Япония – страна удивительных традиций. В культуре Японии средневековые нравы парадоксально сочетаются со страстью к тотальному использованию высоких технологий во всех сферах жизни. Обычаи современных японцев строятся вокруг старинных светских традиций, а также вокруг двух религий – буддизма и синтоизма (древней языческой веры). Около 80% жителей страны заявляют, что исповедуют обе религии, что выглядит в глазах представителей других культур странно. Во многом из-за этого японские ритуалы кажутся иностранцам такими необычными.
Японские похороны – это, пожалуй, самый необычный из этих ритуалов, так как смерть в Японии связана с целым комплексом традиций и церемоний.
Понятие смерти в Японии согласно буддизму и синтоизму
Если кратко сформулировать понятие смерти в буддизме, то это следствие распада дхарм или сочетания свойств, явлений, веществ, которые делятся на 5 групп, способствующих созданию психосоматической системы (человека). Когда этот процесс нарушается, человек перестает существовать в физической оболочке. Согласно буддизму, основным в жизни человека является стремление к ее переосмыслению, освобождению. После распада дхарм формируется новая комбинация из них. Это способствует переходу в новую жизнь, что запускает процесс реинкарнации.
Синтоизм основан на вере в одушевленность всего сущего. Приверженцы поклоняются божествам, но, кроме них, еще и душам тех, кто ушел из жизни. Религия основывается на манускриптах древней Японии. Смерть, согласно синтоизму, не считается скверной, но она все же нарушает чистоту тела, что мешает участию в богослужениях. Из-за этого умерших не хоронили на территории храма, не проводили традиционных обрядов над ними.
РЕЛИГИОЗНОЕ ТЕЧЕНИЕ СПОСОБСТВОВАЛО УКРЕПЛЕНИЮ ВЕРЫ В ТО, ЧТО ДУШИ УМЕРШИХ ОБЕРЕГАЮТ ЖИВЫХ, МОГУТ ВРЕМЕННО НАХОДИТЬСЯ НА ЗЕМЛЕ.
Древняя синтоистская вера
Похоронные традиции японцев. Кто берет на себя организацию
Традиционные японские похороны оформляются как можно богаче. Считается, что это основное условие обеспечения хорошего положения души после смерти на том свете. Данная особенность также способствует росту цен на услуги ритуальных служб, организацию похоронной процессии.
ВСЕ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРТИФИКАТА О СМЕРТИ.
Занимается подготовкой похоронное бюро, но отмечают немало моментов, которые требуют участия близких. Есть также возможность организовать похороны самостоятельно.
Родственникам нужно принять единое решение по вопросу выбора даты. Это обусловлено тем, что не все числа подходят для проведения похорон. К смерти в Японии относятся серьезно, избегают использования числа 4, 7, нескольких слов, содержащих соответствующее сочетание символов. За организацию процессии ответственны самые близкие родственники:
- муж;
- жена;
- старший сын.
Похороны в Японии
Похоронная культура Японии. Продолжение.
В августе 2021 в Токио прошла похоронная выставка ENDEX-2018. Корреспонденты Похоронного портала отправились в Японию познакомиться с особенностями похоронной индустрии и традициями погребальной культуры этой необычной страны.
Продолжаем наш рассказ о похоронных традициях современной Японии.
Похоронная культура Японии – смесь древних традиций и современных технологий. Обряды и ритуалы тесно связаны с буддизмом и синтоизмом – главенствующими религиями этой страны. Имперские традиции прошлых веков также прочно укоренились в традициях погребения. Приготовления к похоронам, прощальная церемония и поминовение в большинстве случаев сопровождаются религиозными обрядами. Хотя, по свидетельству похоронных специалистов, нерелигиозные похороны занимают все большее место в похоронных традициях. Похоронные дома, следуя за тенденциями похоронной моды, предлагают скорбящим услуги как для религиозных, так и для гражданских панихид.
Похороны
После ухода из жизни близкого начинаются приготовления к похоронам. Ответственность за организацию похорон обычно берёт на себя старший сын. Ритуалы омовения и облачения проводятся по большей части в похоронных домах. Все процедуры проводит специалист похоронного дома. Тело женщины облачают в традиционный погребальный костюм (кимоно), состоящий из определенных предметов. Мужчин чаще всего хоронят в костюме. В гроб помещают белое кимоно, сандалии и шесть монет – плата за пересечение реки Сандзу. Также в гроб кладут вещи, которые покойный любил при жизни (к примеру, сигареты, конфеты).
Похороны усопшего проводятся на 2-7 день после смерти, как только все приглашенные гости смогут прибыть на похороны. Извещаются родственники и начальство покойного, муниципалитет выдаёт Свидетельство о смерти.
Жестких требований по поводу дня похорон нет. Однако существуют «нежелательные» дни для захоронения, которые по суеверным представлениям бывают раз в месяц и называются «томобики»; в эти дни все дела кончаются неудачей, а похороны влекут за собой ещё чью-либо смерть. Единственное непреложное правило – близкие должны провести ночь у тела усопшего в день его смерти.
