Ойран 花魁 и таю 太夫: как отличить куртизанок от гейш

Категория высокопоставленных куртизанок в истории Японии

Ойран

() была особой категорией высокопоставленных куртизанок в Японский история. Разделенные на несколько рангов в этой категории, ойран считались — как с социальной точки зрения, так и с точки зрения развлечения, которое они предоставляли — выше обычного проститутки, известный как
юдзё
(遊 女) (букв. «женщина удовольствия»).[1] Хотя ойран по определению также занимались проституцией, они отличались своими навыками в традиционных искусствах, занимая наивысший рейтинг ойран иметь степень выбора клиентов, которых они привлекают.[2] Термин возник в Ёсивара, то Район красных фонарей из Эдо в 1750-х годах и применяется ко всем разрядам куртизанок высокого уровня в исторической Японии.[3]

Услуги ойран были известны как эксклюзивные и дорогие, ойран обычно только развлекает высшие слои общества, получая прозвище ‘keisei’ (букв., «разрушитель замка») за их предполагаемую способность красть сердца и соответствовать остроумию людей высшего класса. Много ойран стали знаменитостями как внутри, так и за пределами квартала развлечений, и их обычно изображали в укиё-э гравюры на дереве и в кабуки театральные постановки. Ойран ожидалось, что они будут хорошо разбираться в традиционном искусстве пения, классического танца и музыки, в том числе уметь играть на кокю и кото, а также ожидалось, что они будут разговаривать с клиентами на высшем уровне и на формализованном языке.

Несмотря на то, что эта репутация считалась законодательницей мод и модницей на историческом пике своей профессии, позднее в конце 18-19 веков эта репутация была узурпирована. гейша, ставшие популярными среди классы торговцев за их упрощенные одежда, способность играть короткие современные песни, известные как коута на сямисэн, и их более модные выражения современной женственности и дружеских отношений с мужчинами,[4] которые отражали вкусы низшего класса, но чрезвычайно богатых классов купцов, составлявших большую часть их покровительства.

Популярность и количество ойран продолжала неуклонно снижаться на протяжении 19 века, прежде чем проституция была объявлен вне закона в Японии в 1957 г. Однако ойран остающийся в Киотос Шимабара округу разрешили продолжить практику культурных и исполнительских традиций искусства ойран, и были объявлены «особой разновидностью» гейш.[5] В настоящее время горстка ойран Реконструкторы, которые не занимаются проституцией в рамках своей роли в реконструкции, продолжают выступать в Киото вместе с рядом реконструкторов в других частях Японии, которые проводят реконструкцию парадов куртизанок, известных как ойран доучу.[6][7]

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Традиции 2.1 Традиционное искусство
  • 2.2 Имена
  • 2.3 Внешность
  • 2.4 Ранги
  • 3 История
      3.1 Поднимитесь к известности
  • 3.2 Отклонить
  • 3.3 Соревнование с гейшей
  • 3.4 Поздние годы (1850-1957)
  • 4 Современное ойран
      4.1 Куртизанский парад
  • 5 Смотрите также
  • 6 Примечания
  • 7 Рекомендации
  • 8 дальнейшее чтение
  • 9 внешняя ссылка
  • Традиции

    Традиционное искусство

    В сравнении с юдзё, чьей главной привлекательностью были предлагаемые ими сексуальные услуги, ойран были прежде всего артистами. Чтобы стать ойран, женщину сначала нужно было обучить ряду навыков с относительно раннего возраста, в том числе чадо (Японская чайная церемония), икебана (аранжировка цветов) и каллиграфия. Ойран также научился играть на кото, сякухати, цузуми (ручной барабан), сямисэн и кокю.[9] Ожидаемые клиенты ойран быть хорошо читающим, способным разговаривать и писать с остроумием и элегантностью, а также быть способным соответствовать их интеллекту в разговоре.[10][3]

    Имена

    В кварталах удовольствий ойранпрестиж был основан на ее красоте, характере, образовании и артистических способностях,[11] что отразилось на количестве рангов, попадающих в категорию «ойран». An ойранв отличие от гейш или обычных проституток, владелец публичного дома мог их повышать или понижать в должности и обычно унаследовал имя поколения («myōseki»

    (名 跡)) при повышении до более высокого ранга; эти имена, принадлежащие исключительно владельцу публичного дома, обычно несли престиж человека, который владел им ранее, и владельцы публичных домов обычно выбирали в наследство только тех, кто имел схожую внешность и репутацию. Myōseki были написаны в кандзи, и, как правило, были более сложными, чем имя средней женщины того времени, имея значения, взятые из поэзии, истории литературы и природы; Myōseki редко переходили из одного ойран прямо к их ученику.[12]

    ойран не считается высокопоставленным или недостаточно квалифицированным, чтобы иметь унаследованное имя, вместо этого будет использовать профессиональное имя, которое считается достаточно элегантным, чтобы быть именем куртизанки; обычно это были псевдонимы, используемые либо для защиты личности, либо для продвижения имиджа публичного дома, и, вероятно, были немного более сложными, чем имя средней женщины. Эти имена, наряду с именами обоих Камуро и Синдзо (воспитательницы и ученицы куртизанок соответственно) были написаны на хирагана.[3][13]

    Внешность

    Появление ойран заметно отличался как от гейши, так и от средней женщины, отражая вкусы и ожидания их клиентов высшего класса; расцветом их профессии в начале периода Эдо, ойран носил более восьми больших канзаши (шпильки), обычно сделанные из черепахового панциря, серебра, золота и драгоценных камней, в их больших, сложных и сильно вощеных прически; эти прически, все с разными названиями и значениями, использовались для обозначения разных рангов, сезонов и случаев.

    An ойраннаряд состоял из нескольких многослойных кимоно; крайнее кимоно обычно представляло собой одежду из атласного шелка или шелковой парчи с богатым декором, известную как учикаке, который будет иметь подол с мягкой подкладкой. Его можно было носить без пояса поверх нижнего кимоно, которое имело узорчатый узор только вдоль подола, и было пристегнуто ремнем с поясом. Оби завязаны спереди. В период Эдо это Оби стал шире и жестче, добавив веса и дискомфорта.

    Во время парада или иного походного снаряжения, ойран носил Кома гета — трехзубые деревянные сабо из павлонии высотой 20 см (7,9 дюйма). Хотя они легкие для своего размера, они не позволят ойран от чего-либо, кроме небольших медленных шагов при ходьбе; ойран таким образом войдет Кома гета со скольжением, цифра 8 («сури-аши») шаг с двумя слугами (известными как «вакаимоно») помогая ей. Ойран вообще не носил таби носки, босая ступня считалась в ее наряде элементом эротики. В общем, формальный парадный наряд, который носил ойран мог весить более 20 кг (44 фунта), часто достигая 30 кг (66 фунтов),[примечание 1] и потребуется большая помощь, чтобы надеть.

    Ранги

    Высшим званием куртизанки был таю

    (太 夫), за которым следует
    коши
    (格子).[15][16] В отличие от куртизанок более низкого статуса, таю имел достаточный авторитет, чтобы отказывать клиентам.[17] Их высокий статус также обусловил услуги таю очень дорого — а таюплата за один вечер была между часами рё и один рё, три бу, что значительно превышает ежемесячную заработную плату рабочего и сопоставимо с годовой зарплатой продавца.[18]

    Хотя многие куртизанки могли быть зарегистрированы в одном районе, очень немногие достигли таю положение дел; в путеводителе, опубликованном в 1688 году, перечислено современное количество высокопоставленных куртизанок по сравнению со всеми куртизанками, перечисленными в одной области:[19]

    • 13 таю были зарегистрированы в Шимабара из 329 зарегистрированных куртизанок
    • 7 таю были зарегистрированы в Синмачи из 983 зарегистрированных куртизанок
    • 3 таю были зарегистрированы в Осаке и Ёсивара из 2790 зарегистрированных куртизанок

    А Ёсивара в путеводителе, изданном в 1792 году, перечислены шесть сохранившихся рангов ойран, включая таю и коши, которые к моменту публикации путеводителя бездействовали, без куртизанок в этих ролях в Ёсивара, на 30 лет:[3]

    1. Таю
    2. Коси
    3. Ёбидаси Цукемавараси
    4. Санча
    5. Цукемавараси
    6. Зашикимочи

    В 1761 г. состоялся последний таю из Ёсивара на пенсии, знаменуя конец таю и коши занимает место в этом квартале удовольствий, хотя оба таю и коши продолжал работать в Киото и Осаке[3]. Слово «ойран» поэтому появился в Ёсивара как вежливое обращение к любой оставшейся женщине куртизанки.[20]

    Традиции сексуальности: гейша, юдзё, ойран, таю

    Сексуальная притягательность женщины всегда находила возможность выразится в культурных традициях и искусстве любого народа, но, пожалуй, именно в Японии это сочетание реализовалось наиболее гармонично и неким совершенно особенным образом.

