История появления
С момента своего появления в XIV веке он сразу был ориентирован на высшие слои Японии. Театр Но обожали при дворе сёгуната Токугавы, особой популярностью он пользовался среди самураев и высшей аристократии. Для обычных смертных он в те времена был недоступен.
Даже сейчас, если вы посетите театр Но без ощущения некой власти в своих руках, вы не получите истинного удовольствия от просмотра игры актеров. А также не забывайте, все действие на сцене тщательно зашифровано и если не знать кода, то все, что вы увидите будет простыми странными жестами и движениями.
Все эти мелкие нюансы были приобретены со временем, а не созданы сразу. С каждым столетием театр развивался, вбирал в себя опыт веков, наполнялся списком пьес, оттачивались движения и традиции.
Японский театр Дзёрури
Первыми показывать кукольные спектакли начали куцугуси, охотники, которым нечего было делать в свободное время. Вот они и мастерили кукол, а заодно устраивали простенькие представления, себе же на потеху… Позже подобным искусством заинтересовались буддисты. Они начали рассказывать истории своих обителей и притчи, ходя по городам с маленькой сценой прямо на груди, закрепленной на шее! Потом добавили музыку, сёккэ, буддистские притчи в музыкальном переложении, и все это искусство стало носить название кугуцу. Кстати, частенько куртизанки развлекали своих господ с помощью кукольных представлений в то время.
Это искусство веками дополнялось различными элементами, как кото (смычковый инструмент, похожий на скрипку) или сямисэн (традиционный струнный инструмент в Японии). Сменялись темы для повествований, и вот однажды, потомок и ученик больших мастеров кукольного дела объединил популярную музыкальную пьесу с кукольным представлением. Дзёрури — имя девушки главного героя, популярного в те годы персонажа Минамото Ёсицунэ. По ее имени и был назван кукольный театр, который с годами становился в Японии только популярней…
Фото с сайта ptj.spb.ru
Традиции
На сцена театра Но, как это свойственно для японцев, царствовал полный минимализм. Здесь практически не было ничего из декораций, бутафории или прочих реквизитов, главное — это актер, его маска и его движения.
Традиции театра Но настолько глубоки, что большая часть кимоно и масок передавались от одного актера другому. В итоге, некоторым маскам сейчас насчитывается несколько сот лет. Все они были на сцене, на все смотрели зрители.
Свет в театре сфокусирован так, чтобы каждый зритель был способен разглядеть маску и ее эмоцию. Все действие происходит под пение хора, биение барабанов и другой музыкальной какофонии (именно таковой она будет казаться для большинства иностранцев).
Ситэ или основной рассказчик начинает повествовать о истории жизни Богов, духов, демонов, которые иногда даже спускаются на Землю и вспоминают о смертных (это так мило с их стороны). Среди «обычных людей» могут оказаться монахи, полководцы и воины, естественно и сёгун.
В зависимости от рассказа меняется и сама история. Если боги, то перед нами вполне возможно развернётся некий древнеяпонский миф из их жизни, а если же смертный полководец, то скорее всего нас ждет повествование о кровопролитном сражении. Чаще всего все эти рассказы очень архаичны и от того сейчас мало кем понимаемы.
Японский театр Бунраку
Бунраку — самый известный и крупный кукольный театр Японии. Вырос он, конечно, из кукольных представлений Дзёрури, но получил в свое время статус государственного театра. Именно Бунраку сегодня представляет японский кукольный театр. По традиции, сложившейся еще в середине 17 века, куклу, ростом в половину или треть человеческого, ведут три человека. Самый опытный отвечает за голову, двое других — за руки и ноги. Сами актеры-кукловоды обычно задрапированы черной тканью с головой. Это реально работает: через несколько минут спектакля зритель вообще перестает замечать кукловодов! Впрочем, особо известные актеры могли все же показывать свое лицо во время выступлений.
Озвучивает кукол один человек — гидаю. Повествует он от лица всех кукол, изменяя голос от низкого до фальцета, в сопровождении традиционных музыкальных инструментов. Первое здание национального цирка Бунраку было построено в 1872 году в Осаке. А в 1956 было построено новое, по более современным технологиям и с максимальным учетом потребностей артистов. Японский театр Бунраку гастролирует по всему миру с 1962 года.
