9 заблуждений о боях на мечах, которые нам навязали фильмы и сериалы

Меч — оружие, известное еще со 2-го тысячелетия до н.э. В разные периоды он не просто применялся на поле боя, но и доминировал на нем. Оружию давали имена, наделяли их волшебными качествами, в средневековье стали обязательным атрибутом военной и политической аристократии. Параллельно развивалось и искусство фехтования. Сегодня можно встретить только тренировочный меч, боевое оружие хранится в музеях и коллекциях, но само искусство развивается.

Фехтование на мечах.
Фехтование: от военной техники до современного хобби.

Мастер меча может держать оружие как угодно


Кадр из сериала «Игра престолов» / HBO Существует несколько способов удерживать меч, и некоторые из них отличаются от привычного нам «бей острым концом». Тем не менее персонажи фильмов и сериалов зачастую обращаются со своим оружием слишком уж вольно.
Например, в сериале «Ведьмак» Генри Кавилл перехватывает меч за лезвие перед гардой, нанося удар. С таким хватом вы лишаете свою руку защиты и уменьшаете дистанцию, на которой удар эффективен.

Конечно, это выглядит необычно и эффектно, но мастер меча так бы не делал.

Просто взгляните, как держит оружие на видео парень справа, и поймёте, о чём речь.

Или Арья Старк, которая во многих сценах неправильно держит свою «Иглу». По идее кольцо на эфесе «Иглы» должно защищать её пальцы, но она постоянно поворачивает его не туда.

Сирио Форелю стоило обратить на это внимание, пока он был жив. Девочке изувечат руку, как только она попытается парировать удар противника, который действительно умеет фехтовать.

Да будет кэндо

Самурая норовит обидеть каждый. Во второй половине девятнадцатого века в Японии началась реставрация Мэйдзи, и даже самый распоследний ронин понял: револьвер — сила, катана — могила. Меч потихоньку стал сдавать свои позиции. Иногда даже казалось, что скоро катаны и танто (самурайский кинжал) можно будет увидеть лишь на открытках и детских утренниках.

Популяризацией ставшего немодным меча в те годы занималось Общество боевых добродетелей Большой Японии, которое стремилось сохранить «кэндзюцу» — искусство владения мечом. Именно эта организация в 1920 году объединила разные школы, курсы и кружки «владей мечом как самурай» под единым названием «кэндо» («путь меча»). И чем дальше, тем больше патриотически настроенной молодёжи приходило учиться владеть двуручным мечом.

Евгений Башин-Разумовский Эксперт по историческим вопросам
К слову, иероглиф 剣 «кэн» обозначает не привычную нам катану, а прямой обоюдоострый одноручный меч, пришедший из Китая. Почему так? Японцы в словосочетании «путь меча» видят скорее архетип меча, нечто вроде «отца всех мечей». Именно таким мечом вооружён один из буддийских божеств-защитников Фудо Мё-о. При помощи прямого клинка он отсекает заблуждения и ненужные мысли.

Перерыв пришлось сделать лишь в 1945 году, когда американская власть, на правах победителя, запретила это вредное занятие — и «путь меча» прекратили преподавать в школах. Но Япония умеет ждать: прошло всего восемь лет, и кэндо в школьной программе восстановили в правах.

Меч очень здорово носить за спиной


Обложка сериала «Ведьмак» / Netflix
Авторы фэнтези упорно продолжают вешать двуручные мечи своим героям за спины. Проблема в том, что человек физически не способен вынуть меч из ножен за плечами: даже высокому мужчине просто не хватит длины рук.

Клинок держали в ножнах на бедре, откуда его легко достать. А такие длинные мечи, как цвайхандер, вообще не помещали в ножны. Их носили на плече, а в долгих походах возили на лошади или в фургоне.


Hans Burgkmair, the Elder / Achenbach Foundation, Germany

На этой гравюре XV века изображены ландскнехты с двуручными мечами. Наверняка, если меч было бы удобнее носить за спиной, они бы так и делали.

Некоторые приемы фехтования

Появление длинного меча относится к XIII веку, а к ХIV-XV векам он становится одним из основных видов европейских мечей. Длина клинка обычно не меньше 120 см, а длина рукояти может превышать 30 см.