    С давних времен в Стране восходящего солнца появились весьма особенные женщины по своим занятиям и социальным статусам.
    Гейша (芸者 гэйся, означает «искусница») — это образованная женщина, развлекающая своих клиентов-гостей, танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой на любую тему, одетая в кимоно, носящая традиционные макияж и причёску, которые не спят с клиентами за деньги. Но есть ещё юдзё — так называют «женщин для удовольствий». Выясним, чем они отличаются от гейш.

    Гейша — символ культурных традиций Японии.
    Гейша — символ культурных традиций Японии.

    Юдзё (遊女, дословно «женщина для удовольствий») — собирательное название японских проституток и куртизанок (но не гейш), существовавших на протяжении всей истории Японии. Юдзё не только продавали своё тело, но и развлекали клиентов традиционными искусствами.

    Ойран (花魁, сокращённое от фразы «моя старшая сестра») — один из видов проституток в Японии. Ойран являлись одними из юдзё — «женщин для удовольствия». Тем не менее ойран были отделены от юдзё в том, что, в отличие от тех, выполняли не только сексуальные функции, но также развлекали клиентов более утончёнными способами. Многие ойран были звёздами своего времени, известными далеко за пределами весёлых кварталов. Они становились законодательницами мод, их искусство танца и игры на музыкальных инструментах было описано в легендах. Поэтому культуру ойран сохраняют и сегодня.

    Таю (太夫, дословно «дафу», чиновник в Китае) — высший ранг дорогих японских проституток (к ним близки ойран). Таю получали ранг лишь при соблюдении строгих критериев известности. Он означал, что владелица обладает незаурядными талантами и блестящим образованием. Только таю имела право отказать клиенту в сексе, если он ее не устраивал.

    Как же отличить таю и ойран от гейш?

    В одежде и причёске гейш и японских высококлассных куртизанок таю и ойран существовало множество неукоснительно соблюдавшихся различий. Разберемся, как не спутать гейшу с куртизанкой.

    ОДЕЖДА Разница в костюме таю и гейш — это отражение двух изначально противоположных традиций: аристократической и купеческой. Поскольку купец ничего не создавал, то в японском обществе, идеологией которого был синтоизм, торговцы, как бы они ни были богаты, стояли ниже ремесленника и значительно ниже крестьянина. И хотя запреты на шелковые кимоно и на отделку его золотом купцы преодолели, но до двадцатого века дожила изначально купеческая традиция отделывать кимоно росписью. В это же время аристократические одежды были покрыты рисунком тканым.

    Этот момент следует выделить особо: однотонные ткани с рисунком или без — это до сих пор признак очень высокого статуса, а кимоно, покрытое росписью, изначально — удел не бедняков, но людей низкого звания, независимо от материального достатка. В связи с этим кимоно гейш, как бы ни была сейчас статусно высока их профессия, всегда будут покрыты росписью. Высокохудожественной, с отделкой золотом, но — только росписью!

    То же касается и ойран. А вот современных таю мантии могут быть вышитыми или ткаными, поскольку они связаны с аристократической традицией.

    Таю отличаются от гейш тем, что повязывают шитый золотом пояс спереди, а не сзади, как гейши.

    Узел пояса гейши завязывается сзади сложным узлом, и без посторонней помощи развязать и, тем более, завязать его невозможно. У таю пояс спереди, но не из-за того, что, как некоторые предполагают, так проще его развязывать, а из-за того, что так одевались замужние женщины, а юдзё была «женой на одну ночь».

    Пояс у таю более компактно завязан и ничем не украшается поверх. У ойран пояс чаще всего висит длинным «языком» и часто обвешан сверху шелковыми веревочками.

    Еще одно отличие таю от гейш — в более богатой одежде (сверху на кимоно надевают вышитую накидку утикакэ). Сразу под утикакэ у таю хорошо видно монотонное (чаще всего алое, но бывает и других цветов) кимоно с расшитым воротником. У ойран кимоно расписано и расшито любыми цветами (это не относится к нижнему кимоно — джюбану, которое у всех них ярко-алое).

    ПРИЧЕСКА Причёски таю соответствуют причёскам майко, но у таю они сильнее украшены. В частности, в передний пучок причёски вкалывается восемь кандзаси-шпилек. В причёске таю три гребня, а у гейш — лишь один. В прическах ойран больше черепаховых шпилек, которые торчат со всех сторон, особенно много сзади и вертикально поставленных. У таю львиную долю композиции на голове занимает широченный гребень в цветочках и так называемые «бира-канзаши» — шпильки с длинными висюльками.

    МАКИЯЖ Таю, как и гейши, белят лицо, а также чернят зубы. На шее сзади таю традиционно имеет три незакрашенных полоски в побелке. У ойран таких полосок либо две, либо вообще монотонно замазано под самую линию волос. Это, кстати, наглядный показатель, что статус таю выше, чем ойран. Интересно, что у гейш полосок три, когда они в праздничном макияже, а обычно это две короткие полоски.

    ОБУВЬ Обувь таю и ойран — очень высокие деревянные сандалии гэта с тремя «ножками», называемые самбонъаси. Они надеваются на босу ногу. Гейши же носят таби с носочками.

    Почему таю босоноги, они объясняют так: «Мы таким образом проявляем уважение к клиенту. Таю — это очень высокий ранг и клиенты, особенно новички, теряются при виде таю.

    Поэтому как бы ни был великолепен костюм, таю всегда босиком, чтобы таким образом поставить себя чуть ниже перед клиентом».

    Невозможно не заметить, как культура японских куртизанок, возникнув из столь низменной области, как продажный секс, поднялась до подлинной эстетики и создала такой изысканный и рафинированный аспект японской традиции, как мир гейш, и еще более утонченную культуру таю.

    История

    Картинка ойран в 1917 г.

    Поднимитесь к известности

    Профессия ойран возник в начале Период Эдо (1600–1868), после введения законов, ограничивающих публичные дома ограниченными кварталами развлечений, известными как Юкаку

    (遊 廓 / 遊 郭, лит., «детская площадка») примерно в 1600, иногда ограничивая публичные дома буквально замурованными в районах.[4]:59 Эти кварталы часто располагались на некотором расстоянии от центра присоединенного города или города, и юридический статус и расположение этих районов несколько раз менялись на протяжении последующих столетий; иногда некоторые из них закрывались, а их жителей отправляли жить или работать в другой, более крупный квартал красных фонарей.

    Три района, наиболее известные исторически, были Шимабара в Киото (где также жили гейши до 1970-х годов),[21]Синмачи в Осака и Ёсивара в Эдо (сегодня Токио). Со временем эти районы быстро выросли в большие и автономные районы, содержащие множество различных форм развлечений, помимо проституции, включая выступления и фестивали. Гейши, чья профессия возникла в конце 18 века, также иногда работали в этих районах, поскольку в разное время издавались указы, запрещавшие им работать за пределами официально обозначенных зон красных фонарей.

    Отклонить

    Из-за своей изоляции и невозможности покинуть увеселительные районы.[4]:59, ойран становились все более традиционными, устаревшими и ритуализированными, все дальше и дальше отдаляясь от популярного общества и ограничиваясь своими строгими правилами этикета, поведения и речи. Это, в сочетании с их относительной финансовой недоступностью для большинства людей, создало вакуум развлечений для восходящих классы торговцев, чье относительно высокое богатство и относительно низкий социальный статус не позволяли им нанимать ойран,[2]:18 это привело к решению опекать гораздо более доступных и менее дорогих гейш.

    Через некоторое время, ойран также потеряли свой статус знаменитости в обществе и отчасти стали восприниматься не столько как высококультурные куртизанки, отражающие формальные, высококлассные стандарты речи и внешнего вида, так и в большей степени как женщины в клетке, неспособные покинуть районы развлечений и прикованные цепями к долгам, которые они задолжали в их публичный дом.[22] Сохранение внешнего вида ойран также не отразили изменения в моде — по мере того, как профессия гейши развивалась и становилась все более популярной, власти стремились подавить богатые и богатые вкусы купцов, что привело к ряду указов, которые изменили популярную эстетику и привела к появлению сдержанной и культурной эстетики, такой как iki, который ойран категорически не отражал и не напоминал.

    Точно так же развлечение, которое ойран предлагаемые в основном остались неизменными по сравнению с предыдущими поколениями куртизанок. Хотя ойран играл сямисэн, они не играли популярные и современные мелодии, написанные для нее, а вместо этого придерживались более длинных баллад, таких как нагаута, имевшего изысканное, но сдержанное лирическое содержание.[4]:59,259 Это было в отличие от коута (букв. «короткие песни») излюбленные песни гейш, лирическое содержание которых часто было искренним и искренним.[23]

    Соревнование с гейшей

    В те годы, когда ойран пришла в упадок, родилась профессия гейши, которая становилась все более сильной, частично, если не большей частью, способствовав этому упадку.

