Красивое орудие катана и его история от прошлого до наших дней

Катана – это похожий на саблю самурайский меч с выгнутым клинком, заточенным с одной стороны, и прямой деревянной рукоятью. Его носили и хранили в ножнах из магнолии.

Размер оружия 95-105 см, клинок – 60,6-75,7 см, поэтому его причисляют к классу холодного. Режущая часть сделана из нескольких видов стали, она одновременно прочная и острая, долго держит заточку. Катаной пользовались на поединках чести, держа обеими руками, но возможен хват и одной рукой.

Стоимость старинного орудия сейчас доходит до нескольких тысяч долларов, реплики из Японии можно купить за 2,5-60 тыс. р.

Основные характеристики катана

Катана имеет признаки, указанные в таблице.

Параметры Их значения и особенности
Общая длина 95-105 см
Длина клинка 60,6-75,7 см
Ширина клинка До 3 см
Толщина обуха До 0,5 см
Заточка клинка Односторонняя
Угол заточки До 40-45 градусов в средней части, до 39 градусов у острия
Рукоять Прямая, деревянная, обтянутая акульей кожей, обернутая шелковым шнурком
Длина рукояти В 3,5 кулака владельца, то есть 25-30 см
Сталь клинка Сочетание высокоуглеродистой твердостью 60-62 HCR с материалом средней и низкой твердости
Гарда Имеется, диаметр – 7,5-8 см
Наличие ножен Обязательно
Является ли холодным оружием В большинстве случаев является, но есть и исключения

Что такое катана

Катана – это японское холодное оружие, относящееся к разряду мечей, хоть и похожее на саблю или шашку. Оно известно с XV века, им владели самураи. У орудия длинный, чуть изогнутый клинок, состоящий из нескольких слоев стали разной твердости, короткая в сравнении с ним рукоять. Катана предназначалось для нанесения режущих ударов, но при искусном владении ею можно было и колоть противника.

Длина оружия

Длина катаны вместе с рукоятью, то есть полная, составляет 95-105 см. Клинок должен быть 60,6-75,7 см, но в среднем этот показатель составляет 70-75 см. То есть орудия данного типа с более короткими клинками встречаются гораздо реже. Такая разница в размерах традиционного оружия обусловлена тем, что оно было личным и изготавливалось в соответствии с габаритами владельца.

Рекомендуем прочитать статью о самых крутых ножах, известных на весь мир. Из нее вы узнаете о самых острых, опасных и красивых ножах, рейтинге лучших ножей в мире, самых качественных и популярных в России. А здесь подробнее о преимуществах непальского ножа кукри.

Размеры

Помимо длины клинка и общей, значение имеют такие размеры катаны:

  • ширина рабочей части, составляющая примерно 3 см;
  • толщина обуха – от 0,5 см.

Таковы размеры катана в сантиметрах, но в Японии длину меча определяли в собственных единицах измерения, и она должна была составлять от 2 сяку.

Более четких критериев в изготовлении не было, особенно когда речь шла о длине рукояти. Она определялась по размеру кисти обладателя оружия и должна была составлять 3,5 его кулака.

Вес катаны

Вес катаны варьируется от 1 кг до 1,9 кг. Он зависит, конечно, от ее размера, но также и способа ковки, особенностей и количества разных видов используемой стали. Значение имеют и нюансы декора рукояти. На ней должны быть литые украшения, которые увеличивают массу оружия. Но из стандартных границ она не может выпадать, иначе использовать катана положенным образом будет нельзя.

Как выглядит

Катана выглядит как мощный меч со слегка изогнутым длинным клинком и прямой рукоятью. От рубящей части последняя отделена защитой для руки – гардой.

Лезвие оружия чуть скошено и поднимается вверх на кончике. Кроме того, рукоять украшена декоративными металлическими элементами, обтянута кожей ската либо акульей, а поверх нее в несколько витков фиксируют шелковую ленту. Все это помогает надежнее держать тяжелое орудие в руке.

Строение

Строение катаны по регламенту выглядит так:

  • Ха – режущий край лезвия;
  • Накаго – основание режущей кромки;
  • Мэкуги – бамбуковый крепеж Накаго в рукояти;
  • Хабаки – фиксирующее приспособление для клинка, чтобы он не сдвигался;
  • Цука – рукоять;
  • Касира – головная часть рукояти;
  • Моноучи – поражающая при ударе поверхность оружия;
  • Мунэ – незаточенный конец клинка;
  • Синоги – ребро клинка;
  • Цуба – гарда.
  • Сая – ножны;
  • Кои гучи – место входа в ножны;
  • Сагэо – веревка.

Это основные части катаны. Ножны – тоже неотъемлемая деталь самурайского оружия, так как его носили на поясе не обнаженным, а спрятанным в них. Сая позволяли не только сохранить меч острым и не заржавевшим, но и замаскировать его после введения запрета на ношение.

Второстепенные составные части катаны – это:

  • Ада – рисунки, образовавшиеся при вальцовке;
  • Хамон – граница закалки;
  • Дзи-ада – лезвие;
  • Ха мати – край режущей кромки лезвия;
  • Киссаки – острие клинка;
  • Ко-синоги – грань на острие;
  • Боти – граница закалки на острие клинка;
  • Екоте – разделительная черта острия;
  • Мунэ мати – край тупого кончика клинка (Мунэ);
  • Синоги-дзи – плоская поверхность клинка;
  • Накаго-дзири – завершающий участок режущей кромки (Накаго);
  • Мэи – надписи на основании режущей кромки (Накаго);
  • Ясури-мэ – насечки на Накаго;
  • Нагадза – величина клинка;
  • Сори – прогиб клинка;
  • Яки-ха – закаленная доля клинка;
  • Мэнуки – орнамент на рукояти;
  • Самэ-хада – кожа рыбы, обтягивающая рукоять;
  • Куриката – петля для веревки (Сагэо);
  • Ситотомэ – отверстие, в которое продевается петля для веревки (Куриката);
  • Фути – муфта рукояти;
  • Сэпа – шайбы;
  • Цука-ито – шелковый шнур, обвивающий рукоять;
  • Кодзири – конечная точка ножен.

