Самые значимые для понимания японской истории даты и события
Подготовил Степан Родин
11 февраля 660 года до н. э. — на престол взошел мифический первоимператор 701 год — составлен первый законодательный свод 710 год — основана первая постоянная столица Японии 769 год — попытка мягкого государственного переворота 866 год — установление контроля над императорским родом 894 год — прекращение официальных отношений между Японией и Китаем 1087 год — введение механизма отречения от престола 1192 год — установление в Японии двоевластия 1281 год — попытка завоевания Японии монголами 1336 год — раскол внутри императорского дома 1467 год — начало периода феодальной раздробленности 1543 год — прибытие первых европейцев 1573 год — начало объединения Японии 1592 год — попытки военной экспансии на материк 21 октября 1600 года — завершение объединения Японии 1639 год — издание указа о закрытии страны 1688 год — начало культурного расцвета Японии 1868 год — реставрация Мэйдзи и модернизация Японии 2 сентября 1945 года — капитуляция во Второй мировой войне, начало американской оккупации 1964 год — начало послевоенного восстановления Японии
11 февраля 660 года до н. э.
На престол взошел мифический первоимператор
Император Дзимму. 1839–1892 годы
© Wikimedia Commons
Сведения, имеющиеся в древнеяпонских мифолого-исторических сводах, позволили установить дату восшествия на престол мифического первоимператора Дзимму, от которого якобы берет начало императорский род в Японии. В этот день Дзимму, потомок богини солнца Аматэрасу, прошел церемонию интронизации в основанной им столице — в местечке под названием Касихара. Разумеется, ни о какой государственности в Японии того времени, равно как и о существовании Дзимму, да и самих японцев, говорить не приходится. Миф внедрялся в повседневность и становился частью истории. В первой половине XX века день интронизации Дзимму был государственным праздником, по случаю которого действующий император участвовал в молениях о благополучии страны. В 1940 году Япония праздновала 2600 лет со дня основания империи. Из-за сложной внешнеполитической обстановки пришлось отказаться от проведения Олимпийских игр и Всемирной выставки. Символом последней должен был стать лук Дзимму и золотой коршун, фигурировавший в мифе:
«Билось воинство Дзимму с врагом, билось, но никак одолеть его не могло. Тут внезапно небо заволокло тучами и посыпался град. И прилетел удивительный золотой коршун, и сел на верхний краешек государева лука. Коршун светился и сверкал, был он подобен молнии. Увидели это враги и пришли в полное смятение, уж и сил сражаться у них не стало». «Нихон сёки», свиток III.
После поражения Японии в 1945 году во Второй мировой войне к Дзимму обращаются крайне редко и осторожно ввиду сильной связи его образа с милитаризмом.
701 год
География
В состав Японии входят почти семь тысяч островов. Тем не менее, 97% площади занимают четыре наиболее крупных из них – Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо.
На многих островах есть потухшие и действующие вулканы. Из-за этого проживание там не представляется возможным, так что, несмотря на общую площадь в 388 тысяч квадратных километров, в Японии наблюдается острая нехватка территорий для строительства и сельского хозяйства.
Страна окружена водой со всех сторон, благодаря чему у местных жителей нет недостатка в морепродуктах. В то же время, такое расположение заставляет опасаться цунами и землетрясений. Природные катаклизмы – это одна из главных проблем страны, ведь их практически невозможно предотвратить.
Интересный факт: Самой высокой точкой Японии является гора Фудзияма (3776 метров).
Составлен первый законодательный свод
Фрагмент кодекса «Тайхорё». 702 год
© National Museum of Japanese History
В начале VIII века в Японии продолжается активная деятельность по формированию институтов власти и выработке норм отношений между государством и подданными. Японская государственная модель имела образцом китайскую. Первый законодательный свод Японии, составленный в 701 году и введенный в действие в 702 году, получил название «Тайхорё». Его структура и отдельные положения опирались на китайские памятники правовой мысли, однако были и существенные отличия. Так, нормы уголовного права в японском законодательстве были разработаны с гораздо меньшей тщательностью, что связано и с культурными особенностями японского государства: оно предпочитало делегировать ответственность по наказанию провинившихся и заменять физическую расправу над преступниками ссылкой, чтобы не навлекать на себя ритуальной нечистоты кэгарэ, вызываемой смертью. Благодаря введению в действие свода «Тайхорё» историки именуют Японию VIII–IX веков «государством, основанным на законах». Несмотря на то что отдельные положения свода утрачивают свою актуальность уже ко времени его создания, формально никто не отменял его вплоть до принятия первой японской Конституции в 1889 году.
710 год
Период Кофун
К концу III века нашей эры практически завершилось объединение мелких государств в некое федеративное образование под властью императора, который жил вместе со своим двором в столице. Каждый новый император переезжал в новую столицу, поскольку обычай не разрешал ему жить в месте, где осталась могила предшественника. И только в 710 году была основана постоянная столица государства город Хэйдзё-кё (современная Нара), а всего за 9 лет до этого был составлен первый законодательный свод, который формально действовал до принятия Конституции в 1889 году.
Примерно в середине VI века началось распространение буддизма. Несмотря на противодействие синтоистских жрецов, которое привело к конфликтам и нескольким войнам, со временем учение обрело популярность в высших слоях аристократического общества и стало государственной религией. Однако низшие слои общества продолжали исповедовать синтоизм.
В 645 году к власти пришел аристократический клан Фудзивара, который сосредоточил фактическую власть в своих руках, в то время как императору оставалась лишь роль верховного жреца.
Основана первая постоянная столица Японии
Вид города Нара. 1868 год
© East Asian Library — University of California, Berkeley
Развитие государственности требовало концентрации придворной элиты и создания постоянной столицы. До этого времени каждый новый правитель строил себе новую резиденцию. Оставаться во дворце, оскверненном смертью предыдущего государя, считалось делом опасным. Но в VIII веке модель кочевой столицы уже не соответствовала масштабам государства. Первой постоянной столицей Японии стал город Нара. Место для его возведения было выбрано исходя из геомантических Геомантия, или фэншуй, — способ ориентирования построек в пространстве, при котором они располагались таким образом, чтобы получить максимальное количество положительной энергетики и избавиться от влияния отрицательной. представлений о защищенности пространства: на востоке должна протекать река, на юге обязательно наличие пруда и равнины, на западе — дороги, на севере — гор. По данным параметрам вмещающего ландшафта позже будут подбираться места для строительства не только городов, но и усадеб аристократов. Город Нара в плане представлял собой прямоугольник площадью 25 квадратных километров и копировал структуру китайской столицы Чанъань. Девять вертикальных и десять горизонтальных улиц делили пространство на равные по площади кварталы. Центральный проспект Судзаку тянулся с юга на север и упирался в ворота резиденции императора. Тэнно — титул японского императора — также являлся обозначением Полярной звезды, расположившейся неподвижно на севере небосвода. Как и звезда, император обозревал свои владения, находясь на севере столицы. Наибольшей престижностью обладали кварталы, прилегавшие к дворцовому комплексу; удаление из столицы в провинцию могло служить страшным наказанием для чиновника.
769 год
Период Асука (592-710 г.г.).
Период Асука назван по местонахождению резиденций царей Ямато в районе Асука (поблизости от нынешних городов Нара и Киото) и характеризуется не только окончательным становлением того, что теперь назвали бы “правовым государством”, но и всё усиливающимся политическим противоборством. Установление власти императора, формирование института чиновничества, провозглашение государственной собственности на землю, становление надельной системы землепользования.
Теснейшие контакты с Китаем, окончательно сформировавшим к этому времени сильно централизованную империю, начало периода реформ Тайка (в 646 г.), ставивших своей целью превращение Ямато в “цивилизованное” (на китайский манер) государство. Попытка завоевания Кореи оканчивается полным провалом, как следствие, вооруженные силы реформированы, введена регулярная армия и воинская повинность. Столица страны – Фудзивара, правители – императоры Дзитто, Момму и Геммей.
