Обзор аниме Steins;Gate (“Врата Штейна”, “Врата Штайнера”)

Путешествия во времени с давних пор интересовали человечество. Уверен, каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался о том, чтобы он сделал, получи возможность отправиться в прошлое или будущее. Кто-то мечтает вернуться в прошлое, чтобы исправить свои ошибки, кто-то в будущее, чтобы увидеть, каким станет мир через тысячи лет. На подобную тематику написаны сотни книг, сняты сотни фильмов, существуют даже вполне серьезные научные теории и обоснования перемещений во времени. Вполне предсказуемо, что столь животрепещущая тема не прошла мимо аниме. В текущем обзоре я расскажу вам про чрезвычайно успешное аниме, действия которого разворачиваются вокруг машины времени – Steins;Gate (“Врата Штейна”, “Врата Штайнера”).

Краткие сведения

“Врата Штейна” – выпущенное в 2011 году 24-серийное аниме, основанное на визуальной новелле. Выпуском занималась студия White Fox. Помимо сериала, был выпущен полнометражный фильм под названием “Steins;Gate: Fuka Ryōiki no Déjà vu”, который достоин отдельного обзора. Также по вселенной Врат Штейна была выпущена манга. Слово “Штейн” в названии произошло от фамилии Альберта Эйнштейна – автора теории относительности, различные аспекты которой связаны с путешествиями во времени и пространстве.

Машина времени. Услышав это словосочетание, начинаешь представлять сложные и массивные металлические конструкции с кучей разных датчиков и переключателей. Однако гениальный мозг самопровозглашенного безумного ученого Окабэ Ринтаро(он же Окарин, он же Кёма Хооин) считает иначе. Он со своими верными помощниками в лице легкомысленной девушки Маюри Сиина, толстого хакера Итару Хасиды и девушки-гения Курису Макисэ разработал устройство на основе обычной микроволновки, благодаря которому можно отправлять в прошлое короткие текстовые сообщения. Отправив такое сообщение, можно полностью поменять прошлое, настоящее и будущее. Всего одно предложение, способное изменить мир…

Я не случайно назвал Steins;Gate чрезвычайно успешным аниме: оно стабильно занимает места в десятке лучших во всевозможных мировых рейтингах. В том же рейтинге сайта World Art на момент написания обзора Steins;Gate находились на втором месте. Существует целый ряд причин, по которым это аниме так ценится фанатами по всему миру – начиная с персонажей и заканчивая роскошной историей. Итак, обо всём по порядку.

Геймплей[править]

Игрок может общаться с другими персонажами с помощью приложения RINE, отправляя сообщения или стикеры.
В Steins;Gate 0

история подаётся в виде фрагментов текста, сопровождаемых спрайтами персонажами и отдельными рисунками. В отличие от оригинальной
Steins;Gate
, сюжет в которой был в основном линеен, здесь присутствует точка ветвления в самом начале игры, после чего история разделяется на две основные ветки, которые, в свою очередь, содержат в себе те или иные концовки. Помимо точки зрения Ринтаро игроку предоставляется игра за множество других персонажей, таких как Судзуха Аманэ и Махо Хиядзё.

Сюжет игры развивается в зависимости от того, отвечает ли игрок на звонки искусственного интеллекта «Amadeus», с которым Ринтаро может контактировать через смартфон. «Телефонный триггер» из оригинальной игры заменила система «RINE-триггер» (яп. RINEトリガー), позволяющая использовать телефон для общения с другими персонажами через приложение-мессенджер RINE — после получения уведомления о новом сообщении можно будет выбирать различные варианты ответов или отправлять стикеры. В отличие от разговоров с системой «Amadeus», сообщения RINE на сюжет не влияют.

Важные обозначения

В аниме фигурирует ряд различных наименований, требующих пояснения:

ЦЕРН (CERN). Аббревиатура CERN произошла от французского Conseil Européen pour la Recherche Nucléaire (Европейский совет по ядерным исследованиям). Это крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий, расположенная в Европе.

БАК. Большой адронный коллайдер. Специальное устройство, принадлежащее ЦЕРН, и предназначенное для ускорения ядерных частиц.