Лезвие

Лезвие катаны имеет одностороннюю заточку, его линия отличается плавным изгибом. Оно должно быть обработанным до состояния бритвы, сужаться к острию или быть равномерным по всей длине.

В первом случае мастера добивались следующих показателей:

  • средняя часть (с 2 см от гарды и до середины лезвия) затачивалась до 40-45 градусов;
  • верхняя часть (от середины до острия) обрабатывалась до 39 градусов.

А максимальная толщина обуха клинка – 5 мм. Такое сочетание размеров тупой и заточенной кромок дает мечу особые боевые качества.

Нужная толщина лезвия катаны достигалась в том числе полировкой на заключительном этапе изготовления. Сначала его точили грубыми камнями разной абразивности, затем обрабатывали более нежным материалом. Острый край лезвия должен быть гладким, без зазубрин.

Сталь для меча

Сталь для катаны должна иметь высокую степень содержания углерода, то есть быть твердостью не менее 60-62 HRC. Но клинок всегда делают многослойным, то есть используют несколько ее сортов и разные способы их сочетания.

Мягкая сталь или она же, соединенная со средней, придают оружию эластичности, значит, не дают сломаться при серьезной нагрузке. Твердая обеспечивает клинку высокую остроту на долгое время.

Способы сочетания разных типов стали отличаются. Иногда мягкая и средняя являются центральными слоями клинка, а снаружи – обкладки из твердой. В других случаях высокоуглеродистая сталь находится внутри, а внешние слои состоят из материала с более низким содержанием углерода.

Конструкции клинка по типам использованной стали бывают следующих видов:

  • мару, в которой есть только один вид материала – высокоуглеродистый;
  • кобусэ, где делают стержень из мягкой стали и обкладки из более твердой;
  • хонсаммаи, в которой внутренний слой мягкий, но наконечник высокоуглеродистый, и есть наружные обкладки из материала средней твердости;
  • сиходзумэ, похожая на предыдущую конструкцию, но с защитой задней части клинка полосой стали средней твердости;
  • макури, где сердцевина мягкая, а оболочка полностью твердая;
  • вариха тэцу, в которой острие из высокоуглеродистого материала, а обкладки – из мягкого;
  • орикаэси саммаи, представляющая собой улучшенную форму хонсаммаи;
  • гомаи, где тонкий внутренний стержень сделан из твердой стали, его обкладывает слой мягкой и снаружи снова твердый материал;
  • сосу китаэ, в которой комбинируются семь слоев разных типов стали, что дает максимально высокое качество.

Катана – это сабля

Катана – это сабля по европейским и российским стандартам. К данному виду оружия ее причисляют из-за кривого клинка и его односторонней заточки.

Но японцы уверены, что катана относится к разряду мечей по следующим признакам:

  • ею наносят преимущественно режущие и колющие удары, а саблей рубят;
  • рукоять продолжает линию клинка, а не искривляется;
  • вес соответствует тому же показателю других мечей, а второй тип оружия гораздо легче;
  • действовать катаной можно, взяв в левую, правую руку или держа обеими, что не удастся с саблей.

Смотрите на видео мнение эксперта о японском мече Катана:

Является ли холодным оружием

Катана является холодным оружием, если ее параметры подпадают под формальные признаки ХО, отраженные в ГОСТ Р 51215-98. Там есть определения меча, клинка, лезвия, острия, соответствующие тому, что можно наблюдать у большинства старинных изделий этого типа. Если же у древней катана или реплики имеются расхождения с требованиями стандарта, их нельзя назвать холодным оружием.

Из разряда ХО изделие может исключить, например, один из признаков:

  • подвижное соединение клинка с рукоятью;
  • незаточенное лезвие, которым нельзя нанести резанное повреждение;
  • тупое острие, без шанса причинить колотое ранение.

Если же их нет, катана может быть историческим ХО, коллекционным, антикварным, и во всех случаях на нее требуется иметь разрешение.

Самая длинная катана

Самая длинная катана имеет название «окатана». Принадлежность к этому подвиду оружия определяется размером клинка, он должен быть больше 2,5 сяку, то есть от 75,8 см. Наибольший полный размер длинного меча составляет 105-130 см. Форма клинка и рукояти во всех случаях те же, что у традиционного оружия этого вида.


Katana

Катана — японский двуручный меч

Ката́на (яп. 刀) — длинный японский меч (дайто:).

В современном японском слово «катана» также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком».

По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват.

Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары. Отсутствие навершия крайне затрудняет фехтование одной рукой, несмотря на стандартную (около 1-1,5 килограммов) для клинкового ручного оружия массу. Возможно, это объясняется антропометрическими данными японских воинов.

История развития

Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати (яп. 太刀) и использовалась до конца XIX века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё, яп. 大小. букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (яп. 脇差, кит. 小刀 сёто, букв. «малый меч»).

Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао.

Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон, яп. 刃文), объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука, яп. 柄), обтянутой кожей ската и обвитой шёлковой лентой.