Попытка мягкого государственного переворота
Монах, бьющий в барабан. XVIII–XIX века
© The Library of Congress
Политическая борьба в Японии приобретала различные формы в отдельные исторические периоды, но общим местом являлось отсутствие попыток занять престол со стороны тех, кто не принадлежал к императорскому роду. Единственным исключением стал монах Докё. Будучи выходцем из захудалого провинциального рода Югэ, он прошел путь от простого монаха до всемогущего властителя страны. Выдвижение Докё было тем более удивительным, что социальная структура японского общества жестко детерминировала судьбу человека. При присвоении придворных рангов и распределении государственных должностей принадлежность к тому или иному роду играла определяющую роль. Докё появился в штате придворных монахов в начале 50-х годов. Монахи того времени не только обучались китайской грамоте, что было необходимо для чтения священных буддийских текстов, переведенных в Китае с санскрита, но и владели многими другими полезными навыками, в частности врачеванием. За Докё утвердилась слава умелого целителя. Видимо, поэтому его направили в 761 году к захворавшей экс-императрице Кокэн. Монаху не только удалось исцелить бывшую императрицу, но и стать ее ближайшим советником. По утверждению сборника буддийских преданий «Нихон рёики», Докё из рода Югэ делил с императрицей одну подушку и управлял Поднебесной. Кокэн вторично восходит на престол под именем Сётоку и специально для Докё вводит новые должности, не предусмотренные законодательством и наделявшие монаха широчайшими полномочиями. Доверие императрицы по отношению к Докё было безграничным до 769 года, когда тот, пользуясь верой в предсказания, заявил, что божество Хатиман из храма Уса пожелало, чтобы Докё стал новым императором. Императрица потребовала подтверждения слов оракула, и в этот раз Хатиман изрек следующее: «Со времени начала нашего государства и до дней наших определено, кому быть государем, а кому — подданным. И не случалось еще, чтобы подданный стал государем. Трон солнца небесного должен наследоваться императорским домом. Неправедный же да будет изгнан». После смерти императрицы в 770 году Докё был лишен всех рангов и должностей и выдворен из столицы, а настороженное отношение к буддийской церкви продлилось еще несколько десятилетий. Считается, что перенос столицы из Нары в Хэйан, окончательно осуществленный в 794 году, был в том числе вызван стремлением государства избавиться от влияния буддийских школ — ни один из буддийских храмов не был перенесен в новую столицу из Нары.
866 год
Период Нара и Хэйнан
Отсчет периода начинается с постройки столицы Хэйдзё на территории современного города Нара. В это время в подчинении столицы находится более 60 провинций, каждая из которых возглавлялась своим губернатором, назначенным из центра. Согласно принятому за несколько лет до этого своду законов, земля и проживающее на ней население считались собственностью государства. В период Нара, длившийся около 80 лет, в значительной степени возросло влияние буддизма. В столице были построены самые большие храмы и монастыри. Одному буддийскому монаху из захудалого провинциального рода удалось настолько подчинить себе жившую в то время императрицу Кокэн, получившую при повторном восшествии на трон имя Сётоку, что он даже возжелал стать императором. Однако смерть императрицы помешала его планам, а для того чтобы избежать влияния буддистов на членов императорской семьи, столица переносится в город Хэйан. В новой столице не было построено ни одного буддийского храма.
В течение последовавшего периода Хэйан фактическая власть была сосредоточена в руках клана Фудзивара. В течение нескольких столетий девушки этого клана выходили замуж за членов императорской династии, все больше укрепляя родственные связи. Это привело к тому, что на ключевых должностях зачастую оказывались люди неспособные к государственной деятельности.
В конце IX века Япония прекращает официальные отношения с Китаем, носившие и до того времени довольно ограниченный характер. Если до этого момента Китай считался неким эталоном, то в последующие века благодаря отсутствию китайского влияния Япония выработала уникальную и обособленную культуру, переработав на свой лад все прежние заимствования.
Взошедший на трон в середине XI века император Госандзё не имел родственных связей с родом Фудзивара и захотел править страной самостоятельно. Отрекшись от престола в 1086 году в пользу своего несовершеннолетнего сына, он фактически управлял государством из монастыря. Последующие правители поступали так же, и до 1156 страна управлялась императорами-иноками.
Установление контроля над императорским родом
Актер Оноэ Мацусуке в роли самурая клана Фудзивара. Эстамп Кацукавы Сунсё. XVIII век
© The Metropolitan Museum of Art
Наиболее действенным инструментом политической борьбы в традиционной Японии было обретение родственных связей с императорским домом и занятие должностей, позволявших диктовать собственную волю правителю. Больше других в этом преуспели представители рода Фудзивара, долгое время поставлявшие невест императорам, а с 866 года добившиеся монопольного права назначения на должности регентов сэссё и несколько позже (с 887 года) — канцлеров кампаку. В 866 году Фудзивара Ёсифуса становится первым в японской истории регентом, не происходившим из императорского рода. Регенты действовали от имени малолетних императоров, не обладавших собственной политической волей, канцлеры представляли совершеннолетних правителей. Они не только контролировали текущие дела, но также определяли порядок престолонаследия, вынуждая наиболее активных правителей отрекаться в пользу малолетних наследников, имевших, как правило, родственные связи с Фудзивара. Наибольшей полноты власти регенты и канцлеры достигают к 967 году. Период с 967 по 1068 год получил в историографии название сэккан дзидай — «эпоха регентов и канцлеров». Со временем они утрачивают влияние, однако должности не упраздняются. Для японской политической культуры характерно номинальное сохранение старых институтов власти при создании новых, дублирующих их функции.
894 год
Период Хэйан (794-1185 г.г.).
Период Хэйан назван по местонахождению новой столицы — Хэйан (букв. “столица мира и спокойствия”, современный Киото, формально остававшийся столицей, т. е. императорской резиденцией аж до 1868 г.). Отмечен тенденциями упадка государственной власти, связанной с утерей государственной монополии на землю, крахом надельной системы и образованием сёэн — усадеб, находившихся в частном владении. Возникновение блестящей аристократической культуры, создание многочисленных прозаических и поэтических произведений. Политическое доминирование рода Фудзивара (поэтому конец этого периода иногда называют “периодом Фудзивара”).
Прекращение официальных отношений между Японией и Китаем
Сугавара Митидзанэ. XVIII век
© The Library of Congress
Внешние контакты древней и раннесредневековой Японии с материковыми державами носили ограниченный характер. В основном это были обмены посольствами с государствами Корейского полуострова, государством Бохай Бохай (698–926) — первое государство тунгусоманьчжуров, располагавшееся на территории Маньчжурии, Приморского края и в северной части Корейского полуострова. и Китаем. В 894 году император Уда созывает чиновников, чтобы обсудить детали очередного посольства в Срединное государство Срединное государство — самоназвание Китая.. Чиновники, однако, советуют не отправлять посольство вовсе. Особенно на этом настаивал влиятельный политик и прославленный поэт Сугавара Митидзанэ. Основным аргументом была нестабильная политическая обстановка в Китае. С этого времени официальные отношения между Японией и Китаем надолго прекращаются. В исторической перспективе это решение имело множество последствий. Отсутствие прямого культурного влияния извне приводит к необходимости переосмысления заимствований, осуществленных в предыдущее время, и выработке собственно японских культурных форм. Этот процесс находит отражение практически во всех аспектах жизни, начиная с архитектуры и заканчивая изящной словесностью. Китай перестает считаться образцовым государством, и впоследствии японские мыслители для обоснования уникальности и превосходства Японии над Срединным государством нередко будут указывать на политическую нестабильность на материке и частую смену правящих династий.
1087 год
Культура средневековой Японии
В зрелом Средневековье начинают строиться новые города, укрепляются связи с Китаем, развиваются ремесла и расширяется торговля. Появляются совершенно другие эстетические предпочтения, основанные на народных мотивах. Япония постепенно приобретает самобытные черты, переходит на другой уровень развития. В художественной культуре средневековой Японии акцент делается на человеческое восприятие мира, драматическую подоплеку совершаемых поступков. Стали появляться драматические произведения для постановок в театре. В живописи и скульптуре в самостоятельный жанр выделяется пейзаж и портрет. На изобразительное искусство средневековой Японии влияют суровые будни эпохи, наполненной конфликтами. Искусство пронизано налетом буддизма, особенно процветает секта Дзэн. Прежде приходилось осуществлять непонятные сложные религиозные обряды, но секта Дзэн перевела служение в более простую и понятную форму. Отрицается любая буддийская литература и множественные обряды, на место которым приходит только стремление к познанию своей духовной сущности. Каждый мог стать на путь истины посредством созерцания и углубления в себя.