В каждом похоронном доме кроме комнаты для молитв и прощания предусмотрены отдельные 2-3 «квартиры» с ванной, гостиной и кухней для семей усопших, где они проводят около суток в молитвах и воспоминаниях об усопшем.
На следующий день организуется прощальная церемония в траурном зале в одном из похоронных домов, которая длится не более часа. Перед общей церемонией близкие родственники проводят 2-3 часа с телом усопшего в небольшом помещении в похоронном доме. Тело выставляется в открытом гробу в саркофаге с холодильником, за стеклом, по желанию родственников саркофаг может быть открыт.
В семейном прощании у гроба обязательно участие детей. Для них предусмотрен особый церемониал. Ребенка до 10 лет обязательно подводят к гробу бабушки или дедушки, он должен прикоснуться к руке или щеке усопшего, почувствовать холод мертвой кожи. После этого мама или папа прижимают ребенка к себе, чтобы тот почувствовал разницу между теплой мамой и холодным телом бабушки. Родители в деталях объясняют ему процесс умирания и разницу между живым и мертвым человеком.
После семейного прощания гроб с телом выставляется в траурном зале перед «алтарем», оформленном особым образом живыми цветами. Гроб устанавливают головой на север или на запад (так поступают буддисты, чтобы подготовить покойного для путешествия в Западный Рай)
Здесь с усопшим могут проститься все остальные – друзья и коллеги. Размер погребального алтаря, количество живых цветов и дизайн оформления зависит от статуса усопшего и финансовых возможностей его семьи.
Сразу после церемонии прощания все гости принимают участие в поминальном обеде, который обычно подготовлен в соседнем зале похоронного дома или в ресторане.
Японские похороны — одни из самых дорогих в мире. По данным статистики, средняя стоимость похорон составляет около 2,3 млн йен (25 000 долларов США). В эту сумму, кроме похоронных принадлежностей, аренды катафалка, зала прощания, включено еще питание персонала, обслуживающего похороны и услуги священника (около 500 000 йен). Минимальная стоимость аренды траурной комнаты на 2 дня — 2-2,5 тысяч долларов.
В Японии приняты пожертвования семье от всех участников похорон. Деньги приносят в знак соболезнования в специальном конверте, декорированном серебряным и чёрным цветами. В зависимости от взаимоотношений с умершим и его статуса эта сумма может варьироваться от 3 000 до 30 000 иен.
Посетители приходят на похороны одетыми в чёрное. Мужчины надевают чёрный костюм с белой рубашкой и чёрным галстуком, женщины — чёрное платье. На официальных похоронах супруга и близкие родственники обязательно должны быть одеты в траурное черное кимоно. Если семья умершего исповедовала буддизм, гости обычно приносят с собой ритуальные чётки (дзюдзу).
Человек, побывавший на похоронах, считается осквернённым. Прежде, чем войти в свой дом, он должен посыпать себе плечи мелкой солью, бросить немного соли на землю и ступить на неё ногами, чтобы очиститься сверху и снизу и не принести в дом скверну. Пакетик с солью получает каждый участник похоронной церемонии перед уходом домой.
Официальные похоронные церемонии – бизнесменов, чиновников, ученых — проводятся с большим размахом в главном муниципальном похоронном комплексе Токио. Огромные траурные залы способны вместить сотни прощающихся и оборудованы по последнему слову техники. Церемония может длиться несколько часов и обязательно включает выступления официальных лиц – от коллег по работе до Президента страны. Стоимость аренды комплекса на 2 дня таких похорон начинается от 2 000 000 йен или около 20 000 долларов. Изготовление великолепного алтаря в эту стоимость не входит. Его оформление заказывают в специализированной флористической компании.
Кремация
Кремация тела проводится на следующий день в крематории. В Токио все крематории находятся отдельно от похоронных домов и осуществляют только услугу кремации с небольшой церемонией для близких родственников.
В крематории тело помещают на поддон кремационной печи. Семья наблюдает за процессом загрузки тела в кремационную установку. Кремация длится около двух часов, семья возвращается к её окончанию. Поддон с прахом выдвигается из печи, прах остывает. Двое родственников с помощью больших палочек перемещают крупные останки костей из праха в урну. Сначала в урну укладывают кости ног, а последними кости головы, при этом подъязычная кость считается одной из наиболее важных.
В некоторых случаях прах могут разделить на несколько частей в разные урны. Основная урна остается семье. Часть праха может остаться в храме, часть могут развеять, сделать бриллиант или отправить в космос. В зависимости от местных обычаев урна может либо остаться на несколько дней дома, либо сразу отправляется на кладбище или в колумбарий.
