Японский театр — удивительное искусство страны восходящего солнца

Кабуки в Стране Восходящего Солнца считается сложным видом искусства. К каждому выступлению актеры Кабуки готовятся очень тщательно. Перед представлением актерам наносят сложный грим и одевают национальную одежду. Любое действие в Кабуки обусловлено японской символикой. Здесь нет места мелочам, присутствует предельное внимание к деталям. Цвета, иероглифы и движения подчинены определенным канонам.

Историческая справка

Появление национального театрального искусства в Японии история относит приблизительно к 7 столетию. Оно пришло из соседних стран Востока: с китайских, корейских, индийских, персидских, тибетских просторов. Во многом театральные представления того времени связаны с религиозными верованиями: шаманизмом, даосизмом, конфуцианством, религией синто, но больше всего – с буддийским учением.

Первыми в Японию пришли два вида искусства:

  • гигаку – пантомимы;
  • бугаку – танцы.

Они исполнялись во время религиозных празднеств, народных гуляний, а позже завоевали отдельную сцену, став своего рода театром. Гигаку просуществовал до 10 столетия, но потом его свергли с театральных подмостков другие, более изощренные виды пантомим. Бугаку же существует до сих пор.

Театральные таланты передавались из поколения в поколения: часто дети актеров наследовали их профессию, и образовывалась целая династия. Благодаря этому весь мир может познакомиться с шедеврами этого искусства и узнать самобытную японскую душу через призму театра.

Немного истории

Страна, раздираемая междоусобными войнами на протяжении всего своего существования, едва ли сохранит точные упоминания о зарождении отдельно взятого искусства. Но примерно можно сказать, что театральная деятельность её началась около седьмого столетия нашей эры. Как и сам японский народ, это направление пришло на острова через ближайшие к «большой земле» границы с Китая, Кореи и с берегов России, тогда ещё принадлежавших айну.

Айны – один из первых народов, заселивших японские острова. Сначала обитали у реки Амур и в южной части Камчатского полуострова. По последним данным переписи населения, основное место пребывания народа на нынешний момент – остров Хоккайдо.

Самыми древними направлениями японского театра считаются пантомимы(гигаку) и танцы(бугаку). Изначально их проводили при религиозных обрядах и национальных праздниках. Бугаку существует и по сей день, а вот гигаку утратил свои значимость и постепенно выместился новыми видами пантомим.

Виды японского театра

Традиционный японский театр практически не изменился спустя века. Единственное преобразование заключается в том, что представление теперь длится гораздо меньше – около 2 часов вместо 5-6, а сами сцены, герои, события стали динамичнее.

Существует несколько любимых в Японии видов театра:

  • Но, он же Ногаку – представления для аристократических слоев;
  • Кёген – театр толпы, показывающий комедийные сцены их жизни простого люда;
  • Кабуки – для обычного народа;
  • Бунраку – театр кукол;
  • театр теней.

Конечно, современность диктует свои правила, и сегодня в Японии можно насладиться даже современным балетом или послушать оперу. Однако иностранные туристы, да и сами жители страны больше хотят прикоснуться к вечному – традиционному театру.

Феодализм сгущает тучи

Тяжесть феодализма в конце XVIII века привела к совсем другому направлению в пьесах кабуки. В Эдо вернулись к реалистичной драматургии Камигата. Только самоубийства влюблённых сменились семейными драмами. Верная жена решает помочь карьере мужа и уходит от него, говоря, что не любит. Муж в страстях убивает супругу. Общественные вкусы сместились в сторону убийств. Но сами пьесы отошли от развлекательного характера, показывая социальную несправедливость, отказ от жизненных целей, отчаяние.

Такая направленность не могла не подорвать идеалы, так долго преследовавшиеся актёрами Эдо. Столкновение Эдо и Кёто с Осакой оказалось не только в искусстве, но и во власти и экономике. Это повлекло определённые последствия: пьесы стали ругательными, а за пределами театра царили шантаж и вымогательство.

Так в пьесе «Токайдо ёцуя-кайдан» Цуруя Намбоку показал жизнь роннина, который зарабатывает на жизнь ремонтом зонтиков. Но он хотел беззаботной жизни, которую ему в условиях феодализма могла дать лишь тропа зла. На которую он и ступил.