    Официально гейши считались развлечением относительно низшего класса, и как таковые не пользовались покровительством высших классов, которые официально должны были покровительствовать. ойран вместо; однако в период Эдо гейши стали олицетворять вкусы купеческого сословия, чей низкий социальный статус и высокая финансовая свобода освобождали их от социальных обязательств по поддержанию статуса самурайской семьи, которому обычно были обязаны мужчины из высших слоев общества. .

    По мере того, как классы купцов на протяжении всего периода Эдо росли в богатстве и расточительности, они стали основным источником дохода для гейш, которые представляли социальную и финансовую доступность таким образом, что ойран не. Гейши были дешевы в покровительстве, с ними можно было неформально разговаривать, требовалось несколько представлений, прежде чем развлекать клиента, и они играли и пели самые популярные песни того времени. Посредством различных указов о одежде, направленных на контроль над торговыми классами и, таким образом, на сохранение внешнего вида и социального статуса высших классов, экстравагантные или очевидные проявления богатства были объявлены вне закона и загнаны в подполье, в результате чего эстетика, такая как iki в популярность, которую гейши стали одновременно представлять и защищать.

    Хотя гейши также работали в развлекательных кварталах, ойран действительно — временами запрещалось работать вне их, — по мере развития профессии были приняты законы о разделении этих двух профессий. Со временем это, по иронии судьбы, привело к преувеличению и обострению различий между гейшами и ойран, повышая популярность первых и приводя к окончательному уничтожению вторых. Гейшам было запрещено одеваться изысканно, в манере ойран, и им не разрешали спать со своими клиентами. Гейши были зарегистрированы в отдельном ЗАГСе, и если ойран Обвинив гейшу в краже клиента, она будет полностью расследована, и в случае признания ее виновной ей могут запретить работать.[4]:59

    Хотя гейши и ойран были, по крайней мере, частично связаны с их домами, гейши не считались тем же физическим имуществом, что ойран считались их работодателями. Хотя ойран не могли покинуть свои помещения для увеселений и могли быть, если не на самом высоком уровне, вынуждены развлекать тех клиентов, которых требовал от нее глава ее публичного дома, гейше было разрешено как покинуть свои дома, так и выбрать, каких посетителей она хотела бы развлечь, к появлению пословиц, сравнивающих лояльность ойран с квадратными яйцами, суть в том, что ничего не существовало.[4] Хотя многие гейши влезли в долги или имели хоть какие-то долги перед своими окия, немногие оказались в той же ситуации финансового господства и собственности, что и ойран были почти полностью связаны.[4]:68

    Поздние годы (1850-1957)

    К концу периода Эдо ойран Популярность гейш продолжала падать по мере роста числа и привлекательности гейш. К началу Период Мэйдзиофициальное отношение к легализованной проституции в Японии изменилось в связи с увеличением международного присутствия страны. К концу 19 века гейши заменили ойран в качестве развлечения и компаньона для самых богатых в японском обществе, с центральной привлекательностью ойран все больше отдаляясь от повседневной жизни.

    Ойран продолжали видеть клиентов в старых кварталах удовольствий, но уже не были в авангарде моды, и в течение многих лет Вторая Мировая Война, когда любое проявление роскоши подвергалось жесткому преследованию, культура, окружающая ойран пострадали еще больше, получив последний удар в 1957 г. Закон о предотвращении проституции

    — через какое-то время профессия куртизанки, как раньше, секс-услуги и все такое, стала незаконной.

    В чем разница между тайю, гейшами, ойран и юдзё?~♡

    遊女 ю:дзё или асобимэ «женщина для удовольствий», другими словами проститутка.

    Обратимся к истории, чтобы понять, как появилась данная профессия.

    Впервые бордель в Японии был организован в 1193 году для того, чтобы предотвратить дезертирство среди солдат. В основном подобная деятельность осуществлялась в чайных домиках и банях.

    Во время династии Токугава Сёдзи Дзинъэмон предложил отделить интимную жизнь японцев и вынести ее в особый квартал. Эта идея была осуществлена в 1617 году, тогда был открыт первый «весёлый квартал» Ёсивара. Это название так сильно укоренилось, что впоследствии стало нарицательным (это слово ассоциировалось со всеми «весёлыми кварталами» в Японии). Квартал был хорошо защищен, а также окружен рвом и высокой стеной с воротами, так что убежать было почти невозможно. Девушки могли покидать пределы квартала, но только с сопровождением полицейского.

    Примерно в то же время куртизанки получили лицензию, и их стали официально называть юдзё, а также была сформирована иерархия на вершине которой оказались тайю и ойран. Девушек можно было легко узнать среди обычного населения: они ходили только в специальной обуви на огромной платформе и обувались на босую ногу. В Японии ступня считается очень эротичным местом. Почему? Дело в том, что кимоно полностью закрывает ноги девушек, и видно только ступни. Именно поэтому мужчины стали по-особенному относится к ним. Было еще одно внешнее отличие — юдзё завязывали пояс оби спереди (для того, чтобы его было легче снять), в то время как обычная японка всегда завязывала его сзади.

    В «весёлых кварталах» были введены различные правила. Одно из них: девушка должна давать полное согласие на интимную связь. Если же она отвергает того, кто её выбрал, то мужчина должен найти себе другую девушку. Обычно японец заводил себе одну юдзё и ходил к ней регулярно. Конечно, не обходилось и без чувств: некоторые влюблялись по уши в «своих» девушек. Выход был один — выкупить юдзё. Но стоило это очень дорого. Поэтому практиковались различные виды любовных клятв, знаков и договоров — татуировки, вышивки на одежде и даже взаимное отрубание мизинцев. Периодически происходили двойные самоубийства (синдзю) — считалось, что люди, соединившиеся в смерти, соединятся и в следующем перерождении.

    Как же можно было попасть на работу в «весёлые кварталы»? Очень просто! Существовало два способа это сделать: либо детей продавали родители, и они там воспитывались с раннего детства (официально в Японии была запрещена работорговля, поэтому заключались договоры между родителями, но выкупиться девушке было очень сложно, так как все её доходы уходили на обеспечение себя), либо же девушку ловили за этой деятельностью в тех же чайных домиках или банях. Тогда её автоматически отвозили в квартал (в 1617 году выпущен приказ, запрещающий проституцию вне кварталов).

    Как уже говорилось ранее, элитным классом считались 太夫 тайю или 花魁 ойран. Тайю и ойран выполняли примерно одни и те же функции, только жили в разных городах: тайю – в Киото, а ойран – в Эдо. Они как бы были разновидностью юдзё, но всё же не только ублажали клиента в сексуальном плане, а ещё и развлекали его другими способами. Они прекрасно разбирались в искусстве икэбана, умели танцевать, петь и обладали изысканными манерами. Эти девушки не работали внутри весёлых кварталов — они выступали только на каких-либо мероприятиях. Чтобы получить их, нужно было заранее договориться об этом с наставницей. Жили они на территории кварталов, только не как простые юдзё — им предоставляли двухкомнатные апартаменты, а также личных служанок. Стоит отметить, что подчас тайю и ойран считались выше по рангу, чем гейши, несмотря на то, что не исключали возможности провести ночь с мужчиной. Но их сексуальные услуги стоили очень дорого, в отличии от юдзё. И часто связь случалась не после первой встречи.

    Рассмотрим некоторые внешние особенности тайю и ойран:

    Я уже говорила о том, что юдзё завязывали пояс спереди. Так делали тайю и ойран, только совсем из других соображений — тем самым они подчеркивали свою артистичность. Но тайю завязывали пояс в форме сердца. А у ойран он свисает свободней, чем у тайю. Все девушки этой профессии выбеливали себе лицо, а ойран еще чернили зубы. Обувь тайю — очень высокие гэта с тремя зубцами, у ойран они могли быть еще выше и часто с соломенной стелькой. Они также носили обувь на голую ногу даже зимой. Если мы сравним прически, то заметим, что тайю и ойран могли носить только четыре шпильки с длинными подвесками и три гребня, а также 髪挿しкандзаси. Но у тайю прическа всегда была сложней, чем у ойран. В кимоно тайю обязательно должен был присутствовать золотой цвет.


    Ойран


    Тайю

    Стоит уделить внимание и 芸者 гэйся гейшам. Наверное, уже всем известно, что гейши предназначались для того, чтобы обслуживать своего клиента, но никак не для сексуальных отношений. В этом они и отличаются от тайю и ойран.

    Но есть ли у них сходства?

    Безусловно! Так же как тайю и ойран, гейши умели превосходно танцевать, музицировать и обладали превосходными манерами. Они могли поддержать любой разговор. Их главная цель — заинтересовать мужчину, сделать так, чтобы ему было комфортно в данной обстановке. Неверно думать, что на мероприятии гейша становилась слугой мужчин. На самом деле к ним тоже проявляли заботу и уважение. Например, когда гейша наливала мужчине алкоголь в рюмку, мужчина должен был наполнить бокал ей в ответ.