Для обтяжки также применялась обычная кожа. Резные рукояти из твёрдого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей.

Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твёрдого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путём многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие.

В узком смысле катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку (яп. 尺, 2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000 г.

Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси).

Ножны для всех трех видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком. Металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой.

Сталь катаны

По традиции японские клинки делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален своей «традиционностью» (согласно Псевдо-Аристотелю, именно с таким сырьём имели дело изобретатели металлургии железа — халибы) и обусловлен применением железистого песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты.

Из железистого песка добывается сталь. Раньше процесс осуществлялся в печи татара (прямоугольной сыродутной печи).

Полученная из песков крица по составу неоднородна, доля углерода в нём колеблется от 0,6 до 1,5 %. Для клинка же требуется сталь с неизменным процентом углерода (приблизительно 0,6—0,7 %).

Чтобы полностью очистить металл и добиться требуемого и равномерного содержания в нём углерода, была разработана специальная техника складывания, высокая эффективность которой сопоставима с её трудоёмкостью. Особенностью железистого песка является низкое содержание серы и фосфора, которые способствуют сегрегации (нарушению кристаллической структуры стали) и потому нежелательны.

По той же причине во время ковки используется малосернистый древесный уголь.

Сначала стальные осколки перековываются в слитки, которые в свою очередь раскаляются, складываются по длине и ширине и посредством ковки снова возвращаются к прежней форме.

В процессе ковки происходит угар стали, вследствие чего металл теряет в весе. Одновременно из-за окисления уменьшается доля углерода. Для контроля над этими процессами во время ковки соединяются слитки с разным содержанием углерода.

После многократного сложения стали образуются многочисленные тончайшие слои, которые после специальной полировки и заточки становятся заметны на поверхности лезвия.

Данная методика служит исключительно для очистки стали, достижения однородности её структуры и регулирования содержания углерода. Мнение, что хорошая катана должна состоять из как можно большего числа слоев стали, ошибочно.

В зависимости от качества тамахаганэ и желаемого процента углерода слиток перековывается от 10 до 20 раз. Кузнец (как, например, Канэнобу или кто-то из его рода) повторяет цикл столько раз, сколько необходимо для получения однородного слитка с требуемыми характеристиками. Излишнее растягивание этого процесса размягчает сталь и ведёт к дальнейшим потерям металла из-за угара.


У заводских катан времён Второй мировой войны сталь обычно содержит от 95,22 до 98,12 % железа и 1,5 % углерода, благодаря чему сталь имеет высокую твёрдость. Дополнительно в ней содержится некоторое количество кремния, придающего клинку высокую гибкость и высокую ударную вязкость.

В умеренных количествах (в зависимости от места добычи сырья) могут присутствовать медь, марганец, вольфрам, молибден, а также случайные вкрапления титана.

Не всякая сталь годится для изготовления меча. Оригинальный кованый меч сделан, в отличие от дешёвых копий, не из нержавеющей стали класса 440А, то есть инструментальной стали, полученной путём прокатки, имеющей твёрдость по шкале Роквелла 56 HRC и непригодной, как материал для катаны.

Кроме того, настоящий меч не имеет волнообразной заточки, гравировки или протравки, имитирующей хамон. Степень твёрдости, свойственная оригиналам, достигается только путём специальной обработки металла (см. мартенсит).

В процессе ковки также формируется кристаллическая структура стали. Закалка режущей стороны до 62 HRC в сочетании с эластичностью гарантирует высокое качество японских клинков. Благодаря высокой твёрдости (60—62 HRC) меч долгое время сохраняет остроту. Исключительная режущая способность в направлении, перпендикулярном плоскости лезвия (в отличие от резки в продольном направлении — наподобие пилы, которая двигается вдоль своей продольной оси), принцип которого задействован также в процессе бритья, то есть, когда лезвие двигается под прямым углом строго перпендикулярно своей плоскости, объясняется использованием чистого карбида железа, благодаря которому при заточке достигается очень малая толщина лезвия без зазубрин.

Карбид железа образуется, как правило, в ржавеющей стали, в то время как высокотехнологичная нержавеющая сталь не даёт такого гладкого лезвия без зазубрин. Однако эти микроскопические зазубрины превращают лезвие в подобие миниатюрной пилы, что является преимуществом такого оружия при условии применения соответствующей техники боя. Уже викинги в эпоху раннего Средневековья искусно владели техникой многослойной проковки стали для мечей; в ходу были весьма эффектные дамасские клинки, по форме не имеющие ничего общего с японскими.

В плане технологического сталелитейного и кузнечного процесса, нацеленного на требуемые свойства материала, и особенностей обработки поверхности японские стальные изделия не имели сходства с европейскими, что обусловлено принципиально разными боевыми техниками и различиями в конструкции доспехов.

История самурайского меча

Самурайский меч отсчитывает свое существование с конца XIV века. Предшественником катаны был меч тати, собственно, благодаря его усовершенствованию она и появилась. Оружие носили и использовали в сочетании с коротким вакидзаси. Последний тоже относят к разряду мечей.

Катана была непременным атрибутом вооружения самураев вплоть до XX века. Правда, ранее ее запретили использовать. Но японцы стали прятать оружие в простые деревянные ножны, чтобы создавалось впечатление, что там находится такой же деревянный меч. Затем появились орудия с более тонкими клинками, похожие на европейские шпаги-трости. Они и вытеснили катана из обихода, так как удобнее маскировались.