Национальный театр Бунраку Вы найдете в Осаке:
Маски
Бытует мнение, что маски в театре Но создаются уже для определенных ролей, но это абсолютно не так. Все маски участвуют в разных представлениях. При этом не стоит забывать, что выражение лица на них всегда одно и то же.
В отличие от древнегреческого театра, когда лицедей мог на сцене менять маски для выражения своих чувств, тут это практически невозможно. Как итог, настоящую игру все же показывает актер, его глубоко символичные жесты и движения. Только человек на сцене способен передать все чувства маски в театре Но, без него это просто безличностная деревяшка и не более.
Но не стоит думать, что актёр только один создает необходимую атмосферу. Тут вам и Хаяси – музыкальное сопровождение, под которое играют на сцене актеры, и Утаи – речитатив хора, задающий нужное настроение. И это не касаясь темы света и тени, которой японцы уделяют особое внимания вне зависимости от вида искусства.
Сейчас существует около 200 видов масок, каждая из них выражает свою эмоцию. Но большинство из них на первый взгляд не передают вообще каких-либо эмоций.
Основным материалом для создания масок является японский кипарис. Любопытно и то, что нет одной определенной школы театра Но, все они различны. Они используют свой опыт также по разному и те же маски с одним и тем же выражением лица часто используются для разных ролей. Несмотря на всю игру актеров, маска сама по себе выражает чистую эмоцию, и от нее уже сложно отойти. Поэтому театр Но любят те театралы, которые выступают за чистую эмоцию.
Японский театр: из глубины веков
Театр в Стране Восходящего Солнца — искусство, пришедшее из действительно давнего прошлого. Первыми начали давать лицедейские представления в религиозных целях еще синтоисты, приверженцы религии, бытовавшей до буддизма в Японии. Самое интересное, что эти «шаманские пляски с бубном» под названием Кагура, довольно незатейливые, сохранились до нашего времени, как театральное искусство! Но основной толчок японский театр получил, когда почти 1500 лет назад в Японию из Китая, Кореи и Индии начал проникать буддизм. Некоторые историки полагают, что прогреческие государства Азии, Индия и Корея также были проводниками для античной драмы, одной из основных «предков» театра в мире…
Фото с сайта kabar.kg
Примерно в 7 веке из культуры соседей Япония позаимствовала искусство пантомимы Гигаку и танцы Бугаку. Гигаку прожило немногим больше 300 лет, поскольку на его основе выросли куда более интересные и сложные жанры, а вот искусство танца так приглянулось императорскому двору, что просуществовало вплоть до реставрации Мейдзи в 1868 году, когда режим сегуната был свергнут. Казалось бы, старый режим пал, но искусство танца, как составляющая традиционного искусства Японии в тот период даже пережила второй расцвет, и до сих пор представляет собой древние театральные традиции Японии!
В 14 веке в японский театр пришло сразу два направления: драматический театр масок Но и театр Кёгэн. Первый был предназначен для знати, второй относился к развлечениям низших сословий. В начале 17 века, зародился самый известный сегодня в мире японский театр Кабуки. Кроме того, из традиционных театральных развлечений старых времен до наших дней «дожили» такие направления, как Дзёдзури и Ёсэ. О каждом из этих стилей мы постараемся вкратце Вам рассказать далее…
Фото с сайта ru.sputniknews-uz.com
Игра актеров
Игра актеров непривычна для западного зрителя, как и суть пьес. Люди в Европе и Америке привыкли, что театр — это вещь очень реалистичная, пытающаяся соединить повествование на сцене, с происходящим у смотрящего. Собственно поэтому нынешний театр испытывает серьезный кризис актуальности.
Но тут балом правит глубокий символизм. Музыкальное сопровождение, пение хора и движения актеров должны показать, что их может разделять пропасть, при этом на сцене ничего не происходит. В традиционной одежде и в маске с трудом можно заметить движения, тем более мимику человека. Тем не менее, тут во главе угла поставлен жест. Многие жесты уже что-то означают, имеют свой язык, есть и такие, которые существуют только ради красоты.
В моменты, когда надо подчеркнуть особую драматичность ситуации, музыка и пение хора останавливается. Наступает молчание, если же вы искушены в подобных театральных постановках, то вы поймете, о чем вам хотят сказать. А для остальных это будет подобно тишине и нелепой паузе.
