Исторические фотографии гейш и их учениц (47 фото)


Искусство быть гейшей. Минеко Ивасаки

В Стране восходящего солнца – Японии, – расположенной на островах в Восточной Азии,

существуют специальные районы, известные под названием карюкаи.

Районы эти предназначены для развлечения и получения эстетических удовольствий.

Фактически это сообщества, где живут и работают профессионально обученные женщины,

известные во всем мире как гейши. (с) «Настоящие мемуары гейши»

Минеко Ивасаки — самая популярная гейша ХХ века и самая высокооплачиваемая гейша Японии. Эта некогда скромная девочка стала известной всему миру после выхода в свет книги Артура Голдена, а затем и голливудского фильма «Мемуары гейши». Именно рассказы Минеко Ивасаки (а также ещё нескольких бывших гейш) были положены в основу книги и фильма, но перевёрнутые с ног на голову — у настоящих гейш никогда не практиковалась проституция и продажа девственности. Голден нарушил правило конфиденциальности, на условиях которого Минеко делилась своими рассказами и весь мир увидел её имя в разделе благодарностей бестселлера А.Голдена. Минеко Ивасаки подала в суд на Голдена и получила от него сумму, которая не разглашалась.

После всех событий, связанных с выходом в свет книги, Ивасаки решает написать свою, развенчав тем самым предрассудки и выдумки, связанные с её профессией. В России книга вышла под названием «Настоящие мемуары гейши» — она представляет собой автобиографию Минеко, где она подробно рассказывает кто такие настоящие гейши и чем они занимаются, описывая традиционную японскую культуру и искусство, затем вышла её вторая книга «Путешествие гейши»:

«Даже очень образованные люди в большинстве случаев не видят разницы между карюкаи (*»квартал гейш») и кварталом публичных домов и не отличают гейш от проституток, ошибочно считая карюкаи родиной сексуальных удовольствий» (из книги «Путешествие гейши».)

Буквально в переводе с японского «гейша» означает «человек искусства». Само понятие «гейша» не используется девушками, они называют себя «майко» («женщина танца», молодая девушка) и «гейко» (бывшая девушка майко, прошедшая обряд перехода во взрослую гейшу). И те, и другие живут в окия («дом гейш»), но майко — это ученицы, которые связаны с домом контрактом (на 5-7 лет). Именно окия оплачивает обучение майко, все их дорогостоящие наряды, выводят их в свет, организуя встречи в чайных домах, где майко танцуют и общаются с клиентами. Т.к. это всё происходит за счёт дома и это огромный вклад в девушку и её будущее, то заработанные деньги майко отдаёт дому, тем самым возвращая свой «долг».

Майко является ученицей, она проходит несколько этапов обучения, на каждом из которых меняет причёску. Именно по ней можно определить на каком этапе сейчас находится девушка. Из-за частой смены причёсок с использованием шпилек и «туго» убранных волос, многие девушки к 20-25 годам имеют облысение характерного вида. Последний раз майко меняет причёску перед эрикаэ («смена воротничка гейши»), церемония перехода майко в гейко. Нет, ни эта, накакя другая церемония у настоящих гейш не связана с продажей невинности и не имеет никакого отношения к проституции. На церемонии девушку представляют клиентам и она танцует свой первый танец гейши и теперь может самостоятельно проводить мероприятия для клиентов. До этого момента на всех о-дзасики («приёмах в чайных домах») майко не может присутствовать одна, только в сопровождении онесан — «старшей сестры» (наставницы-гейши, выбранной для неё):

«Старшие гейко являются наставницами и образцами для младших. Они показывают свой артистический талант и в качестве посредников улаживают любые конфликты, которые могут возникнуть между ученицами и учителями. Помогают своим младшим сестрам подготовиться к их дебюту. Кроме этого, они помогают им справляться со своими профессиональными обязанностями. Онесан обучает младших девушек сложностям банкетных церемоний и этикетов, знакомит с важными клиентами и другими людьми, которые могут помочь или пригодиться на протяжении карьеры.» (из книги «Настоящие мемуары гейши»)

Причёска сакко перед эрикаэ:

Взрослые гейко могут работать самостоятельно, а закончив карьеру по своему усмотрению, могут выйти замуж или открыть своё дело.

