Японский театр Кабуки. Что это за искусство? Часть 1

Кабуки в Стране Восходящего Солнца считается сложным видом искусства. К каждому выступлению актеры Кабуки готовятся очень тщательно. Перед представлением актерам наносят сложный грим и одевают национальную одежду. Любое действие в Кабуки обусловлено японской символикой. Здесь нет места мелочам, присутствует предельное внимание к деталям. Цвета, иероглифы и движения подчинены определенным канонам.

Кабуки: историческая справка

Кабуки, как жанр, зародился в 17 веке. В истоках этого жанра лежат ритуальные танцы, которые совершались жрицами культа Идзумо Тайся. Основоположницей жанра является Окуни. Именно она и другие служители религиозного культа сумели добиться его большого распространения на всей территории Японии.

На сцене Кабуки в те времена ставили сценки из повседневной жизни, а любые роли доверялись только актрисами. Первый состав театра приглашали выступать перед самим императором. Помимо основной драматической трупы стали возникать и другие театральные объединения, которые помогли жанру обрасти новыми тонкостями и элементами.

Изначально театральное представление выглядело, как неприличные и приземленные постановки. Некоторые актрисы театра вели непристойный образ жизни. В 1629 году сегунат Токугава издал запрет, который ограничил возможность женщин блистать на сцене, но Кабуки был настолько популярным, что вместо женщин роли в театральных постановках стали исполнять мужчины.

Повседневные сценки, как тема для театральных постановок, перестали быть основой репертуара. Им на смену пришли национальные танцы, драматическое искусство и возвышенные сюжеты. В период Мэйдзи театр Кабуки пришел в упадок. Повсеместная европеизация привела к тому, что жанр был реконструирован по европейскому образцу. Специальные башни больше не использовались в постановках. А для публики стали устанавливать стулья.

В 1928 году Кабуки перестал быть прерогативой японских сцен. Приверженцы данного жанра начали путешествовать по миру, показывая свои представления в Советском Союзе, США и многих других странах. Во времена Второй Мировой многих актеров забрали на фронт. Бомбардировки уничтожили здания театров, а те подмостки, которым удалось уцелеть, стали клубами для военных. Многие постановки были запрещены. Лишь некоторые из них были внесены в список, который был разрешен для представления широкой публике.

В 1945 году труппа «Дзэнсиндза» возобновила свою деятельность и показала зрителям пьесу «Сукэроку». Эта пьеса было непременным атрибутом классического репертуара любого театра Кабуки. В наши дни японцы по-прежнему ценят и любят данное направление. Многие актеры, исполняющие роли в театральных постановках, играют еще и в кино, участвуют в телепередачах. Женщины снова получили возможность исполняет роли в пьесах. В 2005 году Кабуки включили в «третью декларацию шедевров наследия». Теперь этот жанр официально признан организацией ЮНЕСКО.

История кабуки

Если Кабуки сам по себе можно описать, как «красочный» жанр, это же в равной степени относится к его истории. Длительный процесс эволюции кабуки начался на берегу реки в Киото в 1603 году. Родоначальницей жанра стала Окуни (которая была служительницей храма Идзумо Тайся). Ее ритуальные танцы в высохшем русле реки близ Киото привлекли сотни зрителей. Вскоре Окуни начала использовать в своих выступлениях романтические и светские танцы. Прошло совсем немного времени, как женщина прославилась по всей столице и начала выступать вместе с труппой на сценах Киото.

Ее танцы, возможно, были основаны на более ранних буддийских храмовых танцах, в то время как музыка первоначального варианта кабуки была взята из более древнего театра Но. Однако, в кабуки, в отличие от других форм театра, начал использоваться новый инструмент, трехструнный сямисэн, который вскоре стал очень модным.

Короткие танцевальные номера и сценки, исполняемые труппой Окуни, создавали ощущение эротизма, поскольку актрисы одевали экзотические костюмы, которые частично подражали костюмам португальских миссионеров. Этот первый вариант кабуки, как полагают некоторые исследователи, был связан с проституцией. Поэтому вовсе не удивительно, что он так стал популярен в чайных театрах кварталов. Ведь с помощью нового популярного жанра можно было предоставить клиентам новый вид развлечений, и в то же время рекламировать жриц любви на сцене. Из-за большой популярности «женского кабуки» и шумихи, который этот жанр создал среди мужской аудитории, чиновники запретили «онна кабуки» в 1629 году. Это привело к созданию другого варианта театра — «вакашу кабуки или «кабуки молодых мужчин». Чайные бордели начали предлагать услуги молодых парней, что обрело популярность среди бисексуальной а и их особого стиля жизни под названием ukioyo или «изменчивого мира». Парни, исполняющие женские роли, приобрели популярность среди мужской аудитории. Но подобное продлилось недолго. В 1652 году чиновники запретили и этот вид кабуки. Тем не менее, взрослым мужчинам никто не запретил выступать на сцене, что привело к созданию нового вида театра — «яро кабуки», в котором все роли, даже женские, играли взрослые актеры мужского пола.

Японский театр кабуки

Продолжение традиций

Постепенно в 17 веке кабуки удалось дистанцироваться от проституции, и этот театр начал привлекать серьезных драматургов. Талантливые актеры также внесли существенный вклад в развитие кабуки, создав новые виды ролей, такие как onnagata — женская роль, исполняемая мужчиной, wagoto — роль элегантного мужчина, а позже появилась aragoto — роль брутального сильного мужчины. Каждая из них вдохновила драматургов на создание новых видов драмы.

Кабуки проник буквально в каждую сферу жизни страны. В области Киото и Осаки вдохновением для кабуки стал эротический, гедонистический «изменчивый мир» или ukioyo, который процветал в «районах красных фонарей» больших городов. Этот стиль жизни, с его знаменитыми проститутками и звездными актерами кабуки, часто изображался цветных мозаиках того времени.

В первой половине 18-го века в Эдо, который был резиденцией военного правительства, появился другой яркий стиль кабуки, который довольно быстро распространился. Он был назван aragoto, а на его создание оказал сильное влияние кукольный театр бунраку.

Зачастую у бунраку и кабуки был одинаковый репертуар, к примеру в обеих разновидностях театра использовались пьесы Тикамацу Мондзаэмона (1653-1724), а также многих других знаменитых драматургов. Разновидности ролей и стиль бунраку во многом оказали влияние на актерское мастерство и выражение лиц актеров кабуки.

Японский театр кабуки

Конец 18-го века и большая часть следующего столетия стали золотым веком театра кабуки. Несколько инновационных драматургов расширили репертуар театра, добавив следующие категории пьес: jidaimono (исторические пьесы), sewamono (отечественные пьесы), kaidanmono (призрачные пьесы), похожие на танцевальные драмы Но, а также shiranamimono (воровские пьесы). Шло время, и театры кабуки выросли от простых сцен в чайханах и более поздних деревянных конструкций, напоминающих ранние театры Но, до настоящих огромных театров, в которых использовалась более сложная техника. Также появился обычай ставить пьесы кабуки, которые длились целый день. Они состояли из нескольких частей: программу открывала пьеса jidaimono, а заканчивала пьеса sewamono.

К концу золотого периода кабуки было создано большинство из ныне существующих его стилей, с соответствующим репертуаром. Появились целые семейные династии актеров, которые специализировались на определенных стилях и пьесах. Из всех четырех «классических» форм японского театра только кабуки удалось сохранить свою популярность в период Мэйдзи (1868-1912). Но и кёгэн стали редкостью, в то время как традиции бунраку сохранились в основном в Осаке. Кабуки удалось адаптировать основные темы, тексты и танцы из этих более старых стилей театра.

В 19 веке центром кабуки стал Токио (который ранее назывался Эдо), где к концу века было создано три больших театра кабуки. К сожалению, все они были уничтожены пожарами и взрывами, и только один из них (известный как «Кабуки-дза») был перестроен в 1952 году. В настоящее время Национальный театр Токио также служит в качестве сцены для театра кабуки. Во время эпохи Мэйдзи, когда модными стали западные формы развлечений, был изобретен новый, более реалистичный тип театра — так называемый «шин кабуки» или «новый кабуки», который тем не менее никогда не приобрел широкой популярности.

С 20-го века до начала 21-го века кабуки не был самой популярной формой традиционного театра Японии. Но это также не был застойный «музейный» жанр. Постепенно он развивался. К примеру, в настоящее время появились различные, зачастую даже противоположные тенденции. Несколько замечательных актеров и драматургов сделали инновационный вклад с целью модернизации кабуки в 20 веке.

Актеры и их типичные роли

Лишь в очень немногих разновидностях театров актеры сыграли одну из самых важных ролей в создании и разработке целой формы искусства, как это произошло в кабуки. Есть несколько категорий ролей с различными суб-категориями. Лишь самые талантливые актеры могут быть настолько универсальными, что они могут исполнять роли разных категорий. Намного чаще встречается, что актер специализируется только на одной из категорий, поскольку подготовка действительно классного актера может длиться в течение всей его жизни. Рассмотрим основные типы ролей в театре кабуки.

Японский театр кабуки

Wagoto — молодой горожанин, как правило, элегантный, даже женственный. Чаще всего в пьесе он влюблен в знаменитую куртизанку. Он может быть героем, но часто его потуги бесполезны и даже комичны. Wagoto носят белый грим и костюмы, основанные на городской моде периода Эдо.

Aragoto (стиль дикого воина) — сильный, зачастую агрессивный мужской персонаж, который может быть добрым или злым. Они носят стилизованный макияж, просторные мешковатые костюмы и часто высокую обувь.

Onnagata — женская роль, исполняемая мужчиной. Она может рассматриваться как воплощение стилизованной карикатурной актерской техники кабуки. Практика использования актеров-мужчин в женских ролях восходит к началу 17 века, когда появились вакашу-кабуки или «молодых мужчины кабуки». Когда женщинам запретили выступать на сцене в этом жанре в 1629 году, молодые мальчики заменили их. Когда мальчики-актеры были запрещены в 1652 году, женские роли начали исполнять взрослые мужчины. На протяжении всей истории кабуки актеры onnagata были звездами, которыми особенно восхищались и которые часто диктовали женскую моду.

Японский театр кабуки

Роли оннагата можно разделить на многочисленные суб-категории, каждая из которых обладает своими уникальными характеристиками. Keisei — яркая куртизанка, akahime — дочь самурайского военачальника, akuba — злая женщина из пьес sewamono, baba — старухи, musume — дочери обычных фермеров или жителей города и т.д. Помимо трех основных ролевых категорий, описанных выше, wagoto, aragoto и onnagata, каждая со своими подкатегориями, есть также несколько незначительных типовых ролей: katakiyaku — злодеи, sabakiyaku — положительные мужские персонажи, jitsugoto — исторические личности, sanmaime — комические персонажи мужского пола.

Различные типы постановок

Тематика пьес кабуки была взята из очень многих источников. К примеру, очень многие пьесы являются одинаковыми с постановками кукольного театра бунраку. Таким образом, многие известные пьесы можно увидеть как в бунраку, так и в кабуки. Также из репертуара бунраку было перенято две из основных категорий — jidaomono (исторические пьесы) и sewamono (бытовые пьесы). Пьесы jidaimono часто ссылаются на великие эпопеи феодального периода, такие как «Повесть о доме Тайра» и «Сказки Исэ моногатари». Таким образом, они повествуют о далеком прошлом. Великолепный стиль костюмов пьес jidaimono отражает моду, которая была принята в начале феодального периода того времени. При этом актерский стиль был очень стилизованы. При этом пьесы sewamono были намного более реалистичными, а их костюмы отвечали моде, принятой в период Эдо. Первый пьеса sewamono была поставлена Тикамацу Мондзаэмоном примерно в 1703 году. Параллельно с sewamono появился его поджанр — Sonesaki Shinju, в котором рассказывалось о жизни простых людей в период Эдо, а не о мифических героях прошлого. Многие из пьес sewamono поэтому были основаны на реальных событиях, а речь в них шла о двойных самоубийствах, совершенных «любителями». Жанр Shinju стал настолько популярным, что его впоследствии запретили.

Японский театр кабуки

Третьей основной категорией кабуки стали пьесы shosagoto, которые концентрировались в основном на танцах, а не на сюжете. На самом деле, танец является неотъемлемой частью большинства из пьес кабуки, но в shosagoto именно танцы являлись их основным содержанием. Большинство пьес кабуки, которые были адаптированы из репертуара Но во время эпохи Мэйдзи, принадлежат к этой категории. Кабуки также можно классифицировать в соответствии с их темами. В них часто встречаются основные сюжеты более старого репертуара Но и киоген (подобные пьесы получили название matsubamemono). Пьесы, в которых в сюжете встречается понятие вендетты, получили название sogamono, в которых темой было самоубийств влюбленных — shinjumono, пьесы с призраками назвали kaidanmono, а в которых речь шла об известных ворах — получили название shiranamimono.

Сцены и реквизит

В течение 18 века сцена кабуки, которая ранее была простым деревянным помостом, превратилась в сложное «волшебное построение» с несколькими типами занавеса, лифтами и даже вращающейся сценой.

По своей сложности сцену кабуки можно сравнить разве что со «сценой барокко», которая использовалась в Европе примерно в то же время. Обе сцены были предназначены для исполнения различных танцевальных драматических постановок. Также все оснащение этих обоих типов сцен были направлены на то, чтобы поразить публику. Однако есть существенные различия между западноевропейской сценой барокко и сценой кабуки.

Японский театр кабуки

Сцена барокко была сделана согласно европейских придворных театральных традиций, поэтому на нее очень сильно повлияли научные открытия эпохи Возрождения. Это привело к созданию довольно высокой и глубокой сцены, на которой было легко создать иллюзию больших расстояний. В театре кабуки, который фактически родился в «увеселительных кварталах» была очень широкая сцена, необычные декорации которой были сделаны в классическом японском стиле живописи.

Японский театр кабуки

Самые ранние выступления кабуки проводились на временных сценах. Когда этот театр только начал приобретать популярность, его постановки ставились на деревянных конструкциях, похожих на те, которые использовались в театре Но. К концу 17-го века сцена кабуки приобрела одну из современных отличительных черт, которая сохранилась до сих пор — hanamichi или «цветочный путь», который ведет от задней части зала в левом углу до собственно самой сцены. В кабуки в 17-18 веке появились специфические полосатые шторы-занавесы «маку», которые также стали одной из «фишек» кабуки. Подобные занавесы сейчас повсеместно используются во время танцевальных пьес.

Японский театр кабуки

Сложные системы лифтов и тайников, которые сегодня можно найти на любой профессиональной сцене кабуки, развивались на протяжении веков. Это позволяло актерам появляться и исчезать в мгновение ока. Полноразмерная же вращающаяся сцена, которая была впервые использована в Европе в 1896 году, в кабуки использовалась уже в 1758 году. Иллюзии являются одним из важнейших элементов во многих пьесах кабуки. Одним из самых красивых сценических трюков является «оседлавший небеса» (chunori), в котором актер летит над сценой, или даже над зрительным залом. В некоторых типах современных постановок в полной мере используются подобные сценические трюки.

Актерская техника

Актерская техника кабуки в значительной степени основана на имитации действий и поведения людей во время различных исторических периодов Японии. Жизнь придворных, самураев и даже обычных горожан была ограничена и диктовалась сложными правилами поведения, которые все были отражены на сцене кабуки. Например, разговорный язык и язык тела мужчин и женщин сильно отличались (это частично до сих пор сохранилось в Японии). Преувеличенная мимика стала одним из основных компонентов актерской техники (фури) в кабуки. К примеру, это нашло отражение в отыгрывании ролей персонажей оннагата, преувеличенно крошечные шаги которых стали отображением идеализированной концепции женственности периода Эдо.

Сильные характеры мужчин, с другой стороны, олицетворяют мужественность, культ которой пропагандировался в мире самураев. В то время как oннагата держали ноги плотно сведенными и передвигались крошечными шажками, энергичные персонажи арагото наоборот — ходили по сцене размашистой уверенной походкой.

Еще одной яркой характеристикой постановок кабуки является использование чрезвычайно преувеличенной мимики лица. Это сильно отличается от бесстрастных «каменных лиц» более ранних придворных форм театра, таких как бугаку и Но. В отличие от этих форм, в фарсах киоген, которые развились непосредственно из народного театра, преувеличенные выражения лица составляли важную часть актерской техники. Все вышеупомянутые аспекты, различные системы движений и выражений лица представляют искусство игровой пантомимы (фури) в кабуки. Оно столь же важно для представлений кабуки, как и искусство танца, которое делится на две категории: архаичная техника (к примеру, которая была позаимствована из Но) и одори — более свободный и ритмичный тип танца.

Японский театр кабуки

Каждый будущий актер кабуки начинает обучение с раннего детства. Он должен ознакомиться с обширным репертуаром танцев, особенно если собирался специализироваться на ролях оннагата. В большинстве пьес кабуки, которые были взяты из репертуара Но, танец является доминирующим аспектом. Поскольку кабуки является в значительной степени наследственной профессией, обучение этому искусству производится в рамках семей. Студент может брать отдельные уроки танца и музыки, но основную часть обучения производит мастер одной из сохранившихся семей, которые уже веками занимаются кабуки.

Сценический грим Кабуки

Сценический грим Кабуки

Грим актера зависит от того, какую роль он исполняет. Играя юную прелестницу или молодого человека, лицо раскрашивается белым цветом. Для отражения более зрелого возраста, в грим добавляют коричневые оттенки. Если сценарий требует того, чтобы актер выглядел сильным и мужественным, на его лицо наносят различные полосы. Для усиления эмоционального окраса персонажа применяют специальные каноны Кумадори. Цвета канонов: синий черный и разные оттенки красного. Алый цвет означает храбрость, честность, и верность, а чёрный символизирует духовность и сверхъестественные силы. Синий в данной традиции трактуется, как зло и темные потусторонние силы.

Часто, в Кабуки роли женщин по-прежнему исполняют мужчины. И гримируют их так искусно, что со сцены таких актеров невозможно отличить от настоящих женщин. Основу данного грима составляют светлые оттенки и большое количество косметики на лице.

Театральное действие в Кабуки

Сцена, которая используется для постановок такого жанра, выглядит весьма необычно. Ханамити — это деревянный помост, который применяют для выхода актеров, а также используют при проведении некоторых актов. В целом, сценические подмостки тянутся через весь зал от левого края. Декорации, которые используют в театре Кабуки, называются одогу. В постановках активно используются платформа со ступеньками, все они выполняются в натуральную величину.

В больших театрах сама сцена может вращаться, также в постановки активно включают механические люки и крутящиеся стены.

Японский театр Кабуки. Что это за искусство? Часть 1

Восток — дело тонкое, не забывайте. Тоже мне новость. А Кабуки — это такая штука, которую надо дозировать и принимать понемногу. Первый раз провести в зале полчаса — это уже достижение. Раньше представление длилось 10−12 часов, теперь спектакль длится примерно 6 часов. Согласитесь, для европейца сложно высидеть так долго. Кроме того, даже если вы знаете японский язык — это вам не поможет, актеры говорят на старояпонском.

Впрочем, говорят — это мягко сказано. Вам покажется, что они воют, как сирены или как ведьмы на шабаше, т.к. главным в речи актера считается не естественность, а ораторское искусство. Таким образом, текст произносят в манере завораживающей мелодекламации, которая представляет собой нечто среднее между пением и разговором. А когда диалоги сопровождаются музыкальным сопровождением, это придает движениям актеров больше ритмичности, они становятся похожими на движения странного танца.

Актёры передвигаются по сцене в позах скрученного артритом человека, причем эти позы требуют изрядной выносливости; они строят такие гримасы, что невольно начинаешь думать: уж не съели ли они все разом перед спектаклем порченого продукта? Актёры Кабуки великолепно владеют мышцами лица и «умеют рассказывать лицом». Иногда это выглядит жутковато. Так, безумный герой обязан выпучить глаза, перекосить рот и далее по законам жанра… Жуть.

Особый прием актеров Кабуки, «миэ», используется в кульминационные моменты актером, исполняющим главную роль. Он внезапно замирает в живописной позе, устремляет пристальный взгляд в одну точку и косит глаза. Эта своеобразная манера стремится подчеркнуть величие особой красоты. Не мудрено, что у европейца такое величие вызывает желание почесать затылок. «Психи какие-то», — сказал один мой знакомый. Это, поверьте, распространенная реакция обычного европейца на пьесу Кабуки. Зато человека творческого, художника, Кабуки, как нечто удивительное и неповторимое, может заинтриговать. «О, Кабуки — это так прекрасно и удивительно», — сказал второй мой знакомый и выразил свои чувства, написав замечательное стихотворение.

Ментальность Востока отличается от ментальности европейского человека, но в последнее время их культура всё сильнее контактирует с нашей. Кабуки — это иная этика и эстетика, привыкнуть непросто, но попробовать понять и «нарастить эстетику» стоит.

Так все же — кукольные люди или ожившие куклы?

Сначала, лет 300−400 назад, Кабуки был театром марионеток. Поэтому, когда люди заменили кукол, актерам пришлось стать живыми марионетками. Сцена напоминает кукольный театр — яркие цвета, неестественные движения, абсолютно белые лица под пышными париками, на которых ярким пятном выделяются алые губы. Нарисованное солнце, кажется, светит, как настоящее, а волны изумрудной ткани переливаются, как настоящее море. Костюмы на актёрах из дорогой парчи, а предметы интерьера — настоящий антиквариат. Здесь изящно страдают и красиво умирают.

Представьте: два сражающихся воина в высоченных сандалиях, с развевающимися огромными рукавами, с двухметровыми мечами. На их лицах черно-красные линии, символизирующие символ воинственности. Их сражение похоже на танец: какие-то ритуальные, несерьёзные движения. На самом деле, каждое движение тщательно выверено и продумано. В конце один воин убивает другого. Однажды, 300 с лишним лет назад, это случилось по-настоящему. Убитый актер пал от руки своего сценического партнера — актера Ханкуро. С тех пор имя Ханкуро навсегда вычеркнули из имен театральных династий, а боевые мечи заменили на деревянные.

Самая совершенная кукла — главная героиня — с её медленными движениями, с высоким голосом — воплощение идеальной любви. Она страдает, а за неё борются и умирают, а зритель-европеец в это время изо всех сил старается разглядеть хрупкую девушку в загримированном мужчине.

Есть династии актеров Кабуки, которые насчитывают до 17 поколений. Они передают своё бесценное искусство быть марионеткой из поколения в поколение. Раньше, если в семье актёра рождалась девочка, это было печальное событие, ибо продолжить дело предков мог только мальчик. Требования, предъявляемые к актеру, очень суровы. Он должен пройти тщательную подготовку по многим видам театрального искусства — танцы, музыка. Техника актерской игры в театре Кабуки — не результат достижений актеров, а накопленный опыт, передаваемый из поколения в поколение.

Есть легенда об актёре, который был одним из лучших актёров оннагата (играющий женщину). Когда-то оннагата предписывалось носить женскую одежду и в повседневной жизни. Так вот, достигнув 70 лет, актёр ушёл на заслуженный отдых. Но однажды у него возникло желание в последний раз выйти на сцену и исполнить танец девушки. Его жена засомневалась: ну что ты выдумал, ты уже слишком стар и тебя засмеют. Муж сделал вид, что обиделся и вышел из дома. Через некоторое время в дверь постучала красивая девушка, она вежливо осведомилась о хозяине дома и, узнав, что его нет, сказала, что зайдёт позже. Сгорая от любопытства и ревности, женщина принялась расспрашивать мужа, как только он вернулся, что это за прекрасная незнакомка им интересовалась? Муж гордо ответил: «Этой девушкой был я. Убедилась? Так-то.»

Секрет красоты «оннагата» заключается в том, что эта красота создана искусством мужчин, наблюдающих за поведением и психологией женщин.

Продолжение следует…

Теги: мужчины, театр, традиции, искусство, актеры, Япония

Ведущие персонажи театра

Персонажей театра Кабуки можно разделить на следующие категории:

  • «Татияку» — это герой, которого можно охарактеризовать, как мудрого, красивого и смелого мужчину. Он может быть бойцом, утонченным красавчиком, героем-любовником и непревзойденным воином;
  • «Катакияку» — это отрицательный герой, который во многих пьесах является антагонистом татияку. Обычно, это злой и мерзкий обманщик, но этот персонаж может раскрываться также, как благородный человек, который из-за своего знатного положения вынужден совершать некрасивые поступки;
  • «Докэката» — комический персонаж, который во всех пьесах призван смешить людей своими поступками;
  • «Кояку» — это герой, которого исполняют дети;
  • «Оннагата» — женский персонаж, амплуа которого достаются мужчина. Оннагата может быть любого возраста. Обычно, женский образ показывают в кимоно с длинными рукавами. Оннагата может быть знатной дамой или прекрасной куртизанкой. Может быть девушкой воительницы или женой купца.

Персонажи Кабуки яркие и выразительные. Каждый из них имеет свои отличительные черты, строго регламентированные канонами жанра.

Особенности театральных постановок

Все пьесы Кабуки достаточно продолжительны во времени. Они могут длиться больше 3-х часов, и некоторые постановки приходится адаптировать для иностранных зрителей, сокращая сцены и эпизоды. Сегодня в мире есть три вида театральных пьес данного жанра:

  • Дзидай-моно. Такие пьесы выглядят, как исторические постановки, повествующие о легендах периода Сэнгоку;
  • Сева-моно. Являются бытовыми представлениями, которые основываются на историях, возникших после периода Сэнгоку;
  • Сесагото. Танцевальные постановки, отлично отражающие все тонкости национального японского танца.

Стандартная пьеса занимает 5 актов. В большинстве постановок в качестве аккомпанемента используются лирические песни Нагауто.

Уникальность японского театра заключена в его продуманном символизме. Невероятное сочетание музыкальных и танцевальных номеров соединяется с драматическими выступлениями актеров. А сложный грим и технические эффекты дают невероятный результат. Этот театр пережил непростые времена, но сохранил свою самобытность и популярность. Кабуки — это подлинное японское искусство с длинной историей. Даже неискушенный театральными постановками зритель отмечает, как действо, происходящее на сцене, захватывает с самых первых минут.

Японский театр Кабуки имеет такую специфику, которая не присуща ни одному другому театру мира. Кабуки — это и жанр, и особенное устройство самого театра, и строго регламентированные действия на сцене, которые позволяют отразить многообразие чувств и эмоций, вложенных в сценарий.

LiveInternetLiveInternet

Воскресенье, 19 Июня 2011 г. 12:56 + в цитатник Привалова

все записи автора Традиции и история японского театра уходят корнями в очень далёкое прошлое. Прямая преемственность традиции прослеживается чуть ли не полтора тысячелетия, к эпохе, когда в Японию с материка проник буддизм, а вместе с ним – музыка и танцы из Китая, Индии, Кореи. Знаменитый знаток японской культуры академик Н. Конрад предположил, что классический японский театр сохранил в себе и элементы античной драмы, проникшей на Дальний Восток долгим и окружным путем – через эллинистические государства Передней Азии, Индию и Китай. В Японии много разновидностей классических традиционных театров. Попытаюсь немного рассказать о некоторых… ТЕАТР КАБУКИ. В начале эпохи Токугава родился, расцвел и принёс плоды демократический театр Японии. Это была драма Кабуки. Кабуки, самый известный вид классического театрального искусства Японии, имеет примерно 400-летнюю историю: сначала это были упражнения для развития техники исполнения женского танца (Кабуки одори). Ритуальные танцы часто исполнялись для развлечения прихожан при синтоистском храме в Идзумо. Они и по сей день исполняются при синтоистских храмах в Нара и других местах. Юные девушки в тонких накидках поверх белых кимоно и алых хакама, с распущенными волосами и красиво загримированными лицами танцуют в зале храма. Из числа таких храмовых танцовщиц была и девушка по имени Идзумо-но Окуни, дочь кузнеца. В старинных хрониках говорится, что она была красавицей с волосами мягкими и длинными, как ветки ивы, и обликом походила на цветок персика. «Её танцевальная манера была величественной, – отмечали хроники, – а звонкий голос поражал всех, приходивших её посмотреть». Она была известна также своим нежным сердцем, и ей в равной степени восторгались и мужчины, и женщины. Примерно на рубеже XVII века Окуни прибыла в Киото и начала исполнять некоторые из ритуальных танцев в высохшем русле реки или на шумных улицах древней столицы. Первым она исполнила «Буддийский танец возглашения», сопровождаемый буддийскими молитвами (танец изобрёл буддийский священник Куя, отвечая вкусам народа, танец стал очень популярным). Её красота и прекрасные танцы принесли ей симпатии множества поклонников и покровительство феодальных князей. Юки Хидэясу, сын Токугава Иэясу и приёмный сын Тоётоми Хидэёси, был покорён её красотой и исполнительским мастерством. Рассказывают, что однажды он подарил ей свои драгоценные коралловые бусы, сказав, что стеклянное ожерелье, которое она носила, «слишком холодно и не вызывает радости». Начав с раскованного неофициального развлечения киотской толпы, Окуни постепенно добавляла в репертуар романтические и светские танцы, исполнявшиеся вначале под аккомпанемент флейты, старомодных барабанов, в которые надо было ударять пальцами, и других инструментов театра Но. Со временем она приобрела популярность во всей столице, и её появление на маленькой открытой сцене привлекало многочисленных зрителей, жаждущих после долгой эпохи войн эстетических развлечений. Она умело совместила различные традиционные танцы, народные баллады, стихотворные импровизации и другие элементы в одно гармоничное целое и таким образом создала театр Кабуки (слово «Кабуки» состоит из трёх китайских иероглифов, буквально означающих «искусство пения и танца»), в котором выступали молодые танцовщицы. Принятие сямисэна также способствовало дальнейшему развитию театра Окуни. Этот инструмент своей популярностью многим обязан Рютацу, композитору, известному также своим прекрасным голосом. Пантомима возникла благодаря усилиям Нагоя Сандзабуро, который стал мужем Окуни. К новому театрализованному танцу были добавлены комические диалоги, а сама Окуни вскоре стала исполнять мужские роли. Этот новый вид представления распространился по разным провинциям и вызвал множество подражаний. В 1603 году Кабуки Окуни окончательно оформился и принял форму театра. Вначале Окуни выступала со своей группой в Киото, в кварталах Сидзёгавара и Кодзёгавара, а в 1604 году она построила собственную стационарную сцену на территории синтоистского храма Китано. Однако, несмотря на славу нового театра, к участвовавшим в нём актёрам и актрисам сохранялось значительное социальное предубеждение. Но, несмотря на падение репутации Кабуки Окуни, причиной чему была растущая безнравственность и распутство некоторых актёров и актрис, которые всё ещё занимали наиболее презренное место в феодальной иерархии, саму Окуни в своё время с необычайной теплотой встречали в высших сферах, примером чего является покровительство Хидэясу и одной знатной придворной дамы из Киото. Памяттник Идзумо-но Окуни в Киото В 1607 году труппа Окуни отправилась в Эдо, где точно так же, как в Киото и Осаке, её представления вошли в моду. Во время представлений помещения всегда были переполнены, и популярность Кабуки была столь головокружительной, что самураи Эдо до безумия влюблялись в танцовщиц и устраивали поединки, дабы завоевать их симпатии. Властям это показалось уже излишним, и они решили запретить выступления труппы, хотя запрет был скорее вызван поведением эдоских кавалеров, чем деятельностью самого Кабуки. В трёх крупнейших городах – Киото, Осака и Эдо – быстро росло число актрис, воодушевлённых примером Окуни, и исполняемые ими представления Кабуки стали излюбленным развлечением широкой публики. Но развитие театра сопровождалось пагубным влиянием актрис на общественную нравственность, и токугавское правительство издало ряд декретов, запрещающих появление актрис на сцене. В 1608 году был издан указ, разрешающий выступление Кабуки только на городских окраинах, где его тлетворное влияние менее пагубно сказывалось бы на обществе. Несколько придворных дам, которые завели романы с красивыми актёрами Кабуки, были отправлены в изгнание. Правительство часто вмешивалось в дела Кабуки. В 1626 году, когда группа актрис выступала в пригороде Эдо, театр был настолько переполнен, что возникли крупные беспорядки, и было приказано прекратить представление. И, наконец, правительство третьего сёгуна Иэмицу издало в 1629 году строгий указ, запрещающий любые представления с участием женщин. Театр Онна Кабуки (женский театр Кабуки) был уничтожен. Его место занял возникший ещё в начале XVII века Вакасю Кабуки (мужской театр), в котором играли только юноши. Однако, так как театр, в котором выступали только мальчики и молодые люди, также начал считаться подрывающим моральные устои, в 1644 году правительство его запретило. После этого был издан указ, предписывавший закрыть четыре ведущих театра Эдо, равно как и кукольные театры и другие центры развлечений, поводом для чего послужил скандальный роман актёра Кабуки и жены крупного аристократа. Под давлением владельцев театров в следующем году они были открыты снова, но в 1648 году был издан указ, запрещающий аристократам посещать театры, а в 1656-м – запрещающий актёрам давать представления в усадьбах самураев, даже если их специально приглашают. Театр Кабуки во многих отношениях уникален — поразительный грим, пышные одежды, тщательно разработанное сценическое оснащение, экзальтированный стиль исполнения… Зрелищность Кабуки требует от актёров огромного мастерства. Среди актёров кабуки существуют целые театральные династии, которые специализируются на определённых стилях игры. Художественные приёмы театра Кабуки передаются от отца к сыну, от сына к внуку и так далее, поэтому данное искусство во многом остаётся достоянием ограниченного числа актёрских семей. Каждая семья становится хранителем определённых ролей, и эти амплуа, в свою очередь, передаются от поколения к поколению. Существование оннагата – мужчин, исполняющих женские роли, после запрета выступления актрис стало совершенно необходимым и сохранилось до настоящего времени. Даже в середине XIX века, когда были отменены многие запреты, женщины долго не могли достичь такого же совершенства в исполнении женских ролей, как мужчины – оннагата, тратившие долгие годы на накопление опыта. Любопытно, что оннагата были обязаны носить женское платье и в повседневной жизни, эта практика была отменена во время реставрации Мэйдзи в 1868 году. Существуют арагото («грубый стиль») и вагото («гармоничный стиль»). Стандартные мужские роли кабуки: красавец-любовник, добродетельный герой или злой самурай; Стандартные роли для оннагата: знатная леди, молодая девушка, злая женщина. В современной Японии жанр традиционного театра Кабуки остается популярным и любимым миллионами зрителей. Отличительной особенностью сцены в этом театре является уходящий в зрительный зал помост «ханамити», на который актеры выносят действие спектакля. Находясь непосредственно среди зрителей, под острым прицелом сотен глаз, актерская игра не может не отличаться подлинным профессионализмом и богатством мимики. Зачастую существенная часть театрального действия переносится на ханамити, что обусловливает полное подчинение зрительного зала актерскому мастерству, и в конечном итоге, способствует единению зрителей и актеров. Многие театры Европы воспользовались этим изобретением Кабуки, также начав выносить театральное действие в зрительный зал с помощью специальных помостов. Вращающаяся сцена (маварибутай)– еще одно из изобретений театра Кабуки. На небольших возвышениях по обе стороны от сцены располагаются в специальных ложах музыканты и певцы, которые сопровождают особо значительные эпизоды спектаклей музыкой, дополняя драматичность момента. Смена реквизита происходит при раскрытых кулисах: считающиеся невидимыми люди в черном (куроко) быстро и незаметно уносят предметы со сцены, заменяя их новыми. Запрет на актерское участие женщин в Кабуки давно снят, но верность традициям не позволяет ломать веками сложившиеся устои, и женские роли по-прежнему блестяще играют мужчины. Кроме того, актеры в амплуа оннагата настолько мастерски перевоплощаются в женщин, что их игра составляет одно из главных достоинств традиционного японского театра Кабуки. Существует даже мнение, что подлинный японский идеал женского изящества и красоты сохранили именно оннагата, а не реальные современные японские женщины. На снимках: наш современник, актер театра Кабуки Tachibana Daigoro. Выделяют несколько категорий пьес кабуки: — Одаймоно – исторические драмы, основанные на событиях эпохи Хэйан. Место действия, в основном, дворцы Киото, а действующие лица – придворная аристократия. — Дзидаймоно – исторические драмы, основанные на событиях времен Гэмпэй и последующих периодов вплоть до конца 16 века. Героями этих пьес являются самураи и воины. — Оиэмоно – семейные пьесы. Социальные драмы, в основе которых лежат события, происходившие в семьях феодальных князей в эпоху Эдо (1603-1876) Сэвамоно – бытовые пьесы. Драмы в основе которых лежит жизнь простых людей в эпоху Эдо. Популярные театры кабуки в Японии: Кабукиза в Токио, Шин-Кабукиза в Осаке или Минамиза в Киото. Спектакли кабуки длятся около 5 часов. Центральной темой являются человеческие чувства… Кабуки был и остается целым миром с собственными законами, устоями, иерархией и предрассудками, остающимся верным незыблемым японским традициям и не теряющим при этом связи с современностью.

Рубрики:Уголок по интересам Фотография

Метки:
фото япония театр кабуки

Процитировано 5 раз Понравилось: 3 пользователям

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 3
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 1
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 1
    Сохранить в ссылки

Понравилось3
0

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]