Введение механизма отречения от престола
Система прямого императорского управления нехарактерна для Японии. Реальную политику осуществляют его советники, регенты, канцлеры и министры. Это, с одной стороны, лишает правящего императора многих полномочий, но, с другой стороны, делает невозможным критику его особы. Император, как правило, осуществляет сакральное управление государством. Бывали и исключения. Одним из способов, к которому прибегали императоры для обретения политических полномочий, был механизм отречения от престола, что позволяло правителю в случае передачи власти лояльному престолонаследнику осуществлять управление, не будучи скованным ритуальными обязательствами. В 1087 году император Сиракава отказывается от престола в пользу своего восьмилетнего сына Хорикавы, затем принимает постриг, однако продолжает управлять делами двора, уже будучи экс-императором. До самой смерти, настигшей его в 1129 году, Сиракава будет диктовать свою волю как правящим императорам, так и регентам и канцлерам из рода Фудзивара. Данный тип управления государством, осуществляемого отрекшимися императорами, получил название инсэй — «правление из молельни». Несмотря на то что правящий император обладал сакральным статусом, экс-император являлся главой рода, и согласно конфуцианскому учению его волю должны были соблюдать все младшие члены рода. Конфуцианский тип иерархических отношений был распространен и среди потомков синтоистских божеств.
1192 год
Особенности японского государства при сёгунате Токугава
В середине XVI в. один из удачливых даймё (Хидэёси) все же сумел объединить страну, установил жесткий порядок, конфисковал оружие у крестьян, запретил самураям заниматься сельским хозяйством и переселил их в города. Было закреплено новое сословное деление населения страны — на самураев, крестьян и горожан. Были ликвидированы внутренние таможни, введена единая система мер и весов, проведена денежная реформа. Правитель под страхом смерти запретил японцам менять веру, казнил 26 францисканцев. В своем стремлении захватить Китай, он первоначально напал на Корею, но потерпел поражение от китайской армии.
После него в 1598 г. власть захватил Токугава Иэясу, входивший в Совет регентов при малолетнем наследнике Хидэёси. Он стал родоначальником третьего сёгуната — Токугавы, правившего страной в течение двух с половиной веков.
В результате реформ сословная система совершенно преобразилась: на ее вершине находились самураи, затем шли крестьяне, ремесленники и торговцы. Вне этой системы стояли представители пятого сословия, которые занимались грязной и непрестижной работой. Сословная структура была замкнутой, переход из одной группы в другую запрещался. Аристократия стояла особняком: придворные чины, владетельные князья и родовое дворянство.
Для ослабления сепаратизма даймё Токугава провел массовые конфискации их земель и переназначения. Для своей безопасности он ввел институт заложников, при котором даймё были обязаны отправлять к императорскому дому своих близких. Коренная «перетряска» общества вызвала появление многочисленной группы самураев, не только оставшихся без господ, которым обязаны были служить, но и лишенных собственности и обладавших только оружием и сакральным правом его применения.
При Токугаве была создана эффективная система управления, возглавляемая правительством из пяти министров с ежемесячными замещениями в установленном порядке. Непосредственное управление государством находилось в руках 60 начальников специальных ведомств бакуфу. Надзор за даймё в их владениях с 1632 г. производили специальные полицейские инспекторы.
Сёгунат стал наследственной формой правления, а император, за которым остались только некоторые религиозные функции, должен был предоставлять своего наследника сёгуну как заложника. Специальными правилами 1615 г. роль императора сводилась к изучению древней истории, стихосложения, церемоний и традиций.
Такая система просуществовала почти 250 лет. Однако с появлением капиталистических способов производства в конце XVIII — первой половине XIX в., с расширением внешних связей политика самоизоляции, проводимая сёгунатом, ставила Японию, население которой уже превышало 25 млн человек, во все более кризисную ситуацию.
Установление в Японии двоевластия
Битва кланов Тайра и Минамото. 1862 год
© Museum of Fine Arts, Boston
Военные профессии, как и силовые методы решения конфликтов, не обладали в традиционной Японии особым престижем. Предпочтение отдавалось гражданским чиновникам, знавшим грамоту и умевшим слагать стихи. Однако в XII веке ситуация меняется. На политическую арену выходят представители провинциальных военных домов, среди которых особым влиянием обладали Тайра и Минамото. Тайра удалось добиться ранее невозможного — Тайра Киёмори занял должность главного министра и сумел сделать своего внука императором. Недовольство Тайра со стороны других военных домов и представителей императорского рода достигает апогея в 1180 году, что приводит к затяжному военному конфликту, получившему название «война Тайра и Минамото». В 1185 году Минамото под руководством талантливого администратора и безжалостного политика Минамото Ёритомо одерживает победу. Однако вместо того, чтобы способствовать возвращению власти придворным аристократам и членам императорского рода, Минамото Ёритомо последовательно избавляется от конкурентов, добивается положения единоличного лидера военных домов, а в 1192 году получает от императора назначение на должность сэйи тайсёгуна — «великого полководца, усмирителя варваров». С этого времени и вплоть до реставрации Мэйдзи в 1867–1868 годах в Японии устанавливается система двоевластия. Императоры продолжают отправлять ритуалы, а сёгуны, военные правители, проводят реальную политику, отвечают за внешние сношения и нередко вмешиваются во внутренние дела императорской семьи.
1281 год
Средневековье
В средние века в Ниппоне наступает пора самураев. Между их родами начинается борьба за власть, и в ней побеждают Тайра. Побеждённый род Минамото составил им оппозицию. Борьба не утихала, и позже Минамото свергли правление Тайра.
В XII столетии формируется институт сёгуната, и в средневековой Японии развивается двоевластие: киотского императора и сёгуна – в Камакуре, представлявшего интересы самураев. Буддизмом начинают интересоваться самураи и простые люди. Среди них популярна секта Дзёдо, проповедовавшая амидаизм. Также известными становятся следующие школы японского буддизма:
- Дзёдо-синсю,
- Нитирэн-сю,
- Сото-Сю,
- Риндзай.
Если первая школа уделяла большое внимание грешникам, то последователи второй сосредоточились на Сутре Лотоса, а последние две проповедовали дзэн-буддизм. Сёгунат пришёл со временем в упадок, а правителем Го-Дайгу осуществилась попытка восстановить монархию (реставрация Кэмму).
Период сегунат в Японии
Попытка была неудачной и закончилась расколом императорской власти и войной между кланами. В XIV веке возникает следующий сёгунат – Муромати, а затем третий – Ёсимицу.
В экономике, социальной сфере и культуре происходят такие изменения:
- появление водяных колёс,
- использование животных в качестве тягловой силы,
- высаживание новых культур в садоводстве,
- разведение хлопка,
- совершенствование кузнечной и литейной металлургии,
- проведение торговых ярмарок,
- создание сообществ перевозчиков и ростовщиков,
- формирование сообществ мещан для защиты от самураев,
- эволюция самоуправления,
- развитие театра но,
- оформление садов камней,
- использование татами,
- развитие искусств икебаны и чайной церемонии и др.
Попытка завоевания Японии монголами
Поражение монголов в 1281 году. 1835–1836 годы
© harashobo.com
В 1266 году Хубилай-хан, покоривший Китай и основавший империю Юань, отправляет в Японию послание, в котором требует признать вассальную зависимость Японии. Ответа он не получил. Позже — безрезультатно — было направлено еще несколько похожих посланий. Хубилай приступил к подготовке военной экспедиции к берегам Японии, и осенью 1274 года флот империи Юань, включавший также корейские отряды, общей численностью в 30 тысяч человек разграбил острова Цусима и Ики и достиг залива Хаката. Японские войска уступали противнику и в численности, и в вооружении, однако до прямого военного столкновения практически не дошло. Налетевший шторм разметал корабли монголов, в результате чего им пришлось ретироваться. Хубилай предпринял вторую попытку по завоеванию Японии в 1281 году. Военные действия продолжались чуть больше недели, после чего повторились события семилетней давности: тайфун похоронил большую часть огромного флота монголов и планы по покорению Японии. С этими кампаниями связывают зарождение представлений о камикадзе, что дословно переводится как «божественный ветер». Для современного человека камикадзе — это в первую очередь пилоты-смертники, но само понятие гораздо древнее. Согласно средневековым представлениям, Япония являлась «страной божеств». Синтоистские божества, населявшие архипелаг, защищали его от внешнего вредоносного воздействия. Подтверждением этого стал «божественный ветер», дважды не позволивший Хубилаю покорить Японию.
1336 год
Политическая система Японии
Политический строй Японии – конституционная монархия. Иными словами, формально лидером страны является император, но на самом деле он не обладает практически никакой властью. Император обычно выступает в роли посла и символа государства, тогда как все важные решения принимает кабинет министров во главе с премьер-министром (именно этот человек на самом деле является главным в системе).