Исключение составляют атотори (т.е. наследница дома гейш) — законные наследницы окия, к ним по-особому относятся в доме, все жители дома, включая взрослых гейш, должны уважительно обращаться к ещё маленькой девочке, для неё готовят особую еду, запрещают кататься на коньках, лыжах и велосипеде, чтобы она не поранилась, но при этом атотори имеют очень важную обязанность, которую они исполняют каждый день — моют все туалеты в доме:

«В то, что уборка туалетов — обязанность атотори, мне кажется, вкладывается определённый смысл. Даже те люди, которые занимаю самое высокое положение, должны делать что-то для всех» (из книги «Путешествие гейши»).

Минеко Ивасаки была именно атотори. При рождении её звали Масако Танака-Минамото. Хозяйка окия увидев её однажды в 3-летнем возрасте, сказала, что девочка имеет большое будущее и должна стать ататори окия Ивасаки. Она должна была принять фамилию своего окия и стать «начальницей» дома после смерти прежней хозяйки. Поэтому ей пришлось отказаться от своих родителей и стать приёмной дочерью владелицы окия:

«Я была последним ребёнком в семье, родители всегда меня баловали, жизнь с ними в районе Ямасина в Киото была наполнена теплотой, но меня привлекали иные вещи, получить которые я могла только в окия Ивасаки. Одна из них — танцевать танцы маи. По традиции я приступила к занятиям танцами 6 июня, когда мне исполнилось шесть лет по старой японской системе.» (из книги «Путешествие гейши»).

С самого детства девочки обучаются танцам, пению и игре на традиционных японских инструментах. Традиционные японские танцы «май» имеют религиозное происхождение и в буквальном переводе означают «вращение», танцы очень медленные и основаны на плавном движении рук, часто в танцах используются вееры и маски.

«Традиционные японские танцы очень отличаются от западных. Их чаще танцуют в белых носках– таби, чем в специальной обуви. Движения, в отличие от балета, очень медленные и направлены больше к земле, чем к небесам. Однако, как и в балете, все движения требуют огромного напряжения мускулов. Они преподаются как набор фиксированных поз (ката), которые объединяются вместе и формируют самостоятельный отрывок.» (из книги «Настоящие мемуары гейши»).

Занятия танцами проходят каждый день, в течение многих лет, вплоть до того, пока гейко не завершает карьеру. У талантливой девочки режим занятий может быть такой же, как у прима-балерины.

Ещё одной немаловажной частью обучения гейко является пение и игра на традиционных японских инструментах:

«Кото и шамисэн – струнные инструменты, которые были привезены в Японию из Китая. Кото – большой напольный тринадцатиструнный инструмент, шамисэн – меньший, трехструнный, играют на нем почти так же, как и на альте. Под аккомпанемент этих двух инструментов мы танцуем большинство наших танцев.» (из книги » Настоящие мемуары гейши»).

Также для расширения своего кругозора девочки брали уроки каллиграфии и, конечно, обучались искусству ведения чайной церемонии.

Все эти навыки необходимы майко и гейко для того, чтобы проводить о-дзасики — банкеты в чайных домах, встречаясь с клиентами. Умение поддержать разговор и найти общий язык с клиентами — чуть ли не основное и очень важное качество, которым должна обладать девушка. Гейко — это по сути совмещение артистки и психолога в одном лице, но ни в коем случае не проститутки. Клиенты приходили в чайные дома, чтобы отдохнуть от работы и расслабиться:

«Наша роль — выслушивать всех клиентов. Клиенты, которые приходят в Гион Кобу — это люди, которые руководят фирмами и занимают ответственные посты. Среди них много людей, чувствующих себя одинокими. И на работе, и в семье у них много неприятностей, которыми они не могут ни с кем поделиться. Я считала себя мусорной корзиной, в которую вместо вещей клиенты выбрасывают то, что накопилось у них в душе. Здесь гость может стать самим собой, плакать, смеяться, вывернуть себя на изнанку» (из книги «Путешествие гейши»).

