Ниндзюцу: единоборство, хранящее секреты и традиции воинов-ниндзя


Основы учения ниндзюцу

Главный принцип ниндзюцу – невозможность достичь состояния полной безопасности. Любое действие рождает противодействие. Чем сильнее наносится удар по природному балансу, тем опаснее и разрушительнее будет ответ. Решение проблемы лежит в понимании закономерностей мироздания и умении свести к минимуму негативные последствия от вмешательства в мировую гармонию.

Учение основывается трех группах умений и навыков, которые, образуя стройную систему, позволяли воинам ниндзя противостоять любой угрозе:

  • Первая группа навыков связана с умением извлекать максимальную пользу из условий окружающей среды для успешного выполнения миссии. Ниндзя должны были научиться распознавать следы, становиться неуловимыми для врага, обходить ловушки и устраивать засады. Для этого им нужно было покорить все 5 стихий – Ти (Землю), Суй (Воду), Ка (Огонь), Фу (Воздух) и Ку (Пустоту, или первооснову всего).
  • Вторая группа навыков обеспечивает успех в ведении боя с противником. Сюда включены следующие подразделы:
  • Тайдзюцу – навыки совершенного владения телом;
  • Бу-дзюцу – освоение оружия.
  • Третья группа навыков посвящена духовной практике Нимпо-миккё, с помощью которой мобилизуются внутренние ресурсы организма и постигается первооснова мира – Ку, или Пустота.

Боевые техники ниндзюцу

Историк-японист А.М. Горбылев считает, что система обучения ниндзя основывалась на технике рукопашного боя дзю-дзюцу и на искусстве обращения с оружием под названием будо. При этом самурайские стили ведения боя сильно отличались от бу-дзюцу, которое использовали ниндзя. Основные отличия боевого искусства шпионов в следующем:

  • большее число ударов, по сравнению с дзю-дзюцу самураев;
  • частое использование удушающих приемов как более бесшумных;
  • повышенное внимание к сражениям на ограниченном пространстве (в кустарниках, зарослях бамбука, тесных комнатах с низким потолком и др.). Бой на ограниченной площади вынуждал воинов использовать короткие удары и укороченные варианты оружия. Так, мечи ниндзя были значительно меньшей длины, чем самурайские.
  • предпочтение отдавалось неожиданным нападениям сзади, под покровом ночи или из засады;
  • больше времени уделялось на отработку приемов дезориентации противника, которые позволяли рассекреченному шпиону незаметно скрыться.

Чтобы оторваться от преследователя, воин-ниндзя резко падал под ноги врагу, и тот перелетал через шпиона, лишаясь возможности ориентироваться в пространстве. При нападении сбоку лазутчик внезапно тормозил, пропуская противника вперед и нанося удар мечом со спины.

А.М. Горбылев считает, что искусство ниндзюцу в целом предполагало изучение приемов внезапной атаки. При этом воины избегали открытых боев, стараясь победить раньше, чем будет замечен противником.

Сюрикены — страшное оружие

Всем известно, что ниндзя обожают сюрикены — метательные снаряды, напоминающие звёзды. В фильмах синоби мечут их с такой силой, что прошибают стены, пронзают насквозь врагов в современных бронежилетах и даже ампутируют противникам конечности! Вот что значат тайные техники ниндзюцу.

На самом же деле метнуть сюрикен так, чтобы отрубить врагу ногу, не сможет даже чрезвычайно сильный человек.

Если, конечно, у него нет руки‑протеза со встроенным пружинным сюрикеномётом, как у главного героя игры Sekiro: Shadows Die Twice. Но вряд ли у настоящих синоби были такие технологии.


Скриншот из игры Sekiro: Shadows Die Twice
Сюрикены никогда не были главным оружием ниндзя, поскольку убить такой штукой человека весьма затруднительно. Чаще они использовались Classical Weaponry of Japan: Special Weapons and Tactics of the Martial Arts для дезориентации противника: вам в лицо прилетает парочка таких, вы инстинктивно отворачиваетесь, чтобы сберечь глаза, и получаете кусари‑камой по черепу.

Кроме того, сюрикены обладают весьма посредственной баллистикой, поэтому их бросали по принципу «да попади ты уже хоть куда‑нибудь». А ещё их смазывали Secrets of the Samurai; A Survey of the Martial Arts of Feudal Japan, Black Belt ядом или покрывали звериными, а то и собственными фекалиями, чтобы увеличить шанс заражения крови у противника при ранении. Кстати, делать то же самое, например, с бамбуковыми копьями, тоже не возбранялось.

Зачастую сюрикены также закапывали в землю на некоторое время, чтобы их поверхность покрылась Secrets of the Samurai; A Survey of the Martial Arts of Feudal Japan анаэробными бактериями Clostridium tetani, вызывающими столбняк. И тогда даже царапина от такого снаряда становилась опасной.

Сюрикены не были единственным оружием дальнего боя. Ещё ниндзя стреляли Ninja AD 1460–1650 из луков, мушкетов и аркебуз. А также пользовались бомбами и закладывали мины.

Кроме того, сюрикены не обязательно были похожи на звёзды. Это могли быть и просто заточенные тонкие ножи, и круглые метательные снаряды, и нечто похожее на монеты или палочки для еды — такие штуки можно было запросто пронести мимо охраны.


