Наверное, почти все представляют себе, как выглядят старинные японские рисунки, изображающие сексуальные сценки, иногда даже слишком откровенно, но не все знают, что этот вид искусства называется сюнга.
Название этого вида живописи переводится как «изображение весны». Под весной японцы часто подразумевают секс. Вообще сюнга содержат в своих картинках много символизма, так бутоны сливовых цветов символизируют невинность, а разложенная ткань –приближение семяизвержения.
Эротика как искусство
На выставке эротических ксилографий в Британском музее «Сюнга: секс и удовольствие в японском искусстве» быстро понимаешь, насколько неправильно было бы отвергнуть выставленные работы, посчитав их обычной порнографией.
Куратор выставки Тим Кларк говорит: «Думаю, люди удивлены этими откровенными сексуальными произведениями, их красотой и юмором и, конечно же, большим гуманизмом».
Тим Кларк, куратор выставки
Одной из его любимых работ из числа 165 представленных в каталоге является набор из 12 оттисков авторства Тории Киёнага (1752-1815). Обнимающиеся фигуры нарисованы исключительно тонко, а смелое кадрирование композиций позволяет зрителю еще ярче ощутить реальность изображенных сцен.
Кларк говорит, что более всего восхищен «чувственностью и утонченностью резчиков и печатников», превративших тончайшие линии рисунков Киёнаги в ксилографии.
Выставка картин сюнга является результатом научного проекта, который стартовал в 2009 году и привлек 30 сотрудников. Цель проекта — «восстановить собрание работ и подвергнуть их критическому анализу», — говорит Кларк.
Около 40% работ, представленных на выставке, принадлежат Британскому музею, где сюнгу начали коллекционировать с 1865 года. Значительная часть остальных работ принадлежит Международному исследовательскому центру японистики в Киото.
Любимое определение сюнги для Кларка — это «сексуально откровенное искусство», где ударение делается на слове «искусство». Он о. Удивительно, но практически все известные японские художники того времени рисовали сюнгу.
Как объясняется в экспозиции, ранние сюнги делались из дорогих материалов. Их ценили и передавали из поколения в поколение. Зафиксировано, что один живописный свиток сюнги стоил пятьдесят моммэ серебра – суммы, достаточной в те времена для покупки 300 литров соевых бобов.
Помимо совершенно очевидных, у сюнги есть и необычные способы применения. Считалось, что они имеют способность укреплять мужество воинов перед битвой, а также являются талисманом, защищающим от огня.
Помимо развлекательного значения, сюнга также выполняла образовательную функцию для молодых пар. И несмотря на то, что их авторами были исключительно мужчины, считается, что многим женщинам тоже нравилось рассматривать эти рисунки.
Нисикава Сукэнобу Сюнга. Мужчина соблазняет молодую женщину, позади на полу лежит сямисэн. Раскрашенная вручную ксилография с зеленым фоном. Такой же оттиск, однако не раскрашенный, находится в коллекции Музея изящных искусств Бостона. (1711-1716)
Живопись, горизонтальный свиток, сюнга. Одна из 12 эротических встреч. Взрослый самурай и юная девушка обнимаются под одеялом. Женщина поправляет постель. Чернила, краска, золотой и серебряный пигмент, золотой и серебряный лист на бумаге. Без подписи. (Начало XVII века)
На многих отпечатках сексуальное удовольствие показано как взаимные ласки. «Они прочно связаны с повседневностью», — говорит Кларк. «Часто изображается секс в будничной обстановке, между мужьями и женами».
Оттиск, демонстрирующийся в самом начале экспозиции, является таким примером. «Поэма подушки» Китагавы Утамаро (ум. в 1806 г.) изображает любовников в комнате на втором этаже чайного домика. Их тела переплетены под роскошными одеждами, и он страстно смотрит в ее глаза. Из-под кимоно видны ее ягодицы.
«Поэма подушки» (Утамакура), Китагава Утамаро. Сюнга, раскрашенная ксилография. No. 10 из 12 иллюстраций отпечатанного складного альбома (комплекта отдельных листов). Любовники в закрытой комнате на втором этаже чайного домика. Надписано и подписано. (1788)
Зачастую именно модные кимоно, украшенные ручной росписью и вышивкой, замысловатые причёски, притягивающие взгляд аксессуары были важнее на этих гравюрах, чем изображения самих красавиц. Как правило, объектами изображения становились куртизанки из так называемых весёлых кварталов, которые были в любом крупном городе. Примером тому может служить квартал Ёсивара, который находился в северной части Эдо, на противоположном от центра берегу реки Сумидагава.