Есть в стране и парламент, состоящий из Палаты представителей (480 депутатов) и Палаты советников (282 депутата). Депутатов в обе палаты выбирает народ, а они уже в свою очередь выбирают премьер-министра. Таким образом, обычные люди влияют на политический курс страны лишь косвенно.
Наибольшее число мест в обеих палатах парламента имеют социально-демократическая и либерально-демократическая партии. Они с переменным успехом борются за власть.
Интересный факт: Должность императора появилась в Японии в 660 году до нашей эры и династия с тех пор не прерывалась.
Раскол внутри императорского дома
Асикага Такаудзи. Около 1821 года
© Harvard Art Museum
Традиционно считается, что японский императорский род никогда не прерывался. Это позволяет говорить о японской монархии как о самой древней в мире. В истории, однако, были периоды раскола правящей династии. Самый серьезный и продолжительный кризис, во время которого Японией правили одновременно два государя, был спровоцирован императором Годайго. В 1333 году усиливаются позиции военного дома Асикага во главе с Асикага Такаудзи. Император прибегал к его помощи в борьбе с сёгунатом. В награду Такаудзи сам пожелал занять должность сёгуна и контролировать действия Годайго. Политическая борьба принимает форму открытого военного противостояния, и в 1336 году войска Асикага разбивают императорскую армию. Годайго был вынужден отречься в пользу нового императора, удобного Асикага. Не желая мириться со сложившимися обстоятельствами, Годайго бежит в область Ёсино в провинции Ямато, где основывает так называемый Южный двор. До 1392 года в Японии будут параллельно существовать два центра власти — Северный двор в Киото и Южный двор в Ёсино. Оба двора имели своих императоров, назначали своих сёгунов, что делало практически невозможным определение легитимного правителя. В 1391 году сёгун Асикага Ёсимицу предлагает Южному двору перемирие и обещает, что отныне трон по очереди будут наследовать представители двух линий императорского рода. Предложение было принято, и конец расколу был положен, однако сёгунат не сдержал обещания: престол занимали представители Северного двора. В исторической перспективе данные события были восприняты крайне негативно. Так, в учебниках истории, написанных в период Мэйдзи, про Северный двор предпочитали умалчивать, именуя время с 1336 по 1392 год периодом Ёсино. Асикага Такаудзи преподносился как узурпатор и противник императора, тогда как Годайго описывался как идеальный правитель. Раскол внутри правящего дома воспринимался как событие недопустимое, о котором не следует лишний раз вспоминать.
1467 год
Начало 18 века
Первые данные об истории Японии этого периода историки черпают из записей мореплавателей и торговцев. Самыми ценными для исторической науки считаются записки Дж. Харди – английского торговца и писателя. Он писал: «Мы увидели страну необычайной красоты с высокоразвитой культурой. Она обладала сильной армией и национальной идеей, однако, в сфере экономики уже начали прослеживаться первые проблемы: народ был беден, правящая верхушка купалась в золоте. Япония в 18 век.».
Первая попытка справиться с нестабильным социально-экономическим положением страны принадлежит сегуну Ёсимунэ (1716-1745 гг.). Он вошел в историю, как автор реформ Кёхб:
- Административная реформа. Администрацию сегун решил оставить без изменений. Верховный владыка приказал заменить около 80% состава администрации, сделав ее более гражданской (уволил самураев и даймё).
- Финансовая реформа. Появилась должность министра финансов. Ответственный человек контролировал финансовую деятельность городских магистратов и бакуфу. В обязанности министра финансов также входило поиски схем по улучшению структуры управления.
- Борьба с излишествами. Сегун приказал убрать с дворца роскошь, богатую пищу, ленивых самураев, азартные игры и запретил пышные торжества.
- Борьба с коррупцией. За взятку назначили смертную казнь. Кроме этого, со всех родственников брался огромный штраф за то, что не научили своего ближнего морали и честности.
- Политика экономии государственных средств. Ёсимунэ сократил количество гокэнин и хатамото (местных управленцев, которые находились на пособии государства).
- Приказал увеличит площади посева риса. Также Ёсимунэ учредил систему награждений за лучшие рисовые поля. Такая политика позволила навсегда избавиться от проблем с продовольствием и заложила фундамент для открытия Японии.
Начало периода феодальной раздробленности
Ни сёгуны из династии Минамото, ни представители династии Асикага не были единоличными правителями, которым подчинялись все военные дома Японии. Нередко сёгун выступал арбитром в спорах, возникавших между провинциальными военными. Другой прерогативой сёгуна было назначение на должности военных губернаторов в провинциях. Должности становились наследственными, что служило обогащению отдельных кланов. Соперничество между военными домами за должности, а также борьба за право называться главой того или иного клана не обходила стороной и род Асикага. Неспособность сёгуната разрешить накопившиеся противоречия вылилась в крупные военные столкновения, продолжавшиеся 10 лет. События 1467–1477 годов получили название «смута годов Онин — Буммэй». Киото, тогдашняя столица Японии, была практически разрушена, сёгунат Асикага утратил свои полномочия, страна лишилась центрального аппарата управления. Период с 1467 по 1573 год именуется «эпохой воюющих провинций». Отсутствие реального политического центра и усиление провинциальных военных домов, которые начинают издавать собственные законы и вводят новые системы рангов и должностей внутри своих владений, позволяют говорить о феодальной раздробленности в Японии этого времени.
1543 год
Население
Население Японии в 2021 году составляет 125 миллионов 790 тысяч человек. Но власти обеспокоены тем, что смертность превышает рождаемость, а молодые люди не стремятся вступать в брак и обзаводиться детьми.
Согласно самым пессимистичным прогнозам, к 2050 году в стране будет жить всего 90 миллионов человек. Чтобы не допустить такого развития событий, разрабатываются программы, направленные на стимулирование роста рождаемости.
В то же время, в Японии практически нет беженцев и переселенцев из других стран. Иностранцы обычно приезжают сюда в качестве туристов или в рабочие командировки, после чего отправляются на родину.
Интересный факт: Япония славится своими долгожителями. Мужчины тут в среднем живут 79 лет, а женщины и вовсе 86 лет.
Прибытие первых европейцев
Португальская карта Японии. Около 1598 года
© robynbuntin.com
Первыми европейцами, ступившими на японскую землю, были два португальских торговца. 25-го дня 8-й луны 12 года Тэмбун (1543 год) китайскую джонку с двумя португальцами на борту прибило к южной оконечности острова Танэгасима. Переговоры между пришельцами и японцами велись письменно. Японские чиновники умели писать по‑китайски, но устной речи не понимали. Знаки рисовали прямо на песке. Удалось выяснить, что джонку случайно прибило к берегам Танэгасимы штормом, а эти странные люди — торговцы. Вскоре они были приняты в резиденции князя Токитака, правителя острова. Среди различных диковинных вещей они привезли мушкеты. Португальцы продемонстрировали способности огнестрельного оружия. Японцев поразил шум, дым и огневая мощь: цель была поражена с расстояния в 100 шагов. Два мушкета были тотчас куплены, а японским кузнецам поручили наладить собственное производство огнестрельного оружия. Уже в 1544 году в Японии было несколько оружейных мастерских. В дальнейшем контакты с европейцами приобрели интенсивный характер. Помимо оружия, они распространяли на архипелаге христианское вероучение. В 1549 году в Японию прибывает иезуитский миссионер Франциск Ксавье. Он и его ученики проводят активную прозелитскую деятельность и обращают в христианскую веру многих японских князей — даймё. Специфика религиозного сознания японцев предполагала спокойное отношение к вере. Принятие христианства не означало отказа от буддизма и от веры в синтоистских божеств. Впоследствии христианство в Японии было запрещено под страхом смертной казни, поскольку подрывало основы государственной власти и приводило к смутам и восстаниям против сёгуната.
1573 год
Образование государства
О Японии тех времён можно судить только по китайским хроникам, так как своей письменности японцы не имели. Китайцы называли их «ва» и упоминали, что жили они примерно в ста государствах, треть которых поддерживала контакты с их страной. В V столетии сельское хозяйство японцев обогатилось выращиванием:
- крапивы для изготовления ткани – рами,
- злаковых культур,
- пряностей,
- каннабиса,
- мандаринов.
Возделывание риса в Японии. Гравюра
Развивалось разведение шелкопряда и изготовление шёлковых и холщовых тканей, добыча жемчуга, киновари и лазурита.
