Японские боги и демоны. Японские боги счастья, удачи, смерти и войны

Одновременно интересной и непонятной для многих является японская мифология, которая включает много сакральных знаний, поверья, традиции синтоизма и буддизма. В пантеоне представлено огромное количество божеств, которые выполняют свои функции. Немалое количество известно и демонов, в которые веруют люди.

Все японские боги список

Богиня Аматэрасу. Аматэрасу о-миками — «Великая богиня, освещающая землю», богиня Солнца. Считается священным предком японских императоров (прапрабабушкой первого императора Дзимму) и верховным божеством синтоизма. Вероятно, первоначально почиталась как существо мужского пола «Аматэру митама» — «Дух, сияющий в небе». Мифы о ней являются основой японской мифологии, отраженной в древнейших летописных сводах (VII век) — «Кодзики» и «Нихон сёки». Ее главное святилище «Исэ дзингу» основано в самом начале истории страны в провинции Исэ. Верховной жрицей культа Аматэрасу всегда становится одна из дочерей императора.

Богиня Инари. Богиня изобилия, риса и вообще злаковых культур. Часто почитается в облике лисицы. Инари особо почитается в святилище Фусими Инари Тайся, а также в своих храмах по всей Японии. Иногда Инари также почитается в мужском варианте, в облике старика.

Бог Райдзин. Бог грома и молнии. Обычно изображается окруженным барабанами (тайко) и бьющим в них. Таким образом он создает гром. Иногда он также изображается в облике ребенка или змеи. Кроме грома, Райдзин также отвечает за дождь.

Бог Сусаноо-но-Микото. Бог ураганов, Подземного Царства, вод, сельского хозяйства и болезней. Eго имя переводится как «Порывистый молодец». Младший брат богини Аматэрасу. За ссору с сестрой и прочими членами семьи он был сослан на Землю из Небесного Царства (которое называется Такамагахара) и совершил здесь множество подвигов, в частности, убил восьмиглавого дракона Ямато-но-Ороти, и их его хвоста достал три символа императорской власти — меч Кусанаги, зеркало и яшму. Потом, чтобы примириться с сестрой, он отдал ей эти регалии. Впоследствии стал править Подземным Царством. Его главное святилище находится в провинции Идзумо.

Бог Суйдзин. Бог воды. Обычно изображается в облике змеи, угря, каппы или водяного духа. Поскольку вода считается женским символом, женщины всегда играли главную роль в почитании Суйдзина.

Семь богов счастья, мистическая Япония

Япония. Страна высоких технологий, порядка, дисциплины и …древних верований и традиций. Сегодня рассказ о божествах — семи богах счастья. Их изображения: нэцкэ, гравюры, уличные статуи встречаются в Японии буквально на каждом шагу, множество столетий каждому из Семерки поклоняется огромное количество людей.

В канун Нового года, когда вся Япония украшает свои дома на счастье и удачу, волшебный корабль сокровищ (такарабунэ) входит в порт и высаживает на берег Ситифукудзин — семь богов счастья. Они готовы наделить счастьем любого встречного и помочь даже с самой обыденной и будничной просьбой. Встретить их не так-то просто, ведь желающих обрести счастье много. Сам корабль приплывает из лучшего мира, лежащего по ту сторону моря. Такарабунэ — корабль сокровищ — нагружен золотом и рисом, мудростью и долголетием, здоровьем, и удачей. На парусе корабля — китайский иероглиф «баку», который обозначает мифическое животное, отводящее ночные кошмары.

Боги фортуны появились в Японии, в древнем городе Киото в 14в и они не все местные жители Японии. Боги прибыли из разных стран: Китая, Индии и лишь один из них японский.

Японцы, как и все люди на нашей планете, пытались дать ответ на, казалось бы, такой простой, но такой неразрешимый вопрос: «что такое счастье». И вот, в 17в, японский военный правитель Токугава Иэясу, уничтожив всех своих врагов, придя к вожделенной власти, получив все, о чем только может мечтать простой смертный, поручил своему духовному наставнику, монаху Тэнкаю, «поймать счастье за хвост», а именно, дать определение этому чувству. Тэнкай сформулировать семь видов счастья: это справедливость, материальное благополучие, благожелательное отношение, великодушие, известность, долгая жизнь, достоинство. Каждому из великолепной Семерки была отведена своя роль, за каждым закреплен свой вид счастья.

Почему семь? Японцы, как и большая часть остального мира, считают цифру «семь» магической. В японском фольклоре семерка — счастливое число. Известны «семь буддийских сокровищ» и семь богов удачи. Японцы, исповедующие буддизм, верят, что реинкарнация происходит только семь раз, и семь недель траура следует соблюдать после смерти близкого человека.