Перед каждым приёмом девушки изучали своего клиента — чем он занимается, какие у него интересы, какие проблемы у него на работе. Всё это было необходимо для поддержания разговора, в силу своей профессии все гейко были разносторонне развиты, активно интересовались разными отраслями науки и бизнеса, были в курсе всех последних новостей. Часто на приёмы в чайные дома приходили деловые партнёры, чтобы вне офиса обсудить важные вопросы, они не боялись разговаривать при девушках, т.к. существовало правило о неразглашении информации, услышанной при клиентах.

На сами приёмы было достаточно сложно попасть, просто «человек с улицы» этого сделать не мог. Во-первых, гейши и хозяева чайных домов очень дорожили своей честью и именем, они стремились принимать у себя только хорошо проверенных людей. Чаще всего это были бизнесмены, учёные, дипломаты и т.д. Случайные люди на такие мероприятия не допускались, для того чтобы посетить о-дзасики человеку требовалась рекомендация от постоянного посетителя. Во-вторых, стоимость посещения о-дзасики. Не каждый мог себе позволить провести время в окружении гейш. Посещение таких банкетов было очень престижно, поэтому хорошие руководители фирм часто приводили на о-дзасики своих перспективных молодых сотрудников, а отцы приводили своих детей. Посещение о-дзасики поднимало престиж молодых людей.

Профессия гейши очень затратная. Деньги нужны на обучение девочки, на кимоно, на изготовление украшений и тд. Пока девочка учится, все траты на себя берёт окия, но после того, как она стала гейко, затраты ложаться на неё, поэтому часто девушки имеют данна — покровителя. Обычно гейша имеет 1-2 покровителя в своей жизни. Данна, в первую очередь — меценат, который вкладывает деньги в гейко. Это люди, которые ценят и любят традиционное японское искусство. Иногда данна и гейко связывают интимные отношения, которые часто заканчиваются браком и рождением детей. Но сексуальный подтекст не является главным и тем более обязательным, интимные отношения завязываются точно также, как и у остальных простых людей, по любви. Гейша неприступна, она не продаёт свою любовь за деньги. Гейшам запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги и ни одна гейша не будет этого делать, она дорожит своим именем и карьерой.

После завершения карьеры, гейши могут выйти замуж, остаться работать в карюкаи или открыть своё дело. Часто девушки работают в сфере ресторанного бизнеса или обучают юных девушек всему тому, чему когда-то научились сами. Но есть и определённые проблемы. Гейши — хранители традиционного японского искусства, они обладают огромными знаниями в этой сфере, но, например, не могут делиться ими с обычными людьми. И дело здесь вовсе не в секретности и «жадности», а в том, что у них нет дипломов. Тратя всю свою жизнь на обучение, девушки имеют всего лишь диплом о среднем образовании. Так, например, в своё время Минеко Ивасаки и её мужа пригласили читать лекции, но её работу отказались спонсировать из-за отсутствия «корочки». Имея на руках диплом только о среднем образовании, девушкам часто сложно устроиться на работу вне карюкаи. Помимо этого гейши часто страдают из-за архаичности системы, в которой они работают.

После выхода в свет фильма «Мемуары гейши» в Японию хлынул огромный поток туристов, пытающихся запечатлеть гейш в реальной жизни и хамское, непристойное поведение туристов, возникшее опять же благодаря фильму, сделала жизнь девушек невозможной. Правительство было вынуждено выставить полицейские патрули в карюкаи, чтобы хоть как то оградить девушек.

Что касается Минеко Ивасаки, то после завершения своей карьеры (в 29 лет), она вышла замуж за известного японского художника Дзинъитиро Сато, он научил её реставрировать картины. Позже Минеко Ивасаки выпустила 2 книги и стала настоящим автором бестселлеров и самой известной гейшей во всём мире.

