В любой, даже самой цивилизованной стране наряду с законопослушными гражданами есть и преступники. Постепенно они начинают объединяться, пока со временем союз преступных элементов не превращается в самую настоящую мафию. Нелегальные группировки занимаются торговлей наркотическими и психотропными веществами, оружием, живыми людьми и даже их органами. Япония не стала исключением. В азиатском государстве уже давно орудует мафия, которая происходит от ронинов, или, иначе говоря, дворян-самураев, некогда обедневших и ставших не на тот путь. Название ее — якудза. Это ни много ни мало, сто десять тысяч преступников, что значительно превышает численность американской мафии (двадцать тысяч). И, конечно же, они имеют свою особую историю.
Начало пути
История якудзы как мафии началась в Японии. Название это пришло из карточной игры под названием «ойтё-кабу». Это своеобразная версия игры в очко, где, складывая карты, нужно получить определённое число. Самым неудачным раскладом считается сочетание восьмерки, девятки и тройки. В сумме они дают 20, а по правилам игры это 0 очков. Числа эти произносятся «я», «ку», «са», оттуда и название банды. При таком раскладе на руках нужно обладать мастерскими умениями для выхода из неудачного положения.
Начало группировка, по самой распространенной версии, берет с трех обществ.
Мати-ёкко. В результате сокращения штата самураев в XVII веке около полумиллиона бойцов оказалось на улице. Все, что у них было, — это их боевой опыт и жестокость. Не найдя никаких средств к существованию, многие постепенно стали организовывать свои преступные банды. Они нападали на путников, грабили города и села, торговцев. Полиция вооружена была плохо, да и бою не обучена, все, на что ее хватало, — это на усмирение разбушевавшихся пьяниц. Шансов одолеть профессиональных солдат у них не было. Однако не эти самураи были всеми известными мати-ёкко, ими были городские стражи. Люди, решившие бороться, — городские задиры, игроки, мелкие преступники. И в этом не было ничего удивительного, ведь мирные граждане бы никогда не взялись за оружие. Их победы над самураями были оценены народом, однако со временем мати-ёкко начали сами заниматься преступной деятельностью, не очень-то отличающейся от занятия их врагов — бывших самураев.
Тэкия. Их история началась не с такой воинственности. С давних времен по территории Японии слонялись люди, торгующие снадобьями, зельями и всякой мистической ерундой. Изначально они именовались знахарями, со временем они создали свой бизнес и начали именоваться тэкия, то есть коробейники. Торговать они начали уже всем подряд, руководствуясь правилом «Не обманешь — не продашь». Качественными их товары назвать было нельзя, и чтобы гневные покупатели не наносили им вред, они начали объединяться в крупные банды. К большой группировке претензии предъявлять куда опаснее, да и грабители старались обходить их лавки стороной. В их рядах была разработана иерархическая система, которой пользуются современные якудза. Постепенно, стараясь увеличить свою прибыль, тэкия начали сами обеспечивать порядок на базарах и ярмарках. Они брали деньги с торговцев, отлавливали и наказывали карманных воров и собирали так называемую дань.
Бакуто. Их организовало само правительство, и вскоре это им обернулось плохой стороной. Правительство начало наем игроков в азартные игры, они должны были развлекать рабочих, трудящихся на государственных стройках. Игроки обыгрывали работяг, и часть зарплат работников таким образом возвращалась в казну государства. Но что и следовало ожидать, те, кто согласились обыгрывать честных рабочих, начали совершать преступления. Так как правительство нуждалось в них, на многое приходилось закрывать глаза. Именно бакуто первыми начали наносить на тело татуировки. Они татуировали полностью всю спину, а это требовало особой силы воли, ведь занимал процесс целых сто часов. Обряд обрезания фаланг пальцев за провинность тоже был придуман бакуто. Название «якудза» тоже пошло от них, ведь именно картежники знали тонкости игры ойтё кабу.
Колумбийские наркокартели
Регион:
Колумбия
Сферы деятельности:
незаконная торговля наркотиками
Горячие колумбийские парни
Как всё начиналось
В середине 70-х годов колумбийские наркодилеры поняли, что «вместе весело шагать по просторам», и стали один за другим создавать картели. В итоге они сначала создали серьезную конкуренцию, а затем и вовсе выдворили с американского рынка кубинских торговцев наркотиков.
Пожалуй, больше нигде не крутится столько денег, сколько здесь. Все знают Пабло Эскобара, который заработал своим черным делом миллиарды долларов и однажды, чтобы согреть детей и приготовить еду, сжег два миллиона (!) долларов.
Он же был одним из создателей самого известного Медельинского картеля (1976 — 1993), названного по имени родного города Эскобара. Незаконный наркооборот, отмывание денег, вымогательство, похищения, убийство, рэкет — вот неполный перечень славных дел.
Примерный семьянин (нет)
Организация в течение 17 лет орудовала как в самой Колумбии, так и соседних Перу, Боливии, Гондурасе, США, Канаде и даже в Европе. Помимо Эскобара, картель управлялся тремя братьями Очоа-Васкес: Хорхе Луисом, хуаном Давилом и Фабио. Не иначе как Д’Артаньян и три мушкетера!
Три брата-акробата
Отдельно стоит сказать об их исключительной наглости и бесстрашии по отношению к властям: 30 апреля 1984 года был расстрелян автомобиль с министром юстиции Колумбии, Родриго Лара Бонилья. Именно он внес решающий вклад в то, чтобы Эскобар был исключен из Колумбийского Конгресса и навсегда оставил политическую карьеру. Это стало началом террора. Эскобар даже организовал группу из боевиков — Los Extraditables. Ее члены занимались тем, что нападали на полицейских, чиновников и вообще всех, кто мешал делу. Любая акция совершалась в ответ на выдачу США главы мафии.