Бальзамирование
Большинство умерших в Японии не подвергаются бальзамированию, менее 10% усопших подвергаются обработке химикатами в особых случаях, когда необходимо сохранить тело на длительный срок. Сохраняют тела до дня похорон с помощью холодильных установок, которые используются на всех этапах предпохоронной подготовки и траурной церемонии – от замораживающих матрасов до специальных саркофагов, в которых тело выставляется для прощания. Холодильное оборудование поставляет для всех похоронных домов компания Mitsubishi.
После смерти губы умершего увлажняют водой, этот процесс носит название «Церемония воды в минуту смерти». Небольшой столик с цветами, благовониями и свечами ставится рядом с кроватью умершего. На грудь покойного иногда кладут нож, чтобы отогнать злых духов. Процесс подготовки тела включает обязательные процедуры дезинфекции тела специальными дез. средствами, тампонирование естественных отверстий и посмертный макияж с применением танатокосметики. Подготовка тела проводится обученным специалистом похоронного бюро в семейной комнате прощания накануне похорон.
Кладбища и колумбарии
После кремации семья усопшего имеет возможность распорядиться прахом близкого одним из выбранных способов: приобрести место на кладбище и семейный склеп из гранита (максимальная площадь участка для одного семейного склепа – 0,6 кв м), поместить урну на 15 лет в здании-колумбарии или развеять прах.
Общественные кладбища в Японии представляют собой ухоженные парки в черте города, открытые для всех посетителей в дневное время. Захоронение праха в землю не производится. Урны с прахом помещаются в однотипные наземные сооружения из натурального камня (серого или черного гранита) в специальное отверстие или за металлическую дверь с замком. Семейный мемориал – это вид молитвенного алтаря, в котором предусмотрены места для цветов, приношений и сжигания ритуальных арома-свечей.
Дата возведения монумента и имя человека, купившего его, может быть выгравировано сбоку на вертикальной плите. Имена покойных, а также семейный символ (обычно цветок) наносят на лицевую часть памятника. Если один из супругов умирает раньше второго, имя живущего может быть также выгравировано на надгробии иероглифами красного цвета. После его смерти и захоронения красные чернила смываются. Это делается из финансовых соображений, поскольку нанести два имени за один раз дешевле, чем заказывать отдельно нанесение второго имени.
Особенность японского семейного склепа — деревянные доски «сотоба», которые ставят позади памятника в специальные пазы. На дощечке наносится имя усопшего, дата смерти, иногда текст небольшой молитвы. Первая дощечка изготавливается сразу после смерти, затем на каждую годовщину смерти. Таким образом, по количеству дощечек можно определить, как давно было сделано захоронение. Дощечки никак не закрепляются, поэтому при сильном ветре они колышутся из стороны в сторону, и на всем кладбище стоит специфичный деревянный стук.
Некоторые могилы имеют специальное отделение, каждый может опустить свою визитку или открытку соболезнования. Таким образом родственники могут узнать о тех, кто посетил могилу и выразил своё соболезнование.
На многих надгробиях на японских кладбищах можно встретить небольшие каменные статуэтки, называемые Дзидзо. Фигурка Дзидзо издавна олицетворяет защитника духов умерших в утробе, выкидышей и скончавшихся детей, они обязательно присутствуют на общественных кладбищах и усыпальницах при буддистских храмах, а также вдоль городских улиц, чтобы защищать путников. В современной японской культуре Дзидзо – это знак памяти об умерших детях, а также «ангел-хранитель» для детей и внуков. Поэтому родители, приходя в храм или на кладбище обязательно надевают на статуэтку Дзидзо белый фартучек-нагрудник и красную вязаную шапочку, чтобы согреть Дзидзо и попросить о защите детей. Рядом со статуэткой часто также ставят детскую ветряную вертушку. Перед входом в храм родители также привязывают деревянную табличку с пожеланием здоровья своим детям или эпитафию безвременно ушедшим.
Захоронение праха в семейном склепе на кладбище обойдется семье в несколько миллионов йен. Средняя стоимость семейного склепа из гранита – около 1,5-2 миллионов йен. Хранение праха в здании-колумбарии обойдется значительно дешевле – от 800 000 йен на 15 лет. Если урну оставляют в таком колумбарии дольше, семья платит несколько тысяч йен в год на содержание колумбария.
Вертикальные «кладбища»
Недостаток свободной земли для кладбищ и, как следствие, баснословная стоимость погребения на кладбище привели в Японии к созданию многоуровневых колумбариев, в которых могут храниться десятки тысяч урн.
В Токио действуют несколько таких вертикальных кладбищ, одно из них – Ruri-koin – 5 этажное здание в центре столицы, расположенное в офисном квартале с плотной застройкой.
Архитекторы в Токио разрабатывают еще несколько проектов многоэтажных колумбариев, которые планируется построить в городе в ближайшие годы.