Фото: Rustedshuriken / Wikimedia Commons

И кстати, сюрикенами пользовались Secrets of the Samurai; A Survey of the Martial Arts of Feudal Japan не только ниндзя, но и самураи — ничего позорного в том, чтобы забрасывать врага острыми штуками, намазанными всякой пакостью, они не видели.

Экипировка ниндзя

Маскировочный костюм ниндзя назывался синоби-сёдзоку. Он состоял из следующих элементов:

  • уваги (куртки с потайными кармашками);
  • додзимэ (пояса с восьмислойной железной цепью в сердечнике);
  • ига-бакама (штанов с потайным карманом);
  • дзукин (маски, скрывающей лицо);
  • тэкко (накладок на тыльную сторону руки);
  • кяхан или асимаки (ножных обмоток, в которых ниндзя прятали оружие);
  • таби (обуви-носков с отдельным большим пальцем);
  • варадзи (чрезвычайно прочных сандалий);
  • уваппари (верхней куртки, которую можно было использовать в качестве парашюта);
  • нагабукуро («рюкзака» ниндзя).

Переменное одеяние носило название «кавари-гомоно» и являлось разновидностью куртки уваппари. Дополняла костюм ниндзя соломенная шляпа амигаса.

Доспехи воинов-шпионов делились на два типа:

  • полный кольчужный доспех, или кусари-катабира;
  • легкие доспехи из кожи и железных пластин – татами-гусоку.

Защиту воина обеспечивали щиты:

  • круглый тэцу-но камэ;
  • толстый кожаный щит нэрукава-ита.

Вышеуказанные элементы обеспечивали надлежащую защиту и одеяние воина-шпиона.

Ниндзя носили чёрное


Кадр из фильма «Ниндзя — 2»
В современной культуре ниндзя — это такие психи в чёрных пижамах и балаклавах, размахивающие руками и кричащие «ки‑и‑и‑йа!». Но настоящие синоби так, естественно, не одевались.

Типичный ниндзя, отправляясь на миссию, скорее всего, выглядел Ninja AD 1460–1650 как обычный крестьянин: облачался в поношенную японскую накидку гаппа, закрывал лицо тканевым капюшоном зукин. Такая личность не вызовет подозрения у городской стражи — мало ли оборванцев шатается вокруг?

Совершенно незачем надевать чёрный обтягивающий костюм и лезть по стенам, когда можно прикинуться очередным батраком и спокойно войти в ворота. Камер с идентификацией по лицу тогда ещё не придумали.


Фото: Kusakabe Kimbei / Museum of Photographic Arts Collections / Wikimedia Commons

Ещё ниндзя маскировались The Enemy Within под жрецов, артистов, прорицателей, торговцев, ронинов, монахов, а особо наглые могли выдать себя за благородного самурая.

Более всего синоби любили облачение монахов комусо, ведь те носили Ninja AD 1460–1650 на головах шляпы‑корзины, полностью скрывающие лицо. Кроме того, под их свободной одеждой легко было прятать оружие Handbook to Life in Medieval and Early Modern Japan, The ninja: ancient shadow warriors of Japan . Притворившись играющим на флейте комусо, побирающимся на площади, можно было часами сидеть у нужного здания и шпионить, не вызывая подозрений.


Фото: Tarourashima / Wikimedia Commons

И даже если синоби захотел бы пробраться куда‑то, прячась в тени, он не оделся бы в чёрное, так как этот цвет слишком заметен. Он предпочёл бы что‑то серое или тёмно‑красное, лучше Ninja AD 1460–1650 скрывающее в сумраке.

Чёрный костюм ниндзя, популярный сейчас, произошёл из японского театра бунраку, где его носили The analysis of performance art : a guide to its theory and practice закулисные работники, чтобы их не замечали на тёмном фоне.

Оружие средневековых шпионов

Оружие, которым пользовались воины ниндзя, можно разделить на несколько категорий:

  1. Огнестрельное оружие, или каки, могло быть фитильным, кремневым, духовым и секретным, то есть замаскированным под различные вещи. Например, ружья маскировали под меч Вакидзаси, футляр для кисти и курительную трубку.
  2. Пушки харинуки-дзюцу, в отличие от деревянных мокухо, имели несколько слоев покрытия из бумаги.
  3. В качестве зажигательных средств использовали огненные стрелы, полые бамбуковые трубки, начиненные взрывчатой смесью, и горящие сюрикены.
  4. Часто в ход шли всевозможные яды, позволяющие уничтожить противника и не оставить следов.
  5. В боевых операциях ниндзя пользовались холодным оружием:
  • мечами (ниндзя-то, синоби-гатана);
  • ножами (танто);
  • копьями (сибаки-яри);
  • серповидными копьями (камаяри);
  • секирами (оно);
  • малыми алебардами (конагината);
  • скрытым оружием, замаскированным под другие предметы (сикоми-дзуэ);
  • полусерпами с грузом на цепи – кусари-кама.
  1. Популярным среди ниндзя было метательное оружие:
  • половинный лук (ханкю) и стрелы (юмия);
  • различные виды сюрикенов;
  • отравленные стрелы фукия, которыми стреляли из духового «ружья»;
  • утинэ – короткие стрелы с тяжелым наконечником и т.д.

В сражении воины пользовались также боевыми шестами, дубинками, веревками и цепями.

Ниндзя вооружались специальным мечом — ниндзято


Фото: Danny Choo / Flickr
Когда мы говорим «самурай», то представляем себе усатого мужчину с выбритым лбом и изогнутой катаной. Когда слышим «ниндзя», рисуем в голове образ воина в чёрном, носящего короткий прямой меч. Люди, которые считают, что разбираются в японской культуре, назовут это оружие «ниндзято», или «синобигатана» — меч синоби. У этого меча недлинный прямой клинок Art of the Ninja и квадратная цуба.

Вот только нет никаких доказательств, что ниндзято действительно существовали во времена настоящих синоби. Это новодел Japan: its history, traditions, and religions. With the narrative of a visit in 1879, Stage Combat: Fisticuffs, Stunts, and Swordplay for Theater and Film , не упоминавшийся нигде вплоть до XX века.

Мечи ниндзя иногда использовали, но это были привычные изогнутые вакидзаси, которые дозволялось Ninjutsu: History and Tradition носить простолюдинам. Катану и прочие длинные модели холодного оружия синоби точно не любили, поскольку такие варианты нелегко было спрятать, чтобы незаметно пронести в охраняемые места.

Кроме того, меч длиннее вакидзаси могли The Connoisseur’s Book of Japanese Swords, What Was the Sword Hunt in Japan? носить только самураи, и к простолюдину с подобным клинком появилось бы много вопросов.

В основном ниндзя предпочитали менее заметное оружие ближнего боя. Например, всем известные Скорпион из серии файтингов Mortal Kombat и Рейдзё из фильма «Ниндзя‑убийца» носят нечто вроде ножа на длинной цепи или верёвке. И такое оружие имеет реальный прототип.


Фото: Mkill / AMorozov / Wikimedia Commons

Настоящие синоби использовали Ninja, the Invisible Assassins кусари‑кама — серп на цепи, который легко маскируется под сельскохозяйственное орудие, и кунай — острый широкий нож, который смахивает на мастерок. Ещё ниндзя таскали Secrets of the Samurai; A Survey of the Martial Arts of Feudal Japan кусари‑фунду — это оружие представляет собой модифицированный цеп для риса, куда более опасный, чем привычные всем нунчаки. Как видите, большинство штуковин из арсенала синоби‑но‑моно можно легко выдать за инструменты крестьянина.

И даже если ниндзя понадобится взять меч (например, при успешном перевоплощении в самурая или ронина), он не будет биться по правилам Бусидо. Ножны заполняли Ninja, the Invisible Assassins смесью красного перца и железных опилок, чтобы можно было при случае ослепить противника, просто достав клинок.

Тренировки детей-ниндзя

В Японии существовало несколько кланов ниндзя, в которых будущие воины проходили суровую подготовку практически с рождения. Например, колыбель новорожденного специально раскачивали таким образом, чтобы она постоянно ударялась о стену. Из-за частого сотрясения малыш вынужден был напрягать тело, благодаря чему в зрелом возрасте воин мог рефлекторно группировать мышцы при падении.

По правилам клана, обучение боевому искусству проходили дети от восьми лет. До начала взрослых тренировок малыши учились делать следующее:

  1. Молча переносить сильную боль.
  2. Использовать тайный язык, который был известен только представителям определенного клана.
  3. Подражать звукам животных или птиц для незаметной подачи сигнала.
  4. Ловко передвигаться по деревьям, для чего ребенка могли заставить жить в кронах не одну неделю.
  5. Метать предметы точно в цель.
  6. Стойко переносить ненастную погоду (в качестве тренировки дети несколько часов подряд проводить в холодной воде).
  7. Развивать ночное зрение благодаря длительным тренировкам в темное время суток или в пещерах. Кроме того, пища ниндзя была насыщена витамином А.
  8. Надолго задерживать дыхание и быстро перемещаться под водой.
  9. Двигать суставами в любом направлении. Со временем это приводило к серьезнейшим проблемам со здоровьем. Однако ниндзя крайне редко доживали до старости.

Кроме этого, детей учили использовать любые подручные материалы для победы над противником. Вместо игрушек будущие воины играли с настоящим оружием.

Маскировочный костюм ниндзя

Историки считают, что ниндзя не носили черные облегающие наряды, часто фигурирующие в фильмах, аниме, манге. Лучшая маскировочная одежда – коричневая, пепельная, красноватая, темная серая. В таком наряде человек сливался с толпой, а вот абсолютной черный костюм ярко выделяется на фоне окружающих. В дневное время синоби носили обычную одежду.

Черный костюм, ассоциирующийся в массовом сознании с ниндзя, происходит из традиций театра кукол бунраку. В таком наряде на сцене сидел кукольник. Если по сюжету персонаж погибал из-за наемного убийцы, изображавшего его актера одевали в черный наряд кукольника.

Подготовка взрослого ниндзя

В пятнадцатилетнем возрасте ниндзя уходили в горы, чтобы приобрести знания монахов-ямабуси. Молодые воины учились готовить яды и лекарства, осваивали приемы бесконтактного боя.

В искусстве перевоплощений шпионам не было равных. Сегодня – толстяк-торговец, завтра – иссохший от голода старец. Лучшие лазутчики употребляли яд, чтобы тело выглядело более изможденным. Даже самый зоркий глаз не мог отличить опасного воина от обычного бродяги.

Ниндзя довольно часто претворялись слабыми или умирающими. Во время боя они могли сделать вид, что признают превосходство соперника и ведут бой с видимой обреченностью. В это время противник совершал смертельную ошибку – ослаблял бдительность, и тут же оказывался побежденным.

