Со временем вкусы людей меняются. Думаю, это применимо к любой сфере человеческих интересов. Музыка, литература, фильмы, игры – с возрастом каждый человек открывает для себя что-то новое, а то, что недавно вызывало сильную симпатию, перестает казаться столь притягательным. Мы становимся более разборчивыми, более опытными, и уже не готовы тратить своё время на что-то посредственное. Разумеется, подобное правило применимо и к аниме-индустрии. Ты становишься старше и опытнее, и всё меньше тайтлов способны вызвать в душе калейдоскоп эмоций. Даже произведения, которые раньше казались шедеврами, теперь не вызывают столь ярый энтузиазм. Впрочем, думаю, этот процесс можно назвать естественным. В реальности лишь десять-двадцать процентов от всех выпускаемых тайтлов являются качественными, смотрибельными продуктами, на которые не жалко потратить время. Просто первоначально ты этого не осознаешь, и смотришь всё подряд. На этот раз я хочу рассказать вам про тайтл, от которого, увидь его лет десять назад, я был бы в восторге, однако сейчас… сейчас впечатление от просмотра было отнюдь не восхищенным. Это будет обзор на Guilty Crown («Корона греха», «Корона вины»).
Краткие сведения
Guilty Crown – аниме-сериал, выпущенный осенью 2011 года студией Production I.G. В основу лег оригинальный сценарий, сериал состоит из двадцати двух серий.
События тайтла разворачиваются в недалеком будущем, спустя несколько лет после инцидента, произошедшего в Японии и прозванного Утерянным Рождеством. В результате неизвестного стечения обстоятельств многие жители Токио превратились в кристаллы, а затем рассыпались в пепел. Главный герой, школьник Сю Ома (Shuu Ouma), избежал столь незавидной участи. Он ходит в обычную школу и радуется обычной жизни. В свободное время смотрит и монтирует любительские клипы известной девушки-певицы Инори Юзуриха (Inori Yuzuriha). Каким же было удивление Сю, когда он встретил кумира раненым в своём убежище, где он предпочитал проводить время в одиночестве. Но счастье недолго длилось: идиллию нагло разрушили солдаты корпорации, ворвавшиеся в убежище, провозгласившие Инори преступницей и взявшие её под стражу. Ома оказывается перед выбором: или выполнить последнюю просьбу Инори и отнести чемоданчик с неизвестным содержимым к некому Гаю, или же сделать вид, что ничего не случилось. Вот он – выбор, способный изменить жизнь. Но как же сложно его сделать…
Инори Юдзуриха
Состоит в молодежной эстрадной группе EGOIST. Является искусственно созданным человеком, по факту вместилищем для Маны. Ее случайно выпустил глава «Гробовщиков», за что Инори ему очень благодарна. Из-за переливания крови между ней и Гаем тот, в принципе, все еще жив, поскольку давно заражен вирусом. Испытывает противоречивые чувства к протагонисту. Сперва недолюбливает, а порой и презирает его, что приводит к расставанию. Позднее вновь сталкивается с Сю и уже влюбляется в него. После того как Мана пробудилась, использовала всю волю, чтобы проявить себя и помочь главному герою.
На фото аниме «Корона Грешника» протагонист удерживает Войд. Вероятно рядом с ним Инори, поскольку фанаты рассчитывают на благоприятную концовку для этих двоих. Существует немало теорий касательно концовки, но зритель/читатель сам решит, во что ему верить.
Персонажи
Знаете, это становится уже не смешно… Сначала во мне теплилась надежда. Слабая, неуверенная, но не безосновательная надежда на то, что Сю Ома (Shuu Ouma), являющийся главным героем в Guilty Crown, все же окажется качественным персонажем, потому что в первых сериях он, несмотря на скромность, все же делает правильные вещи. Но надежды имеют свойство не оправдываться. По несчастью, большую часть времени Ома ведет себя, как заурядный ОЯШ с коричневыми глазами и шевелюрой (словно проклятие), а также кучей комплексов в придачу. Даже получив силу, он боится её применять, всячески жалеет себя и винит в этом всех окружающих. Он постоянно хнычет. Хнычет одну, две, три, десять серий. «Ооооо, я не хочу эту силу!!!». «Ооооо, отстаньте от меня!!!». «Ооооо, я хочу быть как Гай, но я не он, и потому буду вести себя, как ребенок!!!». И так раз за разом. А теперь возникает закономерный вопрос: на кой черт делать подобного персонажа главным героем? Во имя чего? Я бы понял, если бы таковым был второстепенный персонаж, фигурирующий в нескольких сериях, однако Сю находится в центре событий на протяжении всего сериала, и постоянно делает вид, будто ему чем-то обязаны.