Такое оружие, помимо значительных размеров, обладает высокой инерцией и требует специфической техники фехтования:

  1. Удары наносятся во всех плоскостях: вертикальные (восходящие и нисходящие), горизонтальные и диагональные.
  2. Высокоинерционные удары нежелательны.
  3. При нанесении удара используется принцип рычага, образуемого хватом рукояти.
  4. В завершающей фазе атаки фехтовальщик закрывается мечом.
  5. Передвижение осуществляется от стойки к стойке.

Фехтбуки того времени, кроме ударов и замахов, включали в себя несколько стоек или оборонительных позиций.

Стойка бык и правосторонний бык

Бык.
Это высокая горизонтальная указывающая стойка, при которой рукоять меча удерживается над головой или за ней. Острие клинка направлено в сторону противника, грани лезвия ориентированы вертикально.

Стойка плуг

Срединная «закрытая» стойка.

Плуг.

Рукоять меча ниже уровня пояса, острие клинка приподнято кверху и направленно на противника.

Стойка глупец

Низкая срединная стойка.

Руки вытянуты и опущены, клинок направлен острием вниз.

Стойка крыша

Высокая срединная стойка.

Руки подняты над головой или над плечом. Клинок направлен назад и вверх под углом 45°.

Смена стоек

Каждая из перечисленных стоек позволяет мягко перемещаться из одной в другую. Такие перемещения являются базовыми тренировочными упражнениями.

Смена стоек должна проходить плавно.

Защиты

Тактика, согласно фехтбука Лихтенауэра, выражается формулой «вперед—назад». При этом противник атакуется до его собственного удара и вынужден отступить.

Если такой вариант невозможен, то фехтовальщик сам ожидает атаку противника. Контратака проводится ударом. Цель такой тактики— перехватить инициативу и вынудить противника постоянно двигаться.

Фехтование длинным мечом

Средневековая техника фехтования включала в себя разнообразные приемы с использованием различных частей меча, а тактика боя выбиралась с учетом общей стратегии схватки.

Фехтование на мечах.
Фехтование на длинных мечах- средневековое развлечение.

Меч издаёт скрежет при извлечении

В фильмах и сериалах мечи извлекаются из ножен с характерным звуком, который ни с чем не перепутаешь: это скрежет стали о сталь.

Делать стальные ножны не только дорого, но и вредно для меча, ведь так он вскоре придёт в негодность. Клинок будет тереться о ножны всякий раз, когда вы его вынимаете или вкладываете обратно, и быстро потеряет остроту.

В реальности ножны чаще всего делали из дерева, покрытого кожей, тканью или мехом. И если вынуть из таких ножен меч, никакого скрежета не будет.

Крутые парни используют два меча сразу


Кадр из сериала «Игра престолов» / HBO
Парные мечи — распространённое явление в фильмах и видеоиграх, но в настоящих боях два меча использовать очень неудобно. Даже опытному бойцу будет слишком тяжело контролировать сразу два длинных клинка.

Поэтому в поединках во вторую руку брали La Scherma (Francesco Fernando Alfieri) кинжалы, баклеры (небольшие круглые щиты), плащи (чтобы запутать клинок противника), палки или даже ножны. Что угодно, кроме второго меча.

Меч — для нападения, вспомогательный предмет — для защиты.

Даже если вы сражаетесь с несколькими противниками, как сир Артур Дейн у Башни Радости в «Игре престолов», то разумнее для этого использовать один двуручный меч, а не два одноручных.

Большинство японцев, практикующих то или иное боевое искусство, единодушно почитают кэндо, как самое старшее и основополагающее искусство боя. Действительно, в арсенале других боевых дисциплин много прямых заимствований из того комплекса приемов и упражнений, которые и составляют кэндо. Так, например, множество ударов в айкидо скопированы из кэндо, с той только разницей, что в айкидо удар наносится голой рукой.

Но, пожалуй, самое главное то, что от кэндо к другим боевым искусствам перешло его философское содержание, которое обеспечивает бойцу наилучшую концентрацию перед поединком и максимальное напряжение сил в бою.