Ниндзя умели имитировать предсмертное состояние. Для этого они падали на землю, изображая конвульсии и выплевывая изо рта кровь. Когда обескураженный неприятель подходил ближе, его ждал смертоносный удар.

Легендарные способности ниндзя

В среднем воины, освоившие искусство ниндзюцу, могли преодолеть за день около сотни километров. Они приучались выбивать двери и переламывать кости противников голыми руками. Ниндзя, использовавшие длинные когти, практически всю жизнь перемещались только по деревьям.

Феноменальная выдержка помогала шпионам высвободиться из ловушек врагов, например, из капкана. Когда времени на освобождение не хватало, лазутчики могли просто отсечь ногу и скрыться от погони, перемещаясь на уцелевших конечностях.

Магией в собственном смысле слова ниндзя не владели. Все приписываемые им сверхъестественные способности вполне объяснимы с точки зрения разума:

  1. «Невидимость» разведчиков-диверсантов достигалась использованием дымовых бомб. Их взрыв вызывал яркую вспышку и фонтан искр, которые дезориентировали врага и давали возможность рассекреченному шпиону незаметно убежать.
  2. Быстро уйти от преследования ниндзя мог и без такой бомбы, если поблизости был водоем. Шпионы могли длительное время оставаться под водой, используя только полую трубку из камыша или ножны от меча.
  3. Лазутчики всегда тщательно готовились к операциям. Поэтому они заранее запоминали расположение скрытых под водой камней. Отсюда легенда об их умении бежать по воде.
  4. Поверье, что оборотня-ниндзя невозможно связать так, чтобы тот не освободился, частично является правдой. Разгадка лежит в умении воина максимально напрягать мышцы таким образом, чтобы при расслаблении тела веревки переставали туго его обхватывать.
  5. Способность ходить по вертикальным поверхностям воспитывалась годами тренировок в лесу.

Кроме того, специальные скобы позволяли шпиону надолго закрепиться на потолке, поджидая удобного момента для активных действий.

Одежда и снаряжение ниндзя

Днем ниндзя одевались как и все люди, дабы не выделяться из общей массы. А ночью они носили свободную одежду приглушенных цветов, не сковывающую движения. Темно-серый, красновато-коричневый, пепельный — эти цвета позволяли быть незаметными в темноте, чего и добивались ниндзя.

Из средств защиты синоби под одеждой носили пластины, защищающие места, по которым обычно бил враг.

Каждый ниндзя должен был иметь при себе снаряжение, которое ему может понадобиться во время «операции»:

Кагинава

Кагинава
Кагинава — крюк, закрепленный на шнуре (с его помощью можно было перелезать через стену, переправляться через водоем, связывать противника, ловить рыбу, охотиться).

Сэкихицу и ядатэ

Сэкихицу
Сэкихицу (грифель), ядатэ (чернильница с кистью), мел или уголь — с их помощью ниндзя записывали добытую информацию или наносили нужную метку.

Сандзяку-тэнугуи

Сандзяку-тэнугуи — полотенце цвета одежды, завязанное на поясе или положенное в карман. При необходимости им можно было защитить дыхательные пути от едкого дыма, связать врага, перевязать рану, отфильтровать воду и так далее.

Утидакэ

Утидакэ (цукэдакэ, хидакэ) — емкость для переноски тлеющих углей. Как правило, их делали из бамбука, изнутри выкладывали металлическими пластинами (чтобы избежать возгорания) и делали в корпусе отверстия для поступления воздуха. Носили на шнуре, привязывая к поясу.

Каса

Амигаса. Соломенная японская шляпа
Каса — национальная японская соломенная шляпа. Разновидностей шляп очень много, ниндзя выбирали нужную в зависимости от того, кем надо было представиться в данный момент. Как правило, синоби выбирали амигасу — шляпу самураев, имеющую широкие поля, под которой можно спрятать и свое лицо, и оружие.

Якухин

Якухин («аптечка») — маленькая коробочка с травами и противоядиями, подвешенная к поясу.

Тактика ведения боя в ниндзюцу

Вся деятельность ниндзя подчинялась семи основополагающим принципам:

  1. Победа – это четкое выполнение задания, а не устранение противника. Шпионы не должны были оставлять следов своего присутствия, поэтому убивали только тех, кто становился помехой на пути к достижению поставленной цели.
  2. Все действия ниндзя были направлены на успешное завершение миссии. Лазутчики стремились обезвредить противника, не вступая в открытый бой. В ход шли любые подручные материалы. Приемы рукопашного боя применялись ровно в той мере, какая была нужна для достижения требуемого результата.
  3. Главное – внезапность. Ниндзя часто имели дело с прекрасно обученными воинами. Отвлечь внимание противника, усыпить его бдительность и обмануть органы чувств можно было, используя элемент неожиданности (резкое нападение сзади, использование традиционного оружия в нестандартной манере, использование шипастых перчаток и других средств нападения, знакомых только шпионам).
  4. Условия окружающей среды служили ниндзя так же верно, как их собственное тело. Перед началом операции лазутчики внимательно исследовали местность. Используя погодные условия и особенности рельефа в своих целях, они могли быстро победить неприятеля за считанные секунды.
  5. Стиль сражения зависел от умений противника. Ниндзя приходилось вступать в схватку со многими воинами. Все они обладали разными навыками и уровнем мастерства, имели свои сильные и слабые стороны. Лазутчики должны были проанализировать особенности внешности и манеры поведения врага, учесть обстановку и точно определить, стиль какой стихии наиболее эффективен в данном случае. Например, стиль ветра не применялся в замкнутых пространствах. Стихия огня использовалась при встрече с робким противником.
  6. Шпион не должен был быть узнанным ни при каких обстоятельствах. В целях маскировки ниндзя использовали черные маски дзукин и дымовые бомбы.
  7. Успех операции напрямую связан с умением шпиона быть бесшумным и невидимым для противника. Невидимками ниндзя помогал стать камуфляжный костюм. Кроме того, лазутчики старались не появляться в поле зрения противника, используя опережающие движения, припадая к земле и прячась за окружающими предметами. Если враг засекал угрозу, можно было ослепить его разъедающим порошком или яркой вспышкой огня. Лишившись способности видеть, неприятель ориентировался на слух. Поэтому движения ниндзя были абсолютно бесшумны. Исключение составляют звуки, которыми шпионы намеренно дезориентировали соперника.

Вышеуказанные принципы ведения боя в основном помогали ниндзя с честью выполнять задания.

«Бой стихий» в ниндзюцу

Суть подготовки ниндзя заключалась в овладении пятью стихиями – Землей, Огнем, Водой, Ветром и Пустотой. Для этого нужно было войти в особое психологическое состояние, которое позволяло достичь сверхчеловеческих результатов. Источником для запуска той или иной программы служили мысленные образы, помогавшие воинам перевоплощаться в определенную стихию:

  • образ лавины в стихии Земли символизировали разрушительную контратаку;
  • стихия Огня (образ языков пламени) подразумевала быстрые прямолинейные атаки, что обеспечивало победу над трусливым противником;
  • стиль боя Воды походил на морские волны: ниндзя уворачивался от ударов, раз за разом возвращаясь с контратакой;
  • стихия Воздуха могла воплотиться в образе тайфуна, ломающего и крушащего все вокруг. В этом случае преобладали броски, круговые движения с ударом, внезапное исчезновение из поля зрения врага путем резких прыжков, кувырков и т.д.

Согласно учению ниндзя, тело воина и есть его главное оружие. Любые вспомогательные предметы (посох, сюрикен, нож и т.д.) не должны были изменять характера движений шпиона. Молниеносные, точные удары поражали болевые точки на теле противника и выводили его из строя до того, как он успевал понять, откуда нападал лазутчик.

Вспомни о главном

Любое искусство состоит в том, что человек усилием воли получает доступ к своему внутреннему миру и использует его ресурсы в мире внешнем. Как правило, делает он это по собственному желанию или по чьему-то указанию. Но в итоге мы выработали некую «привычку», помогающую действовать так, а не иначе, и все реже связываемся с нашим искусством. Мы утратили вдохновение, а в отдельных случаях и желание жить.

Но жизнь не перестает быть искусством. Искусством наслаждаться, узнавать себя и людей, искусством красоты, любви, гибкости, гармонии, доверия, искусством налаживать связи и удерживать равновесие.

Мы повторяем действия окружающих — и утрачиваем привычку быть в настоящем. Мы живем в беспорядочных мыслях. Пытаемся обрести уверенность в себе, успех, удовлетворение, высокую оценку и признание в тех областях, на которые указывает общество. Но сами находим в них лишь мимолетное удовольствие и часто расплачиваемся за него похмельем в виде одиночества и рефлексии.

Вместо того чтобы уважать время с его извечным движением, мы пытаемся его остановить; вместо восхищения — ненавидим; вместо благодарности — проклинаем; вместо использования — откладываем на потом; вместо любви — боимся… И все это мы делаем почти автоматически.

Мы хотим быть успешными и подражаем тому, кто добился успеха; хотим быть счастливыми и ищем того, кто счастлив; хотим зарабатывать деньги и ищем того, кто умеет это делать. Мы все это ищем вовне. Стараемся быть дисциплинированными, следуем правилам и учениям, вычитанным в книгах, и, хотя нам кажется, что мы чего-то добились, стоит только перестать стараться, как мы мгновенно возвращаемся в исходную точку.

Ниндзя владеет искусством жизни. Он знает, что это искусство познания, внутреннего спокойствия, наслаждения существованием, искусство вдохновения, контакта с окружающим миром и доверия. Но знает он и то, что все перечисленное находится не где-то там, а внутри него. Вот почему его практика заключается в умении наладить связь с этим искусством и жить в соответствии с его законами. Любые сложности ниндзя воспринимает как часть своего пути.

Например, одна из сложностей, которые мы переживаем на данном отрезке пути, — полное непонимание того, что происходит вокруг. Мы тратим множество сил на попытки осознать происходящее, а ведь понимание должно приходить само, естественным путем. Ниндзя, как истинный знаток универсальных законов природы, позволяет событиям идти своим чередом и доверяет Вселенной, а это и есть ключ к насыщенной и полноценной жизни.

Когда мы действуем, ведомые страхом, он нас парализует, и все попытки что-либо понять остаются без ответа. Когда же нас направляет внутренний ниндзя, мы терпеливо ждем подходящего момента, чтобы лучше разобраться в происходящем.

В этой книге мы всесторонне изучим эту идею.

Кланы ниндзя

Существовало несколько кланов ниндзя, готовивших непревзойденных воинов-шпионов. Каждый клан специализировался на конкретной деятельности и приемах ведения боя.