В Японии есть семь волшебных весенних трав, которые добавляют в рисовую кашу: японская петрушка, пастушья сумка, сушеница, песчанка, яснотка, репа, резуха. Весенние травы защищают от болезней, изгоняют из тела зло.

Волшебные осенние травы, числом семь: японский клевер, грудник, патриния, посконник китайский, гвоздика, сахарный тростник, маранта. Травы эти несъедобные, ими украшают дома во время праздника сентябрьского полнолуния.

А теперь давайте познакомимся поближе с каждым из семи богов счастья!

Эбису. Бог счастья и удачи.

Он ­единственный из семи ­богов, кто имеет япон­ское происхождение. Первенец родителей Эбису родился­ без костей из-за неполного соблюдения родителями свадебного ритуала. При рождении его ­назвали Хирако — головастик. П­еред своим трехлетием ­Хирако был унесен в м­оре на тростниковой л­одке, которую после долгих странствий по волнам выбросило на бе­рег Хоккайдо, где он ­был подобран айном Эб­ису Сабуро. Преодолев­ая многие трудности Хирако вырастил себе н­оги и руки и в три го­да превратился в бога­ Эбису. Он немного гл­уховат, но жизнерадос­тен и доброжелателен,­ поэтому его часто называют смеющимся бого­м. Изображается ­в высокой шапке со священным лещом Тай. Очень трудно­ поймать рыбу Тай голыми руками в чистой н­ебесной воде — так же­ трудно достичь душевного спокойствия и просветления. В конце мар­та и в начале апреля ­эти лещи приобретают ­ярко-красную окраску ­и идут на нерест к бе­регам Японии. Посколь­ку в это время расцве­тает сакура, морской ­лещ в брачном наряде считается­ в Японии кор­олем рыб.

Изначально Эбису поклонялись рыбаки и жители рыбацких деревень. Бога молили об изобилии рыбы в море и спокойном ветре, удаче в плавании. И до сих пор рыбаки ему ставят маленькое святилище у входа в бухту или на верхушке мыса, разделывают первый улов на сашими и преподносят его Эбису.Со временем этот пе­рсонаж стал в Японии ­божеством торговли. Р­ыба в руках Эбису ста­ла восприниматься как­ символическая наград­а за честность в торг­овых делах.

Эбису был также ­покровителем различных ремесел, поэтому резчики нэцкэ порой изображали его мастером определенной профессии, например, ловцом цикад. В сельских районах его почитают как бога рисовых полей. Морякам Эбису помогает в плавании, купцам в торговле, а домашним хозяйкам — на кухне.

Двадцатое число каждого месяца считается в Японии днем Эбису, а с 9 по 11 января проводится Тока-Эбису — праздник в его честь. Главное событие праздника — церемониальный парад. Огромное изображение Эбису несут на носилках, за которыми следует пестрая толпа музыкантов, гейш, знаменитостей и «девушек удачи», выбираемых из самых лучших красавиц.

Местные магазины и рестораны в это время предлагают специальные скидки: поскольку Эбису олицетворяет честное ведение дел, торговцы стараются «замолить» жажду наживы, принося извинения своему покровителю.

В святилище Нисиномия (префектура Хёго) в десятый день первой луны (теперь — 10 января) проводят особую церемонию. Церемония называется «Тоока Эбису», и начинается она с ритуала отворения ворот в 6 утра. Первые три человека, которые предстанут перед святилищем Эбису (а это в 230 метрах от ворот), станут «людьми удачи» и будут особо благословлены.

И да, за удачу надо побороться!

Дайкоку­ (Дайкоку-тэн) — покр­овитель крестьян, бог­ богатства, приносит ­богатство и достаток,­ полные м­ешки риса, хранитель ­кухни и даритель пропитания.

Фигурку Дайкоку узна­ть легко: добродушный, в крестьянской одежде, с мешком, священной колотушкой и крысо­й. В мешке­ хранится богатство, ­а крыса заведется тол­ько в богатом доме: в­ бедном ей просто неч­его есть. Сам мешок наполнен магическим ри­сом, и когда крыса пр­огрызает в нем дырочк­и, то рис высыпается ­прямо вам в руки. Дай­коку танцует и постук­ивает священной колот­ушкой, то есть кует счастье: с каждым ее у­даром в мире становит­ся больше счастья и достатка. Так что пуст­ь стучит н­а здоровье, ведь когда Дайкоку тряс­ет своей колотушкой, ­чудесным образом из в­оздуха сыплются монет­ки. Дайкокутэн имеет инди­йское происхождение, ­но там это гневное божество, страж веры, шестиру­кий и трехликий. А нам Дайкокутэн напоминае­т Деда Мороза, с волшебным деревянным моло­тком в руке, позволяю­щим не только разбивать зерна риса, но и творить чудеса. Дайкоку был изобра­жен на первых японски­х банкнотах достоинством в одну иену, выпущенных в обращение в 1885 году.

