Как различать корейцев, японцев и китайцев (9 фото)


Религия — неотъемлемая часть загадочной японской культуры. Религия включает в себя не только веру и совокупность взглядов, но и соответствующее поведение. Туристы часто не могут найти точки соприкосновения с коренными жителями островов, ведь их поведение и менталитет очень отличается от европейского. Необходимо обратиться к страницам истории, чтобы понять, какая религия в Японии прижилась и как сказалась на менталитете японцев.

История Японии

Как показали археологические исследования, Японский архипелаг был заселен людьми в период позднего палеолита. История возникновения Японии и ее развитие до VI века спорна, так как до возникновения китайского языка у японцев не было письменности, а потому достоверных свидетельств не сохранилось.

Япония — молодая цивилизация. Государственность в ней начала складываться лишь в IV — VI веках нашей эры. К этому же времени относятся и первые мифологические памятники, отразившие сложный путь формирования системы синтоистских культов.

Древние верования японцев

В IV веке, когда территорию будущей Японии занимали племена монголов, мировоззрение людей было примитивным. Они верили в магию, были распространены тотемизм и анимизм.

Тотемизм

Тотемизм — это вера, в основе которой лежит культ тотема. Под тотемом же обычно понимается существо (обычно животное), являющееся объектом почитания. Поскольку жизнь древних охотников зависела от наличия животных, возник культ небесных оленей и лосих — «прародительниц» животного мира. Этот культ отразился в древнем японском обычае гадания по трещинам на оленьей лопатке, которую держали над огнем. Помимо этого, японцы поклонялись лисицам, змеям и черепахам. Одним из главенствующих животных считался волк. Его называли духом гор Оками. Крестьяне обычно просили его о защите посевов и самих себя от различных бед и напастей, рыбаки – о ниспослании попутного ветра.

Анимизм

Анимизм — это вера в то, что у всего сущего есть душа. Вся неживая природа одухотворялась. С точки зрения анимизма, жизнь есть в каждом объекте и субъекте природы, будь то камень или растение.

Основываясь на анимистических верованиях, зародилась религия, считающаяся в Японии традиционной — синтоизм.

Главные причины притока иностранных религиозных течений в Китай

Можно выделить несколько главных причин:

  • Великий Шелковый путь.

Это самый значительный в древнем мире торговый путь, через который люди везли не только товары, но и мысли, идеи, верования. Так население Китая смогло узнать о религиозных культах других народов, обычаях, традициях.

  • Миграция.

Современное китайское население образовалось в результате значительных миграционных притоков из других территорий. Каждый этнос привносил свою культуру, язык, религию. В результате перемещения многих наций образовалась единая система вероисповедания, состоящая из различных культов.

  • Политические и исторические события.

КНР, как в древности, так и теперь, всегда представляла значительный интерес для других стран. Еще со времен Золотой орды монголы пытались завоевать это государство и внедрить свою религию. В дальнейшем, становясь одной из наиболее активно развивающихся стран мира, она привлекала лидеров других государств, пытавшихся через вероисповедание расширить свое влияние.

  • Целенаправленное агитирование.

Начиная с 7 в. в КНР стали появляться проповедники внешних религий — католицизма, ислама, православия. Они вели активную работу, не всегда успешно, но настойчиво повторяя попытки. В результате на территории страны открыто много церквей, мечетей, храмов, святилищ различного толка.

Современный религиозный состав страны

В настоящее время религия в стране представлена главным образом синтоизмом и буддизмом. Но религиозный состав Японии разнообразен.

Синтоисты

Становление синтоизма (или синто) как национальной религии относят к периоду VII-VIII веков. Религия синто заключается в обожествлении природных сил и поклонении им. В значительной степени на становление синтоизма повлиял буддизм. У синто множество последователей, это вероисповедание считается традиционным. Ритуалы в честь богов осуществляются в храмах. Одним из главных символов храма считаются ворота или тории (с яп. «птичий насест»).

Буддисты

Буддизм проникает в Японию в середине VI века через Тибет и Китай. Буддисты — вторая по распространенности группа после синтоистов. За всю историю существования буддизма в стране пришли и сформировались различные буддийские школы и течения, основанные на абсолютно разных аспектах учения: на культуре, философии, медитации, чтении мантр и ритуале. Некоторые школы активны в общественной сфере, другие опираются на монашество. Школы также активно взаимодействуют.