Террор достиг своего апогея в 1989 году, когда в августе был убит судья Верховного суда, в сентябре полковник полиции, в декабре директор газеты Гильермо Кано Исаса по личному заказу Эскобара.
А в августе того же года убили кандидата в президенты Луиса Карлоса Галана, который обещал в случае побед покончить с наркокартелями.
В ноябре боевики Эскобара заложили взрывное устройство в самолет, в результате чего погибли все 107 человек, бывших на воздушном судне. Сесар Гавирия Трухильо, преемник убитого кандидата, чудом избежал смерти, потому что по неизвестной причине отменил вылет.
Наркокартель Кали (1977–1998) — второй крупнейший картель Колумбии, который занимался тем же, чем и Медельинский и постоянно воевал с ним из-за этого. Его тоже основали братья – Хильберто Родригес и Хосе Мигела Орехуэла, а также Хосе Сантакрус Лондоньо. Верхушка была людьми не бедными и хорошо образованными и изначально назвала себя «Джентльмены Кали».
Структура
Во главе картеля стоял руководитель, его заместители по разным вопросам и руководители «отделов», каждый со своими задачами:
- выращивание коки;
- производство кокаина;
- перевозка товара;
- заграничные транзакции;
- логистика и бухгалтерский учет;
- обеспечение охраны картеля;
- организация боевых и карательных отрядов и т.п.
Несколько иначе построен нижний уровень наркокартелей. Здесь сочетаются друг с другом ячейки и принцип круговой поруки. В составе одной ячейки или кровные родственники,или жители одной деревни или городка, выполняющие единственную функцию — только производство, только перевозка или только добыча информации. Ячейки не имеют связи друг с другом (это дает сильную прибавку к безопасности операций), а выход на босса картеля имеет сугубо руководитель ячейки.
Все это позволило реализовать принцип Адама Смита по разделению труда и получению сотрудниками специализации плюс безопасность. Если силовики внедряют своего в одну из ячеек, он не узнает ничего больше, чем в ней происходит.
Теперь о круговой поруке: за одного члена ячейки отвечает она вся. Если участника ячейки приговаривают к смерти, с ним на тот свет уходят все члены его семьи. Отсюда вывод — идущий на предательство картеля всегда знал о последствиях.
Борьба с наркокартелями
Еще в 1984-м году колумбийское правительство начало святую войну против Медельинского наркокартеля. Как уже говорилось, в ответ последовал масштабный террор. Члены наркокартеля Кали в этой борьбе встали на сторону правительства. Еще бы — шикарный шанс уничтожить чужими руками злостных конкурентов.
При их финансировании была создана организация Los Pepes, т.е. «Преследующие Пабло Эскобара». Она уничтожила в начале 90-годов до 300 сторонников Эскобара, чем нанесла серьезный урон.
Так называемая кокаиновая война к середине девяностых завершилась перевесом силовиков. В 1993 застрелили Эскобара, а вслед за этим ликвидировали и весь Медельинский картель.
Его место занял Кали, прибравший к рукам 90% мирового рынка кокаина и имеющий миллиардные долларовые обороты. Те не просто не стали воевать с государством, а щедро жертвовали деньги политикам и полицейским.
Однако государство было настроено серьезно и картель на своих позициях не устоял.
В наручниках: правильный финал для бандитов
В 1995 году, летом, все боссы попали под арест. Были рассекречены документы о связи Кали с колумбийским правительством. Суд Майами обвинил братьев Орехуэла в провозе через США двухсот тонн кокаина и дал каждому 30 лет тюремного заключения. Приговор последовал только когда подсудимые полностью признали вину. На этом Кали закончил свою преступную деятельность.
Известные лидеры
Первым главарем банды считается Бандзуйин Тёбэй, который изначально был самураем. Путь якудзы Тебэй начал с игорного притона. Постепенно он разбогател и получил уважение и влияние. Власти города Эдо, в котором он и вел свой бизнес, предложили ему заняться наймом работников для прокладки дорог и ремонта города. Он согласился, но вместо наёмных рабочих на стройки отправлял карточных должников. Их заработную плату он забирал себе.
Еще одним известным главарем был Дзиротё. Был он лидером банды города Симидзу в 80-х годах. Отличался особой жестокостью, деля территорию, вырезал конкурентов из соседнего города. На его счету также кража золотых дельфинов с крыши старинного замка.
Законопослушные бандиты
Мафия якудза занимается преступной деятельностью различной направленности: организовывают продажу девушек в Европу, Америку и страны Востока, держат свои публичные дома, вовлекают в проституцию несовершеннолетних, распространяют запрещенную порнографию, занимаются нелегальной эмиграцией и рэкетом. Из всех мировых преступных банд именно они самые организованные и, как бы парадоксально это ни звучало, больше, чем другие группировки, чтут закон.
Группировка разделена на 750 кланов и вместе со всеми их членами составляет самую огромную мафию по численности бандитов во всем мире. Основной их враг — китайские преступные группировки. Якудза и триада, иначе говоря — китайская мафия, ведут вражду, это как дань традиции. Китайцы и японцы на протяжении многих веков считают друг друга соперниками.
Японские правители и все правительство страны в целом на протяжении всей истории главной своей задачей ставили контроль над всем своим государством. Неважно, какими именно способами приходилось это делать. Так и получилось, что сами власти занимались контролем над всем, что лежит в легальной сфере, в том числе бизнес-деятельностью, а японская мафия вела контроль над нелегальной сферой жизни азиатского государства. Мафия никогда не ссорилась с властями, а те, в свою очередь, не лезли к ним.