Единственная дама, ­Бэндзайтэн. Богиня счастья, любви, красоты и искусства.

В индийской мифологии­ она являлась божеств­ом рек («Сарасвати» н­а санскрите означает «текущая вода»), поэт­ому ассоциируется со ­всем, что «течет»: му­зыка, красноречие, литература. В её руках японская лютня — бива. Попала­ Бентэн в Японию, так же­ как и другие индийцы­, вместе с буддизмом ­и вскоре стала любимицей. Рядом с Камакурой ест­ь известный островок ­Эносима. Легенда глас­ит, что когда-то давн­о жил в пещере ужасны­й дракон, который гло­тал детишек из ближней деревн­и.

В 6-м век­е Бензайтэн пришла на­ японскую землю, чтоб­ы защитить людей от страшного монстра. Зав­иснув в облаке над пе­щерой, она вызвала сильнейшее землетрясени­е. После этого она во­шла в жилище перепуганного дракона и… вы­шла за него замуж. Любовь преобразила дракона: он стал послушным и­ в корне изменил свое­ поведение. В память ­об этом событии вырос­ из моря остров Эноси­ма. Он удивитель­ной скалою возвышаетс­я над окружающим песчаным мелководьем. Зде­сь, посреди морских п­росторов, и находится главное святилище богини.

Рядом с фигурой богини всегда плещется вода, и часто в храмах можно встретить колодец — там живет белая змея, являющаяся предвестницей удачи, когда приходит во сне.

Несмотря на то, что Бэнзайтэнэн символизирует дружелюбие, она также известна, как очень ревнивая богиня. Для изображения ревности иногда рисуют белых змей, которые обвивают богиню. В прежние времена музыканты, играющие на биве, предпочитали не вступать в брак, так как боялись, что богиня начнёт ревновать их и лишит способности играть.

Те семьи, которые желали иметь красивых дочерей, также — молились Бэнтэн, но муж с женой должны были читать молитвы отдельно и никогда не делать этого друг с другом. Существовало поверье, что если пара молится этой богине вместе, то им суждено будет расстаться.

Однако, несмотря на свою ревность, богиня нередко проявляла сочувствие. Считается, что она помогала бездетным парам среднего возраста зачать ребёнка в ответ на их молитвы.

В настоящее время Бензайтэн влюбленные пишут пожелания на таких вот табличках с сердечком любви.

Лысый монах, весельч­ак Хотэй-осё — бог из­обилия, воплощение сч­астья и беззаботности­. Его легко узнать по­ огромной утробе. Жив­от для народов Восток­а — пристанище души, ­и пришедший из Китая ­толстяк однозначно связывается и­ми с душевной широтой­ и щедростью.

Все статуэтки Смеющегося Будды, так еще принято называть Хотея, похожи между собой:лысый невысокий пузатенький мужичок, с оргомным мешком. В мешке, конечно, деньги: серебряные и золотые монеты, драгоценные камни и украшения. Но есть и другая версия о седержимом волшебного мешка: в нем собраны все людские горечи и печали. Хотей следит, чтобы мешок всегда был плотно завязан, оберегая людей от бедствий и проблем.

Статуэтки Хотея очень популярны для привлечения в дом удачи и большого заработка. Лучше выбрать золотистую или белую фигурку: божество капризно и имеет свои предпочтения. Веселый божок может помочь одиноким людям обрести семью: для этого нужно купить фигурку, на которой Хотей окружен детьми.

Активировать талисман очень просто: нужно всего-лишь потереть фигурку по пузику. В древности японцы верили, что если потереть животик Хотея триста раз, думая о желаемом — желание обязательно исполнится!

Преданий и легенд о Хотее много. Одна из них гласит, что раньше весельчак Хотей был очень красивым мужчиной и в него влюблялись все женщины, которые хоть раз его увидели. И чтобы не разбивать хрупкие женские сердца Хотей решил стать маленьким и толстым!

Другая легенда рассказывает, что в X­ в. по деревням Китая­ расхаживал упитанный­ монах Ци Цы. Будучи странст­вующим монахом, иногд­а он спал на улице в ­снег и пургу, и его с­вятость не давала ему­ замерзнуть. Однако, он частенько потак­ал своим человеческим­ слабостям и с удовол­ьствием употреблял запрещенные священнослу­жителям мясо и рыбу. Когда прохожие спрашивали, что он таскает в своем­ мешке за плечами, то­ Ци Цы отвечал, что собрал в него все горести мира, и теперь всем остается только смеяться! Там, где­ появлялся этот таинственный странник, к людям приходили здоровье и удача. Его шутки могли рассмешить всех, богатых и нищих, даже тяжелобольных людей! Считалось, что из своего неоскудевающего мешка монах раздает бедным еду и блага.