Смотрите на видео историю и обзор самурайского меча Катана:

Сфера применения

Катана была личным оружием самурая, подтверждением его статуса. Но также и орудием защиты, часто используемым в дуэлях. Определяя ее назначение, можно провести аналогию с европейской шпагой или рапирой. Но, в отличие от западных орудий, катана не способна повредить доспехи самурая, особенно, если была создана до XVII века. У тех мечей слишком хрупкий клинок из-за высокой остроты лезвия. Но это не мешало использовать их в ближнем бою с противником без доспехов.

Сейчас катана – не только коллекционное оружие. Мечи используют в фехтовании. В Японии есть несколько школ, обучающих искусству владения этим орудием.

Использование катаны

Изначально, самураи не использовали меч как основное оружие — предпочтение отдавалось лукам и копьям. катаны и другие самурайские мечи использовались, как оружие самообороны. Так же применялись для обезглавливания поверженного противника или для совершения ритуального самоубийства — сэппуку. Лишь в 15 веке, когда официально самураям разрешили использовать только мечи, катаны выходят на передний план. Именно в это время особую популярность приобретают техники владения мечом.

Катаны занимали важное место в жизни самурая, поэтому считалось необходимым иметь не одну катану а несколько. Так, в арсенале уважающего себя самурая, были боевые катаны ( которые обычно выполнялись в аскетичном стиле, без украшений), катаны для торжеств и праздников ( пышно украшенные). Богатую инкрустацию ( драгоценными металлами и камнями) можно объяснить тем, что самураям запрещалось носить украшения. Таким образом они могли показать свой достаток и положение.

Как держать и носить катана меч

Держать катану можно как одной рукой, так и двуручным хватом, но последнее удобнее. Лезвие меча при этом идет к цели не под прямым углом, а наискось, для нанесения режущего удара. Эта техника использовалась прежде и в бою, а теперь она применяется в фехтовании.

Носили катану в ножнах, где меч лежал острием вверх. Их держали за поясом с левой стороны. Войдя в чужой дом, самурай извлекал оружие из ножен и клал его рядом так, чтобы можно было дотянуться.

Меч катана, удерживаемый за рукоять левой рукой, свидетельствовал о готовности самурая вступить в бой. Если он находился в правой, это означало миролюбивый настрой обладателя.

Виды катан и их разновидности

Существуют следующие виды катан:

  • традиционная;
  • деревянная, используемая в качестве сувенира;
  • короткая – вакидзаси;
  • прямая – кокатана;
  • тактическая – Tactical Katana Machete;
  • с красным лезвием, где в составе стали есть золото.

Есть еще старинные и современные разновидности катан. Но последние могут быть не хуже качеством, чем существующие несколько веков, поскольку секреты их изготовления сохранены и используются японскими мастерами.

Деревянная катана

Деревянная катана – сувенирное орудие, используемое для исторических реконструкций или в игре. Меч выполняется из массива бука полностью, в том числе рукоять. Можно использовать и другие породы дерева. Рукоять изделия отделывается натуральной кожей. Древнее самурайское оружие такая катана напоминает только по форме.

Короткая катана

Короткая катана – это меч вакидзаси. Оба носили парой на левой стороне пояса, и назывался комплект «дайсе».

Вакидзаси имеет:

  • длину 50-70 см,
  • рукоять величиной в 1,5 кулака владельца,
  • клинок шириной 3 см,
  • обух 0,5 см.


Меч Вакидзаси (Wakizashi)
Но в остальном он полностью повторяет форму катаны – изогнутый острым краем клинок и прямую рукоять. Это оружие служило вспомогательным в бою, если длинный меч ломался или не было возможности до него дотянуться.

Маленькая катана всегда находилась при своем обладателе, если он оказывался в чужом доме. А большую в этом случае нужно было снять с пояса и положить рядом.

Прямая катана

Прямая катана имеет название «кокатана». Она могла входить в дайсе вместо вакидзаси, то есть служить запасным оружием самурая. Кокатана имеет следующие параметры:

  • полную длину 60-69 см,
  • рукоять 15-17 см,
  • менее изогнутый, но не абсолютно прямой клинок шириной до 3 см.


Меч Кокатана (Ko-Katana)
И, в отличие от вакидзаси, кокатану могли носить только аристократы.

Тактическая катана

Тактическая катана почти не имеет отношения к древнему японскому оружию, так как это современный нож фирмы Cold Steel под названием Tactical Katana Machete. Он похож на самурайский меч только формой – изогнутым клинком, заостренным с выпуклого края, и прямой рукоятью.

Параметры Tactical Katana Machete:

  • общая длина – 92 см,
  • длина клинка – 61 см,
  • длина заточенного отрезка клинка – 57 см,
  • ширина клинка – 3,3-4,5 см,
  • толщина обуха – 2,2-2,4 см,
  • диаметр гарды – 7,7 см,
  • толщина рукояти – 2,1-2,8 см.


Tactical Katana Machete
Металлическая часть сделана из углеродистой стали. Рукоять изготовлена из полипропилена, и на ней имеется рисунок отделки настоящей катаны. В комплекте есть также тканевый чехол с пластиковой отделкой.

Парные катаны

Парные катаны – это и есть дайсе, состоящий из собственно катаны и более короткого вакидзаси. Другой вариант комплекта оружия самурая – первый меч и прямая кокатана, навешиваемые на пояс с левой стороны. Но никогда не носили и не сражались сразу двумя катанами. Первое неудобно, второе нереально из-за габаритов и веса оружия.