Колумбарий Ruri-koin представляет собой бетонное пятиэтажное здание с необычной архитектурой. Внутри здание оборудовано лифтами, системой вентиляции и кондиционирования, отделано современными материалами. На 3 этажах по периметру здания размещены несколько «поминальных комнат» с буддистским или синтоистским алтарем и атрибутами, а также залы без религиозных символов.
Внутренняя часть здания между залами и под землей – роботизированная стеллажная система хранения урн, напоминающая библиотеку урн. Хранилище оборудовано манипуляторами и компьютерной системой Toyota. Технология держится в строгом секрете и скрыта от посторонних глаз за толстыми стенами.
После заключения контракта на хранение урны в колумбарии, семье выдается пластиковая карта с записанными данными усопшего, места хранения. Различная стоимость услуг определяет тип комнаты, которой семья может пользоваться для поминовения и молитв в любое время. Так, комната на южной стороне здания, где через огромные окна можно весной любоваться цветением сакуры, стоит дороже, чем такой же зал с северной стороны.
Приходя в колумбарий, родственник усопшего прикладывает свою карту к терминалу на первом этаже и на экране получает информацию, каким залом он может воспользоваться. Пока посетитель поднимается на лифте на нужный этаж и приходит в комнату, робот находит нужный контейнер с урной и доставляет его в указанную комнату. Контейнер с прахом по внутренним рельсовым направляющим вставляется в отверстие в каменном алтаре в центре комнаты. На небольшом экране рядом появляется фото усопшего, эпитафия, текст или слайды с домашними фото. Раздвигаются стеклянные дверцы, и родственник или целая семья может проводить время рядом с прахом любимого человека, совершать буддистский ритуал сжигания фимиама или просто слушать тихую музыку. Как только семья покидает комнату, контейнер с урной отправляется обратно на свой стеллаж в хранилище.
На верхних этажах здания расположены храмы и молитвенные комнаты для всех вероисповеданий, где родственники могут молиться или заказать поминальную службу священнику.
Подобные системы хранения урн имеются и в других похоронных домах, однако многоэтажное хранилище — пока единственное в Токио.
Культ предков
Считается, после смерти покойный не покидает свою семью, продолжает быть её членом, но будучи в новом состоянии на высшей ступени семейно-родовой иерархии.
Поминальные службы по усопшим зависят от обычаев в определенной местности: после похорон поминальные службы проводятся в течение первых 7 или 49 дней после смерти или на 7-й, 49-й и 100-й день. В течение года поминальные службы принято проводить четыре раза: на Новый год, на праздник Обон, в дни весеннего и осеннего равноденствия. В течение нескольких дней празднования Обон на алтарь предкам ставится специальное угощение — варёный рис, зеленый чай, суп мисо — традиционная еда японцев. В магазинах в эти дни продается уже приготовленные и украшенные поминальные блюда.
Так как умерший продолжает оставаться членом семьи, с ним общаются, как с живым. К примеру, школьник, получив аттестат, показывает его покойным бабушке и дедушке, представляя его на коленях перед алтарём с кратким рассказом об обстоятельствах получения. Также предкам рассказывают о важных покупках и могут оставить новое имущество у алтаря на несколько дней.
Имена усопших пишут на деревянных табличках и ставят на домашний алтарь. Алтарь должен быть только в «главном» доме — доме старшего сына. В доме младшего сына — «отделившемся доме» — иметь алтарь не полагается до тех пор, пока в доме не случится чья-нибудь смерть.
Предок не навсегда остаётся в семье в виде посмертной таблички. Считается, после смены двух поколений, память о покойном утрачивается. Глава дома может сжечь табличку, бросить её в море или передать в буддийский храм.
Предлагаем вам небольшой фото-тур по кладбищам, крематориям и похоронным домам Токио
Мероприятия и обряды сразу после смерти родственника
У японцев много правил проведения похорон, каждое имеет сакральное значение. Нарушение установленного порядка может причинить вред душе покойного или живым людям.
Древнейший обряд в кругу семьи «посмертный глоток воды»
Прежде чем кремировать умершего, или выполнить захоронение на кладбище в Японии, проводят несколько церемоний. Первым действием после смерти является приглашение священника, сотрудника похоронного агентства. Пока их ожидают, проводят обряд под названием «последний глоток воды». При этом нужно смачивать губы покойника влажной ватой, обернутой вокруг палочки для еды. Обычай называется еще «Церемония воды».
Подготовка к обряду
Обмывание и подготовка тела на похоронах в Японии
Как и во многих странах, в Японии существует традиция обмывания тела. Главная процедура основана на его очищении. Необходимо промыть тело горячей водой. Дополнительно нужно протереть кожу по всей поверхности дезинфицирующим средством. Подойдет спирт.
БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ ЧАЩЕ ВСЕГО НЕ ПРОВОДЯТ (ЛИШЬ В 10% СЛУЧАЕВ, КОГДА ТРЕБУЕТСЯ СОХРАНИТЬ ТЕЛО), ПОЭТОМУ ЗАХОРОНЕНИЕ ПРОВОДИТСЯ НА 3 ДЕНЬ, НЕ ПОЗДНЕЕ, ИНАЧЕ ТКАНИ НАЧНУТ ИНТЕНСИВНО РАЗЛАГАТЬСЯ. ЧТОБЫ ИЗ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОТВЕРСТИЙ (НОСА, УШЕЙ, АНУСА) НЕ ВЫТЕКАЛИ НЕЧИСТОТЫ, ИХ ЗАКРЫВАЮТ ВАТНЫМИ ТАМПОНАМИ.
Церемония омовения
Облачение покойного в Японии для паломничества, чтобы стать Буддой
Белый цвет – неоднозначный. Он символизирует чистоту, но одновременно используется для обозначения траура. Ранее это был основной цвет, ассоциирующийся со смертью. Сегодня белый чаще используется для облачения женщин, детей. Кроме того, добавился еще один цвет – черный. Когда человек хоронит близкого, важно избежать ошибок. Для покойников разного пола предназначаются специальные наряды:
- одежда для мужчин: черный костюм, причем рубашка обязательно белая, вместо этой одежды используют и кимоно (подойдет цветное), мужчин накрывают одеялом, которое вывернуто наизнанку;
- наряд для женщин: обычно подготавливают кимоно, голову покрывают белой косынкой, а тело – полотном такого же цвета;
- особенности одеяния для разделения живого и мертвого мира: обязательно используют обратный порядок облачения, чтобы хоронить покойных, для этого пуговицы застегивают в обратном порядке, кимоно запахивают наоборот, вместо носков мужчинам надевают гетры, на ноги – соломенную обувь.
ПЕРЕД СМЕРТЬЮ ЧЕЛОВЕКА ГОТОВЯТ К ПАЛОМНИЧЕСТВУ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТИЖЕНИЕ ТОГО ЖЕ ПРОСВЕТЛЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДУШИ, ЧТО ОБРЕЛ БУДДА.
Облачение покойной
Оформление алтаря и изголовья гроба
Покойников располагают определенным образом – головой на север, но лицом – на запад. Наступает подходящее время для совершения краткого ритуала: на груди умершего оставляют нож, рядом с головой зажигают благовония (с запахом ладана), ставят цветы, пиалу с рисом (вставляют палочки для еды), кладут пирожки. Причем важно покрыть поверхности помещения белой бумагой. Это позволит отпугнуть злых духов. Дополнительным атрибутом является портрет мертвого, но нельзя для этого использовать фотографию.
Оформление гроба
Приглашения священника и представителя похоронного агентства на территории Японии
Прощание с умершим выполняют по разным обычаям, что зависит от религии. Должен быть приглашен священник, т. к. его обязанность – провести отпевание покойника.
СЕГОДНЯ ВСЕ ЧАЩЕ ОБРАЩАЮТСЯ К УСЛУГАМ ПОХОРОННЫХ АГЕНТСТВ, КОТОРЫЕ ОБМЫВАЮТ, ГОТОВЯТ ПОКОЙНИКА, ВЫПОЛНЯЮТ ПРОЧИЕ СВЕТСКИЕ ОБРЯДЫ.
Буддийский священник
Табу в жизни
Смерть никогда не бывает приятной темой, и ее часто избегают в Японии. Настолько, что упоминание о смерти приводит к некоторым табу в повседневной жизни.
- Все начинается с цифр и языковых табу: цифра «4» означает «shi». Но «ши» также означает смерть, поэтому для обозначения слова «4» используется «yon». Проблематичен 4 лист бумаги, потому что «четвёртый лист бумаги» = shimai = «конец». То же самое и с числом «7», где вместо «shichi» используется «nana», и т.д.
- Палочки для еды (хаши) никогда нельзя втыкать в рис и оставлять там — это было бы напоминанием о ритуале смерти, называемом Хотокэбаси. Считается очень неуважительным делать это перед живыми.
- Кроме того, нельзя передавать палочками кусочки еды — это также напоминает ритуал смерти (Kotsuage = собирание костей), в котором кости кремированных вырываются из пепла членами семьи, передаются и бросаются в урну.
- В Японии не носят обувь в жилых помещениях. Конечно, это вопрос гигиены и также защиты татами. Но когда вы узнаёте, что единственный человек, который может находится в квартире в обуви, — это мертвец, становится ясно, что это табу следует соблюдать.
- Японцы никогда не спят, повернув голову на север. Говорят, что Будда вошел в нирвану, направив голову на север. Следовательно, мертвый человек должен последовать его примеру, а живой — еще нет. Мертвых кладут головами на север (это называется Китамакура, северная подушка), и поэтому живые избегают такой ситуации.