Принципы и убеждения
Японская мафия презентует себя рыцарским слоем, стремящимся к возрождению традиций. Ямагути-гуми организовали проект «Нинке до», направленный на продвижение идей гуманизма, чести, общественных обязательств. Мафия обещает молодежи защиту, советует избегать наркотиков, мечтает о безукоризненной, организованной стране. Участники группы поклялись бороться за благополучие державы. Проекту посвящен сайт, поддерживаемый Ямагути-гуми.
Проект «Нинке до» призван развенчать миф о том, что организованная преступность плоха и вредна. Сайт раскрывает гуманистические, социальные идеи и задачи группы, продвигает теорию общности, пропагандирует личные возможности каждого гражданина. Ямагути-гуми критиковали работу Синдзо Абэ (премьер-министра) и ходатайствовали о возрождении исконных традиций, любви к родине.
Многие отмечают, что начался необычный этап истории Японии: громче всех про ущемление человеческих прав, человеколюбие кричат бандиты. Именно они в марте 2011-го первыми пришли на помощь пострадавшим от землетрясения, помогли сохранить мир в стране.
Политически якудза – ультраправые, требующие следования семейным ценностям. По своим убеждениям они не могут убивать катаги (людей, не относящихся к своей группе), хотя другие преступные действия допустимы. Убийство других преступников идеологически допустимо.
Главное для члена банды – личная честь. В борекудан не терпят оскорблений, обид; не оправдываются. Для них несвойственно признавать ошибку. Молодежь обязана трудиться на благо клана, и лишь старшие участники вправе думать о себе. Если кто-то из группы попал в тюрьму, вся семья приходит на выручку. Помощь такого рода, готовность взять на себя вину члена группы – проявление доблести.
Мафиози презентуют себя гуманистами
Иерархия
Свою внутреннюю организацию японские якудза построили по традиционному укладу своей страны «отец — дети», «старшие дети — младшие дети». Между собой старшие и младшие дети считаются братьями, независимо от того, есть ли между ними кровная связь или нет. Глава якудзы носит гордый титул «оябун», в переводе на русский это то же, что и шеф. Он считается начальником всех, тем, кто стоит над всеми членами банды.
После шефа в бандитской иерархии стоят: старший советник, глава штаб-квартиры, заместитель и помощник шефа. Все эти преступные элементы командуют целыми рядами других преступных элементов. Чем большее количество людей находится под их влиянием, тем больше у них влияния и уважения со стороны остальных. Все они являются наследниками главаря, и в случае его смерти кто-то из них занимает его почетное место.
В иерархии есть и советники, секретари, бухгалтеры, консультанты. Сами же бандиты в своей структуре имеют старших сятэй-бригадиров, их еще называют младшими братьями, младших бригадиров, которых именуют юнцами, из простых рядов якудза.
Изредка появляются в Японии и самостоятельные единицы — одинокие якудза. Это преступники, не желающие входить в уже сформировавшиеся кланы. Однако успеха они не добиваются, ведь все территории уже давно поделены, и отвоевать их у клана просто невозможно.
Другое мнение
Газета «Панорама» (Италия), апрель 2002 г., статья Франческо Бигацци:
«Русская мафия — реальность. В Макао экс-резидент КГБ в этой бывшей португальской колонии (в звании майора) замкнул на себя все доходы от рэкета, а также основал сеть борделей, где работают тысячи женщин из России и бывших республик СССР. В Колумбии найдена старая советская подводная лодка для перевозки кокаина, со всеми судовыми документами на русском языке. Она могла перевозить 200 тонн кокаина за один раз. Заказчики — русская преступность в США. В банках же маленького острова Науру русская мафия отмыла $70 миллиардов. Наиболее позиции мафиози сильны в Испании, Чехии, Австралии, Болгарии, Португалии и Турции». Интервью специалиста Джеймс О. Финкенауэр, автор книги «Русская мафия в Америке»:
— Я считаю, что русская мафия не любит светиться. Да, Интерпол не подтвердит вам её наличие. Тем не менее суммы, которые отмываются в западных банках, гигантские, а в США уже множество вилл и фирм, записанных на подставных владельцев, принадлежат русской мафии. Рэкет, проституция, наркотики, оружие — всё это стало «русским бизнесом» на Западе. То, что русские не фигурируют в полицейских сводках, не значит, что мафии не существует вообще. Ваши мафиози хорошо умеют маскироваться. Масса пляжных вилл в Испании давно принадлежит мафиозным боссам разного уровня из России. Они ездят туда только отдыхать? Я не верю. На счетах КПСС за границей были огромные деньги. Они исчезли. Сомневаюсь, что их перевели обратно в Россию. На эти доллары и образовалась мафия.
Клановые взгляды
Группировка якудза в плане политики относит себя к ультраправым. Они выступают за идею традиционных японских ценностей в семьях, хотят, чтобы была возвращена политика милитаризма, и стремятся возродить позабытые народом самурайские традиции.
Любят они изображать себя и защитниками всех японских обездоленных. Клан Ямагути гуми в 1995 году даже оказал своему родному городу довольно внушительную материальную помощь. Городу она требовалась после произошедшего в том же году землетрясения. Впрочем, в благие их намерения люди верят мало, но их «кровавые деньги» все же были приняты народом. Ямагути гуми считаются самым большим кланом, штаб-квартира их располагается в городе под названием Коба.
Якудза делят всех людей на две категории: якудза, то есть люди из их круга, и катаги, что означает «неудачники». В последнюю категорию входят те, кто не относится к их мафии. Чтя традиции, катаги не убивают, но насилие, грабеж и любое другое издевательство над ними допускается. Убить «неудачников» они могут, только если те угрожают им. Друг друга убивать японская мафия разрешает. Бывает, что кланы воюют между собой и даже нанимают киллеров-камикадзе.