Да, в конце концов он меняется. Но, черт побери, это происходит спустя пятнадцать серий! Пятнадцать бесконечных серий и несколько смертей близких людей Оме потребовалось, чтобы отыскать яйца и начать приносить окружающим пользу. Для тайтла, в котором всего двадцать две серии, это непозволительная роскошь. Пятнадцать серий, чтобы главный герой из замкнутой истерички, вызывающей раздражение каждой своей ужимкой, превратился в полноценного героя, которому бы можно было сопереживать. Да за это время можно другой, полноценный тайтл посмотреть, как, впрочем, и поступают не столь терпеливые зрители. И я их понимаю и поддерживаю. Тот факт, что на Ому беспричинно вешаются хорошенькие девушки – например, Инори и Харе, – вызывает по отношению к нему не симпатию, а лишь еще большее отторжение, потому что симпатию нужно чем-то заслужить. Иначе аниме превращается в гаремник. Единственное, что главный герой мастерски делает на протяжении двух третей сериала, так это с блаженным лицом великомученика произносит пафосные фразы. Никакие последующие метаморфозы, превращающие Ому в нормального протагониста, не стоят таких мучений. Кажется, сценаристы не вполне осознали, что для демонстрации слабых черт персонажа его не обязательно превращать в аморфного, пафосного, глуповатого дурачка, страдающего амнезией и бегущего от всех проблем.
Ладно, по главному герою катком проехались, теперь можно переходить к другим важным персонажам. К счастью, они удались намного лучше Омы. Даже наделенные шаблонными образами, остальные персонажи успешно справляются со своими задачами, и отторжения не вызывают. Так, главная героиня в лице Инори Юзуриха (Inori Yuzuriha) получилась очень милой и с ролью своеобразного символа сериала справляется на ура. Увидев Инори хоть раз, будет трудно её перепутать с кем бы то ни было. Гай Цуцугами (Gai Tsutsugami) – приятный, волевой, пускай и слегка шаблонный лидер, за которым приятно наблюдать, наглядно демонстрирующий, каким на самом деле должен был быть главный герой. Не будь в первой половине Guilty Crown Гая, сопереживать там было бы вообще некому. Среди второстепенных персонажей хочется выделить девушку на коляске Аясэ Шиномия (Ayase Shinomiya), которая, несмотря на достаточно банальный образ, оказывается глубоким и разносторонним персонажем. Кроме того, мне понравилось, как плавно развивались её дружеские отношения с Омой, которые по силе имеют эффект больший, чем вся романтика, продемонстрированная в сериале. Любопытной получилась и Алиса Кхоин (Arisa Kuhouin), на примере которой показано, что изменения ведут не только в лучшую сторону. Среди антагонистов годным показался Макото Сегай (Makoto Waltz “Scarface” Segai), делающий все ради получения информации и получающий от происходящего нереальный кайф. Этакий Орочимару от мира Guilty Crown.
С другой же стороны, многие второстепенные персонажи так и не получили заслуженной доли внимания и развития. Порой мне было не понятно, зачем они вообще добавлены в сериал. Так, загадочным осталось предназначение высокомерного паренька Дэрил Йан (Daryl Yan) и мотивация его действий, кроме как «Бааааа, я такой гламурный и злой, убью всех, кого захочу». Слабо раскрывается образ подруги Омы Харэ Менджо (Hare Menjou), судьба которой угадывается с первых же серий. Также вообще не ясно, кто же на самом деле такой блондинчик Йю (Yuu), с чем связаны сильные метаморфозы в характере Гая, или как развивалась болезнь Маны. Мотивация антагонистов также слабо объясняется. Так много вопросов и так мало ответов… В общем, ситуация с персонажами в Guilty Crown очень противоречивая.