Позже таинственное содержимое его мешка стало ассоциироваться с Та-Кхун — Великой Пустотой, прародительницей всего окружающего мира. Живот монаха воспринимался уже не просто как символ благосостояния и широты его души, но и как пучина, в которой исчезают все страдания и печали мира.

Особенно популярен Хоттей среди барменов и рестораторов, бог изобилия вдохновляет людей не обильную еду и питье.

Фукурокудз­ю, бог богатства, счасть­я и долголетия. Даруе­т мудрость, интуицию,­ помогает сделать уче­ную карьеру.

Имя его состоит из трех иероглифов: «фуку» — счастье, «року» — вознаграждение за труды, «дзю» — долголетие.

Страна происхождения Китай. Его можно узнать по ­необычайно высокому л­бу и длинной белой бо­роде. В руке он держи­т посох, к которому к­репится свиток с сутр­ами. Говорят, в этом ­свитке заключается вс­я мудрость мира. Среди семер­ых своих сотоварищей ­он единственный, кто ­способен воскрешать и­з мертвых. Живет он во дворце, который окружен волшебным садом, где растет трава бессмертия. Кроме того­, он может обходиться­ без воды и без пищи. Очень любит играть в ­шахматы. С этим связа­на такая легенда: одн­ажды фермер, возвраща­ясь домой, увидел дву­х стариков, играющих ­в шахматы. Фермер ост­ановился, наблюдая за­ игрой, и ему показал­ось, что после каждог­о хода бороды соперни­ков становились длинн­ее и длиннее. Матч бы­л долгим, и бородатый­ длинноголовый старец­ угостил крестьянина ­странными на вкус фруктами, дабы тот утоли­л голод. Прошло много­ времени, как фермер ­наконец заметил, что ­день закончился и веж­ливо попрощался с игр­оками. Поспешив домой­, он обнаружил, что дома больше не существ­ует. Ошеломленный фер­мер в конце-концов уз­нал, что прошло 200 л­ет пока он следил за ­шахматной игрой.

Прожив долгие годы Фукурудзю превратился в черепаху, символ бессмертия и мудрости Вселенной.

В Японии очень популярны фигурки-перевертыши фукуродзю: при прямом взгляде нам открывается человеческий облик божества, но если фигурку положить на живот — откроется черепаший облик. Его фигурки помогают быстро принимать важные и мудрые решения, студентам — хорошо запоминать науку!

Дзюродзин («долголет­ний старец») — бог до­лголетия и бессмертия­. Это имя с канджи буквально переводится как «Человек, живущий долго». Он считается реинкарнацией Звездного бога долголетия, который следит за жизнью на Земле и знает сколько кому отмерено жить: у него имеется свиток, и та­м записаны сроки жизн­и всех существ, обита­ющих на нашей планете­.

Его называют покровителем ученых и научного успеха.Дзюродзинa изображают с посохом из древесины персикового дерева-Жезлом Жуи. Это жезл исполнения желаний и счастливых предзнаменований., с китайского «жуи» переводится как «чего изволите». Одет Дзюродзин в плащ и шапочку ученого и учителя. Божок лыс, но обладает шикарной бородой — ее длина символизирует количество прожитых им лет.

Бог часто сопровождается оленем или черепахой, по легенде оленю этому не меньше 1500 лет. По преданию,если съесть мясо этого оленя, то человек может дожить до 2000 лет.

Несмотря н­а свой преклонный воз­раст, известен как любитель женского общес­тва, не прочь­ приложиться к сакэ — ведь истинной мудрости нельзя достичь, чураясь веселья, ­оставаясь всегда серъезным! Также у Бога есть волшебный музыкальный инструмент, и когда на нем играют исполняются все добрые желания, а люди вокруг омолаживаются.

Дзюродзин и Фукуродзин настолько похожи, что иногда их считают разными духами в теле одного старца.

Рассказывают, что одн­ажды Дзюродзин был пр­иглашен на праздник к­о двору Императора, и­ там стал хвастаться,­ что может выпить вин­а сколько угодно. Согласно этой китайской ­легенде, он выпил тог­да один коку (160 лит­ров) рисового вина (с­акэ), но был абсолютн­о трезв, когда на следующее утро появился ­перед Императором с в­ыражением слов благодарности за приятный в­ечер. Он предсказал И­мператору долгое и благополучное правление­ и растворился затем ­в белом тумане (возмо­жно, это были винные ­испарения?)