    Существуют и внешние различия. Например, гейши все-таки завязывали пояс оби сзади и при помощи 男衆 отокоси (люди, которые помогали завязывать пояс). Помимо этого гейшу можно было отличить по прическе: они носили только простой гребень и небольшую шпильку. Также они носят носки таби, что не могли делать тайю и ойран.

    Подъем гейш подвел к завершению эпоху ойран. Гейши веселили своих клиентов близкими для народа в то время способами, да и попасть к ним было намного проще. Так популярность тайю упала, а последняя представительница этой профессии была зарегистрирована в 1761 году. Ойран просуществовали до начала индустриализации Японии, то есть до конца XIX века.

    Сейчас тайю можно увидеть лишь в чайном домике 輪違屋 Ватигайя в Симабарэ, где они выполняют такие же функции, как и гейши, то есть не предоставляют сексуальных услуг. А ойран исчезли навсегда. Но зато в Японии проводится «Парад ойран». Множество японок горят желанием поучаствовать в фестивале в роли самой ойран или её слуги.

    Современное ойран

    An ойран на параде в отличительной обуви на высокой платформе
    Таю продолжать развлекать так же, как гейши, но больше не предлагать секс как часть этого развлечения. Их меньше пяти таю — по сравнению с тремя сотнями гейш — оставшимися в современном Киото. Последний оставшийся таю дом расположен в Шимабара, который утратил официальный статус Ханамачи в конце 20 века.[24] Однако некоторые до сих пор признают Шимабара как «цветочный город», с количеством и деятельностью таю медленно растет. Несколько оставшихся женщин, все еще практикующих искусство таюбез сексуального аспекта, делают это как сохранение культурного наследия, а не как профессию или образ жизни.[25]

    Куртизанский парад

    В Бунсуи Сакура Мацури Ойран Дочу это ежегодное мероприятие, которое проводится каждый апрель в Бунсуи, Ниигата Префектура (ныне часть г. Цубаме). Парад, который проводится весной, исторически воспроизводит прогулку, которую лучшие куртизанки совершают по своему району в честь своих гостей. В современном параде представлены три ойран в полном традиционном облачении с примерно 70 слугами. В ойран, кого зовут Синано, Сакура, и Бунсуи ходить с характерной медленной походкой ношения Кома гета. Из-за популярности мероприятия в Японии организаторы часто завалены заявками на участие в параде в качестве одного из трех. ойран или как слуга. Дочу это сокращенная форма ойран-дочу, он также известен как Парад мечты Этиго (Echigo no yume-dochu).

    В Ōsu Фестиваль уличных артистов — мероприятие, проводимое вокруг Осу Каннон Храм в Нагоя ежегодно примерно в начале октября. Изюминкой этого двухдневного фестиваля является медленное шествие ойран сквозь Осу Каннон торговый пассаж. Тысячи зрителей в эти дни толпятся на торговых улицах, чтобы подобраться достаточно близко, чтобы сфотографировать ойран и их свита из мужчин-телохранителей и свита учеников (молодые женщины в характерном красном кимоно, с белым раскрашенным лицом и распущенными длинными черными волосами, напоминающими о Синтоизм жрицы).

    An Ойран Дочу парад проходит в Минамисинагава район рядом Аомоно-Йокочо, Синагава каждый сентябрь.[26]

    МИР ЯПОНИИ. Гейша. Женщина-цветок.

    Гейши – очень непростая тема. Европейцы, не разобравшись толком, что и как, все валят в кучу, путают гейш, таю, ойран, дзёро и пишут про гейш всякие небылицы — либо красивые сказки, либо, наоборот, всяческие ужасы. Как написал Редьярд Киплинг: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и им не сойтись никогда.» (с)
    Бывшая гейша Mineko Iwasaki, самая высокооплачиваемая гейша всех времён, разнесла в пух и прах бестселлер Артура Голдена «Memoirs of a Geisha», считая, что он абсолютно исказил действительность. Она возмущена тем, что Голден написал, будто бы «Iwasaki sold her virginity for $ 720000 as part of her mizuage»(с) — продала свою девственность, как часть обряда мидзуаге за сумму 720 000 долларов. PS. что такое мидзуаге – чуть дальше. есть такой обряд. В 2002 году Минеко Исаваки опубликовала свою собственную книгу «Geisha, A Life.», в которой пишет, что гейши «одни из самых финансово успешных и влиятельных женщин в Японии, и традиционно это всегда было так!», поэтому им нет нужды продавать себя. Интервью с Mineko Iwasaki на англ. яз.
    здесь
    «Жена – для дома, проститутка – для секса, гейша – для души» (японская поговорка)

    Слово гейша состоит из двух слогов: «гэй» — искусство, «ся» — человек, дословно «человек искусства», «человек, обладающий мастерством». Правильно произносится «гэйся». Большинство европейцев не понимает, что гейша предназначена вовсе не для чувственных наслаждений, а чтобы мужчина рядом с нею почувствовал свою исключительность. Европейцы не только исковеркали название профессии, произнося как гейша, но и исказили смысл, употребляя в значении проститутка. Это произошло еще во время Второй мировой, когда некоторые японские женщины отдавались от нужды американским солдатам, называя себя гейшами, чтобы вызвать к себе интерес и получить больше денег. Так что виноваты обе стороны.

    Европейцы часто путают гейш с таю и ойран. Таю (в Киото) и ойран (в Токио) — это проститутки самого высокого класса. Они так же образованы и искусны в мастерстве, как и гейши, а в некоторых видах искусств даже превосходят их. Как и гейши, они обучались у лучших учителей каллиграфии, музыки и танцев. Но в отличие от гейш, оказывали сексуальные услуги на самом высоком уровне, оставляя за собой право самим выбирать мужчин. Самые высококлассные проявляли благосклонность не сразу, а только после нескольких встреч.

    Чтобы подчеркнуть свою неприступность и высокую цену таю и ойран мастерили сложные причёски, с десятками шпилек и дорогих украшений, на кимоно надевали учикаке* (парадная накидка, мантия, для самых богатых, знатных и состоятельных дам, что-то вроде статусной верхней одежды. Края рукавов достают почти до пола или много ниже колен. В настоящее время используется как свадебный наряд невесты). Ранг можно было различать по манере завязывать пояс. У гейш пояс завязывается сзади. У проституток низших рангов пояс завязывается спереди простым узлом. У таю и ойран – спереди, сложным узлом в форме сердца. Есть ошибочное мнение, что таю и ойран завязывали пояс спереди, чтобы было проще развязать. Это не так. Они относятся к высшему сословию, иногда много выше гейш, и завязанный впереди пояс подчеркивает, что им не подобает заниматься какой бы то ни было работой. Воротник кимоно у таю всегда немного отогнут справа, показывая волнующую красную изнанку. Как и гейши, они выбеливают лицо, а таю чернят зубы по старинной японской традиции. Таю выдаёт обилие ёситё (раздвоенных плоских шпилек) и обязательное наличие золотого цвета в накидке учикакэ. В причёске они носят с четырёх сторон по коралловой подвеске, на каждую из которых прикреплено по монетке или золотому украшению. Обувь — высокие чёрные сандалии с тремя каблуками самбонъаси, вынуждающая ходить очень мелкими шажками. PS Многие таю и ойран были статусом куда выше гейш. Некоторым удавалось сделать головокружительную карьеру. Но! В 1957 проституция в Японии была официально запрещена! Таю перешли в искусство гейко. Ойран исчезли навсегда. Остались только гейши.

    На этом старинном листе фото самых знаменитых гейш Токио рубежа 18-19 веков.


    Kawakami Sadayakko (1871-1946) На фото она во втором ряду крайняя справа.

    Гейши появились в Японии, как уникальная культурная традиция, феномен, не имеющий в мире аналогов. Гейши предназначались для утонченного развлечения гостей высокого ранга интересной беседой, музыкой и танцем и им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги. Гонорар, получаемый гейшей, назывался «цветочные деньги»: королеве чайных церемоний полагались деньги, потраченные на покупку ароматизированных палочек, сожженных за время пребывания гостя в чайном домике. В то время, когда японкам было отведено лишь два места в жизни — домашний очаг или публичный дом, гейши проложили путь в прекрасный «мир цветов и ив» и смогли занять высокое место на социальной лестнице. Они не только получили право зарабатывать огромные деньги, но и заслужили почёт, уважение и восхищение всего мира в попытке уровнять женщину и мужчину в стране, где инь и янь равноправны только на картинке.