Парные Катаны

Катана с красным лезвием

Катана с красным лезвием – та, что с клинком из красной стали, в составе которой есть золото и латунь. Особенность не усиливает боевых качеств оружия, но делает его очень привлекательным внешне и довольно дорогим. Обычно в отделке рукояти и ножен тоже присутствует красный цвет.


Катана с красным лезвием

Скрещенные катаны

Скрещенные катаны – ничто иное, как символ готовности к бою. Но в реальности увидеть оба орудия в руках обладателя именно в таком положении невозможно. Использовать дайсе одновременно нельзя. Перекрещенные мечи отмечаются лишь на графических изображениях, фамильных гербах, символизируют воинскую доблесть рода самураев.

Причины популярности

Двуручная катана пользуется спросом у коллекционеров, потому что это оружие отличается красотой, самобытностью. Свою долю в популяризацию внесли фильмы, в которых доблестные самураи орудовали сразу двумя мечами (что в реальности маловероятно), всех побеждая.

Еще один миф, добавляющий интереса, состоит в том, что оружие нельзя сломать. Это вызвано информацией об особенностях изготовления стали и ковки клинков японцами. Оба процесса отличаются от того, как это делалось в Европе. И сам интерес к Японии тоже способствует популяризации ее старинных мечей, даже в виде их современных реплик.

Почему сохранилось так много древнего оружия

Японцы трепетно относились к оружию, передавая его в каждом роду потомкам. Самурайские мечи отличались высоким качеством, богатой отделкой, поэтому были достоянием семьи наравне с землями и денежным имуществом. Соответственно, и хранились они бережно, много орудий дошло до наших дней.

Есть и другие причины обилия экземпляров мечей:

  • в стране действуют более 300 кузниц, делающих оружие по старинным технологиям;
  • на них есть большой спрос в Японии, благодаря интересу к искусству фехтования на мечах и школам, где его преподают;
  • старинные орудия являются культурным и историческим достоянием страны, охраняемым научными обществами, поэтому их не позволили уничтожить после поражения Японии во Второй мировой войне.


Масамунэ и Мурамаса — великие Мастера

Первый Мастер — Масамунэ. Родился в конце 11 века в провинции Сагами, где и работал. Его по праву можно считать самым известным оружейником Японии. Приобрел известность тем, что создал свою технику изготовления мечей — Сосю. Оружие по этой технологии изготавливалось по строгим канонам. Основой меча являлись четыре сваренные между собой полоски стали, которые складывались вместе и выковывались пять раз, в итоге количество слоев в клинке становилось равно 128. Этой техникой пользовалось не одно поколение его учеников. По преданиям, Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, так как их нельзя было подделать.

Второй Мастер — Мурамаса. Основатель целой династии оружейников из провинции Исэ. Его мечи славились своей невероятной остротой. Мастер был недоволен политикой проводимой тогдашним правителем Японии и в каждый свой меч вкладывал проклятья для императорской семьи. По этой причине в 17 веке мечи Мурамаса были запрещены и их уничтожали, а хранившие их люди подвергались гонениям вплоть до смертной казни. Возможно поэтому ходит преданье, что мечи Мурамасы — кровавые мечи и могут пробудить жажду крови во владельце. До наших дней сохранились лишь четыре меча Мурамаса, один из которых носит титул самого острого меча в мире, который состоит из 25000 слоев стали.

Этих мастеров связывает одна легенда — каждый из оружейников воткнул свой меч в дно реки поросшей лотосом, цветы лотоса проходили невредимыми мимо меча Масамунэ, тогда как меч Мурамасы разрезал их на мелкие части. В данном поединке Мурамаса признал победу Масамунэ, так как по японской философии меч не является оружием агрессии, а оружием мира и создан, что бы прекращать войны.

Катана ручной работы Samurai Sword Katana, стоимость — 5248,37 руб.

Сколько стоит катана

Сколько стоит катана, зависит от возраста оружия, способа изготовления, особенностей отделки рукояти, ножен, но современный «новодел» хорошего качества может обойтись в 10-60 тыс. р. Изделие уровнем похуже стоит всего 3-4 тыс. р. Настоящая катана из Японии обойдется в 300-500 тыс. р., а иногда и выше, если это экземпляр от известного мастера, имеющий подтверждающие документы. В 1995 г. одну из таких продали за 600 тыс. долларов.

Где купить настоящую из Японии

Купить катану из Японии можно в оружейных магазинах. Там бывают изделия, изготовленные в этой стране в настоящее время, но в соответствии с прежними традициями. Их также заказывают через интернет на международных площадках.

В России и других странах есть частные коллекционеры оружия, тоже иногда расстающиеся с некоторыми его экземплярами. Но нужно помнить: если меч имеет признаки ХО, понадобится разрешение на владение им.

Изготовление японского меча катана

Традиционное изготовление катаны – трудоемкий и долгий процесс, включающий в себя:

  1. очистку стали от ненужных примесей путем погружения в раствор из глины и золу;
  2. накаливание до высоких температур и складывание с расплющиванием молотом для получения многослойного листа высокоуглеродистого материала;
  3. ковку, в процессе которой соединяются стали разной твердости и формируются очертания клинка;
  4. закалку покрытой слоем жидкой глины заготовки для появления на некоторых участках в металле мартенсита;
  5. отпуск материала, уже имеющего форму клинка;
  6. заточку и полировку, в процессе которых современный японский меч катана приобретает гравировку на рабочей части;
  7. изготовление гарды из стали, ее декорирование;
  8. изготовление рукояти, ее соединение с клинком и гардой с помощью бамбукового крепления;
  9. изготовление деревянных ножен.