- Нельзя использовать черную, белую или черно-белую оберточную бумагу, потому что это приносит неудачу. Черные или серебряные конверты с черными и белыми лентами используются для денег, пожертвованных по случаю похоронной церемонии. Точно так же, белые цветы используют только на похоронах. Белый на самом деле традиционно является цветом чистоты и одежд паломников, поэтому умерших одевают в белое. Духи умерших изображаются в белых одеждах. Глава похоронной церемонии, традиционно старший сын, также одевается в белое.
Прощание и заупокойные бдения в течение 2 дней
Люди в Японии более свободны, когда выражают свои чувства скорби по усопшему. Для сравнения, согласно Священному Писанию в христианстве и Корану в исламе, не следует громко горевать по умершему – это причиняет сильную боль душе преставившегося. Японцам же разрешается оплакивать близких, но этот народ сдержан, а потому люди достаточно тихо проявляют чувства. Отпевание проводится поэтапно:
- трехчасовое бдение: приглашаются все, кто знал умершего, произносят речи, говорят о покойном, высказывают соболезнования;
- полноценная служба на второй день, когда отпевают покойного, это происходит непосредственно перед похоронами.
КОГДА ПРОВОДИТСЯ ТРЕХЧАСОВОЕ БДЕНИЕ, СНАЧАЛА ПОКОЙНОМУ ДАЮТ ИМЯ, Т. К. ТЕПЕРЬ ОН СЧИТАЕТСЯ УЧЕНИКОМ БУДДЫ. ЧЕМ ДОЛЬШЕ ЖИЛ ЧЕЛОВЕК, ТЕМ ДЛИННЕЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ИМЯ.
Заупокойные бдения
Прощальная панихида и траурная церемония во время похорон
Покойник, проходящий все этапы перехода от жизни земной в иной мир, не должен отправляться дальше, пока не будет проведена процедура прощания с близкими. Считается хорошим знаком, если пришло много людей.
Внешний вид скорбящих и их денежные подношения на похоронах жителей Японии
Западное влияние способствовало постепенному переходу от белого к черному траурному цвету. Не так давно стали модными серые, темно-синие цвета – такие одеяния тоже актуальны для похоронной процессии. Несоответствие внешнего вида негласно порицается обществом. Мужчинам рекомендуется надевать черный костюм, белую рубашку, из аксессуаров разрешен галстук, черные туфли. Ювелирные украшения тоже не носят, кроме обручального кольца.
У женщин выбор шире:
- чулки из непрозрачного материала;
- черное платье без декольте, длинное, альтернативный вариант – кимоно;
- не надевают украшения;
- лучше исключить духи, но допустимо минимальное количество;
- туфли закрытого фасона;
- волосы необходимо собрать.
У ЯПОНЦЕВ ЕСТЬ ДАЖЕ ТРЕБОВАНИЯ К СУМКЕ, КОТОРУЮ ЖЕНЩИНА БЕРЕТ НА ПОХОРОНЫ: ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ БЕЗ ИЗЫСКОВ, А ЛУЧШЕ ПРИОБРЕСТИ СПЕЦИАЛЬНУЮ – ДЛЯ ПРОЩАНИЯ С УСОПШИМ (УЖЕ ПРОДАЮТСЯ).
Принято приносить с собой конверт с деньгами или чеком. Внутри необходимо оставить имя, адрес, от кого подношение. Нужно знать, какой нужно использовать конверт по случаю, они бывают разные.
Внешний вид скорбящих
Правила поведения пришедших на похороны проститься
Прощание происходит на территории храма у алтаря – после службы отпевания. Там же заколачивают гроб. Для этого используют камень. Если нет возможности приехать на похороны, не следует посылать цветок с соболезнованиями, пишется только причина, почему не удалось попрощаться с умершим. Когда крышка гроба закрывается, пришедшие отправляются в крематорий, после этого – на японское кладбище, где будет находиться прах покойника.
Прощание с умершим
Окиёме
Okiyome (お 清 め) — это то, что японцы называют трапезой, где живые преломляют хлеб с умершими. Это застолье, как правило, состоящее из суши и алкоголя, проводится в первый день прощания. Ожидается, что гости будут пить до тех пор, пока не опьянеют достаточно, чтобы вспомнить старые добрые времена.
Перед началом выпивки глава семьи умершего произносит тост, после чего они кричат «kanpai». Кенпай — это похоронная версия «Kenpai», которая представляет собой гораздо более простой способ поджаривания тостов, как в пабе. Одна буква стоит между «приветствую, дружище» и «мне очень жаль твою потерю». Во время обоих окиёме гости похорон обычно едят суши и пьют до опьянения.
После церемонии покойного перевозят на украшенном катафалке в крематорий. В крематории снова выпивают и едят (Kasouba), пока тело кремируют. Это занимает около 70 минут.
Kasouba (火葬場) — проходит во время кокубецусики. Касуба в буквальном переводе горящее место (крематорий).