Все якудза ценят свою личную честь и честь клана. Унижать себя они не позволяют, равно как и своих братьев по клану. Признавать свои ошибки не в их стиле, ведь, по их мнению, они просто не способны делать что-то не так. Ключевое место занимает взаимная помощь. Если собрат попал в беду, якудза сделают все, чтобы помочь ему. Отступление от правил считается огромным позором, и за это следует наказание: изгнание, отрубание фаланг пальцев или смерть.
Структура Якудзы.
В ходе своего создания якудза приняли традиционную японскую иерархическую структуру оябун-кобун («oyabun-kobun»), где кобун (子分, «приёмный ребёнок») обязан выказывать лояльность по отношению к оябуну (親分, «приёмный родитель»). В гораздо более позднем периоде был разработан кодекс «дзинги» («jingi», 仁義, кодекс «справедливости и долга»), где было закреплено, что верность и уважение являются образом жизни. Отношения оябун-кобун («oyabun-kobun») закрепляются церемониальным обменом чаркой сакэ. Этот ритуал не является особенностью мира якудза и обычно встречается в традиционной японской синтоистской свадьбе и, возможно, был частью побратимских отношений. Во время Второй мировой войны более традиционная форма организации тэкия/бакуто уменьшалась, т.к. всё население было мобилизовано для участия в военных действиях, а общество находилось под бдительным и строгим оком военного правительства.
Однако, после войны якудза снова воспрянули. Предположительно, якудза проникли во все сферы человеческой жизни в Японии. Наиболее романтические сказочки говорят, что якудза принимают сыновей, которых бросили или отослали от себя родители. Многие якудза начинали свою «профессиональную» деятельность в средней или старшей школе как уличные бандиты или члены босозоку-банд (bōsōzoku). Некоторые головорезы-якудза фактически не особо умны, если не сказать умственно отсталы, но их принимают в кланы из-за хорошей физической подготовки. Возможно из-за того, что они изначально обладают более низким социальным статусом, якудза часто становятся буракумин и этнические корейцы. Лидеры кланов якудза это, как правило, очень хитрые, жёсткие и интеллектуальные мужчины, т.к. чтобы подняться до высшего уровня в иерархии якудза, нужно быть весьма конкурентоспособным и бессовестным. Кланы якудза возглавляет оябун или кумитё (kumichō, 組長, «глава семьи»), который отдаёт приказы своим подчинённым-кобун. В связи с этим организация якудза является своеобразной вариацией традиционных японских отношений сэмпай-кохай. Члены банд якудза переносят семейные отношения в кланы в том смысле, что относятся друг к другу, как к отцу или как к старшим/младшим братьям.
В кланах якудза практически все члены это мужчины и женщин очень мало. Однако, если они есть, их принято называть «o-nee-san» (お姉さん, «старшая сестра»). Когда глава Ямагути-гуми в конце 90-х гг. был убит, его жена, хоть и на краткий срок, приняла бразды правления семьёй. Якудза имеют очень сложную структуру: существует самый главный босс синдиката – кумитё, сразу за которым идёт сайко комон («saiko komon», 最高顧問, «старший консультант»), а за ним – со-хонбутё («so-honbucho», «начальник штаба»).
На следующем уровне командования стоит вакагасира («wakagashira»), который управляет несколькими кланами в регионе, а непосредственно кланом при этом управляет сятэйгасира (shateigashira). Связь каждого члена клана подчинена иерархии (sakazuki): на самой вершине находится кумитё и контролирует различных сайко-комон, которые в свою очередь контролируют своих собственных подчинённых в разных районах или городах. У сайко-комон существуют свои собственные подчинённые, включая боссов младшего уровня, консультантов, бухгалтеров и др. Те, кто получил имя от оябуна являются частью одной большой семьи и ранжируются от младших до старших братьев. Вместе с тем каждый кобун может выступать в качестве оябуна для более низкого по рангу клана, который также может стать основой для появления ещё более низкорангового подразделения. В Ямагути-гуми, которая управляет приблизительно 2500 фирмами и 500 кланами якудза, есть даже организации пятого ранга.
Отношение к женщинам
Есть группа людей, которая никогда не войдет в клан, – это женщины. Якудза не доверяют представительницам слабого пола, считают, что в тех мало отваги, силы, ума и что им следует заботиться о семье и сидеть дома. Уважением пользуются исключительно жены главарей, их называют старшими сестрами. С ними советуются, их оберегают и им всегда помогают. Все прочие женщины именуются не иначе как «подстилками». Если над женами и дочерьми якудза еще могут не издеваться, то тем, кто никак с кланом не связан, приходится довольно туго. Обращаются с ними больше как с товаром, часто подвергая насилию.
Нелегальный бизнес
Как уже было упомянуто ранее, якудза в Японии и за ее пределами занимаются разного рода деятельностью. Но что примечательно, каждый клан у них занимается только своим конкретным делом, а не всеми отраслями сразу. От их личного выбора это не зависит, история клана сама навязывает им определенное дело. Почти все мелкого и среднего ранга бизнесмены в Японии хотя бы раз сталкивались с мафией. Якудза контролируют всю территорию и тех, кто начинает на ней работать.
Крупный клан якудза уже давно вышел на высокий уровень и продолжает принимать активное участие в финансовой и политической жизни. Там они занимаются так называемым отмыванием денег, инвестируют в крупные бизнес-проекты, выбивают долги и даже вмешиваются в работу собрания акционеров больших корпораций.