Кёма Хооин. Так просит себя называть главный герой аниме Окабэ Ринтаро. В переводе на русский язык означает “Феникс жестокой реальности”, или “Химер роковой”. Пафос, пафос.

Джон Тайтор. Путешественник во времени, прибывший из будущего. На американских форумах в 2000-2001 годах появился человек, утверждавший, что он прибыл из 2036 года. Так что основой послужил вполне реальный случай.

El Psy Congroo. Окабэ часто произносит эту фразу. Она является комбинацией греческого и латыни, и означает “To Harden the Mind” (Укрепляй Разум).

Персонажи

Не все персонажи лично мне понравились (парень, выглядящий как девушка – как банально…), но нельзя отрицать тот факт, что каждый из них идеально вписался в мир “Врат Штайнера”. Каждый герой выполняет четко заданную сюжетную роль, удали любого – и сюжет потеряет частичку своей разносторонности и глубины. Нечасто встретишь аниме, в котором нет ни одного проходного персонажа. Даже второстепенным персонажам посвятили по одной-две серии, в которых они выходят на передний план и раскрывают свой потенциал полностью. И вишенкой на этом торте выступает главный герой.

Вся крутизна Окабэ Ринтаро заключена во всевозможных мелочах: в разговорах по выключенному телефону, в выкрикивании странных фразочек, в постоянном распитии Dr.Pepper, и, конечно, зловещем смехе. Все эти детали по крупицам составляют очень качественного и оригинального главного героя, за которым интересно наблюдать и которому хочется сопереживать. Да, он странный, но за этой странностью виднеется настоящий человек. В первую очередь это проявляется в отношении к его друзьям: пусть Окабэ и хочет казаться безумцем, но он очень ценит людей, окружающих его. Особенно Маюри.

Кстати, пара слов про Маюри. Кто бы что ни говорил, но именно она для меня была главной героиней “Врат Штейна”. Она, а не Курису Макисэ. Видимо, слишком уж я устал от цундере на первых ролях, поэтому Маюри оказалась глотком свежего воздуха. Просто милая и добрая девушка, взятая в заложники безумным ученым, который не хотел, чтобы та растворилась в пространстве и попала на небеса. Сцена на кладбище показалась чуть ли не лучшей во всем сериале.

Epigraph Trilogy[править]

Обложки всех трёх томов.
Сюжет игры основан на серии ранобэ Масаси Такимомто под неофициальным названием Epigraph Trilogy

, хотя во многих местах сценарий игры и ранобэ всё же отличаются между собой. Так, в трилогии освещаются только события ветки V&A, да и Кагари там играет немного другую роль, нежели в визуальном романе. Перевода ранобэ на английский нет.

«Это история, которая могла бы произойти в «Лаборатории гаджетов будущего»»
— Теглайн CD-драм.

Ограниченные выпуски ранобэ содержали в себе три части CD-драм с Махо в главных героях. По сравнению с ранобэ они намного светлее и мягче — Курису жива, Ринтаро — чунибьё, Судзуха и Моэка ведут себя как в Hiyoku Renri no Darling

, а вся история происходит на фоне повседневной жизни лабмемов.

Сюжет

К сюжетной линии у меня есть как минимум два замечания: это долгая и нудная завязка, а также приторная концовка.

1). Завязка. Она, в общем-то, является причиной, по которой я не стану советовать “Врата Штейна” абсолютно всем. Далеко не каждый человек, даже если он фанат аниме (а если не фанат – то и подавно), готов тратить несколько часов в ожидании начала интересных событий. Лично я, когда смотрел аниме впервые, прекратил просмотр после двух серий, и вернулся к нему лишь спустя месяц, прочитав кучу положительных отзывов. Я то вернулся, а многие так и останутся разочарованными…

2). Концовка. После нудной завязки вас ожидает безостановочный экшн. Кажется – вот, вот оно! Вот аниме, которое достойно называться одним из лучших! Но тут вы досматриваете до концовки… Steins;Gate для меня навсегда останется аниме, которое лучше всего демонстрирует один простой факт: “Не всегда хэппи-энд является лучшим вариантом концовки”. С одной стороны, приятно, что всё кончилось хорошо. А с другой, остается неприятное послевкусие от приторности. Последние две серии мне показались откровенно нелогичными, и сделанными лишь во имя хэппи-энда. Если вы хотите угодить большинству – вы рискуете разочаровать меньшинство, и на этот раз в меньшинство попал я. Открытая концовка подошла бы “Вратам Штейна” куда лучше, она, в общем-то, напрашивалась тоном повествования… Но что имеем, то имеем.