В последние годы традиции Отсуя меняются. Теперь те люди, которые не могут попасть на настоящую похоронную церемонию, могут зайти и выразить свои соболезнования родственникам и узнать расписание трапезы. Время начала и окончания отсуи объявляется заранее и обычно начинается в 6 или 7 вечера и длится в течение 1-2 часов. Пожалуйста, имейте в виду, что если вы не очень близкий друг, вы можете присутствовать либо на поминках, либо на похоронах (на следующий день после поминок), но не на обоих сразу.
Особенности кремации в Японии и категория японцев, не подвергающихся кремации
Несмотря на понимание, с которым японцы относятся к горю людей, потерявших своих близких, во время кремации у пришедших приподнятое настроение – они рассказывают веселые истории, трогательные случаи из жизни, связанные с покойным. Это обычай, который позволяет дождаться окончания кремации, которая длится 2-2,5 часа.
После сжигания тела родственникам поручается палочками выбирать кости из праха, делают это последовательно: сначала ноги, потом – таз, позвоночник, последними – руки и голова. Часть праха остается на территории храма, другая вмуровывается на могиле семейного захоронения. Но происходит это через 49 дней, все это время урна хранится дома у покойного. Иногда раньше окончания этого периода отправляется на кладбище.
Сбор останков после кремации
Подношение благовоний
Есть два типа благовоний, с которыми вы, вероятно, столкнетесь: Makko (ароматический порошок) или Senko (ароматические палочки).
Как использовать Макко:
— Используя три пальца (большой, указательный, средний) правой руки, возьмите щепотку порошка ладана.
— Слегка опустите голову и поднесите ее ко лбу, прежде чем бросить их в курильницу.
— Повторить 1-3 раза. Количество раз для этого процесса зависит от религиозной секты.
Как использовать Сенко:
Возьмите ладан правой рукой и зажгите его свечой. Количество сэнко может составлять 1-3, в зависимости от религиозной секты. Используйте левую руку, чтобы оберегать пламя, старайтесь не загасить его.
Поместите его в курильницу. Опять же, в зависимости от религиозной секты, благовония либо кладут, либо устанавливают вертикально. Разместите сэнко немного в стороне от других и ближе к задней части, чтобы у посетителей, следующих за вами, было достаточно места, чтобы положить ладан.
Опять же, если вы не знаете, что делать, следите за окружающими.
Наземные захоронения праха в Японии, подготовка памятника
Когда умерший прошел процедуру кремации, остается среди ближних, принявших смерть ранее, на кладбище. Могилы в Японии разнообразные, со специфическими особенностями:
- имя живого члена семьи на надгробии фамильного захоронения: семейные могилы могут готовить заранее – имя живых членов семьи наносят другим цветом;
- кладбища-парки в черте города: отличаются от традиционных тем, что покойных не хоронят в землю, сооружают конструкции из камня, где хранят урны с прахом;
- вертикальные кладбища в Токио: это не совсем кладбище, а колумбарий, где хранится огромное количество урн, причем стоимость секции сильно отличается, на что влияют разные факторы, например, этаж;
- корпоративное захоронение от работодателя: для сотрудников большая честь быть похороненным таким способом, все обряды проводятся за счет работодателя.
ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЗАХОРОНЕНИЯ ПРАХА В ЯПОНИИ – С СЕМЕНАМИ, КРЕМАЦИЯ ДОЛЖНА ПРОХОДИТЬ ТРАДИЦИОННЫМ СПОСОБОМ, ПОСЛЕ ЧЕГО КОСТИ УМЕРШЕГО ПЕРЕНОСЯТ В СПЕЦИАЛЬНУЮ УРНУ. ЕЕ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ, А СЕМЯ УЖЕ НАХОДИТСЯ ВНУТРИ.
Кремация
И, наконец, церемония кремации. Это очень личная церемония, проводимая только с семьей.
Обон: японский фестиваль мертвых. Традиция достойная уважения
Когда тело сгорает, семья собирается вокруг ёмкости и собирает в погребальную урну кости с помощью специальных длинных палочек для еды или металлических щипцов. Часто члены семьи передают друг другу остатки костей используя палочки для еды — это единственный случай, когда можно передать что-то от hashi к hashi (お 箸, палочки для еды). Этот ритуал называется kotsuage (骨 揚 げ). Родственники, которые участвовали в коцуаге, перед возвращением домой ритуально очищаются солью.
После того как весь пепел и кости собраны в урну, семья забирает урну домой, где они хранят ее в доме в течение 49 дней (период траура 7 недель), прежде чем она помещается в семейную могилу, или ohaka (お 墓).
Ohaka обычно состоит из каменного памятника, двух каменных ваз для цветов с обеих сторон, а также небольшого кармана для благовоний. На фасаде каменного памятника выгравировано имя умершего. Имя часто сопровождает фраза, которая, возможно, обращена к семье или близкому человеку.
Во время обона (お 盆) члены семьи ежегодно посещают могилу, Посещение могилы называется O-haka mairi, «посещение могилы почтенного семейства». Посетители молятся, поливают водой надгробие, чтобы ритуально очистить его, кладут свежие цветы и сжигают ароматические палочки.