Самым сильным древним японским государством был Яматай. Эта страна вписалась в систему азиатских политических отношений на условиях Китая: платила ему дань и соглашалась с главенством китайского императора. Он, в свою очередь, содействовал в политике правителям, выполняющим эти условия, и разрешал им иметь торговые отношения с Поднебесной.
Китай в IV столетии втянулся в междоусобицы, на Корейском полуострове появились Силла, Когурё и Пекчэ, выразившие желание объединить Корею, а государственное образование Ямато начало борьбу за объединение Ниппона. С III по VI столетие здесь было принято погребать зажиточных граждан в кофунах – курганах из земли, поэтому этот период именуется также Кофун.
Курган периода Кофун
В Ямато сложилась система родов и титулов в исполнительной власти, так как государство было федерацией. Главы родов получали титулы от вождя в соответствии со своим статусом. Государством проводилась активная внешняя политика. Корейцы и китайцы селились здесь и привозили с собой новую информацию умения, которые способствовали развитию:
- ювелирного дела,
- инженерии,
- иероглифической письменности,
- медицинских навыков,
- новой технологии в изготовлении керамической посуды.
В конце периода Кофун в Ниппон попадают тексты и культовые предметы
из корейского Пекчэ, связанные с буддизмом. Новое учение вызывает разногласия, приведшие к борьбе двух кланов: Сога и Мононобэ. Род Сога выступал за принятие буддизма и победил в непримиримой борьбе.
Начало объединения Японии
Среди исторических персонажей Японии, наверное, наиболее узнаваемыми являются полководцы, именуемые тремя великими объединителями. Это Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Считается, что их действия позволили преодолеть феодальную раздробленность и объединить страну под началом нового сёгуната, основателем которого стал Токугава Иэясу. Начало объединению положил Ода Нобунага — выдающийся полководец, которому удалось подчинить множество провинций благодаря таланту своих полководцев и умелому использованию европейского оружия в бою. В 1573 году он изгоняет Асикага Ёсиаки, последнего сёгуна из династии Асикага, из Киото, что делает возможным основание нового военного правительства. Согласно пословице, известной с XVII века, «Нобунага замесил тесто, Хидэёси испек пирог, а Иэясу его съел». Ни Нобунага, ни сменивший его Хидэёси не были сёгунами. Получить этот титул и обеспечить передачу его по наследству удалось только Токугава Иэясу, но без действий предшественников это было бы невозможным.
1592 год
Экономика
В 17 веке военачальнику Токугаве Иэясу удалось сформировать династию сёгунов. Хотя император считался главой страны, династия сёгунов управляла всеми сферами деятельности Японии. Возникла необходимость создания своей денежной единицы. Только от риса зависела экономика средневековой Японии. В качестве стандартной единицы измерения считалось такое количество риса, которое человеку нужно для питания в течение одного года. Налоги тоже платились рисом. С середины 16 века в страну часто стали приезжать португальцы, предпочитающие вместо риса рассчитываться золотыми монетами. Местные феодалы тоже ощутили преимущества драгоценных металлов. Токугава продолжил дело своего предшественника Тоетоми Хидэёси, который прибрал к рукам большую часть золота и серебра страны. Так и появилась золотая монета обан, но ее не использовали для оплаты сделок, а дарили или награждали.
Японская знать стремилась привязать крестьян к земельному наделу. Крупные землевладельцы пытались решить проблему, как усмирить восстание крестьян или вернуть сбежавших подчиненных назад. Появляются специальные отряды обученных воинов, которые с течением времени образовали свою замкнутую общину самураев. Стал соблюдаться кодекс чести воинов, или бусидо, который основывался на идеи верности господину. Воин обязывался ценой жизни защищать своего господина, а в случае бесчестья совершить ритуальное самоубийство, или харакири.
Попытки военной экспансии на материк
Японский военачальник Като Киёмаса охотится на тигра во время пребывания в Корее. Эстамп 1896 года
© artelino.com
Тоётоми Хидэёси не отличался знатностью происхождения, однако военные заслуги и политические интриги позволили ему стать самым влиятельным человеком в Японии. После смерти Ода Нобунага в 1582 году Хидэёси расправляется с военачальником Акэти Мицухидэ, предавшим Ода. Месть за господина многократно увеличила авторитет Тоётоми среди союзников, объединившихся под его началом. Ему удается подчинить оставшиеся провинции и сблизиться не только с главами военных домов, но и с императорским родом. В 1585 году он получает назначение на должность канцлера кампаку, которую до него занимали исключительно представители аристократического рода Фудзивара. Теперь легитимность его действий обосновывалась не только оружием, но и волей императора. После завершения объединения Японии Хидэёси предпринял попытку внешней экспансии на материк. Последний раз до этого японские войска участвовали в военных кампаниях на материке в далеком 663 году. Хидэёси планировал покорить Китай, Корею и Индию. Планам не суждено было сбыться. События с 1592 по 1598 год именуют Имджинской войной. В этот период войска Тоётоми вели безуспешные сражения в Корее. После смерти Хидэёси в 1598 году экспедиционный корпус был в срочном порядке отозван в Японию. Вплоть до конца XIX века Япония не будет предпринимать попыток по военной экспансии на материк.
21 октября 1600 года
Япония
Ядро японского народа сложилось на базе племенной федерации Ямато (так называлась Япония в древности) в III–V вв. Представители этой федерации принадлежали к Курганной культуре раннего железного века.
На стадии оформления государства общество состояло из кровнородственных кланов (удзи), существовавших независимо на своей земле. Типичный клан был представлен его главой, жрецом, низшей администрацией и рядовыми свободными лицами. К нему примыкали, не входя в него, группы полусвободных (беминов) и рабов (яцуко). Первым по значению в иерархии стоял царский клан (тэнно). Его выделение в III в. стало поворотным моментом в политической истории страны. Клан тэнно правил при помощи советников, владык округов (агата-нуси) и управляющих областями (кунино мияцуко), тех же вождей местных кланов, но уже уполномоченных царем. Назначение на пост правителя зависело от воли наиболее могущественного клана в царском окружении, поставлявшего также царской фамилии жен и наложниц из своих членов. С 563 по 645 гг. такую роль играл клан Сога. Этот период истории получил название периода Асука по наименованию резиденции царей в провинции Ямато.
Внутренняя политика царей Ямато была направлена на объединение страны и на оформление идеологической основы единовластия. Важную роль в этом сыграли созданные в 604 г. принцем Сетоку-тайси «Законоположения из 17 статей». В них был сформулирован главный политический принцип высшего суверенитета правителя и строгого подчинения младших старшему. Внешнеполитическими приоритетами были сношения со странами Корейского полуострова, доходившие иногда до вооруженных столкновений, и с Китаем, имевшие форму посольских миссий с целью заимствования любых подходящих новшеств.
Социально-экономический строй II–VII вв. вступает в стадию разложения патриархальных отношений. Общинные пахотные земли, находившиеся в распоряжении сельских дворов, начинают постепенно подпадать под контроль сильных кланов, противоборствующих друг с другом за исходные ресурсы: землю и людей. Таким образом, отличительная особенность Японии состояла в той значительной роли родоплеменной феодализирующейся знати и более явственной, чем где-либо еще на Дальнем Востоке, тенденции к приватизации земельных владений при относительной слабости власти центра. В 552 г. в Японию пришел буддизм, который повлиял на унификацию религиозных и морально-эстетических идей.
Следующий за эпохой царей Ямато исторический период охватывает время, начало которого приходится на «переворот Тайка» в 645 г., а конец – на 1192 г., когда во главе страны встали военные правители с титулом сёгун.
Под девизом реформ Тайка прошла вся вторая половина VII в. Государственные реформы были призваны реорганизовать по китайской танской модели все сферы отношений в стране, перехватить инициативу частного присвоения исходных ресурсов страны, земли и людей, заменив ее государственной. Аппарат центральной власти состоял из Государственного совета (Дадзёкан), восьми правительственных ведомств, системы главных министерств. Страна была поделена на провинции и уезды во главе с губернаторами и уездными начальниками. Были установлены восьмистепенная система родов титулов с императором во главе и 48-ранговая лестница придворных званий. С 690 г. каждые шесть лет стали проводиться переписи населения и переделы земли. Была введена централизованная система комплектования армии, изъято оружие у частных лиц. В 694 г. был построен первый столичный город Фудзиваракё, постоянное место императорской ставки (до этого место ставки легко переносилось).
