Одна из важнейших составляющих японской культуры и японского мировоззрения – музыка. Данной работой мы открываем цикл статей, посвященных уникальной традиционной музыкальной культуре древней и современной Японии.
Японская традиционная музыка по-японски звучит как ho:gaku (邦楽(ほうがく). Также можно встретить наименования 和楽(わがく)или 国楽. Иногда, чтобы разделить понятия традиционной и популярной музыки, в Японии использует термин 「純邦楽」, что дословно означает «подлинная японская музыка (традиционная)».
Жанровое разнообразие японской традиционной музыки велико. Рассматривать их вне культурного и исторического контекста не представляется возможным, поскольку музыкальные жанры, песни и поэзия в Японии это всегда духовная рефлексия на исторические, культурные, религиозные события.
Поэтому сосредоточившись на музыке, для более полного представления ее исторической динамики, мы предлагаем рассматривать её в определенном историко-культурном контексте. Тем более, что именно так история японской традиционной музыки представлена на японском сайте национальной музыкальной традиции страны восходящего солнца jtrad.columbia, материалы которого послужили основой для авторского перевода и создания данной статьи.
Итак, историю становления и развития традиционной японской музыкальной культуры условно можно разделить на несколько этапов: Древний период
(доисторический – 1185 г.н.э., конец эпохи Хэйан)
Средневековый период
(1185 г. – нач. XVII в., начало эпохи Эдо)
Раннее Новое Время
(эпоха Эдо 1600 – 1868 гг.)
Период после реставрации Мейдзи
(с 1868 г. по наст. время)
Каждый период уникален своими песенными формами, вокальными произведениями, стилевым разнообразием и инструментальным звучанием. Традиционная японская музыка до сих пор сохраняет преемственность древним японским музыкальным традициям, являя собой бесценное мировое культурное наследие.
Главные темы в содержании фольклора
В японском фольклоре наблюдается влияние двух религий: буддизм и синтоизм. Основные темы японских преданий – сверхъестественные персонажи, духи, животные с магическими способностями. Также важной частью фольклора являются поучительные истории о благодарности, жадности, грустные повести, остроумные притчи и юморески.
Задача искусства – преклонение перед природой, задача музыки – стать частью окружающего мира. Поэтому композиторская мысль подчинена не выражению идеи, а передаче состояний и природных явлений.
Символы японской культуры
Первая ассоциация с Японией – сакура (японская вишня). В стране существует специальная церемония любования ее цветением – ханами. Дерево неоднократно воспето в японских стихах хокку. Японские народные песни отображают схожесть природных явлений с жизнью человека.
Не уступает в популярности сакуре журавль – символ счастья и долголетия. Неспроста японские искусство оригами (складывание фигур из бумаги) стало популярно во всем мире. Сделать журавлика означает привлечь удачу. Образ журавля присутствует во многих японских песнях. Другие символы также взяты из окружающего мира. Символизм японской культуры – символизм природный.
Основные песенные и танцевальные жанры
Как и у других народов, японская народная музыка претерпела эволюцию от древних магических форм до светских жанров. На становление большинства из них повлияло буддийское и конфуцианское учения. Основная классификация жанров японской музыки:
- религиозная музыка,
- театральная музыка,
- придворная музыка гагаку,
- народные бытовые песни.
Древнейшими жанрами считаются буддийские песнопения сёмё и придворная музыка гагаку. Темы религиозных песнопений: буддийская доктрина (када), догматы учения (ронги), паломнические гимны (гоэйка), хвалебные песни (васан). Музыка синтоизма – музыка для ублажения богов, короткие циклы песен и танцев в костюмах.
К светскому жанру относят придворную оркестровую музыку. Гагаку – ансамбль, заимствованный из Китая, исполняющий инструментальную (кангэн), танцевальную (бугаку) и вокальную (уатимоно) музыку.
Японские народные танцы берут начало в обрядовых действах. Танец представляет собой странные резкие движения руками и ногами, для танцующих характерны искривленные выражения лица. Все движения символичны и понятны только посвященным.