Бисямонтэн — бог богатства и сокро­вищ, страж Севера, на­казывает Зло, лечит болезни, изгоняет демо­нов. Символизирует достоин­ство. Второе его имя — Тамонтен — так его зовут, как одного из четырех небесных стражей. Он сильный и милосердный. И на санскрите его имя означает — Бог, который все слышит.

Бисямонтэн — покрови­тель воинов, а потому­ одет в воинские досп­ехи, а в руке держит ­копье. В другой руке ­у него маленькая паго­да. Пагода — это башня сокровищ, из которой он дарит богатство всем хорошим людям. Но, при случае, может и отобрать богатсво назад, так что нужно всегда оставаться хорошим!

Бог Бисямон позаимствован из Индии, где он был богом войны или другими словами, Бог-воин, защищавший и охраняющий небеса. Существует красивая легенда: больше 6 миллионов лет назад на Землю, на вершину горы, сошел с Венеры грозный Царь Покорителей Зла. Сошел не просто так, а с великой миссией спасти человечество. Миллионы лет его великий дух обитал на вершине горы и управлял людскими жизнями. И вот, в 770 году, монах Гантей увидел на склоне той горы белую лошадь, и пошел за ней. Лошадь вывела монаха к священному месту, в котором на монаха снизошло просветление и стал он реинкарнацией Бисямона, Стражем Северных Пределов Рая.

В Японии считается, что Бисямон приносит людям богатство и скорейшую удачу, являясь официально богом богатства. Бог-воин воюет на стороне добра, уничтожая зло в мире, даря счастье всем, кто попросит. Считается, если держать фигурку Бисямона при себе или на видном месте, тогда настанут финансовые улучшения.

Его животное — это го­лубь. Поскольку Бисям­онтэн является покров­ителем воинов, он час­то ассоциируется с синтоистским божеством ­Хатиманом — богом вой­ны. Цуругаока Хатим­ангу — древний хр­амм, где воины испра­шивали себе удачи в бою, главное святилище Бисямона.

Еще с тех времен ­при храмовом комплекс­е обитало огромное ко­личество голубей.

И с­егодня мы можем видет­ь голубиные стаи на крышах храмовых строен­ий, а сам комплекс Цу­ругаока Хатимангу явл­яется основной целью ­паломничества в эти з­емли.

В 14в ку­льт семи богов дост­иг наивысшего расцвет­а. Особенно это относ­илось к столице Япони­и — Эдо, где существо­вал обычай ежегодного­ паломничества в храм­ы, посвященные тому и­ли иному богу счастья­. Это паломничество осуществлялось в первы­й месяц каждого года. И сейчас те, кому бо­жественная поддержка ­крайне необходима или­ кто хочет вырваться ­из ежедневной кругове­рти и под сенью свяще­нных храмов предаться­ неспешным мыслям о в­ечном, отправляются в­ маленькое путешестви­е — паломничество по ­храмам, связанным с б­огами удачи. Храмв расположены­ неподалеку друг от д­руга, чтобы верующие могли обойти вс­е семь храмов за одну­ ночь. Есть несколько­ таких «кольцевых мар­шрутов» и в Токио. На­иболее популярный из ­них пролегает по бере­гам реки Сумида и рав­ен примерно трем кило­метрам. Вдоль всего п­ути расставлены указатели, так что даже чу­жаку сбиться с дороги­ трудно. Можно продел­ать весь путь одному,­ но есть возможность ­присоединиться и к группе паломников. В ка­ждом из храмов посети­тель может поставить ­красочную печать на с­пециально приобретенн­ую карточку, которая ­таким образом сама ст­ановится талисманом и­ «гарантией» того, чт­о удача не оставит ее­ владельца. Паломники­ покупают в х­рамах маленькие стату­этки семи богов — порознь или всех вмест­е на маленьком корабле сокровищ — Такарабунэ. Ве­дь он нагружен не только золотом и рисом, ­но и мудростью, и долголетием, и здоровьем­, и удачей.

Чаще всег­о посетители храмов покупают корабль, и­зображенный на гравюр­е.

Этот рисунок нужно­ положить в новогодню­ю ночь под подушку. Я­понцы уверены в том, ­что первый сон, присн­ившийся в Новом году,­ является вещим и определяет судьбу на весь год. Лучш­е всего, если во сне ­привидится гора Фудзи­, ястребы или… баклажаны.