Завершение оформления средневекового японского централизованного государства в VIII в. было связано с ростом крупных городов. За одно столетие трижды был осуществлен перевод столицы: в 710 г. в Хайдзёкё (Нара), в 784 г. Нагаока и в 794 г. в Хэйанкё (Киото). Поскольку столицы были административными, а не торгово-ремесленными центрами, то после очередного перевода они приходили в запустение. Население провинциальных и уездных городов не превышало, как правило, 1000 человек.
Внешнеполитические проблемы в VIII в. отступают на второй план. Угасает сознание опасности вторжения с материка. В 792 г. отменяется всеобщая воинская повинность и ликвидируется береговая стража. Редкими становятся посольства в Китай, а в связях с корейскими государствами начинает все большую роль играть торговля. К середине IX в. Япония окончательно переходит к политике изоляции, запрещается выезд из страны, прекращается прием посольств и судов.
Становление развитого феодального общества в IX–XII вв. сопровождалось все более радикальным отходом от китайского классического образца государственного устройства. Бюрократическая машина насквозь оказалась пронизанной родственными аристократическими связями. Прослеживается тенденция к децентрализации власти. Божественный тэнно более царствовал, нежели реально управлял страной. Чиновничьей элиты вокруг него не сложилось, ибо не была создана система воспроизводства администраторов на базе конкурсных экзаменов. Со второй половины IX в. вакуум власти был заполнен представителями рода Фудзивара, которые фактически начинают править страной с 858 г. в качестве регентов при малолетних императорах, а с 888 г. – в качестве канцлеров при совершеннолетних. Период середины IX – первой половины XI вв. имеет название «время правления регентов и канцлеров». Его расцвет приходится на вторую половину X в. при представителях дома Фудзивара Митинага и Ёримити.
В конце IX в. оформляется так называемый «государственно-правовой строй» (рицурё). Новыми высшими государственными органами стали личная канцелярия императора и полицейское ведомство, напрямую подчиненное императору. Широкие права губернаторов позволили им усилить свою власть в провинции настолько, что они могли противопоставлять ее императорской. С падением значения уездного управления провинция становится основным звеном общественной жизни и влечет за собой децентрализацию государства.
Население страны, преимущественно занимавшееся земледелием, насчитывало в VII в. около 6 млн. человек, в XII в. – 10 млн. Оно было поделено на плативших налоги полноправных (рёмин) и неполноправных (сэммин). В VI–VIII вв. господствовала надельная система землепользования. Особенности поливного рисоводства, чрезвычайно трудоемкого и требовавшего личной заинтересованности работника, обусловили преобладание в структуре производства мелкого трудового свободного хозяйства. Не получил поэтому широкого распространения труд рабов. Полноправные крестьяне обрабатывали подлежащие переделу раз в шесть лет государственные земельные участки, за которые платили налог зерном (в объеме 3% от официально установленной урожайности), тканями и исполняли отработочные повинности. Домениальные земли в этот период не представляли собой крупного господского хозяйства, а отдавались в обработку отдельными полями зависимым крестьянам.
Чиновники получали наделы на срок исполнения должности. Лишь некоторые влиятельные администраторы могли пользоваться наделом пожизненно, иногда с правом передачи его по наследству на протяжении одного – трех поколений.
В силу натурального характера экономики выход на немногочисленные городские рынки преимущественно имели государственные ведомства. Функционирование небольшого числа рынков за пределами столиц наталкивалось на отсутствие профессиональных рыночных торговцев и нехватку крестьянских промысловых продуктов, основная часть которых изымалась в виде податей.
Особенностью социально-экономического развития страны в IX–XII вв. было разрушение и полное исчезновение надельной системы хозяйствования. На смену приходят вотчинные владения, имевшие статус «пожалованных» частным лицам (сёэн) со стороны государства. Представители высшей аристократии, монастыри, знатные дома, господствовавшие в уездах, наследственные владения крестьянских семей обращались в государственные органы за признанием вновь обретенных владений в качестве сёэн.
В итоге социально-экономических изменений вся власть в стране с X в. стала принадлежать знатным домам, владельцам сёэн разных размеров. Завершалась приватизация земель, доходов, должностей. Для урегулирования интересов противоборствующих феодальных групп в стране создается единый сословный порядок, для обозначения которого вводится новый термин «императорское государство» (отё кокка), заменивший собой прежний режим – «правовое государство» (рицурё кокка).
Еще одним характерным социальным явлением эпохи развитого Средневековья стало появление военного сословия. Выросшие из отрядов дружинников, использовавшихся владельцами сёэн в междоусобной борьбе, воины-профессионалы стали превращаться в замкнутое сословие воинов-самураев (буси). На исходе эпохи Фудзивара статус вооруженной силы поднялся из-за социальной нестабильности в государстве. В самурайской среде возник кодекс воинской этики, опиравшийся на главную идею личной верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь, а в случае бесчестия – покончить с собой по определенному ритуалу. Так самураи превращаются в грозное оружие крупных земледельцев в их борьбе друг с другом.
В VIII в. государственной религией становится буддизм, быстро распространившийся в верхушке общества, не находивший ещё популярности в среде простонародья, но поддерживаемый государством. В 1192 г. происходит крутой поворот в исторической судьбе страны, верховным правителем Японии с титулом сёгун стал Минамото Еримото – глава влиятельного на северо-востоке страны аристократического дома. Ставкой его правительства (бакуфу) стал город Камакура. Сёгунат Минамото продолжался до 1335 г. Это было время расцвета городов, ремесла и торговли Японии. Как правило, города росли вокруг монастырей и ставок крупных аристократов. Расцвету портовых городов на первых порах содействовали японские пираты. Позже в их процветании начала играть роль регулярная торговля с Китаем, Кореей и странами Юго-Восточной Азии. В XI в. насчитывалось 40 городов, в XV в. – 85, в XVI в. – 269, в которых возникали корпоративные объединения ремесленников и торговцев (дза).
С приходом к власти сёгуна качественно изменился аграрный строй страны. Ведущей формой землевладения становится мелкое самурайское, хотя продолжали существовать крупные феодальные владения императора, влиятельных домов и всесильных вассалов Минамото. В 1274 и 1281 гг. японцы оказали успешное сопротивление вторжению монгольской армии.
У преемников первого сёгуна власть захватил дом родственников Ходзё, называвшихся Сиккенами (правителями), при которых появилось подобие совещательного органа из высших вассалов. Являясь опорой режима, вассалы несли наследственную охранную и военную службу, назначались на должность администраторов (дзито) в вотчины и государственные земли, военными губернаторами в провинции. Власть военного правительства бакуфу ограничивалась только военно-полицейскими функциями и не охватывала всей территории страны.
При сёгунах и правителях императорский двор и киотское правительство не были ликвидированы, ибо военная власть не могла управлять страной без авторитета императора. Военная власть правителей значительно укрепилась после 1232 г., когда императорским дворцом была предпринята попытка ликвидировать власть сиккэна. Она оказалась неудачной – верные двору отряды были разгромлены. За этим последовала конфискация принадлежащих сторонникам двора 3000 сёэн. Второй сёгунат в Японии возник в ходе длительных усобиц князей знатных домов. На протяжении двух с половиной столетий чередовались периоды междоусобий и укрепления централизованной власти в стране. В первой трети XV в. позиции центральной власти были наиболее сильными. Сёгуны препятствовали росту контроля военных губернаторов (сюго) над провинциями. С этой целью, в обход сюго, они устанавливали прямые вассальные связи с местными феодалами, обязывали сюго западных и центральных провинций проживать в Киото, а сюго восточной части страны – в Камакура. Однако период централизованной власти сёгунов был недолгим. После убийства в 1441 г. сёгуна Асикага Ёсинори одним из феодалов в стране развертывается междоусобная борьба, переросшая в феодальную войну 1467–1477 гг., послед-ствия которой сказывались целое столетие. В стране наступает период феодальной раздробленности.
В годы сёгуната Муромати происходит переход от мелкого и среднего феодального землевладения к крупному. Система вотчин (сёэн) и государственных земель (коре) приходит в упадок из-за развития торгово-экономических связей, разрушавших замкнутые границы феодальных владений. Начинается формирование компактных территориальных владений крупных феодалов – княжеств. Этот процесс на уровне провинции шел также по линии прироста владений военных губернаторов (сюго рёкоку).