    Основными центрами развития культуры гейш в 17 веке были Эдо, Киото и Осака. Первоначально гейшами были мужчины, актеры театра Кабуки и артисты квартала Ёсивары в Эдо, их называли «хокэн» — шуты. Самураи, находившие общение с женщинами недостойным, предпочитали вести интеллектуальную беседу за чашечкой сакэ с представителями своего же пола. И только в 18 веке появились гейши-женщины, постепенно вытеснившие гейш-мужчин. Самураям понравилось наблюдать плавные танцы белоснежных мотыльков в исполнении изящных грациозных красавиц, и их стали все чаще приглашать на чайные церемонии. Первые гейши-женщины происходили от геико, которые пели, музицировали и позировали для эротических гравюр. В 19 веке наступила эра расцвета гейш. Их стали приглашать хозяйками вечеров, чтобы развлекать мужчин, вести непринужденную беседу, услаждать слух пением и музыкой.


    Фотографии начала 20 века.

    Гейш специально обучали правилам поведения, искусству пения и игры на музыкальных инструментах, умению правильно выбирать и носить кимоно, наносить макияж, традиционным танцам, каллиграфии и живописи, искусству ведения чайной церемонии и искусству икебаны. Всестороннее образование позволяло им на равных участвовать в беседах с мужчинами. Особое внимание уделялось мастерству вести непринужденный разговор, естественному обращению и умению польстить мужскому самолюбию, что никогда не могли позволить себе женщины других социальных слоев в силу традиций, делавших японскую женщину зажатой и скованной.

    Для европейского мужчины странно услышать сравнение себя «с хризантемой на склонах Фудзиямы», а вот уважающие себя богатые японцы очень ценят такое обращение и готовы за это платить. Традиции, древнейшие заповеди и изучаемые искусства сохраняются неизменными по сей день. В Киото существует школа, где будущих гейш с семи-восьми лет обучают технике традиционных танцев театра Но и Кабуки, учат играть на сямисэне — трехструнном инструменте с длинным грифом, на небольшом барабане цуцуми и японской флейте, работают над особым видом горлового пения, изучают специфику чайной церемонии и киотского диалекта. Начинающих гейш называют «майко» (ученица). В этот период девочки проводит за уроками по 12 часов в день.


    Фотографии начала 20 века. Девочки майко за занятиями и во время отдыха.

    Чтобы привести себя в порядок, сделать прическу и надеть кимоно, гейша тратит ежедневно 4-5 часов. Настоящее кимоно не кроят и не шьют. Это цельный кусок ткани, который оборачивают вокруг тела и закрепляют несколькими поясами.

    Фотография начала 20 века. Две гейши складывают кимоно.

    Стоимость кимоно не имеет верхней планки. Недорогое кимоно можно приобрести за 100-200 $, среднее за 3000-5000 $, кимоно экстра-класса может стоить 50-100 тыс. долларов. Верхней границы нет! Цена зависит от техники окрашивания ткани, вышивки, качества шелка, новое или винтажное, массовое или сделанное на заказ, для какой цели предназначено… А если еще учесть стоимость пояса, наряд может стоить целое состояние.


    Современное кимоно. Ручная работа, вышивка и аппликации золотом. Ориентировочная стоимость 50 000 $. Кликабельно в большем размере.

    Когда макияж и прическа готовы, остается только завернуться в кимоно, затянуться длинным ярким поясом и надеть деревянные туфли с кожаными ремешками — окобо, на которых гейши не ходят, а семенят, потому как центр тяжести в окобо раположен на пятках. Если гейша упадет, ей вряд удастся подняться самой — узкое и тяжелое кимоно не позволит. Ходить в кимоно следует со слегка приподнятыми и согнутыми в локтях руками, иначе длинные рукава будут волочиться по земле. Семеня под лакированным зонтиком, гейша представляет себя «волной, разбивающейся о песчаный берег».

    Гейша покрывает лицо белой пастой, позволяющей губам выглядеть более ярко. Сначала лицо смазывается кремом, затем в кожу лица, шеи и груди втирается кусочек воска, разогретый между подушечками пальцев, а затем уже кисточкой наносится мелообразная паста, делающая кожу фарфорово-белой (в синтоизме белый цвет означает чистоту). В начале прошлого века гейши пользовались пудрой «китайская глина», приготовленной на основе свинца. Отмыть лицо было очень сложно, кожа быстро портилась и покрывалась морщинами. Теперь в Японии делают специальную косметику для гейш, которая вреда коже не наносит, но смывать и наносить ее все равно трудно. В завершение на щеки кладут яркие румяна под цвет кимоно, на безжалостно замазанные губы — алые лепестки нового рта. Гейши, достигшие тридцати лет, белят лицо только на особенно важные церемонии. Молодые гейши первые несколько лет наносят полный макияж.

    Гейша носит прическу, которая даже опытному мастеру стоит долгих часов работы. Укладывать волосы гейшам и ранее, и теперь, доверяют только профессионалам. Раз в неделю на это выделяется не менее 300 долларов, чтобы волосы смазали воском и уложили в замысловатую прическу со множеством торчащих из нее заколок и палочек. С таким произведением искусства гейши спят, подкладывая под шею жесткий валик, такамакуру. За все эти неудобства молодые гейши свою прическу тихо ненавидели. Современные гейши все это упразднили и носят парики с классической высокой прической.

    Гейша ходит мелкими шажками, беззвучно скользя в своих деревянных сандалиях изящными плавными замедленными движениями Миниатюрная и необыкновенно грациозная, гейша символизирует женскую чувственность. Ее обнаженное тело под кимоно, открывающим лишь верхнюю часть спины, умело удерживаемое несколькими поясами, словно цветок, ждущий своего ценителя (верхняя часть спины, шея и запястья для японцев наиболее сексуальные части тела). Высокая прическа, белое лицо, ярко красные губы, глаза, подведенные к вискам черным и красным — то ли кукла, то ли женщина…

    Для японца быть приглашенным на вечер с гейшей — большая честь. Иногда японские компании устраивают для иностранцев традиционный ужин с гейшами. Девушки оказывают гостям тысячи знаков внимания, но на этом — все. Даже прикасаться к ним нельзя. В середине ужина они устраиваются на миниатюрной сцене, где играют на национальном трехструнном музыкальном инструменте, танцуют, читают стихи. Ближе к концу вечера подсаживаются к гостям с бамбуковыми палочками или кусочками бумаги, из которых мастерят различные фигурки — надо отгадать их значение. Впрочем, нужно быть японцем, чтобы оценить факт приглашения в общество гейш. Значение имеют не деньги, а рекомендации. Визит к гейшам — своеобразный билет в закрытый элитарный мужской клуб.

    Сегодня настоящих гейш становится всё меньше и меньше. Гейша как профессия и как образ жизни постепенно изживает себя. В начале прошлого века гейш было около 80 тысяч, в конце – около 10 тысяч, сейчас их не более тысячи, сотня из которых проживает в Киото. Это объясняется конкуренцией с псевдо гейшами, развлекающими мужчин в ресторанах и барах. Это также дорого, и нередко клиент получает астрономический счет, но все же не такой как за вечер с гейшей. В счет входит угощение девушки дорогой едой и напитками, в то время как настоящая гейша никогда не позволит себе принимать пищу и спиртное во время представления, это считается дурным тоном. К тому же, если гейша выходит замуж, она уже не может считаться гейшей.


    На этих двух фото, даже не представляю, чем они заняты…

    Японцы хорошо понимают, кто такие гейши, но 99% японцев никогда не встречались с ними. Слишком дорого. Танцы, пение, музицирование и беседа с гейшей сейчас стоят до 15 000 долларов за вечер. Пара часов в обществе высококлассной гейши в изысканной обстановке чайного домика, остающейся неизменной вот уже три века, это примерно четверть годовой зарплаты среднего служащего. Престижность такого времяпрепровождения очень высока. Только богатые и знатные мужчины, высокопоставленные чиновники и крупные бизнесмены могут позволить себе встречаться с гейшей или открыто содержать гейшу и становиться ее данном (покровителем). А личная цель всякой уважающей себя гейши найти данна побогаче, который будет оплачивать ей все, начиная от кимоно, которые стоят целое состояние до всяких драгоценных безделушек в прическу. При этом данна имеет больше обязанностей, чем привилегий. Если случаются дети, то мальчики вольны распоряжаться своей жизнью как захотят, а девочки по традиции должны повторить судьбу своей матери. Гейши иногда меняют своих данн. Но это плохо. Сверхдорогие, избранные гейши не портят свою репутацию сменой данн — чем меньше, тем лучше.

    Главный секрет гейш — гармония. Гармонией жестов, голоса и пространства. Гейша — идеальная женщина в идеальной обстановке, податливая, предупредительная, изобретательная, непревзойденная в искусстве возвысить мужчину. С проституткой мужчина чувствует себя самцом, с гейшей — самураем.

    В 1989 году токийская гейша Мицуко Накамиси поведала прессе, что премьер-министр Со-сукэ Уно, ее данна, плохо с ней обращался и был скуп! В результате скандала почтенному политику пришлось уйти в отставку. Не из-за того, что имел любовницу-гейшу. А из-за того, что мало ей платил и плохо с ней обращался! Гейш в Японии принято уважать. _______________

    Теперь о том, что такое Мидзуагэ.