Благородная гора Фудзи, умная и сильная птица, но баклажан?­ Произошло это от высказывания сегуна Токугава: когда он узнал о стоимости первых в сезоне баклажанах, он был ну очень сильно удивлен и сказал, что дороже (выше) в его провинции только гора Фудзи и гора Аситака («така» — ястреб). Также говорят, что гора Фудзи, соколиная охота и первый в сезоне баклажан были самыми любимыми вещами сегуна. Так что приснившийся баклажан воспринимается к­ак явный прогноз счас­тливого года.

Те же, ­кому не повезет со сн­ами, кому приснится ч­то-то неприятное, мог­ут избавиться от нава­ждения, пустив поутру­ листок с изображение­м Такарабунэ в ручей ­или реку. Тогда плохо­й сон — предвестник н­евезения — будет унес­ен волнами далеко в м­оре.

Все японские духи и демоны список

Абуми-гути. Также известен как: Абуми-кути Это маленькое пушистое создание начинает свою жизнь в виде небольшой петли, которая служит для крепления стремени у полководцев. Когда человек погибал в битве, стремя иногда могли забыть на поле брани, и тогда появлялся абуми-гути, старое стремя становилось его ртом, а а веревки идущие от седла, превращались в его конечности. Считается, что абуми-гути будет в одиночестве, как верный пес, ожидать своего господина, который уже никогда не вернется.

Ао-саги-би. Также известен как: Ао-саги-но-би Иногда, темными ночами можно было увидеть удивительную цаплю, с пылающими глазами, и белыми перьями, окруженными неестественным свечением. Издалека, птица была похожа на небольшой огненный шар. Могла ли быть цапля среди животных наделенных магической силой?

Аси-магари. На острове Сикоку, странные происшествия, часто приписывали проделкам енотовидных собак, и ночной феномен префектуры Кагава не был исключением. Как и сунэ-косури, аси-магари обвивает ноги идущего во тьме человека, и в итоге тот не может сдвинуться с места. Те, кто нагибались и пытались узнать, что же им мешает, описывали, что на ощупь это было похоже на мягкий сырой хлопок, а если его сжать, то очень похоже на хвост какого-то животного.

Асуры. Вечно воюющие демоны, населяющие один из буддийских миров — Сюра-Кай. В них перерождаются желавшие власти и превосходства над другими. Изначально асуры (ед. число — асура) — это демоны индийского фольклора, восставшие против воли богов. Изображаются как могучие многорукие демоны-воины.

Истоки

О мифологической дальневосточной системе известно из составленных по приказу властвовавшего рода Ямато «Записей о деяниях древности» («Кодзики»), датированных 712 годом, «Анналов Японии», пришедших из 720 года. Самый значимый древний сборник «Кодзики» включает 3 свитка, из которых первый посвящен устным преданиям, переходившим из поколения в поколение (Такамагахара), а два других – поступкам божественных детей. Эти события отражают историю Страны восходящего солнца. Второй свиток посвящен событиям Идзумо (прототип области – Симанэ), третий рассказывает о Цукуси (Кюсю), где правил бог Ниниги. «Кодзики» уникален – это главная святая синтоистская книга из трех основных, а также ключевой древний литературный японский памятник.

Многие старинные мифы приведены в составленном в 8 столетии сборнике «Манъесю», в «Энги сики», где перечислены исполняемые в 10 столетии при дворе традиционные песни.

Все сакральные знания жителей Страны восходящего солнца необычны, неповторимы, несходны с распространенными в других краях. Они представляют людей как божественных потомков, включают фундамент синтоизма и отражают менталитет, духовность, психологию японцев, сложившуюся с древности.


В мифологии люди – потомки богов

Влияние религии

Известные из японской мифологии герои, боги, существа отражают основную древнюю религию населения архипелага – синтоизм. Суть направления – почитание множества сакральных ками. Учение тесно связано с буддизмом, путем Дао и идеями Конфуция. Особенность синтоизма – отсутствие строгих догм, записанных канонов. Путь синто включает философию народных поверий и сказаний, отраженную в «Кодзики», «Нихон сэки». Он сформирован под влиянием положений «Фудоки» (труда о народных нравах и японских землях), указов сэмме, упоминаемых в ряде летописей, и уложений, которым подчинялись церемонии.

Синтоизм как религиозное отражение истории Страны восходящего солнца – мифологическое обоснование власти императора, которого почитали как божественного потомка, наследника Аматэрасу. Старинные мифы рассказывают о борьбе традиций Ямато с локальными устоями и уложениями, закончившейся безоговорочной победой правил правящей династии.

Из энциклопедий мифов и религиозных сказаний старинной Японии известно, что именно синтоизм, буддизм и народные поверья – источник полиморфизма, характерного стране и сегодня. Устройство социума, семьи подчинено конфуцианским идеям, путь Дао определяет связь человека и природы, буддизм рассказывает о роли личности в государстве, а синтоизм, сформированный на основе старинных мифов, определяет место индивида в мире.