Кэндо, что в переводе с японского означает путь меча, раньше называлось – кэндзюцу – техника меча. Оно ведет свое начало от самурайского искусства боя на мечах, которое, по мнению японцев, сформировалось, как цельная система принципов и приемов к 10-11 веку. Тогда же, завезенный из Китая, обоюдоострый меч принял знакомый нам по самурайским фильмам вид чуть изогнутого, заточенного с одного края клинка длиной до одного метра с двуручной рукоятью

На протяжении нескольких столетий решающий удар в любом сражении между японскими феодалами приходился на долю меча. Тогда же, очевидно, кэндзюцу переживало период расцвета. Но в документах того времени его описания отсутствуют.

С появлением огнестрельного оружия в 16 веке, практическое применения мечей сошло на нет, составив удел бродячих самураев и разбойников, но, как это не раз бывало в Японии, именно тогда началось второе рождение кэндзюцу. Появляются многочисленные школы этого боевого искусства и издаются посвященные ему трактаты. Появляются учебные доспехи, которые используются и в наше время. И на всю страну прогремела слава самурая Миямото Мусаси мастера кэндзюцу и бродяги, который победил в 60 боях, не потратив ни на один больше трех ударов мечом. Его же перу принадлежит замечательная книга о кэндзюцу, ставшая настольной для поколений японцев.

В 19 веке ношение мечей было запрещено, но это снова парадоксальным образом только увеличило популярность кэндзюцу, которое тогда получило свое современное название – кэндо. Причем увлекались им в основном крестьяне. Что-то было в этой дисциплине, что импонировало японскому духу.

Между тем, к 20 веку кэндо окончательно превратилось из прикладного боевого искусства в вид спорта, хотя многие с этим не согласны.

Рекомендуем также почитать:

  • Миямото Мусаси – воин, не проигравший ни одного поединка
  • Карте – искусство ведения схватки голыми руками
  • История самураев – правда и выдумки

Доспехи бесполезны


Кадр из сериала «Ведьмак» / Netflix
Судя по «Властелину колец», «Игре престолов» и «Ведьмаку», самая эффективная броня — сюжетная. Главные герои практически непобедимы, а статисты, даже закованные в панцирь, погибают от одного тычка в стальную пластину на груди.

На самом деле человек в броне хорошо защищён от меча. Поэтому против воина в доспехах лучше сражаться с боевым молотом или клевцом, а меч приберечь на другой случай.

Даже простую куртку, если она состоит из нескольких слоёв ткани, нелегко рассечь мечом.

Те, у кого не было металлических доспехов, носили гамбезоны (стёганки), и они уже обеспечивали неплохую защиту. Попробуйте порезать своё одеяло ножом и поймёте, о чём речь. Та же русская шинель вполне останавливала Cut And Thrust: European Swords and Swordsmanship удары британской кавалерийской сабли.


Кадр из сериала «Ведьмак» / Netflix

Так что парень, который в «Ведьмаке» не смог устоять на ногах после того, как его полоснули мечом по кирасе, выглядит просто нелепо.

Синай — всему голова!

Сражаются в кэндо чаще всего синаями — это бамбуковый тренировочный меч, скреплённый специальными кожаными фитингами и туго натянутой струной. Прочность и лёгкость синая позволяют ограничиться лишь синяками, даже если пропустишь удар.

Путь меча. Что такое кэндо?

В кэндо на бойцах надеты куртки кэндоги и штаны-юбки хакама. В отличие от айкидо, в кэндо они, как правило, цвета индиго. Но есть масса исключений (например, дамы часто предпочитают белые одежды). Поверх одежды надевают защитную экипировку — доспехи из четырёх элементов: стилизованный шлем мэн, нагрудник до, толстые перчатки котэ и тарэ, защищающий пах бойца.

Блокировать удар чужого меча лезвием своего — отличная идея


Кадр из сериала «Ведьмак» / Netflix
Несмотря на то что в Голливуде только так и делают, принимать удары вражеским мечом на своё лезвие — верный способ испортить клинок и сделать его бесполезным. А меч — штука дорогая, и его следует беречь.