Дешевые современные самурайские мечи делают из простой нержавеющей стали твердостью 56 HRC. И в этом случае процесс их создания не так сложен, он состоит из вырезания клинка, закалки, отпуска, затачивания, изготовления рукояти и ножен, сборки изделия.

Как делают катану в Японии

Катану в Японии делают следующим образом:

  1. Куски стали особого сорта помещают в золу и глинистый раствор для очистки от шлака. Затем их извлекают и раскаляют, чтобы соединить в единое целое, проковывают молотом, складывают, повторяют предыдущее действие, пока не получится лист высокоуглеродистой стали.
  2. В нее добавляют более мягкий материал для придания вязкости, предохраняющей от поломок клинка. Ковка занимает несколько дней, полосы стали разной твердости комбинируются так, как они будут располагаться в готовом изделии. Когда начальная форма бывает готова, на нее наносят слой жидкой глины.
  3. Далее в процессе закалки (нагревания заготовки и охлаждения в теплой воде) формируется хамон, то есть рисунок на участке между лезвием и переходом к обуху. Окончательным он станет после полировки клинка, но сначала последнему придают традиционную форму – слегка изогнутую.
  4. Следующий этап – отпуск изделия. Его нагревают в печи и охлаждают медленно, на воздухе. Так клинок приобретает твердость, не утрачивая вязкости.
  5. Готовую металлическую часть оружия затачивают. Для этого используют до 9 специальных камней разной абразивности, а в конце – тонкие пластины или деревянные дощечки. На этом же этапе некоторые современные мастера наносят на незакаленные участки клинка гравировку.
  6. Осталось отполировать изделие. Мастер тоже работает разными инструментами, благодаря чему выделяет участки клинка (хамон, хада и др.). Вместе с затачиванием процесс может длиться несколько суток.
  7. Затем из магнолии или вишни делают рукоять, обтягивая ее кожей ската либо акулы, обвивая шелковой, иногда шерстяной лентой. Она крепится к хвостовику с помощью бамбукового штыря, продеваемого в отверстие на нем. Между рукоятью и рабочей частью клинка должна быть гарда (цуба), прикрепляемая с помощью шайб (сэпа). Отделять защиту для руки от черенка должна муфта (фути).
  8. Из дерева же изготавливают ножны. Их обрамляют декором из рога или кости животного, покрывают лаком.

Смотрите на видео о том, как делают самурайские мечи Катана:

Японский кузнец рассказал о нюансах производства мечей

Корреспондент «РГ» лично убедился в том, что процесс идет в плановом режиме и поговорил с генеральным продюсером и руководителем проекта, а также экспертом в области японского меча Нобуо Симадой.

В эту субботу в Москве кузнецы завершат изготовление настоящего японского меча. Расскажите, что это будет за клинок?

Нобуо Симада:

Это будет меч тати, который обычно носили на поясе лезвием вниз в паре с кинжалом танто. Отмечу, что клинок куется с молитвой за здравие русской земли.

В чем особенность японских мечей? Чем японское холодное оружие отличается, к примеру, от европейского?

Нобуо Симада:

Конечно, японский меч первоначально делался как оружие. И этим он похож на европейский. Но, с другой стороны, японский клинок является еще и произведением искусства и даже, если можно так сказать, творением природы. Линия хамон, которая остается на лезвии катаны после заточки, похожа на линию горизонта, разделяющую землю и небо. Создается ощущение, будто сама природа сконцентрировалась в японском клинке. Небо и земля сжались и превратились в катану.

Я знаю, что японцы придают большое значение символам и метафорам, но все же если говорить о качестве клинка, в чем его достоинства?

Нобуо Симада:

Изготовление японского меча начинается из железосодержащего песка, который вместе с углем в печи выплавляют в течение трех суток. Из него получают сырец железа. Насколько мне известно, изготовление европейского меча начинается из руды. Даже на первом этапе уже видно, что технологии различаются. Соответственно, существуют отличия в химическом составе стали. Также у японского меча совершенно уникальный процесс полировки, который допустимо сравнить с обработкой камня. Мастеру изначально понятно, что можно сделать с необработанным камнем, чтобы показать всю его красоту. Также и полировщик меча, когда видит заготовку, понимает, как вытащить природную красоту клинка наружу, чтобы она стала доступна каждому. Работа мастера-полировщика чрезвычайно важна. Мне кажется, что в Европе не достигли того уровня, которого смогли достичь в Японии. Жители нашей страны пытались добиться совершенства во всем, обращали внимание на каждую мелочь. Благодаря этому мы и сегодня любуемся японским мечом. Работа полировщика подняла его на такой уровень, что клинок стал произведением искусства. Полировка катаны занимает много времени. Войны же требовали скорости изготовления клинков, в связи с чем многие народы не обращали внимания на полировку и эстетику, быстро выдавая готовое оружие, которым можно было убивать, но не любоваться. В Японии все же существовал иной подход. И в этом уникальность японского меча.

Как куются японские мечи? Поделитесь профессиональными секретами.

Нобуо Симада:

Можно сказать, что у стали есть два свойства. Если она слишком прочная, то и очень хрупкая. В случае если она чересчур мягкая, то будет гнуться. Поэтому при изготовлении меча требуется тщательная работа, в ходе которой мастер ищет своеобразный баланс. Необходимо постоянно регулировать количество углерода в мече. Кузнец в процессе производства клинка должен исхитриться и сделать так, чтобы меч одновременно был и мягким, и прочным. Он отслеживает это по цвету огня, по запаху, по металлу, по шуршанию горна. Он постоянно смотрит за состоянием заготовленного бруска и решает, надо ли убрать углерод или добавить его.