Три раза в год – весной во время цветения сакуры, летом во время цветения пионов и осенью во время цветения хризантем – в Ёсивара, на центральной улице Наканотё устраивался парад самых привлекательных и популярных красавиц. После парада всех «цветов», как образно называли куртизанок, выпускались портреты ойран – куртизанок высокого разряда с их ученицами и служанками (камуро и синдзё), во всем великолепии шествующих по улице.
Становление жанра бидзин-га (изображения красавиц), а также появление станковой гравюры на отдельных листах (итимай-э) связано с именем Xисикава Моронобу.
В первой половине ХVIII в. одной из крупнейших школ живописи укиё-э стала династия Кайгэцудо. Мастера этой школы создавали живописные портреты куртизанок в полный рост в ярких красочных костюмах на нейтральных фонах. Это были изображения, служившие своего рода рекламой знаменитых красавиц, популярных обитательниц весёлых кварталов. Интерес к обитательницам весёлых кварталов был среди горожан так велик, что вскоре появились изображения красавиц в интерьерах, запечатлёнными в разное время суток. Идеал женской красоты со временем менялся, на смену рослым красавицам художников школы Кайгэцудо во второй половине XVIII века приходят миниатюрные юные девушки Судзуки Харунобу и Исода Корюсая, а на рубеже XVIII–XIX веков в моду опять входят красавицы более зрелого возраста, запечатлённые в гравюрах Китагава Утамаро и Тории Киёнага. Помимо парадных портретов в полный рост и изображений в камерной, интимной обстановке, в моду входят погрудные портреты окуби-э, или «большие головы», отмечающие растущий интерес художников к передаче эмоциональных состояний своих героинь.
Один из самых знаменитых художников укиё-э, во многом определивший особенности японской классической ксилографии периода её расцвета, – Китагава Утамаро (1753–1806). Многие его прекрасные альбомы, серии станковых гравюр появились в результате длительного сотрудничества с известным издателем Цутаея Дзюдзабуро. Утамаро прославился прежде всего благодаря погрудным портретам куртизанок, а также полиптихам с жанровыми сценами, иллюстрированным альбомам, сериям с парными портретами влюблённых. Теперь это не только куртизанки или служанки из чайных заведений, но и просто горожанки, занимающиеся повседневными занятиями.
Художники этого периода большее внимание обращают на взаимоотношения между персонажами – матерью и ребёнком, легендарными влюблёнными парами.
На гравюрах художников династии Кикугава (Эйдзан, Эйсэн), работавших в первой половине XIX в., можно увидеть красавиц в пышных костюмах. Драпировки кимоно полностью скрывают фигуру, орнамент трактован ярко и плоскостно, линия становится изломанной и дробной.
Рождение откровенности
Все началось примерно в XIV веке. Художники сюнга вдохновлялись ничем иным, как китайскими медицинскими сборниками, где со всей прямотой были изображены обнаженные люди. Но своего расцвета сюнга достигла уже в XVII веке, в период Эдо.
Властям часто не нравилась такая раскованность граждан, и попытки запретить откровенные изображения предпринимались неоднократно. В ходе реформ 1772 года была запрещена не только сюнга, но и вообще все новые книги должны были проходить жесткую цензуру.
Европейцы такого искусства не понимали. Фрэнсис Холл, американский издатель,который переехал в Японию в XIX веке, был шокирован, когда ему показали примеры сюнга. И даже в 1975 году Питер Вебб, исследователь, занимающийся сюнга, заметил, что подобные изображения «не могут выставляться на публику».
Гравюры-газеты
К концу эпохи Эдо японцы все более и более заинтересовывались обычаями иностранцев, и были напечатаны многочисленные гравюры, представляющие иностранцев в их повседневной жизни.
Японские гравюры были также очень полезны в период, когда газеты еще не существовали, чтобы распространять информацию в наиболее отдаленные провинции. Таким образом, продавали гравюры, представляющие в форме иллюстрированного листа такие значимые происшествия, как кончина великого актера Кабуки, стихийные бедствия, преступления, и т.д.
Многочисленные другие виды гравюр, как те, что представляли известных воинов, чудовищ, ёкаи и других духов, развлекали японцев.