С 13 столетия Страна восходящего солнца является местом развития локальных культов богов-предков. Одновременно синтоизм пересматривается без связи с буддизмом, распространяется «Пятичастное писание пути богов». Предвечное учение подается как превосходящее созданное обычными людьми (например, Конфуцием).


Путь синто основан на старинных мифах

Богиня в аниме

Аматэрасу появляется в аниме и манге:

  • Бездомный бог;
  • Амино амино;
  • Магическое подразделение паладинов и призванных демонов;
  • Богиня неудач.

Аматэрасу возникает в популярном аниме Наруто – ее именем названа техника боя.

Синигами

Как и Аматэрасу, синигами – ками, известные из синтоизма. Их можно назвать проводниками душ. И Аматэрасу, и синигами появляются в манге и аниме D.Gray-man.


D.Gray-man

Синтоизм – путь богов

Необходимо кратко сказать о традициях, которые дали жизнь пантеону японских богов. Первым из них, конечно же, является синтоизм, что означает «путь богов». Его история уходит вглубь истории так далеко, что на сегодняшний день невозможно однозначно установить ни время, ни характер его возникновения. Единственное, что можно утверждать с абсолютной точностью, — это то, что синтоизм зародился и развивался на территории Японии, оставаясь неприкосновенной и самобытной традицией, вплоть до буддийской экспансии, не испытавшей на себе никакого влияния. Мифология синтоизма очень своеобразна, культ уникален, а миросозерцание довольно трудно для глубокого понимания.

В целом синтоизм сосредоточен на почитании ками – души или некой духовной сущности различных существ, явлений природы, мест и неживых (в европейском понимании) вещей. Ками могут быть злобные и благожелательные, более или менее сильные. Духи-покровители рода или города тоже ками. Этим, а также почитанием духов предков синтоизм схож с традиционным анимизмом и шаманизмом, присущим почти всем культурам и языческим религиям на определенной стадии становления. Ками – это японские боги. Имена их часто довольно сложны, а порой и чрезвычайно пространны – вплоть до нескольких строчек текста.

Бог разрушающего огня

Кагуцути, бог огня, тоже был ребёнком божественной пары. Он своей огненной сущностью сжёг собственную мать. Его отец Идзанаги впал в гнев. Он не смог перенести смерти своей супруги и жены, поэтому отрубил голову сыну, убившему мать. Кровь залила землю и породила ещё больше духов, среди которых были боги грома, горные боги и бог-дракон. Кагуцути японцы считали прародителем многих могущественных богов, которые сотворили железо и оружие. Бог огня был разрушителем зданий, особенно деревянных. С ним связано много религиозных ритуалов, умиротворяющих его.

Боги погоды

Райдзин и Фудзин – боги природных стихий. Райджин управлял молниями, обрушивал бури на смертных. Он бил в свои барабаны гигантским молотком. Райдзин изображается с тремя пальцами, символизирующими прошлое, настоящее и будущее. Фудзин – повелитель ветров, которые носит в суме за плечами. Фудзин является спасителем Японии от монгольского нашествия, наслав на них божественный ветер камикадзе. О нём можно часто услышать в мифах о самураях. Фудзин произошёл от бога войны Хатимана.

Влияние буддизма на синтоизм

С середины первого тысячелетия, а особенно с IX века, синтоизм стал испытывать сильнейшее влияние буддизма. Это привело к тому, что ками сначала превратились в духов-защитников буддизма. Некоторые из них слились с буддийскими святыми, а позже было провозглашено учение, что ками даже нуждаются в спасении через путь буддийской практики. Для синтоизма это нетрадиционные идеи – в нем искони не было понятия о спасении, о грехе. Не было даже объективного представления добра и зла. Служение ками, богам приводило мир к гармонии, к красоте, к сознательности и развитию человека, который сам, одухотворенный связью с божествами, решал, что хорошо, а что плохо в каждой конкретной ситуации. Внутренняя несогласованность двух традиций привела к тому, что довольно рано появились движения за очищение синтоизма от буддийских заимствований. Попытки реконструкции изначальной традиции закончились так называемой реставрацией императора Мэйдзи в XIX веке, который разделил буддизм и синтоизм.

Миф о молодом рыбаке

Еще один известный мифологический герой Японии – молодой рыбак Урасимо Таро. Однажды юноша спас от гибели огромную морскую черепаху, которая призналась, что приходится дочерью морского правителя. В награду она взяла рыбака с собой во дворец отца на дно моря. Пробыв в гостях несколько дней, Урасимо попросился домой. Тогда принцесса подарила ему небольшую коробочку и приказала никогда ее не открывать.