Спасибо за внимание,

Анна Лазарева.

P.S. Все фотографии взяты из сети Интернет. Минеко Ивасаки изображена на 1 и на 2-х последних фото.

Что преподавали

Обучаясь долгие годы, в 15 лет девушки становились только ученицами, а в 21 настоящими гейшами, которые могут работать самостоятельно. Минеко Ивасаки всегда привлекали танцы. Но преподавали девочкам и множество других предметов. Чтобы стать успешными, они должны были уметь петь, играть на традиционных музыкальных инструментах, знать правила этикета, чайной церемонии, говорить на нескольких языках, ухаживать за своей внешностью, правильно одеваться и вести беседу. Одним из предметов была каллиграфия. Для того чтобы общаться с клиентами, а это всегда были люди из высших слоев общества, девушки должны были быть в курсе событий в мире, научных открытий, новостей бизнеса. Это было нужно для того, чтобы грамотно поддерживать беседу. С домиком гейш девушки были связаны 5-7 летним контрактом, и хотя работали самостоятельно, деньги за свои услуги отдавали его владелице. Ведь на их обучение тратились большие средства. Взять хотя бы дорогостоящие костюмы. И таким образом ученицы отдавали свой долг за бесплатное обучение.

Все это ложь

Причиной для подачи иска стало не только разглашение конфиденциальных сведений, но также и то, что писатель в своей книге как бы проводит параллель с жизнью самой Ивасаки, при этом искажая факты. Конечно, он стремился к популярности и обогащению. Произведение получилось настолько интересным, что на его основе сняли известный фильм с одноименным названием, что также добавило писателю известности и богатства. Но чувства Ивасаки оказались оскорблены. У читателя складывается впечатление, что гейши и девушки легкого поведения это одно и то же. Кроме того, Ивасаки возмущает сцена продажи девственности на аукционе. Она утверждает, что такого никогда не было в реальности. Хотя не отрицает, что между гейшами и клиентами возникали интимные отношения, но все это было по любви и к сексу за деньги гейши не имеют никакого отношения.

Смотреть нельзя прикоснуться3

Смотреть нельзя прикоснуться… Запятую, спасибо извращенному пониманию природы гейш, сегодня ставят совсем не там, где нужно. После признания в 1770 году ремесла гейш профессией, для них были введены весьма строгие правила поведения. В первую очередь они касались полного запрета на предложение интимных услуг клиентам. Гейши продавали свое общество и мастерство, но никак не тело.

В те времена, гейши были своего рода психологами и мотивационными тренерами, которые в два счета могли любого мужчину заставить поверить в себя, совершать подвиги и добиваться поставленных целей. Нужно отметить, что нужно было быть очень обеспеченным человеком, чтобы позволить себе провести время с гейшей.

Для любовных утех можно было обратиться к не столь уважаемым женщинам и существенно сэкономить при этом. Гейши же были женщинами богатыми и влиятельными, им не пристало скатываться до уровня рядовых куртизанок. Визиты к гейшам были способом показать благосостояние и тонкий вкус. По сути, визит к гейше – практически честь для всей семьи даже сегодня, когда времена значительно изменились.

Не даром японская пословица гласит: «жена – для дома, проститутка – для секса, гейша – для души».

Конец пути

Возможно, это и стало толчком к тому, что Ивасаки решила закончить карьеру гейши, хотя была очень популярна и высокооплачиваема. Она зарабатывала по 500000 долларов в год в течение 6 лет, чего не смогла добиться больше ни одна гейша. Ивасаки объяснила причину своего ухода тем, что хочет завести семью и перестать играть роль гейши. Однако ее уход вызвал общественный резонанс. Как признавалась Минеко позже, она хотела, чтобы общество обратило внимание на несовершенство в системе образования гейш, но добилась противоположного эффекта. Более 70 девушек одного с ней рода деятельности так же прервали свое занятие. Ивасаки считает себя в какой-то мере причастной к тому, что в наши дни ее профессия очень редка. Настоящих гейш единицы и стоят их услуги так дорого, что оплатить их могут только очень богатые люди.