(слева направо) Утагава Хиросигэ III “Америка, Франция, Нанкин”, 1860. Кацусика Хокусай “Сто легенд. Дом с разбитой тарелкой”, 1831-1832. Музей Хаги Урагами
История
Сюнга появилась в Китае. Считается, что родоначальниками жанра были иллюстрации в китайских медицинских пособиях, появившиеся в Японии в период Муромати (1336—1573). Кроме того, влиятельным живописцем был Чжоу Фан времён правления китайской династии Тан. Он, как и многие эротические художники своего времени, в работах преувеличивал размеры половых органов. Это стало характерной чертой сюнги.
В Японии история сюнги восходит к периоду Хэйан. На них изображались сексуальные скандалы при императорском дворе и в монастырях, а персонажами, как правило, являлись придворные и монахи. Широкого распространения стиль достиг в период Эдо (1603— по 1867). Благодаря технике ксилографии, количество и качество сюнги резко возросло. Неоднократно повторялись попытки правительства запретить сюнга, в частности, в 1661 году сёгунат Токугава издал указ, запрещающий, среди прочего, эротические книги, известные как косёкубон
(яп. 好色本
ко:сёкубон
). Хотя другие жанры искусства, упоминающиеся в указе, например, произведения, где подвергаются критике даймё и самураи, стали нелегальными, сюнгу продолжали создавать без особых трудностей. Указ 1772 года был более строгим: запрещался выпуск любых новых книг, не получивших официального разрешения от правителя города. Сюнга также стала нелегальной. Существует, однако, вероятность, что даже в таком виде жанр продолжал процветать, так как пользовался спросом.
Распространение западной культуры и технологий в начале периода Мэйдзи (1868—1912), в частности, импорт техники фоторепродукции, имели серьёзные последствия для сюнги. Ксилография на время сохранилась, однако персонажи стали изображаться в европейских одеждах и причёсках. В конце концов, сюнга уже не могла конкурировать с эротической фотографией, что привело к её упадку.
Сюнга периода Мэйдзи. Мужчина с европейской причёской совокупляется с женщиной в традиционном японском костюме
История рисованных эротических историй
Первые рисунки относят к четырнадцатому веку, причем появились картинки в Китае в медицинских справочниках, а к семнадцатому веку сюнга уже достигли своего расцвета в Японии. Тогда японская культура достигла своего золотого века, и чувственным наслаждениям жители придавали довольно большое значение.
Чаще всего на картинках изображалась сексуальная жизнь обычных горожан, хотя можно увидеть и самураев и борцов сумо и даже иностранцев: голландцев или португальцев. Немало можно встретить и куртизанок Токугава, они были также пленительны и недоступны, как сейчас звезды подиумов или киноактрисы – только богатые и знаменитые японцы могли воспользоваться их услугами.
Нетрудно догадаться, что излишняя романтизация жизни женщин не самого правильного поведения вызвала немало критики, хотя мир куртизанок не всегда показывали идеальным. В пару к куртизанкам изображались и актеры кабуки, которые тоже не всегда вели праведную жизнь, подрабатывая предоставлением сексуальным услуг, чем пользовались, судя по изображениям, даже самураи.
Не всегда картинки изображали традиционный или даже однополый секс. Иногда встречаются и совсем необычные сюжеты. На одном из самых знаменитых рисунков, например, женщина получает явное удовольствие от ласк двух осьминогов. Хотя, судя по описанию, женщина пошла на это не совсем по своей воле, на ее лице явно читаются совсем другие эмоции.
Мир юмора и сатирических намеков
Каванабэ Кёсай
Однако многие из сюнга вряд ли можно считать натуралистическим изображением секса. Это становится очевидным при взгляде на огромные гениталии и эпатажные и юмористические ситуации, изображенные на многих оттисках. Между эротическими сюнгами и тем, что известно под названием вараи-э, или «смешные картинки», существует много совпадений.
Левый свиток живописного триптиха авторства Каванабэ Кёсай (1831-1889) эпохи раннего Мэйдзи изображает страстно обнимающуюся пару. Сзади показан игривый котенок с обнаженными когтями, чье внимание совершенно очевидно привлекают наиболее чувствительные части мужской анатомии. Зритель может догадываться, что произошло дальше.
Юмор в сюнге может быть как острым, так и непристойным. Как и в большей части народной культуры периода Эдо, и, конечно, в сексуально откровенном искусстве более современных эпох, в этом есть элемент бунта.