Лезвие меча делят на сильную сторону (более широкая, ближе к гарде), слабую сторону (сужается, находится дальше от гарды) и остриё (тот конец, которым следует тыкать в противника). И удары врага парировали The Myth of Edge-On-Edge Parrying in Medieval Swordplay только гардой и сильной стороной клинка, которую зачастую даже не затачивали.

Держать меч за лезвие нельзя


Hans Talhoffer, Michel Rotwyler / Wikipedia
В интернете можно часто встретить картинки, на которых средневековые воины берут свой меч не за рукоять, а за клинок. Их обычно сопровождают насмешливые комментарии в духе: «Нужно было читать инструкцию».

Однако меч можно брать за клинок! Такая техника называется Half-sword half-sword, «полумеч». Если против вас враг в доспехах, вместо того чтобы гнуть и тупить лезвие о его броню, проще ухватить меч с другого конца и ударить гардой по голове. Даже если на нём стальной шлем, такой удар как минимум будет неприятен. А то и к сотрясению может привести.

Ещё меч брали за лезвие левой рукой, оставляя на рукояти правую, чтобы усилить колющий удар. Такой приём годился, правда, только против ошеломлённого и беззащитного врага.

Удары с разворота — это здорово


Кадр из сериала «Игра престолов» / HBO
Джон Сноу и Геральт в бою вертятся вокруг своей оси, будто балерины, но настоящие фехтовальщики никогда так поступать не станут. Нельзя поворачиваться спиной к человеку, который намерен вас атаковать.

Разворот на 360 градусов в поединке на мечах бесполезен. Во-первых, так вы подставляетесь под удар. Во-вторых, вы на какое-то мгновенье выпускаете врага из виду. В-третьих, бессмысленно пытаться бить врага мечом с разворота: от такого движения легко уклониться, а удар усиливается незначительно.

История боя на мечах

История развития фехтования неразрывно связана с эволюцией военного дела и промышленных технологий:

Период Древнего мира

Этот многовековой промежуток времени характеризуется относительно низким развитием металлургии и невысоким качеством оружия.

Фехтование представляет собой как простую совокупность основных приемов, используемых в бою, так и вид зрелищного искусства. Меч гладиус.

Вершина тактики этого периода— сомкнутый строй когорты римского легиона. Легионер сражается коротким гладиусом, поражая противника уколом из-за щита.

Позднее гладиус заменяется более длинной спатой, заимствованной у покоренных кельтов.

Аналоги спаты применяют и варварские племена, в которых отсутствовал такой способ построения. Бой сводился к индивидуальным схваткам, в которых преобладали рубящие удары.

Средние века

За этот период военное дело изменились коренным образом, а металлургия достигла больших высот. Обособляется военное сословие. Обучение технике владения мечом начинается с ранних лет. Пишутся первые учебники — фехтбуки, заложившие под фехтование теоретическую базу. Появляются новые разновидности холодного оружия.

Фехтование превращается в систему боя, включающую в себя уколы, порезы, рубящие удары, рычаги и элементы борьбы.

К периоду XVI—XVII веков огнестрельное оружие сводит на нет все преимущества сплошного рыцарского доспеха. Двуручный меч уступает первенство рапире, а фехтование становится не просто способом ведения боя холодным оружием, а превращается в искусство.

Бои на мечах.
Меч — соратник древних воинов.

Мечи были очень тяжёлыми


Меч «Убийца драконов». Иллюстрация: манга «Берсерк»
Иногда такое утверждают даже вроде бы образованные люди. К примеру, один академик на телеканале The History Channel заявил What did Historical Swords Weigh? , что мечи XIV века весили по 40 фунтов, то есть 18 кг. Наверное, нужно быть настоящим богатырём, чтобы махать такой штангой?

На самом деле нет. Большинство длинных или полуторных мечей в коллекции Собрания Уоллеса в Лондоне весят What did Historical Swords Weigh? менее 1,5 кг. Средний вес мечей в период с X по XV век составлял 1,3 кг, в XVI веке он уменьшился до 0,9 кг. Даже огромные двуручные мечи, например цвайхендеры длиной в рост человека, имели массу не больше 3 кг.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]