  1. Ниндзя из клана Фума занимались диверсионной и террористической деятельностью. Они могли надолго задерживать дыхание под водой, разрушая днища судов противника.
  2. Воины клана Гекку использовали в качестве основного оружия собственные пальцы. Быстрыми и сильными ударами они поражали болевые точки на теле врага, за счет чего бой длился всего несколько секунд.
  3. Клан Коппо использовал технику борьбы, которая в современной Японии носит название коппо-дзюцу, одного из стилей рукопашного боя в искусстве нимпо.
  4. Шпионы клана Хаттори мастерски владели техниками боя на копьях, или яри-дзюцу.
  5. Клан Кога специализировался на применении взрывчатых веществ.
  6. Бойцы клана Ига получили известность благодаря своим разработкам. Многие виды оружия для ниндзя придумали именно они.

Абсолютно все ниндзя умели потрясающе маскироваться, бесшумно подкрадываться к жертве и устранять противника еще до того, как тот заметит лазутчика. Однако каждый клан имел свои секретные техники, тайна которых ревностно защищалась от конкурентов.

Ниндзя называли ниндзя


Изображение: Katsushika Hokusai / AMorozov / Wikimedia Commons Cамое распространённое заблуждение о ниндзя касается самого их наименования: японцы никогда не использовали такое слово. Они называли Origin of the word Ninja их синоби‑но‑моно, сокращённо — просто синоби. Последнее слово означает «прятаться, скрываться», а «моно» — «человек», то есть синоби‑но‑моно — это человек, который прячется.
Слово «ниндзя» можно получить, если по‑китайски прочитать «синоби» — такое чтение называется онъёми. В итоге это произношение прижилось на Западе, потому что европейцам и американцам легче Ninja AD 1460–1650 сказать «ниндзя», чем «синоби». Но последний вариант более правильный.

Существует предположение You Didn’t Invent That: Ian Fleming and “Ninja” , что слово «ниндзя» сделал популярным Ян Флеминг с его романом о Джеймсе Бонде «Живёшь только дважды».

Кроме того, синоби иногда называли Martial Arts of the World: An Encyclopedia of History and Innovation мономи («тот, кто видит»), нокидзару («макака на крыше»), раппа («хулиган, пакостник»), куса («трава») или ига‑моно («тот, кто из Иги»). Последнее объясняется тем, что в провинции Ига обитало много кланов ниндзя.

Секретный язык ниндзя

Тайный язык воинов-шпионов – дзюмон – состоял из 9 слогов-заклинаний и соответствующих фигур из пальцев. Произнесение одного из заклинаний позволяло ниндзя входить в определенные психологические состояния и показывать сверхчеловеческие результаты.

Монахи-ямабуси считали, что каждый палец связан с телесным энергетическим каналом. Создавая комбинации из пальцев, воин должен был добиться мобилизации внутренних ресурсов организма.

Помимо этого, каждый клан имел тайный язык общения для передачи секретной информации. Коды быстро становились известны кланам-конкурентам, поэтому язык постоянно менялся.

Женщины в ниндзюцу

Женщины-ниндзя носили название куноити. В быту они чаще всего были гейшами, пользовавшимися в средневековой Японии всеобщим уважением и потому имевшими доступ в дома знати. Гейши были прекрасно образованны, умели играть на музыкальных инструментах, хорошо танцевали, знали премудрости кулинарного искусства и секреты женской красоты.

Женщина, рожденная в клане ниндзя, знала все тонкости ремесла гейши, но при этом была профессиональной убийцей. Многие полководцы и правители средневековой Японии погибли от рук прекрасных гейш. Хватало острой заколки в волосах или кольца с ядовитым шипом, чтобы незаметно поразить жертву.

Также женщины-ниндзя могли отвлекать стражников, пока другие шпионы беспрепятственно пробирались в стан врага. Основное внимание при обучении женщин-воинов уделялось использованию ядов, а также любых подручных средств в качестве оружия.

История возникновения ниндзюцу

Истоки ниндзюцу берут начало в первобытных временах. Лучшие охотники обладали способностью часами выслеживать добычу, умели читать следы и незаметно подкрадываться к животному. Однако в средневековой Японии ниндзюцу представляло собой не набор охотничьих умений, а боевое искусство.

Японские историки полагают, что на становление ниндзюцу как особого учения повлиял знаменитый трактат по ведению военных действий «Сунь-цзы», в котором китайский стратег Сунь У впервые изложил систематизированную информацию об использовании в военном деле опытных разведчиков. Доводы Сунь У опирались исключительно на логику и рациональное мышление. Как и все представители конфуцианства, мыслитель отвергал значение магии в военном деле.

Трактат был написан примерно в V веке до н. э. Однако в Японию он попал только через 12 столетий, когда Китай захватили идеи многочисленных религиозных сект, которые, напротив, считали магию и гадания реальной силой при борьбе с врагом. Поэтому вместе с «Сунь-цзы» в Японии стали популярны трактаты, описывавшие специальные заклинания для невидимости.

Японское ниндзюцу формировалось под влиянием религиозно-мистических идей синкретического учения Сюгэндо. Его последователи – горные отшельники ямабуси, которые во второй половине XII века установили контроль над значительными территориями внутри страны. Чтобы поддержать свою власть, они использовали силы армии монахов-воинов. Век спустя японские военачальники начали использовать ямабуси в качестве умелых разведчиков.