Одним из примеров являются сюнга-версии книг по моральному воспитанию для женщин. Иногда сексуально откровенные пародии настолько похожи, что создается впечатление, что они выполнены одними и теми же художниками и издателями, что и оригиналы. Фактически, они действительно происходят из одной и той же издательской среды.
Однако, когда сатира сюнги подбиралась слишком близко к истине, немедленно появлялась цензура. Объявленная нелегальной в 1722 году, сюнга была запрещена в течение двух десятилетий. Позже также случались подобные преследования, однако искусство сюнги никогда не исчезало полностью. Оно умело использовало свой полулегальный статус для выхода на новые уровни сатиры. Многие сюнги все еще поражают своей смелостью и свободой воображения.
Один из комплектов на выставке представляет собой портреты актеров театра кабуки и увеличенные изображения их эрегированных пенисов. Стиль лобковых волос повторяет парики актеров, а набухшие вены совпадают с линиями их макияжа.
Доколумбова Америка
Самой откровенной и сексуальной цивилизацией доколумбовой Южной Америки были вовсе не ацтеки и не инки, а культура моче, живущих в северном Перу с 100 до 800 г. н.э.
Их представители были умелыми ремесленниками. Особенно им удавалась керамика. Найдено порядка 500 керамических изделий с сексуальными сценами.
Чаще всего моче изображали анальный секс, при том что вагинальный секс изображался на их изделиях крайне редко.
Встречался также и минет, а вот куннилингус — никогда.
Большая часть пар — мужчины и женщины, при этом гениталии партнеров изображены во всех подробностях.
Найдены также изображения скелетов, которым мастурбируют живые женщины.
Древний Египет
Древний Египет — родина солнечных часов, календаря, бумаги, чернил и порнографии. На самом деле, древние египтяне, судя по всему, знали толк в извращениях.
Туринский эротический папирус, реконструкция
Именно в Египте был найден первый «доисторический Playboy» — Туринский эротический папирус, состоящий преимущественно из различных изображений сексуальных сцен. Датируется он 1292−1075 до н.э.
Мужчины, которые сами себе делают минет, папирус, 1070 — 664 до н.э.
Несмотря на то что большая часть людей в Египте все-таки не была вовлечена в инцестуальные отношения, египетские боги их не чурались, и, подражая им, склонялись к ним и правители — фараоны охотно вступали в брак с собственными сестрами.
Скульптура из известняка, эротическая группа, 332 — 283 до н.э.
А вот что касается девственности до свадьбы, то на нее египтянам было, судя по всему, наплевать — подобную мораль исповедовали в основном римляне.
Эротическая сцена между мужчиной и женщиной, 332 до н.э. — 337 н.э.
Древняя Греция и Рим
Древние греки были весьма последовательны в своих сексуальных пристрастиях. Именно культура Древней Греции показала нам, как выглядят гомосексуальные отношения между мужчинами.
Примечательно, что жена, по мнению древних греков, служила исключительно для деторождения, для удовольствия же они отдавали предпочтение юнцам (или проституткам).
Старшие мужчины должны были воспитывать юношей — наставлять и заботиться о них, в том числе обучать искусству наслаждения. При этом интимные отношения между двумя взрослыми мужчинами считались непристойными.
Древние греки часто изображали сексуальные сцены на керамических амфорах. Строго говоря, они изображали на них сцены повседневной жизни: какие-то из них были более эротичны, какие-то — менее.
Множество рисунков с сексуальными сценами было найдено на раскопках римских построек в Помпеях и Геркулануме.
Двое мужчин и одна женщина занимаются любовью, фреска, Помпеи, 79 г до н.э.
Леда и лебедь, Помпеи, 50−79 гг н.э.
Винный кубок с участниками пятиборья, 505 — 500 до н. э
Амфора с эротическими сюжетами, ок. 510 до н.э.
Индия
Не найдется взрослого человека, кто ничего не слышал бы о Камасутре — древнеиндийском трактате, посвященном чувственной телесной любви.
Сексуальность в представлении древних индусов была обязательной частью духовного роста, неотделимой от ментальной сферы.
Разумеется, это отражалось и в их изобразительной культуре. Самыми известными откровенными статуями, отражающими человеческую страсть, являются барельефы из «храма любви» Каджурахо. Каменные любовники вытворяют такое, что нам и не снилось.
Кроме того, классикой индийского эротического искусства считаются их знаменитые миниатюры.