В эпоху Асикага углубился процесс отделения ремесла от земледелия. Ремесленные цехи возникали теперь не только в столичном районе, но и на периферии, концентрируясь в ставках военных губернаторов и усадьбах феодалов. Производство, ориентированное исключительно на нужды патрона, сменилось производством на рынок, а покровительство сильных домов стало заключаться в предоставлении гарантии монопольных прав на занятие определенным видом производственной деятельности в обмен на выплату денежных сумм. Сельские ремесленники переходят от бродячего к оседлому образу жизни, возникает специализация сельских районов.
Развитие ремесла способствовало росту торговли. Возникают специализированные торговые гильдии, отделившиеся от ремесленных цехов. На перевозке продуктов налоговых поступлений вырос слой торговцев тоимару, который постепенно превратился в класс торговцев-посредников, транспортировавших самые различные товары и занимавшихся ростовщичеством. Местные рынки концентрировались в районах гаваней, переправ, почтовых станций, границ сёэн и могли обслуживать территорию радиусом от 2–3 до 4–6 км.
Центрами страны оставались столицы Киото, Нара и Камакура. По условиям возникновения города делились на три группы. Одни выросли из почтовых станций, портов, рынков, таможенных застав. Второй тип городов возникал при храмах, особенно интенсивно в XIV в., и имел, как и первый, определенный уровень самоуправления. Третьим видом были рыночные поселения при замках военных и ставках провинциальных губернаторов. Такие города, нередко создававшиеся по воле феодала, находились под полным его контролем и имели наименее зрелые городские черты. Пик их роста приходился на XV век.
После монгольских нашествий власти страны взяли курс на ликвидацию дипломатической и торговой изоляции страны. Приняв меры против нападавших на Китай и Корею японских пиратов, бакуфу восстановило дипломатические и торговые отношения с Китаем в 1401 г. До середины XV в. монополия торговли с Китаем находилась в руках сёгунов Асикага, а затем стала идти под эгидой крупных купцов и феодалов. Из Китая обычно привозили шелк, парчу, парфюмерию, сандаловое дерево, фарфор и медные монеты, а отправляли золото, серу, веера, ширмы, лакированную посуду, мечи и древесину. Торговля велась также с Кореей и странами Южных морей, а также с Рюкю, где в 1429 г. было создано объединенное государство.
Социальная структура в эпоху Асикага оставалась традиционной: господствующий класс состоял из придворной аристократии, военного дворянства и верхушки духовенства, простой народ – из крестьян, ремесленников и торговцев. До XVI в. четко установились классы-сословия феодалов и крестьян.
До XV в., когда в стране существовала сильная военная власть, основными формами борьбы крестьян были пассивные: побеги, петиции. С ростом княжеств в XVI в. поднимается и вооруженная крестьянская борьба. Самый массовый вид сопротивления носила антиналоговая борьба. 80% крестьянских выступлений в XVI в. проходили в экономически развитых центральных районах страны. Подъему этой борьбы способствовало и наступление феодальной раздробленности. Массовые крестьянские восстания прошли в этом столетии под религиозными лозунгами и были организованы необуддистской сектой Дзёдо.
Политическая раздробленность поставила на повестку дня задачу объединения страны. Эту миссию выполнили три выдающихся политических деятеля страны: Ода Нобунага (1534–1582), Тоётоми Хидзёси (1536–1598) и Токугава Изясу (1542–1616). В 1573 г., победив наиболее влиятельных даймё и нейтрализовав ожесточенное сопротивление буддийских монастырей, Ода свергнул последнего сёгуна из дома Асикага. К концу своей недолгой политической карьеры (он был убит в 1582 г.) он овладел половиной провинций, включая столицу Киото, и провел реформы, способствовавшие ликвидации раздробленности и развитию городов. Покровительство христианам, появившимся в Японии в 40-х годах XVI в., обуславливалось непримиримым сопротивлением буддистских монастырей политическому курсу Ода. В 1580 г. в стране было около 150 тыс. христиан, 200 церквей и 5 семинарий. К концу XVII в. их количество возросло до 700 тыс. человек. Не в последнюю очередь росту численности христиан способствовала политика южных даймё, заинтересованных в обладании огнестрельным оружием, производство которого было налажено в Японии католиками-португальцами.
Внутренние реформы преемника Ода, выходца из крестьян Тоётоми Хидзёси, сумевшего завершить объединение страны, имели главной целью создание сословия исправных налогоплательщиков. Земля была закреплена за крестьянами, способными платить государственные налоги, усилен казенный контроль за городами и торговлей. В отличие от Ода он не оказывал покровительства христианам, проводил кампанию по изгнанию миссионеров из страны, преследовал японцев-христиан, уничтожал церкви и типографии. Успеха такая политика не имела, ибо преследуемые укрывались под защитой принявших христианство мятежных южных даймё.
После смерти Тоётоми Хидзёси в 1598 г. власть перешла к одному из его сподвижников Токугава Изясу, который в 1603 г. провозгласил себя сёгуном. Так начался последний, третий, caмый продолжительный по времени (1603-1807) сёгунат Токугава.
Одна из первых реформ дома Токугава была направлена на ограничение всевластия даймё, которых насчитывалось около 200. С этой целью враждебные правящему дому даймё территориально рассредотачивались. Ремесло и торговля в городах, находившихся под юрисдикцией таких тодзама, передавались в подчинение центру вместе с городами.
Аграрная реформа Токугава еще раз закрепила крестьян за их землями. При нем были строго разграничены сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы. Токугава начал проводить политику контролируемых контактов с европейцами, выделив среди них голландцев и закрыв порты для всех остальных и, прежде всего, миссионеров католической церкви. Пришедшие через голландских купцов европейские наука и культура получили в Японии название голландской науки (рангакуся) и имели большое влияние на процесс совершенствования экономического строя Японии.
XVII век принес Японии политическую стабильность и экономическое процветание, но уже в следующем столетии начался экономический кризис. В сложном положении оказались самураи, лишившиеся необходимого материального содержания; крестьяне, часть которых вынуждена была идти в города; даймё, богатство которых заметно сокращалось. Правда, власть сёгунов еще продолжала оставаться незыблемой. Немалую роль сыграло в этом возрождение конфуцианства, ставшего официальной идеологией и оказывавшего влияние на образ жизни и мыслей японцев (культ этической нормы, преданность старшим, крепость семьи).
Кризис третьего сёгуната стал явственным с 30-х гг. XIX в. Ослаблением могущества сегунов воспользовались, в первую очередь, тодзама южных районов страны, Тёсю и Сацума, которые богатели за счет контрабандной торговли оружием и развития собственной, в том числе и военной промышленности. Другой удар по авторитету центральной власти нанесло насильственное «открытие Японии» США и европейскими странами в середине XIX в. Национально-патриотическим символом антииностранного и антисёгунского движения стал император, а центром притяжения всех мятежных сил страны – императорский дворец в Киото. После короткого сопротивления осенью 1866 г. сёгунат пал, а власть в стране передана 16-летнему императору Мицухито (Мейдзи) (1852–1912). Япония вступила в новую историческую эпоху.
Итак, исторический путь Японии в Средние века был не менее напряженный и драматичный, чем у соседнего Китая, с которыми островное государство периодически поддерживало этнический, культурный, экономический контакты, заимствуя у более опытного соседа образцы политического и социально-экономического устройства. Однако поиск своего национального пути развития привел к становлению самобытной культуры, режима власти, общественного строя. Отличительной чертой японского пути развития стали больший динамизм всех процессов, высокая социальная мобильность при менее глубоких формах общественного антагонизма, способность нации воспринимать и творчески перерабатывать достижения других культур.