Относительно остального сюжета вопросов никаких нет. Достигнув середины аниме, вы уже не сможете прекратить просмотр ни при каких условиях, даже если вас силой будут тащить от монитора. Как только сюжет разгоняется, его уже не остановить. Одни события сменяются другими со скоростью света, вам лишь остается наблюдать за происходящим с открытым ртом. Ради подобного стоит потерпеть скучную завязку, жаль, что не все об этом знают, и бросают просмотр после пары серий.

Галерея[править]

  • Меню
  • Обложка ПК-версии игры
  • CG
  • Структура сюжета
  • Обложка саундтрека
  • Манга. Том 1
  • Манга. Том 1. Русская версия
  • Манга. Том 2
  • Манга. Том 2. Русская версия
  • Манга. Том 3
  • Манга. Том 3. Русская версия
  • Манга. Том 4
  • Манга. Том 5
  • Манга. Том 6

Рисовка

В BluRay издании аниме выглядит потрясающе, особенно если учесть, что студию White Fox нельзя назвать очень богатой, и бюджет на “Врата Штейна” был выделен небольшой. Художники превзошли сами себя, и нарисовали достойную картинку. Да, некоторые фоны кажутся пустоватыми, большинство действий разворачиваются на одних и тех же локациях, но подобные ухищрения вполне объяснимы и понятны. Главное – рисовка достаточно хороша для того, чтобы в полной мере передать красоту рассказываемой истории.

Музыка

Знаете, обычно в этом разделе я затрагиваю лишь саундтрек. Однако в этот раз помимо саундтрека я хочу отметить бесподобную работу сэйю. Аниме обязательно надо смотреть в оригинальной озвучке. В первую очередь из-за актера, озвучивавшего Окабэ Ринтаро – Мамору Мияно. Это тот же человек, что озвучивал Ягами Лайта в Death Note. Впрочем, голоса остальных персонажей также подобраны идеально. Взять ту же Маюри – это же сплошная милота-доброта.

Оригинальный саундтрек хорош, однако в некоторые моменты чувствуется нехватка фоновой музыки. Вместо спокойной музыки вы слушаете тишину. Впрочем, подобное также легко объяснить нехваткой бюджета. В большинстве своем музыка подобрана качественно, и она здорово дополняет происходящие на экране события. Опенинг и эндинг выполнены в своеобразной манере, и, как говорится, сделаны на любителя.

Прочие плюсы аниме

1). Научность. Да, большая часть теорий, озвученных в аниме, на самом деле псевдонаучна, однако они выглядят достаточно правдоподобно, чтобы в них верить. “Врата Штейна” не стесняются ссылаться на различные научные исследования. Передача информации в максимальном сжатии, для которого необходимы большие вычислительные мощности, или существование нескольких временных линий, между которыми возможно перемещение при достижении особого коэффициента дивергенции – все эти вещи объясняются в аниме с достаточной подробностью для того, чтобы заинтересовать, и с достаточной простотой, чтобы не утомить научными терминами и понятиями. В общем, концентрация подобной информации выбрана идеально.

2). Романтика. Ненавязчивая, но играющая значительную роль в сюжете и разнообразящая повествование. Отношения Окабэ и Макисэ очень гармонично вписываются во “Врата Штейна”, при этом добавляя нужную концентрацию драматизма и не отвлекая от основной сюжетной линии.

3). Путешествия во времени. У меня эта тема всегда вызывала особый трепет. В детстве я до глубокой ночи зачитывался фантастическими рассказами Герберта Уэллса, а фильм “Назад в будущее” я пересмотрел несколько десятков раз. Это же так интересно: связанные линией времени прошлое, настоящее и будущее; идея о том, что существует бесконечное количество альтернативный миров, и что каждое наше решение порождает пару новых. Как подумаешь об этом, и начинаешь казаться песчинкой в бесконечном потоке мироздания… Ух, ладно, перейдем к оценкам.