Cюнга японские
Но наряду с благопристойными картинами укиё-э, внутри этого направления живописи жил и продолжал с древних времен развиваться эротический жанр сюнга («весенние картинки»). Такие картины скрывались от европейцев, т.к. они воспевали интимные стороны жизни японцев. Фактически это была классическая японская порнография.
Художник Хисикава Моронобу . Сюнга.
2.1 Спрос рождает предложение
Законы рынка неумолимы. До признания и появления спроса на Западе на графику укиё-э именно гравюра сюнга давала доходы от продажи произведений изобразительного искусства и позволяло держаться на плаву художникам и издателям японской живописи. Подлинные гравюры, нарисованные авторами вручную, стоили дорого. А из-за массового производства эротические рисунки были по карману любому городскому жителю.
Веселые картинки печатались на низкосортной бумаге, отличались невысоким качеством полиграфии и грубостью исполнения рисунков. Однако за счет больших тиражей порнографии, которая в Средневековой Японии составляла половину от всей печатной продукции, суммы продаж были более чем внушительные.
Художник Тории Киёнага. Сюнга «Женская баня».
В христианской Европе это было немыслимо. Чудовищный показатель распространения эротической живописи в Стране Восходящего Солнца объяснялся древними синтоистскими традициями Японии.
Здесь отсутствовало такое понятие как первородный грех. По преданию мир был плодом любви двух божеств: Идзанаги и Идзанами (подробнее читайте «ТУТ») и являлся, как и сама по себе любовь, воплощением космической гармонии. Потребность в сексе была также естественна, как потребность в пище, воде и сне.
Столетиями отношения мужчин и женщин были свободными, единственным условием их возникновения была взаимная симпатия. Если чувства ослабевали, любовники легко находили себе новых партнеров. Было распространено многобрачие. Эти традиции отразились в изобразительном искусстве.
2.2 Техника эротического рисунка
Изображение партнеров на эротических рисунках сильно отличается от европейской традиции. Это не зарисовки с натуры. Большинство рисунков изображает полураздетых партнеров, чьи анатомические данные далеки от реальности.
Полураспахнутые полы кимоно открывают огромные половые органы. Для картинки сюнга это самая характерная черта. На Западе всегда потешались над этим, называя подобные изображения «несбывшейся мечтой японского мужчины».
Отличить где мужчина, где женщина и вообще где кто на рисунках подчас невозможно. Зачастую оказывается, что любовники однополые.
Сумасшедшие позы, неестественно вывернутые руки, ноги и позвоночники, жуткая лобковая растительность и искаженные экстазом лица говорят, что всё это стилизованное в рамках жанра изображение мечты и полета фантазии автора.
На многих рисунках изображен осьминог. Он персонаж многих легенд, связанных с жизнью незамужних женщин-ныряльщиц – ама. Это морской секс-символ Японии. Сильный, неутомимый восьмичленный монстр с умными глазами и мягкой фаллообразной головой, которого после завершения сексуальных удовольствий можно ещё и съесть.
Существует даже легенда о гейше Наруко, у которой знаком о готовности к любви была подача клиенту блюда из осьминога.
Художник Утагава Куниёси. Сюнга «Осьминог»
2.3 Детали и знаки
Японские художники знали, что полуобнаженные тела возбуждают больше, чем голые. Одежда говорила о статусе партнеров. Это было важно. Плюс в средние века обнаженная женская грудь не относилась к остросекуальным атрибутам.
Мужчин возбуждали уши, шея и ступни. На них и делался акцент.
Чем оттопыреннее у женщины уши, тем более сексуальной она казалась.
Шея была тоже очень важна. Не случайно именно ее обнажает воротник кимоно у гейши и сегодня.
Художник Утамаро Китагаву. Сюнга «Поэма о подушке»
Куртизанкам следовало выставлять ступни напоказ. Оттопыренный большой палец подчеркивал сексуальность женщины. Обратите внимание на ступни ног партнеров на картинках сюнга. Пальцы их ног то сжимаются, то смешно торчат веером, символизируя огонь страстей. При этом живут они совершено отдельно от выражения лиц любовников.
Вообще внимание к второстепенным деталям – это отличительная черта жанра.
2.4. Форма издания сюнга
По своей форме сюнга издавались в виде двенадцатилистовых альбомов, состоящих из связанных по смыслу порнографических комиксов. Они служили трем основным целям:
- Сексуальному образованию японцев
- Развлечению
- Побуждению к посещению «веселых кварталов», сцены из жизни которых были изображены на рисунках
Первая и последняя страницы обложки были совсем невинны. Первая показывала сцену встречи влюбленных, последняя — их расставание и возвращение к повседневной жизни. Все что находилось внутри – это путешествие в жизнь плотских насаждений.