Существует два вида современного японского танца: одори – бытовой танец с резкими движениями и прыжками, и май – более лиричный танец, представляющий собой особую молитву. Стиль одори дал начало танцу кабуки, а в последствие и всемирно известному театру. Стиль май лег в основу театра Но.
Около 90% музыки страны восходящего солнца является вокальной. Важными жанрами народного музицирования являются песенный сказ, песни с сопровождением кото, сямисэна и ансамблей, ритуальные народные песни: свадебные, рабочие, праздничные, детские.
Известнейшей японской песней из числа народных жемчужин является песня «Сакура» (то есть «Вишня»):
СКАЧАТЬ НОТЫ —
Музыка бунраку
Театр бунраку (кукольный театр) также возник на основе популярных представлений и достиг расцвета в период Эдо. Представления сопровождаются речитативами дзёрури и аккомпанементом сямисэна. Сказители таю и музыканты располагаются на специальном помосте, отходящем от правой (со стороны зрителя) части сцены. Во время спектакля говорит или поет только сказитель, он отвечает за все роли и за основной текст. Сказитель исполняет свою партию в трех стилях: речь (котоба), сказ (дзиай) и пение (фуси). Эти стили чередуются, обычно диалоги исполняются в котоба, повествование ведется сказом, а особенно эмоциональные моменты выделяются пением. Рассказчик может выступать как один, так и в группе, повествование ведется и одним сказителем, и хором. Сямисэн вступает во время сказа или пения, а также в паузах. Существуют особенные обозначения героев определенными мелодиями, поэтому по проигрышу сямисэна можно понять, какая кукла сейчас войдет и какой у нее характер. Звуки сямисэна передают эмоции героев, подчеркивают характер происходящих событий, выделяют определенные кульминационные моменты.
Музыкальный инструментарий
Почти все предки японских музыкальных инструментов были завезены на острова из Китая или Кореи в 8 веке. Исполнители отмечают лишь внешнее сходство инструментов с европейскими и азиатскими образцами, на практике извлечение звука имеет свои особенности.
Кото – японская цитра, струнный инструмент, олицетворяющий дракона. Корпус кото имеет вытянутую форму, и если смотреть со стороны исполнителя, справа находится голова священного животного, а слева – его хвост. Из шелковых струн извлекается звук с помощью напальчников, которые надеваются на большой, указательный и средний пальцы.
Сямисэн – струнный щипковый инструмент, схожий с лютней. Применяется в традиционном японском театре Кабуки и является визитной карточкой японской культуры: колоритное звучание сямисэна в этнической музыке так же символично, как звучание балалайки в музыке России. Сямисэн – основной инструмент странствующих музыкантов годзэ (17 век).
Сякухати – японская бамбуковая флейта, один из представителей группы духовых инструментов, именуемых фуэ. Извлечение звука на сякухати зависит не только от потока воздуха, но и от определенного угла наклона инструмента. Японцам свойственно одушевлять предметы, и музыкальные инструменты – не исключение. На приручение духа сякухати может уйти несколько месяцев.
Тайко – барабан. Инструмент был незаменим в военных действиях. Определенная череда ударов по тайко имела свою символику. Исполнение на барабанах зрелищно: в Японии важна как музыкальная, так и театральная сторона выступления.
Поющие чаши – особенность музыкального инструментария Японии. Аналогов практически нигде не встречается. Звук японских чаш имеет целительные свойства.
Поющие колодцы (суйкинкуцу) – еще один уникальный инструмент, представляющий собой зарытый в землю перевернутый кувшин, над которым размещается вода. Через отверстие в донышке капли попадают внутрь и издают звуки, напоминающие колокольчик.