Мана Ома
Сестра протагониста. Выглядела как улыбчивая блондинка с розовыми глазами. Стала первым человеком, который был заражен вирусом Апокалипсис, получив вместе с ним силу контроля Войдов. Частицы ее тела привели к образованию оружия у других людей. Использовала Войд Сю для того, чтобы вернуть себе потерянное. Погибла, но позднее воскресла в искусственно созданном теле (Инори). Имеет платоническое влечение к брату, которое тот всячески ограничивает и порицает. После того как Сю в очередной раз отказался женится на Мане, приказала убить его.
Сюжет
Первое, что хотелось бы отметить – это проработанную, последовательную структуру сериала, благодаря чему каждая его часть получилась равномерной и динамичной, а переходы между ними – закономерными и плавными. Всё-таки тот факт, что оригинальный сценарий писался специально под формат сериала, дает о себе знать. Guilty Crown состоит из нескольких арок размером в пяти-шести серий с четкими границами. С точки зрения насыщенности в тайтле трудно будет найти какие-либо слабые места – сюжет постоянно не стоит на месте и преподносит новые сюрпризы. Особенно мощной получилась последняя арка – динамично, трогательно, и смотрится на одном дыхании.
Кстати, думаю, что любой зритель, смотревший Code Geass, заметит в Guilty Crown очень многие схожие черты – источник вдохновения сценаристов здесь очевиден. Тут вам и противостояние оппозиционеров и деспотичной организации; и главный герой со сверхъестественными силами, способный манипулировать окружающими; и персонажи, сконцентрированные в школе; и управляемые мехи, одним из которых управляет сексуальная девушка в обтягивающем комбинезоне; и высшая цель, которую пытаются достичь антагонисты. Черт, да этот список можно продолжать до бесконечности. Хорошо ли это, или плохо – каждый пусть сам ответит на данный вопрос. От себя лишь скажу, что откровенным плагиатом Guilty Crown все же не выглядит.
Впрочем, несмотря на складную структуру сюжета, если к нему приглядеться повнимательнее, то можно будет заметить и множество недостатков. Начнем с обилия клише, которыми наполнен Guilty Crown. Во-первых, это амнезия, которая всегда привносит в любой тайтл элемент второсортности. Просто потому, что это наименее изящный способ сокрытия части информации от зрителя, который в определенный момент используется в качестве адреналиновой инъекции, дающей сюжетный толчок. Во-вторых, это воскрешения мертвых персонажей. Смысл примерно тот же. В-третьих, это предсказуемые смерти определенных героев, которые нужны лишь для того, чтобы направить сюжет в нужное русло. В-четвертых, это романтика, вставленная в Guilty Crown совершенно ни к месту – просто чтобы была. Про такие банальности, как избранный школьник, который совершенно случайно получает великую силу, или финальные сражения, решающие судьбу мира, я лучше промолчу.
Но вот мы и добрались до второго по серьезности недостатка Guilty Crown, которым я назову фансервис. Причем не простой фансервис, который при грамотном применении может послужить во благо, а фансервис в самой навязчивой и бессмысленной своей форме. Какой смысл может быть в ежеминутной демонстрации чьих-то сисек или задницы на пол-экрана в аниме, которое старается быть более-менее серьезным и поднимает проблематику вроде массовых притеснений беззащитных людей всемогущей корпорацией и расстрелов несогласных? Вот смотришь ты на это, пытаешься как-то проанализировать и настроиться должным образом, проникнувшись атмосферой, и тут неожиданно весь экран занимает грудь матери Омы или другой героини, в ответ на что Ома строит смущенные рожицы с розовыми щечками. Нет, вы серьезно? Настрой исчезает в мгновение ока, желание продолжать просмотр моментально улетучивается, и на его место приходит лишь один вопрос: «Зачем?» Как человек, профессионально зарабатывающий созданием аниме себе на пропитание, может не понимать настолько простой вещи? Почему на осознание того, что в Guilty Crown нет нужны каждую минуту демонстрировать чью-то грудь, ушло две трети сериала? Боюсь, мне этого понять не дано.