Альбом с рисунками сюнга
Первые издания были чёрно- белыми и низкого качества, но по мере развития техники книгопечатания издатели стали радовать японцев многокрасочными изданиями и именами знаменитых авторов укиё-э.
2.5 Величайшие художники Японии
К их числу , кроме упомянутого выше Хисикава Моронобу, относятся
Киёнобу Тории (1664-1729)- последователь Хисикава Моронобу, основоположник жанра якуся-э (портреты актёров на афишах. плакатах и в станковой гравюре) и манеры рисования мимидзугаки («червеобразные») — это когда преувеличенные изображения мускулатуры рук и ног изображается извилистыми линиями с чередованием тонких и толстых штрихов .
Художник Киёнобу Тории. Сюнга.
Судзуки Харунобу (1724-1770) – изобретатель цветной гравюры. Он оказал влияние на творчество импрессионистов Эдуарда Мане и Эдгара Дега
Художник Харунобу Судзуки. Сюнга «Куртизанка пускает дым в лицо мужчины»
Тории Киёнага (1752-1815)- особенно знаменит своими работами в стиле бидзинга («изображение красавиц» в традиционном японском стиле, чаще всего в кимоно).
Художник Тории Киёнага. Альбом с гравюрами сюнга.
Кирюсай Исода (1735-1790) – ученик Тории Киёнаги и Судзуки Харунобу , мастер формата хасира-э (рисование листов узкого вертикального формата, которые вешаются на столбы)
Художник Корюсай Исода. Сюнга «Любовники и ирис в вазе»
Утамаро Китагава (1753-1806) – прославился картинами, изображавшими гейш квартала Ёсивара в Токио. В 1804 г. За «неподобающее» изображение правителя Японии Тоётоми Хидэёси был заключен в тюрьму, выйдя из которой вскоре умер.
Художник Утамаро Китагава. Сюнга «Ныряльщицы»
Кацусика Хокусай(1760-1849)- жил впроголодь, создал свой собственный стиль, применял европейскую перспективу. Его называют японским Иеронимом Босхом
Художник Кацусика Хокусаи. Укиё-э «Большая волна в Канагаве»
Утагава Куниёси (1797-1861) и Утагава Кунисада ( 1786-1864) – «декаденты» сюнга. В их творчестве от былога сексуального веселья не осталось и следа.
Художник Утагава Куниёси. Сюнга из цикла » Страшные истории»
Художник Утагава Кунисада. Сюнга.
Все эти авторы отлично знали жизнь и традиции веселых кварталов Токио и других городов Японии. Они сами неоднократно были участниками подобных сцен. Можно сказать были настоящими живописцами — писали с натуры.
За счет их мастерства и таланта постепенно сюнга из разряда дешёвой порнографии переходила в область высокого искусства. В итоге их произведения стали памятниками истории и изобразительного искусства Японии. Шедевры японского сюнга хранятся в лучших музеях мира.
Сегодня мы поговорили о японских эротических гравюрах сюнга. Как вам понравилась статья? Если да, то обязательно поделитесь ей в социальных сетях и подпишитесь на обновление блога.
Сюнга в современной Японии
«Бесхитростный тип» (Уваки-но со) из «Десяти физиогномических типов женщин» (Фудзин согаку дзиттай) , Китагава Утамаро. Раскрашенная ксилография с фоном, покрытым порошком слюды. Голова девушки, вытирающей руки о ткань, повернута, видна грудь. Надписано, подписано, запечатано и помечено. (1792-1793)
По иронии судьбы, вскорости после того, как сюнга получила известность на Западе (адмиралу Перри вручили сюнгу как «дипломатический подарок», а Пикассо, Роден и Лотрек были настоящими фанатами жанра), японцы решили, что с данным искусством пора заканчивать. Лишь в 70-е годы XX века выставка сюнги, годами подвергавшейся гонениям, прошла в Японии.
Данная выставка повторно подтверждает важность сюнги для всего японского искусства. Тем не менее, даже сейчас, по данным исследователей, в Японии было бы трудно представить экспозицию таких масштабов, как в Британском музее.
«Совершенно ясно, что сюнга была неотъемлемой частью японской культуры минимум до XX века», говорит Эндрю Герстл, профессор японистики при Школе ориенталистики и африканистики (SOAS), Лондонский университет. «Люди удивляются, что в самой Японии до сих пор невозможно провести подобную выставку.»