В современной Японии буддийские организации делятся на две большие группы:

  1. Традиционные школы буддизма.
  2. Необуддийские движения.

Христиане

В середине XVI века в Японии появляются первые миссионеры. Христианство оказало влияние на формирование японского образования и общественно-политическую мысль нового времени. Однако, японских христиан в стране не так много.

Выделяют три направления:

  1. Протестантизм. Считается крупнейшим направлением христианства в стране. Протестантизм зародился как ответ на христианские гонения в XVII веке. Организационно японские протестанты объединены в 193 союза. Почти каждый христианин-протестант в стране — это японец.
  2. Католицизм. Был принесен в страну благодаря португальским исследователям и миссионерам. Католическая церковь Японии — часть всемирной Католической церкви под духовным руководством Папы Римского из Ватикана.
  3. Православие. Русская православная миссия была направлена в Японию в XIX веке. Тогда же была основана японская православная церковь. На японский язык переведены Священное Писание и богослужебные книги. В действующей церкви существуют 3 епархии: Сендайская и Восточно-Японская, Киотоская и Западно-Японская, Токийская.

Конфуцианцы

История конфуцианства в Японии восходит к раннему этапу развития японской цивилизации и государственности. Мигранты с материка, китайцы и корейцы, привозили с собой не только конфуцианские тексты, но и соответствующие им нормы конфуцианской морали и образа жизни. Конфуцианство распространилось в стране и как философское учение, и как религия. В настоящий момент не пользуется большой популярностью и насчитывает небольшое количество последователей.

Сектанты

Секты в стране возникли в конце XIX — начале XX веков.

Секты в Японии можно разделить на две большие группы:

  • возникшие на основе синтоизма;
  • возникшие в результате реформирования японского буддизма.

Для нас слово «секта» созвучно с «мошенниками», «сатанистами» и т.д., но в Японии значение сект и отношение окружающих к ним совсем иное. Деятельность этих организаций завязана на религии, и они занимаются благотворительностью.

Верующие других религий

Представители других религиозных групп в меньшинстве. Среди них индуисты, бахаи, сикхи, джайны и иудеи. Среди жителей Японии находятся также сторонники местных первобытных верований и культов.

Атеисты

В Японии религия сохранилась не столько, как вера, сколько как соблюдение определенных национальных традиций. Потому всего 25% японцев считают, что религиозность играет важную роль в их жизни. В стране 31% населения считают, что никаких богов не существует.

В японской культуре достаточно глубоко укоренились принципы религиозной терпимости. Более того, в Японии мало кто считает, что человек вообще должен «принадлежать» к какой-то церкви или обязательно исповедовать какую-то религию. Это создает атмосферу минимального давления общества на атеистов.

Процентное соотношение последователей

Основываясь на данных статистики, процентное соотношение последователей религий выглядит так.

Взаимодействие религиозных культов в КНР с государством

В КНР конституционно закреплена свобода исповедания. Все религиозные течения дошли до текущего времени и поддерживаются своими приверженцами.

Политика руководства страны всегда была связана с верованиями. В период правления Империи больше всего поддерживались идеи Конфуция, потому что одним из их постулатов была служба своему государству и сохранение действующего строя. Приверженцами даосизма в основном были крестьяне и простые рабочие.

Правящая династия во всех направлениях основывалась на духовных течениях, большинство политических действий опиралось на них.

Вера активно применялась в качестве инструмента общеполитической пропаганды. Иностранные миссионеры и проповедники пользовались ею в собственных целях.

В современном Китае религия признается отдельной сферой жизни населения. КНР – большая многонациональная государственная система, и воздействие веры на проводимую политику руководства страны становится малоэффективным.

Суть и цели религии синто

Большинство верующего населения японии исповедует синтоизм. В переводе с японского синтоизм означает «путь Богов». Давайте выясним, что это из себя представляет по своей сути и разберемся, каковы основные концепции и особенности религии синто.