    Мидзуагэ 水揚げ — обряд взросления юдзё (юдзе — это все, кто профессионально торгует телом, дословно «проститутка»), сопровождавшийся выставлением девственности на продажу. «Мидзу» означает «вода», «агэ»— «подниматься», дословно «поднимающаяся вода». Происхождение слова идет от рыбацкого жаргона «первый улов рыбы», или как метафора антологии, где девственниц называли «ещё не спущенной на воду лодкой». Существуют источники, утверждающие, что девственности с обрядом мидзуагэ лишались и некоторые гейши. Гейши НЕ продавали девственность, потому как им законодательно было запрещено вступать в контакт с мужчинами за деньги. Но, возможно, такое случаи были… кто знает… Закон иногда нарушают. Не от хорошей жизни…

    Обряд Мидзуагэ происходил примерно в 11-15 лет. Девственность продавалась самым состоятельным клиентам ханамати за огромные деньги. Претендентам рассылали рисовый торт экубо с небольшой впадинкой красного цвета в центре, а потом происходил торг, как на аукционе: кто даст больше, тому и девственница. Чем больше платил мужчина за то, чтобы «сорвать цветок невинности», тем выше были шансы майко стать востребованной и высокооплачиваемой юдзе. Это был ее стартовый капитал для карьеры, часть денег откладывалась на проведение церемонии эрикаэ — перехода из майко во взрослую жизнь. Перед мидзуаге девушке делают эротичную прическу момоварэ «разделенный персик». Челка зачесывается назад, волосы связываются на макушке узлом. Узел обвязывается лентой из красного шелка и, когда юная красавица поворачивается к мужчине своим «разделенным персиком» с алым пятном внутри…

    Девочек майко тщательно готовили к мидзуаге, очень поэтично описывая половой акт: у мужчин живет неспокойный угорь, который всю жизнь пытается найти себе пещеру. Найдя пещеру, он какое-то время ее осваивает, а понравившуюся помечает. Особенно мужчинам нравится посещать пещеры, в которых до них еще никто не бывал. Пройдя мизуаге, девушка носила новую прическу с шелковой лентой, приколотой к основанию пучка на затылке, меняла красный воротничок кимоно на белый и получала право не только разливать сакэ или чай, но и новое имя, обязанность всегда выглядеть подобающим образом и право на благосклонность данна. PS В современной Японии стать майко можно только с 18 лет и процедура мидзуаге, конечно, не проводится. Ритуал взросления отмечается только сменой прически и похож на церемонию совершеннолетия.

    А посему… все, что сочиняют европейцы о мастерстве гейш в сексуальных играх, к гейшам никакого отношения не имеет. Это все относится к таю и ойран. О них как-нибудь в следующий раз… Читать полностью: https://yablor.ru/blogs/geysha-jenschina-cvetok/1581674geniavegas

    В современном мире услуги гейши весьма популярны и необходимы. Присутствие красивой образованной девушки всегда украшает любой приём. Может быть, именно на примере японских гейш сейчас существуют эскорт услуги, заказать которые можно даже через интернет. © imago «Каждая гейша похожа на цветок. Она по своему красива и, как ива, грациозна, сильна и гибка». Артур Голден. «Мемуары гейши».

    Примечания

    1. В этой ссылке показана компания Shochiku Costume Company и их современная репродукция костюма для роли Агэмаки
      , куртизанка в спектакле
      Сукероку
      . Хотя костюмы кабуки преувеличены, костюмы, используемые для куртизанок, очень похожи на те, которые использовались ойраном в то время (период Эдо), что делает используемые методы, украшения и ткани очень похожими, если не полностью, и надежными в качестве ресурса для того, что ойран на самом деле носил.[14]

    Рекомендации

    1. «Ойран». Киотский проект
      . Получено 30 марта 2021.
    2. ^ аб
      Кимино, Ринко; Итикава, Сомегоро (2016).
      Фотографический калейдоскоп Кабуки
      (1-е изд.). Токио: Шогакукан. п. 18. ISBN 978-4-09-310843-0 .
    3. ^ абcdе
      «Об именах японских куртизанок».
      issendai.com
      . Иссендай. В архиве из оригинала 12 июля 2021 г.. Получено 14 июля 2021.
    4. ^ абcdежграмм
      Долби, Лиза (1983).
      Гейша
      (3-е изд.). Лондон: Random House Vintage. п.. ISBN 0-09-928638-6 .
    5. Долби, Лиза. «ньюгейша таю». lizadalby.com
      . Лиза Долби. В архиве из оригинала 15 ноября 2021 г.. Получено 15 ноября 2021.
    6. ShinoStore (22 февраля 2015 г.). «OIRAN 花魁 — Японская лампа (020L)». Получено 2018-08-13.
    7. ktodoma (20.11.2016). «Ойран 花魁 в Нью-Йорке». Получено 2018-08-13.
    8. 2006-1-27, 藤田 真 一, 京都 ・ 角 屋 の 文化 — 学問 の 手 伝 え る こ と — В архиве 2011-03-21 на Wayback Machine, Кансайский университет. Цитата: 「花魁 は 、 江 戸 吉 原 に か い ま せ ん。 吉 当初 は 太 夫 が い た す が 、 揚 屋 が に花魁 な の で す。 で す ら 、 江 戸 吉 原 用 の の で す。 」
    9. Сигле 1993, с. 123, 202.
    10. Хикки 1998, п. 28.
    11. Хикки 1998С. 26-27.
    12. «Камуро». issendai.com
      . Иссендай. В архиве из оригинала 12 июля 2021 г.. Получено 14 июля 2021.
    13. «Имена японских проституток более низкого ранга». issendai.com
      . Иссендай. В архиве из оригинала 12 июля 2021 г.. Получено 14 июля 2021.
    14. «Кабуки КООЛ» (YouTube видео). youtube.com
      . NHK World. Получено 9 января 2021. (25:33)
    15. Ранняя современная японская литература: антология, 1600-1900 гг.
      . Издательство Колумбийского университета, 2008.
    16. Жизнь влюбчивой женщины
      . Тейлор и Фрэнсис. Комментарий «ПРИЛОЖЕНИЕ III. ИЕРАРХИЯ Куртезанцев» с. 286.
    17. Сигле 1993, п. 87.
    18. Рю 2008, п. 69.
    19. Путеводитель по кварталам земли
      (Shokoku irozato annai), 1688
    20. Суинтон 1995, п. 37.
    21. Долби, Лиза. «Примечания, отсылки и ссылки, перечисленные здесь, относятся к новому предисловию« Гейша в 21 веке »в 25-летнем выпуске GEISHA». Лиза Долби
      . lizadalby.com. Получено 9 января 2021. Примечание 12
    22. Эйхман, Шон. «Язык в щеке: эротическое искусство Японии XIX века» (Интернет-музейная выставка). honolulumuseum.org
      . Художественный музей Гонолулу. Получено 30 мая 2021. Хотя о точных причинах [упадка] восприятия общественностью Ёсивара [района публичных домов Эдо] в 19 веке можно только предполагать, спад был столь же стремительным, сколь и неоспоримым. К началу 20-го века аура достоинства и пылкости, которую некогда источали куртизанки, была практически утеряна, и эти женщины, многие из которых страдали венерическими заболеваниями, выглядели больше как сексуальные рабыни, чем знаменитости. (стр.102)
    23. Долби, Лиза (2000). Маленькие песни гейши
      (2-е изд.). Вермонт: Издательство Таттл. ISBN 0-8048-3250-1 .
    24. Долби, Лиза. «Куртизанки и гейши — тайо». www.lizadalby.com Проверено 3-11-2014.
    25. Далби 1995, п. 64.
    26. Миура, Ёсиаки (30 ноября 2014 г.). «Синагава, ворота в старый и новый Токио». The Japan Times Online
      . Получено 23 сентября 2021.

    Новое в блогах

    Гейши – очень непростая тема. Европейцы, не разобравшись толком, что и как, все валят в кучу, путают гейш, таю, ойран, дзёро и пишут про гейш всякие небылицы — либо красивые сказки, либо, наоборот, всяческие ужасы. Как написал Редьярд Киплинг: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и им не сойтись никогда.» (с)
    Бывшая гейша Mineko Iwasaki, самая высокооплачиваемая гейша всех времён, разнесла в пух и прах бестселлер Артура Голдена «Memoirs of a Geisha», считая, что он абсолютно исказил действительность. Она возмущена тем, что Голден написал, будто бы «Iwasaki sold her virginity for $ 720000 as part of her mizuage»(с) — продала свою девственность, как часть обряда мидзуаге за сумму 720 000 долларов. PS. что такое мидзуаге – чуть дальше. есть такой обряд. В 2002 году Минеко Исаваки опубликовала свою собственную книгу «Geisha, A Life.», в которой пишет, что гейши «одни из самых финансово успешных и влиятельных женщин в Японии, и традиционно это всегда было так!», поэтому им нет нужды продавать себя. Интервью с Mineko Iwasaki на англ. яз.
    здесь
    «Жена – для дома, проститутка – для секса, гейша – для души» (японская поговорка)

    Слово гейша состоит из двух слогов: «гэй» — искусство, «ся» — человек, дословно «человек искусства», «человек, обладающий мастерством». Правильно произносится «гэйся». Большинство европейцев не понимает, что гейша предназначена вовсе не для чувственных наслаждений, а чтобы мужчина рядом с нею почувствовал свою исключительность. Европейцы не только исковеркали название профессии, произнося как гейша, но и исказили смысл, употребляя в значении проститутка. Это произошло еще во время Второй мировой, когда некоторые японские женщины отдавались от нужды американским солдатам, называя себя гейшами, чтобы вызвать к себе интерес и получить больше денег. Так что виноваты обе стороны.