Реформы, которые проводил сёгун только всё больше погружали общество в упадок и хаос. Здание театра кабуки было решено уничтожить, а представления запретить. Но один из чиновников мудро перенёс театр на окраину города.

В это тяжёлое для общества и культуры время театральные постановки не отличались ни высокими темами, ни особыми техниками. Кабуки всё чаще становился зеркалом народа, пытающегося выжить в смутные времена. Особой популярностью пользовались пьесы Кавата-кэ Мокуами.

Зрителей пытались поразить особой эдоской драматургией, которая всё больше включала в себя разные трюки и неожиданные повороты. Цель представлений — найти истину даже в упадке. Так, например, в пьесе «Сакура Сого» разворачивается крестьянский бунт. Постановка стала результатом поиска свежих веяний, ведь раньше кабуки не отражал деревенскую жизнь.

Также Мокуами тесно сотрудничал с актёром кабуки Итикавой Кодандзи. В их совместном творчестве они обращались к бандитам и романтикам с большой дороги, подчёркивая особую красоту зла. Таким образом, в «Кодзару Ситиносукэ» насилуют женщин, в «Мураи Тёан» садист убивает своих близких, а в «Икакэмацу» отразилась безысходность будущего.

Театр Но

Театр Но возник в 14 веке и стал особенно популярен во времена известного самурая Токугавы. Так традиционно он стал жанром самураев, правителей и аристократичных особ.

Его изюминка – особые маски и национальные костюмы-кимоно, в которые облачены актеры. Маска не соответствует определенному герою — ее используют для выражения чувств, эмоций, настроения, поэтому один актер может надевать по очереди несколько масок. И маски, и костюмы передаются внутри театра от старших актеров младшим.

В японских театрах сохранилось порядка 200 масок из кипарисового дерева, которые существуют не одно столетие.

Во время представления ситэ – главный герой – рассказывает о своей жизни, о мирных и военных временах, любовных и семейных переживаниях, преступных действиях, демонических проявлениях и противостоянии зла добру. Старым говором ситэ ведет повествование в сопровождении спокойной музыки и хора, а дальше подключаются второстепенные герои.

Большое внимание уделяется жестам – они грациозны и изящны. Восприятие пьесы зависит от конкретного зрителя – он сам додумывает значение многих сцен. Представление длится от трех до пяти часов.

Некоторые моменты Но могут быть неожиданно контрастными: меланхоличные танцы под ритмичную музыку или яркая кульминация сюжета во время полного молчания. Декорации отличаются простотой, чтобы не отвлекать от главного – игры актеров.

Кёген

Кёген совсем не похож на театр Но, хотя долгое время он был его интермедией, то есть небольшой комической сценой внутри изысканного представления драматического содержания. Однако после Второй мировой войны Кёген приобрел известность и стал функционировать самостоятельно, в отрыве от Но.

Кёген ориентирован на большую толпу. Это комедия, фарс, сцены из жизни простых людей, которые лишены судьбоносных событий. Сцены просты, полны тривиальных шуток и привычных большинству людей случаев.

Темами кёген становятся:

  • злые духи;
  • боги;
  • семейные неурядицы;
  • бытовая суета;
  • мужская неверность;
  • женская коварная натура.

Частый герой театра Кёген – слуга Таро. Персонажей множество, и по своей значимости они разделяются на главных, второстепенных, третьестепенных и дальше.

Известнейшие школы Кёген называются Окура и Идзуми.

Используются женские, мужские костюмы, и отдельно идут служеские. Все они выполнены по образцам нарядов 16-17 столетий. Иногда могут использоваться маски, но не для проявления чувств персонажей, как это происходит в театре Но, а как элемент костюма – у каждого героя определенная маска.

Веяния эпохи Мэйдзи

После свержения старого правительства и наступление эпохи реформ Мэйдзи театр кабуки не сильно изменился, хотя за актёрами признали социальные права. В театре ставили обычные бытовые драмы, которые никак не могли конкурировать с доведённым до совершенства методом Мокуами и его психологическими вариациями. Писатели и актёры мало понимали в то время проблемы и движения масс, потому что кардинальные перемены в стране делались не руками народа.

Через какое-то время в театре стали пользоваться спросом «пьесы живой истории», в основном, благодаря чиновникам, побывавшим в Европе. Актёр Дандзюро Десятый представлял на сцене тщательно проработанные древние церемонии и играл исключительно утончённо. Народный театр, каким всегда был кабуки, стал переходить в театр для высших классов. Простым людям не нужны были утончённость и история, они хотели весёлых танцев.