Я слышал, что после Второй мировой войны искусство изготовления японского меча было в упадке. Тем не менее, традиции удалось сохранить. За счет чего обычаи не ушли в небытие?

Нобуо Симада:

Дело в том, что в японском мече есть три составляющих. И катана — это нечто большее, чем просто оружие убийства. После войны, когда отпала составляющая меча как орудия убийства, остались две других, о которых люди не забыли до сегодняшних дней. Японский клинок — это еще и произведение искусства. Когда идешь в музей и видишь японский меч, ты им любуешься, релаксируешь и не можешь сопротивляться этой красоте. Кроме того, меч является своеобразным оберегом для японской земли, государственности, религии. Поэтому катана -это отличный подарок, который можно вручить в честь рождения сына или по какому-нибудь другому поводу. Меч будет хранить семейный очаг, оберегать от бед и посягательств дом.

В изготовлении японского меча существует масса нюансов, которые надо соблюсти, чтобы получился качественный клинок. Наверняка, после завершения работы мастер проверяет холодное оружие. Как он это делает?

Нобуо Симада:

Изначально смотрят на красоту катаны. Чтобы на лезвии не было царапин, выбоин, примесей. Если говорить о том, как этим клинком можно рубить, то здесь у разных кузнецов свой подход. Некоторые делают «тамэсигири», когда для проверки свойств клинка с его помощью разрубают соломенные снопы. Но есть и те, кто на это уже не обращает внимания.

Интересно, что в такой современной стране как Япония сохранилась профессия кузнеца. Как получают эту специальность на японских островах?

Нобуо Симада:

Человек, который избрал себе профессию кузнеца, должен найти учителя. Возможно, ему придется обойти какое-то количество кузниц и прикрепиться к какому-либо сэнсэю. Если мастер дает добро и берет к себе ученика, то последний начинает жить в одном доме с учителем и помогать ему. К примеру, колоть угли, таскать песок. Это состояние длится от пяти до десяти лет. За это время мастер передает навыки изготовления катаны своему подопечному. Считается, что кроме этого, сэнсэй передает еще и часть духовной составляющей, которая закладывается в клинок в процессе его ковки. После истечения этого срока ученик, набравшись опыта, может отпочковаться и стать самостоятельным кузнецом.

Требуется так много времени, прежде чем получить право самому ковать меч?

Нобуо Симада:

Да, это так. В Японии нет людей, которые бы занимались изготовлением меча от начала и до конца. Если человек занимается заточкой клинка, то он делает только это и всеми силами пытается достичь совершенства на выбранном поприще. Человек, который делает оплетение для рукоятки катаны, занимается исключительно своим делом и ничем другим. Кузнец, который кует из сырца основу для меча, занимается только выковкой. Кстати сказать, по моим наблюдениям, в России иная ситуация: все делают все. В Японии считается, что человек должен учиться всю жизнь своему делу. Скажем, если ты выучил одну операцию по заточке мечей, это вовсе не значит, что ты стал мастером в этом деле. Ты всю жизнь совершенствуешься. В любой узкой специальности есть огромное пространство для обучения. Скажу откровенно, в Японии невысокого мнения о людях, которые хватаются за все и все могут. Если ты делаешь меч, и оплетаешь рукоятку, и точишь его, это означает лишь то, что ты освоил эти операции не до конца. И к таким людям в Японии не относятся с большим уважением.

Вы являетесь экспертом по японскому холодному оружию. Почему выбрали такой путь?

Нобуо Симада:

Я с детства увлекался японскими мечами. Нужно признать, что мне повезло, потому что мои родители могли себе позволить поддержать мое детское увлечение, которое переросло сначала в хобби, а затем и в специальность. В Японии экспертом по мечам можно стать двумя путями. Понятное дело, что нет никаких университетов, которые бы этому обучали. Специалистом по японским клинкам может стать человек, который изначально работает в компании по продаже мечей и постепенно набирается опыта, так как он ежедневно видит холодное оружие, соприкасается с ним, узнает его особенности.

Второй путь — это работа в музее, где есть экспозиции мечей. Соответственно, по долгу службы человек, который там трудится, много читает, постигает историю возникновения и развития клинка. У меня получилось иначе. Я постоянно смотрел мечи, изучал их и в итоге вырос в эксперта. Я рад, что не пошел двумя вышеупомянутыми мною путями, потому что они замыкаются либо на бизнес, любо на исключительно профессиональном изучении. Свою миссию я вижу несколько в иной плоскости. Меня увлекает культурный обмен между странами. Именно поэтому я привез кузнецов из Японии в Москву, чтобы познакомить Россию с японским мечом. Я хочу, чтобы россияне увидели красоту японского меча, узнали его историю, познакомились с процессом изготовления.

Но в России многие и так любят покупать для себя если не настоящие катаны, то их копии.

Нобуо Симада:

Вот именно. В России до недавнего времени были очень популярны мечи-подделки, которые изготавливались как на территории РФ, так и в самой Японии. Я хочу изменить эту тенденцию, чтобы люди обратили внимание на подлинники и перестали покупать копии. В Японии очень многие русские обращаются ко мне за экспертной помощью. Когда-то они приобрели японский меч, после чего решили определить, стоит ли их покупка потраченных денег. Стандартный случай из моей практики, когда люди покупают меч, созданный в наши дни. Он, конечно, имеет определенную стоимость, но только соответствующую тем деньгам, которые можно отдать за катану, изготовленную в наши дни. Расскажу, в чем бывает обман. Зачастую на хвостовике такого меча выбивается имя широко известного мастера, который жил в Японии, скажем, 500 лет назад. Тем самым меч полностью обесценивается.