До сих пор японское общество придерживалось этого типа захоронения, даже если в больших городах захоронение урны стоит огромных сумм. Одна из причин этой прочной традиции — крепкие семейные узы. Следовательно, альтернативные методы захоронения (анонимная кремация, захоронение в море или в космосе) с меньшими финансовыми затратами, все еще менее популярны.
Поминальные обряды после похорон жителей Японии 4 раза каждый год
Принято устраивать поминки на 7 и 49 день, объясняется это тем, что число 4 и 7 не используют нигде при жизни, т. к. эти слова содержат символы, означающие «смерть». Общее количество дней поминовения – 4:
- 2 дня равноденствия;
- Обон – праздник, объединяющий всех, кто поминает близких;
- Новый Год,
Обон
90% всех похорон проходят по буддийскому обряду
В Японии исторически сложилась многорелигиозная культура, и многие японцы не отдают предпочтения какой-то одной религии: отмечают Рождество, играют свадьбы в церквях, на Новый год идут поклониться божествам в святилища, а похороны проводят по буддийскому обряду. Людям из тех культур, где вере и религии придают большое значение, бывает сложно понять такое отношение японцев к этим вопросам.
В Японии существуют синтоистский, христианский, нерелигиозный и другие похоронные обряды, но подавляющее большинство похорон проводятся по буддийскому обряду, в ходе которого монахи читают сутры и молятся за благополучное посмертие покойного. Современный японский буддизм иногда с иронией называют «похоронным буддизмом», поскольку именно похороны являются едва ли не основным занятием множества буддийских религиозных организаций. По буддийскому обряду проходит 90,1% похорон, на втором месте – синтоистские похороны, 3,4%, и третий из наиболее распространённых обрядов – нерелигиозный, так хоронят в 2,4% случаев.
Почитание умерших предков в Японии
Покойные становятся покровителями своей семьи. Им оказывают почтение – для этого у каждого дома предусматривается алтарь. Предков почитают в разных регионах, это одна из основ религии. После смерти душа умершего нуждается в поддержке близких – проводится поминальная служба.
ПОКОЙНЫЕ СЧИТАЮТСЯ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ, ПОКА НЕ ПРОИЗОЙДЕТ СМЕНА 2 ПОКОЛЕНИЙ, ЗАТЕМ ОНИ ПРИОБРЕТАЮТ СТАТУС БОЖЕСТВА.
Почитание умерших
Подготовка к погребению
Сразу после смерти тело умершего готовят к погребению. Губы умершего полагается смочить водой, а на его грудь положить специальный нож, который, как считается, отгоняет злых духом. Подле кровати усопшего ставят небольшой столик, украшенный цветами и ароматизированной свечой. Если в семье усопшего есть буддистский или синтоистский алтарь, его закрывают белой бумагой – считается, что это защищает усопшего от злых духов.
Тело умершего омывают, после чего наносят погребальный макияж. Женщин обычно хоронят в кимоно, а мужчин – в деловом костюме. В гроб кладут любимые вещи покойного и шесть монеток. Согласно легендам, деньги – это плата за переправу через реку мертвых Сандзу.
Комментарий японцев
Когда был на Западе, удивился, как все дарят друг другу поминального мишку – это игрушка из роз, которую у нас на Востоке приносят к могилам детей. Думаю, всему виной искаженные традиции и невежество людей.
У меня на родине не все могут себе позволить оплатить похороны. Если сравнить с некоторыми странами, то цена больше в десятки, а то и сотни раз.
В детстве мне рассказывали, что души умерших предков находятся с семьей, уходят, когда похоронены их внуки. Я тогда сильно испугался, долго ждал, что вот сейчас появится кто-то из бабушек, дедушек, но обошлось.
В Японии похороны стоят очень дорого
Бизюгибукуро
Есть два типа бизюгибукуро. Первый — это goreizen (御 霊 前), конверт, который дарят семье перед кремацией тела. Второй, gobutsuzen (御 仏 前), его следует давать только после кремации. Путать эти два понятия — большая ошибка. При раздаче денег важно никогда не использовать новые чистые банкноты, это означает, что вы ожидали смерти, и у вас было время получить новые купюры.
Раздача наличных может показаться немного холодной практикой, но в Японии это считается нормой. Обычно японцы вместо подарков дарят наличные.
Чтобы поблагодарить гостей за посещение похорон, семьи часто посылают посетителям подарки после 7 недель траура. Стоимость этого подарка составляет примерно половину суммы полученных денег. Гостям могут рассылаться специализированные каталоги, разделенные на разделы с разными ценами, чтобы они могли выбрать подарок сами. Вот почему внутри бизугибукуро пишут имена и суммы.
После того как деньги получены, гостей приглашают возжечь ладан и помолиться за душу умершего. Обычно это происходит в храме, где монах поет сутры перед алтарем.