Кабуки

О театре Кабуки слышал, наверное, каждый, даже за пределами Страны восходящего солнца. Он считается одним из видов классического искусства Японии. В переводе это название значит «искусство петь и танцевать». Появился он в 17 столетии, в период правительства Токугавы и связан с именем конкретной девушки по имени Идзумоно Окуни.


Памятник Идзумоно Окуни

Она была танцовщицей в храме, а позже перебралась в Киото. Там она не бросила свое увлечение, даже наоборот – стала выступать у речного побережья и на городских улочках.

Окуни совершенствовала свое мастерство, вводила все новые элементы с налетом романтики и эротики, приплетала к выступлениям фольклор, легенды, стихи. Вскоре к ней присоединились музыканты, и успех девушки был ошеломительным. Так она дала начало целому виду искусства.

Жанр стали копировать многие ансамбли. Они зачастую включали в себя откровенные наряды и эротические сцены. Мужчины сходили с ума от красоты и грациозности актрис и нередко устраивали поединки между собой.

Правящей верхушке не нравилась такая тенденция, поэтому они на законодательном уровне запретили женщинам участвовать в театральных представлениях. Но это не уничтожило Кабуки как вид – теперь там стали играть исключительно актеры мужского пола, воплощая собой одновременно женщин и мужчин – это так называемый вакасю-кабуки.

Конечно, спустя 2 века указ упразднили, но традиция исполнения ролей мужчинами осталась – их сейчас гораздо больше, чем актрис-женщин. Сюжеты Кабуки отражают важные ценности и духовные переживания:

  • праведная и справедливая жизнь;
  • буддийский закон кармы, когда добро поощряется, а злодеи очень скоро ощущают на себе последствие собственных плохих поступков;
  • уважение к старшим;
  • жизненные обязательства;
  • мечты, желания, личные цели.

Важную роль играют костюмы – они собой словно воссоздают эпоху 17 столетия. Маски использовать не принято – вместо них актерам наносят искусный грим в несколько слоев, а также надевают парики.

История возникновения и развития

Кабуки появился в начале XVII века, вернее в 1603 году, родина театра кабуки Киото. Начало жанру дала Окуни из Идзумо (Идзумо-но-Окуни), год рождения 1571. Окуни была служительницей синтоистского храма Идзумо в префектуре Симанэ. Танец-молитва, который она исполняла во время служения вдохновил её на создание собственного стиля, который включал пение, танец и актерскую игру. Окуни была известна своей красотой и мастерством в танце. Однажды для сбора средств и пожертвований для храма она была направлена в Киото. Именно в это время её выступления привлекли внимание горожан, помимо танцев религиозного характера, Окуни ещё показывала юмористические сценки о встречах любовников. Её мастерство стало собирать большие толпы и когда пришло время возвращаться в храм, Окуни проигнорировала требование настоятелей храма, хотя деньги продолжала посылать. Идзумо-но-Окуни осталась в Киото, собрала вокруг себя женщин, изгоев общества и обучила их танцам. Уже в 1604 году на территории храма Китано была построена сцена для выступления труппы Окуни. Так как в театре были только женщины, то все роли и женские, и мужские исполняли женщины. В репертуаре кабуки в основном были комические сцены из повседневной жизни. Постепенно выступления приобретали всё большую популярность, стали появляться аналогичные труппы в других городах.

Исполнительницы кабуки не отличались скромностью и пользовались большим спросом среди мужского населения, выступления посещали не только простолюдины, но и лица самурайского сословия. Кабуки стал распространенной формой развлечения в районе красных фонарей в Эдо. Здесь всегда можно было встретить известных актеров, услышать новую захватывающую музыку, увидеть последние тенденции моды. Классовые границы стирались на фоне выступлений онно-кабуки, но часто возникали стычки и потасовки, в скандалы были вовлечены в том числе и государственные деятели. Все эти беспорядки привели к тому, что в 1629 году сёгунат запретил онно-кабуки (женское кабуки), предполагается, что помимо скандальной репутации театра сёгунат был обеспокоен тем, что в пьесах освещается жизнь обычных людей.