    Европейцы часто путают гейш с таю и ойран. Таю (в Киото) и ойран (в Токио) — это проститутки самого высокого класса. Они так же образованы и искусны в мастерстве, как и гейши, а в некоторых видах искусств даже превосходят их. Как и гейши, они обучались у лучших учителей каллиграфии, музыки и танцев. Но в отличие от гейш, оказывали сексуальные услуги на самом высоком уровне, оставляя за собой право самим выбирать мужчин. Самые высококлассные проявляли благосклонность не сразу, а только после нескольких встреч.

    Чтобы подчеркнуть свою неприступность и высокую цену таю и ойран мастерили сложные причёски, с десятками шпилек и дорогих украшений, на кимоно надевали учикаке* (парадная накидка, мантия, для самых богатых, знатных и состоятельных дам, что-то вроде статусной верхней одежды. Края рукавов достают почти до пола или много ниже колен. В настоящее время используется как свадебный наряд невесты). Ранг можно было различать по манере завязывать пояс. У гейш пояс завязывается сзади. У проституток низших рангов пояс завязывается спереди простым узлом. У таю и ойран – спереди, сложным узлом в форме сердца. Есть ошибочное мнение, что таю и ойран завязывали пояс спереди, чтобы было проще развязать. Это не так. Они относятся к высшему сословию, иногда много выше гейш, и завязанный впереди пояс подчеркивает, что им не подобает заниматься какой бы то ни было работой. Воротник кимоно у таю всегда немного отогнут справа, показывая волнующую красную изнанку. Как и гейши, они выбеливают лицо, а таю чернят зубы по старинной японской традиции. Таю выдаёт обилие ёситё (раздвоенных плоских шпилек) и обязательное наличие золотого цвета в накидке учикакэ. В причёске они носят с четырёх сторон по коралловой подвеске, на каждую из которых прикреплено по монетке или золотому украшению. Обувь — высокие чёрные сандалии с тремя каблуками самбонъаси, вынуждающая ходить очень мелкими шажками. PS Многие таю и ойран были статусом куда выше гейш. Некоторым удавалось сделать головокружительную карьеру. Но! В 1957 проституция в Японии была официально запрещена! Таю перешли в искусство гейко. Ойран исчезли навсегда. Остались только гейши.

    На этом старинном листе фото самых знаменитых гейш Токио рубежа 18-19 веков.

    Kawakami Sadayakko (1871-1946) На фото она во втором ряду крайняя справа.

    Гейши появились в Японии, как уникальная культурная традиция, феномен, не имеющий в мире аналогов. Гейши предназначались для утонченного развлечения гостей высокого ранга интересной беседой, музыкой и танцем и им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги. Гонорар, получаемый гейшей, назывался «цветочные деньги»: королеве чайных церемоний полагались деньги, потраченные на покупку ароматизированных палочек, сожженных за время пребывания гостя в чайном домике. В то время, когда японкам было отведено лишь два места в жизни — домашний очаг или публичный дом, гейши проложили путь в прекрасный «мир цветов и ив» и смогли занять высокое место на социальной лестнице. Они не только получили право зарабатывать огромные деньги, но и заслужили почёт, уважение и восхищение всего мира в попытке уровнять женщину и мужчину в стране, где инь и янь равноправны только на картинке.

    Основными центрами развития культуры гейш в 17 веке были Эдо, Киото и Осака. Первоначально гейшами были мужчины, актеры театра Кабуки и артисты квартала Ёсивары в Эдо, их называли «хокэн» — шуты. Самураи, находившие общение с женщинами недостойным, предпочитали вести интеллектуальную беседу за чашечкой сакэ с представителями своего же пола. И только в 18 веке появились гейши-женщины, постепенно вытеснившие гейш-мужчин. Самураям понравилось наблюдать плавные танцы белоснежных мотыльков в исполнении изящных грациозных красавиц, и их стали все чаще приглашать на чайные церемонии. Первые гейши-женщины происходили от геико, которые пели, музицировали и позировали для эротических гравюр. В 19 веке наступила эра расцвета гейш. Их стали приглашать хозяйками вечеров, чтобы развлекать мужчин, вести непринужденную беседу, услаждать слух пением и музыкой.

    Фотографии начала 20 века.

    Гейш специально обучали правилам поведения, искусству пения и игры на музыкальных инструментах, умению правильно выбирать и носить кимоно, наносить макияж, традиционным танцам, каллиграфии и живописи, искусству ведения чайной церемонии и искусству икебаны. Всестороннее образование позволяло им на равных участвовать в беседах с мужчинами. Особое внимание уделялось мастерству вести непринужденный разговор, естественному обращению и умению польстить мужскому самолюбию, что никогда не могли позволить себе женщины других социальных слоев в силу традиций, делавших японскую женщину зажатой и скованной.

    Для европейского мужчины странно услышать сравнение себя «с хризантемой на склонах Фудзиямы», а вот уважающие себя богатые японцы очень ценят такое обращение и готовы за это платить. Традиции, древнейшие заповеди и изучаемые искусства сохраняются неизменными по сей день. В Киото существует школа, где будущих гейш с семи-восьми лет обучают технике традиционных танцев театра Но и Кабуки, учат играть на сямисэне — трехструнном инструменте с длинным грифом, на небольшом барабане цуцуми и японской флейте, работают над особым видом горлового пения, изучают специфику чайной церемонии и киотского диалекта. Начинающих гейш называют «майко» (ученица). В этот период девочки проводит за уроками по 12 часов в день.

    43.67 КБ
    Фотографии начала 20 века. Девочки майко за занятиями и во время отдыха.

    Чтобы привести себя в порядок, сделать прическу и надеть кимоно, гейша тратит ежедневно 4-5 часов. Настоящее кимоно не кроят и не шьют. Это цельный кусок ткани, который оборачивают вокруг тела и закрепляют несколькими поясами.

    Фотография начала 20 века. Две гейши складывают кимоно.

    Стоимость кимоно не имеет верхней планки. Недорогое кимоно можно приобрести за 100-200 $, среднее за 3000-5000 $, кимоно экстра-класса может стоить 50-100 тыс. долларов. Верхней границы нет! Цена зависит от техники окрашивания ткани, вышивки, качества шелка, новое или винтажное, массовое или сделанное на заказ, для какой цели предназначено… А если еще учесть стоимость пояса, наряд может стоить целое состояние.

    Современное кимоно. Ручная работа, вышивка и аппликации золотом. Ориентировочная стоимость 50 000 $. Кликабельно в большем размере.

    Когда макияж и прическа готовы, остается только завернуться в кимоно, затянуться длинным ярким поясом и надеть деревянные туфли с кожаными ремешками — окобо, на которых гейши не ходят, а семенят, потому как центр тяжести в окобо раположен на пятках. Если гейша упадет, ей вряд удастся подняться самой — узкое и тяжелое кимоно не позволит. Ходить в кимоно следует со слегка приподнятыми и согнутыми в локтях руками, иначе длинные рукава будут волочиться по земле. Семеня под лакированным зонтиком, гейша представляет себя «волной, разбивающейся о песчаный берег».

    Гейша покрывает лицо белой пастой, позволяющей губам выглядеть более ярко. Сначала лицо смазывается кремом, затем в кожу лица, шеи и груди втирается кусочек воска, разогретый между подушечками пальцев, а затем уже кисточкой наносится мелообразная паста, делающая кожу фарфорово-белой (в синтоизме белый цвет означает чистоту). В начале прошлого века гейши пользовались пудрой «китайская глина», приготовленной на основе свинца. Отмыть лицо было очень сложно, кожа быстро портилась и покрывалась морщинами. Теперь в Японии делают специальную косметику для гейш, которая вреда коже не наносит, но смывать и наносить ее все равно трудно. В завершение на щеки кладут яркие румяна под цвет кимоно, на безжалостно замазанные губы — алые лепестки нового рта. Гейши, достигшие тридцати лет, белят лицо только на особенно важные церемонии. Молодые гейши первые несколько лет наносят полный макияж.