Тропы и штампы[править]

  • Альтернативные концовки: Концовка Курису («Rinascimento of the Unvawering Promise -Promised Rinascimento-»): Выживший в 2036 году Окабэ перемещается в 2012 год и отправляет самому себе D-RINE о том, что мир можно обмануть.
  • Концовка Маюри («Altair of the Point at Infinity -Vega and Altair-»): 7 июля 2011 года Маюри и Судзуха отправляются на машине времени в прошлое, чтобы убедить Ринтаро ещё раз попробовать спасти Курису.
  • Истинная концовка («Stardust of Intersected Co-Ordinates -Milky-Way Crossing-»): В 2025 году Ринтаро записывает D-мейл и отправляется за горизонт событий, в котором потерялись Маюри и Судзуха после событий Vega and Altair
  • Концовка Лескинена/Плохая концовка («The Gtigma Beyond the Hidden Mirror -Gehenna’s Stigma-»): Stratfor завладевает информацией о машине времени, Акихабара превращается в военную зону, а Маюри и Судзуха погибают при попытке отправиться в прошлое.
  • Концовка Махо («Automaton of Provable Existense -Twin Automata-»): Кагари находит родителей. DURPA подстраивает утечку газа в основном офисе Лескинена, он вынужден перевести оборудование в Токийский электротехнический университет. После на отель, в котором живёт Махо, совершается нападение, в связи с чем Фейрис берёт её под опеку. Махо с Моэкой становятся подругами, Моэка научилась говорить без телефона. На Махо, Окабэ, Маюри и Наэ нападает передовой отряд DURPA. Окабе объединяется с раундерами. Лескинен спасает Махо, и они направляются в университет, чтобы удалить «Амадей». В офисе происходит перестрелка. Джуди, работающая на DURPA, убивает Лескинена. На помощь Махо приходит Моэка, посланная Окабе. Джуди пытается заполучить в руки систему «Амадей», но Махо отказывается. Тогда контрольный код, который, вместо доступа к правам адиминстратора, запускает удаление программы называет Моэка. Кирю Моэка получает ранение в грудь, но выживает благодаря Курису, вызвавшей скорую помощь. Джуди теряет сознание, подстреленная Моэкой. Настоящая Курису воскресает через «Амадей», и говорит Махо, что они смогут достичь желаемого мира, имея в виду мировую линию «Врата Штейна». Окабэ приходится всё рассказать Махо, она улетает в Америку, надеясь ещё встретиться с Окабе.
    Чтобы выйти на эту концовку, необходимо не отвечать на звонок «Амадея» в лаборатории в третьей главе.
  • Концовка Кагари («Mother Goose of Mutual Recursion -Recursive Mother Goose-»): Кагари возвращает себе воспоминания и вместо Маюри отправляется вместе с Судзухой в прошлое.
  • Антагонист — Кагари в Epigraph Trilogy
    .
  • Америка захватит мир/Медведь снова зол — именно спецслужбы США и России объявят кровавую Третью Мировую войну.
  • Атака голым фронтом: В ветке V&A Судзуха во время драки с Кагари в лаборатории
    .
  • Безумный учёный: Ринтаро отказался от своего чунибьё-образа. В концовках Vega and Altair и Promised Rinascimento Хооин Кёма триумфально возрождается.
      В отличие от Ринтаро, Лескинен — самый настоящий безумный учёный, желающий погрузить мир в хаос, для чего активно практикует промывание мозгов, эксперименты над людьми и пытки.
  • Бленд-нейм: RINE (LINE), Skipe, MEGA, DURPA (DARPA), Strategic Focus (Strategic Forecasting Inc., хотя до Stratfor сокращаются оба названия)
    , DrinkWorks, Wokia, UpaTunes.
  • Бонус для фанатов:
      Один из напавших на лабораторию агентов DURPA
      одет в сумо-стикер-маску из
      Chaos;Child
      .
  • Спутник, что врезался в разрушенное здание Akihabara UPX — это


    из Anonymous;Code
    . Кроме того, отсылки на
    A;C
    есть в опенинге и во втором эндинге аниме.