На смену женскому кабуки пришли юноши, которые быстро освоили мастерство предшественниц и дополнили представления акробатическими трюками, характер представлений изменился и от танцевального направления перешли к драматическому искусству. Но так как нравственная сторона театра кабуки не изменилась, в 1652 году выступление юношей на сцене было запрещено. Учитывая большую популярность театра его нельзя было закрыть и на сцене стали играть зрелые мужчины, появился новый вид кабуки, более утонченного и стилизованного — яро-кабуки (плутовской кабуки). До этого времени театр всё ещё не использовал литературные произведения и был призван показать красоту и мастерство исполнителей. С уходом юных актрис и актеров из кабуки спасти театр мог только сюжет пьесы, поэтому театральное действие быстро стало наполняться литературными произведениями.

До XVIII века театр кабуки процветал, но позднее интерес публики к театру пропал. В период эпохи Мэйдзи (1868—1912гг.) Япония вынуждена была открыться миру, это было время больших перемен во всех сферах жизни Японии, не исключением стал и театр кабуки. С приходом всего европейского ему грозила реальная перспектива разрушения. Морита Канъя, владелец большого театра в Эдо, произвел реконструкцию театра под европейский стиль, призвав на помощь все связи добился того, что императорская чета посетила кабуки, театр в глазах общественности поднялся на ступеньку выше.

В период с 1912 года до второй мировой войны, несмотря на разрушения вследствие сильных землетрясений, кабуки успешно продолжал свою деятельность и даже гастролировал за рубежом.

После войны оккупационные власти признали театр кабуки антидемократическим и поставили ряд жёстких условий для его дальнейшего существования. Большинство пьес было запрещено, новые пьесы были ограничены по количеству и кроме этого должен был представлен перевод на английский язык. Большинство выдающихся актеров кабуки умерли или погибли во время войны. Театр переживал тяжелые времена, несмотря на такое плачевное положение уже с сентябре 1945 труппы начали давать представления. Правительство Японии как могло поддерживало и помогало деятельности традиционных театров.

Театр теней

Изначально театр теней появился среди древнекитайских и индийских жителей еще 17 веков назад. Позже, с набегами Чингисхана, он вошел в жизнь других азиатских стран. В Японии искусство теней появилось приблизительно в 16-17 столетии, когда театрализованные представления набирали обороты.

В театре теней ставили небольшие пьесы, которые отражали привычную жизнь героев, их переживания и вечные ценности. В каждом районе страны тематика была своей.

Для представлений использовалась специальная конструкция: из балок сооружалась рамка, которую потом обтягивали светлым полотном – это была сцена. Фигуры, ставшие куклами, были довольно примитивными – бумажными, кожаными, тряпичными.

За сценой прятались актеры, которые управляли куклами-марионетками с помощью специальных веревок или тонких палок из бамбука. На героев направлялся свет, и они отбрасывали тени на белое полотно-сцену. Отсюда, как вы уже догадались, и название театра. Куклы (а точнее, актеры, которые ими управляли) плясали и пели.

Театр теней — один из самых любимых во многих восточных странах:

  • китайцы воссоздают события истории;
  • индийцы ставят сцены из священного эпоса «Махабхарата»;
  • турки любят насладиться комедией и фарсом.


Театр теней в Индонезии
Кстати, в одной из статей мы рассказывали про китайское театральное искусство — можете почитать об этом здесь.

Японцы же в основу представлений ставят мифы, легенды, фольклор, а вместе с куклами играют живые актеры, облаченные в черную одежду – такой подход делает японский театр теней самым динамичным и реалистичным.

В этом году японский театр теней впервые выступил в России. Это произошло в Ульяновске на празднике «Японская весна на Волге».

Бунраку

Бунраку – прекрасное развлечение для детей и их родителей, ведь это театр кукол и феерическое музыкальное представление в одном флаконе. Здесь оживают сказочные, мифические, фольклорные мотивы.

История началась с вымышленной принцессы Дзёрури, ставшая главной героиней баллад, которые легли в основу постановок. Поначалу не было никаких кукол – монахи исполняли песни, затем ансамбль дополнился музыкантами, а истории сопровождались картинками. Только позже изображения заменили реальными фигурками.

Рассказчик – главный герой, его здесь называют гидайю. Он повествует о событиях, а также создает дополнительное звучание, например скрип или шелест. Рост кукол достигает полутора метров.

В Бунраку куклами управляют актеры в черных балахонах с капюшоном – так они не отвлекают зрителей от волшебства, творящегося на подмостках.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]