Быть счастливым

Бытует всеобщее убеждение, на которое буквально молится множество людей: счастья не существует. Догадываешься, о ком идет речь? Совершенно верно: о тех, кто не только не чувствует себя счастливым, но и не верит в существование счастья. Если такой человек не имеет хоть какой-то опоры в жизни, дело совсем плохо.

Когда я говорю «счастливый», имея в виду человека, ты можешь пояснить: безмятежный, спокойный, веселый, в гармонии с самим собой — называй, как хочешь.

Лично для меня быть счастливым не означает быть все время веселым, никогда не плакать и не грустить. Для меня счастье — это прежде всего отношение к миру. И зависит оно исключительно от тебя, мой дорогой читатель. Можно быть грустным и одновременно счастливым, можно чувствовать себя разочарованным и тем не менее быть счастливым.

То, что поддается внутренней работе, — это наше отношение к происходящему. Именно оно помогает обустраивать жизнь в соответствии с нашими предпочтениями. И это, как мне кажется, можно начать прямо сейчас. Все можно изменить, необходима лишь практика. И я имею в виду не изнурительные тренировки, а практику ниндзя — искусство выжидания. С этой практикой вся твоя система (под которой я подразумеваю тело, разум и душу) уже неплохо знакома, потому что именно благодаря ей ты когда-то учился ходить и говорить. Никто не объяснял тебе, как это делать, ты просто следовал инстинкту. И главное, в разгар процесса обучения ты не говорил себе: «Ничего не выйдет», потому что в противном случае ты бы до сих пор ползал по полу и мычал. Таково намерение, которое я в этой книге постараюсь в тебе разбудить своими советами и размышлениями, и намерение это уже есть внутри тебя.

Первые ниндзя

Историки называют первым настоящим воином-ниндзя Отомо-но Сайдзина, жившего в конце VI века. Он находился на службе у принца Сётоку Тайси, прослывшего одним из самых великих правителей Японии. Точно не известно, за кем именно следил Сайдзин – за неприятельскими армиями или политическими противниками государственной власти. До потомков дошли сведения о его поразительной памяти и внимательности к деталям. Ниндзя имел знакомых среди простых людей, что делало его фактически связующим звеном между правителем и народом.

Сайдзин регулярно докладывал принцу обо всех криминальных происшествиях в стране. Благодаря этим сведениям Сётоку с поразительной для окружающих проницательностью разрешал споры и судебные дела.

Император Тэмму (673-686) считается вторым правителем, пользовавшимся услугами шпионов. Ему служил ниндзя Такоя, который прослыл известным диверсантом. Такоя в совершенстве овладел тактикой дезориентации противника за счет диверсионной деятельности во вражеском лагере. Под покровом ночи ниндзя пробирался в стан неприятеля, совершал поджоги, сеял панику среди воинов. В это время войска Тэмму незаметно подкрадывались с тыла и наносили молниеносный удар.

Ниндзя были только мужчины


Изображение: Utagawa Kuniyoshi / Wikimedia Commons
Считается, что ниндзя становились исключительно мужчины, но это не так. Женщин среди них тоже хватало — их называли куноити. Согласно сборнику Bansenshukai Bansenshukai Фудзибаяси Тасутакэ, обучались они куноичи‑но‑дзюцу — это женское искусство ниндзя.

Основной задачей куноити был шпионаж. Они притворялись The Secrets of Koga‑ryu Ninjutsu, Ninjutsu Omens in Our Land гейшами, проститутками, служанками, артистками и музыкантшами, чтобы втираться в доверие к знатным самураям, а затем подслушивать и подглядывать за ними. При необходимости могли отравить или заколоть свою цель.

Поскольку женское обаяние — страшная сила и красивой девушке люди выбалтывают секреты охотнее, чем мужчинам, куноити без работы не сидели.

А в XVI веке даймё Такэда Сингэн даже создал Martial Arts of the World: An Encyclopedia of History and Innovation целую сеть шпионок‑куноити во главе с Мотидзуки Чиёме — дворянкой, которая совмещала разведывательную деятельность с поэзией.

Монахи-воины сохэи

Некоторые историки считают основоположниками ниндзюцу монахов-воинов (сохэев). В поддержку этого мнения можно сказать: сохэи действительно организовали знаменитую школу подготовки ниндзя – Нэгоро-рю.

Начало деятельности монахов-воинов относится к X-му веку, когда буддийские монастыри приобрели значительные земельные владения.

В X—XII веках страну захлестнул политический хаос. К власти пришли временщики. Богатые монастыри стали легкой добычей для самураев и чиновников. Осознавая всю беззащитность своего положения, монахи с горы Хиэй создали военный отряд, который был призван обезопасить имущество монастыря от набегов неприятеля.

Очень быстро армия монахов перестала выполнять только оборонительную функцию и стала совершать атаки на храм Гион в Хэйане. В это время остальные крупные монастыри также позаботились о создании войска. Через несколько лет такие отряды были практически у всех монастырей Нары и Хэйяна.Воины-монахи ничем не уступали самураям в искусстве ведения военных действий. Численность отрядов быстро росла за счет посвящения в монахи всех желающих, прошедших военную подготовку. Часто в отряд вступали беглые крестьяне и мелкие преступники. Однако и воины высшего уровня, составлявшие гордость Японии, готовы были при первой опасности взять оружие в руки.

Период активных действий монахов-воинов продолжался с XI по XII века. Вплоть до второй половины XVI века их отряды во многом способствовали усилению хаоса, царившего в стране. Конец этому положили Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, ставшие объединителями Страны восходящего солнца.