Тесно сотрудничают они с китайцами и корейцами. В основном это касается наркобизнеса. На территории Японии наркотики производят, а через группировки представителей других наций их вывозят за пределы страны. Это довольно абсурдное сотрудничество, ведь японская мафия воюет с китайской триадой.
Знаки отличия
Уже несколько столетий татуировки используют члены мафии по всему миру как метку определенной банды. По ней можно понять, к какой группировке относится человек и какое положение в ней занимает. Не стали отходить от традиций и якудза. Татуировки в Японии вообще долгое время ассоциировались исключительно с ними. Люди, не состоящие в банде, не делали их, в то время как мафиози покрывали ими все свое тело. Рисунками и надписями покрывались кисти рук, голова и даже гениталии.
Порой обычные ремесленники и крестьяне попадали в ряды якудза. Татуировки в таком случае подбирались под новое имя. Имена обычно давали звучащие вроде «ревущая буря», «стальной меч», «молниеносный дракон». Сегодня татуированные люди все еще продолжают ассоциироваться с опасной бандой. В некоторые места купания даже запрещён вход для людей с изображениями и надписями на теле. Запрет этот не оправдан, так как после того, как группировку официально запретили, ее члены не стремятся так явно привлекать к себе внимание полиции и обычных граждан.
Несмотря на то что мафия японская, в ее рядах можно встретить и корейцев. Корейцы составляют всего 0,5% населения страны, и потому их, как национальные меньшинства, подвергают жестокой дискриминации. Даже родившиеся на территории Японии корейцы, как правило, признаются иностранцами лишь из-за своей этнической принадлежности. Заниматься законной торговлей они не могут, как и трудиться без получения разрешения на работу. Именно потому, что общество сделало их изгоями, мафиози стали принимать их в свои ряды. Якудза вообще с охотой принимают в свои ряды всех изгоев. Обиженные обществом, страной и всем миром, они обретают особую злобу и непоколебимую преданность тем, кто их приютил.
Всем корейцам, принятым в ряды группировки, дают новое имя. Чтобы стереть их принадлежность к другой культуре, им наносят на тело особые знаки – татуировки с японской традиционной символикой. Нередко на их теле красуются надписи на японском языке.
Мексиканская мафия – La Eme
Регион:
США, Мексика
Сферы деятельности:
наркоторговля, убийства, торговля оружием, рэкет, вымогательство, азартные игры, запугивание свидетелей
Черная рука — символ мексиканской мафии
Как всё началось
La Eme — основоположник всех латиноамериканских (в частности — мексиканских в США). Это первая группировка, которая организовала каналы сбыта, в том числе и наркотиков. Также ОПГ сделала такую схему, в которой на спрос в США создается предложение в Центральной Америке с поставкой через Мексику. Эта схема до сих пор работоспособна, как бы с этим ни боролись силовики.
Известная точная дата основания банды — 15 ноября 1957 года и место — калифорнийская тюрьма Дьюэл. 13 мексиканцев, устав от задирания со стороны белых и черных, создали свою банду и назвали ее La Eme, или Мексиканская мафия. Возглавил ее Луис «Хуеро Буйвол» Флорес.
Костяк банды: Флорес в верхнем левом углу, Морган — в правом верхнем
Обиженные на весь белые свет мексиканские парни начали в тюрьмах убийства на расовой почве и тогда даже не могли представить, что станут родоначальниками самой крупной ОПГ на территории США и дадут начало наркокартелям с баронами во главе, которые будут подменять собой армии и правительства государств.
Флорес начинает вербовать свои ряды самых отпетых мексиканцев, чтобы обороняться от обидчиков (как со стороны надзирателей, так и заключенных), а также взять под свой контроль продажи алкоголя и наркотиков.
Невыразимая жестокость через насилие и убийства приводит к скорейшему достижению этих целей. Часть членов банды через некоторое время вышла на свободу и начала собирать под свое крыло юных членов. Банда начинала разрастаться.
В началу 60-х насилие в калифорнийских тюрьмах приобрела настолько массовый характер, что главарей переводят в Сан-Квентин, чтобы обезглавить банду и вызвать ее развал. Однако ничего не вышло: один из лидеров — Родольфо Кадена — убил чернокожего американца, который подошел к нему и поцеловал, объявив «дамой сердца». Убийство произошло на глазах двух тысяч человек, и никто из них не пошел свидетелем.
Наводивший страх Родольфо Альварадо Кадено. Убит в 1972 году: 50 ножевых ранений
Джо «Деревянная Нога» Морган являлся другом Кадено и также боссом La Eme. Он был потомком хорватских эмигрантов (см. групповое фото выше). В 1946 году Морган убил мужа подружки и закопал тело, был пойман и сбежал из здания суда. Во второй раз его поймали и приговорили к девяти годам заключения в Сан-Квентине. Освободившись в 1955 году он совершает вооруженный налет, получает 17 тысяч долларов и опять попадает за решетку. В 1961 году он бежит по самолично прокопанному туннелю. Прокопал он его с помощью тарелок, ложек и лезвий, которые он хранил в протезе. Да, ногу к тому времени он потерял. »Благородство» побега состояло в том, что с Морганом на свободу вышли еще 11 заключенных.
Побеги Моргана закономерно завершились пожизненным сроком в тюрьме строгого режима, где он тесно знакомится с мексиканцами и благодаря своей связи с наркобизнесом быстро занимает верхнюю позицию в иерархии La Eme. Деревянная нога сделал решающий вклад в рост банды и в распределение финансовых потоков между ее членами.
Важнейшим фактором было то, что Джо был белым, и это дало возможность La Eme заключить союз с Арийским братством из США и совместно противостоять латиноамериканской «Нуэстро Фамилия» и афроамериканской «Черной партизанской семье».