Разбирающийся человек за него уже не заплатит ни иены, так как это просто подделка.

Можно ли обывателю определить, что перед ним действительно настоящий японский меч, а не какая-то подделка или даже хорошая копия?

Нобуо Симада:

Это сложная наука и в двух словах об этом не рассказать. Самый верный путь — доверить это настоящему эксперту.

Встречающиеся дефекты самурайской катаны

Самурайская катана получается в результате сложного технологического процесса, ошибки в котором могут привести к появлению дефектов, имеющих определенные названия:

  • Карасунокути – повреждения клинка. Если трещина пронизывает закаленную и незакаленную части, меч исправить нельзя, он непригоден.
  • Синаэ – поперечные трещинки на участках изгибов. Возникают из-за «усталости» материала, не препятствуют использованию орудия.
  • Фукурэ – кусочки окалины либо угля, сохранившиеся в процессе складывания стали. Недостаток портит внешний вид, так как обнажается после полировки. К тому же он снижает прочность меча.
  • Кирикомэ – неровности на задней части орудия. Они образуются в результате использования меча, но с проблемой справляются полировкой или совсем не борются, поскольку она не считается серьезной.
  • Умэганэ – заплатка, скрывающая иной дефект. Ее ставит кузнец, желая исправить ошибки в своей работе или сделать невидимой проступивший внутренний слой стали.
  • Хагирэ – трещина на линии закалки (хамоне). Если она образовалась из-за зазубрины, то не опасна. А когда причиной становится слишком сильный изгиб клинка, он непригоден к использованию.
  • Хакоборэ – большая зазубрина на лезвии и хамоне. Может способствовать дальнейшему разрушению стали.
  • Хадзими – тусклые участки на клинке, образующиеся при частом затачивании. Могут означать, что меч старый. Но бывают также свидетельством того, что он сделан из плохой стали, которая быстро затупляется.
  • Ниои гирэ – отсутствие границы между участками закаленной и незакаленной стали там, где она должна проходить. Может означать, что этап закалки был проведен неверно, то есть меч негодный. Но то же бывает, если граница между упомянутыми участками нечеткая, тогда это исправляется шлифовкой.
  • Мидзукагэ – темное пятно на режущей части лезвия. Может образоваться в результате повторной закалки или охлаждения.
  • Синтэцу – проступание нижних слоев стали на поверхность. Возникает при слишком усердной полировке или от возраста орудия.
  • Цукарэ – истончение оружия. Причиной может быть его возраст, то есть и регулярное затачивание, полировка.


Дефекты катана

Как достигается особая острота Катаны?

Катана считается уникальным холодным оружием, поскольку обладает функцией самозатачивания. Подставка, на которую помещается меч, позволяет клинку оставаться долгое время острым благодаря особому движению молекул. Процесс изготовления клинка подразумевает использование специальной техники. Шлифовка представляла собой десять этапов, таким образом уменьшалась зернистость поверхности. Полировка лезвия происходила с использование пыли древесного угля.

В последнюю очередь осуществляется закалка клинка с помощью жидкой глины. Она способствовала возникновению специальной полоски с матовой поверхностью, которая символизировала границу между зеркальной частью лезвия и матовой. Часть лезвия обматывалась глиной, а другая половина клинка закалялась в воде. Таким образом достигалась разная структура поверхности. Если мастер отличался большой популярностью, то на этом этапе изготовления он оставлял свою подпись. Но на этом этапе клинок еще не считался готовым. Окончательная полировка лезвия занимала две недели. Когда поверхность клинка обретала зеркальный блеск, считалось, что работа завершена.

Металл, участвующий в процессе изготовления оружие имел особую структуру. Её особенность – это слоистость. Существовало несколько способов получения качественной стали. Они определялись под воздействием многих внешних факторов.

Ножны катаны

Ножны катаны, или сая, делают из магнолии по размеру клинка. В поперечном сечении они могут быть овальными, в виде эллипса или восьмиугольника с острыми либо скругленными краями. Сая покрывают лаком, иногда делают орнамент, как на рукояти и гарде, или обтягивают рыбьей кожей.

Вход в ножны украшают декором из рога и кости. Но если оставить их без всяких украшений, это не будет ошибкой. Именно такими сая стали в период запрета ношения катаны императором страны. В настоящее время ножны делают и металлическими, но внутренний слой должен состоять из дерева.

Какой меч длиннее катаны

Меч длиннее катаны – это:

  • Тати. Он имеет длину 75,7-90,9 см, более изогнутый клинок. А рукоять орудия не прямая, в отличие от катаны. Тати является ее предшественником и основой для создания.
  • Нодати. Его длина – 1-1,5 м, а самый длинный меч этого типа достиг 2,5 м. Его создали для сражений с закованным в доспехи противником. Но для использования нодати самураю самому следовало быть физически очень сильным.

Рекомендуем прочитать статью о лучших выкидных ножах. Из нее вы узнаете об основных характеристиках выкидных ножей, их видах и выкидных ножах ручной работы. А здесь подробнее о боевом ноже наваха.

Катана не зря так популярна среди любителей холодного оружия. Меч достаточно изящен, но прочен, отличается остротой, доступен для владения, так как есть достойные экземпляры с приемлемой ценой. Он станет хорошим дополнением к коллекции, но будет не менее эффектно смотреться и в одиночестве.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]