  • В одном из сообщений RINE Маюри упоминает, что Наэ интересуется космосом. В 2021 году та будет работать в JAXA.
  • Упоминается также партия Мейвы — самая крупная политическая партия Японии, фигурировавшая в Chaos;Head
    . А во флэшбеке первого эпизода аниме Юки .
  • Возьми себя в руки!: В ветке Vega & Altair Дару бьёт Ринтаро после того, как тот в истерике обвиняет Махо в желании убить Маюри и вернуться на мировую линию Альфа
    .
  • Восставший из мёртвых: В концовке «Обещанный Ренессанс» Дару из 2036 года обманывает мир, загрузив сохранённые воспоминания Ринтаро
  • Враг мой: В ветке Promised Rinascimento Ринтаро объединяется с Юго, который всё ещё работает на Раундеров, на фоне общей угрозы в форме Stratfor)
    .
  • Выдать дочь за сестру — Дару вполне успешно выдавал Судзуху за свою сестру. Юки так и не догадалась, что Судзуха её дочь.
  • Голоса в голове — «Голос Бога» у Кагари, который на самом деле голос ИИ-Лескинена, внедрённый в Кагари в будущем.
  • Господа, это символично!: Отношения Курису и Махо неоднократно сравниваются с отношениями Моцарта и Антонио Сальери (в версии Пушкина и Питера Шеффера), где Курису — это гений-Моцарт, а Махо — завидующий ему Сальери.
      Ярко подсвечено названием ИИ: полное имя великого композитора — Вольфганг Амадей
      Моцарт.
  • Гранд-финал: субверсия с истинной концовкой и её мизерными размерами (около 15 минут).
  • Джедайская правда: Дару наврал о том, что Ринтаро умрёт в 2025 году. На самом деле тот впал в кому после пыток в логове Stratfor.
  • Достижения: Есть в консольных версиях и в Steam-версии игры. Например, за начало игры даётся достижение «Открой Новые Врата».
  • Драматическая смена причёски: В Epigraph Trilogy
    Окарин перестал пользоваться спреем для волос и начал ходить с чёлкой.
  • Кнопка берсерка:
      Только попробуйте тронуть Маюри, и её дочка в состоянии берсерка сделает вам очень больно. Или убьёт.
  • У Окабэ — любое разговоры о возможности восстановления Мобиловолновки (название временное) и вообще путешествиях во времени
    .
  • Махо приходит в ярость, когда кто-то путает её с младшеклассницей или с потерявшимся ребёнком.
  • Коронная фраза: А то! У Лескинена их целая куча, самая известная из них — «Where are the Japanese Shaman Girls, Lintahlo?», которую тот произнёс, опоздав на новогоднюю вечеринку в стиле мико в храме Янабаяси.
  • Те самые девочки-шаманы, которых так и не увидел Лескинен.