Структура
Иерархия La Eme походит на сицилийскую Cosa Nostra. Здесь тоже есть свои «доны», советники-консильери, сподрочные, «солдаты», а также carnales («мясо»). Последние — члены ОПГ, выполняющие самые опасные и «грязные» поручения.
Новый кандидат в банду принимается по рекомендации старых участников. Но стоит только тому провиниться, «ментор» будет обязан его убить. Ничего хорошего в La Eme не ждет стукачей, гомосексуалистов, трусов, своевольников и хамов.
ОПГ до сих пор держится на соблюдении ряда заповеденией: группировка выше семьи, не выдавать своих властям и в общении с другими.
Борьба с La Eme
Трудно поверить, но стражи порядка часто встают на сторону мафии, потому что порой оказываются в ситуации, когда они вынуждены либо работать с бандитами, либо получить пулю в лоб.
Таможенники также любят щедрые подарки, которые закрывают их глаза на контрабанду.
В конце 90-х в ряды мафии принимают бывших военнослужащих, обучавшихся у американских инструкторов. За 4 года в ряды мексиканских наркокартелей пришло 100 (!!!) тысяч солдат и офицеров. В мафиозной среде они называются «сикарио» (об этом даже снято две части одноименного фильма с Бенисио Дель Торо). В их орбиту деятельности входит сбор налогов, обеспечение бесперебойного наркотрафика и уничтожение конкурентов.
La Eme и колумбийские наркокартели — единственные ОПГ в мире, кто имеет свои армии и фактически управляет странами.
Но не все так радужно: летом 2011 года американское правительство дало санкцию на арест 127 сотрудников пограничной службы таможенников, уличенных в связях с мексиканской мафией. Было установлено, что одна пропущенная машина, груженая кокаином, приносила им в карман прибыль до 1 млн долларов.
Нельзя не сказать о простых гражданах Мексики, которым осточертело положение дел в стране. Известен случай, когда жители захватили полицейский участок в Тьерра-Колорада и установили народную власть: 12 полицейских и их начальник были переданы Федеральной Полиции, потому что они участвовали в убийствах и связях с мафией.
Сложность борьбы состоит еще и в том, что в США можно дорого и легально (при условии возраста больше 16 лет и отсутствия судимостей) купить оружие, тем более через подставных лиц.
Особые ритуалы
Как у любого клана с многовековой историей, у якудза есть свои особые традиционные ритуалы. К самым ярким из них можно отнести следующие.
Искупление вины. Любой из клана может совершить ошибку. В таком случае он считается провинившимся, а вину, как известно, надо искупить. Но одними только извинениями не отделаешься, за провинность нужно при помощи молотка отрубить себе фалангу пальцев на руке. Отрубленную часть пальца провинившийся вручает боссу клана якудза. Это ритуал, восходящий еще к временам, когда было нужно управляться с мечом. С каждой потерянной фалангой управляться с мечом было сложнее, при последующем повторении ритуала владение мечом и вовсе могло стать невозможным. Сегодня отсутствие части пальца скрывают, используя для этих целей протез, чтобы не выдать свою принадлежность к мафии.
Тюремная метка. В России заключенные для отбывания наказания в тюрьмах часто наносят на свое тело самодельные татуировки, по ним можно легко узнать, за что сидел человек, сколько лет он пробыл в тюрьме. Якудза тоже делают себе характерные отметки, находясь в тюрьме: за каждый год вводят одну жемчужину под кожу пениса. Продемонстрировать годы, проведенные в тюрьме, мужчины могут в банях и саунах.
Прием в ряды мафии. Перед тем как занять какое-то значимое место в группировке, мужчины долго именуются «ученик якудзы», это низшая ступень иерархии, дойти до вершины всей преступной пирамиды можно, только преодолев все ее ступени. Обряд посвящения ученика заключается в церемонии саказукигото. Новобранец садится напротив одного из членов клана (в последующем этот человек будет именоваться его приёмным отцом) и выпивает с ним сакэ. В японской культуре распитие традиционного напитка применяется для создания связи между людьми. Эта же церемония используется и во время побратимства кланов.
Смертоносное наказание. Иногда проступки и оплошности члена банды настолько велики, что одним только отрубанием фаланги пальцев не обойтись. В таком случае применяют другой ритуал — сэппику. Иначе говоря, это ритуальное самоубийство, которое совершает провинившийся, вспарывая свой живот. Это все та же дань традициям самураев, которые таким же способом лишали себя жизни. Уйти от сурового наказания не может ни один якудза, и дело тут не только в его покорности многовековой традиции преступной семьи. При отказе члены банды сами вспарывают своему брату живот. Смертельное наказание может последовать, если член группировки сдаст кого-то из своих братьев или отцов. По традиции, попав в полицию, якудза должен взять всю вину на себя, прикрыв свою преступную банду, если же он поступит иначе, его ждет верная погибель. Даже самые суровые пытки, при применении которых была добыта информация о других членах банды, не станут смягчающим обстоятельством при наказании.
Жизнь и бандитский бизнес японской мафии получили широкое распространение в искусстве. Часто их можно встретить как героев кино, иногда аниме. Члены кланов якудза — это никого не уважающие отрицательные герои и в то же время чтящие честь и семью современные самураи. Встречаются они в таких фильмах, как «Убить Билла», «Брат якудзы», «Тройной форсаж: Токийский дрифт», «Война».
Cosa Nostra
Регион:
Сицилия, Италия и США
Сферы деятельности:
наркоторговля, игорный бизнес, сутенерство, вымогательство, рэкет, торговля оружием, мошенничество, убийства, ростовщичество
Как же эти люди не похожи на бритоголовых парней в кожаных куртках и спортивных штанах!