    Гейша носит прическу, которая даже опытному мастеру стоит долгих часов работы. Укладывать волосы гейшам и ранее, и теперь, доверяют только профессионалам. Раз в неделю на это выделяется не менее 300 долларов, чтобы волосы смазали воском и уложили в замысловатую прическу со множеством торчащих из нее заколок и палочек. С таким произведением искусства гейши спят, подкладывая под шею жесткий валик, такамакуру. За все эти неудобства молодые гейши свою прическу тихо ненавидели. Современные гейши все это упразднили и носят парики с классической высокой прической.

    Гейша ходит мелкими шажками, беззвучно скользя в своих деревянных сандалиях изящными плавными замедленными движениями Миниатюрная и необыкновенно грациозная, гейша символизирует женскую чувственность. Ее обнаженное тело под кимоно, открывающим лишь верхнюю часть спины, умело удерживаемое несколькими поясами, словно цветок, ждущий своего ценителя (верхняя часть спины, шея и запястья для японцев наиболее сексуальные части тела). Высокая прическа, белое лицо, ярко красные губы, глаза, подведенные к вискам черным и красным — то ли кукла, то ли женщина…

    Для японца быть приглашенным на вечер с гейшей — большая честь. Иногда японские компании устраивают для иностранцев традиционный ужин с гейшами. Девушки оказывают гостям тысячи знаков внимания, но на этом — все. Даже прикасаться к ним нельзя. В середине ужина они устраиваются на миниатюрной сцене, где играют на национальном трехструнном музыкальном инструменте, танцуют, читают стихи. Ближе к концу вечера подсаживаются к гостям с бамбуковыми палочками или кусочками бумаги, из которых мастерят различные фигурки — надо отгадать их значение. Впрочем, нужно быть японцем, чтобы оценить факт приглашения в общество гейш. Значение имеют не деньги, а рекомендации. Визит к гейшам — своеобразный билет в закрытый элитарный мужской клуб.

    Сегодня настоящих гейш становится всё меньше и меньше. Гейша как профессия и как образ жизни постепенно изживает себя. В начале прошлого века гейш было около 80 тысяч, в конце – около 10 тысяч, сейчас их не более тысячи, сотня из которых проживает в Киото. Это объясняется конкуренцией с псевдо гейшами, развлекающими мужчин в ресторанах и барах. Это также дорого, и нередко клиент получает астрономический счет, но все же не такой как за вечер с гейшей. В счет входит угощение девушки дорогой едой и напитками, в то время как настоящая гейша никогда не позволит себе принимать пищу и спиртное во время представления, это считается дурным тоном. К тому же, если гейша выходит замуж, она уже не может считаться гейшей.

    На этих двух фото, даже не представляю, чем они заняты…

    Японцы хорошо понимают, кто такие гейши, но 99% японцев никогда не встречались с ними. Слишком дорого. Танцы, пение, музицирование и беседа с гейшей сейчас стоят до 15 000 долларов за вечер. Пара часов в обществе высококлассной гейши в изысканной обстановке чайного домика, остающейся неизменной вот уже три века, это примерно четверть годовой зарплаты среднего служащего. Престижность такого времяпрепровождения очень высока. Только богатые и знатные мужчины, высокопоставленные чиновники и крупные бизнесмены могут позволить себе встречаться с гейшей или открыто содержать гейшу и становиться ее данном (покровителем). А личная цель всякой уважающей себя гейши найти данна побогаче, который будет оплачивать ей все, начиная от кимоно, которые стоят целое состояние до всяких драгоценных безделушек в прическу. При этом данна имеет больше обязанностей, чем привилегий. Если случаются дети, то мальчики вольны распоряжаться своей жизнью как захотят, а девочки по традиции должны повторить судьбу своей матери. Гейши иногда меняют своих данн. Но это плохо. Сверхдорогие, избранные гейши не портят свою репутацию сменой данн — чем меньше, тем лучше.

    Главный секрет гейш — гармония. Гармонией жестов, голоса и пространства. Гейша — идеальная женщина в идеальной обстановке, податливая, предупредительная, изобретательная, непревзойденная в искусстве возвысить мужчину. С проституткой мужчина чувствует себя самцом, с гейшей — самураем.

    В 1989 году токийская гейша Мицуко Накамиси поведала прессе, что премьер-министр Со-сукэ Уно, ее данна, плохо с ней обращался и был скуп! В результате скандала почтенному политику пришлось уйти в отставку. Не из-за того, что имел любовницу-гейшу. А из-за того, что мало ей платил и плохо с ней обращался! Гейш в Японии принято уважать. _______________

    Теперь о том, что такое Мидзуагэ.

    Мидзуагэ 水揚げ — обряд взросления юдзё (юдзе — это все, кто профессионально торгует телом, дословно «проститутка»), сопровождавшийся выставлением девственности на продажу. «Мидзу» означает «вода», «агэ»— «подниматься», дословно «поднимающаяся вода». Происхождение слова идет от рыбацкого жаргона «первый улов рыбы», или как метафора антологии, где девственниц называли «ещё не спущенной на воду лодкой». Существуют источники, утверждающие, что девственности с обрядом мидзуагэ лишались и некоторые гейши. Гейши НЕ продавали девственность, потому как им законодательно было запрещено вступать в контакт с мужчинами за деньги. Но, возможно, такое случаи были… кто знает… Закон иногда нарушают. Не от хорошей жизни…

    Обряд Мидзуагэ происходил примерно в 11-15 лет. Девственность продавалась самым состоятельным клиентам ханамати за огромные деньги. Претендентам рассылали рисовый торт экубо с небольшой впадинкой красного цвета в центре, а потом происходил торг, как на аукционе: кто даст больше, тому и девственница. Чем больше платил мужчина за то, чтобы «сорвать цветок невинности», тем выше были шансы майко стать востребованной и высокооплачиваемой юдзе. Это был ее стартовый капитал для карьеры, часть денег откладывалась на проведение церемонии эрикаэ — перехода из майко во взрослую жизнь. Перед мидзуаге девушке делают эротичную прическу момоварэ «разделенный персик». Челка зачесывается назад, волосы связываются на макушке узлом. Узел обвязывается лентой из красного шелка и, когда юная красавица поворачивается к мужчине своим «разделенным персиком» с алым пятном внутри…

    Девочек майко тщательно готовили к мидзуаге, очень поэтично описывая половой акт: у мужчин живет неспокойный угорь, который всю жизнь пытается найти себе пещеру. Найдя пещеру, он какое-то время ее осваивает, а понравившуюся помечает. Особенно мужчинам нравится посещать пещеры, в которых до них еще никто не бывал. Пройдя мизуаге, девушка носила новую прическу с шелковой лентой, приколотой к основанию пучка на затылке, меняла красный воротничок кимоно на белый и получала право не только разливать сакэ или чай, но и новое имя, обязанность всегда выглядеть подобающим образом и право на благосклонность данна. PS В современной Японии стать майко можно только с 18 лет и процедура мидзуаге, конечно, не проводится. Ритуал взросления отмечается только сменой прически и похож на церемонию совершеннолетия.

    А посему… все, что сочиняют европейцы о мастерстве гейш в сексуальных играх, к гейшам никакого отношения не имеет. Это все относится к таю и ойран. О них как-нибудь в следующий раз… Читать полностью: https://yablor.ru/blogs/geysha-jenschina-cvetok/1581674geniavegas

    В современном мире услуги гейши весьма популярны и необходимы. Присутствие красивой образованной девушки всегда украшает любой приём. Может быть, именно на примере японских гейш сейчас существуют эскорт услуги, заказать которые можно даже через интернет. © imago «Каждая гейша похожа на цветок. Она по своему красива и, как ива, грациозна, сильна и гибка». Артур Голден. «Мемуары гейши».

    дальнейшее чтение

    • Суинтон, Элизабет де Сабато; Кэмпбелл, Казуэ Эдамацу; Долби, Лиза Крифилд; Осима, Марк (1995). Женщины квартала удовольствий: японские картины и гравюры парящего мира
      . Hudson Hills Press. ISBN 9781555951153 . Долби, Лайза Крихфилд.
      Глава: Куртизанки и гейши: настоящие женщины квартала удовольствий
      .
    • Суинтон, Элизабет де Сабато. Глава: Размышления о плавающем мире
      .
  • Беккер, Дж. Э. де (2000). Ночной город: Или, История Ёсивара Юкваку
    . ICG Muse. ISBN 9784925080316 .
  • Хики, Гэри (1998). Красота и желание в период Эдо, Япония
    . Национальная галерея Австралии. ISBN 9780642130846 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Лонгстрит, Стивен; Лонгстрит, Этель (1988). Ёсивара: кварталы удовольствий старого Токио
    . Компания C.E. Tuttle. ISBN 9780804815994 .
  • Рю, Кейчиро (2008). Клинок куртизанок
    . Вертикальный. ISBN 9781934287019 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Сигле, Сесилия Сегава (1993). Ёсивара: Сверкающий мир японской куртизанки
    . Гавайский университет Press. ISBN 9780824814885 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]