Основные концепции

Синтоизм содержит в себе 3 основные концепции:

  1. Большинство природных явлений и сил природы могут обладать своей сущностью или основой. Согласно синтоизму, то, что обладает духовной сущностью, и есть бог или Ками (с японского). Другими словами, это обожествление природы. Более того, это означает, что и люди рождены богами.
  2. Жизнь должна быть в гармонии с природой, и гармония должна быть у людей между собой.
  3. Зло — это отсутствие гармонии, эгоизм и ненависть, нарушающие общий порядок, который существует в природе.

Уровни религии

В синтоизме различают несколько уровней, которые определяются объектами и субъектами культа:

  1. Династийный синто является прерогативой семьи императора. Существуют боги, к которым могут обращаться исключительно члены императорской семьи, и ритуалы, которые могут осуществляться только членами этой семьи.
  2. Культ императора (тэнноизм) является обязательным для всех японцев.
  3. Храмовый синто — поклонение общим и местным богам.
  4. Домашний синто — поклонение родовым богам.

Божества в синтоизме

Общее количество божеств было настолько большим, что зафиксировать их всех поименно оказалось практически невозможно. Самые древние из сохранившихся до наших дней религиозных трактатов, написанных в VII–VIII вв., дают только примерную численность богов, равную по разным показателям то восьми тысячам, а то и миллиону.

Главенствующим божеством является Аматэрасу («великое божество, озаряющее небеса»), богиня-солнце. Первым богом, сткоторый стал править людьми был Ниниги, внук Аматэрасу. Помогать ему стали пять божеств, основавшие на Земле пять имевших наибольшее влияние кланов Японии. Потомок Ниниги Иварэхико, Дзимму, взял в подчинение всю Японию и стал первым императором. Таким образом, все императоры Японии имеют родство с тем самым Дзимму и имеют божественное происхождение.

Ритуалы и обряды

В основе религии синто лежит почитание Ками, для которого возводится храм. Ритуалы осуществляются с целью установления и поддержания связи между Ками и верующими, развлечения и доставления удовольствия Ками. Синтоисты считают, что это позволит им рассчитывать на защиту и милость Ками.

Существует 4 основных ритуала синто:

  1. Хараи — ритуал очищения. Во время ритуала из ковша ополаскиваются руки и рот.
  2. Синсэн — подношение. Ками преподносят подарки.
  3. Норито — ритуальные молитвы. Молитву читает жрец, выступающий посредником между человеком и Ками.
  4. Наораи — ритуальный пир. Праздничная трапеза прихожан.

Религиозные праздники

Синтоистские праздники отличаются особой пышностью и красочностью. Обычно они включают в себя торжественное шествие или ярмарку с балаганами и лавками. На праздниках собирается большое количество людей, многие из которых под этим предлогом любят встречаться со своими родственниками. Наиболее известные торжества привлекают большое число туристов. Для того, чтобы обслуживать праздники, получившие национальную известность, привлекаются специальные поезда, а места в отелях предусмотрительные японцы бронируют заблаговременно.

Среди наиболее знаменитых фестивалей можно назвать праздник Дзион в Киото, праздник Такаяма в близи Хиде и праздник Чичибу в горах к северо-западу от Токио. В последнем принимают участие украшенные фонариками колесницы, которые провозятся по городу ночью.

Важное место в религии синтоизма принадлежит сельскохозяйственным праздникам. Самый важный из них – тосигои-номатсури.

Японцы молятся о хорошем урожае и приносят Ками подарки.

Многие (даже традиционные) праздники носят синтоистскую символику или связываются с синтоизмом. Так, в Новый год у входа в дом устанавливается кадомацу — украшение из веток дерева, временно являющееся пристанищем для Ками, охраняющего дом от злых духов.

Особенности синтоистских храмов

Храм — это место, где осуществляются ритуалы в честь богов.

Синтоистские храмы отличаются от прочих рядом особенностей:

  • храмы синто регулярно перестраиваются в соответствии с принципом всеобщего обновления;
  • храмовый комплекс состоит из двух и более строений, в числе которых могут быть помещения для приготовления священной пищи, место для заклинаний и сцена для танцев;
  • главные здания имеют форму прямоугольника, по углам которого располагаются вертикальные столбы;
  • пол главных храмовых зданий всегда находится над землей, поэтому в храм ведет лестница;
  • традиционно храмы строятся из дерева;
  • перед входов в храм всегда располагаются ворота — тории.