Как всё начиналось
Для многих людей Cosa Nostra и Mafia — одно и то же. Нет больше ни одной ОПГ, которая бы настолько была воспета, да еще и в таких мировых шедеврах кино как «Крестный отец» и «Спрут».
Итак, на рубеже 19–20 вв. полтора миллиона сицилийцев бежали в США, а это почти 25% населения острова! Наивно предполагать, что среди них не было представителей уголовного мира.
Однако не стоит считать, что сицилийская и американская «Коза Ностра» — сестры-близнецы. Мафия из США со временем сильно поутратила черты и традиции гангстеров с Сицилии. Так, знаменитейший гангстер Аль Капоне был жестко порицаем сицилийцами из-за своего образа жизни. Этому сложно удивляться, поскольку тот был рожден уже в семье эмигрантов и не знал традиций сицилийской мафии.
Как бы то ни было, но в Америку эмигранты с Сицилии перенесли криминальную деятельность: подпольный игорный бизнес, сутенерство, незаконный оборот наркотиков и оружия, теневые финансовые операции. Это в немалой степени способствовало сращивание криминалитета и властных структур.
Влияние
Наибольшего влияния Коза Ностра достигла в Нью-Йорке и Чикаго: вы только вспомните сцены из фильмов, где очередных мафиози в упор расстреливают из пистолетов-пулеметов Томпсона! Да, у мафии были конкуренты в этих двух американских городах, но они и близко не имели такой жесткой иерархии и сплоченности, действующей внутри организации круговой поруки и поддержки властей, как сицилийцы.
Мафия «присосалась» к подпольной продаже алкоголя, когда он был официально запрещен в 1920 году: были организованы розничные точки продаж, заводы по розливу спиртных напитков, налажены пути перевозки элитного алкоголя.
Аль Капоне и его группировка вступили в переговоры с криминалитетом Нью-Йорка, чтобы все итальянские преступные сообщества соединились в единую Cosa Nostra, как было в Сицилии, и расширил свою деятельность за счет продажи наркотиков.
Это начинание Капоне поддержал Чарльз «Лаки» Лучиано, один из лидеров оргпреступности в США (кстати, один из немногих гангстеров, умерший в 1962 году своей смертью). Как всегда бывает в таких случаях, нашелся консерватор и влиятельный гангстер в лице Сальваторе Маранцано, который был против таких начинаний, за что и поплатился жизнью.
Аль Капоне и Лаки Лучиано
Структура
На самом верху находится босс, он же «крестный отец» (padrino). Его выбирают голосованием глав боевых групп (capo), входящих в ту или иную «семью» (famiglia). Вплоть до середины прошлого века избрание проводилось путем голосования абсолютно всех капо (capo), но это стало невозможным из-за полицейских облав. Дону во всем отчитываются все члены «семьи», он же в свою очередь обязан знать абсолютно все о жизни общества.
Каждый босс имеет собственного подручного (sotto capo), назначаемого им собственноручно и выполняющего функцию надсмотрщика за работой капо. Интересно, что если голоса за должность padrino разделились поровну, именно подручный своим голосом решает его судьбу. Если босса убивают или отправляют под арест, подручный берет на себя его обязанности.
У дона в непосредственном подчинении есть также «консильери» (consigliere), также его помощник, но ведающий не делами группировки, а выполняющий функцию советника. Часто бывает так, что «консильери» имеет вполне легальное занятие, например он работает адвокатом и защищает членов «семьи» в суде.
Также на плечах консильери лежит обязанность третейского судьи в спорах между боссами, в коммуникациях с властями. Он взаимодействует с представителями закона (подкуп полицейских и судей). Традиционно имеет высокий авторитет в семье и пользуется безграничным доверием босса.
В структуре «семьи» действуют несколько банд под командой капореджиме (caporegime), которые подчинены подручному или лично боссу. Под командой каждого из них от 8 до 10 «солдат» (regime), и они занимаются контролем разных преступных активностей.
Кандидатуры капо представляет подручный, а утверждает сам дон, имея также право самостоятельно выдвигать своих людей на эту должность.
«Солдаты» же попадают в сообщество по рекомендации своего капо. Но перед этим они делом доказывают свою полезность для общего дела и преданность.
Ниже «солдат» в иерархии находятся так называемые «соучастники» (novicio) — они занимаются распространением наркотиков, продажей оружия, выполняют мелкие поручения.
В иерархии Cosa Nostra есть еще одна «должность» — capo di capi — голова голов или «босс боссов». Последним, кто официально носил такую должность в США, был описанный выше Сальваторе Маранцано.
Между тем, такая строгая иерархия характерна больше для итало-сицилийской версии. В Америке в «Коза Ностра» сейчас принимают людей, которые не имеют итальянских корней.
Борьба с Cosa Nostra
«Закон Омерта», он же закон круговой поруки, делает очень сложным расследование преступлений мафии. Все просто: этот «документ» обрекает на смерть любого члена сообщества, который посмел выдать полиции тайны. Самое страшное, что смерть ждет и его родню.
Благодаря этому в той же Италии осудить человека становится нереальным, потому что для этого обязательно требуются свидетельские показания другого лица.
Тем, не менее, гангстеры попадают в сети закона, когда «семьи» воюют друг с другом.
В 1984 году Томаззо Бушетта, первый мафиози, нарушивший омерту, стал информатором (pentito) в программе защиты свидетелей в Италии. Мотив его был в том, что представители других «семей» убили много его родственников.
Он работал с судьями Паоло Борселлино и Джованни Фальконе, и это помогло им достичь успехов в борьбе с ОПГ, но не спасло жизни — оба были убиты мафией в результате подрывов.
Благодаря свидетельским показаниям Бушетта за решетку попали свыше сотни гангстеров.
Бушетта в сопровождении служителей закона
В США серьезно разбираться с мафией американские власти начали лишь с середины 70-х годов прошлого века, когда стали проводится облавы, аресты главарей, внедрение осведомителей. Это дало свои плоды: сегодня это далеко не та же ОПГ, которая наводила ужас на жителей Нью-Йорка или Чикаго и диктовала свою волю другим представителям криминального мира.
Говорить о конце итальянской мафии в США и на Сицилии глупо: она просто во многом легализовала бизнес, влезла в политику и ведет себя не так дерзко, как раньше.
Официальный запрет
Долгие годы японская мафия существовала без запрета. Лишь в 1992 году правительство страны приняло акт о предотвращении их деятельности. Было определено ранее отсутствующее в законодательных актах определение преступной группировки, появился запрет на рэкет, которым промышляют якудза. Среди самих членов банды и их семей прошла волна недовольств. Дочери и жены якузда вышли на улицы Токио с демонстрацией своего протеста. Сегодня это вылилось в то, что татуированных людей в костюмах стараются не пускать в общественные места. Для них закрыты многие бани, пляжи, рестораны.
В 1990-х годах мафия якудза пережила куда более сильный удар. Начался японский кризис, который продолжается и до сих пор. В результате этого бизнес группировок начал постепенно разрушаться, а количество членов банды уменьшаться. Но их система не обречена на провал. До тех пор, пока будет существовать нелегальный бизнес, будут и якудза. Они стараются выдать себя за бизнесменов, при этом используют свой уголовный жаргон, покупают акции мировых компаний и даже участвуют в политике страны. Они есть на всех японских островах и даже за пределами свой страны.
Но люди постепенно начинают давать им отпор. Совсем недавно управляющая одного из ресторанов в Японии подала в суд на самого Кэнъити Синода, главу самого крупного из кланов якудза Ямагути гуми. Она заявила, что именно главарь должен нести ответственность за всех бандитов своего клана, которые вымогали у нее денежные средства и даже грозили уничтожить весь ее бизнес. На поступок этой женщины можно посмотреть с разных сторон. С одной стороны, это немного безрассудно, ведь, вероятнее всего, после такого заявления мафия якудза объявит ей настоящую войну. С другой же стороны, она проявила смелость, подав в суд на одного из самых опасных людей в мире.
Гурэнтай: якудза после 1945 года.
Как только Япония вступила в эпоху урбанизации и индустриализации, появилась третья группа якудза, получившая название «гурэнтай» («gurentai», 愚連隊), причём это название было получено ещё до начала Второй мировой войны. Подпадают ли гурэнтай под традиционное понятие якудза или нет, это ещё спорный вопрос, но они, вне всякого сомнения, породили группировки якудза другого рода, которые получили название «борёкудан» («bōryokudan») – «силовые группировки». Если вкратце, то гурэнтай – это банда недисциплинированных молодых головорезов, которые устраивают силовые «представления» за деньги. Т.е. воюют за тех, кто больше заплатит. Они часто участвовали в борьбе профсоюзов и других организаций рабочих, что поставило их намного ближе к традиционным японским силовым структурам подполья. В процессе милитаризации Японии некоторые из них стали представлять воинствующее крыло японской политики, известное, как «уёку» (右翼, «правое крыло»), или ультра-националисты.
В отличие от более традиционных якудза уёку не устанавливали своё влияние над какими-либо территориями – они учиняли насилие исключительно в политических целях. Самой известной группировкой уёку перед Второй мировой войной была Кокурю-кай (Kokuryū-kai, 黒龍会) – «Общество Чёрного дракона». Кокурю-кай была секретной ультра-националистической зонтичной организацией (такая организация поддерживает несколько других организаций, работающих в определенной области; или же такое учреждение является представителем объединения (союза) этих организаций и имеет собственное название), членами которой было множество правительственных чиновников и офицеров, а также множество мастеров боевых искусств и обитателей японского подполья, занимавшихся политическим терроризмом и убийствами. Также члены Кокурю-кай предоставляли услуги шпионажа для японских властей и занимались контрабандой, включая торговлю китайским опиумом, проституцией и азартными играми за рубежом – все эти области деятельности поставляли Кокурю-кай как денежные средства, так и информацию. они начали контролировать крупные морские порты и индустрию развлечений.
Самой большой зонтичной группировкой якудза стала Ямагути-гуми (Yamaguchi-gumi), появившаяся в регионе Кансай и владевшая крупной индустрией развлечений в Осаке и не менее крупными морскими портами в Кобэ. Оккупационные силы США пытались бороться с Ямагути-гуми и другими группировками, но напрасно, признав в итоге поражение в 1950 г. Постепенно якудза стали применять огнестрельное оружие и всё больше стали походить на классических западных гангстеров.
На данном этапе и тэкия, и бакуто не ограничивались своими традиционными отраслями деятельности и расширялись в любой области, которую находили выгодной. Гурэнтай в то же время приступили к принятию традиционных ролей тэкия и бакуто, что в итоге привело к столкновению между всеми тремя крупными группами якудза и борьбе за власть и престиж. В 1960-х гг. Ёсио Кодама (Yoshio Kodama), экс-националист, начал договариваться с различными группировками, первыми из которых стала Ямагути-гуми во главе с Казуо Таокой (Kazuo Taoka), Тосэй-кай (Tōsei-kai) во главе с Хисаюки Матии (Hisayuki Machii) и, в конечном счёте, с Инагава-кай (Inagawa-kai). Стычки между отдельными бандами, однако, продолжались.