По мнению Кларка, реакция на их выставку как в Великобритании, так и в Японии, была «совершенно феноменальной». Прошла лишь половина срока, отведенного для экспозиции, а они уже приблизились к запланированному количеству посетителей.
Соавтор выставки Яно Акико, научный сотрудник при Центре японских исследований в SOAS, отмечает, что команда приложила огромные усилия, чтобы объяснить посетителям «сложный феномен, предшествующий нашей эпохе».
«Я немного беспокоилась, что мы пытаемся дать слишком много информации», —говорит она. «Однако большинству посетителей, похоже, выставка очень понравилась – они полностью приняли содержание выставки и поняли, что мы хотим донести. Это была самая лучшая реакция, какую мы представляли.»
Сюнга принадлежит к жанру укие-э.
Это сновной жанр японской ксилографии. С философской точки зрения, укие-э
— это «слепок мгновения». Чаще всего — картинки обыденной жизни, пейзажей, передающие эмоции или настроение.
Ксилография
— печать гравюр на деревянных брусках. Эта техника была заимствована японцами от китайцев в VIII веке и изначально применялась в духовной сфере: в качестве изображения буддийских святых и иллюстраций к религиозным текстам. Сначала они были черно-белыми, позже появились цветные.
Массовое распространение гравюры получили в XVI веке, когда сёгун Токугава Иэясу основал столицу собственного сегуната — город Эдо (современный Токио). Зародившееся в быстро растущем городе новое сословие горожан и стало основным потребителем укие-э: недорогих картинок, похожих на открытки.
Выразительные гравюры, которыми вдохновлялись европейские художники, не считались произведением искусства и имели мало общего с традиционной японской живописью, которая оставалась дорогим удовольствием для избранных.
Укие-э часто использовали для рекламы и иллюстраций популярной низкосортной литературы, на них изображали актеров театра кабуки.
Суримоно
(слева направо) ЯСИМА ГАКУТЭЙ (1786 (?) — 1868) Дзюродзин. 1825 (?), Цветная ксилография Из серии «Уподобление семи богам счастья» КАЦУСИКА ХОКУСАЙ 1760 (?) — 1849) ( Три фигуры перед расписной ширмой. 1799–1808, Цветная ксилография Стихи Номити Кисандзи: Вместе с Дайкоку Куртизанка, прекрасная словно Бэнтэн, Гуляет В храме Эбису. Весенний день.
Единственные подлинно художественные гравюры, не контролируемые цензурой, были суримоно. Великолепные укиё-э, которые являлись предметом частных заказов и никогда не предназначались для продажи, а были посланием, подарком, выраженным с помощью изображения, текста (чаще всего в форме стихов) и каллиграфии. Использовались самые мягкие материалы, самые великолепные красители, самые изощренные методы гофрировки, полутонов цветов и, без счета — золотой порошок и деньги для реализации этих произведений великой красоты.
Каванабэ Киёсай (1831-1889)
Они должны были восхищать, как все другие гравюры, их держали слегка согнутыми в руках, для того, чтобы дать почувствовать изысканность цветов и сияющие части.
Поклонники и поклонницы
Забавно, но среди поклонников сюнга были и мужчины, и женщины всех сословий. Вокруг откровенных картин было немало и суеверий. К примеру, самураи брали с собой сюнга,считая, что она обезопасит их от смерти. Торговцы держали сюнга на своих складах, веря,что изображения занимающихся сексом мужчин и женщин защитит склад от пожара. Впрочем, против этого предположения работало то, что почти все группы, хранящие сюнга, имели очень ограниченный доступ к противоположному полу: самураи месяцами жили в обществе друг друга, а купцы много путешествовали, чтобы закупать товары из других стран. Таким образом, возможно, хранение сюнга носило исключительно чувственный, а не суеверный характер.
Сюнга также служила в качестве своеобразной «инструкции» для сыновей и дочерей богатых семей, которым предстоял брак. Впрочем, у этой версии тоже есть противники — зачастую любовники, изображенные на сюнга, занимались сексом в таких позах, что наличие у них костей вызывало серьезные сомнения. Не говоря уже о том, что вряд ли молодая невеста будет рада узнать, как именно нужно заниматься сексом с осьминогом.
Кроме того, в Японии были и обычные «мануалы», где были даны более точные инструкции как относительно сексуального акта, так и касаемо интимной гигиены.