В основном играют актеры в специальных театрах. Если вам посчастливится оказаться на представлении, то запаситесь терпением, в среднем один спектакль длится около 4-5 часов. Однако, само по себе повествование не идет линейно, оно прерывается миниатюрами из жизни простых людей, иногда даже с танцами.
Такие тонкости преграждают путь всем новичкам быстро влиться и понять, о чем же им рассказывают со сцены. Но для остальных театр Но — это специфический сценический жанр искусства, в котором рассказывают не о чувствах, а об оттенках чувств.
<�Театр Ёсэ Дворец съездов японских богов>
Где посмотреть Но в Японии?
Некоторые из самых простых мест для просмотра noh сегодня-это современные крытые театры со встроенной сценой noh. В Токио к таким местам относятся национальный театр но около станции Сендагая, театр Канзе но в Гиндзе и театр Лазурной башни но в Сибуя. В Осаке есть театр Оцуки но, Нагоя имеет театр Нагоя но, рядом с замком Нагоя.
В наши дни типичная программа noh длится пару часов и состоит из двух или трех актов Noh с короткими пьесами kyogen между ними. Билеты стоят от 3000 до 12500 иен, и их можно купить в кассе или через интернет. Некоторые заведения предлагают билеты со скидкой, чтобы посмотреть один акт спектакля Noh, который может быть идеальным для тех, кто ищет короткое знакомство с японской художественной формой. Обратите внимание, что покупка билетов часто требует знания японского языка.
Отабишо. Otabisho
Как упоминалось ранее, святыни, храмы и знать были одними из первых покровителей театра Но. Соответственно, в некоторых известных святилищах и храмах красивые открытые сцены но все еще существуют сегодня. Они иногда устраивают спектакли, но билеты могут быть труднодоступны. Храм Миядзима Ицукусима (где сцена стоит на столбах в море), храм Хираидзуми Тусондзи, храм Фусими Инари в Киото и храм Ясукуни в Токио-вот некоторые места, где можно найти такие открытые сцены.
Укиё-э. Направление в изобразительном искусстве Японии
Просмотры: 2 319
Поделиться ссылкой:
- Tweet
- Поделиться записями на Tumblr
- Telegram
- Ещё
- по электронной почте
- Печать
Сценический грим Кабуки
Грим актера зависит от того, какую роль он исполняет. Играя юную прелестницу или молодого человека, лицо раскрашивается белым цветом. Для отражения более зрелого возраста, в грим добавляют коричневые оттенки. Если сценарий требует того, чтобы актер выглядел сильным и мужественным, на его лицо наносят различные полосы. Для усиления эмоционального окраса персонажа применяют специальные каноны Кумадори. Цвета канонов: синий черный и разные оттенки красного. Алый цвет означает храбрость, честность, и верность, а чёрный символизирует духовность и сверхъестественные силы. Синий в данной традиции трактуется, как зло и темные потусторонние силы.
Часто, в Кабуки роли женщин по-прежнему исполняют мужчины. И гримируют их так искусно, что со сцены таких актеров невозможно отличить от настоящих женщин. Основу данного грима составляют светлые оттенки и большое количество косметики на лице.
Японский театр Ёсэ
Разумеется, юмор не мог обойти стороной театр Японии, поэтому и был создан театр Ёсэ. Это камерный театр с комедийными представлениями, в основном, представленные жанром ракуго — рассказами со смешной концовкой, собранными из анекдотов по всей стране. Тематика ничем не ограничивалась, поэтому в этих анекдотах можно услышать забавные ситуации из политики, истории, быта, правда, старых времен. Именно поэтому современные ракугока, исполнитель жанра ракуго, часто пишут собственные сатирические рассказы…
Фото с сайта viewout.ru
Кроме ракуго были и другие популярные жанры Ёсэ, например, мандзай, диалоги с юмором, берущие начало из представлений по случаю нового года. Этот вид юмора был самым популярным в театре Ёсэ, после того, как с 1930-х годов артисты стали одеваться на европейский манер. А с развитием телевидения он прочно закрепился в различных шоу, включив в себя множество различных элементов из других областей юмора. Кроме того, в театре Ёсэ традиционно дают представления артисты жанров кодан (художественное чтение) и нанивабуси (особый способ рассказывать баллады). В перерывах между основными выступлениями всегда показывают фокусы или искусство вырезания из бумаги силуэтов.
Посмотреть спектакли театра Ёсэ (и других направлений японского театра) можно в Токио, в Национальном Японском Театре: