Обзор аниме Ao no Exorcist (“Синий экзорцист”, “Blue Exorcist”)

С незапамятных времен человечество стремилось представить такие абстрактные понятия, как добро и зло, в виде набора образов и символов. В истории часто встречались периоды, когда основным источником зла принято было считать некие мистические силы: мол, человек существо слабое, беззащитное, и все несчастья исходят от нечисти, с которой надо всеми силами бороться. Основным источником добра, конечно же, считалась церковь. Противостояние ангелов и демонов, добра и зла, церкви и нечисти – вот битва, от исхода которой зависит судьба всего сущего. Не удивительно, что столь эпичный сценарий часто находит себе применение во многих областях искусства, и индустрия аниме, разумеется, тоже не стоит в стороне. Данный обзор посвящен популярному тайтлу Ao no Exorcist (“Синий экзорцист”, “Blue Exorcist”), предоставляющему необычную точку зрения на вопросы борьбы добра и зла.

Краткие сведения

Ao no Exorcist – сёнэн-аниме, выпущенное весной 2011 года студией A-1 Pictures. В основе сценария лежит манга, сериал состоит из двадцати пяти серий. Помимо сериала были выпущены несколько special-эпизодов и один полнометражный фильм – Ao no Exorcist Movie. Кроме того, на зиму 2021 года запланирован выпуск второго сезона – Ao no Exorcist: Kyoto Fujouou-hen.

Действия аниме разворачиваются в мире, очень похожем на наш с вами. За одним небольшим исключением – он состоит из двух измерений, которые являются отражением друг друга. Первое измерение, в котором живут люди, называется Ассией, а другое, населённое демонами, – Геенна. Два мира, которые не должны влиять друг на друга. Однако демоны способны проникать в Ассию и вселяться в живые существа и предметы, тем самым принося вред обычным людям. Изгнанием опасных демонов занимаются специально обученные экзорцисты. Школьник Рин Окумура (Rin Okumura) жил самой обычной жизнью, пока не узнал правду: оказывается, он был рожден в результате союза Сатаны и смертной женщины, и унаследовал силу демонического отца. Однако, вместо того, чтобы примкнуть к легионам тьмы, Рин встал на сторону добра и решил стать экзорцистом.

Прежде чем переходить к непосредственному рассмотрению сильных и слабых сторон Ao no Exorcist, я бы хотел немного порассуждать о том, каким в моём понимании должно быть качественное сёнэн-аниме – какими основными характеристиками должно обладать и чего должно избегать. Итак:

Динамичность. Одна из наиболее важных характеристик. Напомню, что основной целевой аудиторией сёнэн-жанра являются молодые люди возрастом старше четырнадцати лет, а это, как известно, народ нетерпеливый. Далеко не каждый захочет наблюдать за очередной порцией филлеров, вставленных на самом интересном месте основной сюжетной линии. Молодежное аниме должно развлекать и заряжать энергией, а не нагонять скуку.

Обилие сражений. Напрямую связано с предыдущим пунктом, ведь использование сражений – это один из самых простых способов повысить динамичность тайтла и насытить его событиями. Сражения должны быть частыми, разнообразными, непредсказуемыми и не слишком затянутыми (с последним у многих тайтлов наблюдаются явные проблемы).

Масштабность. Еще один крайне важный пункт. Разумеется, даже историю про поход в магазин за хлебушком можно превратить в эпическую сагу, но, когда на кону лежит судьба вселенных, наблюдать за происходящим становится намного интереснее.

Яркие персонажи. Тут комментарии излишни. Никому не захочется сопереживать очередному унылому школьнику в роли главного героя и его шаблонным друзьям на второстепенных ролях. Чем ярче и оригинальнее персонажи, тем больше шансов у тайтла привлечь к себе внимание и выделиться на фоне проходных сёнэнов.

Умеренное использование фансервиса и жестокости. Нет, я не утверждаю, что они должны полностью отсутствовать. Просто во всём надо знать меру. В случае с сёнэнами грамотно использованный фансервис может добавить баллов в копилку популярности, при этом никак не повредив остальным компонентам тайтла. В случае с жестокостью ситуация идентична.

На данный момент среди всех просмотренных мною сёнэнов под все перечисленные выше пункты полностью попадает лишь Gurren Lagann: в нём и сюжет динамичен, и сражения встречаются буквально в каждой серии, и масштаб со временем становится невероятным, и персонажи очень яркие, и фансервис использован оптимальным образом. Большинство других тайтлов хотя бы в одном пункте, да испытывают проблемы. К примеру, многосерийные сёнэны вроде Bleach или Naruto масштабны, но динамичность в них оставляет желать лучшего, в то время как современные короткометражные сёнэны вроде 7 Deadly Sins или Akame ga Kill, напротив, получаются динамичными, но эффекта масштабности в них достичь не удается. Кроме того, в них часто злоупотребляют фансервисом или жестокостью.

Актеры озвучивания / Сэйю

  • Мефисто Фей – глава Академии Истинного креста, в которой обучаются юные борцы со злом, он тоже является одним из детей Сатаны, может внушать людям все, что пожелает, умеет превращаться в маленькую собачку, для себя выбрал сторону добра, хотя особо добрым парня не назовешь – Хироси Камия.
  • Сюро Кириакурэ – наставница Рино, тайно посланная Ватиканом, чтобы докладывать обстановку, одевается нескромно, обожает пить пиво – Рина Сато.
  • Рин Окумура – 15-летний подросток, потерявший названого отца в схватке с Сатаной, учится в школе экзорцистов, скрытой от обычного человеческого глаза, проживает с братом Юкио, часто ввязывается в конфликты – Нобухико Окамото.
  • Юкио Окумура – близнец Рина, в схватках использует зелья, иногда пистолет, родился слабее брата, из-за чего не смог получить такую же мощь, преподает в Академии Истинного креста антидемоническую фармакологию, всегда защищает брата – Дзюн Фукуяма.

    Синий-экзорцист-3

Персонажи

Рин Окумура (Rin Okumura) представляет собой классического главного героя сёнэна – простой, прямолинейный парень, который сначала действует, а затем думает. Он сильно похож на Ичиго Куросаки из Bleach, а с Наруто его объединяет и схожая предыстория: оба не по своей воле обрели силу, которая вызывает страх. Однако, в отличие от собратьев, положительные качества Рин ограничиваются лишь прямолинейностью и кулинарными способностями. Вместо того, чтобы учиться применять свою опасную силу, Рин делает вид, что он и так хорош, и что в нужный момент всё как-нибудь сложится. Всё бы ничего, но из-за его высокомерия и лени раз за разом подвергаются опасности невинные люди. Чем дольше я наблюдал за поведением главного героя, тем сильнее он меня раздражал. Рин вообще не любит думать и разговаривать – в аниме встречается несчетное количество ситуаций, которые могли бы разрешиться парой фраз, если бы он не доставал меч и не рвался в бой. Черт возьми, если ты видишь, что над человеком висит опасный дух, не проще ли сказать друзьям об этом, вместо того, чтобы пытаться спалить его пламенем, подвергая всех опасности? Даже в те немногие моменты, когда Рин поступает правильно, у него уходит целая вечность, чтобы прийти к верному решению. Ты слышишь голос, который не слышат окружающие? А давайте-ка проигнорируем его и посмотрим, как дальше будут развиваться события! Рин был бы отличным главным героем, если бы не был настолько тупым. Лучше всего его характеризует самая последняя сцена в сериале, где он сначала говорит экзорцистам, что надо прислушиваться к демонам, иначе невозможно понять причину, по которой они творят беспредел, а уже через пару секунд летит на врага с мечом наперевес. Возможно, кто-то назовет подобное поведение крутым, но лично мне было больно наблюдать за тем, как персонаж раз за разом тупил и совершал неадекватные поступки.

Ao no Exorcist – это классический сёнэн до мозга костей. А одной из наиболее характерных черт любого сёнэна является что? Правильно, калейдоскоп второстепенных персонажей. И далеко не всегда это многообразие используется на полную мощность. Особенно явно проблема проявляется в сёнэнах с небольшим количеством серий, за которые физически невозможно уделить внимание каждому второстепенному персонажу. В этом плане Ao no Exorcist не стал исключением из правил. Среди второстепенных персонажей встречаются представители всех основных шаблонных типажей: тут вам и положительная девочка-талисман Шиеми Морияма (Shiemi Moriyama); и шумный противник/друг главного героя Рюджи Сугуро (Ryuuji Suguro); и большегрудая наставница Шура Киригакурэ (Shura Kirigakure); и пышнобровая цундерочка Изумо Камики (Izumo Kamiki). Даже лысый умный очкарик Конэкомару Мива (Konekomaru Miwa) – и тот есть. В принципе, на бумаге такой набор персонажей смотрится неплохо. Было бы глупо обвинять сёнэн в использовании классических для сёнэна типажей персонажей, не так ли? Важно то, как их используют.

Проблема заключается в том, что очень часто сценаристы забывают, что преодоление испытаний и невзгод не приравнивается к развитию персонажей. В последнее время всё чаще встречаются ситуации, когда тому или иному персонажу посвящают несколько серий, в которых он борется с внутренними противоречиями, и затем геройским усилием их разрешает. Но всё это лишь ради того, чтобы в следующей серии он вновь стал самим собой, как будто бы до этого вы не наблюдали несколько часов за его моральными терзаниями. В результате вместо изменившегося и, вероятно, возмужавшего персонажа мы получаем его исходную версию, из-за чего страдают по-настоящему интересные герои, ведь на них времени уже не остается. Так, персонажам вроде отца главного героя Широ Фуджимото (Shirou Fujimoto) или директора академии Мефисто (Mephisto) экранного времени практически не досталось, а рассказать про них можно было бы много интересного. На протяжении двадцати пяти серий более-менее заметно развивается разве что брат главного героя – Юкио Окумура (Yukio Okumura). Остальные же персонажи с начала и до самого конца остаются живыми воплощениями стереотипных представлений о большегрудых наставницах, шумных подростках и пышнобровых цундере, что не может не расстраивать.

Теперь пару слов про злодеев. У большинства из них есть общая проблема – они безликие. Я только что закончил просмотр, но уже с трудом могу вспомнить кого-либо помимо Амаимона (Amaimon), который, впрочем, тоже оригинальностью не блещет – считай, тот же Улькиорра, только силушки поменьше и сливается глупее. Остальное время юные экзорцисты сражаются с ничем не выделяющимися духами разной степени сложности. Кто вспомнит, что, к примеру, в N-ой серии герои одержали победу над гигантским мотыльком? Или что однажды они победили садового духа? В сёнэне, где роль антагонистов традиционно велика, нехватка ярких отрицательных героев становится реальной проблемой. Хорошо хоть, что Сатану в последней арке показали с необычного ракурса – вот он удался на славу.

Аниме Синий экзорцист 3 сезон, дата его выхода и всех серий:

НазваниеКоличество серийДата выхода
Синий экзорцист 3 сезон10пока информации нет
1 серияждём анонса
2 серия
3 серия
4 серия

Внимание! В дате выхода серий «Синий экзорцист» 3 сезон возможны изменения или уточнения. Чтобы их не пропустить, рекомендуем добавить наш сайт в закладки.

Узнайте у нас, когда появится: Семь смертных грехов 3 сезон.

Сюжет

В основе Ao no Exorcist лежит манга, продажи которой с момента трансляции сериала выросли в семь раз. В то время, как в других студиях стараются избегать такой “заезженной” тематики, как демоны, преисподняя и экзорцисты, где-то в недрах A-1 Pictures умные начальники решили: “А почему бы и нет?”, и дали неоднозначному проекту зеленый свет. И не прогадали. С первых же минут вы попадаете в самую гущу конфликта между демонами и экзорцистами, и на протяжении нескольких серий вам не дают продохнуть. К сожалению, начиная с шестой серии сюжет заметно притормаживается, становится более беспечным и светлым, и вновь разгоняется лишь в самой последней арке, которая получилась просто великолепно – во многом благодаря неожиданной точки зрения на Сатану и причину его злодеяний. Высокой концентрации и насыщенности на протяжении всего сериала сценаристам поддержать, увы, не удалось.

Так же, как и в случае с персонажами, сюжет Ao no Exorcist во всём следует канонам сёнэн-жанра: повествование построено на принципе сражений с пафосными диалогами в промежутках между ними. С одной стороны, это здорово. Подобное построение сюжета позволяет поддерживать высокую динамику и предоставляет безграничные возможности для развития персонажей, которыми в случае с Ao no Exorcist почему-то пренебрегли. С другой же стороны, на одних битвах далеко не уедешь. И вот беда: все остальные составляющие сюжета в Ao no Exorcist оставляют желать лучшего.

Ao no Exorcist пытается быть мрачным и серьезным, но атмосфера нагнетается лишь в последней арке и очень быстро разряжается. Пытается быть динамичным, но вся динамика ограничивается однообразными и не всегда интересными сражениями. Пытается быть трогательным, но практически ни одна из драматичных сюжетных линий кроме истории Черныша и жены учителя так и не получила своего развития. Даже несмотря на то, что в сюжете затрагиваются множество различных культурных верований, легенд и содержит в себе аспекты фольклора, ничто из этого не нашло в аниме должного применения. И в этом заключается его проблема – сюжет предельно прост. Несмотря на имевшиеся возможности, сценаристы ими не смогли воспользоваться (или не захотели). К примеру, вместо того, чтобы в полной мере описать иерархию экзорцистов, и показать, как же они на самом деле переходят с одного уровня на другой, нам просто показывают дерево, говорят, что наверху находится паладин – он типа самый крутой, а вы, новички, находитесь в самом низу. Кроме того, в аниме практически нет информации про мир Ассии и Геенны – в каких отношениях они находятся, почему демоны стремятся в мир Ассии, если им и в Геенне неплохо. В биографиях персонажей также можно найти множество умолчаний и поверхностностей. Про многих из героев нам просто говорят одно предложение: мол, вот эти парни жили в храме, потом он разрушился, и они пришли мстить Сатане. А вот эта девчонка была ученицей священника, и теперь вдруг вновь приехала в Японию. И неважно, что она умеет из живота мечи и прочие предметы вытаскивать – главное, что у нее волосы разноцветные и грудь большая. Вот подобные недоработки и упущения и не позволили Ao no Exorcist подняться с ранга просто хорошего сёнэн-аниме до выдающегося. Трудно представить, каких высот оно могло бы достичь, будь сюжет чуточку посложнее и разнообразнее.

Рисовка

Для 2011 года рисовка находится на достойном уровне. Не могу сказать, что я был чрезмерно впечатлен увиденным, однако все основные компоненты рисовки получились хорошо: крупные планы детальны, цветовая гамма выбрана яркая и приятная глазу, дизайн персонажей оригинален. Анимация сражений и фоновые изображения также получились неплохо. Кроме того, необычные ракурсы камеры смогли придать изображению свежести. В общем, существенных недостатков в рисовке я не заметил.

Интересные факты

  1. Премьеру показали на экранах в 2011 году.
  2. Изначально второй сезон не планировался и даже было объявлено о закрытии сериала, но уже в 2021 году анонсировали продолжение.
  3. Сериал основывается на манге, который состоит из 91 главы. Официального конца у манги нет, новые главы периодически публикуются в японских издательствах и по сей день. Для перевода на другие языки требуется, в среднем, около двух месяцев.
  4. Режиссер аниме Тенсай Окамура — более известный как режиссер 13 и 18 серий аниме «Евангелион». Также режиссировал аниме «Пожиратель душ», «Темнее черного», а еще «Черную сталь».

Музыка

Уж за что можно любить сёнэны, так это за годные саундтреки, появляющиеся в них на регулярной основе. Музыкальное сопровождение в Ao no Exorcist получилось превосходным. Среди фоновых композиций встречаются как простенькие, веселые мелодии, предназначенные для воссоздания комедийной атмосферы, так и эпичная симфоническая музыка, сопровождающая сцены сражений. Кроме того, в аниме встречаются несколько песен с отличным женским вокалом. Опенинги представляют собой классические рок-композиции, столь хорошо вписывающиеся в формат сёнэн-аниме. Первый опенинг CORE PRIDE исполнен известной группой UVERworld, которая лично мне запомнилась по второму опенингу из Bleach. Второй опенинг IN MY WORLD в исполнении ROOKiEZ is PUNK’D понравился мне больше первого, но тут, как говорится, дело вкуса. Первый эндинг Take off в исполнении южнокорейской группы 2PM представляет собой классический K-pop, фанатом которого я не являюсь, да и графическая часть эндинга выглядит странновато. Второй эндинг Wired Life в исполнении Meisa Kuroki удался намного лучше.

Оценки

Персонажи – 6.5. Шаблонные и поверхностные, но неплохие персонажи с глуповатым главным героем. Некоторым хорошим персонажам не уделили внимания, которое они заслуживали.

Сюжет – 7.0. Предельно простой и динамичный, с интересной завязкой и очень достойной последней аркой.

Рисовка – 8.0. Яркие цвета, хорошая анимация, качественные крупные планы и фоны. Дизайн персонажей тоже неплох.

Музыка – 8.5. Классные опенинги, хорошие эндинги. Разнообразная фоновая музыка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]