    • Коронный момент — возрождение Хооина Кёмы
    • Красная сельдь: Вообще всё, что связано с настоящими личностями девушки в мотоциклетном шлеме, Кагари и Юки
      , так как подсказки даются в разных главах, действие которых происходит в различных мировых линиях.
    • Красная угроза: В мировой линии 1.382733%, куда попал Ринтаро в главе X-Day Protocol, СССР не развалился и начал войну с Японией и США. С прикрученным фитильком, потому что удар был превентивным.
    • Купи долбаный гайд! — сыграно зигзагом. «RINE-триггер» не стали делать сюжетообразующим элементом именно для того, чтобы избежать тропа. Но при этом звонки системе «Amadeus» тоже ненамного очевиднее, хотя точек ветвления в сиквеле намного
      меньше.
    • Любовное письмо: SMS-сообщение Маюри к Ринтаро
      в концовке Vega & Altair.
    • Машина времени — C204, находящаяся на крыше Радио Кайкан. В Promised Rinascimento и Vega and Altair главные герои восстанавливают Мобиловолновку (название временное).
      Также FG-C193 в истинной концовке.
  • Момент губастого аллигатора — сцена с репортажем в Калифорнии о мёртвых обезьянах, которым вырезали мозг, в дальнейшем никак не упоминается. Не говорят также и о тех, кто это сделал.
  • Моральный питомец: В Twin Automata Махо помогла Моэке преодолеть комплекс неполноценности, так что та начала действовать по собственной воле и даже стала нормально разговаривать.
  • Музыкальный триппер: Messenger + Gate of Steiner = Re-awake
    .
  • Нелинейное повествование: В первую очередь это, конечно, две отдельные ветки. Также по ходу сюжета появляется много флэшбэков и флэшфорвардов, да и POV-персонажей очень много.
  • Орлангур: В Zero
    «Reading Steiner», который в оригинале был только у Окабэ, превратился в некое подобие эффекта Манделы — сотни людей по всему миру начали замечать изменения при смене мировых линий после вмешательства русских в прошлое.
  • Офигенные герои: В Gehenna’s Stigma Махо и Кагари освобождают Ринтаро из плена Stratfor.
  • Поднял уровень доброты — Моэка в Twin Automata.
  • Поднял уровень крутизны — Дару и Рукако в 2036 году
  • Почему ты отстой: Две речи, и обе о том, что Ринтаро — тряпка. Одну толкает Судзуха в Promised Rinascimento, другую — Махо в Vega & Altair.
  • Появление кавалерии: Когда Кагари увидела на крыше Радио Кайкан раненую Маюри, загнанную вместе с Судзухой солдатами Stratfor, то без колебаний взяла тесак и начала убивать последних.
      В концовке «Машина-близнец» на помощь Махо, которую собиралась убить Рейес, приходит Моэка
      .
  • Пришелец из прошлого: Ринтаро перемещается из 2011 в 2036 год с помощью своих воспоминаний в системе «Amadeus».
  • Промывка мозгов: В будущем Лескинен сделал это с Кагари для того, чтобы предотвратить изменение прошлого. Впрочем, даже промывка мозгов не помешала той убивать агентов Stratfor, ранивших Маюри.
      В концовке «Клеймо Геенны» Лескинен промывает мозги Махо в целях получения от Ринтаро информации о машине времени.
  • Псевдомилый злодей — Лескинен и Рейес.
  • Пытки — это серьёзно: Лескинен пытает Ринтаро (хотя этого нам не показывают) в плохой концовке. Также в Promised Rinascimento из-за пыток Stratfor Окарин провёл в коме 11 лет (с 2025 по 2036).
  • Рекурсия — в главе «Recursive Mother Goose». Всю главу Ринтаро ищет людей, знакомых с песней, которую узнала Кагари. Впоследствии выясняется, что её однажды пел Окабэ в детстве. В свою очередь, он услышал её от самой Кагари, в прошлом убежавшей от Stratfor и Лескинена и случайно с ним встретившейся
    .
  • Самый Главный Гад: В PR это DURPA
    , а в V&A —
    Stratfor
    .
  • Спецдефекты: На некоторых CG лица Ринтаро были нарисованы просто ужасно, что испортило некоторые драматичные моменты игры.
  • Технотрёп — его имитирует «Курису» в Twin Automata для того, чтобы одурачить Рейес
    .
  • Фансервис: В наличии. Вся рождественская вечеринка с одетыми с форму Санты лабмемами из него состоит. Также есть несколько CG с голыми Махо и Судзухой.
  • Ходячий макгаффин: Им становится Кагари в PR из-за находящихся внутри её мозга воспоминаний Курису с информацией о машине времени
    .
  • Цундэрэ — Amadeus-Курису, как ни странно. Также Махо, хотя она намного более сдержанный человек.
  • Эффект Ворфа: Манипулятор, безумный учёный и член «теневого ЦРУ» Лескинен в Twin Automata во время нападения DURPA умирает самым первым, от рук Рейес.
  • Ящик Пандоры — воспоминания Курису, заключённые в системе «Amadeus», и оригинал документа Накабати о машине времени стали центром международной гонки вооружений.
  • Оценки

    Персонажи – 9.0. Персонажи подобраны превосходно. Главный герой необычен и интересен. Каждому персонажу уделяют достаточно внимания для того, чтобы полностью раскрыть его потенциал.

    Сюжет – 8.0. Скучная завязка и приторный хэппи-энд не позволяют мне поставить оценку выше. Однако центральная часть аниме сделана прекрасно.

    Рисовка – 8.0. Временами простовата, однако достаточно хороша для полноценной передачи сюжета.

    Музыка – 9.0. Фоновая музыка очень приятна, но местами заметен её недостаток. Своеобразный опенинг и эндинг.

    Фантастика – 10.0. Фантастическая составляющая аниме, завязанная на перемещениях во времени, реализована безупречно.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]