<< Предыдущая — Следующая >>
ВВЕДЕНИЕ |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА |
Особенности иерархической системы общества |
Нравы и обычаи |
Зарождение и становление феодальных отношений. Классы |
Феодальная раздробленность. Роль христианства в создании единой Европы |
Государственное управление. Крестьянские восстания |
Развитие экономики |
Средневековые города |
Средневековые университеты и их роль в формировании западноевропейской цивилизации |
Великие географические открытия |
Развитие торговли, сельского хозяйства и промышленного производства |
Реформация церкви |
Развитие науки |
Особенности феодализма в Византии |
Имперская власть и общество |
Духовная жизнь |
Закат Византии |
Древнерусское государство в IX-XII вв. |
Феодальная раздробленность на Руси |
Формирование и возвышение Московского государства (XIII-XV вв.) |
Общая характеристика и периодизация истории государств Востока |
Индия |
Китай |
Япония |
Арабский халифат |
Все страницы |
Завершение объединения Японии
Сёгун Токугава Иэясу. 1873 год
© Art Gallery of Greater Victoria
Основателем третьей и последней династии сёгунов в японской истории стал полководец Токугава Иэясу. Титул сэйи тайсёгуна был пожалован ему императором в 1603 году. Занять положение главы военных домов Токугава позволила победа в битве при Сэкигахаре 21 октября 1600 года. Все военные дома, сражавшиеся на стороне Токугава, стали именоваться фудай даймё, а противники — тодзама даймё. Первые получили во владение плодородные земли и возможность занимать государственные посты в новом сёгунате. Владения вторых были конфискованы и перераспределены. Тодзама даймё также были лишены возможности принимать участие в управлении государством, что приводило к недовольству политикой Токугава. Именно выходцы из числа тодзама даймё станут основной силой антисёгунской коалиции, которая осуществит реставрацию Мэйдзи в 1867–1868 годах. Битва при Сэкигахаре положила конец объединению Японии и сделала возможным установление сёгуната Токугава.
1639 год
Тест по теме
- /5
Вопрос 1 из 5В каком году корабли американского флота получили право заходить в порты Японии?
Начать тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
- Диана Воронцова
5/5
- Людмила Мазунина
5/5
- Christina Averianova
5/5
Издание указа о закрытии страны
Схема осады замка Хара при подавлении восстания в Симабаре. XVII век
© Wikimedia Commons
Период правления сёгунов династии Токугава, также именуемый периодом Эдо (1603–1867) по названию города (Эдо — современный Токио), где располагалась резиденция сёгунов, характеризуется относительной стабильностью и отсутствием серьезных военных конфликтов. Стабильность достигалась в том числе за счет отказа от внешних контактов. Начиная с Тоётоми Хидэёси, японские военные правители проводят последовательную политику по ограничению деятельности европейцев на архипелаге: запрещается христианство, ограничивается количество судов, которым разрешено прибывать в Японию. При сёгунах Токугава процесс по закрытию страны завершается. В 1639 году издается указ, по которому на территории Японии не дозволяется находиться никому из европейцев, исключая ограниченное количество голландских купцов. Годом ранее сёгунату пришлось столкнуться с трудностями при подавлении крестьянского восстания в Симабаре, проходившего под христианскими лозунгами. Японцам отныне также запрещалось покидать пределы архипелага. Серьезность намерений сёгуната подтвердилась в 1640 году, когда был арестован экипаж судна, прибывший в Нагасаки из Макао для возобновления отношений. 61 человек был казнен, а оставшиеся 13 — отправлены обратно. Политика самоизоляции продлится до середины XIX века.
1688 год
Начало культурного расцвета Японии
Карта города Эдо. 1680 год
© East Asian Library — University of California, Berkeley
В правление сёгунов Токугава расцветает городская культура и развлечения. Всплеск творческой активности пришелся на годы Гэнроку (1688–1704). В это время создает свои произведения драматург Тикамацу Мондзаэмон, позже получивший прозвание «японский Шекспир», поэт Мацуо Басё, реформатор жанра хайку, а также литератор Ихара Сайкаку, прозванный европейцами «японским Боккаччо». Произведения Сайкаку носили светский характер и описывали повседневный быт горожан, нередко в юмористическом ключе. Годы Гэнроку считаются золотым веком театра кабуки и кукольного театра бунраку. В это время активно развивается не только литература, но и ремесла.
1868 год
Реставрация Мэйдзи и модернизация Японии
Японская императорская семья. Хромолитография Торахиро Касаи. 1900 год
© The Library of Congress
Конец правлению военных домов, длившемуся более шести столетий, был положен в ходе событий, получивших название «реставрация Мэйдзи». Коалиция из числа воинов княжеств Сацума, Тёсю и Тоса вынудила Токугава Ёсинобу, последнего сёгуна в японской истории, вернуть верховную власть императору. С этого времени начинается активная модернизация Японии, сопровождавшаяся реформами во всех сферах жизни. Начинают активно усваиваться западные идеи и технологии. Япония становится на путь вестернизации и индустриализации. Преобразования в период правления императора Мэйдзи проходили под девизом вакон ёсай — «японский дух, западные технологии», что отражало специфику заимствований японцами западных идей. В это время в Японии открываются университеты, вводится система обязательного начального образования, проводится модернизация армии, принимается Конституция. В правление императора Мэйдзи Япония становится активным политическим игроком: она присоединяет архипелаг Рюкю, осваивает остров Хоккайдо, выигрывает Японо-китайскую и Русско-японскую войны, аннексирует Корею. После реставрации императорской власти Япония успела поучаствовать в большем количестве военных конфликтов, чем за весь период правления военных домов.
2 сентября 1945 года
Период Мэйдзи
После Реставрации император переселяется в новую столицу – Токио. Начинается период активных реформ: отменяются социальные классы, объявляется свобода вероисповедания, вводится обязательное начальное образование. Правительство выкупает земли у феодалов-землевладельцев и проводит административную реформу. Вводится всеобщая воинская повинность. Развивается транспортная система и связь. Множество студентов отправляются на Запад, а в Японию приглашаются иностранные преподаватели. В 1889 году принимается первая Конституция и создается парламент.
Конфликт интересов приводит к войне с Россией, в которой Япония побеждает и увеличивает свою территорию. В 1910 году она возрастает еще больше за счет аннексии Кореи.
Капитуляция во Второй мировой войне, начало американской оккупации
Вид Хиросимы после 6 августа 1945 года
© The Library of Congress
Вторая мировая война закончилась 2 сентября 1945 года, после того, как на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Японии. До 1951 года продлится американская военная оккупация Японии. За это время происходит полная переоценка ценностей, утвердившихся в японском сознании с начала века. Подлежит пересмотру и такая некогда незыблемая истина, как божественное происхождение императорского рода. 1 января 1946 года от лица императора Сёва был опубликован указ о строительстве новой Японии, содержавший положение, получившее название «самопровозглашение императора человеком». Данный указ также формулирует концепцию демократического преобразования Японии и отказ от идеи о том, что «японский народ стоит выше других народов и его предназначением является управление миром». 3 ноября 1946 года была принята новая Конституция Японии, вступившая в силу 3 мая 1947 года. Согласно статье 9, Япония отныне отказывалась «на вечные времена от войны как суверенного права нации» и провозглашала отказ от создания вооруженных сил.
1964 год
Начало послевоенного восстановления Японии
Послевоенная японская идентичность строилась не на идее превосходства, но на идее уникальности японцев. В 60-е годы получает развитие явление, названное нихондзинрон — «рассуждения о японцах». Многочисленные статьи, написанные в рамках этого течения, демонстрируют уникальность японской культуры, особенности японского мышления, любуются красотой японского искусства. Подъем национального самосознания и переоценка ценностей сопровождались проведением в Японии мероприятий мирового масштаба. В 1964 году Япония стала хозяйкой летних Олимпийских игр, которые впервые прошли в Азии. Подготовка к их проведению включала строительство объектов городской инфраструктуры, ставших гордостью Японии. Между Токио и Осакой были запущены сверхскоростные поезда «Синкансэн», ныне известные во всем мире. Олимпиада стала символом возвращения изменившейся Японии в мировое сообщество.
Период Яёй (бронзово-железный век) III в. до н.э- IV н.э.
Период Яёй назван по специфическому типу керамики, впервые обнаруженному в Яёй-мати (район Токио). Основное заселение: север острова Кюсю, Западная и Центральная Япония. Мощный поток ( 1.2 млн.чел.) переселенцев с юга Корейского полуострова в это время составил заметную часть населения, в общей сложности состоявшего из 3-6 млн. человек. В это время формируются три устойчивые культурно-хозяйственные зоны:
- Хоккайдо
- Хонсю и север Кюсю
- Юг Кюсю и Окинава.
Время появления пра-японцев и пра-японской культуры. Переход от охоты-собирательства к производящему типу хозяйства-земледелию. Появление “революционного” поливного рисоводства, изготовление и импорт (из Китая) металлических сельхоз орудий. Денежная система не сформирована (натуральный товарообмен), в обществе серьезная социальная напряженность. Формирование общих принципов религиозной практики (сокрытие сакральных предметов), определение части предметов как священных (зеркало, меч). Китай и Корея утверждаются в роли культурных доноров. Окончательно сформировалась пра-японская культура.