Синкретизм религий

Многие верующие в стране восходящего солнца относят себя к двум религиям одновременно: буддизму и синтоизму, что свидетельствует о таком явлении, как синкретизм.

Синкретизм — это слияние религиозных систем.

Для Японии это характерно смешением различных религиозных практик. Так, семьи могут отмечать синтоистские ритуалы, и при этом устраивать похороны в буддистском храме.

Мифология синтоизма

Мифы, демонстрирующие идеи синтоизма, содержатся в сборниках «Нихонги» и «Кодзики». Возникновение синтоизма описано в них наряду с описаниями жизни двух эпох. Первая из них это так называемая «Эра Богов», затем – время правления императора, на котором сборники заканчивают повествование.

Нигде не упоминается о том, сколько времени длилась эра богов. Известно только, что она началась с сотворением мира и продолжалась до тех пор, пока боги не передали власть своим потомкам – императорам.

Согласно синтоистской мифологии, возникновению мира предшествовал хаос. Он содержал в себе все сущее, но в бесформенном, беспорядочном виде. Постепенно он разделился на равнину и острова. Затем возникли боги, которые быстро создали пары. От брачных союзов рождались новые природные объекты и явления, а также ками – их души.

Наиболее известная мифическая божественная пара – боги Идзанаги и Идзанами. Именно от их союза произошли острова, позже заселенные людьми. От них же появились другие боги. Отдельно возникновение людей в синтоистских мифах не оговаривается. Особой разницы между живыми людьми и ками японцы не видят, их существование всегда было параллельным. Из мифов происходят истоки многих обрядов, который по сей день строго соблюдаются.

Миф о Сусаноо положил начало обрядам жертвоприношения. Сусаноо – бог ветра, однажды серьезно обидел свою сестру Аматэрасу недостойным поведением. Чтобы заслужить прощение, он принес ей в дар тысячи столов с самыми изысканными яствами.

С тех пор накрытие богатого стола для милости богов – одна из традиций. Жертвенная пища должна относиться к разным категориям, быть как приготовленной, так и подаренной живыми существами (икра, яйца). Японцы даже закапывают угощения в землю, полагая, что там ими угощаются ками, или же выставляют перед храмами. Духи обитают везде, и пищу им подносят тоже повсюду.

Более поздние мифы повествуют о борьбе богов и ками между собой за власть над территориями. Оттуда же мы узнаем про бога Ниниги, который первый спустился на землю, чтобы править людьми. Именно от него пошел род императоров. В некоторых легендах есть информация еще о пяти правящих на земле богах, которые положили начало другим императорским кланам.

Отношение к религии в Японии

Синто является основной религией Японии и в определенном смысле характеризует нацию, обычаи, характер и культуру. Веками синтоистское вероисповедование японцев культивировалось как основная идеологическая система и источник ритуалов, что в последствии привело к тому, что в наши дни большинство японцев считает ритуалы, традиции, праздники, жизненные установки и правила синто не элементами религиозного культа, а культурными традициями своего народа. Поэтому, хотя и все традиции Японии пронизаны синтоизмом, лишь немногие из японцев считают себя сторонниками синто.

Причины широкого распространения религиозных культов в Китае

Некоторые распространившиеся духовные течения возникли внутри самого Китая — это даосизм и конфуцианство, другие проникли извне: христианство, ислам, буддизм. Помимо этого, в некоторых отдаленных провинциях еще сохраняется многобожие и поклонение различным силам природы, которое было официальной религией Поднебесной до распространения конфуцианства, буддизма и даосизма.

Наиболее древние религии — конфуцианство, дао и буддизм, развиваясь в течение долгих веков, успешно сочетались между собой, каждая из них находила собственное место в общей системе вероисповеданий Китая. Принципы конфуцианства использовались во взаимоотношениях между людьми, даосизм — в сфере чувств человека, буддизм помогал исправлять грехи, поддерживал мечты о светлом будущем.

Сложившаяся система китайских вероисповеданий образовывалась прежде всего на нижнем уровне социальной иерархии, в виде суеверий, традиций и обычаев. Бедные китайцы даже не выделяли отдельных религий, а обращались сразу ко всем богам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]