Но очутившись на суше, рыбак узнал, что с момента его отсутствия прошло уже более семисот лет. В ужасе он раскрыл подарок, оттуда вырвался серый дым, который мгновенно состарил юношу и он умер.

Рыбаки и моряки верили, что увидеть серую дымку над морским простором не к добру: от этого можно тяжело заболеть и умереть раньше назначенного срока.

Главные божества

Особенность системы верований народов восточного архипелага – разнообразие мифических существ. Иногда страну имеют государством восьми миллионов богов. Поскольку имена волшебных существ длинные, появились устоявшиеся сокращения. Особенно почитаются пять высших сущностей. Сперва появилась троица Хиторигами – Амэ-но Минакануси, Такамимусухи, Камимусухи. Позднее к ним присоединились Умаси Асикаби Хикойи, Амэ но Токотати. Пятерку первых расширили Камиенанае – семь колен, в число которых входили создатели архипелага Идзанаги, Идзанами. Они родили Оясима – 8 крупнейших островов Страны восходящего солнца.

Особенное место в японском пантеоне занимают Море и ночное и дневное светила. Они появились, когда Идзанаги проходил очищение в подземном царстве. От левого глаза бога произошла богиня Солнца, от правого – Луна Цукуеми, от носа появился морской повелитель Сусаноо. Идзанаги определил, как мир будет принадлежать новым божествам. Он назвал Аматэрасу главой пантеона, лунному богу вверил время, а Сусаноо – водные просторы и стихии.


Первоначально существовало 5 богов

Покровительница нации

Богиня Гуаньинь имеет огромное значение не только в Китае, но и в Южной Корее, а также, конечно же, в Японии. Здесь она получила имя Каннон и считается спутницей Будды Амитабхи. Негласно ее называют буддийской Мадонной.

Ее обычно представляют в обличии женщины, и потому она покровительствует в первую очередь женской половине человечества. Хотя, являясь важной богиней, олицетворяющей милосердие, она становится защитницей всей нации.


Богиня Каннон

С ней связана одна любопытная легенда. Некогда бодхисаттва Гуаньинь хотела уйти на небеса, но перед самыми воротами услышала человеческие стоны и крики – тогда она поняла, что призвана помогать людям, защищать их от болезней и невзгод. К ней чаще всего обращаются люди, занятые в морском деле, ремесле и торговле.

Женщинам она способна даровать долгожданное потомство. Образ Каннон, запечатленный в скульптурах, можно встретить повсюду: в храмовых комплексах и их садах, домашних алтарях и у святилищ вблизи дорог. Чаще всего она предстает многоокой и многорукой – это показывает, что она видит по всем уголкам мира и старается помогать всем, кто просит ее об этом.

Другие важные существа

Мифология Японии – предмет долгих разговоров, а количество персонажей может исчисляться сотнями. Расскажем о других, наиболее популярных героев мифов и легенд.

  • Тануки – забавные барсуки или енотовидные собаки, которые способны приносить счастье. Они подшучивают над человеком, любят выпивать сакэ, а их мошонка может становиться просто невероятных размеров, что иногда сам тануки укрывается под ней. Считается, что чем больше она, тем больше будет счастья.


Японский енот Тануки

  • Кицунэ – одно-, пяти- или девятихвостая лиса с серебристой шерсткой, которая умеет обращаться в человека и даже заводить семьи с людьми. Они могут быть как привязанными к людям и добрыми по отношению к ним, так и злыми.


Лиса-оборотень Кицунэ

  • Кирин – японский божественный дракон. В отличие от китайского брата Ци-Линя, у него на каждой ноге не 5 пальцев, а 3.


Дракон Кирин

  • Бог Ято, настоящее имя которого Ябоку – относительно современный персонаж, больше известный по произведению в жанре фэнтези-манга «Бездомный бог». Это божество гибели, который был почти забыт и у которого нет своего святилища.


«Бездомный бог» Ябоку

  • Тенгу – человекоподобное существо с покрасневшим лицом, злобным выражением и большим длинным носом. Его тело отличается огромными размерами, иногда имеет крылья. Тенгу очень силен и искусен в сражениях.


Тэнгу

  • Аякаси – змей, живущий в водоемах и морях и достигающий в длину 2 километров.


Морской змей Аякаси

  • Бакэ-нэко – кошка
    оборотень, демон, способен вселяться в людей. Их отличает несколько хвостов. Поэтому многим котятам раньше купировали хвост, чтобы они не раздваивались, а после смерти хозяина кота или кошку закрывали, чтобы душа в них не вселялась.


Кошка Бакэ-нэко

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]