Музыка кабуки
Театр кабуки возник в XVII веке, и в представление входили танцы, которые потом выделились в отдельный жанр сценического искусства нихонбуё. Музыка кабуки включает 4 основных жанра музыки для сямисэна: гидаю, произошедшее из сказового жанра дзёрури, токивадзу и киёмото, – другие стили дзёрури, нагаута – лирические песни, исполняются в танцевальной части, кагэ-баяси – музыка, исполняемая вне сцены ансамблем для нагаута и многими ударными инструментами. Музыканты, не входящие в кагэбаяси, располагаются на сцене и относятся к дэбаяси (музыка на сцене) Также присутствует ансамбль хаяси из трех барабанов и одной флейты. На сцене располагается ансамбль для нагаута, перед ним – ансамбль хаяси, а перед ним происходят танцы. Сказители располагаются на возвышенной платформе слева, а музыканты киёмото и токивадзу – дополнительных платформах по обеим сторонам сцены. В специальном помещении, загороженном от зрителя, находится ансамбль кагэ-баяси, где особенно много ударных (трещотки, гонги, колокольчики) и духовых инструментов. Этот ансамбль исполняет звуки падения дождя, снега и создает другие необходимые звуковые эффекты. Также деревянные трещотки, оповещают о начале и конце спектакля. Их отрывистые звуки повторяются в ритме стаккато. Деревянные трещотки используются также в качестве одного из ударных музыкальных инструментов во время действия спектакля.
Стилевые черты японской музыки
Ладовое строение японской музыки в корне отличается от европейской системы. За основу берется звукоряд из 3, 5 или 7 тонов. Лад не является мажорным либо минорным. Интонирование в народной музыке Японии необычно для уха европейца. Пьесы могут не иметь регулярной ритмической организации – часто меняется размер, ритм и темп. Строение вокальной музыки ориентируется не на пульс, а на дыхание исполнителя. Именно поэтому она хорошо подходит для медитации.
Отсутствие нотной записи – еще одна особенность музыки Японии. До эпохи Мэйдзи (т.е. до прихода в страну европейской модели записи) существовала система обозначений в виде линий, фигур, знаков. Они символизировали нужную струну, аппликатуру, темп и характер исполнения. Конкретные ноты и ритм не прописывались, и мелодию было невозможно сыграть, не зная ее заранее. Из-за передачи фольклора из поколения в поколение в устной форме многие знания были утеряны.
Минимум динамических контрастов – стилевая черта, выделяющая японскую музыку. В ней нет резких переходов от форте к пиано. Умеренность и легкие варьирования динамики позволяют добиться характерной для востока выразительности. Кульминация в японской традиции приходится на окончание пьесы.
Японская музыка в военные и послевоенные годы
С 1941 г. исполнением западной музыки занимался, в основном, Токийский симфонический оркестр. В 1945 г. он был переименован в симфонический оркестр Тохо, Новый симфонический оркестр стал оркестром NHK (Japan Broadcasting Corporation), и стало появляться множество других симфонических объединений.
Также появляется движение рабочих Роон за приобщение рабочего народа к музыкальной культуре.
Японские композиторы этого времени, сочиняя оперы, берут за основу и японские сказания и буддийские предания.
В 1951 г. в NHK открывается музыкальная студия электронной музыки.
Создаются Японская ассоциация современной музыки, которая существовала и до войны под другими именами и каждый год организовывала фестивали, Ассоциация современных композиторов (1946), Синсэйкай (1946), Тидзинкай (1948) и экспериментальная студия Дзиккэн Кобокай (1949).
В 60-е гг. группа появились группы «Онгаку» и «Новое направление», выступающие за импровизацию, но многие группы сочиняли музыку для Оркестра Ниппония, состоящего из традиционных инструментов.
Иностранные музыканты стали снова посещать Японию с середины 50-х гг., и японские музыканты и композиторы также приобретали известность за границей.
В настоящее время западная музыка процветает в Японии. Преподавание, исполнение, музыкальная литература, изготовление инструментов, – все это теперь не уступает Европе. В Токио существуют шесть симфонических оркестров, и все виды западной музыки исполняются и сочиняются в Японии: от музыки Ренессанса и барокко до джаза, рока и других современных направлений. Противостояние между западной и традиционной музыкой сохраняется, но выражено не так явно, как это было ранее.