Геном пустоты, Войды и вирус
Геном пустоты — это особая сила главного героя, которая имеет генетическую природу. Позволяет вычленить из человека Войд — духовное оружие. Оно может принимать различные формы, а также существенно зависит от воли носителя, которая определяет силу орудия в итоге. Так, к примеру, близкий товарищ протагониста в придуманной классификации Войдов получил F, а Инари владеет мечом ужасающей силы и могла бы возглавить таблицу. Если носитель выжил и освоил Геном Пустоты, то повторный эксперимент, вероятнее всего, убьет его. Однако протагонист соглашается на это и добровольно поглощает как Войды, так и вирус.
Рисовка
Визуальная часть Guilty Crown получилась качественной. В ней успешно сочетаются такие достоинства, как потрясающая хореография сражений, огромное количество неординарных ракурсов, проработанные крупные планы и оригинальный дизайн персонажей, так и такие очевидные недостатки, как прорисовка фоновых изображений (в особенности – школы), дизайн главного героя и излишнее количество статики, что становится заметно ближе к концу сериала. А еще в сериале отвратительная проработка воды. У меня возникло ощущение, что на анимацию груди Аясэ ушло больше бюджета, чем на прорисовку поверхности океана. Вот они, современные приоритеты. Но, как бы то ни было, визуальная составляющая Guilty Crown является одной из самых сильных сторон сериала. Количество мурашек от некоторых эпизодов нельзя передать словами. Сцена вытаскивания меча с пролетающей по кругу камерой и прыжком вперед под бесподобную музыку Хироюки Савано; сцена первого появления Гая с великолепной анимацией драки; множество нестандартных ракурсов и динамичность сражений – всё это можно легко заносить в копилку достоинств.
Музыка
Знаете, обычно я стараюсь избегать громких заявлений, но сейчас явно не тот случай. Хироюки Савано (Hiroyuki Sawano) – это чертов гений, не иначе как продавший душу дьяволу за умение создавать бесподобную, восхитительную музыку. Любое, даже самое второсортное аниме, с саундтреком от Савано приобретает возможность стать выдающимся. Только он всего несколькими нотами может вызвать дрожь от пока что незнакомых тебе мелодий, превратив любое сражение в эпичное зрелище. А умелое применение мощного женского и мужского вокала делает саундтрек еще более красивым, проникновенным и разнообразным. Несмотря на не самую длинную продолжительность, он получился потрясающим. Особенно хочу отметить легкую мелодию, которая используется во время комедийных вставок с произносимыми в нужное время словами Yes или No – давненько я так не смеялся от грамотного сочетания звуковой и визуальной частей аниме. Не менее качественными вышли и опенинги с эндингами:
Первый опенинг My Dearest в исполнении supercell;
Второй опенинг The Everlasting Guilty Crown в исполнении EGOIST;
Первый эндинг Departures ~Anata ni Okuru Ai no Uta~ в исполнении EGOIST;
Второй эндинг Kokuhaku в исполнении supercell; – этот так вообще сошел бы за годный опенинг.
Все они звучат мощно и разнообразно. В кои-то веки мне встретилось аниме, в котором не хотелось перематывать ни единого опенинга или эндинга спустя пару прослушиваний.
Оценки
Персонажи – 5.0. Очень раздражающий и слабый главный герой, который остается таковым большую часть сериала. Среди второстепенных персонажей можно найти несколько интересных экземпляров, так же, как и множество шаблонных.
Сюжет – 7.0. Динамичная и грамотно построенная структура сериала, в которой, однако, можно увидеть множество клише и недоработок.
Рисовка – 8.0. Отличная анимация сражений, дизайн персонажей и крупные планы. Посредственные фоны и много статики.
Музыка – 9.0. Несмотря на не самую большую длительность, саундтрек Guilty Crown стараниями Хироюки Савано получился потрясающим.