Японская пунктуальность

Пожалуй, стоит отметить еще один важный момент, который делает гейшу еще привлекательнее. Дело в том, что японка в традиционном наряде лишь выглядит как фарфоровая куколка. Это обманчивая декоративность. Нелегкие природные условия на островах и постоянная борьба за выживание и за место под солнцем сделали японских женщин очень сильными, выносливыми и практичными. Если это и магнолии, то поистине «стальные».

Тут будет к месту цитата из романа Валентина Пикуля «Три возраста Окини-сан»:

«Теперь за все время стоянки в Нагасаки за вас я спокоен: еще не было случая, чтобы молодой офицер, взявший в жены японку, опоздал на вахту!» Так сказал один русский моряк другому, когда тот во время службы в Японии взял себе «мусумэ» — временную жену из местных женщин. И действительно, временные японские жены заботились о своих русских мужьях так, словно были супругами на всю жизнь. И всегда следили за тем, чтобы их «муж» не имел лишних забот — сами следили за временем и нанимали лодку, чтобы моряка доставляли на судно без опозданий.

Женщина может быть очень красивой, но это не залог того, что она может всю жизнь быть просто украшением. Японские гейши отлично понимали это, и потому успешные клиенты нередко брали их в жены. Ценнейшее качество японской женщины заключается в том, что на нее можно положиться.

Кто ее предал?

Однако воспоминания о прежнем занятии понадобились писателю Артуру Голдену. Она согласилась дать ему интервью на условиях конфиденциальности. Но почему-то автор книги «Мемуары гейши» нарушил его и указал фамилию Ивасаки в списке благодарностей, который напечатал в своем произведении. Из-за этого Минеко попала в неприятную ситуацию. Ведь гейши обязаны хранить тайну о том, как их обучают и не выдавать секреты своей работы в дальнейшем. Ивасаки даже угрожали физической расправой за то, что она нарушила этот закон. Все это вынудило ее подать в суд, который она выиграла и даже получила денежную компенсацию.

Правдивая история

Для того чтобы отмыть профессию от грязи, Ивасаки написала две книги в которых подробно рассказывает о том, как обучаются и работают гейши на самом деле. Книга — соавторы которой Минеко Ивасаки, Рэнд Браун — «Настоящие мемуары гейши» — это автобиография. В ней Минеко рассказывает обо всей своей жизни. Также она издала еще один свой литературный труд. Книга Минеко Ивасаки «Путешествие гейши» это собрание заметок о ее жизни в квартале гейш, забавных и поучительных случаях из ее практики. Рэнд Браун не случайно выступила соавтором ее книг. Она президент компании, созданной для улучшения понимания между Америкой и Японией. Помимо этого, она известный переводчик с японского.

Жизнь баловала эту женщину. Она жила в любви в родительском доме, находилась на особом положении в доме гейш, стала счастливой супругой и матерью. Возможно, ее предназначение и состояло в том, чтобы рассказать всему миру правду об утонченных и красивых женщинах, чья профессия столько лет была окутана тайной.

Плата за популярность

«Настоящие мемуары гейши» — книга, в которой Ивасаки не стесняясь, раскрывает всю правду о своей жизни в доме гейш. Поэтому она не скрывает, что за свою карьеру девушкам приходилось жертвовать своей красотой. Например, ежедневные тугие прически с применением средств для укладки приводили к порче волос, а иногда и облысению. К тому же Ивасаки приходилось выслушивать клиентов и быть им чем-то вроде психолога. А то, что они говорили, стараясь облегчить душу, было зачастую настолько неприятным, что она сравнивала себя с помойным ведром, в которое вылили нечистоты. Помимо прочего, популярность приносила не только приятные плоды. Многочисленные поклонники вызывали зависть у окружающих ее женщин. Иногда она сталкивалась с физическим насилием, например, когда мужчины хотели добиться от нее интимных отношений против ее воли.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]