Для кого рисовали сюнгаi
Как и любое необычное искусство, сюнга имело своих почитателей и гонителей. Любили порнографические картинки самураи и купцы, говорят, они носили их с собой как амулеты, уберегающие от смерти или пожара. Честно говоря, такое объяснение вызывает большие сомнения: представители обеих профессий подолгу вынуждены были обходиться без женского общества, скорее всего, ношение с собой картинок имело более практическое объяснение.
Даже сейчас, при наличии огромного количества порнографических фотографий в практически свободном доступе в Интернете, эти рисунки способны нешуточно возбудить как фантазию, так и тело.
Почитатели этого вида живописи были среди всех сословий, полов и возрастов. Такая свобода нравов настолько беспокоила власти, что в 1661, а потом и в 1772 году рисунки запрещали, но, как и следовало ожидать, сюнга никуда не делась, только скрылась от посторонних глаз на время.
К слову сказать, путешественников такие изображения шокировали, трудно было предвидеть, что в двадцать первом веке эта живопись обретет на западе немало поклонников.
Японцы – такие затейники
Техника сюнга даже сейчас вызывает очень яркие эмоции, хотя современный зритель довольно искушен. В чем же секрет?
На рисунках люди обычно одеты, японцы не считают человеческое тело чем-то очень красивым, кроме того, в наготе ничего зазорного они не видят. А вот когда видны только обнаженные интимные части тела, да еще и изображенные во всех анатомических подробностях, в несколько увеличенных пропорциях, это притягивает взгляд. От этих подробностей просто невозможно оторваться!
Говорят, эти картинки использовались детьми богатых горожан как руководство для молодоженов. Если это, в самом деле, так, то брачная жизнь их ждала довольно насыщенная. Часто картинки сопровождаются текстовыми пояснениями, чтобы лучше понимать смысл происходящего. Возможно, конечно, некоторое влияние на подрастающее поколение сюнга и оказывали, но для молодоженов были и другие руководства к действию.
Сюнга, конечно, не стали японской Камасутрой, но будоражат ум, тело и фантазию они ничуть не меньше.
Символика сюнга
Нередко сюнга сопровождалась написанными пояснительными текстами и диалогами. Но присутствуют и в изображениях другие, не такие прямолинейные символы. К примеру,бутоны цветов сливы означают девственность, а разложенная ткань — приближающуюся эякуляцию.
Любопытно, кстати, что люди на большей части сюнга изображены одетыми. Это происходит, потому что нагота у японцев не считается особенно привлекательной: они часто видят друг друга голыми в общественных банях. Кроме того, одежда помогает читателям отличать куртизанок и иностранцев. Принт на одежде также нередко несет в себе символику, а также привлекает внимание к обнаженным частям тела — обычно гениталиям.
Сюнга в современном западном мире
В 2013 году в Великобритании прошла большая выставка сюнга в Британском музее. В Японии на такое отважился только один музей в 2015 году, несмотря на то, что выставка была предложена еще целому десятку музеев, которые отказались.
Сюжеты сюнга приобрели довольно большую популярность, с японскими гравюрами в этом стиле можно увидеть не только картинки, но и посуду, одежду, предметы быта. То, что на родине считается неприличной порнографией, в других странах стало одной из визитных карточек искусства Японии.
Хотя расцвет сюнга давно миновал, несомненно, как настоящие произведения искусства, способные оказывать неизгладимое впечатление на людей, они будут вызывать интерес всегда, наряду с великими творениями мастеров живописи разных стран и веков.
Обучающие и игровые гравюры
Гравюры печатали, чтобы облегчить детям обучение чтению азбуки или иероглифов, а также запоминание названий цветов, птиц, и т.д. В эпоху Мэйдзи, когда Япония стала открытой для мира и началось обучение английскому языку, были напечатаны гравюры, чтобы изучать алфавит и базовый словарь этого языка.
Никто бы сегодня не осмелился резать японскую гравюру. Однако многие из них были предназначены именно для этих целей. Например, театральные подмостки кукол и вырезаемое кимоно, запускаемые макеты и т.д. Напечатанные игры в дурака радовали как детей, так и взрослых. Ребусы и гравюры игр китайских теней также высоко ценились.
(слева направо) Утагава Куниёси “Загадки для воинов”, 1847-1852. Утагава Хиросигэ “Игры с тенью, экспромт. Заход судна в порт и подставка для пиал , 1830-1843. Музей Хаги Урагами