Легендарные ниндзя

История знает немало воинов-шпионов, достойных памяти потомков. Перечислим некоторых из них:

  1. Отомо-но Сайдзин вошел в историю Японии как первый ниндзя, который фактически служил осведомителем принца Сётоку Тайси. Некоторые ученые считают, что Сайдзин служил мэцуке (полицейским), но по методам ведения слежки он может быть причислен к профессиональным шпионам.
  2. Ниндзя Такоя специализировался на диверсионных актах: внезапные пожары вносили панику в ряды неприятеля и ослабляли бдительность. Благодаря этому японская армия беспрепятственно заходила с тыла и громила неприятельские войска.
  3. Унифунэ Дзиннай стал известен тем, что убил богатого феодала, пробравшись в дом жертвы через канализационную систему. Для этого ниндзя пришлось несколько дней просидеть в выгребной яме среди нечистот. Феодала лазутчик заколол копьем и ускользнул обратно тем же путем.

Упоминания о первом клане ниндзя содержатся в летописях IX-го века. Его основателем стал некий Дайцукэ. Именно этот клан при помощи монахов ямабуси первым стал готовить воинов для разведывательной и диверсионной деятельности.

Смысл жизни ниндзя был в выполнении задания. Только победа могла дать возможность его клану выжить и занять видное место в обществе. По этой причине пожертвовать собой ради миссии считалось делом чести. История не сохранила имена многих воинов-шпионов, отдавших жизнь во имя процветания своего рода.

Книги о ниндзюцу

Узнать больше достоверной информации о ниндзюцу можно из книг, написанных Масааки Хацуми или его учениками.

  1. Масааки Хацуми, «Сущность ниндзюцу, традиции 9 школ».

Издание поможет понять психологию воинов-ниндзя, культуру и философию средневековой Японии, а также расскажет о великих сэнсэях, о техниках тренировок и результатах, которые способны достичь люди, прошедшие суровую подготовку ниндзя.

  1. Стивен К. Хайес, «Ниндзюцу – боевое искусство невидимого воина».

Стивен Хайес – ученик Масааки Хацуми, получивший звание шидоси (учителя). Книга ориентирована на практическое применение – тренировку силы духа, интуиции, воли, выносливости и навыков выживаемости в любых условиях, а также на освоение искусства владения собственным телом.

  1. Валерий Момот,«От ниндзюцу к нинпо: основы Будзинкан тайдзюцу (практическое пособие)»

Автор книги – еще один ученик Масааки Хацуми. Пособие состоит из двух частей. В первой рассказывается о происхождении искусства ниндзюцу и о жизни средневековых шпионов. Вторая часть посвящена прикладной технике рукопашного боя с подробными планами занятий и визуальным материалом. Отличный вариант для тех, кто хочет больше узнать о воинах-невидимках и постичь основы боевых техник ниндзюцу.

Как следует из всего вышеуказанного, учение ниндзя включает не только приемы рукопашного боя, шпионское оружие и экипировку. Сюда входит и особая духовная практика, позволяющая овладеть пятью стихиями и превзойти человеческие возможности. Постичь тайны ниндзюцу – искусства невидимок – можно только путем тяжелых тренировок и ежедневных медитаций.

Путь ниндзя: искусство жизни

Моя жизнь всегда была связана с боевыми искусствами. В определенном смысле боевые искусства помогали мне сохранять связь с собой даже в те моменты, когда я не делала для этого никаких сознательных усилий. Точно так же кто-то другой танцует, поет, рисует, пишет стихи, создает скульптуру, что-нибудь строит или штурмует горные вершины: даже если в его жизни царит полный хаос, стоит ему заняться любимым делом, как он обретает уверенность в себе и полноценную связь с самим собой.

Я отправилась в Японию, чтобы встретиться с великим мастером Масааки Хацуми, живой легендой и последним ниндзя на земле. Соке, или Верховный наставник, как называют иногда сенсея Хацуми, наследник девяти традиционных школ ниндзя и самураев — человек совершенно удивительный. В свои восемьдесят пять лет он сохраняет редкостную жизнерадостность, невероятную гибкость и неописуемое мастерство.

Его миссия — служить людям, делать их счастливыми, как он сам говорит на своих уроках. Эту миссию он осуществляет, обучая своему искусству других, и его круглый год посещают люди со всех концов света. Они специально едут в прекрасную Японию, чтобы побывать на уроках сенсея.

Посредством боевого искусства, которое заключается в ударах ног и кулаков, а также тысячелетней технике неподвижности, сенсей обучает мастерству жизни — искусству, которое включает в себя умение бороться лишь в том случае, когда это на самом деле важно. Согласитесь, мощнейшее и очень действенное умение в нашей повседневной жизни.

И сегодня я вспоминаю услышанные когда-то слова сенсея Хацуми о том, в чем состоит искусство современного ниндзя: «Ты должен отыскать мастерство, заключенное внутри тебя самого, и позволить ему выйти на свободу. Настоящая тренировка — это умение вспоминать о том, что ты и так уже знаешь». «Уже знаю? — подумала я. — Но если я уже все знаю, почему кто-то должен меня учить?» И словно угадав мои мысли, сенсей продолжил: «Хороший мастер помогает тебе открыть мудрость, которую ты носишь внутри себя».

Так что вы можете быть уверены в том, что внутри каждого из нас дремлет «свой ниндзя».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]