряной краской и изображениями красного солнца с каждой стороны, была сделана из бумаги на деревянном каркасе. В том же стиле были выполнены шлемы «хвост зубатки» — золотой для Маэда Тосииэ (1538–1599 гг.) и серебряный для Хори Хидэмаса (1553–1590 гг.). Одна из разновидностей, которая выглядела особенно эффектно в сочетании с доспехом, выполненным в виде человеческого торса, называлась «волосатый шлем» — конские волосы были зачесаны так, что напоминали голову, а для пущего эффекта иногда добавлялись поросячий хвостик и пара розовых ушей.

    Ямамото Кансукэ, подданный Такэда Сингэна, носил шлем, украшенный большими деревянными рогами. Подобный шлем также носил Курода Нагама-са (1568–1623 гг.), имевший и другой шлем необычной формы, называемый ити-но-тани-кабуто. Своим названием шлем обязан знаменитой битве 1184 г., когда самурай Минамото Ёсицунэ обрушился на врага с крутого склона горы.

    Форма шлема предположительно напоминала очертания того крутого склона. Хонда Тадакацу (1548–1610 гг.) носил на шлеме пару стилизованных деревянных рогов. Ии Наомаса и его сын Наотака носили дзунари-кабуто с позолоченными металлическими рогами и плюмажами из конских волос.

    С другой стороны, шлемы могли украшаться различными значками. Датэ Масамунэ (1566–1636 гг.) отдавал предпочтение асимметричному золотому полумесяцу, маленькие значки которого носили его самураи. Тоётоми Хидэёси (1536–1598 гг.) носил на затылочной части одного из своих шлемов огромный гребень в виде восходящего солнца с лучами. Токугава Иэясу украсил налобные части нескольких простых шлемов прекрасными гребнями в виде золотого папоротникового листа.

    Шлем надежно привязывался посредством длинного шнура, обычно красного или синего цвета вне зависимости от цвета остальной шнуровки доспеха. На рисунке на стр. 30 показано, как это делалось.

    Теперь самурай был готов к сражению, но, несмотря на все единообразие экипировки, распространявшееся и на шлемы рядовых самураев, ему необходимо было иметь при себе некоторые отличительные знаки, по которым его могли опознать как соратники, так и враги. Одним из таких знаков являлся сасимоно, крепившийся сзади к доспеху. Часто для этой цели использовался небольшой вертикальный флаг с изображением герба или значка его носителя, если он занимал достаточно высокое положение, а если не занимал, то его хозяина, но в качестве отличительных знаков служили и другие объекты, такие как перья и различные предметы. Для крепления сасимоно, который фиксировался на древке, на спинной части до на уровне поясницы имелось гнездо, а на уровне лопаток — кронштейн. Нижний конец древка вставлялся в гнездо, а в середине оно закреплялось кронштейном. Должно быть, ношение сасимоно доставляло определенные неудобства, по крайней мере, сохранился рисунок, изображающий, как подданные одного высокопоставленного самурая снимают с него сасимоно и держат его, пока их хозяин занимается выяснением отношений с противником.

    Различные способы крепления шлема.

    Необходимо упомянуть о дополнительных аксессуарах экипировки. У некоторых до имелся матерчатый кармашек. Он предназначался для хранения платка, но мог также использоваться для ношения других мелочей. Иногда с левого бока до надевался кожаный мешочек, препятствующий трению ножен меча о металлическую кирасу. Прочие аксессуары включают полотенце, сумку для провизии, сумку для голов, кошелек, веревку с «кошкой», моток веревки и мешочек для предметов медицинской помощи. Мешочки и веревка приторачивались к седлу во время конного перехода, но в большинстве случаев эти вещи переносились слугами самураев.

    В перерывах между сражениями самурай предпочитал носить дзинбаори, длинную меховую накидку, надеваемую поверх доспеха. Она отличалась нередко богатой вышивкой, особенно на спине. Супруга Маэда Тосииэ вышила на дзинбаори своего мужа изображение Сёки, мифологического истребителя демонов.

    Весьма странным элементом экипировки являлась хоро, которая выглядела похожей на матерчатый пузырь и состояла из хлопчатобумажной ткани, натянутой на деревянную раму. Изначально она служила для «улавливания стрел», но к периоду Момояма приобрела чисто церемониальное значение.

    Какие из описанных выше предметов экипировки действительно использовались в тот или иной период, зависело от обстоятельств. Маска и хайдатэ не надевались, если ожидался отчаянный рукопашный бой, как и поножи, в случае если противник занимал более высокие позиции. Иногда просто не хватало времени для постепенного надевания доспеха, как это было описано выше. Если самурай оказывался захваченным врасплох, он мог быстро облачиться в до, находящийся в ящике для доспеха или подвешенный к потолку. В таком случае, было бы неплохо, если бы наручи уже были прицеплены к до.

    Самураи, бывшие одновременно монахами, такие как знаменитые Такэда Сингэн и Уэсуги Кэнсин, могли носить поверх доспеха под меховой накидкой монашеский кэса. Кэса напоминал шарф с кольцом из слоновой кости на левой стороне. Он показан на рисунке на стр. 32. Уэсути Кэнсин обычно изображался на рисунках без шлема на голове, но в белом монашеском капюшоне.

    В период Момояма не изготавливались оборонительные доспехи для лошадей. Зато животные зачастую украшались длинными лентами и тесемчатой бахромой. Деревянное седло покрывалось лаком, а металлические стремена отличались необычным дизайном. Во время военных действий лошади использовались для транспортировки мешков с рисом и фуражом. Мешки приторачивались к седлу В период Эдо, когда появляются фитильные пистолеты, к седлу приторачивалась кожаная кобура с парой таких пистолетов. В лагере лошади держались на привязи, а чтобы далеко не убежали, их передние ноги спутывались шелковой лентой. Почти обязательным декоративным элементом являлась большая седельная попона с вышитым на ней гербом или сделанная из шкуры животного. В те времена лошади не подковывались, и еще интересная подробность: самурай всегда садился на лошадь с левой стороны.

    Оглавление

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]